1) Кто вам доставил миро, которое освящал Патриарх Иосиф? Подлинно не Иосиф Патриарх, поскольку он скончался прежде вашего разделения от церкви. Какая же была вам надобность в то время, в которое вы ещё соединены были со святой церковью, хранить миро, когда все ваши новокрещаемые миром были помазываемы от приходских священников, как и всех прочих православных новокрещаемые помазываются? Кто, имея в доме своём приснотекущий источник воды, печётся хранить воду в своих скляницах? Вероятно, что вы на сей вопрос ответствовать будете: что попы, кои от начала к вашей секте пристали, доставили вам миро, которое они от своих приходов похитили. Но вам должно рассмотреть, что Патриарх Иосиф скончался в 1651 году. Ибо по смерти его, то есть, в 1652 году вместо его на Патриарший престол возведён Никон: начало же разделения вашего от святой церкви было в 1655 году. Итак, от времени, в которое преставился Патриарх Иосиф даже до начала разделения вашего прошло три, или около трёх лет. Ведаете же вы, что всякой год (весьма же редко через два) в великой четверток на страстной седмице освящается миро, и потом по всем церквам раздаётся и истощевается. Миро убо, которое Патриарх Иосиф, в последнее лето своей жизни, то есть, в 1651 году освятил, уже было истощено в два года, прежде, нежели начало восприняло ваше разделение. Следовательно, помянутые попы, ваши последователи, не могли унести мира, Патриархом Иосифом освящённого: поскольку оно давно уже было истощено. Буде же они точно доставили вам святое миро: то сие миро освящено было не Патриархом Иосифом, но Патриархом Никоном . Но почто сии попы солгали? Сектоначальники, чтобы утвердить свою секту, обыкновенно лгут, а особливо когда належит нужда. Миро им было нужно от церкви и Патриарха Никона , от коих они разделились: взять оного не хотели, да и не могли, для того о мире, освящённом чрез Никона, сказали вам, что оно освящено Иосифом, и ими сохранено. Если вы сказанное нами рассмотрите со свободной от всякого предрассудка мыслью, то будете уверены, что то есть истинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Скачать epub pdf Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Память 25 декабря Рождество Иисуса Христа было так: оно случилось по обручении Преблагословенной Матери Его, Пречистой Девы Марии с Иосифом, мужем праведным и уже старым (ибо ему было восемьдесят лет). Пречистая Дева дана была ему, по свидетельству святого Григория Нисского 8686 и святого Епифания Кипрского под видом супружества, дабы он хранил Ее девство и заботился о Ней. Еще прежде, чем они стали жить вместе, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф был мнимым мужем Марии, а в действительности хранителем посвященной Богу девической чистоты Ее и очевидцем Ее непорочной жизни. Ибо Господу угодно было утаить от диавола тайну Своего воплощения от пречистой Девы, и для сего Он покрыл девство Матери Своей супружеством, чтобы враг не знал, что это та Дева, о Которой предрек Исаия: «се, Дева во чреве примет» ( Ис. 7:14 ). Об этом свидетельствует святой Афанасий, архиепископ Александрийский 8687 , в следующих словах «Иосиф должен был послужить таинству, чтобы Дева, как бы имеющая мужа, славилась 8688 , и чтобы самая истина вещи осталась сокрытою от диавола, дабы он не знал имеющего совершиться, каким образом Бог благоизволит пребывать с людьми» (Слово на Рождество Христово). И святой Василий Великий 8689 говорит: «Обручение с Иосифом совершилось для того, чтобы утаить от князя века сего (т.е. диавола) воплощение Сына Божия» (Слово на Рождество Христово). То же говорит и святой Иоанн Дамаскин 8690 : «Иосиф обручается Марии как муж, чтобы диавол, не зная о безмужнем Рождестве Христовом от Девы, отступил, т.е. перестал возбуждать Ирода и подстрекать иудеев к зависти. Ибо диавол с самого того времени, когда Исаия предрек, что «се, Дева во чреве примет и родит» ( Ис. 7:14 ), зорко следил за всеми девицами, как бы которая из них не зачала без мужа и не родила, оставаясь девою. Божие смотрение устроило Обручение Девы Марии с Иосифом, дабы от князя тьмы утаилось и девство Пречистой Богородицы, и воплощение Бога Слова».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

