новый начальник Пекинской Миссии о. Флавиан лично отвез в Японию рукописные переводы, сделанные сотрудниками Миссии. Он же отправил в 1879 г. епископу Туркестанскому Александру «два тюка православных христианских книг, изданных в Пекинской Миссии» 141 . Четыре тюка книг были отправлены в 1880 г. епископу Камчатскому Мартиниану, который попросил прислать ему для местного населения книги на китайском, маньчжурском и корейском языках. Переводы на маньчжурский язык, осуществленные в свое время Липовцовым, были понятны амурскому населению 142 . В этой связи Нерчинско-заводский протоиерей Симеон Боголюбский в отчете о деятельности Амурской Духовной Миссии писал: «Прежде всего нужно было позаботиться о средствах духовного общения с маньчжурами. В этом помогла нам Пекинская Духовная Миссия. Чрез нее выписаны мною из Пекина в значительном количестве экземпляров Новый Завет на маньчжурском языке и разного содержания христианские книги на китайском. Евангелие на маньчжурский язык переведено бывшим членом нашей Пекинской Миссии Липовцовым, а издано Лондонским Миссионерским Обществом. Китайские книги большею частью переводы с русского нынешней Пекинской миссии. Как маньчжурские, так и китайские переводы оказались понятными для амурского, маньчжурского и китайского населения и ими-то и пользуется Амурская Миссия для распространения христианских понятий между живущими около Благовещенска язычниками» 143 . Члены Пекинской Духовной Миссии всегда очень тщательно подходили к работе над переводами богослужебной литературы, считая, что «своими переводами наша миссия отвечает нравственно-религиозным потребностям не только своих пасомых, но и родственных им японцев, а также корейцев, маньчжуров и китайцев, проживающих в Сибири» 144 . Во второй половине XIX в. Пекинская Духовная Миссия своей деятельностью способствовала установлению более тесных связей между русскими подданными, проживавшими постоянно или находившимися по служебным делам в различных частях Китая, духовно сплачивала разбросанную по обширной территории русскую общину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для бесприютных детей устроены два приюта. Для просвещения остяков, крещеных, но остающихся не наставленными в истинах Христовой веры, учреждена в томской епархии в 1896 году подвижная школа. Киргизская миссия, открытая в 1882 году в пределах томской епархии для семипалатинской области с целью обращения киргиз-магометан, сначала с подчинением алтайской миссии, а с 1895 года выделенная в самостоятельную, состоит из 9 станов и 22 человек, имеет 12 церквей и молитвенных домов, 6 школ с 800 учащихся и в 1898 году обратила в христианство 59 человек. В енисейской епархии существует 12 специально миссионерских приходов и 9 школ с 200 учащихся. Дело миссии здесь очень трудное, миссионерские приходы обнимают иной тысячу, а иной и пять тысяч квадратных верст. Не удивительно, поэтому, что здесь и у крещеных инородцев существует двоеверие, и миссионеры свидетельствует, что хотя шаманство и потеряло между инородцами прежнюю силу, как религиозный культ, теперь не яснее инородцы нередко и в настоящее время обращаются к шаманству: призывают во время болезни шамана, чтобы он отогнал шайтана – злого духа, участвуют в жертвоприношениях горным и водяным духам. В 1898 году крещено в енисейской епархии в туруханском крае 33 души. Обдорская миссия в тобольской епархии состояла из 7-и лиц и крестила в 1898 году 28 человек самоедов и остяков. И здесь миссионеры жалуются, что крещеные самоеды и остяки остаются в сущности язычниками и из 4.000 крещеных инородцев причащалось только 400 человек. Для инородцев тобольской епархии имеется два пансиона-школы, в Обдорске и при кондинской женской общине, с 23 учащимися, и еще пансион при тобольской семинарии с 16 учащимися. Камчатская миссия имеет 17 миссионерских станов, с причтом при каждом из священника и псаломщика, и 23 школы с 500 учащихся. В 1898 году миссия крестила 178 человек. Миссионеры особенно хвалят корейцев и жаловались на русских в этом крае, принадлежавших большею частью к отребьям общества. Иркутская миссия имеет 20 станов и 16 школ с 300 учащихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

