Книга первая. Моя жизнь со Старцем Иосифом Глава первая. В миру В первые годы бедствий немецкой оккупации, когда я ради работы бросил учебу в школе, в одну из двух старостильнических 2 церквей Волоса 3 пришел служить приходским священником святогорский иеромонах. Его духовным отцом был Старец Иосиф Исихаст , как он сам его называл. Этот иеромонах-святогорец стал для меня в то время драгоценным советником и помощником в духовной жизни. 4 Я избрал его своим духовником и, благодаря его рассказам и советам, в скором времени стал чувствовать, как мое сердце отдаляется от мира и устремляется к Святой Горе. Особенно что-то загоралось во мне, когда он рассказывал о жизни Старца Иосифа, и пламенной становилась моя молитва о том, чтобы поскорее с ним познакомиться. Я старался, насколько это возможно для ребенка, подвизаться в миру и с четырнадцати лет хотел стать монахом. Но мой духовник отец Ефрем сказал: Ты, Яннакис, 5 еще не можешь стать монахом, ты очень юн. Подрастешь, тогда посмотрим. Моя мать жила как монахиня, усердно постилась, молилась, была добродетельной и любила монашество. Меня она всегда держала рядом с собой, потому что, когда я был младенцем, она получила извещение, что я стану монахом. Во время молитвы она увидела звезду, покидающую наш дом и улетающую к Святой Горе, и услышала некий глас: – Из троих детей этот один будет жить. Моя мать испугалась: – Ах, у меня умрут двое детей, и останется только этот! Она не знала, что истолковывать предвозвещение надо так: один ее ребенок будет жить близ Бога. Позже она осознала, что это было видение о моем уходе на Святую Гору. Вот почему она строго наблюдала за мной и не позволяла удаляться от нее: чтобы отдать Богу насколько возможно чистое приношение. Сама она была для меня человеком, с которого я мог брать пример. Как часто я видел, что она закрывается на кухне и весь вечер на коленях молится со слезами! Итак, поскольку мать за мной внимательно следила, жизнь моя в миру, по благодати Божией, была очень строгой. Как я сказал, мне пришлось бросить школу ради работы, ибо в тяжелые годы оккупации голод был нашим ежедневным уставом. От недоедания мы едва держались на ногах.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

осуждены и извержены из священных санов, если теперь признать их в своих санах, это значило бы признать, что собор, осудивший Иосифа и его сторонников, поступил незаконно, и тем поставить себя в явное противоречие; а предложить Иосифу и его сторонникам-попам, чтобы помирились без восстановления их в священных степенях, был бы совсем напрасный труд, ибо на такой мир они не согласятся никогда. По долгом рассуждении, решили наконец за Иосифом и его попами священные саны, если они со своей стороны согласятся восстановить мир и вступить в общение с собравшимися на собор. А для того, чтобы признанием санов за Иосифом и его попами не впасть с собором 1885 года и самим с собою в противоречие, присудили в разрешительных грамотах Иосифу и его попам упомянуть, что настоящим собором они признаются в своих санах не потому, что будто бы прежний собор 1885 года неправильно подверг их лишению степеней священства, а единственно ради мира церковного, весьма необходимого. Решив в этом смысле вопрос о примирении, присудили войти по сему предмету в сношение с Иосифом и его сторонниками. Сначала пригласили на собор московских попов Иосифской партии: Фому Корякина и Самуила. Попы явились. Им объявили соборное решение, прибавив: вы знаете, что наша сторона гораздо многочисленнее вашей, однако, мы делаем вам уступку, чтобы только достигнуть мира; не упорствуйте же и вы. На это поп Самуил смиренно ответил: «Спаси Христос, что вы прилагаете старание о примирении!». А поп Фома с гордостью сказал, что они, сторонники Иосифа, без соизволения своего епископа ни в какие рассуждения с собором по вопросу о примирении входить не будут. Тогда решено было отправить послов в Нижегородскую губернию, в деревню Матвеевку, где проживает Иосиф, чтобы пригласить его в Москву на собор для изыскания способов к водворению мира. Посланы были члены Духовного Совета противуокружников зуевский поп Иван и крестьянин Бронницкого уезда Генералов. Иосиф принял посланников милостиво; но ехать в Москву на собор отказался под предлогом нездоровья.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

