Я спросил жену, но и она не знала, хотя ее лицо не выражало ни горя, ни даже особой озабоченности. Все это было весьма загадочно и продолжалось довольно долго. Но вот, спустя 11 дней после этого, однажды вечером, около одиннадцати часов, г-н Петр Томи является ко мне в сопровождении г-на Сакая. Вижу — худ до невероятности, кости сильно выдались на совершенно изменившемся в своем цвете лице; просто жалко было смотреть на него. На мои вопросы — где он был и почему так сильно исхудал, он ответил, что все это время он проводил в воздержании от сна и пищи и в молитве о скорейшем просвещении братьев-язычников тем светом истины, которого он сам недавно сподобился. Услышав обо всем этом, я был очень изумлен столь трогательным проявлением горячей верности по вере. Но все-таки я должен был заметить ему, что такое дело впредь нужно совершать согласно с установлениями Церкви, ибо иначе можно принести сильный вред своему здоровью». В конце 1869 года иеромонах Николай, испросив отпуск, отправляется в Россию ходатайствовать перед Святейшим Синодом о разрешении открыть в Японии русскую духовную миссию. В Россию иеромонах Николай приехал в феврале 1870 года. Его ходатайство было удовлетворено. 6 апреля 1870 года Александр II высочайше утвердил определение Святейшего Синода об учреждении в Японии русской духовной миссии в составе начальника миссии, трех иеромонахов-миссионеров и причетника. Половину намечаемых расходов брало на себя казначейство, другая половина была отнесена за счет типографского капитала духовного ведомства. Всего духовной миссии ассигновалось 6 тыс. рублей в год и 10 тыс. рублей единовременно. Миссионерские станы располагались в Токио, Киото, Нагасаки и Хакодате. Начальником миссии был назначен иеромонах Николай с возведением в сан архимандрита. Миссия подчинялась ведению Камчатского епископата. Обязанности миссионеров были изложены в «Инструкции для Миссии», представленной иеромонахом Николаем и утвержденной Синодом. Перед отъездом в Японию архимандрит Николай смог повидаться со стариком отцом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

За несколько лет неустанной работы иеромонаху Нестору удалось сделать немало. Пред его даром любви и терпения открылись души многих камчадалов. Его проповедь слова Божия была успешна. Тысячи людей, пребывавших в языческой тьме, были им крещены. И всё-таки силы одного человека, даже такого деятельного, были ограничены. Отец Нестор решил обратиться к православным русским людям. В 1909 г. он участвовал в Монархическом съезде русских людей, проходившем в Москве с 27 сентября по 4 октября 10 . Большинство его заседаний проходило под почётным председательством будущего священномученика митрополита Московского Владимира. «Воскресенье 27 сентября, – сообщали газеты,– всё посвящено было торжеству открытия Московского съезда монархистов. Утром с 9–12 часов в храме Епархиального дома торжественно была совершена Литургия, а после неё молебен» 11 . Среди тех, кто служил в тот день, был и «иеромонах Нестор с Камчатки» 12 . Выступать ему пришлось лишь в последний день съезда: кафедру «поочередно занимают представители отдаленных окраин, прибывшие на съезд. Выступали с речами: иеромонах Нестор, протоиерей Мичурин (из Никольска Уссурийского), протоиерей Кузнецов (из Читы), г. Разночинцев (из Красноярска), свящ. Голеновский (из Томска). Всё горе, все беды Русской земли, все свои безысходные скорби поведали они этому собранию русских людей. На призыв иеромонаха Нестора, камчатского миссионера, помочь делу духовного просвещения на Камчатке материально, собрание откликнулось щедрыми пожертвованиями» 13 . Выступление отца Нестора оказало большое влияние на Постановление Монархического съезда русских людей 1909 г. Приведём все его части, имеющие отношение к Камчатке. В первом отделе («Церковные вопросы») в разделе «Внешняя миссия» было «признано желательным»: « 2) Чтобы учреждена была на Камчатке особая кафедра Епископа с нахождением её в Петропавловском селении и чтобы местная министерская школа была преобразована в церковно-учительскую семинарию. 3) Чтобы был увеличен оклад содержания миссионеров Камчатской внутренней миссии, для чего надлежит сравнять их в этом с другими миссионерами Православной Русской Церкви и определить им особые разъездные суммы, соответственно их миссионерским поездкам» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

