Место Великого канона преподобного Андрея Критского в песнотворческом достоянии Церкви Разбор песнопевческого достояния преподобного Андрея Критского, несомненно, следует начинать с наиболее прославленного его произведения — Великого канона. 10 марта, 2013 Разбор песнопевческого достояния преподобного Андрея Критского, несомненно, следует начинать с наиболее прославленного его произведения — Великого канона. Великий покаянный канон: его история и особенности Разбор песнопевческого достояния преподобного Андрея Критского, несомненно, следует начинать с наиболее прославленного его произведения — Великого канона. Это произведение, называемое в древних списках стихирою святоградскою, поистине является особым. Оно содержит до 250 тропарей и, по мнению преосвященного Филарета Черниговского, первоначально не имело типичных ирмосов, не было отчетливо поделено на песни. Ирмосы песней в их современном звучании присоединил позднее преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами при приведении ими в порядок Триоди (согласно свидетельству Никифора Каллиста). Тропари в честь преподобной Марии имеют даже свой самостоятельный акростих Профессор Е.И. Ловягин при переводе богослужебных канонов с греческого языка на русский указывает, что Великий канон преподобного Андрея Критского заслуживает именования великого произведения не только по своему содержанию, но и по своей обширности. Если обычные каноны, свидетельствует профессор Е.И. Ловягин, «заключают в себе около 30 песнопений или немного более, он [Великий канон] содержит в себе до 250 тропарей с ирмосами» В исследовании песнопевцев и песнопения Греческой Церкви преосвященный Филарет Черниговский дает глубокую оценку внутренним качествам Великого канона преподобного Андрея. «Великий канон,— пишет он,—…велик не по числу только стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и по силе выражений. В нем духовное око зрит события обоих Заветов в духовном свете» Это свидетельство преосвященного Филарета очень значительно, так как нам известно его весьма строгое суждение о многих богослужебных произведениях, подвергавшихся его разбору. Тем более ценно указание маститого богослова на подлинно духовную ценность произведения преподобного Андрея, в котором «духовное око зрит события… в духовном свете».

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

17-е число Св. Ап. Андроника от 70 и Иунии, помощницы его Св. Апостол Андронике и помощнице его в благовествования – Иунии или Юнии св. Апостол Павел воспоминает в послании своём к Римлянам: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих, и узников со мной, прославившихся между Апостолами и прежде меня ещё уверовавших во Христа» ( Рим.16:7 ). Феодорит удивляется, что жена Иуния удостоилась от св. Апост. Павла быть названною Апостолом 276 . Св. Андроник был епископом в Сирмии Паннонской. После многих проповеднических трудов Апп. Андроник и Иуния мирно скончались. Мощи их обретены в Евгении 277 (местность близ Царьграда). Во времена гонений христиане всеми средствами старались приобретать тела мучеников и предавали их погребению в потаённых местах. Впоследствии случалось, что чудные исцеления обнаруживали места, где были похоронены пострадавшие за веру Христову. Так и в Евгении, в царствование Аркадия и Гонория (395–423), были обретены мощи многих свв. мучеников, имена которых «Сам только Бог ведал, написавший тех в книге жизни на небеси». Полагают, что между ними находились и мощи свв. Апп. Андроника и Иунии. На это указывает великолепный храм близ Евгениевых ворот и башни, находившихся в восточной части Царьграда, построенный в XII веке императором Андроником I-м вероятно на месте обретения мощей его Ангела, Апостола Андроника. Память св. Андроника совершается ещё 30-го июля, вместе с 4-мя Апостолами: Силой, Сидуаном, Крискентом и Епенетом. В службе св. Андроник преимущественно прославляется св. Иосифом Песнопевцем, и восхваляются чудеса от его св. мощей в его храме (в одном из 15-ти канонов, написанных Иосифом Песнопевцем в честь 70-ти Апостолов). Перенесение мощей препод. Адриана Ондрусовского Память его 26-го августа; а теперь воспоминается обретение и перенесение мощей его в Ондрусовскую обитель на Ладожском озере, близ Олонца, в 1551 году. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Май. - 1900. - 438, IV с., л. портр.