Уже довольно долго идут споры о том, может ли Марков нелицеприятный портрет Петра как неразумного и самонадеянного ученика, не понимающего Иисуса и отрекающегося от него, вытекать из самохарактеристик самого Петра 454 . С одной стороны, можно сказать, что никто в древней церкви, кроме самого Петра, не осмелился, да и не захотел бы описывать слабости и падения всеми почитаемого апостола с такой беспощадной ясностью, какая отражена у Марка 455 . С другой стороны, Фема Перкинс считает, что «нелицеприятные подробности, связанные с именем Петра у Марка, едва ли могли основываться на свидетельстве самого Петра» 456 , а Джоэл Маркус развивает эту мысль, указывая, что, поскольку Петр в древней церкви участвовал в некоторых жарких спорах, он «едва ли стал бы… ослаблять свои позиции, рассказывая о себе то, что выставляло его в дурном свете» 457 . Здесь можно сделать три замечания. Во-первых, несмотря на многочисленные попытки ученых изобразить Петра «неоднозначной» фигурой в древней церкви, действительность этого не подтверждает 458 . Единственный случай осуждения действий Петра у Павла мы находим в Гал 2:11–14 . В других местах Павел говорит о Петре исключительно с уважением. 1Кор 11не имеет отношения к спорам с участием Петра – здесь говорится лишь о том, что одна из фракций верующих, желая поднять свой социальный престиж в Коринфской церкви, начала называть своим покровителем наиболее «респектабельного», по их мнению, апостола. Похоже, что фигура Петра пользовалась уважением во всех течениях раннехристианского движения. Во-вторых, если история отречения Петра имеет под собой историческую основу 459 , только Петр мог рассказать ее и ввести в повествование о Страстях 460 . Наконец, в-третьих, перед нами редкий случай эпизода, имеющего параллели во всех четырех канонических Евангелиях, – что заставляет думать, что ни авторы, ни читатели не усматривали в этом рассказе исключительно дискредитацию и очернение Петра. Вообще дискуссия о том, мог ли рассказать эту историю сам Петр, слишком сосредоточена на ее чисто негативной стороне, на изображении слабости Петра, без внимания к преображающему характеру этого опыта и к его следствию – самопознанию Петра, необходимому для его будущего ученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Преподобный Иоанн Дамаскин Божия Матерь родилась у пожилых родителей, когда уже вымерло в них всякое плотское вожделение, всякая страстность, и когда между ними осталась только — если можно это слово употребить в таком контексте — святая, чистая любовь, способность друг во друге видеть образ Божий, способность отдаться друг другу, а не обладать друг другом. Дева Богородица родилась вне страсти человеческой, родилась из человеческой очищенной и освященной любви. Митрополит Антоний Сурожский Божия Матерь родилась не от хотения плоти и не от хотения мужа; Она родилась от Бога. Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью. В этом длинном ряду людей были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование; были в нем и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие — против самих себя, не против других — для того, чтобы восторжествовал Бог. Митрополит Антоний Сурожский Добродетель одной души оказалась достаточной, чтобы препобедить злобу всех от века живших людей. Как ковчег, который спас человека при общем для всей обитаемой вселенной кораблекрушении, и сам не явился жертвой общих несчастий, и для рода человеческого сохранил средства [спасения], так произошло и со Святой Девой. Она сохраняла Свой разум столь целомудренным, как будто никакой грех не был испытан людьми, но все пребыли, в чем и были должны, ветхое свое сохраняя обиталище. Праведный Николай Кавасила Дева жила, проводя образ жизни подвижнический, замкнутый, свободный от забот и скорби, не причастный низменным страстям, превосходящий наслаждение сего мира, которое не бывает свободно от скорби; живя только Богу, видимая только Богом, питаемая только Богом, хранимая только Богом, имеющим, благодаря Ей, возобитать с нами; всецело же и Сама взирая только на Бога, в Боге имея наслаждение, Богу непрестанно внимая.