299 Британское Библейское общество учреждено в 1802 г. В России открыто в 1813 г. В число вице-президентов входили: митрополиты Киевский Серапион и Петербургский Амвросий и другие иерархи. В числе директоров был архимандрит Филарет, будущий митрополит Московский. Главной своей задачей Библейское общество ставило распространение книг Священного Писания, перевод и издание книг Священного Писания на разных языках, особенно славянской Библии. Русский перевод Библии был поручен архимандриту Филарету с прочими членами академии. Был издан перевод книг Нового Завета и Псалтири. Указом 15 июля 1826 г. все имущество Библейского общества была передано в ведение Синода. 300 «Сомовский полк» – батальон регулярных войск под командованием Сомова, квартировавший на Камчатке, в 1813 г. расформирован. 301 Русско-американская компания образована 17 августа 1751 г. купцами Г. И. Шелиховым и М. С. Голицыным. В 1773 г. Г. И. Шелихов на судне компании отправился к берегам Америки, в 1784 г. на о. Кадьяке было основано русское поселение, а через 10 лет доставлена духовная миссия. В 1797 г. компания получила название «Объединенная Американская кампания», в 1799 г. преобразована в Российско-американскую компанию, ее главное правление было перенесено из Иркутска в столицу. В 1802 г. число членов достигло 400 человек. 302 См.: Вагин В. И. Исторические сведения о деятельности гр. М. М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1922 гг. Т. 2. СПб., 1872. 303 Методисты – приверженцы одного из направлений в протестантизме, возникшего в XVIII в. в Англии. В сфере культа и догматики методизм не отличается существенно от англиканства, лишь упрощает его установления. 304 «Таинство Креста» («Mystere de la croix») – имеется в виду произведение Дузетана, напечатанное в России в 1784 г., ранее переведенное членами масонской организации А. М. Кутузовым и М. И. Багрянским. 305 Возможно, имеется в виду произведение И. Г. Юнга-Штиллинга «Победная песнь, или торжество веры христианской». СПб., 1815. 306 Меннониты – протестантская секта, основанная в 30-х гг. XVI в. в Нидерландах Менно Симонсом. Отличительные черты: требование сознательного крещения, запрет браков с инославными, отказ от воинской службы и др. С 1789 г. появились в России в среде немецких колонистов, привлеченных правительством Екатерины II для заселения окраинных земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Во дни упомянутых архипастырей появилась с 1817 года в Сибири разрешенная по ходатайству главы методистов 303 Рихарда Ватсона английская миссия, раздававшая населению книги Священного Писания , переведенные на русский язык с искажениями в протестантском духе. Помимо этих переводов, английские миссионеры беспрепятственно распространяли в среде грамотных людей, например, такие изуверские сочинения: «Таинство Креста» («Mystere de la croix»), 304 в которой Синоды и Вселенские соборы названы «зверем, порождением Вавилона и духом антихристовым», и «Победная повесть», 305 обещающая торжество над Православием для меннонитов, 306 сепаратистов, 307 методистов, пиетистов, 308 квакеров 309 и пр. Стараниями английской миссии был введен в моду по Сибири их «Сионский вестник», 310 в котором одновременно с масонскими бреднями проводилось отрицание святости постановлений и преданий Православной Церкви. Против всего этого английского набега на Православие трудно было архипастырям Амвросию и Михаилу что-либо предпринять. Они сами по приказанию учрежденного в 1817 году Министерства духовных дел 311 поневоле состояли членами издававшего означенные книги Британского Библейского общества и были вынуждены отписываться от грозных запросов по поводу их слабого содействия английскому посеву ересей. На глазах у архипастырей Библейское общество переписывалось с раскольниками и открыто поддерживало их жалобы на духовенство, пользуясь своим влиянием в Петербурге. Помимо раскольников стояли на стороне этого влиятельного общества и все разночинцы и служебные люди Сибири, которые были уже в то время развращены собственным безнаказанным своеволием, обилием преступного люда и веявшим из внутренней России западным вольнодумством. В такое-то время Тобольский Преосвященный Амвросий (Келембет) покинул кафедру и его место заступил 28 октября 1822 года Амвросий Рождественский (Вещезеров), святительствовавший до 14 февраля 1825 года. После него архипастырем Тобольским был с 30 сентября 1825 года Евгений (Казанцев), переведенный потом в Рязань с 7 августа 1831 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

