«Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в поношении?» ( Иер.20:14–18 ). Пророк колебался, не прекратить ли ему свою мучительную для него деятельность, как колебался и ранее, боясь выступления на ответственное служение пророка ( Иер.1:6, 17:18 ). Но Господь избирает его на служение себе, плачущего, колеблющегося, робкого, нерешительного. И как избирает?!. О немногих подчеркнуто это в Библии – до рождения, даже до сформирования в утробе матери ( Иер.1:5 ; ср. Суд.13:15, 16:17 ; Ис.49:1 ; Лк.1:15 ; Гал.1:15 ). Так в лице Иеремии Господь избирает слабое и немощное человеческое, показывая этим, что пред ним не ценны сами по себе ни твердость воли, ни бесстрашность в действиях: все – от Него, Им подается. Иеремия искал помощи у Господа с надеждою ( Иер.17:17 ), и Господь сам укрепляет пророка ( Иер.1:7–8, 2:2, 19:14, 26:12,15 ), чтобы тот не малодушествовал ( Иер.1:17 ), был тверд в слове своем, хотя и не по сердцу будет оно его нечестивым соотечественникам ( Иер.15:20 ). Твердость грозных облечений пророка – дар Божий: Иеремия чувствовал с собою Господа, как сильного ратоборца ( Иер.20:11 ); с помощью Его он был неодолимою, крепкою стеною ( Иер.15:20, 1:18–19 ). Сила Божия возгрела дух Иеремии, сердце его горело ревностью по Боге ( Иер.20:9 ) и изливался из уст всепожирающий пламень слова Господня ( Иер.5:14 ). – Но пророк был не только возвышен Богом, – он был Им и испытан ( Иер.12:3 ). Много он перенес горя ( Иер.3:1–14 ) – до пресыщения ( Иер.3:15 ). Прежде он недоумевал, зачем ему приходится терпеть так много ( Иер.12:1–2 ). Но потом он понял, что Господь, смиряя, воспитывал его; Он стеснил его во благо ( Иер.15:11 ) для того, чтобы приучить его к терпению. Пророк научился предаваться Богу ( Иер.15:19, 26:14–15 ), благодушно переносить беды, несправедливости и огорчения, краткость обиды соразмеряя с вечностью блаженства 9 . Вся жизнь пророка в ее постоянном чередовании между действием горящего огня силы Божией ( Иер.20:9 ) и реакцией человеческих чувствований 10 завершилась победою в духе Иеремии Бога над смиренно открытым пред ним сердцем пророка ( Иер.12:3 ). Признание его: «Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня и потому превозмог меня» ( Иер.20:7 ) дает право на поучительный вывод. Иеремия пророк неразрывно связан с Иеремиею человеком. Пророческое служение требовало от Иеремии предания им всех своих сил на служение делу Завета Господня, и он ощущал особенно глубоко, остро и живо нужду в непосредственном укреплении его духа Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Что же останется тогда в Божественном Писании солидным? Что будет иметь прочность? И мы признаем, что человеку возможно ошибаться, насколько он – человек и что-нибудь делает своими собственными силами, но поскольку он – водим Божественным Духом и испытан пробным камнем Церкви в тех вещах, которые относятся к общей вере догматического учения, то (в таком случае) написанное им, мы утверждаем, является абсолютно истинным. Посему мы не можем легко допустить утверждение об ошибочности мнения в отношении такого великого мужа, брата Василия Великого и блаженной Макрины и друга Григория Богослова . Да и как можно думать, что, руководимый такими святыми, он мог впасть в заблуждение? Прибавим же, что и Пятый Вселенский Собор, собравшийся главным образом против Оригена и отвергнувший писания Оригена , как вредные и дурныя, сочинения Григория Нисского одобрил, чтобы, в силу этого, сей мудрейший муж был весьма далек от всякого подозрения: ибо этот Собор не одобрил бы его писания, если бы счел, что в них заключаются Оригеновския бессмыслицы, которые осудить он имел величайшее тщание. Остается, таким образом, что он, который исповедал существование вечного огня, также держался