http://azbyka.ru/carica-moya-preblagaya

И все-таки ни пост, ни уединение, ни самоуглубление не есть Слово, а только буквы Слова. Тот же случай с поклонением. Некоторые христианские ветви полностью отрешились от поклонения, избегая любых символов и знаков, свечей, ладана, символики облачений и крестных ходов. Это произошло в тот период, когда протестанты гнушались всем этим как идолопоклонством. Восточная Церковь всегда изобиловала такими знаками поклонения. Христос никогда не возражал против поклонения, напротив, Он Сам посещал храм и молился в нем принятым тогда образом, соблюдая обычаи. Он восставал против искаженного или холодного или равнодушного поклонения. И снова поклонение еще не все. Это снова лишь нечто. Это не Слово, это одна буква Слова. Восточная Церковь изобилует такими знаками поклонения, но не исчерпывается поклонением. Ибо не только поклонение дало силу и вдохновение сирийцам и армянам выдержать тиранию, которая царила больше тысячи лет. Что сейчас является главным следствием этого православного принципа вбираемости? Его практическое следствие – жажда христианского Востока единства христиан и молитва об этом. Может быть не совсем ясно почему Восточная Церковь жаждет единства всех христианских ветвей, ибо она вбирает в себя все их так или иначе существующие принципы? Почему она жаждет единства, если она представляет собой микрокосм всех христианских различий в единстве? Скажу вам откровенно. Прежде всего мы хотим единства с вами, потому что вы все нужны нам. Это не материальная, но духовная потребность, не временная, но вечная. Я воспользуюсь одним известным сравнением, чтобы яснее выразить свою мысль. Жених любит свою невесту не по каким-либо материальным или физическим причинам. Он любит ее, потому что нуждается в ней. Эта необходимость, или потребность в возлюбленной означает для жениха более полную , реальную жизнь. То же самое происходит и с нами. Нам не хватает вас по чистой неизреченной любви. Мы ожидаем большей полноты жизни с вами. Без вас мы как иссохшие кости. С вами мы чувствуем себя совершеннее, живее. Каждый опыт нашей Церкви был особо и отдельно испытан опытом различных христианских общин. Это подобно тому, как если бы каждая часть человеческого тела по отдельности был бы упражнением развит до невиданной силы – отдельно ноги, отдельно руки, грудь, шея и голова. Каждая часть бы приобрела бы гигантскую силу, но все-таки тело, Христова Церковь , в целом оставалось бы слабым и болезненным. В наше время эта болезненность как никогда чувствуется в неспособности объединить все великански развитые части, в один мощный организм. Все отдельные звуки должны стать одной сладкозвучной гармонией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Все меры полицейские не ваши меры», –говорил митрополит Григорий русским пастырям: святые апостолы действовали словом истины и силами Божиими. Да и обращение прочно и спасительно только то, которое произведено силою истины. Веротерпимость Православия к иноверцам и инославным христианам имеет твердое основание в Писании и Предании. Прежде всего она зиждется на чувстве любви, которую христианин воспитывает в себе по отношению ко всем людям. «Если вы приветствуете, – сказал Господь, – только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» Нравственный идеал христианина – богоподобие, приближение к совершенству Отца Небесного, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45, 47 и 48). Заключающаяся в этих словах мысль, что Божественный Промысл простирается не на одних правоверных, но на все человечество, составляет первооснову религиозной веротерпимости. Правда, православные уверены, что принадлежность к единой, святой, вселенской Церкви открывает им доступ к благодатным дарам Духа, просветляет их ум видением истины, научает их плодотворной молитве, спасительным делам, душеполезному посту, благодатному супружеству, благословенному безбрачию и истинному мученичеству. Но эта уверенность в превосходстве Православия не порождает горделивого и презрительного отношения к неправославным. Напротив, святость Православия смиряет православного, ибо, чем более ему дает Церковь , тем более усилий он должен употребить для охранения и умножения данного, и тем строже он будет испытан на суде Божием. «Раб тот, который знал волю господина своего и не был готов и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут. Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сладчайший Иисус хочет, чтобы имя Его как самое сладкое питие было носимо в сосуде, ибо Он воистину сладок всем, вкушающим Его с любовю, к которым и обращается псалмопевец с такими словами: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» (Пс.33:9)! Вкусив Его, пророк вопиет: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя» (Пс.17:2)! Вкусив Его и святой апостол Петр говорит: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Мф.19:27; Иоан.6:68). Сею сладостью для святых страдальцев настолько были услаждены их тяжкие мучения, что они не боялись даже и самой ужасной смерти. Кто нас, — вопияли они, — отлучит от любви Божией: скорбь, или опасность, или меч, ни смерть, ни жизнь, ибо крепка, как смерть, любовь (Рим.8:35, 38; Песн.8:6). В каком же сосуде неизреченная сладость — имя Иисусово любит быть носимой? Конечно, в золотом, который испытан в горниле бед и несчастий, который украшен, как бы драгоценными камнями, ранами, принятыми за Иисуса и говорит: «Ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал.6:17). Такого сосуда требует та сладость, в таком имя Иисусово желает быть носимым. Не напрасно Иисус, принимая имя во время обрезания, проливает кровь; этим Он как бы говорит, что сосуд, имеющий носить в себе Его имя, должен обагриться кровью. Ибо когда Господь взял Себе избранный сосуд для прославления Своего имени — апостола Павла, то тотчас же прибавил: «И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян.9:16). Смотри на Мой сосуд окровавленный, изъязвленный — так начерчивается имя Иисусово краснотою крови, болезнями, страданиями тех, кто стоит до крови, подвизаясь против греха (Евр.12:14). Итак, облобызаем тебя с любовью, о сладчайшее Иисусово имя! Мы поклоняемся с усердием пресвятому Твоему имени, о пресладкий и всещедрый Иисусе! Мы хвалим Твое высочайшее имя, Иисусе Спасе, припадаем к пролитой при обрезании крови Твоей, незлобивый Младенец и совершенный Господь! Мы умоляем при сем Твою преизобильную благость, ради того Твоего пресвятого имени и ради Твоей драгоценнейшей изливаемой за нас крови, и еще ради Пренепорочной Твоей Матери, нетленно Тебя родившей, — излей на нас богатую Твою милость! Услади, Иисусе, сердце наше Самим Тобою! Защити и огради нас, Иисусе, всюду Твоим именем! Означай и запечатлевай нас, рабов Твоих, Иисусе, тем именем, дабы мы могли быть приняты в Твое будущее Царствие, и там вместе с ангелами славить и воспевать, Иисусе, пречестное и великолепное имя Твое во веки.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Из этого усмотрите, что дело о Фоме касается утверждения в вере людей, не иначе успокаивающихся в истине, как по строгом, даже грубо-пытливом ее дознании. Особенно нынешнее время может благонаправлять и утверждать на основании апостола Фомы, как он сам был испытан и утвержден от Господа, – одну из самых слабых своих сторон, открытую для великих духовных опасностей, именно – свою пытливость и неудободвижность к простоте веры. С такой точки зрения и будем смотреть на неверие и уверение Фомы. После уяснения для нас духовного настроения Фомы, должно быть понятно, почему он никак не хотел довольствоваться свидетельством прочих Апостолов: видехом Господа. С настроением его духа не успокаиваться на удостоверениях в истине, которой он еще не испытал и не дознал сам в себе, ему ли принять чужие видения за достаточное удостоверение для себя? Конечно, этим не оправдывается неверие его, как пренебрегающее свидетельством многих других, его же притом собратий, вполне ему известных по своей добросовестности и достоверности. Но только пусть иной человек и нынешнего времени, который видит, с одной стороны, господствующий образ мыслей и действий не по Христу, а с другой – свойственный и самим, держащимся Христа, дух недоверия прочим и осуждения неверностей их Христу, пусть такой человек, сознающий и ощущающий духовное как бы повторение в нас многих смерти Христовой, представит себе, что сам он сказал бы или подумал бы, когда бы услышал уверения от близких и известных ему по достоверности людей: «воскрес Христос духом самоотверженной любви своей к грешным и заблуждающим – в беспощадных доселе ревнителях о Нем; воскрес Христос духом своей истины – в наученых и обыкших мыслить и действовать не по Нему». Кажется, если бы и Ангел с неба возвещал эту неоцененную радость, трудно было бы просто – на веру принять такую весть воскресения, без