19 Указ о переводе митрополита Иосифа на Одесскую кафедру был подписан 17 сентября 1927 года. Митрополитом Иосифом он был получен только 22 октября 1927 года. 21 Епископ Димитрий (Любимов Дмитрий Гаврилович, 1857–­1937) – до 1925 года протоиерей в Петрограде; в декабре 1925 года хиротонисан во епископа Гдовского, викария Ленинградской епархии; 26 декабря 1927 года вместе с епископом Сергием (Дружининым) подписал акт отхода от митрополита Сергия (Страгородского) , фактически возглавил иосифлянское движение; в 1928 году возведен митрополитом Иосифом в сан архиепископа; 29 ноября 1929 года арестован; приговорен к десяти годам заключения в лагере; скончался в заключении. 22 Епископ Сергий (Дружинин Иван Прохорович, 1863–1937) – до 1917 года настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петроградом в сане архимандрита, духовник великих князей; в 1924 году хиротонисан во епископа Нарвского, викария Ленинградской епархии; 26 декабря 1927 году выступил вместе с епископом Димитрием (Любимовым); 7 декабря 1930 года арестован; приговорен к пяти годам заключения; расстрелян. 23 В своем письме митрополиту Кириллу (Смирнову) от 18 сентября 1929 года митрополит Сергий писал: «К сожалению, Ваше суждение «о моей деятельности» ... не оставляет места сомнению в том, что Вы и теоретически единомысленны с нашим новым расколом, не совсем правильно называемым “иосифлянским”...» (Акты... С. 644–645). 24 Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов Константин Иларионович, 1863–1937) с апреля 1920 года митрополит Казанский и Свияжский; с августа 1920 года – в заключении (с краткими перерывами); в завещательном распоряжении святого Патриарха Тихона от 7 января 1925 года указан первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола; осенью 1926 года на состоявшихся без его ведома тайных выборах Патриарха получил наибольшее число голосов (чему, однако, сам значения не придавал); в мае 1929 года открыто выступил с осуждением действий митрополита Сергия; расстрелян вместе с митрополитом Иосифом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Установленное Иосифом поминовение было тем более своевременно, что многие приснопамятные деятели воссоединения к тому времени уже отошли в вечность. В том же году скончался старейший представитель воссоединившегося из унии духовенства, член консистории, протопресвитер Антоний Тупальский, на 79-м году жизни. Архиепископ Иосиф, всегда любивший и доверявший вполне Тупальскому, выразил к памяти этого заслуженного старца внимание в трогательной почести – в своей домашней Тринопольской церкви он приказал художнику сохранить черты покойного протопресвитера в лице ветхозаветного первосвященника Аарона, изображенного на северных вратах. 225 Преосвященный Антоний Зубко, епископ Минский, вышел на покой по болезни, а на его место назначен, по указанию Иосифа, его ближайший сотрудник Михаил Голубович, епископ Брестский. К концу года Иосиф лишился весьма деятельного своего сотрудника, Платона, епископа Ковенского, назначенного епархиальным архиереем в Ригу, на место знаменитого борца за православие в Остзейском крае, епископа Филарета Гумилевского . На место Михаила высокопреосвященный Иосиф избрал себе в викарные настоятели Гродненского монастыря, архимандрита Игнатия (Железовского), бывшего некогда инспектором Жировицкой греко-униатской семинарии и весьма уважаемого за благочестие и кротость нрава. На место Платона избран был Иосифом в викарные епископы ректор Литовской духовной семинарии, архимандрит Евсевий. Ректором семинарии был назначен (1849 год), по представлению Иосифа, ректор Полоцкой семинарии, архимандрит Филарет (Малишевский), племянник архиепископа Василия Полоцкого. Сначала (20 мая 1848 года) Игнатий, а потом и Евсевий (1 января 1849 года) были посвящены в сан епископов высокопреосвященным Иосифом в Виленском Свято-Троицком монастыре. 2 июня Иосиф переселился в Тринополь. 