1911. Прил. С. 2), что свидетельствует о зрелости молодого иконописца. Обе иконы предназначались для местного ряда. Четкая датировка др. находившихся в том же соборе икон Феодосия отсутствует, т. к. из содержания описи следует, что процесс пополнения храмовых интерьеров был непрерывным. Характерно, что Феодосий продолжал работать с Д., исполняя «второстепенные» элементы икон («крыльца», «деяния» и т. п.); описью зафиксирован и такой вариант: «Икона Пречистые Одигитриа с крыльцы на гладкомъ золоте. Письмо Феодосиево» ( Георгиевский. 1911. Прил. С. 3). К 1507-1508 гг., на к-рые приходятся самые известные работы Феодосия в области миниатюры и монументальной живописи, он был опытным и изощренным художником. К нему, по всей вероятности, переходит руководство мастерской отца (Иконы Москвы XIV-XVI вв. 2007. Вып. 2. Кат. 66, 67). Деятельность Феодосия отвечала переломному периоду общественного развития, эпоха великих художников, «нарочитых философов», подобных Феофану Греку , завершилась с Д., названным в одной из редакций Жития прп. Иосифа Волоцкого «мудрым». Иконописание превратилось в наследственное занятие, едва ли не низведенное со степени возвышенно-духовного служения (каким оно предстает в оценках современников XIV-XV вв.) до рядового ремесла. Характерно нарастающее упоминание в источниках о художниках с пояснениями - «писец великокняжеский» или «митрополичий». Имена и личности художников теряются в коллективном творчестве. Решения Стоглавого Собора (1551) и включение иконописцев в состав Оружейной палаты завершили процесс, начавшийся в 10-20-х гг. XVI в. Феодосий, как сын прославленного мастера (его имя непременно упом. с приложением «Денисьев»), занимал особое положение в художественной среде: состоятельный человек, видный вкладчик Иосифова Волоколамского монастыря, доверенное лицо прп. Иосифа Волоцкого. Имя Феодосия, обсуждавшего с прп. Иосифом богословские и животрепещущие религиозные проблемы, фигурирует в переписке волоцкого игумена, где он характеризуется активным сторонником борьбы с ересью жидовствующих (Послания Иосифа Волоцкого.

http://pravenc.ru/text/178357.html

Значительную часть своей истории, больше двух столетий, Богородице-Рождественский храм на Возмищах был монастырской церковью. Только с упразднением монастыря во время секуляризационных мероприятий 1764 года он перешёл в разряд приходских. Возмищенский монастырь находился в Ламском стане, к юго-востоку от города Волока Ламского и совсем поблизости от него, на правом берегу реки Городни. Впервые монастырь упоминается в записи на листах Четвероевангелия, переписанного по просьбе священника Исмаила дьяконом Макарием в 1452 году " в граде Волоце в обители Святей Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества при игумене Селиване, в храме иже в святых отца нашего Николы, еже есть в Раху " . Стоит отметить, что на погосте Рах в Раховском стане, который располагался к западу от Волока Ламского, находилось в середине XV века монастырское подворье. С 1462 года, после смерти великого князя Московского Василия Васильевича Тёмного, Возмицкий монастырь находился во владениях волоцких удельных князей. Первым из них становится сын Василия Тёмного и брат нового великого князя Московского Ивана III Борис Васильевич. Вступивший в 1494 году во владение Волоцким княжеством Фёдор Борисович после ссоры с преподобным Иосифом Волоцким (до двадцати лет он жил в Возмищенском монастыре в " особней храмине в безмолвии и в молитвах " , читал и пел на клиросе) " почал грабити " волоколамские обители. Среди них оказался и Возмищенский монастырь. По повелению князя Фёдора были сожжены монастырский старец Феофан с сыном дьяконом Михаилом, которых волоцкий правитель подозревал в сокрытии монастырского имущества. Останки убиенных были погребены в стенах обители. Вскоре, разорвав отношения с преподобным Иосифом, который после ссоры с князем ушёл на север (в район села Теряево), где и основал знаменитый Иосифо-Волоцкий монастырь, князь Фёдор стал оказывать благоволение настоятелю Возмищенского монастыря Алексию Пильемову. Однако в апреле 1509 года архиепископ Серапион отлучил от Церкви вместе с преподобным Иосифом и архимандрита Алексия Пильемова, а настоятелем на Возмищах стал бывший келарь московского Андроникова монастыря архимандрит Геннадий. В начале XVI века покровительство Возмицкому монастырю оказывала также мать князя Фёдора княгиня Иулиания Михайловна. Первоначально обитель входила в Новгородскую епархию, с 1613 года - в Патриаршую область.

