7Дмитриева Р. П. Вторичные редакции… — С. 138. 8Повесть. — С. 215. 9Там же. 10Повесть. — С. 216. 11Повесть. — С. 217. 12Там же. 13Повесть. — С. 218. 14Повесть. — С. 217. 15Известно, что один архиерей, рукополагавший тайных священников в годы гонений, прежде чем посвятить в сан одного из них, просил его узнать у своей жены, согласна ли она с этим решением своего мужа. 16Повесть. — С. 218. 17Там же. 18Повесть. — Сс. 218–219. 19Повесть. — С. 219. 20См. подробнее Профессор, протоиерей Глеб Каледа. Домашняя церковь. М., 1997. — Сс. 14–19, 182–183 и др. 21Повесть. — С. 219. 22Отметим, что в этом случае, как и в случае с человеком, принявшим плотской помысел, Феврония, по всей вероятности, проявляет такую проницательность, которую святые Отцы называли “естественной прозорливостью”. Ею — в от­личие от “благодатной прозорливости” — может обладать любой человек, хоро­шо знающий людей и по выражению глаз или мимике способный догадаться о со­стоянии души человека. 23Повесть. — Сс. 219–220. 24Повесть. — С. 220. 25Там же. 26Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 1. СПб., 1892. — Сс. 217, 316. 27Повесть. — Сс. 220–221. 28Повесть. — С. 221.   Вы прочитали статью Испытания для Петра и Февронии. Читайте также: Брак по расчету? Размышления ко Дню семьи, любви и верности Необразцовая семья Правду ли расказывает житие Петра и Февронии? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 189 161 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июля, 2016 30 марта, 2016 8 июля, 2023 8 июня, 2020 24 июля, 2019 8 июля, 2018 7 июля, 2018 29 мая, 2018 29 июля, 2016 8 июля, 2016 30 марта, 2016 8 июля, 2023 8 июня, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ispytaniya-dlya-petra-...

Князь и княгиня возвращаются в Муром. И вот как описывает Ермолай-Еразм их дальнейшее правление. “Беху державствующе во граде том, ходяще во всех запове­дях и оправданиях Господних бес порока, в мольбах непрестан­ных и милостынях и ко всем людем под их властию сущим, аки чадолюбивии отец и мати. Беста бо ко всем любовь рав­ну имуще, не любяще гордости, ни грабления, ни богате­ства тленнаго щадяще, но в Бога богатеюще. Беста бо ко своему граду истинна пастыря, а не яко наимника. Град бо свой ис­тиною и кротостию, а не яростию правяще. Странныя при­емлюще, алчьныя насыщающе, нагия одевающе, бедныя от напасти избавляюще”(25). Это идеал христианского правления. Для всех своих подданых они были как отец и мать, а не как владыки. Тем самым они осуществили тот образ земной жизни, который за столетие до них сформулировал преподобный Симеон Новый Богослов: “Бог для бытия в мире создал отца и сына. Без насилия и бедности ни рабом бы никто не был, ни наемником”(26). Удалось им это потому, что благодатная любовь, которую они стяжали в своем браке, стала преизобиловать и излилась на всех окружавших их, граница их семьи как бы раздвинулась и включила в себя многих и многих. Но и тогда сама семья, взаимная любовь друг ко другу оставались для Петра и Февронии безусловной ценностью. Подтверждение этому мы увидим в заключительном эпизоде “Повести”. Мы ничего не знаем о том, были ли дети у святых супругов. Возможно, устное предание просто не донесло сведений об этом до Ермолая-Еразма. И все же примечательно, что он сам не воспользовался никаким фольклорным образом, не стал фантазировать на эту тему, вообще не касается ее ни единым словом. Для него и его повествования о христианском браке это обстоятельство из жизни его героев не имеет значения. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно это — смысл и назначение его. Эпилог Постриг — Кончина — Посмертное чудо Прошли годы. Когда Петр и Феврония состарились, и “егда приспе благочестное преставление ею”, они умолили Бога, чтобы им умереть в один час. Не могли они даже малого времени прожить друг без друга.

http://pravmir.ru/ispytaniya-dlya-petra-...