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В России начали переводить Греческие службы при Ярославе В. Пр. Нестор говорит, что Ярослав заставлял переводить «книги многи, ими же поучахуся вернии» и он же прибавляет: «и бе Ярослав любя церковные уставы». Последние слова в связи с первыми не оставляют сомнения в том, что при Ярославе переведены были богослужебные книги. Тогда-то стали переводить службы избранным Святым, писанные Пр. Феофаном Никейским (857 г.) и Иосифом Константинопольским песнопевцем (887 г.), самыми плодовитыми писателями канонов. Триодь Феодора и Иосифа Студитов, без сомнения, не была оставлена без перевода тогда, как введен был Пр. Феодосием (1070) устав Студийский, так как отличие Студийского устава, между прочим, в том и состоит, что им положено петь каноны Студийских Отцев 28 . До нас дошли следующие богослужебные книги Русской Церкви 11 и 12 века: Евангелие, Стихирарь 29 , два Служебника 30 ; Октоих с песнями Иосифа и Феофана, Имп. Льва и Константина и, наконец, Праздничная Минея 31 . По летописям и другим памятникам видно употребление и прочих помянутых книг Греческой Церкви: но ни из чего не видно употребление месячных Миней 32 . В начале 12 в. известен был и Русский песнопевец Георгий, творец канонов. Он, как вероятно, написал службы пр. Феодосию, когда (1095 г.) открыты были мощи его, М. Борису и Глебу, Вм. Георгию 33 . И известны также молитвы и песни св. Кирилла Туровского . До Ярослава уставщиками церковного пения у нас были люди от Славян Болгарских 34 , а в 1053 г. прибыли в Россию «трие певцы Гречестии с роды своими и оттоле началось в Русской земле изрядное осмогласие» – пение по 8 гласам октоиха, наипаче же и трисоставное сладкогласование – пение с прибавлением верхних и нижних тонов, или на три голоса, столько не нравящееся мнимым старообрядцам и самое демественное пение – мелодии, составленные придворными и патриаршими доместиками-регентами – пение во славу Богу и пречистой его Матери и всем Святым 35 . Совершение Таинств а) Крещение Дошедшие до нас вопросы Новгор. иеромонаха, Кириака, с ответами Нифонта, также правила М.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Помимо канонов в Постной Триоди, указанных предшествующими исследователями, как принадлежащий перу преподобного Феофана профессор И. А. Карабинов указывает канон в неделю блудного сына, а в рукописях также самогласны и стихиры великих Пятка и Субботы 16 . Епифаний Нестеровский, который в своей Литургике (1901) дает очень верные характеристики многим песнопевцам, воздерживается от оценки творчества преподобного Феофана 17 . В Литургике профессора А. П. Голубцова (1918), которая содержит целый ряд критических замечаний о творчестве отдельных православных гимнографов, также ничего не сказано о трудах Преподобного. Автор только относит к его заслугам участие в составлении Октоиха (вместе с преподобным Иосифом Песнописцем) 18 . Нам представляется необходимым остановиться на посильном разборе канонов преподобного Феофана Начертанного, так как они занимают значительное место в православном богослужении и могут поддерживать и укреплять как человека, находящегося в недрах Церкви Христовой, так и всех ищущих опору на путях их внутренней жизни. Труды преподобного Феофана Начертанного, как было указано выше, представлены преимущественно в Минее . Здесь есть его каноны: 1) пророкам, 2) апостолам, 3) святителям, 4) преподобным, 5) мученикам и мученицам. Следует сказать, что Преподобный пишет каноны наиболее прославленным святым; его младший современник преподобный Иосиф Песнописец составляет каноны тем святым, которые не были воспеты преподобным Феофаном. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы до 6-й песни написан преподобным Феофаном, остальные песни принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину. Преосвященный Филарет считал, что преподобный Феофан дополнил четверопеснец святого Иоанна Дамаскина 19 . Но профессор Е. Ловягин указывает, что преподобному Иоанну в этом каноне принадлежат только две последние песни 20 . Значительные труды положены святым исповедником на составление Октоиха . Здесь известны его каноны: 1) святым ангелам (на все восемь гласов и его же стихиры); 2) святым Апостолам (кроме 7-го гласа); 3) восемь канонов о усопших (по числу гласов; канон 6-го гласа наиболее известен и поется на погребении); 4) каноны Божией Матери в пяток, хотя они и не надписаны.

