Учеником и сподвижником владыки Иннокентия был владыка Дионисий (Хитров). Миссионерское служение он начал в 1844 г. священником походной церкви в Якутской области, тотчас по окончании семинарии. С этой церковью он совершил, в течение 10 лет, трудное миссионерское путешествие в 9130 верст по Верхнему, Среднему и Нижнему Колиму, для просвещения светом учения Христова инородческих племен, обитающих на пространстве от р. Индигирки до Анадыри, при чем миссионеру приходилось ездить в страшные морозы на собаках и оленях и ходить пешком по глубоким снегам, горам и стремнинам, постоянно подвергая опасности жизнь свою. Особенно опасно было ездить во время свирепствующих на севере Сибири снежных буранов. Плодом этих странствований было обращение ко Христу тысяч инородцев. В то же время самоотверженный миссионер деятельно изучал нравы, обычаи и разные наречия якутских инородцев. Приняв монашество, он был возведен в 1867 г. в сан епископа якутского, викария камчатской епархии. По открытии же в Якутске кафедры, он возглавил ее. Будучи епископом, владыка Дионисий многократно предпринимал миссионерские путешествия по своей необъятной епархии. В 1883 г. он был перемещен в Уфу, в которой и скончался в 1896 г. Памятником его миссионерских трудов, наравне с многочисленными обращениями, остались составленные и изданные им азбука и грамматика якутского языка, а также исполненные им переводы на тот же язык священных, богослужебных и духовно-нравственных книг. Эти переводы были напечатаны, по благословению Св. Снода, в московской снодальной типографии под наблюдением самого еп. Дионисия, тогда еще не хиротонисанного (1857–1859). Миссионерство в Китае. Русская православная миссия в Китае существовала с 1728 г. В 1805 г. для нея учреждены новые штаты и срок пребывания ея членов в Китае с 7 лет увеличен на 10 лет. Миссия заслужила уже доверие подозрительных китайцев, убедившихся, что она ограничивается скромными пределами попечения только о своей пастве и политикой не занимается. В 1805 г. начальником миссии был назначен архимандрит Иакинф (Бичурин), окончивший казанскую семинарию. Пробыв в Пекине более 14 лет, он отлично изучил китайский язык, страну, ея историю, нравы и обычаи. За безпорядки и некоторые нежелательные явления в образе жизни членов миссии он был судим, лишен сана и сослан в Валаамский мон. В 1826 г. он был освобожден и состоял переводчиком министерства иностр. дел; умер в 1853 г. Знаменитый синолог, архим. Иакинф был членом-корреспондентом Академии Наук и парижского Азиатского общества. Для учения о вере имеют значение труды его: Китай, его жители, нравы, просвещение и Буддийская мифология.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Усилены средства обдорской миссии. В 1867 году учреждена сургутская миссия в тобольской епархии, в 1861 году – иркутская, в 1862 году – забайкальская. В своей камчатской епархии, расположенной на двух материках, в Азии и в Америке, с апостольской ревностью работал преосвященный Иннокентий Вениаминов , учреждал миссионерские станы, сам непосредственно руководил делом, постоянно разъезжая по епархии, делая иной год свыше 8.000 верст. По распоряжению преосвященного и при его непосредственном участии были переведены на якутский язык богослужебные, библейские и другие учительные книги. В 1859 году впервые было совершено богослужение на якутском языке в городе Якутске 185 . Протоиерей Хитров, впоследствии преосвященный Дионисий уфимский, составил грамматику якутского языка и якутско-русский букварь, протоиерей Попов составил тунгусский букварь и словарь. С 1867 года стали совершать богослужение и на бурятском