Олег 20 февраля 2011, 08:44 Слава Богу!!! Как всё к стати я как раз разбирал эти вопросы в себе,с помощью Божьей Вы помогли мне разобраться в многих вопросах,а более всего в себе, Спаси Господи Вас и всех ваших близких Юлия 19 февраля 2011, 18:33 Огромное спасибо, батюшка. Тяжко, что в наше время приходится " оправдывать " любовь Петра и Февронии перед вроде бы " своими " же. Надежда 19 февраля 2011, 17:37 Валерию. Священнические " писания " способны " одухотворить " все что угодно.- Попробуйте,уважаемый,убрать кавычки, и тогда начнёте понимать власть отцовского слова.У священника, как у Бога, сила и ответственность отца - в своём формате.И подобная ребяческая реакция ( " надоели " , " омертвели " и т.п.)подчёркивает необходимость таких статей.Как бы сын ни канючил " хочу в цирк " ,папа поведёт его ещё и в библиотеку. Как бы нам ни хотелось застрять в состоянии влюблённости,Отец поведёт к любви. Изо всех комментариев к статьям о. Павла позвольте сделать вывод:влюблённость жизненно необходима человеку для выявления скрытых в его собственной душе ВОЗМОЖНОСТЕЙ(да,и СТЫД за " запрятанные картинки " - тоже возможность).У монахов совсем другие приёмы выявления(возможности тоже другие, намного богаче). Георгий 19 февраля 2011, 17:05 Спасибо вам большое, отец Павел за ваши статьи! С любовью, а точнее влюбленностью у меня горький жизненный опыт:( Но не имея его я бы наверное не стал искать любви истинной и не был бы готов принять от Бога очень утешительное для меня святоотеческое писание Святителя Игнатия Брянчанинова о любви истинной! Кто ищет любовь, милости прошу прочитать мое великое открытие: http://fayloobmennik.net/408619 Иван 19 февраля 2011, 14:08 Спасибо за статью.Есть над чем задуматься. Людмила 19 февраля 2011, 10:29 Согласна с Вами, Алёна, что влюблённость - это испытание, попущение нам Господом, это больше дурман, эмоции и переживания за малодушие, может быть,предательство. О, как потом бывает стыдно! когда увидишь смиренный и понимающий взгляд того, кого ты, пусть даже мыссленно, " отодвинул " от себя. Через некоторое время, понимаешь, что чувства-то и не было, больное воображение намалевало яркими брызгами картинку, которую хочешь запрятать подальше и вернуться к пастельным, близким, родным и тёплым,СВОИМ. Споткнувшись, ещё более дорожишь дарованным тебе Богом! А то, что мужа любишь через тридцать лет совместной жизни гораздо сильнее-это правда!!! Храни вас, Господь!

http://pravoslavie.ru/44805.html

Петр, хотя и мягко, желает укорить и отучить супругу от ее привычки. Своим жестом он как бы желает сказать: “Посмотри! Ради чего ты это делаешь? Это только крошки!”. И тут то, что только что было крошками, оказывается благовониями. Жест Петра, в котором можно уловить оттенок превозношения над женой и, может быть, уже приготовленное поучение, оказываются бессмысленными: “обычай” жены, пусть несоответствующий привычкам супруга и даже противоречащий придворному этикету (этот “чин” — только человеческое установление), свят и должен приниматься мужем с благоговением или же исправляться с терпением и без превозношения над нею. Тем более он не должен принимать чьих-то наговоров на супругу. Всякий третий для мужа и жены — посторонний. Петр “от того дни” перестал “искушать” Февронию, проверять, соответствует ли ее поведение некоему порядку, принятому в его доме. В их отношениях главными стали любовь и обоюдное терпение, а не желание подчинить другого собственным привычкам. Но испытания возникают не только внутри семьи, часто они приходят и извне. Такое испытание постигло и семью князя Петра. Через много лет, когда мир и любовь были уже постоянными гостями в его доме, знать Мурома воздвигла гонение на свою княгиню. “И по мнозе времени приидоша к нему сь яростию боляре его, ркуще: «Хощем вси, княже, праведно служити тебе и само­держцем имети тя, но княгини Февронии не хощем да господьствует женами нашими. Аще хощеши самодержцем быти, да будет ти ина княгини. Феврония же, взем богатество довол­но себе, отоидет, амо же хощет!». Блаженный же Петр, яко же бе ему обычей, ни о чесом же ярости имея, со смирением отве­ща: «Да глаголита к Февронии, и яко же речет, тогда слы­шим»”(13). Причина просьбы бояр — зависть их жен, которую Ермолай-Еразм объясняет двояким образом. С одной стороны, они завидуют тому, что крестьянка стала княгиней, с другой — видят явное благоволение Божие к жене своего князя: “Княгини же его Февронии боляре его не любяху жен ради своих, яко бысть княгини не оте­чества ради ея, Богу же прославляющу ю добраго ради жи­тия ея”(14).

http://pravmir.ru/ispytaniya-dlya-petra-...

