Теперь скажем об их настоящей вере. Алеуты, так как и кадьякцы и американцы (крещенные) наши, – суть греко-российского исповедания, которое они приняли от русских. Алеуты по всей справедливости могут быть названы примерными христианами. Потому что лишь только они приняли христианство , тотчас оставили шаманство, и не только его, но и самые признаки оного, как-то: личины, маски и проч., которые они употребляли при плясках и шаманствах, и даже самые песни, напоминающие что-нибудь или сколько-нибудь их прежнюю веру и обряды – все оставлено, и оставлено без всякого принуждения. Первый просветитель или креститель иеромонах Макарий, – (член Кадьякской Миссии), посланный к ним от Кадьякской Миссии в 1795 году для этого, – отнюдь не употреблял каких-либо насильственных мер для того, чтобы окрестить их, да он и не имел ни надобности и ни средств употреблять их; потому что алеуты охотно принимали новую веру. Лучшим доказательством этому может быть то, что о. Макарий переезжал с места на место и, отправляясь в дальние селения, не имел при себе никого для своей безопасности, кроме одного русского для прислуги. Те же самые алеуты перевозили, питали и берегли его, которых он должен был крестить. И с того времени и поныне, алеуты одинаково набожны и привержены к религии. Они очень охотно собираются на молитву везде, где отправляется богослужение, и особенно – когда посещает их священник. При службах, или на молитве, они стоят с благоговением и удивительною (как говорят) твердостью, ни при каком случае не озираясь назад, или в стороны, и не переступая с ноги на ногу, сколь бы ни была продолжительна служба, так что по выходе их из церкви, смотря по их следам, почти можно перечесть, сколько их было в церкви. И хотя они очень немного понимают церковного чтения, но во все продолжение службы стоят с неослабным вниманием. Все требуемые от них религией обязанности они исполняюсь с полною охотою и точностью и, очень многие, с благоговейным страхом и смирением, так что во все мое пребывание там не было ни одного нерадивого. Я уже не говорю о том, что они строго соблюдают посты, когда следует, потому что им ничего не значит не есть два-три дня. Но ничто не утешало меня и не радовало столько, как их усердие или, лучше сказать, жажда к слышанию слова Божия, которая так велика, что, утвердительно скажу, скорее ослабнет и утомится самый неутомимый проповедник, чем – их внимание и усердие к слышанию проповеди . Это я могу доказать собственным опытом, например: по приезде моем в какое-либо селение 97 , тотчас все оставляли свои (т. е. не компанейские) дела и занятия, как бы они ни были важны в отношении к ним, и даже самые заботы о запасении и приготовлении дневной пищи, и собирались ко мне по первому знаку, и все и каждый с удивительным вниманием слушали мои поучения, не развлекаясь ничем, забывая все, и даже, можно сказать, самые нежные матери в это время делались почти бесчувственны к плачу детей своих, (которые никогда не были вносимы в таковые собрания).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Потом епископ испытал учеников местной церковно-приходской школы на знание ими Закона Божьего. Пополудни священнослужители на буксируемой шлюпке отправились к «Новому Валааму» – последнему месту трудов преп. Германа Аляскинского. Там в часовне Сергия и Германа Валаамских 174 еп. Тихон совершил панихиду по монахам Иоасафу и Герману и по иеромонаху Никите 175 . «После панихиды Его Преосвященство тщательно осмотрел все церковные вещи, причем особенное внимание обратил на камилавку, которая, как сообщают, осталась от блаженного Германа, – и здесь же вручил ее о. Т. Шаламову для хранения в Кадьякской церкви. По дороге из часовни заходили на место бывшей келии о. Германа; были также и в келии (маленькой) иеромонаха Никиты, где нашли немало старинных церковных книг, которые и были сданы о. Шаламову, для хранения при архиве Кадьякской церкви. Около 9-ти часов вечера мы уже возвратились в Кадиак» 176 . 