Согласно пропаганде Николая Немчина, который распространял астрологические идеи, в 1524 г. ожидалось изменение мира. Это смущало православных. И митрополит Даниил со своей стороны говорит о действии Промысла Божия и христианском уповании на Бога. Еще ранее митрополит Киприан († 1406; пам. 16 сент.) в Индексе запрещенных книг отмечает среди ложных книг «звездочетство». В полемике с еретиками митрополит Даниил продолжает традицию, начатую преподобным Иосифом Волоцким . «Верный вполне иосифовским преданиям, митроп. Макарий продолжал действовать в духе церковной политики своего предшественника Даниила» 313 . Первосвятительское письменное наследие свидетельствует о ярком проповедническом служении митрополита Даниила. «Проповедь служила для него самою главною стихиею его жизни, памятником которой служат между прочим и сохранившиеся до нас его сочинения. Своими богословскими познаниями, своею редкою начитанностию Даниил возвышался над всеми своими русскими современниками» 314 . В трудах митрополита Даниила обличаются еретические заблуждения, излагаются мысли о власти государя, он призывает судей и правителей быть справедливыми. Говоря о необходимости послушания властям духовным и светским, митрополит, подобно преподобному Иосифу Волоцкому , рассматривал государей как Божиих слуг. Первосвятитель обличает различные пороки в обществе, в монастырской жизни. При этом он выступает в защиту церковных землевладений. В своих словах и поучениях митрополит Даниил обличает пьянство, выступает против женских украшений, осуждает борьбу боярских партий, ополчается против практики поединков при решении спорных вопросов, говорит о правилах монашеского бытия. Он обличает взгляды жидовствующих, астрологическую пропаганду Николая Немчина, взгляды князя-инока Вассиана (Патрикеева). В контексте обличения лжемудрствований важным является сохранение церковного предания, чему посвящено третье слово митрополита Даниила 315 . В полемике с еретиками митрополит Даниил продолжает традицию, начатую преподобным Иосифом Волоцким . Первосвятитель писал послания вельможам и иерархам (епископ Суздальский Геннадий, епископ Крутицкий Досифей и др.), инокам обителей и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Посланные Иосифом в Москву опытные старцы били челом «государю митрополиту», чтобы он печаловался великому князю и благословил бы его взять монастырь в свою державу 206 . Но одно было сделано Иосифом не по праву: он отошёл с монастырем в великое княжение без благословения своего владыки. В последствии он снимал с себя эту вину, объясняя тем, что посланный им к архиепископу Серапиону чернец Игнатий Огорельцев доехал только до Торжка и что в Новгородскую землю его не пропустили «закащики», которым от великого князя было велено никого не пропускать через рубеж по причине свирепствовавшей в новгородской земле заразы 207 . Конечно Иосиф знал, что делал, надеясь па поддержку в Москве. Впрочем, Иосиф не забывался перед Серапионом и чтил его. Он ставил себе в заслугу, что называл архиепископа «государем» и дарил его десятинников: «Тако его никто непочитал: вси его нарицали господном, а я его государем нарицал. А десятинников тако никто не чтил: им я кресты и иконы давал, а в город им я частые кормы слал. Да Нифонт игумен Вассианову десятиннику дуги не дал, а я Серапионовым десятинникам иконы давал. А все то есми чинил, почитая вовсем архиепископа Серапиона» 208 . Но, однако, прошло поветрие в Новгороде, закащики окончили свое дело, проезд туда стал свободным, а Серапион все не получал уведомления от подначального игумена, который без благословения своего владыки перешел с монастырем в чужой удел. Описатель жития Иосифа Савва Черный, оправдывая в этом своего преподобного, так представляет дело: старцы, посланные Иосифом к великому князю с просьбой о принятии монастыря в его державу говорили, что Иосифу по причине моровой язвы нельзя было послать в Новгород взять благословение от архиепископа, на что Державный дал им такой ответ: «об этом не заботьтесь, а Иосифу скажите, что не он отошел из архиепископства новгородского, а я взял монастырь от насилия удельного; когда же окончится земская невзгода, сам я пошлю об этом к архиепископу». Таким образом великий князь взял на себя ответственность за Иосифа перед Серапионом, однако не известил последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

