«Почитаю себя блаженным» (в Синодальном переводе «счастливым») — так начал апостол Павел свою речь перед царем Агриппой, когда был приведен к нему на суд. Трудно назвать привлекательным положение, в котором находился Павел: он был арестован, но сам арест в некотором роде спас ему жизнь, потому что среди его соплеменников некоторые хотели его убить. На этом самом суде царь был готов просто отпустить его, но Павел потребовал суда у римского императора, на что имел полное право как римский гражданин. И царь вынужден был отправить его в Рим. Очень мало походило это путешествие на те средиземноморские круизы, которые сегодня позволяют себе избранные счастливчики. Блаженство для апостола — это не состояние покоя, наоборот, это скорее борьба и победа, трудное восхождение к вершине, это полнота жизни в Боге. Апостол Иаков в своем послании говорил об этом так: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (1: 12). А сам Павел выразил похожую мысль несколько иначе: «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим. 14: 22). О вечном блаженстве тех, кто входит в Царствие Божие, говорит Откровение Иоанна Богослова, например, такими словами: «…блаженны званные на брачную вечерю Агнца…» (19: 9). Но и здесь конечная цель сочетается со всем жизненным путем человека: да, можно получить приглашение, но и отказаться от него. Собственно, вся земная жизнь человека есть принятие этого призыва — и о том рассказывают повествования об Аврааме, о других ветхозаветных праотцах и пророках, об апостолах и, наконец, о Самом Христе. Ведь Новый Завет предлагает нам не просто некоторое количество наставлений о том, как праведно жить на свете, но прежде всего — пример такой праведной жизни. Евангелист Лука рассказывает (см. 11: 27-28) об удивительном эпизоде. Слушая речи Иисуса, одна из женщин сказала ему: «…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Это действительно так, и эти евангельские слова читаются в православной традиции на праздники, посвященные Богородице. Но мы знаем, насколько непростым было ее блаженство: невозможная с обыденной точки зрения беременность, роды в вертепе, бегство в Египет и дальше — жизнь, полная опасений за Сына. Это не говоря уже о Распятии, свидетельницей которого ей довелось стать уже после того, как было произнесено обетование блаженства.

http://pravmir.ru/blazhen-muzh-kotoryj/

246 Трудно сказать, насколько искренним был епископ Феодосий, когда, проиграв спор, он обещал, подтвердив это целованием Евангелия, Креста и иконы Христа и Богородицы, отправиться на покаяние к папе Римскому и попытаться уговорить покаяться и императора. Как известно, сославшись на волю императора, он свое слово не сдержал. 248 Вот эта угроза, высказанная патрициями Троилом и Епифанием: «Знай, господин авва, что хотя малый вред получим от народных волнений, клянусь Святой Троицей, мы должны будем присоединить к вам и папу, теперь надмевающегося, и всех тамошних болтунов, и остальных твоих учеников, и всех вас подвергнем испытанием огнем, каждого в подобающем ему месте, как был испытан огнем Мартин» (DsB 13. Пер. М. Д. Муретова , с изм.). 249 Надо сказать, что именно в 656 г. для империи наступило ослабление военной опасности от арабов. 17 июня 656 г. в Медине был убит халиф Осман, и с этого времени среди арабов начались междоусобные войны (см.: Кулаковский 2004. Т. III. С. 173–174). В этой ситуации император мог позволить себе маневры в политике и идеологии в любом направлении. 250 Ответ Максима на предложение епископа Феодосия: «Пусть примут осуждение их , соборно в Риме утвержденное посредством благочестивых догматов и канонов, и тогда разрушится средостение, и не надо будет убеждать нас» (DsB 4). 251 Допуская, что папа в данном случае вправе проявить снисхождение, Максим, возможно, имел в виду подобный случай применения икономии, когда св. Кирилл Александрийский допустил поминовение имени еретика – Феодора Мопсуэстийского теми восточными, которые сами при этом мыслили православно (см.: Болотов В. В. Указ. соч. С. 236). 252 Согласно 18-му анафематизму Латеранского собора осуждению подлежит даже только отказавшийся анафематствовать осужденную Церковью ересь или еретика. 254 Именно к этому их призывал Максим. «Феодосии консул: »...но согласится ли царь сделать ходатайственный приказ?» Говорит святой: «Конечно сделает, если пожелает быть подражателем Христа и претерпеть унижение вместе с Ним ради общего всех нас спасения. Он должен иметь в виду, что если Бог, будучи спасителем по природе, не спас, пока не подвергся добровольному унижению, то как человек, будучи по природе спасаемым, может спастись или спасти, не подвергаясь унижению?» И говорит Феодосии консул: «Надеюсь, при сохранении Богом моей памяти, я скажу ему эту речь, и он согласится " » (DsB 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

11) Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. 12) Ибо как женщина от мужчины, так и мужчина через женщину; все же – от Бога. 13) Посудите вы сами, прилично ли женщине молиться Богу непокрытой? 14) Не сама ли природа учит вас, что если муж к тому же растит волосы, это бесчестье для него, 15) если же женщина растит волосы, для нее это слава, потому что волосы вместо покрывала даны ей? 16) Если же кто склонен к спорам, мы не имеем такого обычая, ни Церковь Божия. 17) Сие же предписываю, не хваля, что вы не на лучшее, но на худшее собираетесь. 18) Во-первых же, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. 19) Ибо надлежит быть и ересям, дабы кто испытан, проявились среди вас. 20) Итак, когда вы собираетесь воедино, это еще не значит вкушать вечерю Господню. 21) Ибо всякий из вас прежде ест свой ужин, и один голоден, иной же пьян. 22) Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете Церковь Божию и срамите неимущих? Что скажу вам? Хвалю ли вас? За это не хвалю. 23) Ибо я от Господа принял, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24) и, возблагодарив, преломил, и сказал: «Приимите и ядите; сие есть Тело Мое, за вас предающееся; сие творите в Мое воспоминание. 25) Подобным образом и чашу, после того, как вечерял, говоря: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». 26) Ибо всякий раз, когда вы вкушаете хлеб сей и чашу пьете, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет. 27) Итак, всякий, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. 28) Да испытывает же самого себя человек, и так да ест от хлеба сего и из чаши да пьет. 29) Ибо, кто ест и пьет недостойно, суд себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем. 30) Оттого многие из вас немощны и больны, и много усопших. 31) Ибо, если бы мы судили самих себя, то не были бы судимы. 32) Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром сим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Рассудите сами Вашим архипастырским словом и властью. Некто – богатый купец моего родного города имеет двух сирот – внуков, после своей умершей дочери. Одного из этих внуков, имеющего от роду 21 год (без отбытия воинской повинности), домашнего, равного гимназическому, образования, этот купец желал бы видеть священником! В средствах они совершенно не нуждаются, люди очень богатые, и сан священника этот юноша желал бы принять не для служения на известном приходе каком бы то ни было, а исключительно для служения в домовой церкви этого купца в усадьбе (верстах в 2 – х от города) и на могиле своей матери (особая надгробная церковь на Казанском кладбище города). Прошу Вас, Высокопреосвященнейший Владыко, удостоить меня Вашего ответа: возможно это, или нет? И если невозможно, то – абсолютно, или при выполнении каких – либо особых условий (экзамен, отбытие воинской повинности и т[ому] п[одобное])? Содержание этого дела благоволите не подвергать огласке. Рассудите только со мною. Засим, прося прощения за беспокойство и усердно моля Господа о Вашем здравии, ожидаю Вашего мудрого совета, как быть и что отвечать в случаях, подобных этому, могущих повториться и в моей практике еще не раз. Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник е [пископ] Иосиф. 26 ф[евраля] 1911 г. г. Ростов   ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 317. Л. 11–12.   12. Копия письма архиепископа Арсения (Стадницкого) к епископу Иосифу (Петровых)   4 марта 1911 года Ваше Преосвященство, Возлюбленнейший Владыко!   Искренно благодарю Вас за целый ряд приветствий и благожеланий. Да хранит и Вас милость Божия, избравшая Вас достойным носителем благодати Христовой.   На Ваш запрос, по силе своего разумения, ответствую следующее. Прежде всего является препятствие со стороны возраста. В 21 год я не решусь посвятить его в сан священника. Нужно иметь по крайней мере 25 годов. Диплом образовательный необязателен, хотя нужно бы иметь удостоверение о том, что его образование домашнее равно гимназическому. Далее, он должен быть испытан мною, или кем – нибудь другим, в приблизительном знании церковно – богослужебных предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

