12:7).» 2.3. Доставляют нам удобнейший случай свидетельствовать твердость веры своей и упования па Бога, и более и более укрепляться в добре. Еще премудрый сын Сирахов говорил: ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу,— в горниле уничижения (Сир. 2:5). И святой апостол Петр писал Христианам: о сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Петр. 1:6—7). Так смотрели на искушения и Святые Отцы Церкви. Например: Василий Великий : «самые скорби, по воле посещающего нас ими Господа, приключаются рабам Божиим не напрасно, но для изведания на опыте истинной любви к сотворившему нас Богу. Ибо как борцов подъятые во время подвигов труды ведут к венцам, так и Христиан испытание в искушениях ведет к совершенству, если Господни о нас распоряжения принимаем с надлежащим терпением и со всяким благодарением.» Святой Иоанн Златоуст рассуждает еще конкретнее: «если кто скажет: почему Бог не уничтожила древнего искусителя, (мы ответим, что) и это Он сделал по великой попечительности об нас. Ибо, если бы лукавый овладел нами насильно, то этот вопрос имел бы некоторую основательность; но так как он не имеет такой силы, а только старается склонить нас (между тем, как мы можем и не склоняться), то для чего ты устраняешь повод к заслугам и отвергаешь средство к достижению венцов?... Бог для того оставил диавола, чтобы и те, которые уже побеждены им, низложили его самого, чтобы доблестные имели случай к обнаружение своей ( твердой) воли... Диавол зол для себя, а не для нас: мы, ведь, если захотим, можем приобрести через него много и добра, конечно, против его воли и желания: в этом-то и открывается особенное чудо и необычайно великое человеколюбие Божие... Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя, тогда с великим усердием прибегаем к Богу.» 4. И следовательно, доставляют нам удобнейший случай достигать больших и больших наград от праведного Мздовоздаятеля: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни (Иак.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

С точки зрения анатомической, у него нет шансов поцеловать её саму (т.е. её личность, дух…), куда бы он её не целовал, он будет вынужден целовать части тела. Посему рациональный эксперт всегда сможет указать ему на целование пальцев и ладоней “вместо” той, в которую влюблён. Такова ситуация православно-протестантской полемики об иконопочитании. Таков соблазн рационализма о душах не скрывающих любви. Поклоняясь Богу духом и истиной, апостол Павел молился до  исступления в Иерусалимском храме ( Деян. 24:11 ), в котором были изображения херувимов. Нет, он не изображениям молился, но в их присутствии. Храм был образом особого присутствия Божия, и апостол спешил туда так же, как спешит христианин в свой молитвенный уголок для более удобного общения с Богом. Мы можем молиться и на всяком месте и без икон. Но и в первом и во втором случае мы единодушны с апостолом. Наше поведение не противоестественно для апостольского сознания. И заметьте: мы молимся и с иконами и без них. И если мы, практикуя эти два способа воздеть душу к Богу, не отметаем первого, значит – он оправдывает себя. Он испытан, полезен. И это утверждают все те, которых в Православии называют святыми и в которых даже протестанты видят молитвенную зрелость и высоту. Теперь обратимся к историческим претензиям протестантских богословов касательно иконопочитания. Тем более, что они претендуют на компетентное изложение церковной истории. 183 Например, Виктора Петренко “археологические данные наводят на мысль о том, что до конца второго века по Р. Х. христианского искусства как такового не существовало”. 184 П.И. Рогозин возникновение потребности в изображениях святых угодников связывает “с развитием поклонения Деве Марии и умершим святым, а позже и Самого Христа”. 185 Отсюда извлекаем два возможных вывода: А) то ли поклонение Христу у христиан возникло уже после развития поклонения Деве Марии и умершим святым, и поэтому иконы Христа появились позже. Б) при поклонении Христу у христиан почему-то не возникало потребности в Его изображении, тогда как Он по человечеству был так же изобразим, как те, которых они изображали.