В самой России начали переводить греческие службы при Ярославе В. Преп. Нестор говорит прямо, что Ярослав заставлял переводить «книги многи, имиже поучахуся верни», и он же замечает: «и бе Ярослав любя церковные уставы». Последние слова, в связи с первыми, не оставляют сомнения в том, что тогда переводимы были богослужебные книги. Тогда-то стали переводить службы избранным святым, писанные преп. Феофаном Никейским 857 г. и Иосифом Песнопевцем 887 г. самыми плодовитыми писателями канонов. Триодь Феодора и Иосифа Студитов, без сомнения, не была оставлена без перевода тогда, как введен был преп. Феодосием 1070 г. Студийский устав. Отличие Студийского устава от других между прочим в том и состоит, что им положено петь каноны студийских отцов 187 . До нас дошли следующие богослужебные книги Русской Церкви 11 и 12 века: Евангелие, Стихирарь, 188 два Служебника. 189 Октоих с песнями Иосифа и Феофан, Имп. Льва и Константина, Праздничная Минея. 190 По летописям и другим памятникам также видно употребление вышепомянутых книг Греческой Церкви, со включением и Требника, но ни из чего не видно употребление Месячных Миней. 191 В конце 11-го в. известен был и русский песнопевец, современник перп. Нестора, Григорий творец канонов. Он, как вероятно, написал службу преп. Феодосию, когда открыты были в 1090 г. мощи его, также Мч. Борису и Глебу и Вмч. Георгию. Иларион писал «молитвы за Князя и за все православие». Это было по случаю освящения Георгиевского храма. 192 Молитвы и песни св. Кирилла Туровского уже известны. До Ярослава уставщиками церковного пения у нас были от Славян Болгарских 193 . А в 1053 г. прибыли в Россию «трие певцы гречестии с ноты своими, и оттоле началось в русской земле изрядное осмогласие» – пение по 8 гласам октоиха, наипаче же и трисоставное сладкогласование – пение с прибавлением верхних и нижних тонов, или на три голоса, столько не нравящееся мнимым старообрядцам, и самое демественное пение – мелодии, состоавленные придворными и патриаршими доместиками – регентами – пение во славу Богу о Пречистой Его Матери и всем Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Воспевая подвиги святых, преподобный Песнописец вдумывался в условия и обстоятельства их жизни, находя для каждого только ему соответствующий образ слова. Следовательно, попытка изучить внешнюю форму творений преподобного Иосифа является существенной частью разбора его творений. Каноны преподобного Иосифа отличают продуманность образов, положенных им в основу каждого своего произведения, исключительное изящество выражения, часто особая форма изложения той идеи, которую он хочет подчеркнуть в каноне. Работая над формой, святой Песнописец часто обращался к тем стилистическим приемам, которые были разработаны еще древнегреческой риторикой. Мы кратко остановимся на тех из них, которые, по нашему мнению, чаще всего встречаются в канонах святого гимнографа и красоту которых читающий эти каноны может оценить даже без обращения к греческому оригиналу. Примеры того, как преподобный Иосиф украсил свои церковные песни греческим красноречием, почти неисчислимы. Для каждого из святых преподобный Иосиф находит особое именование, отличное от других, почему воистину, по слову преосвященного Филарета, каждый канон преподобного песнопевца может доставлять душе обильную пищу каждый день. Для этого он широко пользуется приемом ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, иногда привлекая для создания образа значение имени прославляемого святого. Так, святого мученика Неофита (21 января), умершего в возрасте 16 лет, преподобный Песнописец, соотносясь со значением его имени «новонасажденный», воспевает в 1–й песни канона: Христов тя, всеблаженне, новый сад, в вертограде процветший мученичестем и священный плоды благочестия израстивша познаете поем, Неофите . Здесь все изображено применительно к имени и образу юного мученика: он — и Христов сад (как насажденный, процветший в вертограде мучеников), он, святой Неофит, также и принес, израстил плоды благочестия. Воспевая апостола Филимона (22 ноября), преподобный Иосиф именует его небом: Небо явился еси всем, вещая славу