99. Старец сказал: как не разогретый и не умягченный воск не может отпечатлеть налагаемой на него печати, так и человек, если не будет испытан страданиями и немощами, не может вместить в себя печати. Потому-то Господь говорит божественному Павлу: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается. И сам Апостол хвалится, говоря: сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова ( 2Кор. 12:9 ). 100. Один юноша, решив отречься от мира, пошел в пустыню и, увидев столп, сказал себе: кого ни найду в столпе сем, буду служить ему до смерти. Когда он постучался, вышел старец, монах, и спросил его, что ему нужно. Тот ответил: я пришел ради молитвы. Старец принял его и, упокоив, спросил, не имеет ли он какого особого дела в другом месте? Юноша сказал: нет, но желаю остаться здесь. И тот оставил его. Однако старец сей падал в блуд и имел при себе женщину, потому, спустя некоторое время, сказал брату: если желаешь получить пользу, иди в монастырь, ибо я имею жену. Брат ответил: жену ли ты имеешь или сестру, я не знаю, но буду служить вам до смерти. По прошествии года служения его они сказали себе: не довольно ли нам бремени, которое мы несем? Но еще за душу и сего брата имеем быть истязаны! Итак, уйдем отсюда и оставим ему келлию. Затем, взяв, что могли, сказали брату: мы идем на поклонение; ты же стереги келлию нашу. Однако, как только они ушли, брат понял намерение их и догнал их. Увидев его и смутившись, они сказали: доколе ты будешь осуждать нас? Имеешь келлию, – сиди и внимай себе. Но брат ответил им: я не ради келлии пришел, но для того, чтоб послужить вам. После сего женщина пошла в монастырь, а старец на место свое. И таким образом терпением брата спаслись оба. Читать далее Источник: Древний Патерик, или тематическое собрание изречений-апофеегм отцевъ-пустынников/Перевод с древнегреческого еп. Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2009. - VI, 614 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Исследователь владимирского этапа жизни и трудов Владыки Феофана, ныне проректор Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии священник Алексий Масалов в своём исследовании, помещённом на сайте семинарии, сжато, но информативно пишет следующее: «В 1859 г. святитель Феофан становится епископом Тамбовским и Шацким, а в конце августа 1863 г. получает назначение на Владимирскую кафедру. К этому времени святитель был уже известным писателем, прекрасным руководителем, организатором и ревностным борцом за чистоту веры и нравственности. На Владимирский кафедре святитель Феофан развернул привычную активную деятельность. Он часто служит, проповедует, подвигает к ревностному пастырству священство, организует систему катехизаторства под управлением Цензурного комитета при Духовной консистории, заботится о духовно учебных заведениях, открывает церковно-приходские школы, женское епархиальное училище, начинает издавать «Владимирские епархиальные ведомости», завершает строительство корпуса Владимирской духовной семинарии, перестраивает здания епархиального управления… Прекрасным свидетельством неутомимых трудов святителя на Владимирской кафедре являются его «Слова к Владимирской пастве». Это сборник проповедей святителя Феофана, который содержит ценный материал для понимания жизни и взглядов великого иерарха Русской Православной Церкви… Проповедь будет одним из самых замечательных дел святителя на владимирской земле. Он проповедовал на каждом богослужении, затрагивая самые важные для слушающих темы. Уже в первом слове святитель Феофан заговорил о главнейшей из них, вокруг которой строилось все его служение. «Христианство, предлагая нам образец высокого совершенства, – убеждал архипастырь, – подаёт к тому и все должные средства. Оно есть лествица, возводящая на небо, путь, ведущий в живот, врачество, исцеляющее все немощи наши и несовершенства. Лествица сия уже утверждена и многих возвела на небо. Не перестраивать её нужно, а восходить по ней. Путь сей уже испытан: он прост, для всех виден и верен. Было бы неразумно тратить время и труды на проложение нового пути или на исправление по своему уже проложенного».