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Когда священник причащается Святых Таинств от руки архиерея, ему говорятся слова: Пречистое, Святое, Бессмертное Тело Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается тебе! Бессмертное Тело- это тело нетленно… Оно будет лежать во гробе и останется неприкосновенным для тления. Это тело, которое соединилось с Божеством; по Своему человечеству, ввиду этого соединения Христос, как человек, бессмертен. Для нас смерть является уродливой, но неминуемой; для Христа смерть невозможна и противоестественна; бессмертный по одному соединению с Богом, человек Иисус не может умереть — и однако Он рождается для смерти. Он берет на Себя все последствия человеческого греха: жаждет, утомляется, голодает, терпит страдания и умирает; не потому, чтобы это было естественно Ему, а потому, что Он во всем захотел уподобиться человеку, все испытать захотел, чтобы человека спасти; как говорит апостол Павел: Будучи во всем испытан Он может и испытуемым сострадать… Умирание Христа не есть распад обветшалой человечности, это насильственное вырывание бессмертной души из бессмертного тела. Это вольная, в полном смысле слова, смерть, — потому что это смерть невозможная. «0, Жизнь вечная, как это Ты умираешь?» говорит одна из стихир на службе 12-ти Евангелий. Этим смерть Христа достигает по своему ужасу далеко за пределы всякой страдальческой смерти и остается неповторимой и единственной, делом непостижимой любви, о котором Филарет Московский говорит: Отец — распинающая любовь, Сын — любовь распятая… И вот, перед этими событиями нам надлежит простоять в течение целой недели. Это больше, чем наши силы могли бы вынести, если бы в нас было только немножко больше чуткости. Мы только потому можем из года в год переживать краешком души совершающееся в эти дни, что мы слишком нечутки, слишком безжизненны, — и вступая каждый год в Страстные дни, мы должны быть готовы к тому, чтобы что-то — если мы молитвенно, с любовью откроемся к воздействию этих дней — навсегда надорвалось в нашей душе, чтобы смерть Христова и Христовы страдания унесли из нашей жизни всё, или хоть часть того, что несовместимо с этим событием.

http://pravmir.ru/stradaniya-xristovy-na...

Таким образом, чудеса доказывают человеку, что лицо, которое возвещает волю Божию или Божественное веро- и нравоучение, сопровождая при этом проповедь свою чудесами, действительно есть посланник Божий. На основании доказанного чудесами авторитета посланника Божия человек может принять в сообщаемом этим вестником вероучении и такие истины, которые превосходят человеческое понимание 1393 . Эти истины имеют в себе две стороны – внутреннюю, непостижимую для человека, и внешнюю, доступную его разуму. Внешняя сторона, как выражающая собой определенную истину, может быть вполне ясна для человеческого разума, тогда как внутренняя остается непостижимой и может быть принята человеческим разумом только на основании авторитета лица, которое сообщает эту истину или тайну. Таковым же авторитетным лицом для человека, не исказившего в себе религиозного сознания, в данном случае и может быть только чудотворец. Вполне понятно, что, пользуясь таким решающим значением чуда в деле религиозного учения, ложные пророки силой диавола творят ложные чудеса для гибели верующих. Если в некоторых случаях ложные пророки и учители задаются какими-либо мелкими корыстными целями и достигают этих целей с помощью диавольских чудес и знамений, то в конечном своем значении их своекорыстные цели совпадают с общими целями врага рода человеческого – погублением создания Божьего всеми имеющимися естественными и неестественными мерами. Библия и раскрывает нам значение и признаки таких ложных чудес. «Если восстанет, – говорит Моисей 1394 , – среди тебя пророк и представит тебе знамение или чудо и сбудется это знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им, то не слушай слов пророка сего, ибо чрез сие искушает вас Господь Бог ваш, чтобы знать – любите ли вы Господа вашего от всего сердца вашего и от всей души вашей». «Блажен человек, – пишет св.