Пример святых Петра и Февронии учит нас тому, что такое семья и что такое любовь. Все вы знакомы с житием этих удивительных супругов, княживших во граде Муроме. Сейчас люди много говорят о любви, поют песни, слагают стихи, пишут книги; каждый вкладывает в это понятие то, что хочет вложить. Но у очень многих людей, особенно молодых, нет понимания того, что есть любовь; любовь ассоциируется с такими понятиями, как грех и распутство. Но в грехе и в распутстве нет любви – любовь может явить себя только в семейной жизни. А почему? А потому, что любовь – главная отличительная черта, присущая человеку. Любовь проявляет себя в способности одного человека отдавать себя другому человеку. Не может быть любви без жертвенности, любви без радостного служения другому. Неслучайно в сегодняшнем апостольском чтении из послания к Галатам мы находим замечательные слова: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. (Гал. 6: 2). Так где же мы научимся носить тяготы друг друга? Как непросто сделать это на работе или в транспорте! Как там понесешь тяготы другого человека? Чаще всего люди всячески сопротивляются там любой опасности – реальной или вымышленной. Но где человек может раскрыть свою душу, самые прекрасные качества своей души? Где он может взять на себя тяготы другого человека и так исполнить закон Христов? Да только там, где любовь – в семье. Семья есть школа любви, школа благочестия, школа человеческого счастья. Если разрушается семья – уходит любовь. А уходит любовь – Христос уходит, потому что это Его закон – закон любви для жизни всего рода человеческого. Я очень надеюсь, что память святых Петра и Февронии Муромских, которая стала нашим народным праздником, поможет очень многим людям вступить в брак, освятить этот брак Таинством Венчания, а в браке – испытать себя на прочность, потому что непросто любить и непросто нести тяготы другого человека. Но Бог восхотел, чтобы именно через эту школу мужества и испытания формировалось человеческое счастье. Не надо от брака ждать то, чего нередко ждут молодые люди – удовольствий и наслаждений. Если человек ради этого вступает в брачные отношения, то очень скоро он осознает, что не получает того, что хотел получить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Но мы можем второе предложение из фразы Февронии — “Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши!” — прочесть и с ударением не на слове свою, а на слове жена. Тогда это бесхитростное высказывание откроет нам глубину христианского учения о браке. При таком чтении нам станет ясно, что жена дана мужу не ради удовлетворения его естественного желания, но призвание ее несравнимо больше. Личность жены не сводится только к ее телесности. Ее душа и ее дух также вступают в отношения с соответствующими сторонами личности мужа. В браке они соединяются в один дух , ибо имеют общие духовные устремления — ко Христу, в одну душу, ибо у них должны быть общие жизненные интересы, в одно тело(20). Только такое соединение дает полноценную христианскую семью. Такое соединение делает взаимную любовь супругов тем путем, который ведет их к преображению Христовой благодатью, к спасению. И тогда слова Февронии можно перефразировать так: “Подумай, что есть для тебя твоя жена, подумай о ее достоинстве пред Богом! Она соединена не только с твоим телом, но с духом и душой. Не желай чужой жены, потому что если ты нарушишь верность своей, то разрушишь это таинственное единство! А оно неповторимо и дороже всяких иных призваний, единств и желаний”. Примечательно, что эпизод, раскрывающий учение о христианском браке, Ермолай-Еразм композиционно помещает именно после повествования об изгнании Петра и Февронии, тем самым как бы дополнительно убеждая читателя, что выбор, сделанный святыми, был верен и единственно возможен для христианина, тем самым еще раз подтверждая непреложную ценность христианского брака. В тот же день, к вечеру, когда изгнанники готовились к ночлегу на берегу Оки, между супругами произошел следующий разговор. “Блаженный же князь Петр яко помышляти начат: «Како будет, понеже волею самодержьства гонзнув?». Предивная же Феврониа глагола ему: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Промысленник всему, не оставит нас в низшете быти!»”(21). Петра начали мучать сомнения, правильно ли он поступил, покинув Муром, не оказав сопротивления боярам, не настояв на своем. По-видимому, особенно ему была тяжела мысль о том, что он самовольно сложил с себя ту ответственность за свой город, за своих людей, которую возложил на него Господь. Возможно, к этому примешивалась и тайная мысль о том, что теперь его ждет бедность и нелегкая жизнь странника. И в этот момент слово супруги оказывается целительным для него, рассеивая обе темные мысли(22).

http://pravmir.ru/ispytaniya-dlya-petra-...

