Наконец, с опытным стариком Козьмой Училищевым доставлен был гроб; из гаванских никто не приехал – и еловские жители одни предали земле смертные останки своего старца. Так исполнилось последнее желание о. Германа, и затем ветер стих, и поверхность моря стала гладка, как зеркало. На другой день по смерти о. Германа бык его стал тосковать, с тоски ударился лбом об дерево и свалился мертвый на землю. В один вечер в селении Катани (на Афогнаке) виден был над Еловым островом необыкновенно светлый столб, досягавший до неба. Пораженные чудесным явлением, опытные старики, креол Герасим Вологдин и жена его Анна, сказали: «Видно о. Герман оставил нас!» – и стали молиться. Впоследствии они известились, что именно в эту ночь преставился старец. Этот столб видели с разных мест и другие. В тот же вечер, в другом селений на Афогнаке видели человека, поднимавшегося с Елового острова к облакам. Похоронив своего старца, над могилой его ученики поставили деревянный памятник. «Я сам видел его, – говорит Кадьякский священник Петр Кошеваров, – и теперь могу сказать, что он ни сколько не тронут временем, и как будто бы сегодня сколочен». Видев славную подвигами жизнь о. Германа, видев его чудеса, видев исполнение его пророчеств и, наконец, его блаженное успение, «вообще все местные жители, – свидетельствует преосвященный епископ Петр, – имеют благоговейное уважение к нему, как к святому подвижнику, и вполне уверены в его богоугождении». В 1842 году, через шесть лет по преставлении старца, плывя морем в Кадьяк и находясь в крайней опасности, высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ камчатский и алеутский, воззрев на Еловый остров, сказал в уме своем: «Если ты, о. Герман, угодил Господу, то пусть переменится ветер!» И точно, не прошло, кажется, и четверти часа, говорит высокопреосвященный 15 , как ветер им сделался попутный, и они благополучно пристали к берегу. В благодарность за избавление, архиепископ Иннокентий служил сам на могиле блаженного панихиду 16 . Побуждаемый желанием получить более подробные сведения о старце, а частью и подтвердить сведения, уже сообщенные, настоятель в том же 1864 году обратился с письменными просьбами к высокопреосвященнейшему Иннокентию, архиепископу камчатскому и алеутскому; к преосвященному Петру, бывшему епископу новоархангельскому, викарию Камчатской епархии, и к ученику монаха Германа, креолу Герасиму Зырянину.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—197— этому вопросу с детально разработанною организациею, так что на недостаток комиссий и предначертаний жаловаться нам совсем нельзя. Но часто позабыта, нам думается, в наше время другая область сил человеческих, которою по преимуществу живет и занимается Христова церковь – именно область человеческого сердца. Не поискать ли в этой области мер к поднятию религиозно-нравственного настроения современного общества? Думается нам, что поиски в этой области весьма не трудны – ибо эта область есть близ нас самих и близ наших пастырей. А вот и простой указатель для путешествия в эту область: каждый пастырь пусть как можно чаще, временно и безвременно, повторяет пастве своей: «братие! Порадейте о том, чтобы быть, а не именоваться только православными христианами!» Да и паства-то пусть почаще повторяет опыты применения к делу сего пастырского совета. Итак, православный читатель, не отправиться ли и нам по сему указателю как можно скорее в эту область? Авось тогда быстрее двинется вперед и братское дело в православной России! Н. Заозерский [Смирное А.П.] К столетию Православной Церкви в Америке. (По поводу издания Валаамского монастыря: «Очерк из истории американской православной духовной миссии». СПб., 1894)//Богословский вестник 1894. Т. 4. 