и такого рода мнения – об очистительном огне, как это ясно обнаруживается и в его Катехизическом Слове и в слове о детях, которые преждевременно восхищаются из этой жизни. Итак, в то время, как писания Оригена – сожжены, его писания сохранены полностью, и не только сохранены, но еще более почтены, что не могло бы произойти, если бы нечто из того, что вы говорите, он, действительно, написал. А то, что вы говорите, что его сочинения были испорчены сторонниками Оригенова мнения, является бессмыслицей. Ибо если бы нечто такое и случилось, то, конечно, – после того, как был собран Пятый Вселенский Собор, что, конечно, ясно всякому, т. е. когда это (Оригеново) учение уже было изгнано из оград Церкви. Если бы, как мы сказали, он нечто таковое (что было бы в духе Оригеновского учения) написал, то, ясно, что Собор не мог бы не знать того, а коли бы знал, – без сомнения, и осудил бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Глава 2 Примерно неделю спустя дитя принесли в церковь для совершения над ним таинства крещения, и, когда вынули младенца из купели, наречен он был именем Гутлак. Имя это было выбрано весьма удачно, так как, по мнению многих ученых мужей, слово «Гутлак» состоит из двух слов и означает «Дар борьбы». И действительно, святой Гутлак не только перенес жизненные трудности и тяготы, но, обратившись к вере, вел брань духовную и сподобился вечного блаженства в Царстве Небесном, так что имел право сказать вместе с апостолом: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» . Младенца, омытого водой святого крещения в крещенской купели, отнесли в дом отца его, где о нем заботились и пеклись. Ребенок рос послушным, и ни у родителей, ни у воспитателей его не было с ним никаких хлопот. Он не был склонен к глупым ребяческим шалостям, не тратил время в пустой болтовне, не было в нем заметно лжи и притворства. Гутлак рос умным, его лицо всегда светилось радостью, он был весел духом, невинным во всех своих делах. Все замечали, что в мальчике сиял особый духовный свет. Время шло, Гутлак взрослел, становился сильнее и крепче, и храбрые подвиги героев прошлого и великих мира сего стали все больше занимать его . Характер юноши изменился, в нем проснулась воинственность. Он собрал большую дружину и взялся за оружие. Давая волю чувству ненависти к врагам, Гутлак дотла сжигал их крепости, опустошал их деревни. Ватага его предпринимала опустошительные набеги на земли соседей, убивая и грабя без разбора. Около девяти лет Гутлак разбойничал со своей шайкой, ставшей сущим бедствием для всей округи. Однажды ночью Гутлак, возвратившись из очередного набега, прилег отдохнуть. Он принялся перебирать в уме разные события своей жизни, как вдруг страх Божий овладел им, а сердце исполнилось любовью. И так силен был этот страх Божий, что Гутлак тотчас дал обет Богу: если Господь пощадит его этой ночью, то он впредь будет служить только Ему. Гутлак вспомнил о древних королях, многие из которых умирали в бедности и злой доле. Он подумал о том, что все богатства, которыми они владели, быстро и безвозвратно исчезали, да и жизнь человека каждый день все ближе к своему концу. Когда мрак ночи рассеялся и занялся свет наступающего дня, Гутлак встал и осенил себя крестным Христовым знамением. Своим приятелям он сказал, чтобы они нашли себе нового предводителя, признавшись, что хочет стать учеником Христа. Затем, получив откровение Божие, он велел им вернуть людям все награбленное. Его товарищи удивились услышанному и испугались. Они упали пред Гутлаком на колени и умоляли не оставлять их. Но Гутлак их уже не слышал; любовь к Богу горела так жарко в его сердце, что он не произнес больше ни слова. Он решил оставить раз и навсегда богатства своих родителей, родной дом и весь этот мир.