23 июля, по случаю усилившейся в Вильне холеры, посетившей в том году многие местности России, архипастырь опять возвратился в город, чтобы своим личным присутствием и общими молениями поддержать бодрость духа среди пораженной бедствием, юной православной паствы. Еще ранее появления холеры архиепископ Иосиф дал предложение Литовской семинарии и духовным училищам сократить уроки на полчаса, не готовить неудобоваримых кушаний, совсем не производить обыкновенно утомительных экзаменов и отпустить учеников ранее срока на каникулы. Всему своему духовенству и всей своей пастве Иосиф внушал, чтобы они благовремению очистили свою совесть исповедью и причастием и бесстрашно ожидали предстоящего бедствия. К счастью, в Вильне, насчитывавшей тогда более 500 человек, принадлежавших к составу православного духовного ведомства, никто не умер от холеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

22 сентября высокопреосвященный Иосиф освятил храм во имя Успения Божией Матери в Пожайском монастыре, в 9-ти верстах от г. Ковны. Монастырь принадлежал прежде римско-католическим монахам-камальдулам и был закрыт за участие этих монахов в польском мятеже. В церкви собралось много православных и католиков. При освящении храма Иосиф сказал назидательное слово. До 1840 года православные причты существовали только в Вильне, Ковне и Новоалександровске. По ходатайству Иосифа, в этом году были назначены православные причты во все остальные уездные города Виленской губернии. В 1841 году входившие в состав Литовской епархии воссоединенные церкви Киевской, Волынской и Подольской губерний, для большего удобства в управлении ими, по представлению Иосифа, были подчинены местным древле-православным епархиальным начальствам, и таким образом все западнорусские епархии вошли в настоящие их пределы. С целью окончательного выделения из состава Литовской епархии духовенства Минской и Волынской епархий, высокопреосвященный сделал распоряжение о переводе более 30-ти воспитанников Литовской семинарии и духовных училищ, из уроженцев Минской и Волынской губерний, в учебные заведения этих епархий. Предпринятое высокопр. Иосифом в 1842 году путешествие по святым православным русским местам, продолжавшееся семь недель, открыло перед Иосифом как бы новый мир, в котором однако же все представлялось ему чем-то родным, знакомым. Поклонившись древним святыням Новгорода, Иосиф в начале июня прибыл в Москву, служил литургию и молебен у преподобного Сергия Радонежского и совершил много богослужений в московских храмах, имея местопребывание в Чудовом монастыре. Красивый и величавый вид, недавно отращенная, темная, окладистая борода Литовского архиеп. Иосифа производили сильное впечатление на православных москвичей. Высокопреосвящ. Иосиф был принят в Москве с большим почетом. Московский викарий представлял ему в Чудове настоятелей монастырей и членов консистории; когда он служил обедню в Успенском соборе и в Сергиевой лавре, его встречали со звоном во все колокола. Митрополит Филарет давал в честь его обед. – Затем он посетил Тулу, Задонск, Воронеж, Курск и Киев. Киев привел его в неописанный восторг, как своими древними святынями, так и господством здесь русского и православного начала. В Житомире и в Почаевской лавре Иосиф служил обедню. На пути Иосиф наиболее останавливался и показывался народу в тех пунктах, где были воссоединенные церкви. Со стороны православных иерархов он везде встречал самый радушный прием, а десятки тысяч богомольцев у русских святынь с благоговением добивались счастья получить благословение у знаменитого иерарха-воссоединителя. В начале июля с Иосифом встретился в Брест-Литовске Антоний (Рафальский), архиепископ Варшавский, с которым он имел совещание об общих делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

