Вы показали уже четыре из пяти спектаклей цикла «От Рождества до Пасхи». Проект «перевалил экватор». У вас появился опыт взаимодействия с администрацией школ. Как на практике проходит реализация проекта, может быть, открылись какие-то «подводные камни», сменились акценты? Родители и педагоги рады, чтобы дети узнавали о духовных скрепах нашего государства. Тем не менее, администрация школ чрезвычайно осторожна относительно всего, что связано с православием. Это понятно, так как родители, имея возможность заявить свое личное мнение о школе в вышестоящие инстанции, бывают в своих оценках непредсказуемы. К сожалению, часть родителей более расположена к тому, чтобы их чадо узнавало о традициях хэллоуина, нарядившись ведьмой или вурдалаком, чем о традициях православных праздников. Поэтому посещение спектаклей строго добровольное, на основе письменного заявления от каждого родителя - это особо оговаривается администрацией. Самым большим «подводным камнем» для нашего проекта стала загруженность учителей бумажной волокитой, в которую их погружают чиновники из министреств. Подумать только, для того, чтобы ребенок мог нарисовать свой отзыв на спектакль, надо спрашивать письменное разрешение родителя, ведь любая поделка ребенка объявлена с недавних пор его «интеллектуальной собственностью» и взрослый, стимулирующий творчество ребенка, должен еще подписи собрать, чтобы детский рисунок оказался на выставке. О том, насколько важно раскрывать детям значение государственных праздников, в основе которых праздники православные, нам стало очевидно уже на примере второго спектакля, «Предание о Петре и Февронии». Дело в том, что «День семьи, любви и верности» почти неизвестен детям. Его дата попадает на летние каникулы, поэтому он оказался за пределами внимания школы, а в семьях, к сожалению, ему почти не уделяют внимания, да и праздник совсем юный, не обогатился многолетней традицией. В школьных лагерях спектакль о Петре и Февронии смотрели дети со 2 по 8 класс, и надо сказать, именно со старшеклассниками у нас завязывались наиболее содержательные диалоги после выступлений. Дети вдумывались в смысл тех испытаний, через которые прошла любовь Петра и Февронии, размышляли, как поступили бы сами, окажись они в такой же ситуации? И давали серьезные ответы. Кроме того, ребята отвечали на вопросы: небесные покровители семьи - что это означает?, небесные - это как?, где они сейчас?, как они могут оказать покровительство? Это помогало школьникам поразмышлять о земном и небесном, преходящем и вечном.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/31/ot...

По сути, демографы лишь подтвердили то, о чем уже две тысячи лет говорит Церковь. Изменения нужны. Но насадить " сверху " , приказом любовь к ближним невозможно. Она должна терпеливо выращиваться с детства, и корни ее - в семье. Именно поэтому сегодня все больше и больше становится актуальна проблема настоящей семьи, христианского брака. Об этом - телевизионная передача " Православной энциклопедии " " Христианский брак - Таинство Любви " , текст которой опубликован на сайте " Седмица.Ru " . Начало разрушению семьи было положено еще после революции: " Сразу после революции большевики отменили церковный брак и заменили его гражданским. О Таинстве создания семьи стали говорить грубо и просто - сойтись. Идеологи семейной реформы утверждали, что на смену семье скоро придет индивидуальная половая свободная любовь. Опомнились только в середине 1940-х гг., когда в стране катастрофически упала рождаемость... Сегодня общественная мораль менее строга: по данным статистики 70% людей считают гражданский брак нормой " . В нашу жизнь возвращается Таинство Венчания. О нем рассказывает декан факультета церковной журналистики Российского Православного университета, клирик храма св. мученицы Татьяны при Московском государственном университете священник Владимир Вигилянский: " Брак, совершаемый через венчание в Церкви, действительно, является Таинством. Апостол Павел говорит, что брак, между мужчиной и женщиной - это великая тайна. Прочность семьи зависит от очень многих обстоятельств. Человеку мало любить и тянуться к другому человеку, еще нужно дружить с ним, нужно его уважать... Церковь придает венчанию очень большое значение, поскольку речь идет о создание не только семьи, но и малой церкви... В церковном браке супружеская любовь только укрепляется с годами " . Всем также знакома история любви святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских Чудотворцев: " их путь к семейному счастью прошел через испытания болезнью, социальным неравенством и изгнанием из родного города. Супруги умоляли Господа позволить им завершить жизнь вместе. В тот день Феврония, ставшая инокиней Евфросинией, вышивала в своей келии воздух для храма. Тут к ней явился посланник от умирающего князя Петра. Феврония попросила подождать, пока закончит работу. И только в третий раз, когда князь сказал: " Уже бы хощу преставитися и не жду тебя " , Феврония воткнула в свою работу иголку. Смерть святые встретили вместе, и даже она их не разлучила. Петра и Февронию пытались похоронить раздельно, но на утро " обретошася святии во едином гробе " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor29.htm

