«У молодежи шло представление… оказалось, мистерия, сочиненная одним из старших семинаристов, Василием Нобори, который и объяснил, что будет: “Вот это (указал он нам на часть комнаты, оставшейся для сцен) Средиземное море (при чем вся молодая публика захохотала). Выйдут три человека, которые олицетворят три государства: Египет, Греция и Рим в эпоху Рождества Христова”… Действительно, вышли: Кирилл Мори с повязкой на голове, исчерченной якобы египетскими иероглифами, и с пальмовой веткой в руке, Платон Цукиока, задрапированный в какой-то случайный флаг из дрянного белого холста с большими знаками “Токио” и подобным, с венком желтых иммортелей на голове и с флейтой в руке, Николай с огромным бамбуком в одной руке, означавшим копье, и с чем-то другим в другой руке, означавшим неисследованное еще оружие, с жестяным ведром на голове, изображавшим шлем, и в какой-то невозможной солдатской шинели. Первый изображал Египет, второй – Грецию, третий – Рим, а за ними незаметно вошла скромно укутанная фигура, изображавшая Святую Деву Марию, со своим охранителем Иосифом, которого изображал бородатый Павел Огава, ученик катихизаторской школы, у кого-то занявший для сего случая подрясник. Небольшая кукла, изображавшая новорожденного Спасителя, положена была на приготовленном в углу, у ёлки, возвышении, у которого уселась скромная фигура (которую я и не знаю, кто играл из учеников), с Иосифом позади. Египет начал свою речь, полную разочарования и отчаяния; за ним – Греция декламировала, что цель жизни – наслаждение жизнью…, в заключение Рим провозгласил, что цель жизни – завоевание всех народов и всего света. Нужно признаться, что речи были очень умные и дельные, выражавшие характер и мировоззрение трех народов довольно резко и ясно. Когда кончили, в другой комнате началось стройное пение “Слава в вышних Богу” и вышли пастыри, одетые в рубашки, один с овечьей кожей на спине, и поклонились Рождеству Спасителя, причем говорили о явлении ангелов. За ними – звезда и поклонение волхвов, одетых в теепы и какие-то бурнусы; ящик с подарками принял от них Иосиф и поставил у ног Девы. Тут три фигуры, изображавшие три государства, пали. Дева с куклой и Иосифом скромно удалились, а вошли орды, изображавшие готов, вандалов и прочих, и пошли по Средиземному морю, причем между ними три сраженные фигуры встали и удалились в те двери, куда ушли готы и гунны. Автор при сем вышел и доложил нам: “Это, мол, не совсем удачно сыграно, но должно означать, что Египет, Греция и Рим воскресли и пошли вслед Христа”» (25 декабря 1902 г./7 января 1903 г.).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Значительную часть своей истории, больше двух столетий, Богородице-Рождественский храм на Возмищах был монастырской церковью. Только с упразднением монастыря во время секуляризационных мероприятий 1764 года он перешёл в разряд приходских. Возмищенский монастырь находился в Ламском стане, к юго-востоку от города Волока Ламского и совсем поблизости от него, на правом берегу реки Городни. Впервые монастырь упоминается в записи на листах Четвероевангелия, переписанного по просьбе священника Исмаила дьяконом Макарием в 1452 году " в граде Волоце в обители Святей Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества при игумене Селиване, в храме иже в святых отца нашего Николы, еже есть в Раху " . Стоит отметить, что на погосте Рах в Раховском стане, который располагался к западу от Волока Ламского, находилось в середине XV века монастырское подворье. С 1462 