10. С. 198–212 (2-я пагин.). —198— К 25 дню Сентября текущего года – дню празднования столетнего юбилея Православия в Америке, Валаамским монастырем сделан прекрасный подарок: «Очерк из истории Американской православной миссии (Кадьякской миссии 1794–1837) с приложением 1), портрета американского миссионера монаха Германа и его факсимиле; 2), вида на острове Кадьяке; 3), вида острова Елового; 4, – рукописи иеромонаха Гедеона и переписки – материалов для истории Кадьякской миссии, ранее не бывших в печати». Прекрасный подарок – этот очерк; тем более он ценен, что в приложениях к нему (стр. 121–292) напечатана переписка и рукописи – материалы для Кадьякской миссии еще не бывшие в полном виде напечатанными. С определенною ли целью, когда придет время праздновать столетний юбилей, преподнесть такой подарок, или нет – сказать не можем – но этот подарок, по-видимому, готовился еще с 1822 года различными духовными и светскими очень заботливыми руками (стр. 129:131, 153:164–166:170–186) и наконец теперь преподнесен Валаамом Кадьяку.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ясным доказательством их недоверия к Русским или к познаниям Русских и вместе неимения Христианской веры служить то, что в страшную для всех Американцев наших годину посещения оспы, многие из здешних Алеутов гибли, но бегали, скрывались и не хотели принимать помощи от врачей, готовых помогать им: оттого из них погибла 3-я часть всего народонаселения, т. е. из 2,200 погибло боле 700, тогда как в Уналашке с радостью принимали помощь и по возможности содействовали врачу: там из 1,200 померло только 80 человек, т. е. но более, как 15-я часть, и то оттого, что тем несчастным не успели подать помощи. Более ничего не могу сказать о Кадьякской Церкви, за неимением сведений; но можно полагать, что если Кадьякцы еще не имеют такого усердия к Вере, как соседи их Алеуты, то это не от упорства или жестокосердия, но оттого, что немного слышали о Христианстве, потому что все Кадьякцы, жившие в мое время в Ситхе без всякого принуждения исполняли общую обязанность очищения совести, и на исповеди многие из них говорили разумно и не без чувства; особенно те из них, которые имели случай слышать что-нибудь от покойного отца Германа (Монаха Кадьякской Миссии, о коем сказано выше); и потому для блага Кадьякской Церкви остается только желать лучшего устройства оной. 3. Уналашкинская Церковь Уналашкинская Церковь , по внутреннему состоянию членов ее, есть одна из лучших Церквей в Америке: число Христиан, составляющих ее, есть ныне 1751. В том числе 42 Русских и детей их, 212 Креолов, а остальное число 1497 заключает в себе Алеутов, известных под именем Лисьевских. О Русских и говорить нечего по малому числу их, и тем более, что дети их по большей части в отношении религиозном походят на Креолов; а Креолы здешние в религиозном духе почти нисколько не разнятся от Алеутов, и даже некоторые, будучи просвещеннее последних, гораздо выше их; а потому под названием прихожан Унадашкинской Церкви, я буду разуметь тех и других. Прошу снисхождения, если в отношении к здешней Церкви стану может быть говорить пространно от избытка сердца, и, хотя Церковь эта теперь уже не мой приход, но, признаюсь, я никогда не забуду ее добрых чад.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

В 1747 и 1748 годах, один из членов камчатской миссии, иеромонах Иоасаф крестил 56 курильцев на двух ближайших островах 622 . Мещанин Глотов, открывший Лисьи острова в 1759 году, окрестил сына одного из начальников здешних алеутов, который, в Камчатке получив христианское образование и власть Тоэна, по возвращении на родину много способствовал своим примером и влиянием к распространению христианства. На острове Кадьяке христианство явилось уже при Шелехове, основателе Американской Компании. Первоначально грек Деларев, бывший директором торговой компании, в долговременное пребывание на Кадьяке, своим благоразумным и кротким поведением снискав доверенность и любовь островитян, удобно распространял между ними христианство 623 . Биллингс в своих путевых записках свидетельствовал, что Деларев не позволял никого из островитян принуждать к христианству, напротив старался убеждать всех к принятию истинной веры. Потому, очень много обитателей и было крещено. Деларев основал школу для островитян, и все дети, учившиеся в сей школе, сделались христианами; их примеру последовали многие женщины. Богослужение, которое совершали благочестивые русские