Купить книгу в интернет-магазине 1 Например, точно известно, что тропарь пророчества, употребляемый на 6-м часе в Великий Понедельник, был составлен прп. Авксентием, подвижником V в. с. 78]. 2 Далее мы перечислим только те произведения этих и других церковных гимнографов, которые включены в современную Триодь; те же песнопения, которые в итоге не вошли в печатную Триодь (а таковых было немало, например, прп. Иосиф Песнописец составил вместе с нынешними первыми трипеснцами еще и акростихованные трипеснцы для всех седмичных дней Четыредесятницы), мы указывать не будем. 3 Вероятность того, что первые трипеснцы сырной седмицы принадлежат прп. Иосифу, весьма высока, хотя доля сомнения все равно остается, т.к. в двух древнейших Триодях этих трипеснцев нет, а в некоторых других они даются без указания имени автора. Впрочем, И.А. Карабинов , оценивая этот факт, высказывает предположение, что данные трипеснцы могли быть составлены прп. Иосифом в другое время, нежели каноны для Четыредесятницы, потому они и не попали во все рукописи с. 154] . 4 Т.к. многие песнописцы составляли свои каноны для одних и тех же дней Постной Триоди, то в итоге службы данного периода получили избыточное количество песнопений одного вида (например, каждый день Страстной седмицы имел несколько канонов разных авторов, в похожей ситуации находились службы Недель сыропустной и Крестопоклонной). Вследствие этого редакторам Триоди приходилось останавливать свой выбор на одном из канонов, тогда как другие или опускались, или были переносимы на другие службы настоящего дня (так, для утрени дней Страстной седмицы выбор был сделан в пользу трипеснцев св. Космы, тогда как трипеснцы прп. Андрея Критского с утрени вынесены на повечерие). В редких случаях, если на седмице совершается несколько служб с общим богословским содержанием, «избыточные» каноны перенесены на другие дни (канон Кресту, составленный прп. Иосифом для Недели Крестопоклонной, в наше время поется в пятницу 4-й седмицы, когда также совершается служба Кресту).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Католическая Церковь, в юрисдикцию которой в настоящее время входит Маронитский Патриархат, открыто признает, что “Иоанн Марон — крайне проблематичная фигура, и если он существовал вообще, то был простым монахом, но никак не Патриархом Антиохийским” 46 . С другой стороны, профессор Болотов, отмечая, что “в деталях легенда [об Иоанне Мароне], действительно, недостоверна”, склоняется к мысли, что историческая личность с таким именем могла существовать. Он даже допускает возможность, что в условиях канонических беспорядков и долгого отсутствия нормального управления Антиохийской Церковью по вине гражданских властей, “в каком-либо монастыре у братии явилась мысль завести патриарха негласно”. Таким тайным патриархом, выбранным братией Маронова монастыря, гипотетически мог быть и Иоанн Марон. Вероятно, что монастырь мог хранить в тайне эти факты, веря, что подобные действия направлены на сохранение истиной веры и общин ее последователей в тяжелое для Церкви время. Когда же наступило другое время и появился канонический Предстоятель, марониты вместе со своим главой вынуждены были удалиться в Ливанские горы 47 . Скорее всего легенды, связанные с житием Иоанна Марона, появились после XIII века, когда шел процесс латинизации маронитов и им были необходимы факты, подтверждающие каноничность их хиротоний. Тогда и понадобилась фигура Предстоятеля и этнарха, твердо защищавшего ту веру, которой придерживалась Римская Церковь. Иоанну Марону приписывают авторство целого ряда работ, число которых иногда доходит до десяти. Но чаще всего разные историки с его именем связывают “Изложение веры”, описание литургии апостола Иакова, чин ранней маронитской литургии и трактат о священстве. Наиболее ранние списки этих трудов находятся в Библиотеке Ватикана и исследовались маронитскими учеными, работавшими в Риме в XVII и XVIII веках, Авраамом Эккелийским, Иосифом Симоном Ассемани и его племянником Иосифом Алоизием Ассемани. Даже среди маронитских исследователей здесь также наблюдается полное расхождение во мнениях относительно времени создания и авторстве этих работ.