(Деятельная миссия на Камчатке существовала под начальством архимандрита Иоасафа Хотунцевского с 1743–1761 годов.) Миссионерскими станами должны быть следующие пункты северо-восточной окраины Камчатской области: 1) Гижига, где живут и кочуют тунгусы, орочены, ламуты, коряки и чукчи. 2) Марково, где живут и кочуют коряки, тунгусы и чуванцы. 3) Дранка, где живут и кочуют коряки, тунгусы и камчадалы-олюторцы. 4) Палан, где живут и кочуют коряки, тунгусы и камчадалы. В настоящее время во всех 4-х указанных миссионерских пунктах находятся: священники, из коих два иеромонаха и два местных священника-камчадала. На первое время вполне достаточно этих приходских священников, чтобы сделать их и миссионерами. Приходам этим, состоящим из одного поселка с 12–20 домами оседлых камчадал (не говорящих по-русски), не только не будет ущерба, если их священники будут и разъездными миссионерами, но, напротив, явится возможность удовлетворить все духовные нужды их кочующей паствы. Церкви во всех 4-х приходах имеются, следовательно, только требуется увеличить оклад жалованья этим священникам до 1200 рублей в год каждому и по 600 рублей разъездных, а одного из этих миссионеров поставить начальником миссии, для того чтобы он мог ежегодно объезжать своих миссионеров, ревизовать их и собирать годовые отчеты миссионерских трудов. Начальнику миссии необходимо положить оклад жалования и разъездные всего в общей сумме 3000 рублей. Миссионерские станы наименовать по их селениям: 1) Гижигинский, 2) Анадырский-Марковский, 3) Дранкинский и 4) Паланский, а общее название миссии должно быть Камчатской. Псаломщикам миссионерских станов оклад жалованья положить по 500 рублей в год и на разъезды по 200–300 рублей ежегодно. Представляя Вашему Святейшеству сей доклад, дерзновенно умоляю – благоволите устроить Камчатскую миссию, в существовании каковой уже давно испытывается вопиющая нужда для спасения душ человеческих, изнывающих во тьме языческой. Вашего Святейшества нижайший послушник, миссионер Корякской походной миссии, благочинный XI округа, Камчатской области Иеромонах Нестор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Негативную информацию можно предупреждать, смягчать ее восприятие за счет правдивой подачи, создавать позитивный образ уничтожаемого «врага». 12. Апологетическая миссия (Из Концепции Миссионерской Деятельности РПЦ) Апологетическая миссия.Это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическими и иными неправославными учениями. Апологетическая миссия направлена также на противостояние прозелитической деятельности неправославных миссионерских объединений и отдельных «евангелизаторов». Для результативной работы апологетической миссии рекомендуется создать на епархиальном уровне структуру, которая изучала бы характер и методы прозелитизма религиозных объединений, действующих на территории конкретной епархии, выявляла степень их духовной и, по возможности, социальной опасности, а также своевременно, открыто, квалифицированно и объективно информировала об этом общественность. Для эффективного противодействия прозелитизму необходимо: актуализировать апологетическую и реабилитационную деятельность миссионерских учреждений; активизировать просветительскую деятельность каждого прихода для предотвращения появления сект и расколов. В настоящее время в России наиболее эффективным православным апологетическим проектом является РАЦИРС – Российская Ассоциация Центров Исследования Религий и Сект – организация, объединяющая региональные центры по проблеме тоталитарных сект. Ассоциация была создана в феврале 2006 года по инициативе руководителей региональных центров по изучению современного сектантства из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Твери, Екатеринбурга, Уфы, Саратова, Тулы, Петропавловска-Камчатского и других городов Российской Федерации. Президент РАЦИРС – А.Л. Дворкин. Целью и задачами ассоциации являются планомерный мониторинг деятельности на территории России новых религиозных движений и сект, аналитическая и исследовательская работа, оказание информационной и консультационной помощи и содействия федеральным, региональным и муниципальным органам власти, общественным организациям, СМИ в вопросах, касающихся деятельности различных религиозных объединений, в том числе, посредством издания собственных электронных и печатных СМИ, а также проведение независимых религиоведческих экспертиз. Пастырский взгляд на реабилитацию сектантов – положительный опыт и типичные ошибки

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/prakti...