Феврония говорит мужу о Боге, о Его милосердии и Промысле, призывая искать Его Волю, напоминая, что Творец, призвавший его к княжескому служению, может указать ему новый путь или вернуть на прежний. Она утешает его, объясняя, что Бог, соединивший их в мужа и жену, не допустит разрушения их союза, даст необходимое им для жизни. В одной фразе Февронии проявляется все ее мужество, вся ее верность призванию. Если призвание мужчины — брать на себя и нести ответственость за других, то призвание женщины — в другом; она призвана в любых обстоятельствах хранить единство, целостность, дух семьи. В подтверждение ободряющих слов Февронии той же ночью происходит следующее. “На брезе же том блаженному князю Петру на вечерю его ядь готовляху. И потче повар его древца малы, на них же котлы висяху. По вечери же святая княгини Феврониа хо­дящи по брегу и видевши древца тыя, благослови, рекши: «Да будут сия на утрии древие велико, имущи ветви и лист­вие». Еже и бысть. Вставши бо утре, обретоша тыя древца вели­ко древие имуще ветвие и листвие”(23). Если семья не распалась, если супруги мужественно держатся друг за друга, за взаимную любовь, тогда и потерянное благополучие взойдет, как молодое дерево, выросшее за ночь, вернется в прежнее и возрастет благодаря любви и заботе жены. Утром же справедливость слов Февронии подтвердилась и ина­че. Не успели странники покинуть место своего ночлега, как из Муро­ма прискакал вельможа с вестью о том, что после изгнания князя в го­роде началась междоусобица, и многие бояре были убиты: “Кииждо их хотя державствовати, сами ся изгубиша”. Оставшиеся же в живых и весь народ слезно просили князя вернуться обратно: “Ныне же со все­ми домы своими раби ваю есмы, и хощем, и любим, и молим, да не оста­вита нас, раб своих!”(24). Обратим внимание на то, что в своей речи бояре употребляют формы двойственного числа: раби ваю, да не оставита нас… Теперь уже и они мыслят супругов только вместе, как единое целое, и соглашаются быть рабами их обоих: как Петра, так и Февронии.

http://pravmir.ru/ispytaniya-dlya-petra-...

Петра начали мучать сомнения, правильно ли он поступил, покинув Муром, не оказав сопротивления боярам, не настояв на своем. По-видимому, особенно ему была тяжела мысль о том, что он самовольно сложил с себя ту ответственность за свой город, за своих людей, которую возложил на него Господь. Возможно, к этому примешивалась и тайная мысль о том, что теперь его ждет бедность и нелегкая жизнь странника. И в этот момент слово супруги оказывается целительным для него, рассеивая обе темные мысли(22). Феврония говорит мужу о Боге, о Его милосердии и Промысле, призывая искать Его Волю, напоминая, что Творец, призвавший его к княжескому служению, может указать ему новый путь или вернуть на прежний. Она утешает его, объясняя, что Бог, соединивший их в мужа и жену, не допустит разрушения их союза, даст необходимое им для жизни. В одной фразе Февронии проявляется все ее мужество, вся ее верность призванию. Если призвание мужчины – брать на себя и нести ответственость за других, то призвание женщины – в другом; она призвана в любых обстоятельствах хранить единство, целостность, дух семьи. В подтверждение ободряющих слов Февронии той же ночью происходит следующее. " На брезе же том блаженному князю Петру на вечерю его ядь готовляху. И потче повар его древца малы, на них же котлы висяху. По вечери же святая княгини Феврониа хо­дящи по брегу и видевши древца тыя, благослови, рекши: " Да будут сия на утрии древие велико, имущи ветви и лист­вие " . Еже и бысть. Вставши бо утре, обретоша тыя древца вели­ко древие имуще ветвие и листвие " (23). Если семья не распалась, если супруги мужественно держатся друг за друга, за взаимную любовь, тогда и потерянное благополучие взойдет, как молодое дерево, выросшее за ночь, вернется в прежнее и возрастет благодаря любви и заботе жены. Утром же справедливость слов Февронии подтвердилась и ина­че. Не успели странники покинуть место своего ночлега, как из Муро­ма прискакал вельможа с вестью о том, что после изгнания князя в го­роде началась междоусобица, и многие бояре были убиты: " Кииждо их хотя державствовати, сами ся изгубиша " . Оставшиеся же в живых и весь народ слезно просили князя вернуться обратно: " Ныне же со все­ми домы своими раби ваю есмы, и хощем, и любим, и молим, да не оста­вита нас, раб своих! " (24).