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

В Калабрии, одной из греко-италийских областей, был Греческий монастырь, известный под именем «монастыря святого Николая Казулийцев» ( μον του γ ου Νικολου τν Κασολων), основанный в конце ΧI столетия Преподобным Иосифом 175 . В уставе Казулийском, изложенном третьим Игуменом сей обители, Николаем (1195 г.), соединены были правила типиков святого Саввы, Студийского и святой Горы, приняты были и некоторые правила, преданные Иосифом 176 . В помещенных здесь замечаниях, о совершении Литургии Преждеосвященных, немногие дни оставлены были без сей Литургии. «Заботься иерей, сказано здесь о первой седмице постов, отлагать три хлеба для Литургии Преждеосвященных, которую имеешь служить в три дня сей седмицы, то есть в среду, четверг и пяток: ибо в понедельник и вторник первой седмицы совсем не служим Литургию Преждеосвященных по доброй и благословной вине». В том же уставе в другом месть сказано: «надлежит знать, что в монастырях, в первые дни первой седмицы постов, то есть в понедельник и вторник, не поют Литургию Преждеосвященных: только Епископы и Архиепископы поют ее в своих епископиях " 177 . Основатель казулийского устава признавал потребным частое совершение Литургии Преждеосвященных. Благословная вина, по которой предписывается в сем уставе не совершать в некоторые дни Литургии Преждеосвященных, объясняется выше изложенным местом из устава Саввы Освященного, в котором такие дни назначались для строгого поста, служившего приготовлением к принятию святых Таин. В Церкви Российской известно было в древности то и другое обыкновение, ибо в различных местах употреблялись различные уставы Церквей Восточных: в древних славянских списках богослужебного устава имеем переводы типиков – Студийского, Иерусалимского и других. Из вопросов Кирика к Нифонту Новгородскому (XII в.) видно, что в древности в некоторых местах Литургия Преждеосвященвых совершалась ежедневно: Кирик спрашивал Нифонта, как поступать, когда не случится почему-либо служить великопостную Литургию в какой-нибудь день, а святые Дары приготовлены для пяти дней 178 . В начале XV века Митрополит Фотий в послании о церковном чину, писанном во Псков, описывая приготовление на проскомидии Агнцев для постных дней, о числе Агнцев говорил: «последи же, сложив Агнци на три части по два, аще суть шесть, и прикладает св. копие», то есть; число преждеосвященных Агнцев предоставлял благоусмотрению священников, которые должны были сообразоваться с местными обычаями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возражение 4. Кроме того, Иероним приводит и другую причину, а именно, «чтобы евреи не побили камнями Богоматерь как неверную супругу». Но и эта причина, похоже, несостоятельна, поскольку если бы она не обручилась, то не могла бы быть осуждена за прелюбодеяние. Следовательно, рождение Христа от обрученной девы не представляется обоснованным. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «По обручении матери Его, Марии, с Иосифом» ( Мф. 1, 18 ); и еще: «Послан был ангел Гавриил... к деве, обрученной мужу, именем «Иосифу " » ( Лк. 1, 26, 27 ). Отвечаю: Христу приличествовало родиться от обрученной девы, во-первых, ради Него самого, во-вторых, ради Его матери и, в-третьих, ради нас. Ради Самого Христа – по четырем причинам. Во-первых, чтобы неверные не отвернулись от Него как от незаконнорожденного, в связи с чем Амвросий, комментируя сказанное в [евангелии от Луки] ( Лк. 1, 26, 27 ), говорит: «Как бы мы могли считать виновными Ирода или евреев, если бы они, как им казалось, преследовали рожденного в прелюбодеянии?». Во-вторых, чтобы обычным всем способом можно было проследить Его родословие по мужской линии. Поэтому Амвросий в своем комментарии на [слова из евангелия от Луки] ( Лк. 3, 23 ) говорит: «Пришедшего в мир должно было по обычаю мира занести в списки. Это требуется и в наше время, дабы человек мог представлять свое семейство в сенате или при дворе. Такой обычай прослеживать родословие существовал и во времена Писаний». В-третьих, чтобы обезопасить новорожденного Младенца от дьявольских козней. Поэтому Игнатий говорит, что она была обручена для того, чтобы «таким образом способ Его Рождества был сокрыт от дьявола». В-четвертых, чтобы Он мог быть воспитан Иосифом, которого называют Его «отцом» потому, что он был его кормильцем. Это также приличествовало [сделать] ради Святой Девы. Во-первых, чтобы избавить ее от возможного наказания, а именно, как говорит Иероним, «чтобы евреи не побили ее камнями как неверную супругу». Во-вторых, чтобы оградить от дурной славы. Поэтому Амвросий, комментируя сказанное в [евангелии от Луки] ( Лк. 1, 26, 27 ), говорит: «Она была обручена, чтобы никто не злословил о ее якобы нарушенном при зачатии девстве».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

