Принятие юрисдикции Московского Патриархата и церковный раскол в Шанхае Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 После крушения армий Колчака на Дальнем Востоке и атамана Дутова в Туркестане в 1919–20 гг. в Китай хлынула толпа русских изгнанников, бежавших через Дальний Восток и Среднюю Азию (некоторые источники называют цифры 500000 чел.) 1 . Были закрыты Посольство и Консульства Российской Империи. Прервалась связь с церковным центром — Москвой. Российская Духовная миссия в Китае, как и другие заграничные учреждения Русской Православной Церкви, временно подчинились Зарубежному архиерейскому Синоду на основании постановления Святителя Тихона Московского, Священного Синода и Высшего Церковного совета от 7(20) ноября 1920 г. Определением Зарубежного Синода была образована новая епархия — Пекинская и Китайская. Ее возглавил владыка Иннокентий в сане Архиепископа, а позднее — Митрополита Пекинского и Китайского. Таким образом, миссия, сохранив старое название, стала первой епархией на территории Китая. Были образованы викариатства в Шанхае во главе с епископом Симоном, будущим Начальником 19-й миссии, и Тяньцзине (позднее перенесено в Ханькоу) во главе с преосвященным Ионой, епископом Ханькоуским — в 1922 г. Духовная миссия стала правящим центром в этой епархии. Была образована также и Харбинская епархия, которую возглавил архиепископ Мефодий; на территории Маньчжурии оказались архиепископ Забайкальский Мелетий, архиепископ Камчатский Нестор, архиепископ Димитрий Хайларский. Епар­хия была непосредственно подчинена Зарубежному Синоду и не зависела от Пекина. Самоотверженная помощь беженцам из революционной России привела миссию к полному упадку. Лишенная денежных средств, лишенная помощи из России от Синода и правительства, от своих подворий в Москве и Петрограде, обремененная долгами, миссия пришла почти к совершенному разорению. Бывшее при Начальнике 18-й миссии, владыке Иннокентии, на недосягаемой высоте материальное положение миссии впоследствии пошатнулось и под натиском неприятелей владыки.

http://pravmir.ru/prinyatie-yurisdiktsii...

Поселение камчадалов. Иллюстрация к 1-му изданию книги С. Н. Крашенинникова «Описание Земли Камчатки». XVIII в. (РГБИ) Поселение камчадалов. Иллюстрация к 1-му изданию книги С. Н. Крашенинникова «Описание Земли Камчатки». XVIII в. (РГБИ) Опыт 1-й миссии выявил главную проблему в распространении Православия на Камчатке - наличие языкового барьера. Миссионерам необходимо было овладеть языками аборигенов, чтобы общаться с ними и совершать богослужения на понятном им языке. В то же время нужно было открывать школы и обучать рус. языку детей и взрослых. Такую задачу поставил Синод перед новой миссией. Определением от 22 дек. 1730 г. Сенат дозволил давать крестившимся льготу при выплате ясака на 10 лет. Было решено послать на Камчатку образованного священнослужителя. В 1732 г. посольство возглавил учитель Московской славяно-лат. академии игум. Варфоломей (Филёвский). Его миссия не достигла полуострова, но 200 букварей, к-рые везли миссионеры, все же попали на Камчатку. Серьезное влияние на становление Православия на п-ове Камчатка оказали и 2 научно-географические экспедиции В. Беринга - А. Чирикова (1725-1730 и 1733-1741). По итогам докладов в Сенате капитан-командора Беринга на Камчатку вновь была отправлена духовная миссия. Корабельные иеромонахи окрестили более 1,5 тыс. ительменов. В гавани, названной именами апостолов Петра и Павла (ныне г. Петропавловск-Камчатский), была оставлена корабельная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, в ней служил диак. Филипп Волков. XVIII в. Указом Сената от 2 янв. 1742 г. по инициативе еп. Тобольского и Сибирского Никодима (Сребницкого) на Камчатку направлялась новая миссия, главой которой 7 окт. 1742 г. был назначен иером. Иоасаф (Хотунцевский) , возведенный в сан архимандрита Камчатского. В миссию вошли иеромонахи Иоасаф (Свияжцев) из Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мон-ря , Пахомий из московского в честь Богоявления мон-ря , иеродиак. Александр из Донской иконы Божией Матери московского мон-ря , а также студенты Славяно-лат.