спасительную . А святых апостолов Ераста, Олимпа и прочих (10 ноября) — зеркалами Бога: Зерцала Божия световидная вместительна Того подаяний, явистеся, блаженнии . Двадцать тысяч святых мучеников, умирающих в пламени (28 декабря), именуются Преподобным цветами: Явистеся яко шипцы , страдальцы краснейшии, посреде ходяще огня . Преподобный Евмений (18 сентября) уподобляется святым Песнописцем пчеле: Претекл еси тщательно, яко пчела, цветники словесныя… сладкий мед собирая и в сердечныя соты влагая . Святитель Григорий Акрагантийский (23 ноября) именуется преподобным Иосифом доброй землей: Земля яко добра, процвел еси сторичествующий отче, клас и серпом твоих учений пожал еси еретическое злочестивое мнение . Иоанна же Милостивого, патриарха Александрийского (12 ноября), святой песнопевец образно именует богатством нищих, и утварью, и одеянием нагих . В каждом образе неповторим творец канонов, каждому святому усвояет он его присный, присущий только ему дар, каждого одаряет глубоко усвоенным именем и подобием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Известный исследователь Постной Триоди И. А. Карабинов, рассматривая состав ее авторов, говорит о преподобном Феофане только то, что он единственный из иерусалимских песнописцев IX века участвовал в составлении Постной Триоди. Помимо канонов в Постной Триоди, указанных предшествующими исследователями, профессор И. А. Карабинов указывает как принадлежащий перу преподобного Феофана канон в Неделю блудного сына, а в рукописях также са–могласны и стихиры Великих Пятка и Субботы . Епифаний Нестеровский, который в своей «Литургике» дает очень верные характеристики многим песнопевцам, воздерживается от оценки творчества преподобного Феофана . В «Литургике» профессора А. П. Голубцова, которая содержит целый ряд критических замечаний о творчестве отдельных православных гимнографов, также ничего не сказано о трудах Преподобного; автор только относит к его заслугам участие в составлении Октоиха (вместе с преподобным Иосифом Песнописцем) . Нам представляется необходимым остановиться на посильном разборе канонов преподобного Феофана Начертанного, так как они занимают значительное место в православном богослужении и могут поддерживать и укреплять как человека, находящегося в недрах Церкви Христовой, так и всех ищущих опору на путях своей внутренней жизни. Песнотворческие труды Преподобного Труды преподобного Феофана Начертанного, как было указано выше, представлены преимущественно в МИНЕЕ. Здесь есть его каноны: 1) пророкам; 2) Апостолам; 3) святителям; 4) преподобным; 5) мученикам и мученицам. Следует сказать, что Преподобный пишет каноны наиболее прославленным святым; его младший современник преподобный Иосиф Песнописец составляет каноны тем святым, которые не были воспеты преподобным Феофаном. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы до 6–й песни написан преподобным Феофаном, остальные песни принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину. Преосвященный Филарет считал, что преподобный Феофан дополнил четверопеснец святого Иоанна Дамаскина , но профессор Е. И. Ловягин указывает, что преподобному Иоанну в этом каноне принадлежат только две последние песни .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Монастырь св. Георгия обновлен был в 1779 году старанием игумена Анфима и иждивением Кир Антония священника. А церковь в нем с основания перестроена была блаженнейшим папою и патриархом Александрийским Парфением Пакостою в 1799 лето Господне. Она не велика и узка, но довольно благолепна. Местные иконы Спасителя и Богоматери писаны иеромонахом Иеремиею Критянином в 1612 году, тем самым, который писал подобные образа и в Синайской обители. Под этими иконами весь ярус убран синими изразцами. Пол в церкви выстлан мраморными плитами. К северной стороне алтаря ее пристроен малый придел во имя св. великомученика Димитрия. В этом же северном отделении сооружена деревянная часовенка, украшенная позлащенною резьбой 15 . Как только войдешь в нее; увидишь древнюю чудотворную икону св. Георгия. Она очень мала, и помещена на решетке, за которою сделано углубление в каменной стене