года, после смерти великого князя Московского Василия Васильевича Тёмного, Возмицкий монастырь находился во владениях волоцких удельных князей. Первым из них становится сын Василия Тёмного и брат нового великого князя Московского Ивана III Борис Васильевич. Вступивший в 1494 году во владение Волоцким княжеством Фёдор Борисович после ссоры с преподобным Иосифом Волоцким (до двадцати лет он жил в Возмищенском монастыре в " особней храмине в безмолвии и в молитвах " , читал и пел на клиросе) " почал грабити " волоколамские обители. Среди них оказался и Возмищенский монастырь. По повелению князя Фёдора были сожжены монастырский старец Феофан с сыном дьяконом Михаилом, которых волоцкий правитель подозревал в сокрытии монастырского имущества. Останки убиенных были погребены в стенах обители. Вскоре, разорвав отношения с преподобным Иосифом, который после ссоры с князем ушёл на север (в район села Теряево), где и основал знаменитый Иосифо-Волоцкий монастырь, князь Фёдор стал оказывать благоволение настоятелю Возмищенского монастыря Алексию Пильемову. Однако в апреле 1509 года архиепископ Серапион отлучил от Церкви вместе с преподобным Иосифом и архимандрита Алексия Пильемова, а настоятелем на Возмищах стал бывший келарь московского Андроникова монастыря архимандрит Геннадий. В начале XVI века покровительство Возмицкому монастырю оказывала также мать князя Фёдора княгиня Иулиания Михайловна. Первоначально обитель входила в Новгородскую епархию, с 1613 года - в Патриаршую область.

http://sobory.ru/article/?object=00396

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Борьба кружка ревнителей благочестия с патриархом Иосифом по вопросу о единогласии Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Первоначальная общая деятельность кружка ревнителей благочестия. Неудовольствие на эту деятельность со стороны высших духовных властей, особенно патриарха. Столкновение между ревнителями и патриархом Иосифом из-за единогласия в церковном пении и чтении. Возникновение и развитие у нас многогласия. Неудачная борьба с этим злоупотреблением, начиная с Стоглавного собора. Стефан Вонифатьевич и Ртищев вводят единогласие сначала в своих церквах, а потом к ним присоединяются царь, Неронов, Никон и другие ревнители. Собор 11 февраля 1649 года, под председательством патриарха Иосифа, решает вопрос в пользу старого многогласия. Царь не признает этого соборного постановления и заставляет патриарха Иосифа передать решение вопроса на усмотрение константинопольского патриарха, который безусловно высказывается за единогласие. В 1651 году патриарх Иосиф принужден был созвать новый собор для вторичного рассмотрения вопроса о единогласии и порешить его, вопреки своему прежнему постановлению, так, как желали его противники-сторонники единогласия. Патриарх Иосиф теряет всякое значение в церковных делах вплоть до самой своей смерти. Первоначальная общая деятельность всех членов кружка ревнителей благочестия определялась наличностью тех пороков и недостатков, какие в то время существовали в жизни народа, самого духовенства, как белого, так и черного, наличностью тогдашних церковных беспорядков, отсутствием живой проповеди и вообще учительности в духовенстве. На борьбу с общественными пороками и недостатками, на борьбу с леностью и распущенностью духовенства и выступил прежде всего кружок ревнителей, поставив своей задачей водворить в народе истинное христианское благочестие, уничтожить разные церковные беспорядки, вызвать к жизни церковную проповедь.