259 Ариадна – в древнегреческой мифологии дочь критского царя Миноса, давшая Тесею свернутую в клубок нить, с помощью которой герой вышел из лабиринта, после того как убил там чудовище Минотавра. 262 Старец имеет в виду свой уход в 1950 году от раскольников-старостильников и урегулирование отношений с афонскими монастырями, где не прекращалось поминовение Вселенского Патриарха. См. об этом: Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со Старцем Иосифом. С. 148–158. 263 Старец здесь предостерегает своего духовного сына, иеромонаха, от греха, за который, согласно канонам, лишают священного сана. 264 Один из афонских скитов, посвящен св. великомученику Димитрию. Расположен у подножия Афона, подчинен монастырю Святого Павла. Насчитывает около 20 келлий и населен по преимуществу румынами. 271 Речь идет о будущем Старце Ефреме Филофейском. См. о нем: Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со Старцем Иосифом. Книга первая. 273 В афонских скитах ответственность за общескитские дела (административные вопросы, прием паломников, поддержание порядка, необходимое строительство и т. п.) общины несут поочередно. Старший в несении этого послушания называется дикеем. Иными словами, дикей – это очередной глава скита. Срок дикейства, как правило, – один год. 274 Об о. Афанасии, родном брате Старца Иосифа, см.: Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со Старцем Иосифом. С. 334–336. 291 Старец Иосиф так объясняет, что такое «круговая умная молитва»: «...всегда говори Иисусову молитву или устами, или умом. Когда ты постоянно говоришь ее устами, впоследствии ум привыкает говорить ее внутренней речью. Затем ум опускает ее в сердце. И далее там [необходим] труд и дело трезвения: силой удерживать там ум без образов, чистым, внимающим только круговращению молитвы внутри сердца...» См. настоящее издание, письмо 72 на с. 256. 292 Μονολγιστος – от глагола μονολογζομαι: думаю об одном, имею только один помысл. Таким образом, термин «единопомышляемая» (или «единословная» – еще один традиционный перевод μονολγιστος в русской аскетической литературе) означает молитву, в которой помысл молящегося сосредоточен исключительно на словах «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» или, в расширенном ее варианте, «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Начало употреблению этого термина положил прп. Иоанн Синайский в «Лествице»: «Память смерти да засыпает и да восстает с тобою, и вместе с нею Иисусова молитва единопомышляемая (μονολγιστος ησο εχ)» (Слово 15, 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Мы забросили шерстяные попоны, могли пить уже и холодную воду. Как только мы сменили климат, так ожили. Мы снова стали молодыми. Все поздоровели, кроме Старца. Он был болен всю оставшуюся жизнь. Возможно, от поста, возможно, от трудов бдения, от молитвенных трудов или же от вражеских козней – во всяком случае, от всего этого Старец превратился в сплошную рану. Весь подвижнический опыт Старца привел его к выводу, о котором он сказал мне однажды: – Дитя мое, я понял, что жить нужно где-нибудь невысоко, как мы и живем сейчас здесь, где легко находим все необходимое. Жить нужно в таком месте, чтобы не тратить много времени и сил на переноску грузов, которые приходится таскать на спине далеко и высоко, так что все силы уходят на это и мы устаем настолько, что не можем спокойно совершать бдение ночью. Жить надо где-нибудь внизу, чтобы волны бились о порог келлии. Это доступно любому. И тогда можно с нерастраченными силами полностью посвящать время молитве, ибо все необходимое для жизни имеется. Подобный вывод сделал Старец и относительно еды. Поначалу наша еда постоянно была без елея. Однако