промышленники, привлекало других. Вследствие прошения Шелехова, заботившегося о распространении христианства в РоссийскоАмериканских владениях, составлена была по Высочайшему повелению 624 миссия из монахов под начальством архимандрита Иоасафа Болотова, для проповеди слова Божия островитянам, приобретаемым под Российскую Державу. Миссия отправилась из СанктПетербурга в 1793 году, и через год, прибыв в Кадьяк, построила там церковь . В 1795 году иеромонах Макарий, отправленный в Уиалашкинский архипелаг, в продолжение одного года, начиная от островов Шумахинских до Четырёхсопочных, без всяких насильственных средств крестил всех алеутов, не крещённых прежде его прибытия туда. В том же году, иеромонах Ювеналий перешёл на Аляску, запечатлел своё апостольское служение мученической смертью от рук дикарей, вооружённых против него привязанностью к многожёнству и к детям, которых хотели отдать для обучения на Кадьяке; проповедник слова Божия не прибёг к защите оружия. Отдельная деятельность прочих членов Кадьякской миссии ограничивалась богослужением и обучением детей. В 1805–1806 годах находившийся на Кадьяке иеромонах Гедеон перевёл на тамошнее наречие Молитву Господню для церкви и школы. Со смертью инока Германа в 1837 году кончились отдельные действия членов Кадьякской миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковь ныне, почти в каждое богослужение полна, а в праздничные дни она не вмещает богомольцев. Все, а особливо Алеуты, стоят в церкви чинно и с должным вниманием и благоговением. К сему надлежит прибавить, еще то, что дьячок здешний, приехавший со мной из Иркутска, со всем усердием занялся изучением кадьякского языка, и с такими успехами, что он уже очень много понимает из разговоров Алеутов, и такая его ревность и способности ручаются, что он скоро узнает язык совершенно и переведет несколько книг Священного Писания . Итак, благодарение Господу Богу за такую Его милость! Но нельзя не отдать должной справедливости, во-первых, нынешнему священнику здешней церкви Петру Литвинцеву, который, не смотря на свое слабое чахоточное здоровье, со всем усердием и истинной апостольской ревностью действует для спасения заблудших своих братий, во-вторых, г. Правителю Кадьякского отдела Иннокентию Костромитинову, который, также с полным усердием и всеми зависящими от него мерами содействует священнику, а также и дьячку Илье Тыжнову, который при скромной и благочестивой жизни своей, с такой ревностью занимается изучением языка на пользу церкви. По делам церкви найдена совершенная исправность: метрики и росписи целы, ризница и утварь хранятся в чистоте и по местам приличным; но приходо-расходных книг еще нет, ибо до сего времени капитал церкви быль в ведении Американской компании. Для утверждения же благочестия в жителях Кадьяка священнику сказано, чтобы он в праздничные дни до обедни созывал всех детей обоего пола от 5 лет и далее и учил их обязанностям их, соразмерно их возрасту; и не только учил, но и требовал бы исполнения от них, побуждая к сему и лаской и похвалами, а непослушных наказывал замечаниями, выговорами; нерадивых же и упорных ставил бы на колени в церкви при всех. Кадьякский приход, как выше сказано, есть один из обширнейших приходов в Америке, чтобы быть во всех селениях надобно проехать более 2000 верст; и оттого священник здешний не только не имеет возможности обратить внимание свое на дикарей, не числящихся в переписи, но даже и в два года не может посетить всех тех, которые принадлежат к его приходу; а потому необходимость требует (кроме отделения Нушегака, который отныне составлять будет особый приход) Кадьякский приход, разделить, по крайней мере, еще на два; для сего нужно или устроить особую церковь где-либо в селении, находящемся в значительном расстоянии от нынешней церкви и иметь при ней особый причт, или другого священника иметь в Кадьяке.