http://pravoslavie.ru/46097.html

Галина И. 1 марта 2024, 07:04 Алла, а нам и не дано понять до конца тайны Бога. Это закрыто от нас: слишком огромная, в основном, непостижимая разница между материальным, видимым миром и духовным, невидимым; между чел.-й логикой и логикой Бога. Никто из богословов не может ответить на вопрос: почему Бог, не будучи создателем и инициатором зла, все же допускает его и позволяет дьяволу действовать? Ясно одно: Бог имеет абсолютную власть над добром и злом, и Он может использовать зло для достижения добра, или в качестве примера, прообраза будущего (Иова считают прообразом Христа). " Воля Божия заключается во всеобщем спасении " (прп. Иоанн Кассиан). Все Его действия - Его Промысел. Благоговейно же умолкнем перед этой Тайной. Алла 29 февраля 2024, 19:29 Галина И ., всё же логики не понимаю. Бог допустил Иову сильно пострадать, прямо давая на это позволение дьяволу. Галина И . 28 февраля 2024, 21:17 Алла, в книге Иова даётся опыт постижения Бога через страдания и испытания, допущенные Богом.Человеку дано от Бога преобразить страдания в испытаниях в спасительное средство, по примеру Господа Иисуса Христа. Прп.Иоанн Дамаскин: " Они(демоны) не имеют ни власти, ни силы в отношении к кому- либо,если не получают позволения от Бога для осуществления целей Его Домостроительства, подобно тому как случилось с Иовом (Иов 1,12) " . Критерий спасения- живая вера в Бога, встреча с Ним в результате духовной жажды, как у Иова, а не поучительные разговоры, как у его друзей.И потом, в Библии очень много богатых языковых средств, которые не следует принимать буквально. Н.: " лице Бога " . Также и др. Алла 28 февраля 2024, 15:46 Галина И., Иова кто испытывал, Бог или дьявол? Сергий 28 февраля 2024, 10:46 Вопрос: Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров): Об этом говорит св. апостол Павел: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1Кор.10:13). В приведенных словах выражена мысль, которая объясняет, почему некоторые люди падают под бременем искушений. Большинство людей навлекают на себя тяжелые искушения грехами (блудом, гордой и дерзкой самонадеянностью, попранием Божественных заповедей). Для многих эти искушения оказываются гибельными. Апостол говорит коринфянам: пока вы боролись с испытан

http://pravoslavie.ru/158856.html

В то же время безропотное перенесение скорбей и болезней является для человека благом и укрепляет в вере: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). Великое благо для человека, смиренно принимающему беды и скорби, понимающему промысл Божий о нем и уповающему на Господа, вооружиться словами пророка Исаии: «Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя» ( Ис.12:2 ). Вознося свои молитвы к Богу, он будет смиренно просить Его простить грехи и помочь преодолеть болезни и скорби. Тогда, Господь, видя смирение человека и желание исправиться, отвратит гнев Свой и поможет в бедах и скорбях. А человек скажет: «Господи, Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня» ( Ис.12:1 ). Одной из причин болезни может быть особый Божественный замысел. Христос исцеляет слепорожденного, но прежде происходит интересный диалог с апостолами: «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин.9:1–3 ). И, наконец, причиной болезней может быть бесовская одержимость, бесовское воздействие, что особо важно для рассмотрения вопроса, заданного в самом начале. Очень показательно об этом рассказано у евангелиста Луки: «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев её, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на неё руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И, когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» ( Лк.13:10–17 ).

http://sueverie.net/mogut-li-besy-iscelj...