21 апреля 1828 года святитель Мелетий был переведен на самостоятельную Пермскую кафедру. Здесь он написал «Ставленнический катехизис» для подготовки кандидатов в священство и стал известен своими беседами с раскольниками. Борясь с расколом, владыка Мелетий вел в своей епархии миссионерскую деятельность среди впавших в ересь раскольников. Верующие называли его святым и, когда случалось ему объезжать епархию, выходили навстречу на дорогу и становились на колени перед благословлявшим святителем. 18 июня 1831 года преосвященный Мелетий был переведен в Иркутск. Четыре года жизни в Иркутске стали для него поистине крестным путем. Самоотверженная борьба против полного владычества ламаизма чуть не стоила ему жизни. Подосланный ламами убийца был схвачен в то самое время, когда он уже ворвался в келию преосвященного. Во время правления в Иркутской епархии святителя Мелетия произошли знаменательные события в истории православия в Сибири. Была основана алтайская духовная миссия. Не без участия святителя Мелетия получили самостоятельность Томская, Енисейская и Камчатская епархии. Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов. Он часто объезжал свою обширную епархию, посетил жителей побережий Охотского моря и Северного Ледовитого океана. Безмерные труды подорвали здоровье святителя, и в 1835 году он был переведен в Харьков, где, как и в Иркутске, он управлял епархией четыре года. И в Харькове уделял он большое внимание духовным учебным заведениям. Он содействовал восстановлению тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. В его лице Православие имело сильного поборника в деле обличения раскола. Преосвященный Мелетий вел поистине подвижническую жизнь. В девять часов вечера он становился на молитву и продолжал ее до четырех часов утра, а спустя час, после короткого отдыха, шел на раннюю литургию. Святитель усердно молился и дома, и в дороге, и даже сидя в экипаже. Однажды его видели стоящим всю ночь на коленях с воздетыми руками, и только к утру он прилег на полу, примяв прежде постель, чтобы не подумали, что он даже не ложился отдыхать.