http://pravenc.ru/text/1470157.html

Указом 7 апреля 1748 г. Хотунцевский вызван был в Петербург. Сдав дела иеромонаху Пахомию, он 25 января 1751 г. явился в столицу. Здесь архим. Иоасаф сделал доклад 1 марта 1751 г. о том, что и особой Камчатской миссии не было нужды; членов ее он находил возможным оставить на месте в священнослужительских должностях. Вместо Камчатской миссии Хотунцевский особым докладом от 7 марта предлагал учредить Якутскую миссию, для обращения Якутов, из 23 лиц честных духовных персон и студентов Академии. Предложение его не осуществилось. Архим. Иоасаф вызван был в Петербург для постановления в епископы на место епископа Иннокентия II, скончавшегося 1747 г. 26 июля. Очевидно при выборе заместителя Неруновичу имели в виду опытного миссионера. Но Иоасаф почему-то не был назначен в Иркутск. Его назначили сначала ректором Московской академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря, затем 24 мая 1758 г. он был избран епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием Новгородской епархии, но 6 июня того же 1758 г. скончался. Через полмесяца (22 июня) специальная Камчатская миссия прикрыта. Дело миссии всецело возлагалось на Иркутского архиерея, который, ценя опытность иеромонаха Пахомия, оставил его в Камчатке в высшем сане архимандрита. С 1760 г. Камчатка превратилась в отдельный заказ Иркутской епархии и поручена ведению заказчика духовных дел протопопа Нижнекамчатской церкви Стефана Никифорова. Протоиерей Никифоров с местными силами, как мог, вел дело частной миссии в Камчатке. Так кончила свое существование небесплодная Камчатская миссия. 436 Русская колонизация с образованием городов, острогов, крепостей и форпостов, земледельческих колоний и заводов в Азиатской России всегда сопровождалась Постройкой православных храмов и часовен. Там, где не представлялось возможности поставить часовню, ставился крест, на месте которого рано или поздно устраивалась часовня и даже церковь . Общим правилом русских поселенцев в Сибири было: «где ясашное зимовье, там крест или впоследствии часовня, где крепость, там часовня или церковь , а также пушка, где город, там кроме церкви еще монастырь и огнестрельные снаряды при воеводском управлении». Среди значительных сибирских отрядов, прокладывавших путь русским в Сибирь, по благословению тобольских архиереев, обыкновенно путешествовал священнослужитель со святыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

С 4 октября 1897 г. до 1 января 1899 г. епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским был Преосвященный Евсевий (Никольский). После преобразования Камчатской епархии и выделения из нее Владивостокской епархии он стал первым епископом Владивостокским и Камчатским (с 1906 г. — архиепископ). В 1899–1900 гг. в «Благовещенских епархиальных ведомостях» публиковалось описание миссионерского путешествия епископа Евсевия по епархии, протяженность которого составила 20 тысяч верст. Архипастырь много потрудился в деле миссии в Уссурийском крае и скончался в 1922 г. в сане митрополита Крутицкого. Благовещенская епархия в XX веке Первым епископом с титулом Приамурский и Благовещенский стал Преосвященный Иннокентий (Солодчин), воспитанник Алтайской духовной миссии, трудившийся в ней на миссионерском поприще с середины 1860-х гг. и прошедший все ступени миссионерского служения. 9 февраля 1900 г. в Томске состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа, которую возглавил архиепископ Томский и Алтайский Макарий (Невский). После выделения самостоятельной Владивостокской епархии в Благовещенской осталось 66 приходов; казачьих приходов по Амуру — 21. На 1 января 1900 г. в епархии насчитывались 81 церковь, 99 часовен, 51 приходское попечительство; духовенства: пять протоиереев, священников — 71, диаконов — 19, псаломщиков — 60. Общее количество православного населения составляло около 140 тысяч человек. При владыке Иннокентии духовная миссия Благовещенской епархии состояла из двух отделений — гольдского и гилякского. В 1899 г. миссия имела 16 станов: пять — в гольдском отделении и 11 — в гилякском; при этом пять станов не имели постоянных миссионеров. Миссионеры епархии проповедовали среди гольдов (нанайцев), гиляков (нивхов), тунгусов (эвенков), негидальцев и орочей. Большинство коренного населения епархии было крещено. В 1880-е гг. миссионерами было издано Евангелие от Матфея на гольдском языке, а также выпущены на гольдском языке: азбука, толковый молитвослов, краткий катехизис и огласительное поучение.