апостол Иаков 1395 , – который переносит искушение 1396 , потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его». »Я пришел во имя Отца Моего, – говорит Христос Спаситель, – и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое – его примете« 1397 . Примете того, »которого пришествие, по действу сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Господь Бог действие заблуждения, так что будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» 1398 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Что мы можем сказать о нашем царе? Он был испытан в огне и оказался золотом, в котором нет никакой ложной примеси, с печатью самой высокой пробы Креста Христова. Царственные страстотерпцы были возлюблены Богом. И они принесли Ему плод своей жизнью и смертью. «По плодам их узнаете их». Каков же этот плод? Этот плод прежде всего — они сами, вся семья. Семья царя — образец семьи, икона семьи. Брак государя, сила его чувств по отношению к супруге и детям уже говорит о его необыкновенной глубине, о духовной незаурядности этой личности. Его единение с царицей было таким, что мы через этот союз начинаем постигать смысл слов Писания: «Тайна сия велика» — то, что уподобляется союзу Христа и Церкви. В этом браке так раскрылась единственность и незаменимость человека, что двое действительно стали одной плотью. Вследствие нашей бездуховности мы плохо воспринимаем, насколько значителен этот дар Божий. На самом деле это величайшая редкость — подлинная семейная жизнь, где двое соединяются во Христе, также говорит о воссоединении с Богом человека. Они умерли всей семьей, и это было не просто стечение обстоятельств, но даже смерть не могла их разлучить. Что Бог сочетал, то человек да не разлучает — исполнение этой заповеди до конца возможно только в любви до конца. Они были настолько единомысленны, что всей семьей заботились о своем народе и при жизни были готовы пожертвовать собой для России. И это тоже было свидетельством их пребывания в Боге. Господь пророчески явил на такой высоте образ православной семьи накануне крушения семьи и государства. Убийство царя имело много далеких целей, в том числе и разрушение семьи. Троцкий писал в годы: «Опять Россия стала буржуазной, снова в ней культ семьи». Они хотели уничтожить семью. Семья — малая Церковь, и таким образом осуществлялось разрушение всей Церкви. На семье держится все — и нравственность, и государство. За убийством царской семьи в обществе последовало: «Долой брак!», «Долой стыд!» — как бы прорвалось и ясно обозначилось (пока на время) то, что было духовной сутью этого убийства. Мощь государства сохранится на десятилетия, но не может в конце концов не рухнуть.

http://moral.ru/znacenie-kanonisatii/

Как пишет игумен Иоанн: «Земная жизнь не есть ли одно испытание? Это непрерывный ряд испытаний, экзаменов нашей любви к Богу и к человеку, нашей веры, нашей чистоты, нашей правды — растворенности в воле Божией, согармоничности Царству Божьему. И только те, кто испытан в соблазнах, кто имел духовную силу преодолеть их (хотя бы и не сразу), те могут считаться достигшими духовной зрелости». Как пишет о. Иоанн С: «Многоразличные греховные привязанности сердца нашего Господь испытывает различным образом: иного (скупого) испытывает потерею денег или какой-либо части из собственности, попускает ворам обкрадывать; иного — пожаром, иного — напрасными издержками по неудавшимся делам; иного — болезнями и издержками на врачей; иного — потерею близких, иного — бесчестием. Всех испытывает всячески, да откроются в каждом его слабые, болезненные стороны сердца и научится каждый исправлять себя. Весьма у многих душу проходит оружие, чтобы открылись помышления их сердец. Потому какой бы ни случился убыток из твоего имения, верь, что на то есть воля Господня, и говори: «Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1, 21)». «Купи у меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться», — говорит Господь в Откровении (3, 18). Ап. Петр пишет: «О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» (1 Пет., 6–7). Один инок изнемогал в сильной борьбе с искушениями. Его старец спросил его: «Хочешь ли, я помолюсь Господу, чтобы было снято с тебя искушение?» — «Нет, отче, — отвечал мудрый инок, — помолись лишь о том, чтобы Господь укрепил меня в борьбе с искушением. Если же оно будет снято с меня, то я не получу той духовной пользы, которую я вижу в моей борьбе». Пятой причиной страданий может явиться невыполнение человеком Божьего призыва, уклонение от того пути или поручения, которые предназначены человеку от Бога. Это страдание пророка Ионы во чреве кита. Кончаются эти страдания тогда, когда христианин поймет, что требует от него Господь и в чем состоит его уклонение от предназначенного ему пути.