Возвращение Петра и Февронии в Муром. Фото: pravoslavie.ru Профессор Володихин: Почитание этой святой четы сложилось издревле, даже не в XVI веке, а гораздо раньше. И эта историческая традиция почитания благоверных князей Петра и Февронии как покровителей семьи есть не изобретение нашего времени, а уходит корнями в русское Средневековье. Просто позднее Церковь и христианское сообщество России воспользовались тем, что уже есть, ничего не придумывая, ничего от себя не добавляя. Ц.: В чем же вообще суть их жития, в том числе того же жизнеописания, которое вы достаточно подробно привели в своей книге, вышедшей в серии «ЖЗЛ»? В первую очередь для современных людей XXI века, к сожалению, зачастую невоцерковленных? Профессор Володихин: Суть очень проста. Христианину дается аванс. А окончательная желанная награда - спасение души. Аванс - это Крещение. Между Крещением и смертью жизнь может длиться долгие десятилетия, быть тяжелой, опасной, нагружать огромным количеством соблазнов, в ней чередуются грехопадения и восстания от греха. Автор повести говорит с читателями: вам как христианам обязательно выпадут испытания, и они затронут вашу семью. Хранители семей: Память благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских Посмотрите на святых Петра и Февронию. Как они испытывались, как страшно они испытывались! Их изгнали, но тем не менее они не разрушили брака перед лицом Бога. Их унижали, их хулили, но они не отступились от того, что является их христианским долгом. Учитесь у них, претерпевая тяготы и лишения, борясь с соблазнами, все равно оставаться добрыми христианами, все равно строить свою жизнь на основе веры, а не на основе мимотекущих сегодняшних интересов. Ц.: В 2008 году официально на государственном уровне был установлен День семьи, любви и верности, приуроченный как раз ко дню благоверных Петра и Февронии. Уже, наверное, сотни скульптурных изображений этих святых есть в разных городах. На Ваш взгляд, насколько важно установление этого праздника на государственном уровне?

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/11/nebe...

Фактически это образ жизненного пути человека, который наделен властью, в данном случае князя, ответственного за своих подданных. Но не только князя. Одновременно, это образ мужского призвания вообще: каждый мужчина на своем жизненном пути берет на себя ответственность за других, ту ответственность, когда от его решимости и мужества зависит жизнь другого. Но пока Петр один, груз такой ответственности оказывается губителен для него. Не то чтобы он не справился со своей задачей, напротив: змей повержен, — но перед смертью он обрызгал Петра своей ядовитой кровью, и Петр заболевает. Болезнь князя Петра, то есть на языке аллегорий: некая ущербность его естества вообще, — и является завязкой “Повести о Петре и Февронии”. Причем недуг Петра настолько серьезен, неполноценность его природы настолько существенна, что если не исправить ее, для князя Петра невозможна сама жизнь. Его мужество, его решимость, все другие человеческие качества не оставили его, но он “оструплен” и не может воспользоваться ими. Исцелить его может лишь соединение с другой личностью. Немощствующий Петр отправляется на поиски исцеления. Встреча—Узнавание Поиск исцеления сводится для князя, по Ермолаю-Еразму, к поискам лекаря, то есть человека, который помог бы ему исцелиться. При этом поиск — это сознательное действие, направленное на то, чтобы избавиться от неполноценности своей природы. Исправить такую ущербность может только Творец, и, таким образом, поиск лекаря для Петра — это поиск Воли Божией о себе. «Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева» Именно этот поиск приводит его к встрече с девицей Февронией, которая и оказывается способной исцелить Петра. Примечательно, что князь встречает ее тогда, когда недуг привел его к полному истощению: к тому времени он уже настолько ослабел, что не мог ни ходить самостоятельно, ни сидеть на коне. Его душевные силы также уже были на исходе. Так и Господь открывает нам Свою Волю о нас только тогда, когда мы в своем вопрошании достигли наибольшего напряжения, и все существо наше уже истончилось, чтобы принять в себя Его Волю.