http://pravicon.com/info-2929

934 Иннокентий (Вениаминов -Попов; 26.08.179731.03.1879). 1817 – диакон. Окончил ДС. Препод. приходского училища. 1821 – священник. 1824 – миссионер на о. Уналашка в Русской Америке. Строил храмы, создавал школы, крестил тысячи человек. Переводил богослужебные и евангельские тексты на языки местного населения. 1834 – переведен в Новоархангельский порт на о. Ситху. В 1838 отправился в Петербург для переговоров об учреждении Камчатской епархии и печатания своих переводов. 1839 – протоиерей. В 1840 после смерти жены принял монашество, архимандрит, еп. Камчатский, Курильский и Алеутский. 1850 – архиеп. 1868 – митр. Московский и Коломенский. Канонизирован в 1977 (Русское православие). 936 Интеллектуальным центром миссии на востоке империи была Казань, где, наряду с Духовной академией, действовали упомянутое выше миссионерское Братство святителя Гурия, Миссионерский институт (18751883), десятки школ для крещеных татар. Именно здесь была создана методика, легшая в основу миссии среди неславянских народов, проживавших на востоке империи. Мы не имеем здесь возможности даже бегло остановиться на образовательных и миссионерских идеях, в разное время реализованных в Казанской епархии, а потому отсылаем к трем недавним исследованиям (Geraci; Werth; Журавский. КазДА), в которых, в частности, содержится обширная библиография. 937 Русское законодательство называло инородцами представителей некоторых народов (преимущественно относящихся к монгольской, тюркской и угрофинской группам), которые по правам состояния и по системе управления были поставлены в особое положение. Большая часть инородцев была свободна от воинской службы и от уплаты существенной части налогов. Некоторые кочевые племена имели право беспрепятственно пересекать границу и подлежали русскому суду только в случае совершения особо тяжких преступлений на территории России. «Положение об инородцах» входило в Свод законов (Брокгауз. Эфрон XXV. 224225). В советское время слово инородец стало оскорбительным, и на смену ему пришел советизм нацмен: «Под воздействием освободительных лозунгов революции, – писал в 1926 году А.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Чтобы однообразием наставлений и чтения не утомить внимания слушателей, предлагалось вводить в состав самых бесед пение разных церковных песней. Для детей такое пение могло служить уроком для приучения их к пению во время Богослужения. Дальнейшие подробности относительно воскресных бесед предоставлялись самим священникам. При этом Преосвященный советовал им самим более вникать в духовные нужды своих прихожан и сообразно с тем занимать их тем или другим во время бесед. О всех воскресных беседах священники должны были записывать в служебных журналах с обозначением числа лиц, бывших на беседе, предметов бесед и времени продолжения их. Журналы эти в конце года должны были представляться Преосвященному. Кроме того, благочинные должны были наблюдать за исполнением предложения о воскресных беседах, руководствовать священников в ведении их и доносить Преосвященному по полугодно о ходе этого дела и об особенно усердных в нем священниках, чтобы, по слову Апостола, «труждающиися в слове и учении могли быть сподобляемы сугубыя чести» (Тим.5:17). Но это благое дело не могло осуществиться так, как желал Преосвященный. Для подобного пастырского труда требуется много времени, уменья, а главное искреннего воодушевления идеей пастырского служения, по слову Божию, а всего этого и не было у большинства тогдашнего духовенства Камчатской епархии. Даже в самом Благовещенске духовенство, более развитое, чем сельское, не вполне воспользовалось для блага своих духовных чад и церкви этим наилучшим средством для духовного единения своего с пасомыми и религиозно-нравственного влияния на них. Несколько русское население Амура, настолько же и инородческое было близко сердцу Высокопреосвященного Вениамина. Хотя между инородцами православные считались тысячами, хотя миссионеры и продолжали крестить остававшихся в язычестве, тем не менее миссия нуждалась в лучшей, более прочной постановке: она нуждалась и в средствах, и в людях достойных, опытных и самоотверженных. Но пока не было ни того ни другого, Преосвященный, надеясь на лучшее будущее, при посещении миссионерских станов, напоминал миссионерам об их обязанности не только крестить инородцев, но и учить их удобопонятно, главным истинам веры; обращал большое внимание на открытие школ при станах и обучение детей грамоте; где были школы, там он испытывал знания учеников и поощрял лучших их них.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы Источник Содержание Чрезвычайные события в Церкви и государстве Торжество священного коронования Открытие мощей св. Феодосия Углицкого Торжественные юбилейные празднества в память исторических событий и лиц I. Управление Синодальное Епархиальное Перемены в составе Российской иерархии Потери, понесенные Русской Церковью, в лице скончавшихся иерархов Перемены в центральном управлении ведомства православного исповедания Состояние епархиальных управлений Обозрение епархий преосвященными Обозрение протопресвитером Желобовским церквей военного ведомства II. Церкви и монастыри Церкви Об освящении нового Киево-Владимирского собора Об ассигновании из казны денег на церковныые сооружения Об отпуске из казны денег на устройство парового отопления в Смоленском кафедральном соборе О содержании в благоустроенном виде кладбищ Монастыри Восстановление Смоленско-Зосимовской пустыни Возведение женских общин в монастыри Вновь учрежденные женския общины Обращение в женскую общину существующего в Харьковской епархии приюта Число монастырей и монашествующих О расходе на содержание Алексеевского монастыря в г. Риге Об отпуске из казны по 2.000 р. в год на содержание Бодбийского монастыря III. Утверждение веры и благочестия Положение православия в Холмско-Варшавской епархии Положение православия в западных епархиях Положение православия в Грузинском экзархате Положение православия в Финляндии Миссии и их деятельность I. Сибирские миссии а) Алтайская миссия б) Киргизская миссия в) Миссионерская деятельность в Енисейской епархии г) Миссии в Тобольской епархии: Сургутская и Обдорская. д) Чукотская миссия Якутской епархии е) Камчатская духовная миссия ж) Забайкальская духовная миссия з) Иркутская духовная миссия II. Миссии европейской России а) Калмыцкая миссия в Астраханской епархии в) Киргизская миссия в Оренбургской епархии г) Противомусульманская миссия в Рязанской епархии III.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАМЧАТСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ миссия РПЦ, действовавшая на территории совр. Дальн. Востока. Основана в 1742 г. Первоначально относилась к Иркутской епархии, в 1761 г. была упразднена, в 1912 г. возрождена в составе Владивостокской епархии, с 1916 г.- в составе Петропавловской епархии (с 1916 по 1922 Камчатская и Петропавловская епархия, с 1993 Петропавловская и Камчатская епархия ). Перестала существовать после установления в 1922 г. советской власти на Дальн. Востоке. Предыстория учреждения К. д. м. Вид г. Петропавловска. Литография Поль-Пети по рис. Ф. Денисьева. Сер. XIX в. (ГПИБ) Вид г. Петропавловска. Литография Поль-Пети по рис. Ф. Денисьева. Сер. XIX в. (ГПИБ) Камчатка была одним из самых дальних географических и социальных объектов миссии РПЦ. Первыми на северо-восток России приходили служилые (казаки, стрельцы) и промышленные люди, которых влекла надежда на быстрое обогащение. Промысловые артели пополнялись добытчиками морского и пушного зверя за счет крещеного коренного населения. Хозяин артели, получив разрешение епископа или благочинного, крестил коряка, ительмена, алеута или чукчу, давал ему свое имя и фамилию, тем самым как бы вводя в свою семью. Миссионер или приходский священник появлялись на этой территории после того, как возводились остроги и процесс присоединения к России укреплялся сменными или стационарными военными и казачьими гарнизонами. Петропавловская гавань Камчатки. Литография по рис. Жакобе. XIX в. (ГИМ) Петропавловская гавань Камчатки. Литография по рис. Жакобе. XIX в. (ГИМ) В 1705 г. по благословению митр. Тобольского и всей Сибири Филофея (Лещинского) на Камчатку с миссией проповедника прибыл архим. Мартиниан. За 12 лет его служения крестилось ок. 100 местных жителей. В это время происходили казачьи бунты в камчатских острогах, поднимались восстания большерецких камчадалов. В 1717 г., при архим. Мартиниане, первопроходец, первооткрыватель Курильских о-вов казак Иван Петрович Козыревский принял монашеский постриг с именем Игнатий. Между Нижним острогом и р. Ключевкой он основал пустынь в честь Успения Пресв. Богородицы с богадельней и мастерскими. В 1717 (1718?) г. архим. Мартиниан мученически погиб, возможно, был убит «собственными людьми, по наущению какого-то казака» ( Громов. 2000. С. 4) либо камчадалами.