когда у него появились молодые послушники, он понял, что у нового поколения нет сил для непрестанного поста. Поэтому мы ели пищу с елеем в дозволенные дни, так же как сыр и рыбу, когда они у нас были. Старец мне сказал: – Вывод, к которому я пришел на сегодняшний день после стольких лет подвижничества, таков: лучше всего найти такого духовного наставника, который, накладывая на учеников небольшие телесные труды, вроде переноски тяжестей и других подобных занятий, дает им хороший устав молитвы и воздержания. Именно так мы и жили в Новом Скиту. Мы строго держались нашего устава, нашего чина, нашей молитвы. Служили литургию каждый день, постоянно исповедовались, были очень внимательны в том, чтобы не празднословить. И наша жизнь была прекрасна и благословенна. Старец писал: «У нас здесь, благодатью Христовой, все хорошо. Благодаря Божественным литургиям мы достаточно обеспечены. Нам присылают сорокоусты, и мы немного занимаемся кое-каким рукоделием. Младший священник часто болеет. Иосиф в этом году – дикей. 57 Занимается с паломниками, и нам от него нет никакой помощи. Афанасий живет один в своей хижине. Отец Харалампий делает понемногу печати. Отец Арсений – садовник, а я – повар. Феофилакт – с Иосифом. Было у нас и два старчика, они умерли, ты их не знал. Есть у нас еще Никодим, который моет нам посуду. Живем, благодатью Божией, очень хорошо». 58

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Иосифов , 2 кл., в 18 в. от г. Волоколамска. Основан в 1479 г. пр. Иосифом Волоколамским (см. 9 сент.). Над его почивающими здесь мощами устроена сребропозлащенная рака и при ней хранятся его предметы: мантия, четки, вериги, 2 посоха, шуба; здесь же находится его икона двунадесятых праздников, а в монастырской ризнице – икона Одигитрии, которой пр. Пафнутий благословил пр. Иосифа. В мон. также хранится привезенная пр. Иосифом из Москвы икона Божией Матери – Волоколамская, прославившаяся 3 мар. 1677 г. В мон. был в заточении некоторое время Максим Грек . При мон. школа с приютом и странноприимный дом. В 1 в. от мон. находится скит с храмом во имя Всех Святых ; здесь имеется колодезь, вырытый пр. Иосифом, больница и богадельня. Лужецкий Богородицкий , 2 кл., близ г. Можайска, на бер. р. Москвы, называемом Лужки. Основан в 1408 г. пр. Ферапонтом (см. 27 мая), на средства кн. можайского Андрея Димитриевича, сына Димитрия Донского. В 1617 г. мон. был разорен поляками, в 1812 г. французами. Над почивающими здесь мощами пр. Ферапонта устроено медное посеребренное надгробие. Николаевский Греческий , 2 кл., в Москве, на Никольской ул. Здесь в древности находился мон., известный под названием Николы „Старого“ и „Большая Глава“. О находившемся здесь мон. в летописях упоминается с 1390 г. В 1556 г. мон. пожалован был царем Иоанном Грозным, по просьбе монахов Афонского Хиландарского Сербского мон., в подворье для временного пребывания инокам, приезжающим в Москву с Афона для сбора подаяний и милостыни. В 1651 г. мон. был отдан в подворье Афонскому Иверскому монастырю, а в 1669 г. во всегдашнее владение. До 1766 г. настоятели мон. подчинялись Московской Синодальной Конторе, а с 1766 г. подчинены Московскому епархиальному начальству. В 1892 г. мон. был перечислен в Синодальное ведомство, но по-прежнему находится в непосредственной зависимости от патриаршего Афонского Иверского мон.; в иерархическом отношении зависит от Константинопольского патриарха, имя которого возглашается в этом мон. на ектениях, при богослужении. Соборный монастырский храм – двухэтажный. В верхней церкви находится Иверская икона Богоматери древнего греческого письма, торжественное празднование которой совершается, по Афонскому обычаю, в 3-й день Пасхи (см. 12 февр.). Кроме того, мон. принадлежит выходящая на Никольскую улицу часовня во имя св. Николая чудотворца и над ней церковь ; в часовне находится древняя чудотворная икона св. Николая чудотворца, привезенная с Афонской горы. Богослужение в мон. совершается (с 1653 г.) на греческом языке; в праздники