Со времени своего основания Русская духовная миссия в Корее находилась в подчинении митрополита Петербургского, а в 1908 г. перешла в ведение епископа Владивостокского. Это подчинение сохранялось и в период существования Дальневосточной республики (1920-1922 гг.). Русская миссия в 1912-1930 гг. Когда в 1912 году архимандрит Павел принял епископский сан, на его место в Корею был назначен архимандрит Иринарх (Шемановский). К этому времени Корея была официально аннексирована Японией (1910 г.) В 1914 году о. Иринарх уступил место игумену Владимиру (Скрижалину). В 1917 г. в течение трех с половиной месяцев миссия была на попечении иеромонаха Палладия (Селецкого), но в том же 1917 году в Сеул прибыл архимандрит Феодосий (Перевалов). Число корейцев, обращенных в Православие, непрерывно увеличивалось и дошло до 500 человек. В 1913 г. Ким Люк, второй кореец, был рукоположен во диаконы. Он был российским подданным из Сибири и был воспитан в православной вере. (Скончался он в 1930 году). (В " нижнем " храме преп. Максима Грека (Сеул) хранится подлинник грамоты, извещающей о том, что " Павел, архиепископ Владивостокский и Камчатский, рукоположил в сан диакона Луку Кима в 11-й день августа 1913 года " .) Октябрьская революция 1917 года многое изменила в положении русских, живших в Корее. В Сеуле в первые послереволюционные годы оказалось немало россиян. Японские колониальные власти в целом относились к их присутствию терпимо. Ведь " белые русские " , во-первых, воспринимались как потенциальные союзники в борьбе с " красной Москвой " , а, во-вторых, просто вызывали человеческое сочувствие. В течение нескольких недель после занятия Владивостока Красной Армией, в Вонсан, наиболее близкий к Владивостоку корейский порт, прибыло 15 тысяч русских беженцев. Примерно половина из них тут же отправилась дальше в Китай, но около семи тысяч остались в Корее на несколько месяцев или даже лет. Японские и корейские благотворительные организации собрали пожертвования, которых хватило на то, чтобы как-то прокормить беженцев и помочь им с билетами на дальнейший путь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

академии, избранные для преподавания в школах для новокрещеных и письмоводства, В. Кочуров, П. Логинов, С. Никифоров, Ф. Серебряков, П. Грязной, А. Ласточкин и Д. Камшигин. 7 дек. 1742 г. Синод утвердил инструкцию для К. д. м., в которой, в частности, определил: «Никаких не употреблять насильственных мер к привлечению иноверцев к крещению, но располагать к тому кротким и постоянным убеждением и объяснением заслуг Искупителя» (Инструкция архим. Хотунцевскому//Приб. к Иркутским ЕВ. 1868. 50. С. 584). Положения инструкции отражали не только терпимость правительства, но и боязнь бунтов «инородцев», а также нежелание массовой христианизации Камчатки, т. к. язычники-кочевники платили ясак мехами, а крещеные получали право жить оседло в поселениях и заниматься земледелием. Помимо утвари, облачений и книг миссия была снабжена более чем 210 тыс. нательных крестов и 50 тыс. игл для подарков. Архим. Иоасаф добился повышенного жалованья для членов миссии (100-500 р. в год) и для камчатских причтов (40-80 р.). В 1744 г. миссионеры получили «хлебную дачу» крупой и мукой, местные власти распорядились выстроить для них дома, а для обучения детей - школы, выделить для перевода проповедей толмача из солдат. Охотский порт. Иллюстрация к 1-му изданию книги С. Н. Крашенинникова «Описание Земли Камчатки». XVIII в. (РГБИ) Охотский порт. Иллюстрация к 1-му изданию книги С. Н. Крашенинникова «Описание Земли Камчатки». XVIII в. (РГБИ) 9 авг. 1745 г. миссия достигла Камчатки, 13 авг. прибыла в Большерецкий острог. Первая школа была открыта уже 23 авг. 1745 г. Через 5 дней учителя разъехались в др. населенные пункты Камчатки. Школы начали работать в Большерецком, Верхнекамчатском и Нижнекамчатском острогах. В 1746 г. открылись школы в Шемячинском остроге, в 1748 г.- в Тигильском, Ичинском и Хайрюзовском острогах, в гавани апостолов Петра и Павла. Всего 15 школ, в т. ч. и на Курильских о-вах. Школы посещали 239 учеников, в большинстве своем дети местного населения. Эти учебные заведения готовили грамотных людей для работы в церквах, школах, приказах, в помощь промышленным людям и тойонам (местная знать).