собственного испытания и, так сказать, осязания Воскресшего. Итак, судя по себе и своему времени, можем понять недалекий от нас самих смысл ответа Фомы на радостную весть воскресения Христова: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинные, и вложу перста моего в язвы гвоздинные и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» и «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» 76 – подчеркивает апостол Иаков. И Псалмопевец утешит нас: «Мужайтесь, и да крепится сердце ваше все уповающие на Господа» 77 . Итак, да будет упование на Господа светом нашей души, елеем, который не даст погасить лампаду нашей жизни. «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» 78 , «чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». 79 Искушения, скорби, испытания Глава скорбей, испытаний и разнообразных искушений – самая важная в деятельном сочинении жизни каждого человека. Но здесь следует разъяснить, что такое искушения страждущей любви, которую действенно являют святые тем, что претерпевают и переносят за Святое Имя Христа, противостоя другим греховным искушениям, которые приходят «через зло помыслов и дел». Святой Иоанн Златоуст говорит, что «страдать за имя Христово – благодать, милость и дар», поэтому он побуждает нас не бояться пострадать ради Христа. В этом случае сам Христос будет наш должник. Скорби считаются злом, когда они наступают, чтобы потрясти основы жизни человеческой, доставить ему боль, порой невыносимую. Они безжалостно разрывают его сердце, все омрачают и загоняют его в тупик. Тогда человек начинает думать именно так, как пишет святой Григорий Богослов : «Хорошее ушло, плохое же наступило во всей своей наготе и с вызовом, путешествие идет сейчас во тьме ночной, нигде не видно маяка, и Христос, кажется, спит». Боль сдавливает человека, и он хочет от нее освободиться. Из-за этой боли все ему кажется плохим, хотя у всего есть «сила блага», и оно попускается, чтобы «предотвратить грех», уничтожить действительное зло. Скорби – это душеспасительные лекарства, и их плоды есть «вечное спасение душ», поэтому человек должен благодарить Христа и не сетовать на «учительное домостроительство Божие».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

И хотя на твоем пути часто будут возникать трудности и всяческие искушения, не страшись их и чаще обращайся за советом к более опытным твоим собратьям. Не печалься в искушениях, а вспоминай слова апостола Иакова, обращенные к искушаемым: “Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его” ( Иак.1:3 ). Верим, что отдашь все свои силы прославлению имени Божия, процветанию Церкви и нашей молодой украинской державы. Исполняй свое служение с любовью и усердием, помни слова апостола Павла: “В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите” ( Рим.12:3 ). Напоминая эти апостольские слова, я хочу завершить свое наставление и благословить путь твой и твое служение. Прими сей жезл — знак епископского достоинства, символ архипастырской власти, которая, по учению Святой Церкви, есть прежде всего власть любви, знамение силы, крепости и пастырского душепопечения. Пусть этот жезл, как некогда посох апостольский, служит опорой тебе и твоей пастве на пути к вечным истинам Христовым и спасению. А теперь взойди на это священное место и благослови народ сей, ожидающий твоего первого святительского благословения. Слово при вручении епископского жезла Преосвященному Мефодию, епископу Хустскому и Виноградовскому, 1994 г. Преосвященный епископ Мефодий, сопричастник апостольского служения и возлюбленный во Христе брат! Благодатию Божией, Силой Всесвятого и Животворящего Духа, через возложение рук присутствующих здесь архиереев, ты возведен ныне на высшую ступень священнического достоинства и призван пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Своею Кровию ( Деян.20:3 ). От имени собратьев-архиереев и всего народа Божия, молившегося вместе с нами, поздравляю тебя с принятием архиерейской благодати. Знаю, не искал ты почестей архиерейских, внезапным было для тебя это назначение. Господь часто нежданно являет Свою волю избранникам Своим. Неожиданно Давид получил помазание, и Дух Святый почил на нем; неожиданно Петр и сыны Зеведеевы были призваны на берегу Тивериадского озера стать ловцами людей. Неожиданно Савл,

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