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Знаменательно, что латиняне были потрясены этим ответом и поручили одному из главных своих богословов, испанскому кардиналу Хуану де Торквемада (дяде знаменитого Великого Инквизитора Испанской Инквизиции) дать ответ, что он сделал в следующих словах: « Григорий Нисский , несомненно, величайший среди учителей, яснейшим образом передал учение об очистительном огне... А то, что в ответ на это вы говорите, что будучи человеком, он мог ошибаться, это кажется нам весьма странным, ибо и Петр, и Павел, и прочие Апостолы, и четыре Евангелиста – также были люди, не говоря уже, что Афанасий Великий , Василий, Амвросий, Иларий и иные великие в Церкви также были людьми, следовательно могли ошибаться! Не думаете ли, что этот ваш ответ переступает должные границы? Ибо тогда вера поколеблется и подвергнется сомнению весь Ветхий и Новый Завет , переданные нам через людей, которым, если следовать вашему утверждению, не было невозможным ошибаться. Что же тогда останется в Божественном Писании твердым? Что будет иметь прочность? И мы тогда признаем, что человеку возможно ошибаться, насколько он – человек и что-нибудь делает своими собственными силами, но, поскольку он – водим Божественным Духом и испытан пробным камнем Церкви, в тех вещах, которые относятся к общей вере догматического учения, то написанное им, мы утверждаем, является абсолютно истинным» («Ответные тезисы латинян», гл. 4, Погодин, с. 94–95). Логическим завершением этих поисков латинянами «совершенства» в святых Отцах представляет собой, конечно, папская непогрешимость. Ход мысли здесь точно такой же, как у тех, кто возражал св. Фотию: если св. Августин и иные учили неточно о чем-то одном, то они должны быть «извергнуты вместе с еретиками». В своем новом ответе на эти утверждения св. Марк повторяет Православное воззрение, согласно которому «возможно, что кто-нибудь и Учителем является, а все же не все говорит совершенно правильно, ибо какая нужда была бы Отцам во Вселенских Соборах?» Подобным частным мнениям, поскольку они противоположны непогрешимому Писанию и Церковному Преданию, «мы не должны безусловно веровать или принимать без исследования». Далее он обстоятельно, со множеством цитат показывает, что св. Григорий Нисский действительно совершал ошибки, приписываемые ему (ни больше ни меньше, как отрицание вечных мучений в аду и спасение всех без исключения), и дает последнее авторитетное слово самому Августину:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/v...

Враг человеческого рода прилагает все усилия, чтобы сделать особенно горькой чашу скорбей человека спасающегося, особенно же усердствует о пастырях Церкви Христовой. Поэтому столь важное место в святоотеческих творениях уделено терпению скорбей и болезней и борьбе с проистекающими от них печали и унынию. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Брань плоти и духа прогоняет нашу беспечность, обличает нерадение и, как внимательнейший какой пестун, не попускает уклоняться от черты строгости правил жизни» 283 . Искушения и скорби пастыря Церкви могут происходить и от внешних причин. Это может быть поношение и оскорбление со стороны собратьев или пасомых, нередко даже от самых близких людей. Преподобный Антоний Великий учит в подобных ситуациях пребывать в твердости и благодарении Богу: «Содержите в мысли, что вы будете испытываемы какими-нибудь братиями посредством поношения и неправд или подвергнетесь унижению от сотрудников своих. Почему, когда случится с вами что подобное, стойте твердо, не бойтесь, не унывайте; но благодарение воссылайте Господу за всё это, потому что без Него ничего подобного не случается, а Им попускается по той причине, что испытывать брани необходимо для рабов Божиих, ибо кто будет испытан от благости Божией искушениями, трудами, скорбями и бедствиями, тот, пока не навыкнет с терпением устаивать в добре во всех случаях, не получит от Него чести» 284 . Преподобный Марк Подвижник дает важное для пастыря наставление, как вести себя, когда пасомые не слушают его слов: «Если ты получил от Господа жребий учить других, а тебя не слушают, то мысленно скорби об этом, явно же не возмущайся. Так ради твоей скорби ты не будешь осужден наряду с тем, кто не внимает тебе, а за свое возмущение не будешь искушен чувством вражды» 285 . Тот же святой отец указывает на связь исполнения заповеди и последующего за ним искушения: «Не радуйся, когда сделаешь кому-либо добро; но когда без злопамятства перенесешь последующее за тем сопротивление. Ибо как ночи следуют за днями, так и пороки за добродетелями» 286 . Авва Евагрий призывает к постоянной духовной бдительности, чтобы под действием обиды или огорчения не растратить собранных добродетелей: «Может случиться, что, оказав помощь какому-либо человеку, ты потерпишь ущерб от другого, а поэтому, обиженный, скажешь или сделаешь что-нибудь неприличное в отношении к ближнему. Тем самым ты дурно растратишь то, что хорошо собрал. А это и является целью лукавых бесов. Поэтому следует быть разумно бдительным» 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