епископ Александр (Милеант) Содержание Рождество Христово    Незадолго до рождения Спасителя римский император Август повелел произвести всеобщую перепись. У евреев перепись велась по коленам, племенам и родам, каждое из которых имело свои определенные города и села, где хранились родословные записи. В виду того что Вифлеем был местом рождения царя Давида, он стал фамильным городом всех его потомков.    Несомненно, не без участия Промысла Божия вышло повеление кесаря о переписи населения, потому что Христу надлежало родиться в Вифлееме, а не в Назарете, где проживала Дева Мария. Об этом так предсказал пророк Михей: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля» (Мих. 5:2). Пресвятая Дева Мария, круглая сирота, как единственная наследница имени и родового имущества, подлежала переписи наравне с мужчинами. Находясь на последних днях чревоношения, она должна была вместе со Своим родственником-опекуном, престарелым Иосифом, идти в Свой родовой город Вифлеем для исполнения приказа о переписи.    Путь от Назарета до Вифлеема мог занять трое суток путешествия, принимая во внимание состояние Девы Марии. Прибыв туда, Дева Мария с Иосифом нигде не смогли найти себе пристанища из-за множества народа, прибывшего сюда по случаю переписи. Найдя около Вифлеема пещеру, куда пастухи в ненастную погоду загоняли свой скот, Иосиф с Пречистой Девой по необходимости поместились в ней. Пещера была свободна, так как по случаю хорошей погоды пастухи остались со своими овцами в поле.    И вот в этой убогой пещере, вдали от всех, в ночной тишине Дева Мария безболезненно и без посторонней помощи родила Господа нашего Иисуса Христа – обещанного миру Спасителя. Следуя предсказанию Исаии (Ис. 7:14), Православная Церковь учит, что не только зачатие Спасителя было сверхъестественно, но что и во время рождения, и после чудесного рождения Младенца Его Матерь осталась Девой, в исполнение Ее обета о девстве. По иудейскому преданию, Мессия должен был родиться в месяце «кислеве» – девятом по еврейскому исчислению, а по-нашему – в декабре. Хотя точная дата Рождества неизвестна, событие это потом стало праздноваться Церковью 25-го декабря.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

В XIV веке здесь был пострижен в иночество Преподобный Александр Куштский. ЗАОНИКЕЕВСКАЯ пуст. муж. в 12 верстах от губернского города Вологды. Основана в 1588 году Преподобным Иосифом. В ней соб. церковь Владимирской Богородицы, построенная Преподоб. Иосифом на том месте, где явилась, 1588 июня 23, икона Богоматери, которая и находится в оной церкви, и известна под названием Заоникеевской. Здесь же почивают под спудом мощи: основателя, Препод. Иосифа, и двух его преемников, Антония и Иоанникия. – Задолго до основания обители был здесь непроходимый лес, где гнездился некто Аника, сильный разбойник; могилу его показывают и до ныне; по имени этого разбойника и лес назывался Оникиевым, от чего и пустынь, лежащая за этим лесом, прозвана Заоникиевской. СЕМИГОРОДНАЯ-УСПЕНСКАЯ пуст. муж. в 30 верст. от уезд. гор. Кадникова. – Основана в 1622 году пришедшими из Глушицкого Покровского монастыря иноками и названа Успенской по образу Божией Матери, который они сюда принесли. Здесь соб. церковь двухэтажная, в которой вверху престол во имя Успения Богородицы, а внизу Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца. Храм этот существует с 1753 года. В Успенской церкви находится помянутая принесенная основателями Чудотворная икона Богородицы, известная под именем Седмигородной, писанная св. Дионисием Глушицким в XV веке, и прославленная чудесами в 1593 году; празднество этой иконе совершается 15 Августа. Сверх того, тут же находятся два Чудотворные образа Успения Богородицы и Иоанна Предтечи, привлекающее множество богомольцев. ЗНАМЕНСКАЯ пуст. муж., в 1 1/2 верст. от уездного города Великого Устюга, на берегу реки Сухоны, на горе, называемой издревле Янковской, по которой и пустынь имела прежде наименование Янковской. Она основана в 1654 году Преподобным Филиппом, пустынножительствовавшим на сем месте. Здесь церковь Знамения Пресвятой Богородицы, с приделом Филиппа, митрополита Московского, в которой почивают под спудом мощи