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Само название «Живоносный Источник» еще в IX в. было использовано прп. Иосифом Песнопевцем применительно к Божией Матери, а затем, когда оно закрепилось за мон-рем (не позже XIV в.), появилась и одноименная Богородичная икона (см. статью «Живоносный Источник» ). В поствизант. греч. мире этот образ стал очень популярен, и множество мон-рей и храмов были освящены в его честь. С эпохи Юстиниана местность, где располагался «Ж. И.» м., рассматривалась как предместье К-поля. Храм неоднократно реставрировался. По сообщению Псевдо-Кодина, имп. Ирина отремонтировала его после землетрясения ок. 790 г. ( Preger T. Ibid. P. 260). Страдая кровотечением, Ирина получила исцеление от недуга, выпив воды из источника, после чего сделала щедрые пожертвования мон-рю, включая мозаику с изображением себя и своего сына, имп. Константина VI. При имп. Василии I Македонянине (867-886) церковь также была перестроена и украшена мозаиками (вероятно, после землетрясения 869 г.) ( Theoph. Contin. P. 323). 7 сент. 924 г. храм был подожжен воинами болг. царя Симеона, осаждавшими К-поль, но затем быстро отреставрирован, т. к. в 927 г. там проходило венчание болг. царя Петра с внучкой имп. Романа I Лакапина Марией ( Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 304, 310, 371; Theoph. Contin. P. 406, 414). Визант. писателю Михаилу Пселлу (XI в.) были пожалованы в личное распоряжение доходы «Ж. И.» м.; там же для него была сооружена гробница ( Michael Psellus. Scripta minora: Magnam partem adhuc inedita/Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Mil., 1941. Vol. 2. P. 221, 229). Сохранились сведения о том, что в 966 г. имп. Никифор II Фока присутствовал в храме Живоносного Источника на службе в день Вознесения Господня ( Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 371). По-видимому, это было обычной практикой придворного церемониала того времени. В кн. имп. Константина VII Багрянородного (912-959) «О Церемониях византийского двора» описана такая служба ( Const. Porphyr. De cerem. P. 101-104). Император прибывал по морю к Золотым воротам К-поля, садился на коня и продолжал путь по суше до баптистерия, где спешивался и переоблачался в отведенных ему покоях. Затем при входе в нартекс он ожидал приезда духовенства. Облобызавшись с патриархом, император входил вместе с ним в храм, и оба направлялись к алтарю. Помолившись перед престолом, василевс поднимался по правой лестнице на свою галерею и находился там во время литургии. Патриарх приносил императору причастие. По окончании службы император приглашал патриарха на обед в свою резиденцию.

http://pravenc.ru/text/182279.html

684. Святитель Николай Японский. Запись в дневнике 3 апреля 1880 г.//Там же. С. 242. 685. Святитель Николай Японский. Запись в дневнике 10 апреля 1880 г.//Там же. С. 254. 686. Христиансое чтение. СПб., 1834. Ч. IV. С. 229–242. 687. См. Бугаевский А. В., архимандрит Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по древним греческим, латинским и славянским рукописям. M., 2001. С. 28. 688. Воронов Л., священник (Ленинград). Святитель Николай — ревнитель и защитник Православия//Журнал Московской Патриархии. M., 1961. С. 65–75; С. 66–74. (Републикация: Церковный вестник. СПб., 2000. 689. В канонах Октоиха, написанных в IX веке святым Иосифом Песнопевцем говорится: «Губящаго древле Господни люди безумнаго Ария удавил еси жилами словес твоих…» (канон 3 гл., п. 7, тр. 1). «Уставил еси премудре, твоего святаго языка струями струи Ариевы хульныя» (канон 5 гл., п. 8, тр. 2). 690. Русский вестник M., 2002. Фотокопия святцев см.: 691. См. Житие Феодора Эдесского. СПб., 1892. 692. Елисеев А. Опричная Царя//Царский опричник. 693. Андрей Хвалин. От умолчания — к искажению. О некоторых принципах и методах интерпретации общеизвестных летописных событий в современной церковно-исторической науке//http://www. rusk.ru/st.php?idar=320053 694. Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония. СПб, 1998. С. 406. «Я не знаю, что заставило старца дать свое согласие — и было ли оно вообще — на то, чтобы ряд статей, написанных не им самим, вышли в свет под его именем. Бывало, Влыдыка даже не подозревал о содержании некоторых своих публикаций. Вспоминаю одно из заседаний Священного Синода: митрополит Иоанн листает какую-то книгу. Подхожу к нему и спрашиваю: «Что это у Вас?». Он, смущенно улыбаясь, показывает мне титульный лист. Книга была о митрополите Филарете (Дроздове), автор — митрополит Иоанн. Из дальнейшего разговора стало ясно, что старец впервые читает это произведение» (Митрополит Кирилл. О прессе церковной и псевдоцерковной//Московский церковный вестник. M., 1998.