языке. С замирением Кавказа, – в 1859 году восточной его части и в 1864 году западной, – положен предел насильственной пропаганде здесь мусульманства. Здесь работали осетинская комиссия, упраздненная в 1862 году, и общество восстановления православного христианства на Кавказе – с 1860 года, которое открыло в Абхазии пицундский мужской монастырь для просвещения горцев, содержало причты, строило церкви, заводило школы и издавало религиозные книги на грузинском, осетинском, абхазском, сванетском и чеченском языках. В 60-х годах иногда обращалось горцев до 8.000 в год, в 1876 году обращенных было только 13, в 1879 году – 7. В 1870 году открыт в Петербурге приют для крещенных еврейских детей. Для миссионерского дела за границами пределов российской империи царствование императора Александра II было благоприятно. По трактату 1858 года Китай приоткрыл свои двери для России и предоставил своим подданным полную свободу обращения в христианство. Китайская миссия получила увеличение содержания до 15.600 рублей в год; впрочем, свое преимущественное внимание она обратила на издание переводов на китайский язык книг, а обращений почти не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Соч.: Братья Киреевские - путь христианского становления//Иван и Петр Киреевские в рус. культуре: Сб. Калуга, 2001. С. 5-10; Миссия Церкви сегодня. Калуга, 2003; Миссионерское служение РПЦ на Аляске//Богословско-ист. сб. Калуга, 2003. Вып. 1. С. 35-78; В стране святых воспоминаний. Калуга, 2004; Мировоззрение и образ жизни совр. молодежи//Богородично-Рождественские чт., 6-е. Обнинск, 2004. С. 9-19; Правосл. семья в становлении Российского гос-ва//Там же, 7-е. 2004. С. 5-9; Задачи правосл. СМИ и нравственная ответственность журналиста//Вера и слово: Мат-лы 1-го междунар. фестиваля правосл. СМИ, 16-18 нояб. 2004 г. М., 2005. С. 37-49; Благополучие общества состоит в твердости веры, в духовном, нравственном росте//Духовно-нравственные основы демографического развития России: Мат-лы церк.-обществ. форума, 18-19 окт. 2004 г. М., 2005. С. 11-18; Свт. Иннокентий и расцвет правосл. миссии на Аляске (1824-1867)//Богословско-ист. сб. 2005. Вып. 2. С. 35-126; Эсхатология в кн. прор. Исаии//Эсхатологическое учение Церкви: Мат-лы богосл. конф. РПЦ. М., 2007. С. 110-115; О перспективах изучения правосл. культуры и духовно-нравственного образования в рос. школе//ЖМП. 2008. 3. С. 40-44; РПЦ на Аляске до 1917 г. М., 2009; Возрастание в вере. Калуга, 2009; К вопросу об участии священнослужителей во 2-й Камчатской экспедиции//Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2010. Вып. 2(82). С. 219-224; Вопросы истории Кадьякского викариатства и синодальное управление миссионерской деятельностью на Аляске//Там же. 2010. Вып. 3(83). С. 307-316; Распространение рус. духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки//УЗ Рос. гос. социального ун-та. М., 2010. 2(78). С. 6-10; Corpus Theophanicum: О подготовке 1-го науч.-просветит. издания Полного собр. творений свт. Феофана Затворника//ЖМП. 2012. 3. С. 80-82; У рецензирования правосл. лит-ры нет альтернативы//Там же. 2013. 2. С. 82-87; Освещение миссионерской деятельности РПЦ в Сибири в светских периодических изданиях XIX в.//Библиотековедение. 2013. 6. С. 48-53; Защита гос. интересов и распространение Православия на Тихоокеанском севере//Вестн. РАН. 2013. Т. 83. 9. С. 839-843; Аляска: Успешная миссия//ЖМП. 2014. 1. С. 36-43; Социокультурный аспект миссионерского служения на Аляске свт. Иннокентия (Вениаминова)//Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2014. Вып. 1(129). С. 105-109.

http://pravenc.ru/text/Климент ...