основателя, Преподобного Филиппа. Церковь эта возобновлена в 1735 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Глава III. Борьба кружка ревнителей благочестия с патриархом Иосифом по вопросу о единогласии Первоначальная общая деятельность кружка ревнителей благочестия. Неудовольствие на эту деятельность со стороны высших духовных властей, особенно патриарха. Столкновение между ревнителями и патриархом Иосифом из-за единогласия в церковном пении и чтении. Возникновение и развитие у нас многогласия. Неудачная борьба с этим злоупотреблением, начиная с Стоглавного собора. Стефан Вонифатьевич и Ртищев вводят единогласие сначала в своих церквах, а потом к ним присоединяются царь, Неронов, Никон и другие ревнители. Собор 11 февраля 1649 года, под председательством патриарха Иосифа, решает вопрос в пользу старого многогласия. Царь не признает этого соборного постановления и заставляет патриарха Иосифа передать решение вопроса на усмотрение константинопольского патриарха, который безусловно высказывается за единогласие. В 1651 году патриарх Иосиф принужден был созвать новый собор для вторичного рассмотрения вопроса о единогласии и порешить его, вопреки своему прежнему постановлению, так, как желали его противники-сторонники единогласия. Патриарх Иосиф теряет всякое значение в церковных делах вплоть до самой своей смерти. Глава IV. Первые церковно-реформаторские действия патриарха Никона Вступление Никона на патриаршую кафедру. Он разрывает свои прежние близкие отношения к провинциальным ревнителям. Причины и ближайшие последствия этого поступка Никона. Первое реформаторское действие Никона: распоряжение его о поклонах и перстосложении. Протест против этого распоряжения со стороны провинциальных ревнителей благочестие. Расправа с ними Никона. Действительные отношения между Никоном патриархом и царским духовником протопопом Степаном Вонифатьевичем. Собор 1654 года, уполномочивавший Никона произвести книжные исправления. Впечатление, произведенное собором 1654 года на русское общество. Слабые стороны собора 1654 года. Глава V. Церковно-обрядовые реформы Никона Посылка Никоном грамоты Константинопольскому патриарху с просьбою решить предложенные в вей вопросы.

http://sedmitza.ru/lib/text/439627/

Мы оставили его у себя до прихода матери. На другой день она действительно пришла за ним и увела его домой, так как он сам, соскучившись, захотел того. 20 января. Послушник Иосиф приехал из училища и объявил мне, что новокрещеный Андрей не отпускает детей учиться. Вечером я поехал в деревню Казакову узнать о причине перемены в мнении Андрея. На вопрос мой Андрей отвечал: «Какая польза будет детям от учения? Они нужны для матери, которой некому помогать в работах». (Он говорил неправду, потому что дети малолетние и для матери плохие помощницы.) «Сюда приезжал один новокрещеный из Урсула, – продолжал Андрей, – и говорил, что там девочек не учат. Потому-то я и боюсь, как бы детей, выучив грамоте, не отобрали куда-нибудь». Объяснив Андрею пользу обучения грамоте и сказав между прочим, что в Улале и девочки учатся грамоте, я просил его оставить детей учиться хотя из послушания к своему священнику, который всегда учит их только добру. Андрей не стал более прекословить и согласился. чтобы дети продолжали начатое ученье. Вечером я показывал детям картинки из Священной истории; объяснение их они уже знают. 21 января. Утром вместе с Иосифом учил детей. Вечером приобщал больную жену новокрещеного слепца Макария. В юрте у них, кроме железной чаши и чашки ячменя, полученного от нас, нет ничего. Больная лежит на голой земле и одета лоскутками изношенной шубы; в головах лежит полено. Напутствовав больную Святыми Тайнами, я с послушником Иосифом служил всенощное бдение в училище. Дети и новокрещеные пели. По возвращении домой больной были посланы кочма и одеяло. 22 января. На литургии новокрещеные были почти все. Было прочитано поучение о заповедях Христовых по-татарски. В феврале по делам службы выехал в Улалу – главный стан миссии. В течение марта, апреля и первой половины мая, живя в Улале, я исключительно занимался составлением татарско-русской азбуки для инородческих детей под руководством достоуважаемого начальника миссии отца архимандрита Владимира и переводом на татарский язык последования Крещения и воскресного всенощного бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