http://patriarchia.ru/db/text/1191614.ht...

ХХ в. В 1898 г. Камчатская, Курильская и Благовещенская епархия была разделена на 2. В состав вновь учрежденной Владивостокской епархии вместе с 12 церквами Гижигинского и Петропавловского округов (благочиний) и Командорских о-вов вошли и 2 миссии: Гижигинская походная (Корякская) и Анадырская (с. Марково) (см.: Мизь, Буяков. 1999. С. 6-7). Активная деятельность К. д. м. возрождалась стараниями иером. Нестора (Анисимова) , к-рый прибыл на Камчатку в 1907 г. по благословению своего духовника архим. Андрея (Ухтомского) и св. прав. Иоанна Кронштадтского . Архиеп. Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский) направил молодого миссионера в Гижигу на должность настоятеля Спасской ц. и миссионера 11-го (Гижигинского) благочиннического округа, включавшего и стан Гижигинского корякского миссионера. Предшественник о. Нестора миссионер свящ. Петр Лонгинов в основном помогал совершать богослужения и требы священникам, которые долгое время не могли попасть в села округа. Миссионерский округ объединял национальные (корякские) села: Гижига, Пусторецк, Тиличики, Култушино, Олюторка, Вывенка, Ветвей, Кичига. Миссия работала преимущественно с тунгусами и коряками. На рубеже XIX и XX вв. общая численность коряков составляла 7530 чел., в т. ч. в Гижигинском окр.- 4434, в Петропавловском - 2675, в Охотском - 244, в Анадырском - 177 чел. ( Иохельсон. 1997. С. 40). Но немногочисленные коренные жители, к-рые приняли крещение много лет назад, не помнили даже своего христ. имени. Основная их масса - кочевники - пребывала в язычестве. Чукчи, за небольшим исключением, вообще не были крещены. Коренные жители Камчатки голодали, вымирали от эпидемий, трудных условий жизни. Иером. Нестор одновременно с проповедью и просвещением стремился оказывать посильную медицинскую помощь местному населению. Нестор (Анисимов), еп. Камчатский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Нестор (Анисимов), еп. Камчатский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. В 1908 г., овладев неск. языками коренных жителей, иером. Нестор перевел на корякский язык Божественную литургию, молитвы, проповеди и беседы, нек-рые главы из Евангелия, составил русско-корякский словарь и разговорник.