В марте 1920 г. М. поручил игум. Руфине (Кокоревой) устройство при Скорбященском храме Морского кладбища Владивостока жен. монашеской общины в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». В окт. того же года М. утвердил при Иверской ц. в Харбине благотворительное и просветительское Свято-Иверское Богородицкое братство (правосл. храмы Харбина в то время находились в юрисдикции Владивостокского архиерея). Титул епископа Владивостокского и Приморского М. принял, видимо, после назначения 18 февр. 1920 г. пребывавшего в Москве архиеп. Евсевия митрополитом Крутицким. По некоторым сведениям, офиц. назначение М. епископом Владивостокским было утверждено указом патриарха Московского и всея России свт. Тихона в кон. 1920 г. (Свет: Газ. Харбин, 1921. 6 янв.). С кон. 1920 г. Владивостокская епархия оставалась последней епархией РПЦ на территории, все еще контролируемой белыми войсками. Это определяло особое положение М. среди рус. архиереев на Дальн. Востоке, находившихся на зарубежных кафедрах или вынужденных покинуть свои епархии во время гражданской войны. Первоначально М. выступал против созыва во Владивостоке церковного Собора и создания временного церковного управления на Дальн. Востоке. Как сообщал Камчатский еп. Нестор (Анисимов) Пекинскому архиеп. Иннокентию (Фигуровскому ; впосл. митрополит) в письме от 25 окт. 1921 г., «предполагаемый Дальневосточный Собор или съезд, по-видимому, не состоится, т. к. Преосвященный Михаил против всего этого, а без него на его епархиальной территории собраться нельзя» (ГАРФ. Ф. Р-6343. Д. 233. Л. 55.) В то время М. не признавал над собой верховных полномочий Высшего церковного управления за границей (ВЦУЗ), настаивая на непосредственном подчинении своей епархии Московской Патриархии. Помимо собственно Владивостокской епархии в ведении М. также находились Русская духовная миссия в Корее и приходы Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) с центром в Харбине. Однако 4 нояб. 1921 г. решением патриарха Тихона и Синода РПЦ Корейская миссия была выведена из юрисдикции Владивостокской епархии и передана 26 янв.

http://pravenc.ru/text/2563624.html

Собор в честь Успения Пресв. Богородицы во Владивостоке. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Собор в честь Успения Пресв. Богородицы во Владивостоке. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Указом Святейшего Синода 27 окт. 1908 г. Владивостокской епархии была подчинена учрежденная в 1897 г. Российская духовная миссия в Корее, к-рая в 1907 г. открыла во Владивостоке подворье с церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и школой в память о воинах, погибших в русско-япон. войне. 5-8 июня 1913 г. во Владивостоке состоялся 1-й епархиальный миссионерский съезд, к-рый постановил проводить съезды ежегодно. Съезд также решил открыть во Владивостоке при церкви-школе одногодичное катехизаторское уч-ще для корейцев; для нужд Корейской миссии был организован переводческий комитет, благодаря к-рому на корейский язык были переведены и изданы Служебник, Требник и др. правосл. книги. В 1910 г. во Владивостоке открылось миссионерское Камчатское братство во имя Нерукотворного образа Спасителя, имевшее отд-ния в неск. городах европ. части России и объединявшее более 2 тыс. чел. (см. Камчатская миссия ), непосредственное руководство братством осуществлял иером. Нестор (Анисимов) . При поддержке братства на Камчатке к 1917 г. действовало 32 прихода, оказывалась обширная благотворительная помощь коренному населению. В 1914 г. в с. Иоасафовском прошел первый Камчатский миссионерский съезд, принявший решение о создании Камчатской духовной миссии. Миссионерскую направленность имело также Уссурийское братство Пресв. Богородицы, созданное в 1908 г. при Свято-Троицком Николаевском муж. мон-ре, братство с 1912 г. ежегодно устраивало крестные ходы из Владивостока до мон-ря, продолжавшиеся от 12 до 24 дней. В 1914 г. указом архиеп. Евсевия был учрежден епархиальный миссионерский совет. К 1917 г. в епархии были организованы разъездные причты и устроено неск. новых миссионерских станов. 22 мар. 1899 г. по указу Святейшего Синода начало работу Владивостокское епархиальное попечительство для облегчения материального положения вдов и сирот духовного звания и для заведования делами по опеке над сиротами священно- и церковнослужителей. В нояб. 1900 г. по инициативе свящ. Григория Ваулина в с. Осиновка было образовано Иоанно-Предтеченское об-во трезвости, к-рое вскоре распространило свою деятельность на Владивосток, Никольск, др. селения Южно-Уссурийского края и Маньчжурии. В 1906 г. об-во трезвости построило в Осиновке жен. школу-читальню им. Н. И. Гродекова. 16 окт. 1911 г. при Покровской ц. Владивостока открылось духовно-просветительское братство в честь Воскресения Христова как отделение одноименного братства в Москве. 1917-1945 гг.