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак. 1:12 ). Апостол Павел заверяет: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). Что же, все эти праведные люди «обманывались», верили в вымысел один и фантазию только?.. И надеялись, и уповали зря?.. И нас хотят «обмануть»?.. Но если не верить им – лучшим из лучших, истинному цвету и красе рода человеческого – тогда кому же верить?.. «Очкарикам», вооруженным «самым передовым в мире» научно-атеистическо-материалистическим мировоззрением?.. Но «очкарики» эти и сами-то, в подавляющем большинстве своем, разочаровываются при конце дней своих в этом своем «самом передовом»… Да, очень многим людям свойственно в конце жизни своей испытывать чувство разочарования. Разочаровываются миллиардеры – когда видят вокруг себя притворно-заискивающих наследников, в глазах которых читается самое прозаическое: «скорее бы ты сдох, старый хрыч». Разочаровываются «звезды» мира сего – мировые рекордсмены, знаменитые актеры, эстрадные певцы и музыканты, фотомодели, политические лидеры… «Слава» закончилась, «звезда» погасла – ни светит, ни греет. Пора собираться в вечность. А с чем? С мировыми рекордами? Но вот уж кого невозможно себе представить «разочарованным» – так это святого! Даже словосочетание кажется нелепым, смешным: «разочарованный святой». Преподобный Серафим Саровский, например, сидит при конце дней своих и горюет: «Жил-жил я для Бога, верил-верил Ему, стяжал вот теперь «дух мирен»… А зря! Лучше бы жил для чего-то другого: деньги копил или славы искал…» Преподобный Серафимушка был убог и нищ. А всякого, приходящего к нему, именовал: «Радость моя!..» Самый малоимущий из нас – богач, по сравнению с ним. А радости его в нас нет! В какой стране искать такую всегдашнюю радость?.. Чадце мое милое, верь несомнительно: Нет истины правдивей: стал лучше – стал счастливей Самые счастливые люди на земле – это святые. Потому что они – самые лучшие.

http://azbyka.ru/u-poroga-vechnosti

«Не было бы пользы для человека (святой Иоанн Дамаскин) получить бессмертие прежде искушения и испытания; в таком случае мог бы он возгордиться и подпасть одинаковому осуждению с дьяволом (1 Тим. 3:6), который, по произвольном падении, по причине своего бессмертия непреклонно и нераскаянно утвердился во зле, тогда как ангелы, по произвольном избрании добродетели, непоколебимо утверждены в добре благодатью. Посему важно было, чтобы человек был прежде испытан, ибо муж неиспытанный и неискушенный не заслуживает внимания (Сир. 34:10); и чтобы когда при испытании чрез соблюдение заповеди оказался бы совершенным, в награду за добродетель получил бессмертие.» Туже мысль выразил еще прежде святой Иоанн Златоуст: «Господь наш, когда поручил человеку все видимое, поселил его в раю и предоставил ему пользоваться всем находящимся в раю, тогда повелел ему не вкушать от одного дерева, определив великое наказание за нарушение заповеди. Это для того, чтобы человек возносясь мало-помалу мыслью, не подумал, будто все видимое существует само собой, и не возмечтал высоко о своем достоинстве, а чтобы, напротив, помнил, что и у него есть Господь, по благости которого он пользуется всеми благами.» 2. На самую заповедь. Заповедь, данная первому человеку, была частная, т.е. касалась частного случая; и потому с первого взгляда представляется не очень важной. Но - а) в ней собственно выражается весь закон, определяющий наше отношение к Богу, и требующий от нас совершенного повиновения нашему Владыке: «этой малой заповедью Бог хотел показать человеку свое над ним владычество (святой Иоанн Златоуст).» б) В ней, некоторым образом, заключался и весь закон нравственный, который есть ни что иное, как воля Божия, и в смысле обширном требует от нас только повиновения Богу. «В законе, данном Адаму находим включенными все заповеди, какие в последствии раскрыты чрез Моисея, каковы: люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и все душою твоею (Втор. 6:5); люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19:18); не убивай, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Господу помолимся! Марта 6-го 1854. 