405 Иван III (1440–1505), великий князь Московский (с 1462), сын Василия II. Проводил политику централизации Руси, присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1482) и др. Был организатором «великого стояния на Угре» (1480), в результате которого на Руси было свергнуто монголо-татарское иго. Во время правления Ивана III, принявшего титул великого князя «всея Руси», велось активное строительство в Москве, новом политическом и культурном центре страны, был составлен Судебник 1497 г., вырос авторитет Московского государства в делах международной политики. 406 Пафнутий Боровский (1394–1477) – игумен основанного им в 1444 г. недалеко от Боровска монастыря Рождества Богородицы, который стал одним из авторитетных русских монастырей XV-XVІ вв. Монастырю покровительствовал великий князь Иван III; постриженниками Пафнутия были Иосиф Волоцкий и его брат Вассиан, позднее ставший архиепископом Ростовским. Пафнутий Боровский был канонизирован как общерусский святой на церковном соборе 1547 г. Рассказ о последних днях жизни Пафнутия и канон ему принадлежат боровскому монаху Иннокентию (конец 70-х годов XV в.), житие святого написано Вассианом Саниным (до 1515 г.), Повести отца Пафнутия входят в состав Волоколамского патерика Досифея Топоркова. 408 В агиографических сочинениях об Иосифе Волочком сообщается, что он стал игуменом боровского Рождественского монастыря по завещанию Пафнутия, умершего 1 мая 1477 г., и решению великого князя Ивана III, однако в Записке Иннокентия о последних днях жизни Пафнутия Боровского не упоминается о выборе им преемника. 409 Иосиф Волоцкий , став игуменом Пафнутьево-Боровского монастыря, попытался ввести в нем строгий общежительный устав, но встретил сопротивление со стороны монастырской братии. Его план поддержало только семь человек, в том числе братья Иосифа – Вассиан и Акакий Санины, а также Герасим Черный и Кассиан Босой. 410 По мнению Я.С. Лурье, уход Иосифа из Пафнутьево-Боровского монастыря объяснялся столкновениями нового игумена с Иваном III (на эту причину указывал сам Иосиф), в то время как авторы житий святого связывали уход лишь с наличием сильной внутримонастырской оппозиции. С конца 70-х годов XV в. до начала XVI столетия отношения между Иваном III и Иосифом Волоцким были конфликтными. Во время присоединения Новгорода Иван III провел секуляризацию части церковных и монастырских земель, великий князь покровительствовал еретикам – противникам монашества, поэтому Иосиф совершил переход из Пафнутьево-Боровского монастыря, находившегося под юрисдикцией Ивана III, в земли удельного князя Бориса Волоцкого, где основал свой монастырь Успения Богородицы (1479). См. подробнее: Лурье Я.С. Иосиф Волоцкий как публицист и общественный деятель//Послания Иосифа Волоцкого/Подготов. текста А.А. Зимина и Я.С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 41–47.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Постановления Собора 1503 г., подтверждавшие, вопреки предложению Нила, права монастырей на владение землей, послужили для Вассиана хорошим поводом, чтобы выступить за иноческое нестяжательство, чтобы оружием публицистики защитить аскетические воззрения Нила  . Вассиан достаточно хорошо разбирался в тогдашней ситуации, чтобы понимать безнадежность борьбы с иосифлянами, если вести ее из удаленной от мира пустыни. Лишь Москва могла быть подходящим местом для полемики с торжествующими иосифлянами. Неясно, присутствовал ли Вассиан на заседаниях Собора 1503 г., как считают некоторые  , сам Вассиан не высказывался прямо о своем участии в деяниях Собора. Вероятно, он прибыл в Москву после смерти великого князя Ивана (октябрь 1505 г.)  . Очень скоро у Вассиана наладились хорошие отношения с великокняжеским двором: он не только сумел снискать благоволение нового великого князя, Василия, но и оказывал на него влияние в делах правления  . В этой связи правомерен вопрос, не сыграл ли Вассиан определенную роль в поставлении нового митрополита Варлаама (1511–1521). Это поставление совершено было без собора епископов, по приказу великого князя, который выдвинул Варлаама на митрополичью кафедру. Интересно не только это обстоятельство, но и тот факт, что Варлаам сочувствовал нестяжателям и был настоятелем Симонова монастыря, где в ту пору жил Вассиан, хорошо знавший честн€ого игумена. Возможно, Вассиан предложил великому князю Василию выдвинуть Варлаама на митрополичий престол. Если все обстояло именно так, то это — большая заслуга Вассиана, ибо Варлаам принадлежит к лучшим представителям церковной иерархии Московской Руси  . Литературно–полемическая деятельность Вассиана приходится, главным образом, на период между 1508/09 и 1515/17 гг.  