http://pravmir.ru/ispytaniya-dlya-petra-...

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного. Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди». После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

http://pravmir.ru/den-semji/

8 июля 2008 года в день памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских впервые в нашей стране отмечался День семьи, любви и верности . В своем заявлении по этому поводу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Можно и сегодня переломить неблагоприятные демографические тенденции, возродить в сердцах людей жажду отцовства и материнства, любовь и жертвенность по отношению к детям. Только так мы сможем обрести надежду на будущее».   26 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в столицу Украины Киев для участия в церковно-общественных торжествах, посвященных 1020-летию Крещения Руси. В своем слове Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «С празднования 1000-летия Крещения Руси началось духовное возрождение Святой Руси. Миллионы людей обрели дорогу к храму, к вере Христовой. За прошедшие с этого момента 20 лет возрождения мы благодарим Господа, благодарим и за Его милости, которые Он подавал нам, а главное - за возвращение духовных и нравственных начал, без которых нельзя строить будущего». 4 августа на 90-м году жизни скончался великий русский писатель, общественный деятель, академик, Нобелевский лауреат Александр Исаевич Солженицын . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в словах соболезнования вдове писателя, в частности, сказал: «Будучи человеком талантливым, неординарным и деятельным, Александр Исаевич прошел непростой жизненный и творческий путь. Ему выпало немало испытаний, которые он всегда принимал со смирением и христианским достоинством. Он вынес все тяготы Великой Отечественной войны, неправедных судов и лагерей, а также высылку из родного Отечества. Много сил и энергии он отдавал любимому делу - литературе. Долгое время, живя в вынужденной эмиграции, он продолжал свидетельствовать об истине и нелегкой судьбе России ХХ века. Его выдающиеся, яркие произведения снискали заслуженную любовь и глубокое уважение многих людей, как в нашей стране, так и за ее пределами». 12 сентября, в день обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652 г.), в Свято-Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев возглавили церковно-общественные торжества, посвященные акту передачи Свято-Данилову монастырю исторического ансамбля Даниловских колоколов , возвращенных в Москву из Гарвардского университета, США.