И последний необходимый элемент иконографии Рождества — изображение Иосифа, появляющееся с V в. В ранних памятниках Иосиф может располагаться рядом с Богоматерью около яслей, но постепенно занимает место в левой части композиции, сидит в задумчивой позе. Такая поза становится обыкновенной для иконографии Иосифа в композиции Рождества и связана с его сомнениями после Благовещения . В апокрифических текстах обрученный Марии муж воспринимает зачатие Богомладенца более болезненно (Протоевангелие Иакова, XIII—XIV). Предание приводит аргумент диавола в искушении Иосифа: “Как из этой сухой палки не может быть листвы, так и у Девы не может быть потомства” (при этих словах палка процвела). Сомнения Иосифа в иконографии Рождества материа-лизуются в фигуру старца в козлиных шкурах перед ним . Эта фигура вызывала и вызывает у исследователей множество споров. Одним этот странный старец кажется просто пасту-хом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостро-ительства Божия; другим — Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа , якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя; третьим — вопло-щением сомнений Иосифа в образе диавола (который иногда представляется с рожками или хвостиком). Его кривая клюка символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. Последнее толкование представляется наиболее приемлемым. Действительно, как и замечают исследователи, в этом диалоге показано столкновение двух миров: рациона-листического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен земным законам . Уже в самых ранних изображениях Рождества встречается фигура пророка Исайи, сказавшего “се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя: Еммануил” (Ис 7:14). В византийской и русской иконографии мы нередко видим небольшой кустик, появляющийся между Иосифом и старцем — намек на Древо Иессеево, от которого произошла Бого-матерь, “израстившая плод — Христа”. Изображение Древа Иессеева связано с Богослужением Недели св. Праотец перед Рождеством Христовым. Эти элементы, связанные с ветхо-заветными пророчествами о Спасителе, помогают полнее раскрыть догматический смысл композиции Рождества.

http://pravmir.ru/ikonografiya-rozhdestv...

«О, Пресвятая Богородице, мосте, преводящий сущих от земли на небо, теплая помощнице, отгоняющая нападения злых духов и во время нашего исхода из этой жизни далеко прогоняющая от нас страшные лица лукавых бесов, – спаси всех нас!» Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский. 1983 г. Наша жизнь под благословением Мироточивой иконы Первая наша встреча с мироточивой иконой Иверской Божией Матери была еще в 1985 г., когда наша семья была в небольшой группе людей, которые встречали эту икону в аэропорту рано утром, в субботу, и т.к. народу было мало, и детей было всего четверо наших, то, даже провожая икону до машины, мы успели познакомиться и поговорить с братом Иосифом. По прибытии в собор народу было больше, и после молебна брат Иосиф уже беседовал с нашими детьми и нами, как будто мы давно уже знакомы. Брат Иосиф пообещал нам, что посетит наш дом с иконой, когда она будет в нашем районе. Мы живем в Кабраматте, недалеко от храма Покрова Пресвятой Богородицы, куда икону привезли на следующий день, в воскресенье вечером, к акафисту. Мы тут же при встрече иконы в храме спросили брата Иосифа, посетит ли он наш дом после акафиста, на что он очень расстроено ответил, что Владыка Павел распорядился не возить икону по частным домам. Расстроенные отказом, мы простояли акафист, и когда Владыка пошел в алтарь снимать облачение, то Феодор прошел в алтарь попросить владыку заехать к нам с иконой. Владыка не сразу согласился, но зная нашу семью хорошо, он решил, что им всем надо покушать где-то, и на вечернюю трапезу они с братом Иосифом и иконой заедут к нам. Все мы были в восторге. Феодор сел в машину с Владыкой и братом Иосифом, чтобы указывать шоферу дорогу, а мы с детьми побежали домой, чтобы накрыть на стол и встретить икону. Так вот мы получили благословение от мироточивой иконы тем, что она посетила наш дом. Запах мира пропитал скатерть на столе, и вообще в доме долго чувствовался запах мира. Впечатление чуда, творившегося на глазах у нас в наш грешный век, было незабываемым, и мы ездили каждый день на молебны и акафисты в разные храмы в Сиднее.