В 14 главе Послания к Римлянам обсуждаются два типа членов христианской общины – «немощный в вере» (ст. 1) и другие. В стихах 4, 10, 15 и 20–22 к тому, кто не «немощен», Павел обращается, используя форму единственного числа. Исключение составляет стих 10, где слова Павла направлены к немощному брату. В этом случае опять будет уместно вставить «вы», т. е. «вы, кто немощен» или «вы, кто силен» Еще один пример можно найти в главе 9, стихах 19 и 20, где апостол Павел вкладывает в уста своего противника следующее возражение: «Ты скажешь мне: за что еще обвиняет? ибо кто противостанет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет же сделавшему [его]: зачем ты меня так сделал?» Если этот стилистический прием будет неверно понят, и читатель подумает, что Павел обращается к христианам, живущим в Риме, то лучше всего произвести замену данного высказывания на аналогичное, но с уточнением «некоторые из вас скажут мне» или «если один из вас скажет…» Подобные примеры можно найти в 1Кор 7:21 (обращение к рабам), 27 (к мужьям и женам), 28 (к неженатым) и в Рим 10:6, 8 и 9. Также следует обратить внимание на употребление звательной формы (имплицитного средства выражения второго лица) при обращении к женам и мужьям в 1Кор 7:16 . (в) Использование формы третьего лица единственного числа в значении множественного проступает менее отчетливо по сравнению с формами первого и второго лица. Особый случай представляет пример из 1Тим 2:15 , «Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». Здесь форма третьего лица подразумевает всех женщин. Форма третьего лица часто употребляется по отношению к тем, кто выполняет некое особое условие, или к тем, к кому применимо оценивающее высказывание, например: Ин 5:24 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.» Рим 4:8 «Блажен человек, которому Господь не вменит греха.» Иак 1:12 «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ne-iska...

Но, как только чадо Божие изменило своему месту у подножия Креста, оно легко может быть увлечено страстями и похотями своими. Наши внутренние похоти должны исчезнуть. Пока они еще живы, наше подчинение Духу Божию не совершилось вполне. С другой стороны, мы читаем в этом же послании: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак. 1:12 ). Господь в Своей любви посылает это искушение, дабы дело терпения созрело и достигло совершенства, поэтому «с великой радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения» ( Иак. 1:2 ). «Ибо, как Сам Христос претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр. 2:18 ). Во всех внешних обстоятельствах, во всех сношениях наших с ближними, даже во всех мелочах ежедневной жизни мы должны молиться, чтобы Господь руководил нами и держал нас Своею рукою, охраняя от всего дурного. Мы будем безопасны только тогда, когда осознаем постоянную нашу зависимость от Бога. Мы будем сильны нашей немощью, когда будем искать опоры и силы в Его всемогуществе. Если искушения и одолевают нас со всех сторон, будем постоянно повторять эти слова: «не введи нас во искушение», – помня, что Господь держит в Своих руках все, касающееся нас, и что Он не допустит нас быть искушаемыми сверх сил, если наша молитва к Нему о помощи будет начинанием и основанием каждого нашего шага. О духовной брани 11 июня. «Избави нас от лукавого» ( Лк. 11:4 ) «Слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» ( 1Ин. 2:13, 14 ), – говорит апостол Иоанн. Почему победили? Потому что Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» ( 1Ин. 4:4 ). Не силою человека одерживается эта победа – она сверх его силы. Но есть такая всемогущая власть, которая не подпускает врага к верующей душе. Он пускает в нее свои «раскаленные стрелы», но щитом веры ей дано их угасить и, «все преодолев, устоять» ( Еф. 6:13, 16 ). Враг соблазняет ее разными способами, и козни его бесчисленны. Но Господь, Который обитает в Своих детях, больше искусителя и может защитить нас от всякого злого дела и сохранить для Своего Небесного Царствия. Молитва «избавь нас от лукавого», искренне произносимая, никогда не может остаться без ответа, потому что Христос смертью Своею попрал силы ада и «Сильнейший отнял добычу у сильного» ( Лк. 11:22 ). Сказано, что «лукавый ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ), ища душу беззащитную, самоуверенную, блуждающую по собственным путям, не прикрытую заступничеством Христа, – такую душу он может поглотить.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010