http://sedmitza.ru/lib/text/439639/

—107— время издано 102 перевода (из них 35 на латинский язык; 16 на немецкий; 9 на французский; 15 на итальянский; 11 на английский; по 5 на голландский и испанский яз.; 2 на португальский, и по 1 – на чешский, русский, шведский и датский языки). Кроме того, за то же время библиография отмечает 93 сочинения, посвящённые объяснению трудов Флавия. Из них 60 написаны на латинском языке. А в последнее 50-тилетие явилось ещё весьма много сочинений, на европейских языках, преимущественно – немецком, о Флавие. На русском языке отдельного исследования о Флавие до сих пор нет. В этом заключается, несомненно, вполне достаточное оправдание для появления настоящего исследования, идущего навстречу насущной нужде отечественной литературы в области библейской науки. Задачу своего исследования о. Иосиф поставляет в критическом и, по возможности, полном обследовании иудейско-исторического материала Археологии Иосифа, с целью сделать этот материал пригодным для применения к библейско-исторической науке. Путь к осуществлению этой задачи состоит в том, что о. Иосиф „следует за Иосифом Флавием по пятам и проверяет каждую его оригинальность в сравнении с Библией “. Сообразно с этим о. Иосиф расположил свою работу по следующему плану. Предваряется она обширным введением, в котором даются общие сведения об Иосифе и его литературной деятельности. Затем следуют три части, подразделённые на главы. Содержание 1-й части: Археология и Пятокнижие; Археология и исторические книги, Археология об эпохе пленения. 2-я ч.: Археология о Библейском пробеле от Неемии до Александра Великого; Археология об эпохе Маккавеев; от Библии до Евангелия. 3 ч.: Археология и Евангелие; Археология о после-евангельских событиях и – конец истории народа Божия. Путь, предпринятый о. Иосифом к осуществлению его задачи, слишком сложный и трудный. Проследовать по пятам за Иосифом Флавием на протяжении двух томов убористой печати в тысячу слишком страниц является большим подвигом, соединённым с известной степенью мужества и смелости. В том и другом нельзя отказать

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Готовися, Вифлееме! Готовися, Вифлееме , – приготовься, Вифлеем! Приготовься к встрече Богоотроковицы Марии, Которая вместе со старцем Иосифом путешествует в Вифлеем, где, по свидетельству пророка, должен родиться Христос. 4 января, 2010 Готовися, Вифлееме , – приготовься, Вифлеем! Приготовься к встрече Богоотроковицы Марии, Которая вместе со старцем Иосифом путешествует в Вифлеем, где, по свидетельству пророка, должен родиться Христос. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! “Готовися, Вифлееме, отверзися всем Эдеме, красуйся, Евфрафо, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный Сад, от Негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем: Христос раждается, прежде падший возставити образ”. Дорогие братья и сестры! Сегодня началось Предпразднство Рождества Христова, которое целых пять дней готовит нас к великому и радостному празднику Рождества Христова . И в эти дни поется специальный тропарь, тропарь Предпразднства, в котором выражается самая суть будущего праздника. О чем же говорит нам этот тропарь? Он приглашает нас и всю тварь приготовиться к тому , что произойдет через несколько дней, он и говорит о том – что же произойдет. Обратимся к тексту: Готовися, Вифлееме , – приготовься, Вифлеем! Приготовься к встрече Богоотроковицы Марии, Которая вместе со старцем Иосифом путешествует в Вифлеем, где, по свидетельству пророка, должен родиться Христос. …Красуйся, Евфрафо, – укрась себя как на праздник, встречай не в обыденности и суете, а празднично! Евфрафа – это древнее название всей области Вифлеема, Вифлеемской земли. То есть не только один Вифлеем, а вся та область земли – украшай себя и встречай грядущего к тебе Господа и Бога и Творца всяческих, хотящего родиться в тебе. А почему, зачем такие призывы? Что должно произойти? –   Готовися, Вифлееме, – отверзися всем Эдеме! Красуйся, Евфрафо, — яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы…   Слова “Эдем” и “Древо Живота”, т. е. “Древо Жизни”, возвращают нас к самым истокам человеческой истории. Бог сотворил человека и поселил его в Раю. Эдем – это другое название того же самого Рая. Первые люди, Адам и Ева, населяли этот Рай. И Бог был с ними, и они были с Богом, и наслаждались общением с Ним. Но что произошло потом? – Адам и Ева впали в грех, они поверили змию, поверили в то, что Бог не хочет их совершенства, и поэтому запретил им есть плоды от Древа Познания добра и зла. Совершив грех и не раскаявшись в нем, люди сами лишили себя общения с Богом, и были изгнаны Им из Рая:

http://pravmir.ru/gotovisya-vifleeme/

Если бы не иконописец, а художник решил все это выразить в своих живописных полотнах, ему потребовалось бы написать несколько, не менее шести, картин. И они только рассказали бы о событиях, связанных с рождением Господа, но никак не смогли бы дать нам возможность духовного участия в этих священных событиях. Такая задача под силу лишь православной иконе.   20. Встреча Христа в храме По еврейским законам мать после рождения первого ребенка, если это был сын, должна была прийти в храм и совершить там жертвоприношение. После Рождества Христова Богоматерь с Младенцем и Иосифом жили в Вифлееме. Этот городок находился недалеко от Иерусалима. На сороковой день после Рождения Иисуса Христа Бо городица вместе с Иосифом и Младенцем пошли в Иерусалимский храм исполнить те обряды, которые требовались по закону. Задумаемся, что же происходит? В храм, посвященный Единому Истинному Богу, приходит Сам Бог — Сын Божий. Удивительное и величайшее событие! Но, по воле Божией, оно проходит тихо и незаметно для посторонних глаз. Ведь если бы царь Ирод узнал, что Младенец Иисус Христос есть Спаситель мира, он приказал бы арестовать и как можно быстрее убить Его. Тем не менее, Бог Отец устраивает достойную встречу для Своего Сына. На эту встречу призывает не богатых и знаменитых, а тех, кого Он Сам считает наиболее достойными. Бог избирает для этой встречи двух пожилых людей, которые были Ему известны Своей доброй и благочестивой жизнью в течение многих лет. Это старец Симеон и старица Анна. О Симеоне Евангелие сообщает: Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм (Лк. 2, 25–27). Его внимание привлекла молодая мать с грудным ребенком на руках и престарелым мужем — Иосифом. Сердце Симеона вдруг трепетно забилось, слезы радости выступили на глазах. Он взял Младенца на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 28–32).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

118 Отец Арсений – ближайший друг и сподвижник Старца Иосифа. См. о нем: Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со Старцем Иосифом. М., 2012. С. 271–288. 122 «Среди афонских монахов бытует предание о существовании на Святой Горе братства двенадцати нагих подвижников. Согласно этому преданию, они живут сокрыто от всех людей, лишены всякого человеческого утешения, предали себя всецело Промыслу Божию и имеют единственным занятием непрестанную молитву. Когда кто-нибудь из этого братства покидает земную жизнь, оставшиеся выбирают на его место самого добродетельного афонского монаха». Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со Старцем Иосифом. М., 2012. С. 303. 123 См.: Ам. 8, 11–12 : Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его. 125 Агапа (греч. γπη, что означает «любовь») – трапеза любви, бывшая в обычае у первых христиан. Здесь это слово употребляется иронически в значении «дружеские посиделки». 130 Стихира (на «Господи воззвах» Недели о блудном сыне), которая входит в чин монашеского пострига. 135 Ср.: стихира на «Господи воззвах» Недели о блудном сыне (она же в чине пострига) «Познаим, братие, таинства силу». Само выражение принадлежит свт.  Григорию Богослову (См., напр.: Слово 1, на Пасху. Творения. М., 2010. С. 22). 139 Герасим Менайас. О нем см.: Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со Старцем Иосифом. М., 2012. С. 361–365. 144 Об истории монастыря Святого Сервия см.: Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского (ч. 4, гл. 15–17). М., 2003. С. 477–482. 