http://sedmitza.ru/text/537034.html

Жил в Муроме князь Павел, и случилось с ним горе . К его жене стал летать некий змей с целью склонить ее на блуд, причем для всех окружающих он выступал в обличье законного супруга. Женщина хитростью узнала тайну змея: умереть он может только “от Петрова плеча, от Агрикова меча”. У Павла действительно был младший брат Петр, который с юности отличался благочестием, имел “обычай ходити по церквам уединяяся”. В одном храме явился ему некий отрок и указал Агриков меч, хранившийся в алтарной стене. Понял тогда Петр, что именно он должен убить змея. Тяжелое испытание при­шлось выдержать Петру, ведь змей был в облике его родного брата. И хотя только что Петр видел князя Павла в его покоях, спустя короткое время, он увидел в покоях своей снохи кого-то, кто схож с Павлом, как две капли воды. Из-за такого сходства нелегко было ему поднять меч на оборотня. Однако Петр собрал все свое мужество и убил лукавого змея(5). Источник этого рассказа не вызовет сомнений: им был мотив поединка витязя и чудовища, столь распространенный в волшебной сказке. Мы не знаем, как этот эпизод “По­вес­ти” соотносится с реальными событиями жизни ис­то­ри­че­ско­го князя Петра и его старшего брата Павла. Скорее всего, такое соотнесение и не предполагалось ав­то­ром. Уст­ное предание, по всей видимости, не донесло до Ермолая-Еразма сведений о молодости Петра. Недостаток этих сведений он решил восполнить за счет привлечения фольклорного мотива, который читатель должен был осмыслить аллегорически(6). При таком осмыслении эта история может служить образом того, какой путь пришлось пройти князю Петру до встречи с Февронией и что послужило причиной этой встречи. Не вдаваясь в подробности, от­ме­тим, что в I rлabe “По­вес­ти” “внимание со­сре­до­то­че­но на психологических пере­жи­ва­ни­ях и сомнениях князя Петра, который должен ре­шить­ся убить змея, имеющего облик его брата”(7). Он дважды проверяет свою догадку о том, что некто, виденный им в горнице снохи в облике брата, на самом деле — змей. Эти сомнения не случайны: князь Петр осознает степень той ответственности, которая лежит на нем. Только он может убить змея, угрожающего семье его брата, но при этом, проявив излишнее рвение, он может стать и братоубийцей.

http://pravmir.ru/ispytaniya-dlya-petra-...

Но где человек может раскрыть свою душу, самые прекрасные качества своей души? Где он может взять на себя тяготы другого человека и так исполнить закон Христов? Да только там, где любовь — в семье. Семья есть школа любви, школа благочестия, школа человеческого счастья. Если разрушается семья — уходит любовь. А уходит любовь — Христос уходит, потому что это Его закон — закон любви для жизни всего рода человеческого. Я очень надеюсь, что память святых Петра и Февронии Муромских, которая стала нашим народным праздником, поможет очень многим людям вступить в брак, освятить этот брак Таинством Венчания, а в браке — испытать себя на прочность, потому что непросто любить и непросто нести тяготы другого человека. Но Бог восхотел, чтобы именно через эту школу мужества и испытания формировалось человеческое счастье. Не надо от брака ждать то, чего нередко ждут молодые люди — удовольствий и наслаждений. Если человек ради этого вступает в брачные отношения, то очень скоро он осознает, что не получает того, что хотел получить. И мы знаем, какой трагедией для нашего народа являются разводы, особенно распад первых браков, заключаемых в молодости. Но тот, кто вступает в брак с любовью, проносит это чувство через годы и, руководимый этим чувством, научается тому, как носить тяготы другого человека, — тот становится действительно счастливым в своей жизни, в жизни своих детей и внуков. Я бы хотел выразить сердечную благодарность Вам, Светлана Владимировна, за то, что Вы в значительной мере инициировали проведение этого праздника в общенациональном масштабе. Это доброе, богоугодное дело. И хочу пожелать всем нам, всему нашему Отечеству, всей исторической Руси, всей своей пастве хранить любовь в сердце и учиться любви, созидать семьи и в благочестии воспитывать детей, обретая тем самым полноту жизни, к которой призвал нас Господь. Пусть благословение Божие пребывает с Владимирской землей, с Владимирской епархией , с этой святой обителью, с древним градом Муромом и со всем Отечеством нашим.

http://patriarchia.ru/db/text/1214213.ht...