29 июля/10 августа 1899 г. В первой половине четверга Тихон инспектировал опекавшиеся Аляскинским духовным правлением Иоасафовскую церковно-приходскую школу и Германовский приют для мальчиков. После обеда епископ побывал на острове Лесном 177 , расположенном в одной миле от Кадьяка. «В здешнем Благовещенском храме Преосвященный совершил молебен Божией Матери в присутствии почти всех прихожан, которым выяснил в поучении радость праздника Благовещения и раздал каждому по иконке. В селении Лесном кроме православной церкви есть еще баптистская, – а при ней школа с приютом, в котором, к сожалению, воспитываются (в сектантском духе, конечно) и дети православных из разных мест Аляски. Владыка посетил этот приют и долго беседовал с заведующим приютом Rev. Call по вопросу о воспитании православных детей в их приюте 178 . Самых детей, к сожалению, не пришлось нам видеть: по заявлению заведующего приютом, они были посланы в то время собирать ягоды» 179 . По возвращении в Кадьяк Тихон встретился с некоторыми прихожанами и с Вашборном, агентом «Alaska Commercial Со». 30 июля/11 августа 1899 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Шелихов встал во главе монопольной торговой российско-американской компании с товарищами-учредителями Голиковым и Мельниковым. В целях распространения христианства он просил назначить проповедников на острова и вместе с товарищем Голиковым обещался не только доставить членов миссии к месту пребывания, но и содержать их за свой счет. Вследствие просьбы компанейцев из С.-Петербурга была снаряжена миссия из восьми лиц, во главе с архимандритом Иоасафом Болотовым. 24 февраля 1794 г. миссионеры прибыли в Иркутск, а с вскрытием Лены отправились в дальнейший путь. По прибытии на место, двое из членов миссии – иеромонахи Ювеналий и Макарий проявили особую ревность в деле распространения христианства на острове Кадьяке и прилегавших к нему местностях до Аляски. Они крестили всех, инородцев, с которыми встречались на своем миссионерском пути. Иеромонах Ювеналий запечатлел свою проповедь мученической кровью, будучи убит, по наущению шаманов. Макарий возвратился в Иркутск. Прочие миссионеры вместе с проповедью христианства совершали богослужение среди новокрещенных и обучали их детей начаткам веры и грамоте в кадьякском миссионерском училище. Главный покровитель миссионеров Шелехов не удовлетворялся миссией, во главе которой стоял только архимандрит. Он находил полезным для более успешного распространения христианства на острове Кадьяке и прилегавших к нему островах, начиная от Ситхупака и Афогняка, чтобы во главе кадьякской миссии стал епископ. Эта мысль так увлекла Шелехова, что он многое преувеличивал на возлюбленных им островах. Население островов ему представлялось чуть не в удесятеренном количестве – вместо пяти тысяч – пятьдесят тысяч. Следствием благочестивого увлечения Шелехова было его ходатайство перед правительством об открытии Кадьякской епархии в миссионерских целях. 1124 Впрочем, важность дела сама собой требовала особого внимания к далекой окраине, тем более, что находились исключительные покровители миссии, в лице компанейцев. Поэтому ходатайство Гр. Ив. Шелехова было удовлетворено, согласно представлениям с далеких островов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Багрянский Василий; сер. XVIII в., Москва - 8.06.1814, Иркутск), еп. Иркутский и Нерчинский. Из семьи священника. Обучался в московской Славяно-греко-латинской академии , где показал блестящие успехи в учебе. В 1766 г. из философского класса отправлен для продолжения образования в Лейденский ун-т. По возвращении в Россию был экзаменован особой комиссией, удостоен степени магистра и определен учителем философии в Новгородскую ДС. В 1776 г. принял монашеский постриг, был назначен префектом семинарии. С июля 1782 г. ректор Александро-Невской ДС и настоятель Зеленецкого во имя Св. Троицы мон-ря в сане архимандрита. В кон. 1783 г. переведен настоятелем в новгородский Антония Римлянина мон-рь и в 1784 г. назначен