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Ап. Андроник и Иуния . В Деяниях св. тоже почти (Mai IV, 4), что и в славянской минее. Феодорит удивляется, что жена Иуния удостоилась они св. ап. Павла названия апостолом ( Римл. 16, 7 ). Дорофей или Псевдо-Дорофей сделал из Иунии мужа Иуния вопреки Писанию. Впрочем в некоторых Списках послания к Римлянам стоите Иуний, вероятно потому же, что уму переписчиков или кого-либо из древних представлялось несовместимым название апостола с полом женским. В службе Андроник по преимуществу прославляется св. Иосифом песнопевцем и восхваляются чудеса от св. мощей его в его храме. Об обретении мощей его с другими святыми ве Евгениевых сказано 22 февр. Св. Андроник был епископом в Сирмии паннонской и св. Мефодий еп. моравский его отдаленный преемник (сн. 11 мая.) Св. Стефан, патриарх цареградский . По свидетельству Кедрина, император Василий Македонянин причислил младшего своего сына Стефана к церковному чипу. Современник Лев грамматик говорит, что св. Стефан был синкеллом у патриарха Фотия и когда Фотий, по смерти Василия Македонянина († 886), принужден был отказаться от патриаршества, брат Стефана император Лев философ ввел. Стефана в патриархию и епископ Феофан пред Р. Х. посвятил его в патриарха и он, быв патриархом 6 лет и 5 месяцев, по кончине погребене в монастыре сикеллийском ( τ σικλλων), местоположение коего неизвестно (Дю-Канж IV, 161). Итак он рукоположен ок. 17 дек. 886, а скончался 17 мая 893 (Сн. Деян. св. Mai IV, 36. Augusm I. 113. Oriens christ. I. 249. 18 Феодот анкирский и 7 дев . В Деяниях св. (Mai IV. 147) тоже повествование, что и в славянской минее. Оно писано очевидцем Нилом. В начале он говорит: мы будем говорит о том, что сами, изначала живши с мучеником, узнали и очами нашими видели, в средине продолжает (n. 20): тогда мы узнали, что Полихроний был изменник. В конце свидетельствует: «все сие я смиренный Нил с точностию передал вам, боголюбезные братия; я вместе с ним находился в темнице и знаю достоверно все, что ни сообщил вам, всегда заботясь об истине.» И все повествование содержанием своим говорить описателе очевидце.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В самой России начали переводить греческие службы при Ярославе В. Преп. Нестор говорит прямо, что Ярослав заставлял переводить «книги многи, имиже поучахуся верни», и он же замечает: «и бе Ярослав любя церковные уставы». Последние слова, в связи с первыми, не оставляют сомнения в том, что тогда переводимы были богослужебные книги. Тогда-то стали переводить службы избранным святым, писанные преп. Феофаном Никейским 857 г. и Иосифом Песнопевцем 887 г. самыми плодовитыми писателями канонов. Триодь Феодора и Иосифа Студитов, без сомнения, не была оставлена без перевода тогда, как введен был преп. Феодосием 1070 г. Студийский устав. Отличие Студийского устава от других между прочим в том и состоит, что им положено петь каноны студийских отцов 187 . До нас дошли следующие богослужебные книги Русской Церкви 11 и 12 века: Евангелие, Стихирарь, 188 два Служебника. 189 Октоих с песнями Иосифа и Феофан, Имп. Льва и Константина, Праздничная Минея. 190 По летописям и другим памятникам также видно употребление вышепомянутых книг Греческой Церкви, со включением и Требника, но ни из чего не видно употребление Месячных Миней. 191 В конце 11-го в. известен был и русский песнопевец, современник перп. Нестора, Григорий творец канонов. Он, как вероятно, написал службу преп. Феодосию, когда открыты были в 1090 г. мощи его, также Мч. Борису и Глебу и Вмч. Георгию. Иларион писал «молитвы за Князя и за все православие». Это было по случаю освящения Георгиевского храма. 192 Молитвы и песни св. Кирилла Туровского уже известны. До Ярослава уставщиками церковного пения у нас были от Славян Болгарских 193 . А в 1053 г. прибыли в Россию «трие певцы гречестии с ноты своими, и оттоле началось в русской земле изрядное осмогласие» – пение по 8 гласам октоиха, наипаче же и трисоставное сладкогласование – пение с прибавлением верхних и нижних тонов, или на три голоса, столько не нравящееся мнимым старообрядцам, и самое демественное пение – мелодии, состоавленные придворными и патриаршими доместиками – регентами – пение во славу Богу о Пречистой Его Матери и всем Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Воспевая подвиги святых, преподобный Песнописец вдумывался в условия и обстоятельства их жизни, находя для каждого только ему соответствующий образ слова. Следовательно, попытка изучить внешнюю форму творений преподобного Иосифа является существенной частью разбора его творений. Каноны преподобного Иосифа отличают продуманность образов, положенных им в основу каждого своего произведения, исключительное изящество выражения, часто особая форма изложения той идеи, которую он хочет подчеркнуть в