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Что благоприличнее петь при обношении св. плащаницы вокруг церкви на заутрене в Великую субботу: «Святый Боже…», или же: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое?..» Хотя песнопение: «Святый Боже…» есть пение, по выражению Церкви, ангельское, но в настоящем вопросе между ним и песнию: «Благообразный Иосиф…» есть великая разница. И если пение первого усвоено «чину погребению мирян» при сопровождении усопших к месту покоя вечного — могиле, то пение его же при обношении св. плащаницы вокруг церкви заключает в себе великую несообразность. В самом деле, стоит только задать себе вопрос и потом вкратце решить его: в память какого события установлен и в православной практике издревле принять обычай обношения св. Плащаницы вокруг церкви? — «В память снятия со креста Иосифом и Никодимом тела Иисусова, перенесения его на камень миропомазания» и, наконец, перенесения его к мертвенному ложу тридневного покоя — к погребальному вертепу в саду Иосифом. Таким образом, со ставлением и употреблением тропаря: «Благообразный Иосиф» св. Церковь, с одной стороны, выражает и прославляет усердие и подвиг свв. Иосифа и Никодима, воздавших последний долг своему возлюбленному Учителю и Господу в столь страшные минуты, когда все ученики, объятые страхом, разбежались; с другой — вспоминает перенесение ими святейшего тела Его от места распятия — с Голгофы в вертограде Иосифов, что образуют священник и диакон, когда на херувимской песни во время великого входа переносят с жертвенника на престол «вместообразные таинства» к их освящению и представляют в этом благоговейном шествии Иосифа и Никодима. Соображая все это, уместно ли, прилично ли при обношении св. плащаницы вокруг церкви петь: «Святый Боже…», и какая же тогда будет разниц от «мертвенного погребения» и изношения на кладбище всякого усопшего православного христианина от перенесения и погребения Иосифом и Никодимом Мертвеца-Безсмертного и Животодавца?! Поэтому, при совершении воспоминания столь священного события, неизменно должно петь священную и глубокознаменательную, прямо и существенно выражающую событие, песнь: «Благообразный Иосиф», но отнюдь не «Святый Боже…» (Р.д.С.П., 1877 г.,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Из книги " Моя жизнь со старцем Иосифом " старец Ефрем Филафейский. Комментарии Всего комментариев: 14 2014/03/27, 12:01:17 Спаси Господи за рассказ! Именно в это непростое для Украины время повествование о Божественном промысле весьма актуально. Будем терпеть и молиться, и Господь со Пресвятой Богородицей не оставят нас. р.Б. Ирина 2014/03/22, 13:33:48 Пресвятая Богородице, спаси нас! Господи! Какие чудесные яблоки и капельки чистые... Глядя на молитвенные плоды, Душа радуется: О, как прекрасна Твоя доброта! И там, в горах, где опасно - сквозь мглу и пропасть Простирается Твоя благословляющая рука! И высоко в Небесах на вершине Афона - Храм Преображения Господня как символ Чистоты! И возвращаемся в Божий мир иными, Укрепленные благодатью Духа Святого. И кроткие, как дети, благодарим Отца за все! Раба Божия Валентина 2014/03/21, 20:12:14 Книга " Моя жизнь со старцем Иосифом " продается в Св. Троицкой Лавре и Дивеево. Во всяком случает там их видел недавно. Есть наверняка и в других лавках. поищите. она переиздается. Желтая, толстая. стоит около 450р Андрей 2014/03/21, 16:50:44 от Отца нам дан яблочный спас . будьте Благословенны - спаси нас Господи . валериан 2014/03/20, 15:38:11 «Пойдем спустимся и поможем братьям. Будем терпеть, и Бог нам поможет. Если воля Его в том, чтобы они ушли, — они уйдут». Господи,помоги нам всем! р.Б.Иулиания 2014/03/20, 07:28:44 Дивная история! Спаси Господи, за столь интересный рассказ! Господи, помоги нам познать Твой промысел, и со смирением исполнять Волю Твою! Пресвятая Богородице, помоги нам! Можно приобрести книгу " Моя жизнь со старцем Иосифом " старца Ефрема Филафейского? 2014/03/20, 06:23:02 Простите меня, грешную, дорогие Отцы и Братия!!! Прошу и нас вспомнить в час трудный для России и Украины. За р.Б Нину, Нелю, Людмилу, Анну, Фаину, Георгия, Ольгу, Сергия, Владимира, Виктора, Владимира. Спаси и сохрани и помоги болящим: Алексию, Георгию, Орк. Ксении, мл.Романа, Матфея, Сергия, Фотинии. Поклон низкий всем, спасибо тем, кто не забывает нас, и шлет нам все новости. Простите нас! Пр.Б-ЦА, ты надежда и милость и покров твой нежный сохрани мир, и дай власть предержащим твою добрую заботу о нас!!!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=178...