и воскресные дни певчие поют по-славянски, а ектении возглашаются по-гречески; относительно священнослужения братия следует обрядам, соблюдаемым в Константинопольской церкви и несколько отличающихся от обрядов нашей церкви. В великий четверг здесь совершается елеосвящение (см. выше), а в первый день Пасхи за вечерней по восточному обычаю читается Евангелие на разных языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Чтобы хотя отчасти ослабить впечатление, производимое на народ публичным служением латинского духовенства, и показать полную свою веротерпимость, Иосиф дозволил воспитанникам семинарии к концу упомянутой недели по пути на обычную прогулку через Острыя ворота, став попарно по обе стороны улицы лицом к чудотворной иконе, одинаково чтимой как католиками, так и православными, пропеть по-славянски молитву Богородице: „Под Твою милость прибегаем " …. К концу этого года, который, по словам Иосифа, составляет целую эпоху и в его жизни, и в жизни целой страны, православные виленцы обрадованы были еще совершенным Иосифом освящением (6 декабря) древней русской Виленской святыни – Николаевской церкви, вновь построенной, вместе с храмом Св.-Троицкого монастыря, в 1514 году, известным ревнителем православия в западной России, князем Конст. Ив. Острожским. В сказанном по сему случаю слове высокопреосвященный Иосиф, похвалив усердие русских виленцев к восстановлению церкви почти из развалин, приглашал всех жертвовать из своих средств, хотя малую часть, на поддержание других беднейших храмов в этом крае. В следующем 1846 году неурожай был так велик, что четверть ржи продавалась по 9–10 рублей. По этому случаю Иосифом было испрошено единовременное пособие консисторским чиновникам и служащим в семинарии и в училищах. Тогда же Иосиф, отличавшийся всегда делами благотворения, открыл раздачу хлеба всем неимущим, без различия вероисповедания, в своем архиерейском доме. После Духова дня высокопреосвященный Иосиф совершил, вместе с отлично-подобранной свитой и с замечательным хором певчих, в первый раз в Литовской епархии, торжественный осмотр большей части церквей, придерживаясь в этом путешествии границы своей епархии с Царством Польским. Эта поездка произвела спасительное действие на стекавшийся со всех сторон народ, чтобы помолиться и посмотреть на невиданное им величественное архиерейское богослужение, совершаемое Иосифом. Всего было совершено 20-ть богослужений в 18-ти местах. Подробно вникая в положение церквей и своего духовенства, высокопр. с удовольствием заметил, при настоящем обозрении епархии, значительное утверждение православно-русского начала, выразившееся, между прочим, в том, что в некоторых из осмотренных им 17-ти благочиниях Иосиф не нашел уже ни одного священника с бритою бородой и в прежнем униатском костюме. Бывали случаи, что державшиеся этих остатков унии, при представлении Иосифу, прятались за другими, как бы стыдясь своего неблагообразия. Латиняне встречали Иосифа теперь уже с меньшим предубеждением. Многие польские помещики приглашали его на обеды и, к удивлению, находили его вовсе не таким грозным, каким он обыкновенно представлялся им по описанию других.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Продолжим наш прерванный рассказ об инциденте второй половины Гирканова правления. Внешние поводы к разрыву с фарисеями у Иосифа и в Талмуде представлены одинаково. Однажды Гиркан (Иосиф называет его весьма любимым когда-то учеником фарисеев) в собрании фарисеев предложил последним указать в нем какую-либо погрешность или недостаток, мотивируя это желанием исправиться в своей слабости. 