С.-Петербургское отделение Камчатского братства содействовало устройству церкви в сел. Пенжино, в сел. Начики церковь была перестроена из существовавшей там часовни. Сюда отд-нием были посланы пожертвованные гр. С. С. Игнатьевой иконостас, церковная утварь, богослужебные книги и т. п. В 1913 г. отд-ние передало в распоряжение о. Нестора 1600 р. на устройство и оборудование приюта-пансиона для корякских детей, богадельни и больницы в С.-Петербургском стане в сел. Иоасафовское. В 1913 г. иером. Нестор просил архиеп. Евсевия ходатайствовать в Синоде об открытии неск. миссионерских станов, наиболее удаленных от приходских храмов (в селениях Наяхан, Кичиги, Иоасафовское и Ново-Мариинское, при устье р. Анадырь), и о выдаче 8 тыс. р. на постройку храма во имя равноап. Марии Магдалины. Однако Синод разрешил лишь перенос приходов из селений Пенжино в Наяхан и из Паратунка в Иоасафовское. В марте 1913 г. в С.-Петербурге состоялось собрание Камчатского братства, на котором присутствовали члены Синода, обер-прокурор В. К. Саблер , Антиохийский патриарх Григорий IV , архиеп. Евсевий и ген.-губернатор Н. Л. Гондатти. Члены братства приветствовали о. Нестора, в ответ он присылал телеграммы с описанием своего быта. В частности, он сообщил, что при 12-дневной поездке в Гижигу был застигнут бураном: «Собаки, олени дважды сбрасывали с утесов. Чувствительно разбился. Объехал весь полуостров. Оканчиваю объездом гижигинского анадырского уездов, много перенес горя и радости… умоляю отзывчивых братчиков и всех добрых людей ходатайствовать, где можно, хотя бы пятнадцать тысяч рублей на устройство, оборудование в петербургском стане приюта пансиона отделами бедных убогих больных» (РГИА. Ф. 753. Оп. 1. Д. 12. Л. 20-22). С.-Петербургское отд-ние братства поддержало его просьбу. Весьма значительную поддержку братству оказывал ген.-губернатор Приамурской обл., член-учредитель Благотворительного Камчатского братства Н. Л. Гондатти, крупный исследователь-этнограф народностей Зап. и Сев.-Вост. Сибири. Он считал, что «в Камчатке надо бороться не только с невежеством, часто с идолопоклонством и его влиянием, но и серьезным значением еще более важным для русской государственности, японцев и американцев, которые за многие годы своего бесконтрольного там хозяйничества привыкли считать там себя господами положения; даже и в этом отношении миссия и монастырь могут и должны принести громадную пользу всему русскому делу на далекой окраине государства» (Там же. Л. 31 об.).

http://pravenc.ru/text/1470157.html

Миссия постоянно старалась о том, чтобы в управление степных дум были вводимы и крестившиеся буряты и чтобы ограничена была сила лам, но не имела успеха ни в том, ни в другом. В Камчатском крае в 1840 г. была открыта особая епархия, первым епископом которой назначен Иннокентий Вениаминов . Свою миссионерскую деятельность он начал, как известно уже, священником уналашкинской церкви среди алеутов, потом лет через 10 перешел к ситхинской церкви, в 1839 г. овдовел и постригся в монахи. Миссионерская деятельность его на епископстве простиралась на огромное пространство Камчатского, Якутского и Амурского краев; он делал по ним ежегодные разъезды, доходившие иной год (1856) до 8000 верст. В Якутской области, где христианство было уже распространено между всеми якутами и тунгусами, он завел якутское богослужение, встреченное инородцами с большой радостью. Одновременно с этим в 1859 г. здесь открыто было якутское викариатство, в 1869 г. обратившееся в самостоятельную Якутскую епархию. Трудами камчатских и якутских священников христианство понемногу проникло в Чукотский край; в 1850 г. здесь была открыта новая миссия для обращения чукчей, ламутов, юкагиров и других племен севера. В 1855 г. Камчатская епархия увеличилась при числением к ней местностей по р. Амуру. Иннокентий немедленно предпринял туда миссионерское путешествие и положил основание Амурской миссии; главными двигателями ее были священники Гавриил