982 Отцу наместнику о Господе радоватися. Такожде и братии. Касательно денег на поминовение поступите, как пишете. При внесении в Опекунский Совет, кто будет вносить, пусть напишет, что вносит и для чего: а того не нужно писать по чьему поручению. Правила общежития обращу к вам, написав в них нечто по-своему. О монахинях, переходящих из монастыря, переходящих в общежитие, которое еще не есть монастырь, в правилах говорить неудобно. О напечатании надписей говорил я, думая найти в них примечательные черты древности. Не то оказывается. Примечательна одна только надпись историческая 1480 года. Для одной сей читать целую тетрадь отрывочных изречений из церковных песней не будет занимательно. Потому подаю голос; не печатать. Марта 10-го 1854. 983 Отцу наместнику и братии мир. Корпию Граф обещал послать в Азию, как вы желали. Когда я ему сказал о сене вместо корпии: он подтвердил сие. На Кавказе у нас воинов еще не много: а врагов разного рода иного. Князь Воронцов выехал, очень не ко времени. Реад не испытан и народу неизвестен. Да дарует Бог заступление небесное. Говорил я Графу о исцеляющем возложении рук. Он сказал, что такого нет в Москве. Потом я узнал, что это арестант за бродяжничество и кражу, и что его под стражею возят к больным. Когда я сказал о сем Графу: он отвечал, что это не иное что, как большая магнетическая сила; и что сего арестанта скоро вышлют из Москвы. С игумениею Аполлинариею все странности. Вы говорите, что г. Головин заставил ее оставить келлию: а он изъявляет удивление и сожаление, что она вышла. Не очень хорошо, что она долго живет в Посаде. Надлежало бы на что-нибудь решиться. Игумения Хотьковская говорила мне, что желает ее успокоить: но говорят другие, что Аполлинария боится ее повелительного обращения. Мне кажется, это упражнение в терпении не слишком трудное, и можно было бы решиться на оное. В других монастырях трудно найти и келлию и пособие в жизни. В Хотькове дадут келлию и накормят. О том, что продовольствие воинов могло бы быть бережливее, сказал я Графу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Послание Апостола Иакова Иаков, брат Господень, прозванный Праведным, был настоятелем церкви Иерусалимской, при чем имел сношение со множеством Иудеев и христиан ( Деян.12:17; 15:13 ). Послание это обращено к обращенным из Иудейства. В нем строго осуждаются пороки, распространенные в развращенной среде Иерусалимлян и заражавшие юную христианскую общину. Послание упоминает о преследованиях, кончено в правление Ирода Агриппы ( Деян.12:1 ), от коего и Иаков приял мученическую кончину около 63 г. по Р. Х. Глава 1. Радость христианина Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, – двенадцати коленам, живущим в рассеянии. Радуйтесь, великою радостью радуйтесь, братия мои, когда впадаете в искушения различные, зная, что испытание веры вашей производит терпение. Дело же терпения в полноту да совершится в вас, чтоб вы были всецело совершенны и ни в чем не оскудели. Мудрость от Бога Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит от Бога, дающего всем просто и без попрека, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, а кто сомневается, тот подобен морской волне, ветром возметаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что от Господа, человек двоедушный, нетвердый во всех путях своих. Богатство и бедность Да хвалится брат смиренной доли – высотою своей, а богатый – смирением своим: прейдет и он, как цвет на траве. Взошло солнце и зноем иссушило траву, и цвет ее опал, и погибла красота ее: так увядает и богатый в путях своих. Блажен человек, кто претерпит искушение: быв испытан, примет венец жизни, обещанный от Бога любящим Его. Искушения не от Бога, а от себя Когда приходит искушение, не говори так никто: «Бог искушает меня». Бог никаким злом искушаем быть не может и Сам никого не искушает; но каждый человек искушается, увлекаясь и обольщаясь своею похотью. А похоть зачинает и рождает грех; грех же содеянный рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние благое и всякий дар совершенный свыше исходит от Отца светов, у Негоже нет изменения или потемнения света.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010