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Иоасаф, принявши хиротонию, в том же 1799 году отправился из Иркутска к месту своего назначения, со свитою в 12 человек и с богатою, – как предание гласит, – ризницею. Путь свой на пространстве Сибири до Охотска совершил он благополучно. В Охотской же гавани путники сели на компанейский корабль «Феникс» и пустились в море. Что деялось с ними на море, что испытали они, где и как погрузился в морскую бездну корабль их – остается совершенно неизвестным. Ибо из бывших на «Фениксе» не спасся ни один человек 67 . Впрочем, с довольною вероятностию, можно полагать, что несчастные плаватели погибли у самой цели плавания своего, т. е. у берегов острова Кадьяка, долженствовавшего быть резиденциею архиерея. Мысль эта подтверждается тем, что на Кадьяк неоднократно выбрасываемы были морскими волнами свечи, воск и обломки разных вещей, имевших церковное назначение. Роковое событие ужасом поразило Сибиряков, так как в виду их делались все снаряжения, и из них по преимуществу слагались свита Иоасафа 68 . А что чувствовал при лютой вести начинатель дела – Шелихов? Она стрелою должна была отозваться в душе его. Всякая мысль о Кадьякской миссии была брошена, обычные действия миссий отодвинулись назад и даже приостановились, будто громом пораженные. Местности же, предназначавшиеся для Кадьякской епархии паки вошли в состав Иркутской паствы и не отделялись от нее, наравне с прочими Российско-Американскими островами, до 1840 года. Шелихов, в годину постигшего его испытания, еще далек был от старости. Но силы его вскоре стали ослабевать, и он скончал течение жизни своей на 48 году. Кончина именитого гражданина сего последовала в Иркутске. На место погребения его в Иркутском Знаменском монастыре, за алтарем соборной церкви, указывает великолепный надгробный, из белого мрамора, памятник 69 . Памятник сей украшен рельефными портретами покойного и многими мореходными атрибутами, начиная от якоря. К тому все стороны его покрыты надписями, не лишенными интереса. И потому предлагаю их любознательному читателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Пока плыли эти письма за океан, из г. Калуги в 1865 году получено было Валаамским игуменом письмо от Семена Ивановича Яновского. В этом письме г. Яновский объяснил, что он лично знал «бывшего монаха Валаамского монастыря о. Германа, почтенного святого мужа, великого подвижника», сохранил у себя два письма, «как драгоценность от св. старца, бывшего его наставника, которого память для него священна», и предлагал доставить о. игумену как названные два письма, так и некоторые интересные сведения о жизни старца. Началась переписка: доставлены сведения о старце, «составленные от души, со старанием, как бы получше и повернее», и вместе с тем разъяснялось, что сообщивший их С. И. Яновский с 1817 по 1821 год был главным правителем всех российско-американских колоний, и что теперь, по его выражению, «он болезненный старец, 77 год ему, стоит на краю могилы, и почему знать, может быть, Господь и жизнь его длил, чтобы передать сведения о жизни старца». Затем на письма о. игумена, отправленные за океан, в 1867 г. получены ответы. Высокопреосвященный Иннокентий подтвердил сущность чудесного избавления его от потопления по молитвам о. Германа, о котором избавлении сообщил, между прочим, сведения помянутый богомолец Валаамский; а преосвященный Петр доставил сведения, которые, как он сам подтверждает, по его поручению собирал и писал кадьяковский житель Константин Ларионов, достойный доверия. «Я не знаю, – писал при этом преосвященный о. игумену, – доставит ли вам кадьяковский креол Герасим Зырянов какие-нибудь сведения об отце Германе; а я со своей стороны поручал кадьякскому священнику и кадьякскому уроженцу, креолу Константину Ларионову, написать мне все, что они знают или от других слышали об о. Германе. Что мог собрать, то при сем препровождаю к вам». Так неожиданно собраны были на Валаам вполне достоверные, сведения о жизни о. Германа. Из этих сведений составлено было здесь его жизнеописание, которое было окончено и читано в присутствии о. игумена и старцев в самый день памяти о. Германа 13 декабря 1867 года, ровно через тридцать лет после его смерти, чем во всей точности исполнилось пророчество старца, что через тридцать лет его вспомнят. Монах Антоний