с мраморным подлокотником. В этом углублении, служившем некогда вместо престола, на стене изображен св. Георгий, без коня, патриархом Иоакимом в 1501 году. Говорят, что под упомянутым подлокотником скрыта часть мощей великого страстотерпца и Победоносца. Подле часовенки стоит мраморная колонна, поддерживающая молитвенный бабицец. К ней прибита длинная цепь железная с кольцом, которой обыкновенно надевают на шею исступленных и сумасшедших. Недавно таким образом исцелена была одна девица из Суэса. Потом она вышла замуж, и по ныне здорова. При мне (14 Апр.) один умалишенный Армянин сидел мрачно в этой цепи, а на другой день уже ходил весело. Св. Победоносец помиловал его. В Георгиевском монастыре есть две замечательные, старинные иконы Божией матери, 1) скороуслышной и 2) препетой песнопевцами Козмою, Иосифом, Феофаном, Феодором Студитом  и другими. Скороуслышная изображена во весь рост на длинной деревянной доске. На правой руке она держит предвечного Младенца, а левую приложила к своим персям в молитвенном благоговении. Эммануил не много отклонился назад всею верхнею половиною тела, и зрит судьбы мира, которых знамением служит полураскрытая книга в руках его. Очевидно, пресвятая Дева и Матерь умоляет Сына своего сочетать правду с милостью к людям, просящим ее ходатайства 16 . Препетая же, Богоизбранная отроковица написана, в верхней части иконы, в кружке среди сеннолиственных ветвей дерева, означающего Иессея, от которого она происходила. Внизу изображены помянутые песнопевцы. Почти все они смотрят на нее в восторженном состоянии; и у каждого в руках есть свиток с песнопением его; напр: у Козмы читается ирмос – Жезл из корене Иессеева, – у Феодора Студита стихира, – О чудесе нового всех древних чудес. Весьма замечательно их одеяние. Кукули у них без камилавок, мантии, либо Фелони, с прорезами для рук 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

На VIII-IX века, несмотря на тяжелый период иконоборчества, приходятся труды наиболее известных творцов канонов; позднее песнотворчество заметно ослабевает, поскольку весь круг церковного богослужения представляется в основном завершенным. В своей «Литургике» Епифаний Нестеровский дает следующее исчерпывающее определение творчества песнопевцев. «Период восьмого и девятого веков, — пишет он, — отличается тою замечательною особенностию… что в это время почти непрерывно появлялись святые мужи, обладавшие высоким духовным даром песнопений… Такое явление в Церкви Христовой совершилось по особому смотрению Господа, Владыки и Главы Церкви. Этого требовали тогда, А НЕ ПРЕЖДЕ, современные обстоятельства и польза Церкви. В церковных песнопениях заключается полное учение о всех догматах и истинах Православной Церкви. Но до VIII в учение веры не было еще изложено так ясно, раздельно, определенно и неизменно, [каким] оно явилось после семивековой борьбы Церкви с неправоверием и ложным мудрованием. А потому еще не время было воспевать высокие догматы веры в торжественных песнопениях… Но когда Церковь восторжествовала над всеми ересями и заблуждениями, тогда она облекает догматы веры в свящ песнопения, воспевает победу веры над врагами веры и Церкви» . В созвездии создателей церковного богослужения должны быть упомянуты как основоположники преподобный Роман Сладкопевец (V век), святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (VII век), преподобный Андрей, архиепископ Критский и святитель Герман, патриарх Константинопольский (VII — начало VIII века). Вершиной в развитии церковной гимнографии следует безоговорочно признать труды преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского (VIII век), так же как творчество преподобного Феодора Студита (VIII — начало IX века) с братом его Иосифом, епископом Солунским, составивших последование Постной Триоди. Многие каноны святым написаны в те же годы VIII века и в первой половине IX века преподобным Феофаном, епископом Никейским, братом преподобного Феодора Начертанного. Церковным песнописцем этого времени был и святитель Мефодий, патриарх Константинограда, вместе с другими исповедавший истину иконопочитания. И все же церковное богослужение