Для условий XVI века героическая или любовная история — беспроигрышный жанр. Но для Ермолая Еразма это только начало истории, переход ко второй ее части, где начинают развиваться собственно житийные сюжеты. Наиболее интересный из них — изгнание Петра, оставившего свой княжеский титул ради Февронии. С этого начинается период испытания их совместной жизни, и в «Повести» речь напрямую заходит о том, что более всего ценно для для христианина, живущего в браке.  Преходящим ценностям, например власти, он предпочитает целостность семьи. По требованию бояр, недовольных его неродовитой супругой, Петр покидает княжеский престол. В момент бегства они проходят еще одно испытание — в лодке какой-то человек смотрит неподобающим образом на Февронию. Когда он, попробовав воду, почерпнутую с разных бортов, не видит никакой разницы, то Феврония говорит ему: «Едино естество женьское есть. Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши!» Тогда он понимает свою вину — такая классическая назидательная притча. Тем временем город, оставленный на бояр, изгнавших князя и его супругу,  погружается в хаос, который прекращается с возвращением супругов на княжение. Это уже глубокий социальный мотив — семья является некой проекцией социума, то, что позднее назвали ячейкой общества. Начиная с истории любви и брака юноши и девушки, автор заканчивает рассказ разговором о социальных вопросах, охватывая самые разные проблемы христианской нравственности. «Повесть о Петре и Февронии» занимает особое место в древнерусской литературе как уникальный пример сочетания стилей, совмещения художественной формы, житийной литературы и притчи. Но все-таки это не просто памятник прошлого. Обаяние жития чувствуется и сейчас, спустя четыреста лет. Во многом именно потому, что ее главные темы: истинная любовь, ее трудности и умение по-христиански преодолеть их — вечны и непреходящи. На заставке фрагмент картина Александра Простева . Сохранить Поделиться: Единоразово Ежемесячно Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.

http://foma.ru/uvidet-v-seme-dragoczenno...

Рубрики «Сказание о Петре и Февронии»: нарисованная история настоящей любви 8 мин., 07.07.2019 Поделиться Надежда Михайлова, художник-мультипликатор, заведующая лабораторией классической и объемно-кукольной анимации факультета анимации и мультимедиа ВГИКа, режиссер мультфильма «Сказание о Петре и Февронии»: Несколько лет назад мы с супругом побывали в Муроме. Стояли на коленях в той церкви, где вместе покоятся мощи Петра и Февронии. Это было соприкосновение с необыкновенной историей преподобных князей, со святостью, и, главное, с тем, что казалось далеким, но реально было на самом деле... Мы испытали настоящее потрясение. Святые, которые воплотили самую большую красоту брака и верности, — разве это может не тронуть? С тех пор у нас с мужем появилась мечта: снять мультфильм о Петре и Февронии. Но как визуализировать такую историю, мы абсолютно не понимали. Сделаешь всё по-серьезному, нравоучительно — и потеряешь зрителей-детей. Так что решили, что повествование должно походить на то, как дети делятся друг с другом самым сокровенным. Ну, вспомните хотя бы, каким голосом, с какими интонациями они рассказывают сверстникам страшные истории на ночь. При этом, конечно, нельзя было превратить рассказ в малоинтересную схему: «Жили-были идеальные супруги, служили Богу и умерли в один день». Нам хотелось сделать не «благочестивый» фильм для дедушек и бабушек, исключительно для воцерковленной аудитории, а что-то детское — познавательное. Планы и чаяния-то у нас были, но мы никогда не думали, что эта мечта осуществится так — как подарок, как знак с небес! В один прекрасный день мы пришли на защиту диплома Маши Кротовой — девушки с художественного факультета ВГИКа — а она выбрала темой своей дипломной работы «сказание о Петре и Февронии». И то, как она подошла к этой теме, нас поразило: это просто фрески Дионисия! Настолько легко, настолько чудно было нарисовано, что нам стало ясно: это знак, необходимо всерьез браться за нашу давнюю мечту. И мы предложили Маше быть художником. Прежде чем делать фильм, я прочла 30 различных толкований (а ведь их на самом деле около 170!) Я узнала, как много в житии святых отсылок, восхождений к разным легендарным личностям, какие прототипы были у житийных образов Петра и Февронии. Но на самом деле мне не так важно, чтó и у кого позаимствовал монах Эразм, написавший житие. Мне важно, что имена Петра и Февронии связаны с верностью, с долгим совместным путем, с любовью, проходящей испытания.

http://foma.ru/skazanie-o-petre-i-fevron...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010