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стоит заметить, что многие из крещеных аборигенов становились верными и, как говорит святитель Иннокентий, примерными христианами. Среди них были и те, кто достигал вершин святости. Кадьякский эскимос Чукагнак, в крещении Петр, принял мученическую смерть в испанской миссии в Калифорнии, отказываясь принять католичество. Жителю острова Акун алеуту Спиридону Смиренникову после крещения являлись ангелы, которые учили его вере и благочестию в течение 30 лет, когда остров не посещали священники. Сохранился подлинник рапорта святителя Иннокентия, в бытность его священником на Уналашке, епископу Иркутскому, где это подробно описано. Этот рассказ был с интересом воспринят в столицах, о нем упоминали святители Филарет Московский и Феофан Затворник. Местные жители не только сами принимали христианство, но и убеждали своих соотечественников креститься, собирали их по воскресеньям и праздникам и сами без священника читали молитвы. До 1820-х годов молитвы читались по русским молитвословам. После того как святитель Иннокентий совместно с алеутом Иваном Паньковым создали письменность для алеутов, местные уроженцы не только стали охотно учиться грамоте, но и помогали миссионерам переводить молитвы, поучения, богослужебные тексты, Священное Писание. Наиболее существенную помощь оказали аляскинские креолы, отцы которых были русскими, а матери — туземками. Креолы были билингвами и смогли найти в языках коренных народов Аляски наиболее близкие по смыслу слова для передачи церковных текстов. В Отделе рукописей Библиотеки Конгресса имеется письмо креола Константина Ларионова, в котором он поясняет особенности употребления отдельных слов, использованных при переводе молитв и поучений на кадьякский язык. Это очень интересный документ. Так что без участия самих автохтонов труды русских миссионеров не имели бы такого успеха. — Какими были отношения между миссионерами и промышленниками Русской Америки? — При отправлении первой духовной миссии Екатерина II уполномочила миссионеров представлять государственную власть. В частности, они должны были наблюдать за деятельностью промышленников и заступаться за притесняемых. Но в действительности все зависело от местной администрации, которая обеспечивала миссионеров всем необходимым для их жизни и деятельности. В 1790 году правителем русских поселений компании Шелихова-Голикова был назначен купец Александр Андреевич Баранов. Оказываясь свидетелями жестокого обращения служащих компании с туземцами, монахи-миссионеры старались утешать обиженных и заступаться за них перед правителем. Баранов же видел в этих действиях лишь попытки подорвать его авторитет среди местных жителей. Глава миссии архимандрит Иоасаф направил Шелихову письмо с резкой критикой действий правителя. Но письмо пришло в Иркутск, когда Шелихов скончался, и оно никак не поменяло положения дел. Став в 1799 году главным правителем Русской Америки, Баранов оставался на Аляске до 1818 года.

http://patriarchia.ru/db/text/3526722.ht...

Теперь остается только желать благовестника для Колош, а сему благовестнику – ревности и силы к возвращению Слова, и мы скоро увидим в отдаленных краях Америки народ новый, добрый, деятельный, сметливый и храбрый, –- народ, который будет возрожден чрез нас к жизни Благодати и гражданского образования. 2. Кадьякская Церковь Кадьякская Церковь , по числу Христиан, считающихся в ней, есть самая значительная, но по духу Христианства, надобно сказать с сожалением, есть последняя из всех Американских церквей. В Кадьякской Церкви числится всех Христиан 6,338, или по крайней мере столько числится под ведомством Кадьякской Конторы. В том числе: Русских 114 Креолов 400 Жителей на острове Кадьяке, т.