http://pravenc.ru/text/1470157.html

Отношением от 19 января 1872 г. за Совет Православного Миссионерского Общества, в видах обсуждения правил 4 декабря 1861 г., признаваемых в вышеозначенном представлении Высокопреосвященного Иннокентия, представлении Преосвященного Парфения, архиепископа Иркутского, и записке бывшего начальника Алтайской миссии протоиерея Ландышева, стеснительными для успехов миссионерского дела, – просил Преосвященного Камчатского Вениамина сообщить, в какой мере правила 4 декаб. 1861 г. прилагаются к делу подлежащими властями при крещении инородцев Камчатской епархии, и со стороны Преосвященного последовал ответ от 26 апреля того же года за такого содержания: «На отношение Совета Православного Миссионерского Общества от 19 января 1872 г. за относительно препятствий ко крещению язычников со стороны Высочайше утвержденных правил 4 декабря 1861 года, честь имею изъяснить, что в Камчатской епархии они не составляют препятствия к обращению язычников, потому что здешние язычники, которыми занята Амурская миссия, по трактатам не русские, а китайские подданные и потому гражданское русское начальство не может считать своей обязанностью вмешиваться в дело обращения не русских подданных, а живущие в северо-восточном углу Азии чукчи сами не признают над собою власти русского начальства, да и живут так далеко от последнего, что никакой чиновник не согласится сопутствовать миссионеру для наблюдения за его действиями». 164 Настоящее представление последовало по содержанию рапорта Якутского Духовного Правления от 18 мая 1862 года за и в удовлетворение ходатайства Преосвященного Иннокентия Святейший Синод, – «принимая во внимание, что в отношении инородцев, населяющих Камчатскую епархию духовенством не могут во всей точности исполняться установленные правила при вступлении в брак лиц православного исповедания, как по кочевой жизни, которую ведут инородцы, так и по отдаленности их пребывания от церквей, – определил: предоставить Преосвященному, согласно его предположения, разрешать священникам Камчатской епархии венчать браки инородцев с соблюдением только тех из установленных правил, какие по местным обстоятельствам Его Преосвященством будут признаны возможными и удобоисполнимыми», о чем и послан указ от 13 февраля 1863 года за Эта практика браковенчания инородцев сохранилась в Камчатской епархии и до последнего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

«Камчатская земля, – говорит он, – сугубо злостраждет, что же де надлежит до начал и действ, тоже многоразлично. Едино зло есть язычество практическое, что сметенный сор российский, так как в ссылку сосланные древних вин память нынешними составляют и в деторождениях беззаконных распространяют. В христианском учении, подобно как и в нравах, таковые невежды, что хотя ко всякому сребролюбию и обманству склонны, однако же они в замерзание прирождения своего придя, отлучаются от прежнего и лучшему навыку не приметают. А кроме того, главнейшей невежественной тьмы, крайнейшие или, лучше сказать, подлейшие пороки обретаются: пьянство неистовое, убийство, сребролюбие и нелепость в собрании, необузданное желание к расточению, прелюбодейство понеже немногими во грех вменяется. Детям воспитания весьма нет. Одним словом заключить: земля она, как последняя в Азии, а по жителям ее истинно последняя; обманете и лжей во едино место совокупление и всех зол сходбище. Другое зло есть не феорийское, но простое и истинно же таковое, т. е. неверные народы суть простосердечны, справедливы, весьма правдивы, в обещаниях постоянны, странноприимны, трудолюбивы, боязливы, однако же не глупы. Когда что лучшее видят, то к тому аки быстрым потоком несутся, а к худому, хотя и с принуждением, но неохотно текут. Что же до суеверия языческого надлежит, суеверны они более от невежества, нежели безбожны. И когда приятно обличают их, то и самим себе безмерно кажутся смешны». До самого последнего времени это меткое определение доктора Штеллера совершенно соответствовало действительности. Очень мало хорошего видели камчатские туземцы от пришлого русского населения. Единственно, кто шел к диким племенам с любовью и лаской, это были немногие христианские миссионеры, проповедники святого Евангелия на краю земли. После упомянутых нами о. Мартиниана и о. Игнатия дело проповеди христианства на Камчатке сильно упало. Возродилось оно в 1743 году, когда начала свою работу Камчатская духовная миссия во главе с ее начальником отцом архимандритом Иоасафом Хотунцевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