http://religare.ru/2_87276.html

«Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева» В ожидании же кончины, по обычаям того времени, они одновременно приняли постриг. Петр в монашестве был наречен Давидом, Феврония — Евфросинией. Монашество для них — это способ удалиться от княжеских забот, отдать больше времени молитве и таким образом достойно приготовиться к смерти. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно. Вот то трогательное описание их кончины, которое дает Ермолай-Еразм. “В то же время преподобная и блаженная Феврония во храм Пречистыя соборныя церкви своима рукама шияше воздух, на нем же бе лики святых. Преподобный же и блаженный князь Петр прислав к ней глаголя: «О сестро Еуфросиния! Хощу уже отоитти от тела, но жду тебе, яко да купно отоидем». Она же отрече: «Пожди, господине, яко дошию воздух во святую церковь». Он же вторицею послав к ней, глаголя: «Уже бо мало пожду тебе». И яко же третицею присла, глаголя: «Уже хощу преставитися и не жду тебе!»”. А она уже заканчивала свою работу, ей оставалось только вышить ризы одного святого, лик которого был уже завершен. “И преста, и вотче иглу свою в воздух, и преверте нитью, ею же шияше. И послав ко блаженному Петру, нареченному Давиду, о преставлении купнем. И, помолився, предаста святая своя душа в руце Божии”(27). Святые Петр и Феврония перед постригом завещали похоронить себя вместе, в одном гробе, который еще при жизни был вытесан для них из камня. Но супругов похоронили отдельно, “ркуще, яко во мнишестем образе неугодно есть положити святых вь едином гробе”(28). «Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева» Тогда и совершилось чудо, прославившее святых Петра и Февронию. Наутро люди нашли оба отдельных гроба пустыми. Святые же тела Петра и Февронии лежали в городе в соборной церкви Пречистой Богородицы, в одном гробе, который они сами повелели себе сотворить. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

http://pravmir.ru/ispytaniya-dlya-petra-...

Феврония знает его ценность. Она не возмущается требованием бояр: княжение — ценность временная. Она не хочет богатства, потому что желает только одного сокровища: “Ничто же ино прошу, — говорит Феврония, — токмо супруга моего князя Петра!”(17). Петр также знал ценность того, чем он обладает. Кроме этого, выше его призвания, выше власти, почестей, привычного комфорта была для него заповедь Христова: “Блаженый же князь Петр не возлюби временнаго самодержавьства, кроме Божиих заповедей, но по заповедем Его шествуя держашеся сих, якоже богогласный Матфей в своем благовестии вещает рече бо, яко иже аще пустит жену свою, развие словеси прелюбодейнаго, и оженится иною, прелюбы тво­рит. Сей же блаженный князь по Еуангеллию сотвори: одер­жание свое, яко уметы вмени, да заповеди Божия не разрушит”(18). Вместе с Февронией Петр покидает город. Достоинство христианского брака «Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева» Изгнанные из своего города Петр и Феврония на судах, которые им дали изгнавшие их бояре, плывут по реке Оке. В это, по-видимому, самое трудное для их семьи время Феврония вновь проявляет свою мудрость, высокое нравственное чувство и замечательную выдержку. Мудрость ее проявляется в следующем эпизоде. На судне, на котором плывут в неизвестность Петр и Феврония, оказался какой-то человек с женою. Он увидел Февронию и посмотрел на нее с плотским помыслом. Она же уразумела его мысли и попросила его зачерпнуть и испить воды с одной стороны судна, а затем с другой. После того, как он повиновался, Феврония спросила: “Как по твоему, одинакова ли по вкусу вода?”. “Он же рече: «Едина есть, госпоже, вода». Паки она рече си­це: «И едино естество женско есть. Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши!». Той же человек бояся к тому таковая помышляти”(19). Вчитаемся в слова Февронии. На первый взгляд они очень просты и доступны: “С точки зрения своего естества, — как бы говорит она, — все женщины одинаковы, и если ты думаешь найти нечто новое с чужой женой, то ошибаешься. Не лучше ли тебе сохранять верность своей!”.

http://pravmir.ru/ispytaniya-dlya-petra-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010