http://pravenc.ru/text/1470157.html

Однако отец Нестор проявил энергию и инициативу и смог заручиться поддержкой самого государя императора Николая II, его супруги Александры Фёдоровны, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, а также ряда депутатов Государственной Думы. В результате в 1910 году Камчатская православная духовная миссия и Камчатское православное братство во имя Всемилостивого Спаса были открыты. Молодой иеромонах Нестор смог убедить многих состоятельных людей коренной России оказать помощь в цивилизации её дальневосточной окраины. Камчатская Миссия получила не только средства, но и инвентарь для церквей, школ и приютов для детей кочующих инородцев. На «большой земле» делались жилые дома, в разобранном виде привозились пароходами, а затем собирались в селениях на обширных просторах Камчатки. Особое внимание братство уделяло колонии прокаженных, которую благоустроило. На братские средства были организованы походные аптеки, общины сестер милосердия. На реке Николке был возрождён трудовой мужской монастырь с храмом во имя Всемилостивого Спаса. Изучив эвенкский, тунгусский и корякский языки, иеромонах Нестор перевел на них Божественную литургию, а также частично Евангелие, составил корякский словарь, на тунгусский язык перевел избранные молитвы и Заповеди Блаженства. За свои труды в 1913 году он был возведен в сан игумена. А труды эти были воистину апостольские. Отцу Нестору приходилось постоянно разъезжать на оленьих и собачьих упряжках по обширной, совершенно дикой территории, неоднократно рискуя жизнью, попадая в многодневные снежные бураны, терпя холод и голод, совершая богослужения даже во время землетрясений. В 1914 году отец Нестор по делам братства приехал в Москву. Здесь его застало начало Первой мировой войны. Добровольно, по благословению своего епархиального архиерея, он возглавил санитарный отряд «Первая помощь раненым воинам под огнем врага» и руководил им на передовых позициях. Лично оказывал помощь раненым, напутствуя и направляя в госпитали и лазареты. При этом одновременно он стал и военным священником в Лейб-гвардии Драгунском кавалерийском полку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В 1840 г. была образована Камчатская, Курильская и Алеутских о-вов епархия . Ее первым епископом стал прот. Иоанн Попов-Вениаминов, принявший постриг с именем Иннокентий и возведенный в сан архимандрита. 30 янв. 1841 г. свт. Иннокентий посетил Троице-Сергиеву лавру и МДА, где уговорил нек-рых студентов вместе с ним отправиться на Камчатку. Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский. Литография. 1868 г. (РГБ) Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский. Литография. 1868 г. (РГБ) Свт. Иннокентий учил юных миссионеров тому, что не только молитва, исполнение треб и проповедь Слова Божия могут привлечь в Православие коряков и чукчей, долго сопротивлявшихся продвижению веры в приполярные районы. Большое значение имеют благочестивая жизнь священника, его нелицемерное служение людям и Богу, трудолюбие, нравственные устои и любовь к пастве. Примером стало служение свящ. Стефана Попова-Вениаминова, родного брата свт. Иннокентия, к-рый прибыл на Камчатку с малолетним сыном в сент. 1834 г. и вскоре был назначен настоятелем в строившуюся Николаевскую ц. в с. Лесная. Отец Стефан обучил коряков разведению домашнего скота, строительству домов, объяснил устройство печей. При помощи учеников, прихожан-коряков, он основал поселок и «благовидную церковь» по русскому образцу ( Барсуков. 1997. С. 165-166). В 1843 г. по благословению еп. Иннокентия эта церковь была перенесена на р. Палану и стала называться лесновско-паланской Николаевской. В том же году он отправил на 3 года в Анадырь свящ. Романа Верещагина. В 1844-1849 гг. о. Роман с пономарем И. Трифоновым крестил ок. 225 чукчей. В 1844 г. на базе гижигинской Спасской ц. была создана Анадырская миссия. Необходимость личного участия в делах миссий и приходов побуждала свт. Иннокентия совершать далекие рискованные путешествия по Камчатскому краю и Вост. Сибири. В 1842-1843 гг. он объехал всю епархию: 8 мая 1842 г. он выехал из Новоархангельска (ныне Ситка, шт. Аляска, США), посетил острова Уналашка, Еловый (ныне Спрус), Атка, Унга, Прибылова и Беринга; 19 авг.