Вениаминов (сын преосвященного) и Иннокентий Громов. В 1857 г. преосвященный и сам переселился с своей кафедры на Амур в г. Благовещенск, где вскоре завел духовное училище. По приобретении Россией Уссурийского края для Амурской миссии открылось широкое поприще деятельности в просвещении христианством племен, принадлежавших прежде Китаю, гиляков, орочен, гольдов, манчжуров и других и, кроме того, начавших вскоре переселяться в Россию корейцев. Иннокентий устраивал миссионерские станы, строил по Амурскому краю церкви и школы, выписывал через китайскую миссию христианские книги на манчжурском языке, несколько знакомом среди его амурской паствы, содействовал составлению новых переводов местными переводчиками, особенно на гольдском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Не пренебрегал святитель и своей внутренней духовной жизнью. Его келейник писал о нем: «Пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка – вот и вся его постель для непродолжительного сна». Последние дни своей земной жизни святитель Софроний провел в непрестанной молитве. Скончался он 30 марта 1771 года. В 1743 году Святейший Синод отправил Духовную миссию на Камчатку во главе с архимандритом Иоасафом (Хотунцезским). Миссия обнаружила на Камчатке три церкви с одним священником и около 6000 православных христиан, оставшихся после первых проповедников слова Божия на этой земле. Труды миссии были чрезвычайно успешны. В 1751 году архимандрит Иоасаф сообщал Синоду, что на Камчатке крещены все и крестить более некого. Было построено несколько церквей и часовен, открыто 4 школы, в которых в 1748 году обучалось до 200 учеников – по тем временам это удивительно много. Но в 1761 году Камчатская миссия была закрыта, и в правление Екатерины миссионерство на Камчатке стало приходить в упадок. Многие из туземцев, крещенных, но не утвержденных в вере, отпадали от Церкви и снова шли к шаманам и заклинателям. Наряду с заботами о просвещении инородцев Православная Церковь не оставляла желания возвратить в свое лоно отпавших от нее в старообрядческий раскол. Архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский) составил «Увещание православным против лжеучителей», в котором содержались умные, веские, основательные возражения на «Поморские ответы» раскольников братьев Денисовых. Текстом этого увещания с успехом пользовались православные миссионеры в полемике с раскольниками. В 1737 году пространное обличение на старообрядцев составил Василий Федоров, присоединившийся к Православной Церкви из раскола. В 1766 году с увещанием к старообрядцам, составленным в снисходительном и любящем тоне, обратился иеромонах Платон (Левшин) . Это увещание возымело успех. В старообрядческих общинах углубилось сознание ненормальности их положения, усилилась тяга к соединению с Православной Церковью. И вот в 1778 году появились первые единоверческие приходы на Ингуле в Нижнем Поволжье, в Старедубье, и на юге России. В них поставленные православными епископами священники совершали службу по старым книгам дониконовской печати. В 1800 году были утверждены составленные митрополитом Платоном «Правила единоверия». § 7. Духовное просвещение

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

На родину о. Николай прибыл в феврале 1870 г. Св. Синод признал заслуживающим уважения ходатайство иеромонаха Николая и просил министерство финансов об ассигновании необходимой для Миссии суммы – 6000 рублей ежегодно и 10000 руб. единовременно. Министерство финансов согласилось принять половинный расход за счет государственного казначейства, т. е. 3000 руб. ежегодно и 5000 руб. единовременно. Другая половина была отнесена Св. Синодом за счет типографского капитала. Была образована для проповеди слова Божия японцам особая Российская Духовная Миссия в Японии из начальника, трех сотрудников-иеромонахов и причетника. Работа Миссии устанавливалась в четырех городах: 1) Нагасаки – колыбели христианства в Японии, 2) Токио – восточной столице, 