было завершено лишь трудами преподобного Иосифа Песнописца, жившего в IX веке и скончавшегося в последней его четверти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Осаждавшие простерли воинскую отвагу до наглости против святыни; сыпали стрелы на молящихся и «застрелиша суздальцы икону Богоматери». Осажденные ободрились, а на осаждающих напал страх. Суздальцы потерпели страшное поражение: в плен взято было их так много, что за выкуп суздальца охотно брали по две ногаты, т. е. по копейке серебра. Благоговейное усердие к св. иконам награждаемо было особыми дарами благодатными: так пр. Алипий, благоговейный печерский иконописец, сам известен по дару чудес. § 14. Богослужебные книги и пение Хотя бы и не говорили исторические памятники, само по себе вероятно, что, при введении христианства в Россию, воспользовались теми богослужебными книгами, которые переведены были на славянский язык св. Кириллом и Мефодием. Болгария, с любовью принявшая труды славянских просветителей, передала их и русской Церкви. Паннонские биографии славянских учителей, известия экзарха Иоанна, Нестора и западных повествователей показывают, что Кириллом и Мефодием переведены были для богослужения: Чтения из Евангелия и Апостола, Псалтырь, Часослов, Парамейник, Литургия, Чины таинств, Октоих, Службы великим праздникам. Вот все, чем могли воспользоваться из Болгарии в России и прежде Владимира, особенно же при св. Владимире. В самой России начали переводить греческие службы при Ярославе великом. Пр. Нестор говорит прямо, что Ярослав заставлял переводить «книги многи, имиже поучахуся вернии», и он же замечает: «и бе Ярослав любя церковныя уставы». Последние слова, в связи с первыми, не оставляют сомнения в том, что тогда переводимы были богослужебные книги. Тогда-то стали переводить службы избранным святым, писанные Феофаном Никейским 857 г. и Иосифом Песнопевцем 887 г., самыми плодовитыми писателями канонов. Триодь Феодора и Иосифа Студитов, без сомнения, не была оставлена без перевода тогда, как введен был пр. Феодосием студийский устав: отличие студийского устава от других, между прочим, в том и состоит, что им положено петь каноны студийских отцов. До нас дошли следующие богослужебные книги русской Церкви XI и XII века: Евангелие, Стихирарь, два Служебника, Октоих с песнями Иосифа и Феофана, императоров Льва и Константина, Праздничная Минея. По летописям и другим памятникам так же видно употребление вышеупомянутых книг греческой Церкви с включением и Требника; но не из чего не видно употребление Месячных Миней. В конце XI века известен был и русский песнопевец, современник пр. Нестора, Григорий творец канонов. Он, как вероятно, написал службу пр. Феодосию, когда открыты были 1090 г. мощи его, так же муч. Борису и Глебу и вмч. Георгию. Иларион писал «молитвы за князя и за все православие». Это было по случаю освящения Георгиевского храма. Известны еще молитвы и песни св. Кирилла Туровского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После канона – «Всякое дыхание» и стихиры на хвалитех, на «И ныне»: «Преблагословенна еси, Богородице Дево», и поется великое славословие. На Литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». Прокимен «Господь Просвещение мое и Спаситель мой», причастен «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу». НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) ВАИЙ. ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ Эта Неделя посвящена воспоминанию торжественного входа Господня во Иерусалим, куда Господь восшел для страданий и крестной смерти. Воспоминаемое событие описано у всех четырех евангелистов ( Мф. 21, 1–11 ; Мк. 11, 1–11 ; Лк. 19, 29–44 ; Ин. 12, 12–19 ). Этот праздник называется также Неделей Ваий («вайя» – ветвь), или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресеньем – от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою. Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее упоминание о празднике датируется III веком и принадлежит святому Мефодию, епископу Патарскому (Тирскому), который оставил поучение на этот день. В IV веке праздник совершался торжественно, как об этом свидетельствует святой Епифаний Кипрский . Многие из святых отцов IV века оставили свои поучения на праздник Входа Господня во Иерусалим. Начиная с VII века многими песнопевцами был прославлен праздник Входа Господня: святыми Андреем Критским (VII в.), Космой Маиумским , Иоанном Дамаскиным (VIII в.), Феодором и Иосифом Студитами (VIII-IX вв.), епископом Феофаном, Патриархом Никифором (IX в.), а также императором Львом Философом. Песнопения эти и сегодня поет Православная Церковь . Праздник Входа Господня во Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет дней предпразднства, как дней с особым и более торжественным богослужением, однако богослужение всей предыдущей седмицы Ваий, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено Входу Господню во Иерусалим и, таким образом, вся предшествующая празднику седмица служит приготовлением верующих к самому празднику.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Примеры того, как преподобный Иосиф украсил свои церковные песни греческим красноречием, почти неисчислимы. Для каждого из святых преподобный Иосиф находит особое именование, отличное от других, почему воистину, по слову преосвященного Филарета, каждый канон преподобного песнопевца может доставлять душе обильную пищу каждый день 26 . Для этого он широко пользуется приемом олицетворения , иногда привлекая для создания образа значение имени прославляемого святого. Так, святого мученика Неофита (21 января), умершего в возрасте 16 лет, преподобный Песнописец, соотносясь со значе­ни­ем его имени ‘новонасажденный’, вос­певает в первой песни канона: “Хрис­тов тя, всеблаженне, новый сад, в вертограде процветший мученистем и священные плоды благочестия израстивша по­знав­ше поем, Неофите” 27 . Здесь все изображено применительно к имени и образу юно­го мученика: он — и Христов сад (как насажденный, процветший в вертограде мучеников), он, святой Неофит, также и принес , израстил плоды благочестия . Воспевая апостола Филимона (22 ноября), преподобный Иосиф именует его небом : “Небо явися еси всем, вещая славу спасительную” 28 . А святых апостолов Ераста, Олим­па и прочих (10 ноября) — зеркалами Бога : “Зерцала Божии световидная вме­стительна Того подаяний, явистеся, блаженнии” 29 . Святые мученики (20 000), умирающие в пламени (28 декабря), именуются Преподобным цветами : “Явис­те­ся яко шипцы 30 , страдальцы краснейшии, посреде ходяше огня” 31 . Преподобный Евмений (18 сентября) уподобляется святым Песнописцем пчеле : “При­текл еси тщательно, яко пчела, цвет­ни­ки словесныя сладкий мед собирая и в сердечныя соты влагая” 32 . Святитель Григорий Акрагантийский (23 ноября) именуется преподобным Иосифом доброй землей : “Земля яко добра, процвел еси сторичествующий отче, клас и серпом твоих учений пожал еси еретическое злочестивое мнение” 33 . Иоанна же Милостивого, патриарха Александрийского (12 ноября) святой песнопевец образно именует “богатством нищих, и утварью, и одеянием нагих” 34 . В каждом образе неповторим творец канонов, каждому святому усвояет он его присный, присущий только ему дар, каждого одаряет глубоко усвоенным именем и подобием.

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

Примеры того, как преподобный Иосиф украсил свои церковные песни греческим красноречием, почти неисчислимы. Для каждого из святых преподобный Иосиф находит особое именование, отличное от других, почему воистину, по слову преосвященного Филарета, каждый канон преподобного песнопевца может доставлять душе обильную пищу каждый день 26 . Для этого он широко пользуется приемом олицетворения, иногда привлекая для создания образа значение имени прославляемого святого. Так, святого мученика Неофита (21 января), умершего в возрасте 16 лет, преподобный Песнописец, соотносясь со значением его имени ‘новонасажденный’, воспевает в первой песни канона: «Христов тя, всеблаженне, новый сад, в вертограде процветший мученистем и священные плоды благочестия израстивша познавше поем, Неофите» 27 . Здесь все изображено применительно к имени и образу юного мученика: он – и Христов сад(как насажденный, процветший в вертограде мучеников), он, святой Неофит, также