http://pravenc.ru/text/158930.html

По Айгунскому трактату 1858 г. китайское правительство дало миссии полную свободу действий и обязалось не преследовать своих подданных за принятие христианства. В 1861 г. в Китае открыта была особая русская дипломатическая миссия, дела которой вела до тех пор миссия духовная. Последняя получила большую возможность сосредоточить свою деятельность в нравственно-религиозной области. С этого времени усилились ея ученые и переводческие занятия. Из среды ея членов стали выходить замечательные синологи. В переводческой деятельности она совершенно отрешилась от своей прежней зависимости от католических переводов и стала производить самостоятельные переводы священных и богослужебных книг. Этим она служила Амурской и Японской миссиям. Оживилась проповедь на китайском языке и преподавание в миссионерской школе. Паства миссии возрастала. В 1885 г. имелись две церкви в Пекине и храм на юге Китая – в Ханькоу. Был также храм в деревне Дун-Дунъань. В последния десятилетия XIX в. и первые XX в. деятельными и просвещенными начальниками Миссии были: архим. Флавиан (Городецкий), член ея с 1873, рукоположенный в 1885 г. епископом люблинским, впосл. митр. киевский, и с 1896 г. архим. Иннокентий (Фигуровский), возведенный в 1902 г. в сан епископа переяславского, каковой титул был присвоен Святителю Иннокентию, когда он отправлялся в 1721 г. в Пекин. Владыка Иннокентий скончался в Пекине, в сане митрополита, в тридцатых годах нынешнего столетия. Миссионерство в Японии. В 1860 г. православие проникло в Японию. Основателем православной миссии был иеромонах русского консульства в Хакодате Николай (Касаткин) . Он родился в 1836 г., окончил петербургскую дух. академию. С самого начала своей службы (1861) принялся он за усердное изучение языка, верований и нравов японцев и за переводы священных и богослужебных книг на японский язык. Первенцем его христианской проповеди был Павел Сваабе, бывший жрец одной кумирни, по обращении в христианство сделавшийся самым пламенным и самоотверженным проповедником св. веры. К нему примкнули еще два им самим обращенных японца, Яков Урано и Иоанн Сакай. Своей катехизаторской проповедью эти три первых деятеля японской миссии успели настолько подготовить в Японии почву для православия, что о. Николай в 1869 г. испросил у Св. Снода разрешение на открытие там миссии. Начальником миссии был назначен он, с возведением в сан архимандрита, с иерархической зависимостью от камчатского архиерея. В 1871 г. в Хакодате и Токио (1872) заведены были миссионерские школы, давшия новых проповедников-катехизаторов. Православие начало распространяться в Японии так успешно, что возбудило против себя гонение, от которого особенно тяжело пришлось пострадать Сваабе. К счастью, это гонение скоро было остановлено по представлению русского консула. В 1875 г. камчатским архиереем были посвящены первые священники из японцев – о.о. Павел Сваабе и Иоанн Сакай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

в год. Начальником миссии назначен он сам, в сане архимандрита, с иерархической зависимостью от камчатского архиерея. В 1871 г. в Хакодате, а в 1872 в Токио заведены были миссионерские школы, давшие новых проповедников-катехизаторов. Православие начало распространяться в Японии так успешно, что возбудило против себя гонение, от которого особенно тяжко пришлось пострадать Сваабе. К счастью, это гонение скоро было остановлено по представлению русского консула. В 1875 г. камчатским архиереем посвящены были первые священники из японцев – о. Павел Сваабе и Иоанн Саккай, а в 1880 г. сам о. Николай рукоположен в Петербурге епископом в Японию и таким образом появилась новая православная поместная церковь – Японская. К 1895 году она насчитывала у себя уже 220 общин и свыше 22500 душ христиан с 28 священнослужителями. Школа в Токио обратилась в семинарию, которая в 1882 г. сделала первый выпуск воспитанников, а в 1889 г. двоих своих студентов отправила даже для