3) Киото – столице в центре и 4) Хакодате – резиденции российского консульства и церкви при нем. Начальником миссии был назначен о. Николай в сане архимандрита, помощником кандидат Казанской Духовной Академии вдовый священник Григорий Воронцов. Начальнику Миссии было предоставлено право входить с ходатайством в Синод для пополнения Миссии миссионерами до полного их ккомплектования. Миссия была подчинена камчатской епархиальной власти. Краеугольный камень православной церкви в Японии был заложен самим ее основателем. О. Николай составил особую инструкцию миссионерам, которую утвердил Св. Синод. Миссионеры должны проповедовать слово Божие на японском языке, переводить Св. Писание и составлять на японском языке учебники для детей по Закону Божию. Двери миссионера должны быть всегда открыты для слушателя, он должен идти всюду, где возможен успех проповеди слова Божия. Перед отъездом из России о. Николай заехал проститься со стариком отцом, о котором непрестанно заботился, живя в Японии. В марте 1871 г. он вернулся в Хакодате уже начальником Миссии и стал во главе своей маленькой общины. Брошенные семена веры Христовой во время его отсутствия дали обильные ростки и побеги. Радостна была встреча с Павлом Савабе, Иоанном Сакаи и с другими, успешно сохранившими юную общину; росла церковь Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Однажды он зашел в буддийский храм, чтобы послушать проповедников; храм был заполнен народом, сидевшим по-японски, поджав ноги. Бонзы стали усаживать своего гостя, но, на беду, не оказалось ни одного стула. Недолго думая, главный жрец подвел о.Николая к жертвеннику, снял с него различные украшения и вежливо предложил посетителю сесть на жертвенник, к великому удивлению, почти ужасу растерявшегося миссионера. 107 Этот случай показывает, каким уважением у японцев пользовался о. Николай еще в начале своей миссионерской деятельности. Многолетняя работа по изучению Японии и японского языка убедили его в том, что Япония может дать богатый урожай для христианства. По этому поводу он писал: «Чем больше я знакомлюсь со страной, тем больше убеждаюсь, что очень близко то время, когда слово Евангелия громко раздастся там и быстро пронесется из конца в конец империи». 108 Но в первые годы пребывания в Японии у иеромонаха Николая бывали минуты сомнения, которые пытались, как ржавчина, разъесть святое настроение изнутри, и, как писал он, «не было ничего тяжелее этих сомнений!». 109 Или, бывало, помысл искушал его оставить апостольское дело и заняться безопасной и нейтральной наукой. 110 Однако дело Миссии медленно, но верно шло вперед. В 1864г. он обратил ко Христу первого японца – самурая Савабе, за которым последовало оглашение двух врачей – Сакая и Урано. Крещение всех троих состоялось только в 1868г. (об этом был извещен Московский митрополит Иннокентий (Вениаминов) : «18-го мая текущего года крещены три японца, после долгого обучения их в вере»). 111 Через восемь лет, в 1869г., его приход состоял уже из 12 человек и 25 оглашенных. В том же году о.Николай поехал в СПб с целью добиться от Св.Синода разрешения открыть миссию в Японии, получить помощников и денежную помощь. Его просьба была удовлетворена – 4 апреля 1871г. была учреждена Русская Духовная миссия в Японии, а сам он стал архимандритом. Сначала Миссия подчинялась Синоду, а с 1872г. оказалась в ведении Камчатского епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Одной из главных забот святителя Софрония была проповедь Евангелия язычникам. Он посылал проповедников в инородческие селения, сам часто служил в храмах, где прихожанами были крещеные туземцы, заботился об устройстве быта инородцев, новокрещеным отводил для поселения монастырские земли, чтобы приучить их к оседлости. Много внимания святитель Софроний уделял благоговейному совершению богослужений и сам служил всегда с молитвенным трепетом. О его аскетическом подвижническом житии так писал его келейник: «Пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка – вот и вся его постель для непродолжительного сна». Последние дни своей земной жизни святитель Софроний провел в непрестанной молитве. Скончался он 30 марта 1771 г. В 1743 г. Святейший Синод отправил Духовную миссию на Камчатку во главе с архимандритом Иоасафом (Хотунцевским). Миссия обнаружила на Камчатке три церкви с одним священником и около 6000 православных христиан, оставшихся после первых проповедников слова Божия на этой земле. Труды миссии были чрезвычайно успешны. В 1751 г. архимандрит Иоасаф сообщал Синоду, что на Камчатке крещены все и крестить более некого. Было построено несколько церквей и часовен, открыто 4 школы, в которых в 1748 г. обучалось до 200 учеников – по тем временам это удивительно много. Но в 1761 г. Камчатская миссия была закрыта, и в правление Екатерины миссионерство на Камчатке стало приходить в упадок. Многие из туземцев, крещенных, но не утвердившихся в вере, отпадали от Церкви и снова шли к шаманам и заклинателям. Наряду с заботами о просвещении инородцев, Православная Церковь не оставляла усилий возвратить в свое лоно отпавших от нее в старообрядческий раскол. Архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский) составил «Увещание православным против лжеучителей», в котором содержались продуманные веские возражения на «Поморские ответы» беспоповцев братьев Денисовых. Текстом этого «Увещания» с успехом пользовались православные миссионеры в полемике со старообрядцами. В 1737 г. пространное обличение на старообрядцев составил Василий Федоров, присоединившийся к Православной Церкви из раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Макарий много занимался переводами, и одно время даже вынашивал идею перевода Библии (именно с древнееврейского), но церковные власти не одобрили эту работу, которая так много значила для него. Он составил общий проект миссионерства под названием «Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе» (1830). Для будущих миссионеров он считал необходимым учредить в Казани миссионерский учебный центр – школу-монастырь, для которой необходимо составить тщательно разработанную программу церковного и этнографического образования. Подлинный апостольский подвиг отца Макария можно достойно оценить только с учетом дикой и суровой природы алтайского региона, а также бедности миссии (до 1857 года ее бюджет составлял всего 571 рублей в год). После Макария Алтайская духовная миссия продолжала процветать, особенно под руководством отца Владимира Петрова, который затем был возведен в сан епископа Алтайского и скончался в сане епископа Казанского. Впоследствии там работал другой Макарий, который во время Первой мировой войны был митрополитом Московским. Менее ценную работу вели Обдорская и Сургутская духовные миссии в той же Тобольской епархии. Со временем миссионерские обязанности стали распределяться между приходскими священниками, которым приходилось работать без помощи специальных миссионерских учреждений. Этот шаг был не вполне своевременным и благоразумным. Продвижение миссионерства должно было продолжаться постоянно и неуклонно ввиду общего низкого уровня жизни и поглощающего влияния среды. Вторая яркая страница в истории Сибирской духовной миссии открывается деятельностью архиепископа Нила в Восточной Сибири (в Иркутске с 1838 по 1853 года, описанной в известной повести Лескова «На краю света»), и особенно Иннокентия Вениаминова , будущего митрополита Московского после кончины Филарета. Архиепископ Нил интересовался работой духовной миссии, будучи епископом Вятским, еще до назначения в Сибирь. В Иркутске и Забайкалье нужно было проповедовать бурятам, которые исповедовали ламаизм. Нил очень много работал над переводами церковных книг на монголо-бурятский язык и продолжил эту работу после нового назначения в Ярославль. Иннокентий Вениаминов начал работу на Алеутских островах, которые в то время принадлежали России. Здесь он почти пятнадцать лет проповедовал колошам