У эмиграции в ея положении мог быть центр только духовно-нравственный, поддерживающий ее в ея основной и единственной задаче – в борьбе за Родину. И там, в подсоветской церковной России, представляют себе только один верный зарубежный национальный центр, который от начала до конца определен в своей борьбе с большевизмом, никогда не колебался в этом направлении,  не давал обещаний лойальности к безбожной власти, это – Архиерейский Собор и Синод, возглавляемый прежде Митрополитом Антонием, а ныне Митрополитом Анастасием. Этот Собор епископов выдержал исключительно тяжелую борьбу за свою церковную независимость, на которую посягали не только та или иная автокефальная Православная Церковь , но и свои же некоторые отдельные епископы, усумнившиеся в необходимости этой независимости. А независимость эта необходима, потому что у Русской заграничной Церкви, у ея духовенства и народа есть свои собственныя русския современныя национальныя задачи, в которых им ни одна самая любящая и доброжелательная автокефальная Православная Церковь не поможет, не вдохновит их и не поддержит в такой мере, как наш собственный церковный центр и наш собственный духовный глава. И для них и для нас удобнее наша независимость, как и необходима она и для страдающей Российской Церкви, все еще надеющейся на избавление. Нам не приходится выдумывать нового центра объединения и искусственно около него устраивать это объединение. У нас есть центр естественный, давнишний, действительно выполняющий свои цели, авторитетный и высокий, идейный и практический, опирающийся на русское разсеяние во всех концах мира. Остается только осознать его значение, уже существующее, оценит, начать им дорожить, сосредоточить на нем внимание, усилить всемерно его авторитет, помогать ему всем, что он, этот центр, от нас потребует. Поступить иначе, это значит уничтожить предшествующую нашу историю, труд и борьбу. Центр живой у нас есть, имя его уже достаточно ярко выявлено и всем известно, твердость его для нас непоколебима, путь его верен и испытан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем с этими же словами венчает главу невесты. Как и многое другое в богослужебной символике Церкви, увенчание новобрачных имеет несколько смыслов, каждый из которых не противоречит другим, а дополняет их. В Русской Православной Церкви принято венчать венцами, внешне напоминающими царские короны. И это понятно в свете сказанного выше о брачном союзе как о единстве восходящих в Царство Божие. Но время теперь вспомнить и о другом венце, терновом, который надели на Спасителя Его мучители, чтобы поиздеваться над Ним и усугубить Его страдания. Брачный союз не предполагает непрерывного счастья. Порой будет и трудно, и больно, и мучительно. Не все, к сожалению, оказываются способны выдержать искушения, неизбежно сопровождающие семейную жизнь. Ощущая на своих головах тяжесть венцов, жених и невеста пусть молятся, чтобы те терновые венцы, которые им не раз предстоит надеть, они пронесли достойно. И тогда, говоря словами апостола Иакова, блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1, 12). Как-то мне пришлось откровенно беседовать с одной пожилой супружеской четой. «Мы, – сказал мне муж, – за пятьдесят лет совместной жизни ни разу не поссорились, ни разу друг друга не обидели». Кто не позавидует «светлой завистью», то есть не порадуется, что такое бывает? Чаще бывает иначе. Редкая семья не переживает кризисов. Кажется, ничего хорошего уже не будет. Но, как известно, любое искушение или ломает нас, если поддадимся, или делает лучше и сильнее. «Что придает и умножает в нас духовную силу? – спрашивает священник Александр Ельчанинов и отвечает: – Преодоление искушений». Это совершенно верно и по отношению к крепости и силе брачного союза. Не в том достоинство, чтобы избежать искушений, а в том, чтобы их преодолеть. И венцы, которые мы надеваем во время венчания, – образ тех, которыми будут увенчаны сумевшие сохранить любовь и преодолеть все искушения. «Если сохраните любовь и верность, – можно сказать новобрачным, – то, как писал апостол Петр, когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы (1 Пет. 5, 4)».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010