высшего духовного образования в русские духовные академии. Кроме нее, есть еще школы: катехизаторская, причетническая, женская и несколько низших училищ. Число лиц с академическим образованием доходит в Японии до восьми. Миссия развила уже значительную переводную литературу и издает три духовных журнала. Богослужение в японских церквах совершается все на японском языке. Благодаря трогательным воззваниям преосв. Николая и его личным стараниям во время его поездок в Россию японская миссия значительно обеспечена и в материальных своих средствах частью ассигновками ежегодных сумм из Св. Синода, частью поддержкой миссионерского общества и частных жертвователей, хотя все-таки не может с этой стороны вполне соперничать с богатыми западными миссиями. Важным событием для миссии было провозглашение в 1889 г. в Японии полной свободы веры. Устройство православного миссионерского общества В 1865 г. все русские миссии, действовавшие доселе разрозненно, нашли для себя удобный объединительный центр, полезный для них и в материальном отношении, во вновь открытом в Петербурге миссионерском обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Помощь из России В конце 1869 года иеромонах Николай, испросив отпуск, отправляется в Россию ходатайствовать перед Святейшим Синодом о разрешении открыть в Японии русскую духовную миссию. В Россию иеромонах Николай приехал в феврале 1870 года. Его ходатайство было удовлетворено. 6 апреля 1870 года Александр II высочайше утвердил определение Святейшего Синода об учреждении в Японии русской духовной миссии в составе начальника миссии, трех иеромонахов-миссионеров и причетника. Половину намечаемых расходов брало на себя казначейство, другая половина была отнесена за счет типографского капитала духовного ведомства. Всего духовной миссии ассигновалось 6000 рублей в год и 10000 рублей единовременно. Миссионерские центры располагались в Токио, Киото, Нагасаки и Хакодате. Начальником миссии был назначен иеромонах Николай с возведением в сан архимандрита. Миссия подчинялась ведению Камчатского епископата. Обязанности миссионеров были изложены в “Инструкции для миссии,” представленной иеромонахом Николаем и утвержденной Синодом. Сам архим. Николай писал в 1879 г.: “Характерно для Православной Японии то, что православная миссия, всего 8 лет существующая, при двух за это время существующих миссионерах, без всяких определенных материальных средств, числом христиан была уже вдвое сильнее, чем католическая и все протестантские миссии вместе взятые.” Перед отъездом в Японию архимандрит Николай смог повидаться со стариком отцом. В Хакодате он вернулся в марте 1871 года. Проповедь Евангелия продолжалась и в его отсутствие. В конце года архимандрит Николай крестил в Сендае одиннадцать человек. В 1872 году в Хакодате прибыл иеромонах Анатолий (Тихай), кандидат Киевской духовной академии8. Архимандрит Николай отзывался о нем так: “Лучших помощников я не желал бы!” Он оставляет хакодатскую церковь на о. Анатолия и 4 февраля 1872 года перебирается в Токио. Переводы Священного Писания и других необходимых книг Главным делом святителя, начатым еще в Хакодате, был перевод на японский язык Священного Писания и богослужебных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В семиреченской области 33 китайских переселенца и 1 киргизка приняли христианство и перешли в русское подданство; 85 китайцев крещено в выселке Сарканском, где поселены китайские эмигран­ты. В местной школе обучалось 50 человек из эми­грантов, от 10 до 20-летнего возраста. В березовском крае, тобольской епархии, существовало три миссии; обдорская, сургутская и кондинская; миссионеры первой из них, кроме действования в самом Обдорске, предпринимали отдаленные путешествия с проповедью евангелия (один из них, священник Герасимов – природный самоед – достигал до каменно-уральских кочевьев самоедов, за Карским морем) и обратили 67 остяков и самоедов. В двух обдорских школах, мужской и женской, в числе учащихся