и алеутам. Он изучал местные диалекты, составил грамматику и словарь, и приступил к переводам; он также оставил описание страны и тамошнего образа жизни. По его проекту, составленному в 1840 году, была официально организована духовная миссия в тогдашних русских владениях в Северной Америке под началом епископа Камчатского. Иннокентий был возведен на епископский престол и 28 лет работал в этой неизведанной стране – новой, и все же его по рождению. Его епархия охватывала огромные пространства, и большую часть времени он проводил в пути. Его помощники переводили церковные книги на якутский и тунгусский языки.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Больше всего отталкивает от Церкви холодность и функциональность многих священнослужителей, которые не понимают, как живет приход. Это ставит непроходимую стену. Из-за этой непроходимой стены, ставшей между духовенством и прихожанами был 1917 год. Дискуссия о том, какой должна быть сегодня миссия, не утихает. Каковы самые действенные способы сделать так, чтобы как можно больше людей узнали о Христе и Церкви, чтобы люди решились переменить свою жизнь и жить по заповедям. В Русской Православной Церкви вот уже 14 лет есть Синодальный миссионерский отдел. Отдел возобновил и поддерживает практику проведения миссий в Якутской, Камчатской, Калмыцкой и ряде других епархий. Осуществляется практика миссионерских поездок по рекам на кораблях-церквах (Новосибирская, Благовещенская, Амурская, Волгоградская епархии), проводятся противосектантские совещания и конференции. При отделе работает духовная семинария (с 1996 г., Белгород), готовящая православных миссионеров. Разработана миссионерская концепция Русской Православной Церкви. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, возглавляющий Миссионерский отдел со дня основания, рассказал главному редактору сайта « Правмир » Анне Даниловой о миссии в современной России. Читайте также: Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн: «Необходим детальный разговор о путях, методах и формах миссионерской деятельности» — Владыка Иоанн, расскажите, как строится миссионерская работа в отделе?  — Мы строим свою работу системно и опираемся, прежде всего, на исследования, которые проводятся различными путями. В прошлом году отец Димитрий Лукьянов совершил путешествие по морским и сухопутным границам России, посетив те места, где есть храмы и те места, где храмов нет. Было определено место, где больше всего нужна миссия. Отец Димитрий оценил ситуацию, насколько это возможно и стало ясно, каким должно быть наше участие. Результатом этой экспедиции стало то, что мы по согласованию с епископом Якутским Зосимой послали в Тикси (морской порт к востоку от устья Лены — прим. ред.) своего миссионера —  игумена Агафангела (Белых)   который сейчас там совершает свое служение. В Тикси живет около 6000 человек и там есть возможность миссионерского экспедиционного действия: оттуда можно переезжать в важные окрестные точки.

http://pravmir.ru/o-dejstvennom-i-iskuss...

В то же время на Еловом о-ве начал свою, продолжавшуюся 40 лет, просветительную деятельность монах Терман († 1837 г.). Воспитывал он сирот алеутов – мальчиков и девочек, обучал грамоте, Закону Божию, рукоделию и подготовлял их к крещению. Архим. Кадьякской миссии, архим. Иоасаф (Болотов), в 1799 г. был поставлен в Иркутске епископом Камчатским и Американским. Возвращаясь на Кадьяк на корабле Американской компании «Феникс», он потонул с кораблем в море. Заместитель ему назначен не был. П. Знаменский пишет: «Кроме Америки, за границами России православие, как известно, еще в конце XVII в. распространялось в Китае. По мысли митр. Филофея тобольского, в 1715 г. с согласия богдыхана в Пекин была отправлена первая русская миссия из 10 лиц под начальством архим. Елариона Лежайского. Богдыхан принял ее ласково, дал ей содержание и дозволил православное богослужение в каменной церкви при Русской роте. В 1721 г. туда отправлен был