Сохранились следующие сочинения Вассиана: 1) «Предисловие Нила и Вассиана, ученика его, на Иосифа, Волоцкого игумена, собрано, о еже разумети и внимати Богови и молитве»; 2) «Слово ответно противу клевещущих истину евангельскую и о иноческом житии и устроении церковном»; 3) «Собрание Васьяна, ученика Нила Сорского, на Иосифа Волоцкого, от правил святых Никонских  от многих слов»; 4) «Того же инока–пустынника Васьяна на Иосифа, игумена Волоцкого, собрание от святых правил и от многих книг собрано, и на его ученики, и различные меж себя ответы от книг» (это сочинение представляет собой диалог между Вассианом и Иосифом и является своего рода послесловием к сочинениям 2 и 3)  . Особый «трактат», который Вассиан составил в качестве послесловия к своей «Кормчей», — совсем краткое сочинение 5) «Собрание некоего старца на воспоминание своего обещания от Святаго Писания на отвержение мира»  . И, наконец, 6) его «Кормчая», критическая обработка важнейшей церковно–правовой книги, которой пользовалась Церковь Древней Руси  ; Вассиан считал, что она должна окончательно подтвердить его взгляды, изложенные в других сочинениях, и доказать бесспорную правоту нестяжателей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Правую часть композиции занимает изображение архитектурного ансамбля мон-ря. Др. икона того же типа находится в собрании ГИМ: И. также представлен слева, но в молении Богородице и без свитка; правая рука в молитвенном жесте, левая прижата к груди. Мон-рь показан с теми же точно воспроизведенными архитектурными постройками в ограде, но их изображение более детализировано: св. ворота получили архитектурное оформление в виде 2 декорированных столбов; на дополненной ярусами колокольне появилось изображение часов (на период возведения колокольни перемещены на Часовую (Осьмероугольную) башню и возвращены обратно по окончании работ в 1694). На обеих иконах отсутствует привычное надписание имени святого рядом с его фигурой, вместо этого вверху помещена надпись близкого содержания: «Образ преподобного Иосифа, игумена Волоколамского» (на верхнем поле иконы из ГМЗК, вверху в среднике на иконе из ГИМ). Богоматерь Молебная, с припадающим прп. Иосифом Волоцким. Икона. Сер.— 2-я пол. XVII в. (ГРМ) Богоматерь Молебная, с припадающим прп. Иосифом Волоцким. Икона. Сер.— 2-я пол. XVII в. (ГРМ) Прп. Иосиф Волоцкий. Икона. Нач. XXI в. (ц. прп. Иосифа Волоцкого Иосифова Волоцкого мон-ря) Прп. Иосиф Волоцкий. Икона. Нач. XXI в. (ц. прп. Иосифа Волоцкого Иосифова Волоцкого мон-ря) Как вариант моления И. Спасителю «во облаце» в XVII в. появилось изображение преподобного в молении Богоматери с Младенцем Христом. Этот извод представлен на обороте шитой двусторонней хоругви (кон. XVII в., ГРМ) с «Успением Пресв. Богородицы» на лицевой стороне. И. показан в 3/4-ном повороте, с молитвенно вытянутыми перед грудью руками; в облачном сегменте в левом верхнем углу - Богородица типа Одигитрии, но фигурка благословляющего Младенца Христа развернута к преподобному; на полях шиты тропарь и кондак святому. По предположению И. А. Шалиной, хоругвь была «заказана и выполнена (возможно, в самом Иосифовом Волоцком монастыре) в новоосвященную соборную церковь, заложенную на месте старого Успенского собора в 1688 г.» ( Шалина.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Нилом Сорским , считавшим, что монахи должны кормиться от своего труда, и прп. Иосифом Волоцким , который использовал доходы от землевладения на широкую церковную благотворительность и духовное просвещение. Вопрос о монастырском землевладении рассматривался на Соборе 1503 года, где поддержку большинства получили сторонники прп. Иосифа Волоцкого . Противоречия между прпп. Нилом Сорским и Иосифом Волоцким были сильно преувеличены их последователями, образовавшими церковные партии нестяжателей и иосифлян. Поднятая на Стоглавом Соборе проблема исправления богослужебных книг, а следовательно, и порядка богослужения и треб предполагала два способа решения: 1) исправление по греч. образцам, что должно было бы привести наше богослужение в соответствие с богослужением Вселенской Церкви, и 2) исправление по «хорошим» спискам, какие имелись по местам, что фактически означало не исправление ошибок, а их утверждение и – как следствие – дальнейшее обособление Русской Церкви. На Стоглавом Соборе было принято последнее, что послужило спустя век одной из причин к старообрядческому расколу, т.