http://pravenc.ru/text/1470157.html

Согласно указу Временного Высшего Церковного Управления в Омске от 19 июля 1919 г. Корейская Миссия по-прежнему подчинялась Владивостокскому архиепископу. 2 ноября 1920 г. Владивостокский Епархиальный совет утвердил иеромонаха Феодосия в должности начальника Корейской Миссии. Ее подчинение Владивостокскому архиепископу сохранялось и в период существования Дальневосточной республики 1920-1922 гг. [xx] С поражением белого движения в Приморье стали невозможными прежние церковные связи между Владивостоком и Сеулом. В этих обстоятельствах Японская Православная Духовная Миссия, ставшая основой для Японской Православной Церкви, казалась лучше всего подходящей, чтобы поддержать Корейскую Миссию и защитить ее от юридических претензий советского и японского государств. Идея поручить руководство Корейской Миссию русскому иерарху в Японии неоднократно высказывалась и раньше. В частности, епископ Павел (Ивановский) писал об этом в Токио Владыке Сергию (Тихомирову) в 1917 г. [xxi] Непосредственной же причиной подобного решения стало частное письмо, посланное из Сеула иеромонахом Феодосием находившемуся в Москве архиепископу Евсевию, который передал его Патриарху Тихону, и указом Священного Синода от 4/17 ноября 1921 г. Миссия была изъята из подчинения Владивостокскому Епархиальному управлению. В соответствии с этим указом с момента получения синодального решения (26 января 1922 г.) Миссия стала подчиняться архиепископу Токийскому Сергию (Тихомирову). 2/15 декабря 1922 г. и Русский Архиерейский Синод за границей принял решение о передаче Духовной Миссии в Корее в управление архиеп. Сергия. [xxii] Фактически же Миссия перешла в ведение Владыки Сергия в 1923 г., который приезжал в Сеул впервые 1 июля 1921 г., а затем — для знакомства с новой паствой 30 декабря 1923 г. Дважды, проездом в Токио, — 19-31 августа 1921 и 17 декабря 1923 гг. в Сеуле побывал епископ Камчатский Нестор (Анисимов). 5 марта 1923 г. за труды по управлению Миссией архиепископ Сергий возвел о. Феодосия в сан архимандрита, а 31 марта 1924 г. рукоположил диакона Луку Кима в сан священника. [xxiii] Следует отметить, что Корейская Миссия находилась под личным управлением Владыки Сергия и никогда не объединялась с Японской Православной Церковью, в частности, с проживавшими в Корее православными японцами, которых окормляли приезжавшие к ним японские священники. [xxiv]

http://bogoslov.ru/article/465367

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010