было 13 инородческих детей; в кондинской монастырской школе из 18 учащихся – 5 инородцев, В камчатской епархии обращено 650 человек; наиболее расположенными к христианству здесь явились гольды и корейцы, а также манчжуры, живущие на китайской границе; но последние не решались принять христианство, опа­саясь преследования со стороны китайских властей. В Чаунской миссии, существующей для просвещения чукчей, в якутской епархии, нет постоянного миссионера, и миссионерское служение здесь совершает нижне-колымский священник; 4 священника походных церквей объезжали стойбища и улусы крещенных тунгусов и якут, совершая для них богослужение, преподавая им таинства и ут­верждая их в вере и жизни христианской. В грузинском экзархате, преимущественно в Абхазии, просвещено крещением 1.389 магометан и присоединено к православию более 1.500 несториан. Наконец за гра­ницею было две духовных миссии: в Китае и в Японии. Духовная миссия в столице Китая, Пекине, продолжала действовать по предначертанному ею плану, с соблюдением благоразумной осторожности, и довольствуясь незначительным, но прочным приращением тамошней право­славной паствы, преимущественно же заботясь о нравственном ее состоянии. Японская миссия открыла свои действия лишь в марте 1871 года, Начальник ее архимандрит Николай был единственным ее представителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

После смерти митрополита Московского Филарета (1867) святитель Иннокентий был назначен его преемником. На Московской кафедре он по-прежнему остался верен своему миссионерскому долгу. Его настоянием Православное миссионерское общество, открытое в Петербурге в 1865 г., было переведено в Москву, где митрополит Иннокентий сам и возглавил его. Во многих епархиях были учреждены отделения миссионерского общества под председательством местных Преосвященных архиереев. Действующим миссиям эти отделения оказывали постоянную финансовую поддержку. По инициативе святителя Иннокентия в пределах Русской Америки, уже после продажи ее правительством императора Александра II Соединенным Штатам, была открыта в 1870 г. епархия Русской Православной Церкви — Алеутская и Аляскинская с кафедрой в Сан-Франциско. В 1898—1907 гг. там проходил епископское служение Преосвященный Тихон (Белавин; позже — Патриарх Московский и всея России) . Он перенес кафедру епископов Алеутских и Североамериканских в Нью-Йорк, где по его инициативе был воздвигнут Свято-Николаевский кафедральный собор. Его архипастырские труды во многом содействовали делу духовного и культурного сближения народов России и Америки. В 1910 г. в Иркутске состоялся миссионерский съезд под председательством Высокопреосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского. Иркутский съезд постановил, «что проповедь, обучение, богослужение — одним словом, все виды миссионерского делания должны совершаться на языке, понятном для инородцев, причем миссия как таковая не должна задаваться посторонними целями, но должна стремиться к достижению своей собственной единой и высокой цели — приобрести язычников для Церкви Христовой». На этот призыв откликнулись многие студенты духовных школ и пастыри Русской Православной Церкви, в их числе известный, исклю чительно самоотверженный молодой иеромонах, впоследствии митрополит, Нестор (Анисимов) — камчатский миссионер (1962). В 1907 г. он был назначен настоятелем Корякской походной миссии и, получив благословение на свой благовестнический труд от протоиерея Иоанна Сергиева, отправился на далекую Камчатку. В районе действия походной миссии иеромонаха Нестора были эвенки (тунгусы) (почти все уже крещеные), коряки (среди них обращенных в христианство было совсем немного) и чукчи — народ, еще почти не слышавший проповеди о Христе. С самого начала миссионерской деятельности иеромонаху Нестору пришлось приложить много усилий для спасения от голодной смерти своих пасомых, крайне бедствовавших в те годы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010