670 Среди единогласно льстивых засвидетельствований Гиркановых добродетелей, раздался голос, противоположной крайности – голос одного сварливого фарисея (Елеазара), рекомендовавшего желавшему слышать истину и быть справедливым, чтобы он, как происшедший от невольницы (взятой в плен при Антиохе Епифане), отказался от первосвященства и удовольствовался одной светской властью. Иосиф называет это «ложью», которою оскорбился не только Гиркан, но и остальные фарисеи. Между тем, один из любимцев Гиркана, державшийся саддукейства (Ионафан), успел уверить правителя, что обида причинена ему не без общего одобрения всех фарисеев, в чем скоро убедился и сам Гиркан. Последствия этого инцидента, почерпнутого Иосифом из устного предания и носящего анекдотически-легендарный характер, были так или иначе очень неблагоприятны для фарисеев, но не столь благоприятны и для самого Гиркана. Наущаемый Ионафаном, он приблизил к себе саддукеев, и воздвиг жестокое гонение на фарисеев; но это возбудило к нему и его династии крайнюю ненависть всего народа, как известно, благоговевшего пред фарисеями, пока, наконец, Александра не отменила установившейся со времен Гиркана политики по отношению к фарисеям и не восстановила их свободу и влияние. Соглашаясь с Иосифом, во всяком случае, на том, что правление такой даровитой личности, как Гиркан, не могло быть несчастливым для Иудеи, мы видим достаточное подтверждение этого уже в том, что она впервые после смерти Соломона увидела себя вновь в тех пределах, в каких была при названном царе, и надолго отдохнула от беспрерывных и тяжких обид со стороны своих искони враждовавших соседей. Как кажется, это значение Гиркановых заслуг по достоинству должно было оцениться и потомством, и часто упоминаемая 671 Иосифом в числе великих «гробница первосвященника Иоанна» в окрестностях Иерусалима едва ли не была достойным памятником и данью признательности этому правителю со стороны народа. § 27. Аристовул I-й (104–103 до Хр.)

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Иосиф делает попытку подтвердить историчность самого повествования ссылкой на то, что в его время Армяне нашли на месте остановки ковчега и его остатки 175 , а, затем, опирается на упоминания о потопе писателей варварских, как-то: Иеронима, Мнасея, Николая Дамаскина, (96 кн. выдержка) и Вироста Халдеянина, при чем, по свидетельству последнего, ковчег остановился в горах Курдистана (πρς τ ρει τν Κουρδυαων), на южной границе Армении; с этим мнением согласны переводы Сирский и Халдейский, переводящие слово словомъ . Все эти свидетельства, однако, не могут быть названы надежными. Один простой взгляд на тексты, приводимые Иосифом, уже показывает, что эти авторы или говорят совершенно о другом, или повторяют те же предания евреев, более или менее отрывочный, или в том виде, как они начали распространяться в мире языческом, с эпохи слияния народов и идей, подготовленного веком Александра. Едва ли также достоверна и естественна усвояемая Иосифом Ною боязнь новых потопов 176 , причем самая жертва праведника является не столько выражением благодарности Богу за Его милосердие, сколько имела характер умилостивительной (жертвы) молитвы о предотвращении впредь подобных, смущавших душу Ноя бедствий. Речь Бога к Ною является прямым ответом на эти именно его опасения, и успокаивает его на счет возможности новых бедствий в тех же размерах. Согласно с Иосифом, на подобных же основаниях (умилостивление), Ной приносить жертву по Tanchuma (р. 6, ed. Venedig. 1605), где приводится, между прочим, следующий разговор между Богом и Ноем: Ной говорить к Богу: «Господи мира! ужели наведешь Ты еще потоп на мир?» – Бог отвечает ему: «нет! Я обещаю, что больше не наведу потопа на мир!». Таким образом, здесь, как у Иосифа, благодарственный характер жертвы отодвигается на второй план, или даже и совсем устраняется. Тотчас по остановке ковчега, три сына Ноя – Сим, Хам 177 и Иафет первые осмеливаются сойти с гор на поля и убеждают то же сделать и других, одержимых еще боязнью нового потопа. Центром обитания нового человечества становится поле Сеннаар, скоро оказавшееся тесным для своих насельников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Славянская Библия (и Синодальное — Елизаветинское — издание, и цитируемый прп. Иосифом Волоцким список) в переводе этого прообразовательного отрывка повторяет чтение Септуагинты; этим обусловлено отличие приводимого рус. перевода