146 См.: Там же. Слово 60: «Ибо, если в подвиге Господнем умрешь телесно, Сам Господь увенчает тебя и честным останкам твоим дарует Бог честь мучеников». 151 По всей видимости, речь идет о сочинении «Десятигласная Духодвижная Труба», которое включено в настоящее Собрание творений. 153 См. выше: тех, «кто подвизается и хранит свое тело чистым и ум не оскверненным нечистыми помыслами».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Посланные Иосифом в Москву опытные старцы били челом «государю митрополиту», чтобы он печаловался великому князю и благословил бы его взять монастырь в свою державу 206 . Но одно было сделано Иосифом не по праву: он отошёл с монастырем в великое княжение без благословения своего владыки. В последствии он снимал с себя эту вину, объясняя тем, что посланный им к архиепископу Серапиону чернец Игнатий Огорельцев доехал только до Торжка и что в Новгородскую землю его не пропустили «закащики», которым от великого князя было велено никого не пропускать через рубеж по причине свирепствовавшей в новгородской земле заразы 207 . Конечно Иосиф знал, что делал, надеясь па поддержку в Москве. Впрочем, Иосиф не забывался перед Серапионом и чтил его. Он ставил себе в заслугу, что называл архиепископа «государем» и дарил его десятинников: «Тако его никто непочитал: вси его нарицали господном, а я его государем нарицал. А десятинников тако никто не чтил: им я кресты и иконы давал, а в город им я частые кормы слал. Да Нифонт игумен Вассианову десятиннику дуги не дал, а я Серапионовым десятинникам иконы давал. А все то есми чинил, почитая вовсем архиепископа Серапиона» 208 . Но, однако, прошло поветрие в Новгороде, закащики окончили свое дело, проезд туда стал свободным, а Серапион все не получал уведомления от подначального игумена, который без благословения своего владыки перешел с монастырем в чужой удел. Описатель жития Иосифа Савва Черный, оправдывая в этом своего преподобного, так представляет дело: старцы, посланные Иосифом к великому князю с просьбой о принятии монастыря в его державу говорили, что Иосифу по причине моровой язвы нельзя было послать в Новгород взять благословение от архиепископа, на что Державный дал им такой ответ: «об этом не заботьтесь, а Иосифу скажите, что не он отошел из архиепископства новгородского, а я взял монастырь от насилия удельного; когда же окончится земская невзгода, сам я пошлю об этом к архиепископу». Таким образом великий князь взял на себя ответственность за Иосифа перед Серапионом, однако не известил последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

1) посреди монастыря – соборная о 5 главах ЦЕРКОВЬ во имя Живоначальной Троицы с приделом Преп. Даниила, основателя этой обители. Церковь построена по благословению Всероссийского Митрополита Даниила около 1535 года и расписана стенным письмом в 1668 году, а придел сооружён, по обретению мощей Преподобного, по благословению Святейшего Патриарха Никона в 7161 (1653) году, Июля от 2 дня; мощи же обретены в 7161 (1652) году, Ноября в 17 день и того же года Декабря 30, свидетельствованы Ионой, Митрополитом Ростовским и Ярославским, и грамотой того же Патриарха от 7162 (1653) года, Сентября 2, дозволено в этой обители совершать память Преп. Даниила 7 Апреля, в день преставления его, и 30 Декабря, в день освидетельствования мощей его. Но с 1782 года, по благословению Преосв. Феофилакта, Епископа Переславского, совершается ещё празднество Преподобному 16 Октября, в воспоминание преложения мощей его из старой раки в новую медную посеребрённую, в которой и доныне почивают. Служба же ему совершается по особенной книжице с самого явления мощей, и в 1782 году, по исправлению в слоге Архимандритом Иосифом Быковым, напечатана в Синодальной Типографии. Но житие его, устав и подробное описание чудес хранится в монастыре рукописным. В 1811 году устроен в этом приделе иконостас новый и над ракой сень возобновлена, а придел освящён в 1813 году, Августа 10, Настоятелем Архимандритом Иосифом. В соборной же церкви иконостас построен Архимандритом Иосифом Быковым, а вызолочен при Архимандрите Павле Предтеченском в 1801 году. Церкви соборная и придельная железом покрыты при Архимандрите Модесте в 1805 году 95 . 