е. Алеутов в 36 селениях 1,719 Жителей в Кенайском заливе, собственно Кенайцев в 29 селениях 1,628 Жителей по Аляксе, Аглегмютов и других в 15 селениях 2,006 Жителей в Чугацкой губе, Чугач в 6 селениях 471 А всего 6,338 Из сей табели видно, что такое большое число прихожан, живущих в 36 селениях, разбросанных по берегам Кадьяка, по обеим сторонам Аляксы и но заливам Кенайскому и Чугацкому, на протяжении более 1500 верст, весьма не благоприятствует тому, чтобы одному Священнику всех их утверждать и назидать в вере. И оттого в некоторых местах, особливо в Чугацкой Губе и на Северной стороне Аляксы, едва ли и был когда-либо Священник с тех порт, как был тем отец Ювеналий; а в последнем месте, т. е. на Северной стороне Аляксы, Аглегмюты едва ли еще и крещены, потому что отец Ювеналий к ним не дошел, а Кадьякский Священник там быть не мог. Теперь, не говоря о всех прочих Христианах, или только носящих таковое название, обратимся к жителям самого Кадьяка, то есть к тем, у коих с 1794 года началось постоянное пребывание Священников и у коих до 1837 года было не менее двух Духовных особь. Все бывшие в Кадьяке единогласно говорят, что тамошние Алеуты в церковь почти совсем не ходят; тайно и явно держатся своих шаманств, и обязанности свои в отношении к Церкви исполняют весьма немногие и почти только те, кои живут в главном селении.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

По ближайшем же рассмотрении местных обстоятельств оказывается, что иметь другого священника в Кадьяке менее полезно; ибо священники зимой оба должны жить вместе в Кадьяке, а летом оба путешествовать и почти вместе по одним м местам; и потому гораздо полезнее устроить где-либо особую церковь , с особым причтом. Место для церкви и пребывания священника по настоящему положению дел должно быть в Кенайском заливе, и там-либо в Николаевском редуте, где есть готовая часовня, или в том месте, где предполагается селение для русских, отслуживших Компанию; г. главный правитель полагает лучше в последнем. Посему я при отправлении моем в Камчатку просил его (так как он намерен был идти в Кенай) рассмотреть это дело на месте, и где он найдет за лучшее, сделать предварительные распоряжения к построению церкви и дома для священника; а я с своей стороны сделал распоряжения к приисканию священника 19 . При таковом разделении Кадьякского прихода, Кадьякскому священнику будут принадлежать живущие в Кадьяке на острове Унимаке и в Кенаях 2170 душ. Живущие же в Северном селении Аляксинцы до 75 душ, по близости расстояния и удобству сношений, будут принадлежать к Нушегакской церкви. Кенайскому священнику будут принадлежать жители залива Кенайского и Чугачи, живущие в Нучеке и на мысу до 1250 душ и кроме того живущие на Медной реке, так называемые Медновцы и другие дикие, живущие внутри Америки. Число душ, а следовательно и занятия священников кажутся довольно несоразмерны, и тем более, что из числа долженствующих принадлежать Кенайскому священнику ныне по (1842 год) крещеных находится не более 550 душ; но все это уравновесится расстоянием места, удобностью сообщений и числом селений; у Кадьякского священника самое большое число прихожан (1900 душ) живет на островах Кадьяке и Афогнаке, расстояние до самого дальнего селения не более 200 верст, а всех селений не более десяти; прихожане же Кенайского священника рассеяны более нежели на 1200 верстах, и число селений более тридцати. Кроме того на нем будет лежать обязанность обращать необращенных, и потому Кенайский священник должен быть вместе и миссионером. 2. Путешествие по Алеутским островам. (С 5 мая по 19 августа 1842 г., всего 105 дней). По предварительным сношениям с г. Главным Правителем и распоряжениям по Духовному Правлению и прочим частям духовного ведомства, 5 числа мая, в 10 часов утра, снялись с якоря и с помощью парохода, на бриге Охотск, вышли из гавани Ситхи и пошли в море. Находящаяся со мной свита состояла из иеродиакона, келейника (он же иподьякон и письмоводитель) и 4 певчих, а всего из 6 человек. Само собой разумеется, что располагать плаванием, т. е. куда идти прежде, когда и проч. не зависело от меня нисколько, кроме плавания с Атхи в Камчатку; ибо не для меня и не по моему желанию должно идти судно, но по делам Компании; впрочем, сколько было только возможно со стороны г. Главного Правителя было сделано по моему желанию и в плавании, и в помещении и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010