каноне. Работая над формой, святой Песнописец часто обращался к тем стилистическим приемам, которые были разработаны еще древнегреческой риторикой. Мы кратко остановимся на тех из них, которые, по нашему мнению, чаще всего встречаются в канонах святого гимнографа и красоту которых читающий эти каноны может оценить даже без обращения к греческому оригиналу. Примеры того, как преподобный Иосиф украсил свои церковные песни греческим красноречием, почти неисчислимы. Для каждого из святых преподобный Иосиф находит особое именование, отличное от других, почему воистину, по слову преосвященного Филарета, каждый канон преподобного песнопевца может доставлять душе обильную пищу каждый день. Для этого он широко пользуется приемом ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, иногда привлекая для создания образа значение имени прославляемого святого. Так, святого мученика Неофита (21 января), умершего в возрасте 16 лет, преподобный Песнописец, соотносясь со значением его имени «новонасажденный», воспевает в 1–й песни канона: Христов тя, всеблаженне, новый сад, в вертограде процветший мученичестем и священный плоды благочестия израстивша познаете поем, Неофите . Здесь все изображено применительно к имени и образу юного мученика: он — и Христов сад (как насажденный, процветший в вертограде мучеников), он, святой Неофит, также и принес, израстил плоды благочестия. Воспевая апостола Филимона (22 ноября), преподобный Иосиф именует его небом: Небо явился еси всем, вещая славу спасительную . А святых апостолов Ераста, Олимпа и прочих (10 ноября) — зеркалами Бога: Зерцала Божия световидная вместительна Того подаяний, явистеся, блаженнии . Двадцать тысяч святых мучеников, умирающих в пламени (28 декабря), именуются Преподобным цветами: Явистеся яко шипцы , страдальцы краснейшии, посреде ходяще огня . Преподобный Евмений (18 сентября) уподобляется святым Песнописцем пчеле: Претекл еси тщательно, яко пчела, цветники словесныя… сладкий мед собирая и в сердечныя соты влагая . Святитель Григорий Акрагантийский (23 ноября) именуется преподобным Иосифом доброй землей: Земля яко добра, процвел еси сторичествующий отче, клас и серпом твоих учений пожал еси еретическое злочестивое мнение . Иоанна же Милостивого, патриарха Александрийского (12 ноября), святой песнопевец образно именует богатством нищих, и утварью, и одеянием нагих . В каждом образе неповторим творец канонов, каждому святому усвояет он его присный, присущий только ему дар, каждого одаряет глубоко усвоенным именем и подобием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Известный исследователь Постной Триоди И. А. Карабинов, рассматривая состав ее авторов, говорит о преподобном Феофане только то, что он единственный из иерусалимских песнописцев IX века участвовал в составлении Постной Триоди. Помимо канонов в Постной Триоди, указанных предшествующими исследователями, профессор И. А. Карабинов указывает как принадлежащий перу преподобного Феофана канон в Неделю блудного сына, а в рукописях также са–могласны и стихиры Великих Пятка и Субботы . Епифаний Нестеровский, который в своей «Литургике» дает очень верные характеристики многим песнопевцам, воздерживается от оценки творчества преподобного Феофана . В «Литургике» профессора А. П. Голубцова, которая содержит целый ряд критических замечаний о творчестве отдельных православных гимнографов, также ничего не сказано о трудах Преподобного; автор только относит к его заслугам участие в составлении Октоиха (вместе с преподобным Иосифом Песнописцем) . Нам представляется необходимым остановиться на посильном разборе канонов преподобного Феофана Начертанного, так как они занимают значительное место в православном богослужении и могут поддерживать и укреплять как человека, находящегося в недрах Церкви Христовой, так и всех ищущих опору на путях своей внутренней жизни. Песнотворческие труды Преподобного Труды преподобного Феофана Начертанного, как было указано выше, представлены преимущественно в МИНЕЕ. Здесь есть его каноны: 1) пророкам; 2) Апостолам; 3) святителям; 4) преподобным; 5) мученикам и мученицам. Следует сказать, что Преподобный пишет каноны наиболее прославленным святым; его младший современник преподобный Иосиф Песнописец составляет каноны тем святым, которые не были воспеты преподобным Феофаном. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы до 6–й песни написан преподобным Феофаном, остальные песни принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину. Преосвященный Филарет считал, что преподобный Феофан дополнил четверопеснец святого Иоанна Дамаскина , но профессор Е. И. Ловягин указывает, что преподобному Иоанну в этом каноне принадлежат только две последние песни .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010