411 Герасим Черный – монах Пафнутьево-Боровского монастыря, один из ближайших сподвижников Иосифа Волоцкого . Он поддерживал Иосифа, хотевшего ввести в боровском монастыре строгий общежительный устав, сопровождал его в путешествии по русским монастырям (1478–1479), вместе с Иосифом участвовал в основании волоколамского Успенского монастыря. По свидетельству Жития Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога, Герасим Черный какое-то время «вне обители отшельническый живяше» и «толико постящася, яко и внутренняя исхожаше ему и повредити зело утробу». Герасим Черный был профессиональным книгописцем. Иосиф Волоцкий считал его рукописи книгами «мастерского письма». Лев Филолог указывал, что книжное «трудоделие» Герасима Черного «мниси в церкви доныне как богатство некое храняще имеют». По Описи 1545 г. в монастырской библиотеке было 16 рукописей работы Герасима Черного, причем одно из Евангелий он переписал совместно с Иосифом Волоцким, другое Евангелие хранилось «В большей церкви на престоле» (см.; Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 24, 26–31, 33, 35). Герасим Черный защищал интересы монастыря на переговорах с волоцким князем Федором Борисовичем. Иосиф Волоцкий в Послании Борису Васильевичу Кутузову упоминал, что князь Федор, не желая возвращать деньги, взятые им из монастырской казны, «хотел черньца Герасима Чернаго кнутием бити», когда тот напомнил о долге. Когда волоцкий князь захотел отобрать у монаха «Псалтырю добру», то Герасиму пришлось переправить книгу в Троице-Сергиев монастырь. По определению Евфимия Туркова, Герасим Черный, подобно Иосифу Волоцкому , Кассиану Босому и Ионе Голове, является «начальником» и «учителем» русского монашества. 412 Монастырь был основан Кириллом Белозерским в 1397 г. на берегу Сиверского озера. В конце в. он был одним из центров религиозно-политического течения «нестяжателей». Монастырь славился своим скрипторием, имел богатейшее собрание рукописных книг и икон. По данным Жития Иосифа Волоцкого редакции Саввы Крутицкого, в конце 70-х годов XV в. только в нем сохранялся строгий общежительный устав: монастырь был «не словом общий, но делы». В Житии Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога сообщается, что Иосиф, скрывая свой высокий сан игумена, жил в Кирилло-Белозерском монастыре больше года, работая в «хлебне», но после разоблачения был вынужден уйти из монастыря, избегая славы. Странствуя по другим русским монастырям, Иосиф убедился, что «един же Кирилов монастырь общества уставы соблю– дати неврежены» Традиции монашеского общежития в Кирилло-Белозерском монастыре, восходящие к греческому Студийскому уставу, принятому в Киево- Печерской лавре, были развиты Иосифом Волоцким в краткой редакции Устава, действовавшего в основанном им монастыре в конце XV в. Этот Устав предполагал личное «нестяжание» монахов, строгую дисциплину, обязательность «рукоделия».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010