даже епископ св. Иннокентий, но не был допущен в Китай. Существование русской миссии в Пекине было упрочено трактатом России с Китаем 1728 г., при чем содержание ея предоставлено русскому правительству; состав ея определен в 10 человек (4 духовных и 6 светских) с переменой чрез каждые 7 лет. В своей деятельности она ограничивалась скромными пределами попечения только о своей русской пастве, не пускаясь ни в пропаганду, ни в политику, как миссии западные, и заслужив этим полное доверие подозрительных Китайцев, служила постоянно удобной посредницей между Россией и Китаем.» Православие, некогда широко распространенное между кавкасскими племенами, было давно уже подавлено здесь язычеством, а более всего магометанством, распространявшимся из Персии и Турции. Но в горах Кавказа еще повсюду сохранялись ясные следы его в развалинах древних храмов, в народных обрядах, в почитании св. Илии пророка и некоторых других святых, в соблюдении некоторых постов и праздников и в христианском оттенке самих суеверий народа. Со времени царя Петра русская Церковь ближе соприкоснулась с грузинскою Церковью. В 1746 г. по предложению грузинского архиепископа Иосифа, Св. Снод послал к осетинам миссию. Состояла она из грузин – архим. Пахомия и двух игуменов, всех знавших местные язык и нравы. До 1767 г. они крестили более 2000 осетин. Но все-же они не смогли сойтись с последними и раздражали их, вмешиваясь в их мирские дела. В 1771 г. Снод отправил новую миссию, состоявшую, главным образом, из русских. Главой ея был ученый прот. Лебедев. Снод снабдил миссию инструкцией. За 20 лет миссия обратила до 6000 осетин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

При архим. Амфилохии (Лутовинове), начальнике 17-й миссии (1884—1895), богослужение кроме пекинских подворий проходило и в других городах и деревнях Китая 109 . В Пекине миссия содержала две школы, мужскую и женскую, где в 1898 г. обучалось около 60 человек. Более способные ученики посылались по окончании учебы в Иркутск, в духовное училище и семинарию. Существовали русские школы также в Урге, Ханькоу, Тяньцзине и Урумче С. 36]. Много потрудились в изучении Китая возглавивший 11-ю миссию (1830—1840) в 1835 г. архим. Аввакум (Честной) и архим. Палладий (Кафаров). Последний составил двухтомный китай-ско-русский словарь, опубликованный уже после его смерти в 1888 г. в Пекине. Большой вклад в исследования китайского и маньчжурского языков, а также в историю буддизма в Китае внес архим. Гурий (Карпов) (в 12-й миссии — в сане иеромонаха, а в 1858—1864 гг. он был начальником 14-й миссии). Архим. Гурий занялся подготовкой издания Нового Завета на китайском языке. Особо стоит отметить переводы Посланий ап. Павла, вечерни, литургии и правила ко Причащению. Начальник 16-й миссии архим. Флавиан (Городецкий) со своими помощниками иеромонахами Алексием (Виноградовым) и Николаем (Адоратским) активно занимались собиранием и проверкой переводов богослужебных книг, сделанных архим. Палладием и иером. Исайей (Поликиным), а затем сами перевели воскресные службы Октоиха на китайский язык. В 1884 г. богослужебные книги были изданы в 20 томах. Эти издания послужили и Японской миссии. Еще в 1871 г. архим. Николай (Касаткин) писал в своих письмах из Японии: «Пекинская Миссия мать Японской, без Пекина японцы неопытны и немы» С. 25]. Японцы получили из Пекина перевод Нового Завета на китайский язык, «Краткую священную историю», катехизис и другие книги. В 1882 г. архим. Флавиан лично отвез в Японию рукописные переводы. Он же отправил в 1879 г. еп. Туркестанскому Александру (Кульчицкому) «два тюка православных книг, изданных в Пекинской Миссии» С. 629]. Четыре тюка книг были отправлены в 1880 г. еп. Камчатскому Мартиниану (Муратовскому), который попросил прислать ему для местного населения книги на китайском, маньчжурском и корейском языках. Переводы на маньчжурский язык были понятны населению Приамурья.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010