Правда, члены веры говорят, что для служителей церкви необходимо особое призвание и полномочие от высшей власти, что эти служители являются проводниками Божественной благодати и получают особое посвящение на дело своего служения; однако такое учение об иерархии, при всей близости к православному, настолько не полно, что оставляет место для многих вопросов, настойчиво требующих разъяснения. Англиканские члены веры не выясняют нам: что в них разумеется под той высшей властью, которая обладает правом поставлять служителей в вертограде Господнем? Признают ли они церковную иерархию учреждением человеческим, или видят в ней Божественное установление? Служители церкви, принимая посвящение, сподобляются ли чрезвычайных благодатных даров, или получают лишь юридические полномочия, ничем не отличаясь, по существу своему, от простых верующих? – Всё это такие вопросы, которые имеют весьма существенное значение и, однако же, в англиканских членах веры остаются не разъяснёнными. Чтобы восполнить то, что не досказано в членах, необходимо обратиться к исследованию другого авторитетного изложения англиканского вероучения, т. е. книги общих молитв и, в частности, входящего в состав её чина посвящения. В предисловии (preface) к чину ясно высказывается мысль, что служение в церкви может принять на себя только тот, кто предварительно призван, испытан и допущен к этому служению „законной властью (by lawful Authority), причём само поставление должно совершаться посредством „епископского посвящения“ (Episcopal Consecration) „при общественной молитве с возложением рук“ (publick Prayer, with Imposition of Hands). В молитвах —331— чина мы неоднократно находим свидетельства о том, что англиканская церковь признаёт иерархию установлением Божественным. „Всемогущий Бог, говорит она, Своим Божественным промыслом установил в церкви различные степени служителей и вдохновил святых апостолов своих избрать на степень диаконов святого первомученика Стефана с другими...“ 1296 . „Всемогущий Бог, податель всех благ, Святым Своим Духом установил в церкви Своей различные степени служителей“ ...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чтобы избежать таких следствий, необходимо отказаться от того, чтобы плыть по «течению», и проявить христианскую ответственность. Для верующего человека лучше претерпеть временную скорбь, чем подписать или одобрить молчанием некий подобныйпроект, в котором было бы выражено пренебрежение к монашеству и его уставам. В своё время каждый из монахов и пастырей будет испытан на страшном и нелицеприятном Суде в том, следовал ли он богословию и учению Церкви, или предпочитал сиюминутный конформизм, собственное мнение, являющееся следствием «светского» опыта, и вместо верности «монашеской науке» хранил верность либо страстям властолюбия и сребролюбия, либо уныния, малодушия и страха. Архипастыри и монахи не минуют встречи с законоположниками монашества и будут «испытаны» ими в том, как они соблюдали их заветы и заповеди, как хранили их уставы и их науку, — и не дай Бог, если ответить на их недоумение будет нечего. Монахи сегодня молчат, потому что боятся больше власти человеческой, нежели Божией, и надеются на то, что смогут остаться «в стороне», избежать ответственности и необходимости давать «отчёт в своём уповании». Это признак духовной незрелости, своеобразный инфантилизм, который в данном случае становится преступлением. Русскому монашеству пора взрослеть. Но для каждого пусть будет достаточным суд его собственной совести. Мне кажется, трудности, которые сегодня испытывает наша Церковь, пытаясь после десятилетий хаоса вернуться к основополагающим принципам православного предания, трудности, связанные прежде всего с отсутствием духовного опыта и надлежащего богословского образования, могут быть преодолены с течением времени — для этого достаточно смирения и понимания собственного состояния, а также доброй воли к благу и движения ума по направлению к истине. Можно надеяться, что монашество на Руси преодолеет этот сложный период, обретёт новое дыхание и начнёт приносить духовные плоды во славу Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы и всех святых. «Церковное право», см.: Прот.

http://bogoslov.ru/article/2736418

II, Погодин, с. 68—69).    Знаменательно, что латиняне были потрясены этим ответом и поручили одному из главных своих богословов, испанскому кардиналу Хуану де Торквемада (дяде знаменитого Великого Инквизитора Испанской Инквизиции) дать ответ, что он сделал в следующих словах: «Григорий Нисский, несомненно, величайший среди учителей, яснейшим образом передал учение об очистительном огне... А то, что в ответ на это вы говорите, что будучи человеком, он мог ошибаться, это кажется нам весьма странным, ибо и Петр, и Павел, и прочие Апостолы, и четыре Евангелиста — также были люди, не говоря уже, что Афанасий Великий, Василий, Амвросий, Иларий и иные великие в Церкви также были людьми, следовательно могли ошибаться! Не думаете ли, что этот ваш ответ переступает должные границы? Ибо тогда вера поколеблется и подвергнется сомнению весь Ветхий и Новый Завет, переданные нам через людей, которым, если следовать вашему утверждению, не было невозможным ошибаться. Что же тогда останется в Божественном Писании твердым? Что будет иметь прочность? И мы тогда признаем, что человеку возможно ошибаться, насколько он — человек и что-нибудь делает своими собственными силами, но, поскольку он — водим Божественным Духом и испытан пробным камнем Церкви, в тех вещах, которые относятся к общей вере догматического учения, то написанное им, мы утверждаем, является абсолютно истинным» («Ответные тезисы латинян», гл. 4, Погодин, с. 94—95).    Логическим завершением этих поисков латинянами «совершенства» в святых Отцах представляет собой, конечно, папская непогрешимость. Ход мысли здесь точно такой же, как у тех, кто возражал св. Фотию: если св. Августин и иные учили неточно о чем-то одном, то они должны быть «извергнуты вместе с еретиками».    В своем новом ответе на эти утверждения св. Марк повторяет Православное воззрение, согласно которому «возможно, что кто-нибудь и Учителем является, а все же не все говорит совершенно правильно, ибо какая нужда была бы Отцам во Вселенских Соборах?» Подобным частным мнениям, поскольку они противоположны непогрешимому Писанию и Церковному Преданию, «мы не должны безусловно веровать или принимать без исследования». Далее он обстоятельно, со множеством цитат показывает, что св. Григорий Нисский действительно совершал ошибки, приписываемые ему (ни больше ни меньше, как отрицание вечных мучений в аду и спасение всех без исключения), и дает последнее авторитетное слово самому Августину:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3878...