http://pravenc.ru/text/1470157.html

Корейская православная духовная миссия (РПЦЗ) Описание: Православие среди корейцев начало распространяться по мере их переселения в Российскую империю, с 1860-х гг. Первым проповедником Благой Вести среди них стал просветитель Сибири, Дальнего Востока и Аляски святитель Иннокентий (Вениаминов). В 1897 г. Святейший Синод принял решение об основании Православной духовной миссии и в самой Корее с центром в Сеуле. Несмотря на многие трудности, миссия действовала, находясь с 1923 г. в ведении Токийской кафедры, вплоть до 1949 г., когда ее глава архимандрит Поликарп (Приймак) был выслан в Северную Корею. После разрыва отношений с Московским Патриархатом Русская Православная Церковь Заграницей в 1930-х гг. сделала попытку подчинить себе Корейскую духовную миссию, находившуюся тогда в ведении Японского владыки Сергия (Тихомирова). В 1931 г. бывший псаломщик миссии Павел Афанасьев подчинился архиепископу Харбинскому Мелетию (Заборовскому), в мае 1933 г. был рукополжен во иеромонаха и основал миссионерский стан в Пхеньяне (яп. Хэйдзё), где обратил и огласил около 450 корейцев. На заседании Архиерейского Синода РПЦЗ 7 ноября (25 октября) 1933 г. епископ Нестор (Анисимов) был возведен в сан архиепископа и назначен начальником Русской духовной миссии в Корее с титулом «Камчатский и Сеульский». Но большинство православной паствы Кореи остались верны митрополиту Японскому Сергию и на заседании Архиерейского Синода от 13 апреля (31 марта) 1934 г. было решено освободить владыку Нестора от должности начальника Корейской миссии, а «Архипастырское руководство миссионерской работой в Сев. Корее вновь поручить Преосвященному Архиепископу Харбинскому и Маньчжурскому Мелетию». Таким образом в ведении Харбинской епархии Зарубежной Церкви оставались миссионерский стан в Пхеньяне и Воскресенский храм в имении Янковских «Новина» близ порта Чхонджин. После окончания Второй мировой войны архиереи Харбинской епархии вошли в юрисдикцию Московского Патриархата. Вскоре большинство религиозных организаций Северной Кореи были уничтожены, а Южная Корея оказалась под контролем американцев. После изгнания начальника миссии архимандрита Поликарпа в 1949 г. православные верующие здесь были кратковременно в подчинении Православной Церкви в Америке , а с 1955 г. перешли под омофор Константинопольского Патриархата , и ныне организованы в отдельную Корейскую митрополию. В 1994 г. ко дню Святой Пасхи Архиерейский Синод РПЦЗ издал указ о возрождении Корейской духовной миссии в составе Сиднейской епархии . Fr. Paul Kang, Administrator KOREAN ORTHODOX MISSION 451-1, Yonghwa, Geunduk-myon, Samchok-si, Kangwon-do, Korea Tel.: +82 33 573 5210 Fax: +82 33 573 5289 Страна: Южная Корея Город: Самчок Адрес: 451-1, Yonghwa, Geunduk-myon, Samchok-si, Kangwon-do, Korea Родительская организация: Сиднейская и Австралийско-Новозеландская епархия (РПЦЗ) Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/547599.htm...