от Синодального. — Ред. 8 Ср.: Зах. 12, 10. В рукописи Соловецкой библиотеки и рукописи архиеп. Григория цитата совпадает с распространенными редакциями Библии: “посмотрят на Него…”. — Ред. 9 Ср.: Зах. 13, 7. Приводимая прп. Иосифом цитата близка к редакции Острожской Библии и отличается как от редакции славянской Елизаветинской Библии 1751 г., так и от Синодального перевода 1876 г. — Ред. 10 Ср.: 1 Езд. 7, 27; 2 Езд. 8, 25. Ключевой оборот цитируемого стиха — “распростерший Свои руки” — в доступных редакциях славянской Библии обнаружить не удалось. — Ред. 11 Ср.: Зах. 14, 4–5, 8. Цитируемый прп. Иосифом текст близок к редакции Острожской Библии. — Ред. 12 См. Ис. 2, 2–3. Расхождения с Синодальным переводом в славянских редакциях Библии. Первое предложение цитаты в доступных списках славянской Библии обнаружить не удалось. — Ред. 13 В данном случае прп. Иосиф Волоцкий не цитирует Священное Писание, а обобщенно передает смысл выше и ниже цитированных мест. — Ред. 14 См. Евр. 1, 2–3. Отличия от Синодального перевода в порядке слов цитаты — по славянской Библии. — Ред. 15 Пс. 44, 7. Цитируем по славянскому тексту псалма; в Синодальном русском переводе Библии это же место в цитировании ап. Павлом (Евр. 1, 8) совпадает со славянской Библией; в самом же псалме перевод дает: “вовек”. — Ред. 16 Пс. 103, 4. В Синодальном переводе в тексте псалма — “Твоими”, а в цитировании ап. Павла — “Своими”; в славянском тексте псалма нет расхождения с цитатой апостола. — Ред. 17 См. Быт. 18, 9 — 10. В Синодальном переводе: “сказали ему”, “сказал один из них”; в славянской Библии глагол употребляется в ед. числе: “рече”, — но в доступных нам славянских редакциях Библии слово “Господь” в этом отрывке отсутствует. — Ред. 18 См. Быт. 12, 3. Как в русском Синодальном переводе, так и в доступных нам славянских редакциях Библии здесь: “племена земные”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

У Ильи Георгиевича был свой самолет, а неподалеку от обители был небольшой спортивный аэродром. С братом Иосифом оба очень дружили, но почему-то им не приходило в голову попросить у него мира от иконы именно в качестве лекарства. Однажды летом, когда стояла жуткая жара, Елизавета Николаевна работала в цветнике, а мы с братом Иосифом неподалеку сидели па скамейке в тени и разговаривали. Она проходила мимо с охапкой цветов для церкви, вдруг споткнулась и выронила цветы, а когда стала их поднимать, нечаянно зацепила розовыми шипами подол юбки. И тут мы с братом Иосифом увидели, что ноги у Елизаветы Николаевны покрыты чешуйчатыми красными пятнами. Брат Иосиф сказал только одно слово: «Искушение!» – а дня через два принес ей большой пакет ваты, пропитанный собранным от иконы миром. Бабушка ваша стала мазать им больные места, и меньше чем через неделю ее кожа совершенно очистилась. Мы все за нее очень порадовались, а удивились только тому, что она раньше не догадалась обратиться к брату Иосифу «за лекарством». – Бабушка мне никогда этого не рассказывала… – А вы ее спрашивали? – О чудесах? Нет, как-то не приходилось. – Я замечала, что неверие в чудеса больше всех декларируют те, кто упорно не желает проверить их; они боятся приблизиться к чуду и пытаются разоблачить его издали. Вот, например, Небесный Огонь, который сходит на Гроб Господень в Великую субботу. Кажется, что проще – садись на самолет, лети в Иерусалим и проверяй. Нет. Потому что если не предстанут в этот день против Гроба Господня, им останется сказать одно из двух: либо «Я там был и видел чудо», либо «Я там был, и чуда не было». Вместо того они отворачиваются, закрывают глаза и твердят, что чуда нет, потому что не может быть никогда. Совершенно чужой и чуждый мне человек, мать Евдокия дорогой расспрашивала меня о моих делах так, как будто они и в самом деле были ей интересны. От скуки, надо полагать. – Вы ведь живете постоянно в Лондоне, Сандра? – А почему не с бабушкой? Ведь она старенькая и вы так любите друг дружку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010