ректором Новгородской ДС (по др. данным, оба назначения состоялись в 1787). В 1788 г. перемещен в свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Вениамин (Багрянский), еп. Иркутский. Портрет. Нач. XIX в. (РГИА) Вениамин (Багрянский), еп. Иркутский. Портрет. Нач. XIX в. (РГИА) 9 дек. 1789 г. в церкви Зимнего дворца хиротонисан во епископа Иркутского. Особое внимание уделял миссионерской деятельности в епархии. В 1794 г. ходатайствовал о возведении настоятеля иркутского Вознесенского мон-ря в сан архимандрита для усиления торжественности служб в глазах новообращаемых. В 1796 г. к территории Иркутской епархии добавились Аляска и Алеутские о-ва. 10 апр. 1799 г. по полномочию от Синода В. единолично хиротонисал Иоасафа (Болотова) во епископа Кадьякского, вик. Иркутской епархии. Под рук. В. была преобразована Иркутская ДС, существовавшая с 1780 г. в непосредственном заведовании местного архиерея и только в 1800 г. получившая особого ректора. В семинарии архиерей поддерживал строгие порядки и режим, выше успехов в учебе ценил благочинное поведение и дисциплину. В. был инициатором прославления Иркутского еп. св. Иннокентия (Кульчицкого) , представил в Синод данные о совершаемых по молитвам к святителю чудесах. 29 янв. и 3 марта 1801 г. вместе с присланным от Синода Свияжским еп. Иустином (Вишневским) В. свидетельствовал почивавшие в Вознесенском мон-ре останки еп. Иннокентия, обретенные нетленными. «Объявления» разных лиц о чудотворениях святителя были признаны «неложными». По указу Синода В. в 1803 г. вторично свидетельствовал мощи свт. Иннокентия и 9 окт. подтвердил свое заключение. 28 окт. 1804 г. имп. Александр I утвердил доклад Синода о канонизации еп. Иннокентия. 9 февр. следующего года В. торжественно перенес мощи новопрославленного святителя из склепа Тихвинской ц. в соборную церковь мон-ря. По отзывам современников, В. отличался «просвещенным умом, величавостью и важностью в приемах». Похоронен в иркутском Богоявленском кафедральном соборе, для к-рого по благословению В. были ранее отлиты 2 колокола (761 и 220 пудов).

http://pravenc.ru/text/150283.html

Краткая история Русской Православной Церкви в Северной Америке до т. наз. Детройтского Собора 1924 г. Возникновение Православия в Северной Америке относится к концу XVIII века. Святейший Синод, по просьбе будущего основателя Российско-Американской торговой кампании (осн. в 1798 г.), Г.И. Шелехова, отправил в 1793 г. православную миссию на Алеутские острова, входившие в состав Российской Империи. Согласно общим указаниям, данным митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом (Петровым), члены миссии были избраны из иноков Валаамской обители ее известным настоятелем, архим. Назарием. Средства на миссию дали тогда Г. И. Шелехов и Голинов. Миссия с осени 1794 г. начала свою работу на острове Кадьяке. В 1799 г. Свят. Синодом образована была Камчатская и Северо-Американская кафедра, и во епископы ее был хиротонисан в Иркутске архимандрит Кадьякской миссии Иоасаф (Болотов). После своего поставления, еп. Иоасаф, возвращаясь на Кадьяк на судне упомянутой кампании «Феникс», потонул во время кораблекрушения. Заместитель ему назначен не был. Восстановление епархии последовало в 1840 г. Император Николай I из трех кандидатов, представленных ему Синодом, утвердил незадолго пред тем принявшего постриг архимандрита Иннокентия (Вениаминова) , с 1823 г. в иерейском сане самоотверженно и успешно совершавшего миссионерский подвиг на Алеутских островах. Государь повелел именовать его не Северо-Американским и Камчатским, а Камчатским, Курильским и Алеутским. Хиротония состоялась 15 декабря 1840 г. в Казанском соборе в С.-Петербурге. В сентябре 1841 г. еп. Иннокентий прибыл в Новоархангельск (Ситху), где была учреждена его кафедра. Так, сто четырнадцать лет тому назад, началось существование новой русской епархии, частью которой стали тогдашние русские владения в Сев. Америке. В 1853 г. епископская кафедра была перенесена в Якутск; в 1857 г. – в Благовещенск. Викарием значился в то время епископ Новоархангельский. В 1867 г. императорское правительство продало Соединенным Штатам русские владения в Сев. Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ВЕНИАМИН (ПИТЕРСОН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Вениамин (Питерсон) Вениамин (Питерсон) (род. 1954 ), архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский ( Православная Церковь в Америке ) В миру Викентий Питерсон (Vincent Peterson), родился 1 июня 1954 года в Пасадине (Pasadena), штат Калифорния, США . Его семья принадлежала к северо-европейской евангелической традиции - по одной линии это были шотландцы " Плимутские братья " , по другой - шведы - лютеране . Впервые посетил православный храм в Лос-Анджелесе - это был русский Взысканский собор , где 27 апреля 1972 года он принял святое крещение и миропомазание. В 1978 году получил сертификат литургической музыки из Владимирской духовной семинарии в Крествуде , а в 1981 году выпустился из Владимирской семинарии со степенью магистра богословия . Служил регентом в приходах в Детройте (штат Мичиган) и Лос-Анджелесе, а также являлся главой Музыкального отдела Православной Церкви в Америке . 15 ноября 1987 года был рукоположен во диакона епископом Тихоном Сан-Францисским. Служил диаконом в своём родном приходе в течение следующих десяти лет, был заведующим приходскими образовательными и молодёжными программами. В 1988 году пострижен в рясофор епископом Тихоном, а затем - в малую схиму архиепископом Германом в Южно-Ханаанском Тихоновском монастыре . В 1991 году был возведён в сан архидиакона . 19 июля 1997 года рукоположен во иеромонаха епископом Тихоном Сан-Францисским. Был возведён в сан игумена . В 1999 году был переведён в Аляскинскую епархию . Вдобавок к другим обязанностям, настоятельствовал в Анкориджском Иннокентиевском соборе , а затем состоял административным деканом в Кадьякской семинарии святого Германа . В 2002 году был возведён в сан архимандрита . В январе 2004 года был переведён в Лос-Анджелесский Богородицкий собор и назначен секретарём Сан-Францисской и Западно-Американской епархии .

http://drevo-info.ru/articles/10541.html

Собор Архангела Михаила (Ситка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Святого Михаила Архангела — православный храм в городе Ситка (Аляска). Уникальный памятник российского присутствия на Аляске. Собор является кафедральным храмом епархии Ситки, Анкориджа и Аляски Православной церкви в Америке. Здание храма в 1962 году внесено в Национальный реестр исторических мест США и входит в список национальных исторических памятников Аляски. Содержание История [ править править код ] При обустройстве Новоархангельска А. А. Баранов предполагал создать здесь альтернативу Кадьякской православной миссии. Он просил, чтобы для выстроенной часовни была доставлена самая лучшая церковная утварь. Тогда же он просил для новой миссии священника. В 1813 году практически вся утварь, предназначенная для Новоархангельской часовни, была утрачена при крушении российского судна «Нева» у берега острова Баранова. Некоторые предметы были спасены; среди них была икона Архангела Михаила в серебряном окладе. Три года спустя, в 1816 году, в Новоархангельск прибыл первый священник — Александр Соколов. В 1834 году Русско-американская компания построила взамен старой обветшавшей часовни новую, освящённую также во имя святого Михаила Архангела. Постройка нового храма совпала с прибытием в Новоархангельск нового священника, отца Иоанна Вениаминова. В 1840 году, с возведением отца Иоанна, принявшего монашеский постриг с именем Иннокентий, во епископа Камчатского, Курильского и Алеутских островов, Новоархангельск стал одним из епархиальных центров. В первый же год епископства Иннокентия, он начал проектировать в Новоархангельске собор для новой епархии. Три года спустя, в 1844 году состоялась закладка храма. 