е., по выражению И. В. Киреевского, пока «старина разорвана была разномыслием» между нестяжателями и иосифлянами, ее одолели сторонники национально-охранительного направления. 262 С XV в. на службу к московским Государям стали поступать удельные князья Северной Руси и выходцы из Литвы. При московском дворе они должны были уравняться в правах с боярами. Спорные служебные места занимались князьями в соответствии со знатностью происхождения. Этот обычай получил название местничества. 263 Опричниной, существовавшей в 1565–1572 гг. при Царе Иване Грозном, именовался особый царский удел со своей землей, войском и администрацией. В опричнину у бояр и князей отбирались их вотчины и передавались новым дворянам – опричникам. К концу жизни Иоанна Грозного в опричнину входило более половины рус. земель. 264 Так называемый старообрядческий раскол окончательно сформировался после Поместного Собора 1666 года. Сущность претензий раскольников, как писал митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Святой источник преподобного Иосифа Волоцкого (Язвище) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Святой источник освящен в честь преподобного Иосифа Волоцкого и расположен в селе Язвище, которое расположено в 3,5 км южнее станции Чисмена на Рижском направлении ж/д. Село является родиной преподобного Иосифа. Родник находится слева от дороги, в 10 метрах от неё, между автобусными остановками. Родник, по преданию, ископан Иосифом с шестью учениками в XV веке. Слив воды средней силы, выведен из большого бетонного колодца в металлическую трубу. Рядом построена часовня, установлен поклонный крест. Справа на холме, в 300 метрах от святого источника, стоит церковь во имя Живоначальной Троицы. Как добраться [ править править код ] Адрес: Московская область, Волоколамский район, село Язвище Проезд: Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Святой_источни...

64 Здесь Составитель возвращается к теме «виноградника» как символа избранного народа. В тексте Палеи идёт речь о прегрешениях иудеев против истинной веры. Перечисленные обличения заимствованы из толкований на притчу о злых виноградарях ( Мф. 21:33–41 ; Мк. 12:1–9 ; Лк. 20:9–16 ). В ней под виноградником подразумевается ветхозаветный народ, либо Св. Писание, либо всё духовное, что заключается в Писании и законах или в истории, словом, то, чего, по христианским понятиям, лишились иудеи. Посланные рабы были ветхозаветные пророки, а напоследок был послан Сын Божий, явившийся во плоти. Но злые виноградари убили и пророков, и Сына Божия. За это их самих Господь погубит, а виноградник отдаст другим (см.: Феофилакт–1993. Ч. I. С. 194–195, 346–347; Ч. II. С. 210). 65 Ср. в РСБ: «Прежде нежели родились горы и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог». 66 Ср.: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной» ( Притч. 8:22–26 ). Под предвечной Премудростью Отцы усматривали Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия, сближая Её с Словом Божиим (см.: ТБ. Т. 4. С. 450). – А.М.К. 67 Вероятно, при включении этого отрывка из «Шестоднева» Иоанна экзарха Болгарского произошла перестановка: «Но пусть иудеи идут в свой огненный свет и пламень, который они разожгли, как говорит великий Исайя. Мы же, оставив это, скажем, что говорит святой Василий...» (Шестоднев–1996. С. 144). На деле эта фраза восходит не к Василию Великому, а к книге пророка Исайи ( Ис. 50:11 ). Она стала типичным выражением древнерусских книжников, в адрес жидовствующих еретиков её употребляет Иосиф Волоцкий (См.: Иосиф Волоцкий–1993. С. 84). Это отражает словесные приёмы полемической риторики, а более обширный вопрос о идейном и текстуальном влиянии Палеи на древнерусские антииудейские сочинения ещё ждёт своего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010