Быв испытан (δκιμος γενμενος) – речь идет о человеке, который в испытании своей веры не поколебался, остался верным. Его вера, очищенная испытаниями, как золото в горниле, наоборот, еще более укрепилась – в этом и был смысл испытания, искушения (πειρασμς). Именно такому человеку будет дан от Бога венец жизни (στφανος τς ζως) – символ победы, венец истинной жизни, жизни вечной, жизни в Боге 44 . Интересно отметить, что человек не сам завоюет венец жизни, а получит (λψεται) от Бога – человек спасается благодаря не своим делам 45 , а только милости Божией. Дела нужны лишь как подтверждения наших серьезных намерений идти по пути Христа. 1:13 13 μηδες πειραζμενος λεγτω τι π θεο πειρζομαι· γρ θες περαστς στιν κακν, πειρζει δ ατς οδνα. 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, Здесь апостол проводит четкую разницу искушений по их происхождению и сущности. Т.е. речь пойдет о природе искушений – как они возникают, в чем их причина? До сих пор в этом Послании мы понимали слово «πειρασμς» больше как «испытание». Сейчас же этот глагол будет употребляться в значении «искушение». Если в ст. 13 «πειραζμενος» можно перевести еще как «испытываемый», то уже в выражении «Бог меня искушает» (точнее «от Бога искушаюсь) надо понимать слово «πειρζομαι» именно как «искушаюсь». Дело в том, что некоторые христиане пытались переложить свою ответственность за совершенные ими грехи на Бога (превратно понимая слова «на всё воля Божия») 46 . Б о г н е и с к у ш а е т ся зл о м (Θες περαστς στι κακν) 47 – т.е. Бога нельзя искусить (как человека) злом. Это уникальное высказывание (вообще для Нового Завета) апостола Иакова об одном из свойств Божиих 48 . Бог не искушает никого (πειρζει δ ατς οδνα). Бог может испытывать 49 человека, но главная цель Его при этом – возрастание человека в добре, духовное созидательное воспитание, рост веры человека. Дьявол в отличие от Бога именно искушает (соблазняет, совращает) – искушение дьявола имеет разрушительную силу, направленную на уничтожение веры человека 50 . 1:14

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

В эти дни сердце России билось в Дивеево, сюда подобно кровеносным сосудам вели пути многих Крестных ходов из разных городов России - Курска, Екатеринбурга, Тулы, Киева и Краснодарского края. В их числе был и крестный ход из Сибири, начавшийся еще в мае. Все они приняли участие в главном молитвенном шествии с мощами преподобного Серафима Саровского, прошедшем из Дивеева в Саров. В 6 часов утра 29 июля в Троицком соборе Свято-Троицком Серафимо-Дивеевского монастыря началась ранняя Божественная литургия, которую совершил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении клириков епархии и священнослужителей, прибывших на торжества. Затем все участники богослужения Крестным ходом, во главе которого несли раку с мощами преподобного Серафима Саровского, направились в сторону Сарова. На месте поселка Саров, где располагалась Саровская пустынь, постриженником которой был преподобный Серафим, уже многие десятилетия существует город, которого нет на карте России. Еще в апреле 1946 года было принято закрытое постановление Совета Министров СССР о создании конструкторского бюро КБ-11 по разработке ядерного оружия при Лаборатории N2 АН СССР. На границе Нижегородской области и Мордовии в саровских лесах появился научный центр, носящий сегодня кодовое название " Арзамас-16 " . На местном полигоне 29 августа 1949 года был испытан первый ядерный заряд. После 1927 года, когда был окончательно закрыт Саровский монастырь, шестьдесят два года в городе не совершалось церковных служб. В канун 1 августа местные власти выставляли на всех дорогах и тропинках к Дальней пустыньке преподобного Серафима милицейские кордоны, чтобы не допустить верующих на это святое место в день памяти Преподобного. Лишь 26 сентября 1989 года город впервые посетил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай, который отслужил молебен с акафистом Преподобному Серафиму Саровскому на Дальней его пустыньке, а год спустя здесь образовалась православная община. Еще в 1996 году было положено начало молитвенным шествиям из Сарова в Дивеево: традиционно 31 июля Крестный ход православных саровцев приходит в Серафимо-Дивеевскую обитель, а 1 августа возвращается обратно.

http://pravoslavie.ru/3.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010