20 ноября 1848 году собор Святого Михаила Архангела был освящён. Вид на Ситку и собор. Фото 1891 года Он был построен на средства, предоставленные Русско-американской компанией. Колокола были отлиты на местных литейных заводах, а епископ Иннокентий вручную собрал часы, которые были помещены в колокольню.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Архангел...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Герман Аляскинский декабря 1837 Прославлен Автокефальной Православной Церковью в Америке в 1970 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1970 г. Память празднуется 27 июля/9 августа (день прославления) Из Определения Священного Синода от 1 декабря 1970 г. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима , председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, о причислении к лику святых Автокефальной Православной Церковью в Америке преподобного старца Германа Аляскинского, канонизация которого была совершена 9 августа 1970 года. Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Включить святое имя преподобного старца Германа , сущего в лике святых, благодатию Божиею прославленных, в Православной Церкви в Америке просиявшего, в месяцеслов Русской Православной Церкви Преподобный Герман был уроженцем города Серпухова и происходил из купеческого сословия. До нас не дошли ни его мирское имя, ни обстоятельства его жизни до принятия монашества. В 16 лет он поступил послушником в Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом (в ней позже был настоятелем святитель Игнатий Брянчанинов) . Примерно через пять лет он перебрался в Валаамский монастырь, во главе которого стоял в то время игумен Назарий, в прошлом старец Саровской пустыни, наставлениями которого пользовался преподобный Серафим Саровский . На Валааме отец Герман принял постриг и получил благословение на подвиг безмолвия: большую часть времени он жил в лесной келии, а по праздникам приходил в монастырь на богослужение. В 1793 г. отец Герман был включен в состав Кадьякской миссии, организованной по инициативе основателя Российско-Американской Компании Г. И. Шелехова и митрополита Новгородского, Санктпетербургского и Олонецкого Гавриила для проповеди Евангелия среди жителей российских владений в Америке. 24 сентября 1794 г. Миссия прибыла на остров Кадьяк. Началась активная миссионерская деятельность ее членов как на Кадьяке и других островах, так и на самой Аляске. На острове Кадьяк под их руководством строится храм в честь Воскресения Христова. Отец Герман несет послушание эконома Миссии, работает в пекарне, разбивает огород. Однако плодотворная работа Миссии, принесшая быстрый успех, продолжалась недолго. В 1796 г. мученически погиб один из ее членов, иеромонах Ювеналий. В 1799 г., возвращаясь к своей пастве, во время шторма погиб начальник Миссии, незадолго до того рукоположенный епископ Кадьякский Иоасаф с двумя сотрудниками. Миссия лишилась самых деятельных проповедников. На отца Германа теперь легли обязанности и начальника Миссии. Кроме этого, после смерти Г. И. Шелехова среди

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приехав в Русскую Америку, свящ. Иоанн занялся географическими, этнографическими и лингвистическими исследованиями, к-рые легли в основу ряда его трудов. Первое место среди них занимают фундаментальные 3-томные «Записки об островах Уналашкинского отдела», за к-рые автор в 1841 г. был награжден Демидовской премией. Исследование содержит материал по истории, этнографии, лингвистике, минералогии, флоре и фауне Алеутских о-вов, а также архипелага Александра. Из материалов трехтомника сложились отдельные очерки «Население русских владений в Америке и разделение его», «Мифологические предания и суеверия колошей, обитающих на северо-западном берегу Америки», «Способности и браки алеутов» и др. Свящ. Иоанн выдвинул гипотезу, что алеуты были первым народом, населявшим Алеутские о-ва, и пришли туда из Азии. Путем опросов собрал данные о первых рус. поселениях на островах, привел статистические сведения о рус., креольском и об аборигенном населении Русской Америки. Отметил существенные сдвиги в материальной и духовной культуре алеутов и тлинкитов, вызванные рус. влиянием. Писатель И. А. Гончаров отзывался о «Записках...»: «...