2) ЦЕРКОВЬ соборная тёплая во имя Похвалы Божьей Матери с трапезной палатой и (под нею) погребами вместо первоначальной построена в 1695 году; в этой палате устроен храм во имя Пр. Сергия Радонежского при Архимандрите Венедикте вместо бывшего над воротами во имя сего же чудотворца. 3) ЦЕРКОВЬ во имя Всех Святых при бывшей монастырской больнице, построена в 1687 году по образцу древней бывшей деревянной церкви, и по грамоте Святейшего Патриарха Иоакима от 2 Августа того же года освящена. А деревянная, также во имя Всех Святых, сооружена была при основании этой обители Пр. Даниилом. По этой церкви и по соборной холодной и тёплой в грамотах Государя Великого Князя Ивана Васильевича 7047 и 7048 годов монастырь именован: Живоначальной Троицы, Всех Святых и Похвалы Пресвятой Богородицы Новый монастырь, что на Божьем Дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Кроме того, устным источником могли ему служить также сыновья и братья принявшего иудаизм адиабенского царя Изата, которые одновременно с Иосифом жили в Риме 33 . с.20 Что касается отношения Флавия к эллинистам, то он, как доказал Bloch (р. 23–53), не только был знаком с ними, но и пользовался их данными, особенно Александром Плигистором. Беросс, Менандр Ефесский, Манефон, Гестией, Иероним, Геродот, Мнасея, Мегасфен, Диокл, Филострат, Гезиод, Гелланик, Акусилай, Ефор цитируются неоднократно самим Иосифом в его «Древностях». Историки Полибий, Агафархид Книдский, Страбон и Николай из Дамаска служили ему серьезными источниками. По скольку он черпал из сочинений Филона-старшего, это до сих пор не выяснено. Bloch отрицает его знакомство с александрийским ученым, Шюрер, С. Зигфрид (Philo von Alexandria, p. 278–281) и Фрейденталь (Alexander Polyhistor, p. 218) обратного мнения. При всем том отношение Флавия к источникам, куда нужно еще отнести римских писателей, римские архивы и мемуары Ирода Великого, равно как Веспасиана 34 , далеко не было рабским, но отличалось самостоятельною критикою 35 . Это нагляднее всего показывает пример с Николаем Дамасским, другом Ирода Великого и его лейб-хронографом. К сообщаемым Николаем данным Флавий не только относится осторожно и недоверчиво, но всю историю Великого Ирода он строит, различно от Николая, на новых точках отправления, разбив весь материал не хронологически, а прагматически. Подобного явления мы стали бы тщетно искать в «Иудейской войне», не говоря уже о сочинениях других историков его эпохи. Располагая об явлениях римской истории примерно такими же данными, как Тацит, Иосиф сумел из них сделать куда больше своего знаменитого римского собрата по науке. С средины XI книги, то есть со времени первосвященника Симона, рассказ «Древностей» ведется параллельно (но лишь по содержанию, а не по форме, как было уже выше указано) повествованию первой части «Иудейской войны». В известном смысле, впрочем, Шюрер (р. 220) прав, называя последнее сочинение оригиналом «Древностей». Здесь следует указать еще на некоторые различия этих двух трудов по их форме. Так как «Древности» представлялись по сравнению с популярно написанною «Иудейскою войною» сочинением строго научным и серьезным, то и язык в этих двух книгах совершенно разный. В «Древностях»автор уделял меньше внимания стилистике, заботясь лишь о полноте фактического материала и правильности его группировки. Риторики у него, правда, немало и здесь, но нет уже того поэтического пафоса, который так характеризует «Иудейскую войну». Серьезность и, так сказать, святость темы, естественно, требовала и серьезности языка, который тут проще и скромнее, чем в «Иудейской войне». Особенно убедительное доказательство этому представится нам, если мы начнем сопоставлять между собою речи, влагаемые Иосифом в уста различных лиц в том и другом сочинениях. В последних книгах «Древностей» особенно сильно сказывается влияние греческого историка Фукидида.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010