И потому я в исходе декабря вместе с моею свитою, состоящею из диакона и 4 певчих, намерен отправиться в Якутск и пробыть там, если это будет от меня зависеть, не долее первых чисел апреля, дабы успеть приехать в Аян еще зимним путем, как более удобным. О чем Святейшему Правительствующему Синоду долг имею донести и покорнейше просить сделать распоряжение о выдаче мне надлежащих прогонных денег из Якутского казначейства, в случае если я не получу на требование мое оных из Камчатского казначейства. Аянский порт. 7 ноября 1851. 9 Донесение касательно сведений нужных для составления церковно-исторического описания епархии. 25 Во исполнение определения Святейшего Правительствующего Синода, состоявшегося 19 мая/6 октября 1850 года касательно собирания сведений, нужных для составления церковно-исторического и статистического описания епархии, сообщенного мне в отношении Духовно-учебного управления за от 21 октября 1850 года (которое мною получено в Охотске 25 февраля 1851 года), честь имею Святейшему Правительствующему Синоду донести: 1. Некоторые сведения об Американских церквах мною были представлены Св. Синоду еще в 1839 году (из коих большая часть были напечатаны в журнале Министерства Народного Просвещения); сведения сии по требованию настоящего дела должны быть дополнены событиями предшествовавшими и последовавшими со времени открытия епархии. Сделать последнее очень легко и будет сделано в свое время. Но чтобы дополнить представленные мною в 1839 году сведения предшествовавшими, а с теми вместе поверить и оныя, можно не иначе, как в С.-Петербурге или в Иркутске, т.е. пользуясь архивами Св. Синода или Иркутской Духовной консистории. То и другое для нас невозможно. В Кадьяке же, где была первая миссия, нет никакого архива, кроме нескольких циркулярных указов на имя преосвященного Иоасафа – викария Иркутской епархии. 2. Собрать сколько возможно полные сведения о церквах бывшей Охотской области также можно не иначе, как из архива Иркутской Духовной консистории, (ибо из оной при открытии Камчатской епархии поступили дела почти только судные и подобные). О камчатских же церквах многое можно собрать из архива тамошнего Духовного правления и хотя можно бы возложить на тамошнего священника Георгия Логинова, но как мне известно, что служивший в Камчатке 12 лет протоиерей (кандидат) Прокопий Громов и находящийся ныне присутствующим в Иркутской Духовной консистории собирал и собрал (для себя) все сведения из тамошнего архива и из других источников о Камчатских церквах, то я просил его не примет ли он на себя труд дополнить собранные им сведения из архива Иркутской консистории, сделать выписки из дел консистории о церквах Охотских и об основании и действиях Кадьякской миссии и проч. и все это привести в порядок, указуемый Св. Синодом. Протоиерей Громов в письме своем ко мне от 20 октября прошедшего 1851 года изъявил свою полную готовность заняться сим делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

По смерти Филевского специальная миссия бездействовала. Престарелый монах-миссионер стоял на краю могилы и ему было не до миссии. Был еще иеромонах Дамаскин в Охотске при капитане-командоре, но он постоянно находился в плавании. Имелся священник при ученой экспедиции адъюнкта Академии Штеллера, но тот был чисто случайным проповедником. При таком положении дела сама Охотская Канцелярия взялась за миссионерство и успела обратить 5 князьков, одного шамана и еще человек 50 обоего пола. Для больших успехов миссии требовались искусные священники, о чем в один голос писала и духовная власть, в лице Иркутского архиерея, и светская власть, ведавшая Сибирский Приказ. Штеллер также настойчиво писал Св. Синоду о необходимости прислать в Камчатку миссионеров и священников. При самых неблагоприятных условиях успех даже случайной миссии был заметен. Сам иностранец Штеллер, описавший Св. Синоду верования и язык камчадалов, принимал участие в миссии. В три месяца при нем крестились все неверные от устья Большой реки до р. Кигила на протяжении 600 вер. То же случилось в порте Петра и Павла. Все просили священников. Из Иркутска, которому была подчинена Камчатская миссия, священнослужителей не слали. Их там для себя не хватало; рады были ссыльным, но не запрещенным. По мнению Штеллера нужны были на первых порах пока три добрых, трудолюбивых и бесхитростных священника для всего дальнего Сибирского северо-востока – в крепость у Большой реки, в Верхний Камчатский острог и в крепость у р. Анадыря. Адъюнкт Академии много писал о необходимости заведения там школ и сам, в целях просвещения инородцев, открыл школу у Большой реки. Другая школа была заведена капитаном Чириковым в порте Петра и Павла. «Жатва готова, писал Штеллер Св. Синоду, а жателей-священников нет». Штеллер доносил вполне справедливо. Это можно видеть из того, что даже без настоящих миссионеров с 1733 по 1741 г. на Камчатке крещено – 878 чел., а именно в Болынерецке – 272 чел., в Верхнекамчатске – 497 чел., в Нижнекамчатске – 109 чел. К ним нужно прибавить 24 новокрещеных в Охотске – всего 902 чел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010