прочтя эти материалы, не пожелаешь никакой другой истории молодого и малоизвестного края. Нет недостатка ни в полноте, ни в отчетливости по всем частям знания: этнографии, географии, топографии, натуральной истории; но всего более обращено внимания на состояние церкви между обращенными… Книга эта еще замечательна тем, что написана прекрасным, легким и живым языком» ( Гончаров. 1986. С. 533). К др. крупным научным трудам свящ. Иоанна относятся «Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка» (в 1836 ркп. была послана в С.-Петербургскую АН; удостоилась положительной рецензии востоковеда Я. И. Шмидта и получила поощрительную премию АН) и «Замечания о колошенском и кадьякском языках и отчасти о прочих российско-американских, с присовокуплением российско-колошенского словаря». Свящ. Иоанн первым исследовал неизвестные лингвистике языки, изучил их грамматику. Его анализ показал, что алеутский язык сильно отличается от языков амер. индейцев и имеет родство с эскимосскими языками («языками гренландского корня»), в XX в. этот факт стал общепризнанным.

http://pravenc.ru/text/389619.html

После усиленных молитв к святому Герману о помощи Божией появилась возможность применить схему составления комбинированных шрифтов, основанных на уже существующих шрифтах для создания требуемых знаков. Технические подробности не так интересны, но суть в том, что Бог дал необходимые ответы в нужное время. К сожалению, многие копии, над которыми я работал, были трудночитаемы, поскольку оригиналы были повреждены и местами ничего нельзя было разобрать. Что было делать? Словари этих языков начала XIX века, напечатанные своим шрифтом, были мне недоступны, в 70-е годы XX века все аляскинские языки были переведены на латиницу. Я позвонил в Аляскинскую епархию, и меня направили к протоиерею Полу Меркульеву, известному лингвисту, свободно говорящему на алеутском языке. К моему удивлению, у него нашлось почти полное собрание аляскинских православных текстов, но, желая набрать их, я столкнулся с проблемой, о которой сказал раньше – некоторые знаки были нестандартными. То была воля небес – с их языковой практикой и моим знанием компьютера, сделав множество телефонных звонков, мы получили возможность набрать практически полный комплект всех известных православных текстов на алеутском, кадьякском алютик, тлингитском и юпикском языках. Эти тексты ныне доступны по адресу: www.asna.ca/alaska . Работая над этим проектом, моя жена за один день научилась набору славянскими шрифтами, не имея ранее подобного опыта (это само по себе чудесно), что чрезвычайно помогло при цифровой публикации текстов. Отец Михаил Олекса (автор книги «Миссионерская духовность Аляски», которая вдохновила меня на работу) также послал материалы на юпикском языке для транскрипции – эта работа началась 30 лет назад, но лишь сейчас вступила в цифровую стадию. Нам многие помогают: историки, учителя, архивисты, коренные жители Аляски, и особенно – молитвы и участие преосвященного Николая, епископа Ситкинского, Анкориджского и Аляскинского, ставшим источником постоянного ободрения. Совсем недавно Господь послал нам еще одно собрание рукописей, которые не были ранее опубликованы. Некоторые из них трудночитаемы, некоторые лучшей сохранности, и уже готовы к первой публикации. Одна рукопись – это проповедь, написанная собственной рукой святого Иакова (Нецветова), туда также входят переводы Евангелия и катехизиса. Видеть витиеватую рукопись святого Иакова, прикасаться к его буквам – это как прикоснуться к святым мощам. Это милость, которой мы недостойны, но которая нам, тем не менее, дается. Если будет воля Божия, многие из этих рукописей станут доступны в интернете по адресу www.asna.ca/alaska в ближайшее время.

http://pravoslavie.ru/41547.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010