и принес , израстил плоды благочестия. Воспевая апостола Филимона (22 ноября), преподобный Иосиф именует его небом: «Небо явися еси всем, вещая славу спасительную» 28 . А святых апостолов Ераста, Олимпа и прочих (10 ноября) – зеркалами Бога: «Зерцала Божии световидная вместительна Того подаяний, явистеся, блаженнии» 29 . Святые мученики (20 000), умирающие в пламени (28 декабря), именуются Преподобным цветами: «Явистеся яко шипцы 30 , страдальцы краснейшии, посреде ходяше огня» 31 . Преподобный Евмений (18 сентября) уподобляется святым Песнописцем пчеле: «Притекл еси тщательно, яко пчела, цветники словесныя сладкий мед собирая и в сердечныя соты влагая» 32 . Святитель Григорий Акрагантийский (23 ноября) именуется преподобным Иосифом доброй землей: «Земля яко добра, процвел еси сторичествующий отче, клас и серпом твоих учений пожал еси еретическое злочестивое мнение» 33 . Иоанна же Милостивого, патриарха Александрийского (12 ноября) святой песнопевец образно именует «богатством нищих, и утварью, и одеянием нагих» 34 . В каждом образе неповторим творец канонов, каждому святому усвояет он его присный, присущий только ему дар, каждого одаряет глубоко усвоенным именем и подобием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Пришедше же на то место, идеже нъиня крьстьяни стлъп поставиша животворяштий крест имушт ны себе, сам Святый Епископ отдает душу, тело же влекше вне врат слышаштних ся вера (называемых священными), извлекше поврегоща псом на яд. Лежаштоу же емоу на многы дни промыслом Божиим не оставьяющтим и по смерти святаго его тела. Влк ноштию присидеяшь оу тела на съблюденье емоу звезде светле, сияюшта на месте том, идеже лежаше; дьнью же орьлоу с кончаваштоу дело тогда яже тем пресвятые мужем Христова веровавши на лежащтаго ради страха. От множества еллин погребоша ноштию Святое его тело вне стен на запад града, близ тояжде стены месяца Марта в 7 день славно память емоу творяште в Славу Богу въсдръжителю. Аминь. Евгениий, Агафадор, Елпидий преподобнии епископи преидоша в то Херсонский град учаште правоверно вследствуште Святому Василеоу иприлагашеся число веруюштих по вься дьни. Исконьный же верных родоу зьлодей завидя диавол. И на тыя въплчи (ополчи) веруюштя емоу жидовы и Еллины и съвязавше святыя мужа жезлием и камением побита и мрътвыми враги извлекше телеса святых погребоша на восточньих странах, крестьяне же принесьши погребоша святая телеса их месяца декабря в 6 день, память их творяй во славу Бога въседрежителя. По мнозе же времени послан бысть от Иерусалима Епископ Еферий именем, иже в корабли сы. Приход его в нареченный град супротивным ветром ять приврежен бысть в странах реки Дьнапра и разболевся и умершу... Увидевшем верным Херсонияном повеления благочестиваго царя (Константина) послаша к нему силы, яко же дати им Епископ. И даст им Епископ именем Капитона, дяв емоу воин верне муж числом пять сот, с ними же пришед Архиепископ в Херсонес град (дальше идет разсказ о чудесех). По вся дни прираштяште к доуховномоу Святаго Епископа оученью. Сотворши же Церковь святяй и свреховнаго апостола Петра. Возвести же Епископ Царю Констаньтиноу. Он же возвести собору 318 отец... Это сказание, по мнению академика В.В. Латышева, написано в Херсонисе песнопевцем Иосифом (IX в.), бывшем здесь во временном изгнании, знавшем о страданиях херсонисских мучеников по разным греческим источниками дополнившем их местными преданиями. Его автографа пока не найдено, но сохранившееся доселе в Москве греческое сказание, почти современное славянскому переводу – Супральскому, носит явную печать переделки, так что оно, как и славянский перевод, переделано с более раннего текста. Этим во многом объясняются некоторые разности между двумя указанными текстами, а равно и теми, которые сохранились в так называемых Макарьевских Четьи-Минеях. Интересующиеся более подробными замечаниями о лицах, временах и местах, указываемых в сих сказаниях, могут прочесть их в труде г. Латышева: «Жития Св. Епископов Херсонских», изданном в конце 1906 года, Академией Наук. 3. Памятники Христианского Херсонеса

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010