14 Стасидии (ед. ч. стасидия) – рассчитанные на одного человека деревянные откидные сиденья, как правило, соединенные между собой, с высокой спинкой и особыми опорами для рук по бокам на уровне локтя. Опоры помогают молиться стоя. Обычно стасидии устанавливаются вдоль внутренних стен храма, в них можно и стоять, и сидеть. 17 См. об этом у прп. Иоанна Кассиана Римлянина : «Говорят, что св. Василий, епископ Кесарийский, одному сенатору, который, с холодностью отрекшись от мира, оставил для себя нечто из своего имения, не желая добывать содержание работою своих рук и приобрести истинное смирение нищетою, утомительным трудом и монастырским подчинением, сказал следующее: „Ты и сенаторство потерял, и монахом не сделался“» (Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей. Кн. 7, гл. 19). Также у прп. Феодора Студита в Послании 324, чаду Евпрепиану (Прп. Феодор Студит . Послания. Кн. 2. М., 2003. С. 455). 19 «Вавулис» – разговорное обращение к очень маленькому ребенку, подобное русским словам «бубуся», «дюдюня» и т. п. 21 См.: Об Авве Лонгине, 4//Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СТСЛ, 1993. С. 100. 22 Монах Герасим Микраяннанит – великий гимнограф (сочинитель церковных служб) современности. Родился в 1904 году, на Святую Гору пришел в 1924 году, жил в каливе Святого Иоанна Предтечи в Малом скиту Святой Анны, почему и получил прозвище Микраяннанит. Обладал выдающимся даром сочинения служб. Собрание его творений, хранящееся в библиотеке Малого скита Святой Анны, составляет 50 рукописных кодексов по 800 страниц каждый. Преставился о Господе в 1991 году. 23 Об о. Харалампии подробно рассказывается во второй книге (глава IX. «Благословенная община. Отец Харалампий»). 25 Карея – административный центр Святой Горы, в котором находятся конаки, то есть дома представителей 20 монастырей, и состоящий из этих представителей орган управления – Протат, а также различные службы: почта, аптека, магазины и т. п. 27 Имеются в виду партизаны-коммунисты. После окончания Второй мировой войны Греция, согласно Ялтинским договоренностям, отошла к западному капиталистическому блоку. С этим были не согласны греческие коммунисты, сыгравшие большую роль в партизанском антифашистском сопротивлении. В связи с этим в Греции началась гражданская война, в которой коммунисты потерпели поражение вследствие военной помощи западных держав противоборствующей стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Иосиф поступил по повелению Ангела, но, сделавшись мужем Марии, оставил в неприкосновенности Её непорочное девство. Таким образом, в рассказе об отношениях Иосифа к Пресвятой Деве Евангелист изображает: а) Девственную скромность Марии, не открывающей великой тайны воплощения от Неё Сына Божия даже мужу, хотя бы через это молчание пришлось от него заслужить название бракоокрадованной, б) Скромность Иосифа, не решающегося расспросами смущать Деву, хотя на то имел все права, как муж и хранитель её девства; в) Благочестие его, превышающее правду законную, потому что он лучше решается тайно отпусть Её, чем, пользуясь правами мужа и указанными законом средствами, требовать Её обличения ( Чис.5:11–31 ), как это представляют нам апокрифы; г) Успокоение старца откровением тайны Воплощения и предоставлением ему родительских прав над Божественным Младенцем, через наречение имени Иисус, которое показывает цель пришествия Сына Божьего на Землю в спасении людей Своих – то есть Израиля – от грехов их, и соответствует предречённому Исаиею имени Еммануил; наконец д) Исполнение Иосифом повеления Ангела принятием жены своей Марии и оставлением Её в неприкосновенной чистоте девства. Стих 18. Прежде даже не снитися има; прежде нежели сочетались, некоторые объясняют: прежде чем Пресвятая Дева была взята в дом Иосифа, следовательно, прежде брака. Но Благовещение было уже в доме Иосифа, а замеченное Иосифом положение Марии могло обратить на себя его внимание только спустя несколько месяцев после Благовещения, и притом опять только во время пребывания Её в его доме. Прежде чем – не показывает, что Иосиф и Мария потом сошлись. Это обыкновенное наше выражение. Мы говорим: человек умер прежде, чем исполнил свой замысел; но это не значит, что он исполнил его после смерти. Стих 19. Иосиф, муж Её, праведен сый. Праведность, справедливость, благородство, обнаруженное в том, что Иосиф снисходительно смотрит даже на то, что по виду кажется преступлением, потому что не знает его причин, и не осуждает, когда имеет право судить. Это уже не всех осуждающая правда Закона ветхого, но правда Христова, всех оправдывающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010