Надежда Николая крепнет: «…кажется, можно вывести заключение, что в Японии, по крайней мере в ближайшем будущем: жатва многа… Католичество и протестантство заняли весь мир… Вот и еще страна, уже последняя в ряду новооткрытий: хоть бы здесь мы могли стать наряду с другими… Буду, даст Бог, не заброшен и я здесь один, обреченный на бесплодный одиночный труд. С этою надеждою я ехал сюда, ею семь лет живу здесь; об осуществлении ее самая усердная моя молитва, в это осуществление, наконец, я так верю, что: подал прошение об увольнении меня в отпуск и, по получении разрешения, еду в Петербург ходатайствовать перед Святейшим Синодом об учреждении здесь миссии». Миссия Русская консульская церковь в Хакодатэ находилась в ведении епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, начальника эскадры Тихого океана и Российского императорского консульства. Даже жалование консульский священник получал от двух ведомств: первые три года – от Морского министерства, затем от Азиатского департамента МИД – 2 000 рублей серебром в год. А если эту сумму разделить на 12 месяцев, то выходило по 160 рублей с копейками. Материальное положение было такое, что иеромонах Николай считал каждый грош. Одни только свечи, которые привозили из Николаевска-на-Амуре, стоили 100 рублей. Их хватало на два-три месяца. Николай обращался к консулу Гошкевичу за помощью. Благо у консула имелись деньги на «экстраординарные расходы». И хотя он всегда помогал Николаю, настоятель церкви тяготился таким положением. В 1869 году епископ Иннокентий посоветовал отцу Николаю ехать в Санкт-Петербург и добиваться открытия миссии. Это даст ему экономическую и административную независимость. Николай возвращается в Россию и прилагает все возможные усилия для учреждения Миссии в Японии. В итоге через 2 года он возвращается уже в сане архимандрита и главы Русской Духовной Миссии. В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и начались всесторонние преобразования, но запрет на распространение христианства по-прежнему оставался в силе, и новообращенные христиане-японцы подвергались преследованиям. В 1872 году в помощь отцу Николаю прибыл выпускник Киевской Духовной Академии иеромонах Анатолий (Тихай). К этому моменту в Хакодатэ уже насчитывалось около 50 крещеных японцев. Николай оставил свою паству на попечение отца Анатолия и Павла Савабэ и переехал в Токио для открытия Миссии, так как в столице одновременно открывалось и Российское императорское генеральное консульство. Пришлось все начинать заново, но вскоре и здесь бонзы стали его первыми друзьями. В 1872 году архимандрит Николай по примеру европейских миссионеров открыл у себя дома частную школу и начал учить японцев русскому языку. В конце концов, в 1873 году правительство приняло законодательный акт о веротерпимости, в Токио была основана миссия, а частная школа отца Николая была реорганизована в духовную семинарию.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Церковь свт. Николая Чудотворца в Сеуле. Фотография. 1900 г. Церковь свт. Николая Чудотворца в Сеуле. Фотография. 1900 г. С 80-х гг. XIX в. стал обсуждаться вопрос об организации духовной миссии в К., учреждение к-рой состоялось в 1897 г. (см. Корейская духовная миссия ). 2-4 июля 1897 г. Синод «постановил учредить православную духовную миссию в Корее на общих для наших заграничных православных миссий основаниях» (АВП РИ. Ф. «Японский стол». Оп. 493. Д. 37: Духовная миссия в Сеуле. Ч. 1, 1889-1903. Л. 49). Миссия была напрямую подчинена митрополиту С.-Петербургскому. Ее начальником 9 окт. 1897 г. был назначен сщмч. Амвросий (Гудко) с возведением в сан архимандрита (7 дек. 1897). Политические события в К. стали причиной задержки архим. Амвросия с помощниками в нач. марта 1898 г. в япон. порту Нагасаки, откуда члены миссии были отправлены во Владивосток, а затем в с. Новокиевское (ныне пос. Краскино Хасанского р-на Приморского края), где находились до кон. года в ожидании разрешения на дальнейшее путешествие в К. В 1898 г. архим. Амвросий был уволен с должности начальника миссии и отозван в С.-Петербург. В сент. 1899 г. настоятелем духовной миссии был назначен иером. Хрисанф (Щетковский) с возведением в сан архимандрита. Прибыв в Сеул в первых числах янв. 1900 г., он приступил к работе по устройству временной церкви при дипломатической миссии. Первый православный храм в К. был освящен 17 февр. 1900 г. в честь свт. Николая Чудотворца. 15 окт. того же года при духовной миссии была открыта школа для корейских мальчиков. После оккупации К. Японией в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. вся рус. колония, включая дипломатическую и духовную миссии, покинула страну. Имущество было сдано на хранение франц. посланнику. Дипломаты и священнослужители вместе с нек-рыми ранеными матросами 5 февр. 1904 г. на франц. корабле отправились из К. в Шанхай. С началом войны увеличился приток корейских переселенцев в Россию. В Южно-Уссурийском крае по состоянию на 1904 г. насчитывалось 8634 правосл. корейца (всего в районах расположения миссионерских станов проживали 15 024 корейца). В 15 школах и 15 школах грамоты обучались 1082 ребенка (933 мальчика и 149 девочек). К 1911 г. во Владивостокской и Камчатской епархии проживали до 100 тыс. корейцев. В 1909 г. в епархии появились священнослужители из числа корейцев, а также печатные издания на корейском языке.

http://pravenc.ru/text/2057272.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010