http://sobory.ru/article/?object=00396

Уже при Св. Иосифе в его обители устроены были три храма, a сама обитель достаточно обстроилась и украсилась. В настоящее время эта обитель по огромности и великолепию зданий считается одним из первых русских монастырей. С именем Иосифова монастыря связано много исторических воспоминаний. В Германовской башне этой обители содержался узником низложенный царь Василий Иванович Шуйский. И вообще эта обитель служила местом заточения для знатных лиц. Здесь томились в заключении Максим Грек и его сотрудники по исправлению богослужебных книг. Сюда ссылались опальные иерархи, и здесь же окончил свои дни митрополит Даниил, сверженный с престола в 1539 году. В Волоколамский же монастырь посылаемы были для вразумления и наказания русские иересиархи; таковы еретики Матвей Башкин и дьяк Василий Курицын. Обитель Иосифова служила и местом содержания для пленных наших врагов – поляков в Смутное время в 1612 году и французов – в памятный для России 1812 год. В Иосифовом монастыре в настоящее время пять храмов: соборный каменный, во имя Успения Богоматери. Эта церковь создана в половине XVII века на месте храма, построенного прп. Иосифом. Храм этот сооружен в византийском стиле. Иконы в иконостасе фряжского письма. Нижний этаж соборного храма заключает в себе церковь во имя прп. Иосифа; устроена она в 1777 году. В этом храме под спудом покоятся и мощи прп. Иосифа. Над ними серебро-позлащенная рака, а при ней – мантия, куколь, четки, два простых посоха, двое железных вериг и икона двунадесятых праздников, – вещи, принадлежавшие преподобному. Третья церковь во имя Богоявления Господня. Храм этот заложен был самим прп. Иосифом в 1504 году. В колокольне находится церковь иконы Богоматери Одигитрии, устроенная также прп. Иосифом. Над свв. вратами обители помещается храм Свв. апп. Петра и Павла. Церковь создана в половине XVI века и замечательна своими альфресковыми украшениями. В одной версте от обители находится скит с храмом во имя Всех Святых. При нем существует колодезь, вырытый самим прп. Иосифом. Ризница монастыря изобилует вещами, бывшими в употреблении у преподобного основателя обители. Здесь хранятся его вериги, посох и ниточная мантия. Здесь находится икона Богоматери «Одигитрия», которой прп. Пафнутий благословил прп. Иосифа. В библиотеке обители сохранилась «Триодь постная», письма самого преподобного. Эта книга находилась у царя Иоанна Грозного. Здесь же хранятся знаменитое сочинение «Просветитель» Иосифа Волоцкого , повесть его о Макарии Калязинском и два списка монастырского устава прп. Иосифа с его посланиями, а также прочие его сочинения и письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Молитва О великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! призри от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохранити, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам, и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему Свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. 2.Волоколамский район Иосифо-Волоцкий мужской монастырь, ставропигиальный (с. Теряево) Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем, ревнителем православия. В 1989 году обитель передана Русской Православной Церкви. Игуменом монастыря стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; †2003). С 1999 года монастырь является ставропигиальным. Трудами насельников обители, паломников, благотворителей восстанавливаются и украшаются храмы, развивается подсобное хозяйство. Адрес: Волоколамский район, село Теряево Телефон: 8 499 559 98 42 Святыни храма Молитвы Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен Тропарь, глас 5 Яко постников удобрение/и отцев красоту,/милости подателя,/разсуждения светильника,/вси вернии, сошедшеся, восхвалим/кротости учителя/и ересей посрамителя,/премудраго Иосифа,/российскую звезду,/молящася Господу//помиловатися душам нашим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

На этот текст обратил внимание уже в 1910 г. А. П. Голубцов 28 . Он пришел к выводу, что Иосиф Волоцкий вынужден был подарить одну из своих трех икон письма Андрея Рублева князю Федору Волоцкому. Образ Богоматери из нового придела, про который в описи 1545 г. отмечено: “…икона образ Пречистые, пядница, кажут Рублева письма”, А. П. Голубцов считал вкладом какого-то неизвестного лица. Тексты жития преподобного Иосифа, на которые ссылается этот автор, не сообщают, какие именно иконы Рублева и Дионисия были отданы Волоцкому князю. В послании Б. В. Кутузову, неизвестном А. П. Голубцову, Иосиф Волоцкий с сожалением пишет: “Да поставил у меня Феодосий иконник иконы Ондреева письма, промена им двадцать рублев. И князь Федор сам приехал в монастырь, да не поехал с монастыря, доколе икон не взял” 29 . Следовательно, монастырь откупился от волоцкого князя вкладом иконника Феодосия, а иконы, которые принес на место нового монастыря Иосиф Волоцкий, оставались в монастыре, и, вероятно, были общей собственностью его единомышленников, ушедших из Боровска на Волок. В описи 1545 г. только про одну икону Богоматери Одигитрии, написанную Дионисием, отмечено: “…А пришел с тою иконою Иосиф старец на место се” 30 . Скорее всего, это была келейная, моленная икона преподобного, которую только после его смерти поставили в “малом” приделе Успенского собора. Три Богородичные иконы Андрея Рублева, с 1479 г. находившиеся в соборе как монастырская собственность, подобной пометы не имели. Следовательно, такой древний и авторитетный источник, как послание волоцких старцев Ионе Голове, дополняется сведениями описи 1545 г. о четвертой иконе, освящавшей начало монастыря, — о Богоматери Одигитрии, созданной Дионисием. Из трех Богородичных икон Андрея Рублева в 1545 г. большое значение в интерьере имела только одна, стоявшая в киоте на особо почетном месте, “…на левой стороне у дверей у царских икона пречистые Богородицы Одигитрия Рублева письма облажена серебром и золочена” 31 . Этот образ имел богатый приклад из семнадцати серебряных гривен и роскошной пелены из аксамита, украшенной жемчугом и серебряными, чеканными дробницами Креста. Выделение иконы “Богоматерь Одигитрия” Андрея Рублева почетным местом и дорогим прикладом подтверждает наше предположение о том, что она была принесена Иосифом Волоцким. Особое почитание этой иконы было связано не только с признанием Андрея Рублева как выдающегося иконописца недавнего прошлого, но и с памятью об основании Иосифо-Волоколамского монастыря. В местном ряду иконостаса каменного Успенского собора были сохранены старые местные иконы из деревянного храма 1479 г. — “Успение” Дионисия и “Богоматерь Одигитрия” Андрея Рублева. Они соседствовали здесь с одноименными иконами, написанными Дионисием в 1485 г.

http://pravmir.ru/ikonyi-rubleva-pisma-v...

Однако для исихастской мистики все же более подходит уединенная скитская жизнь, какую вели Нил Сорский и его ученики, а не общежительный монастырь Иосифа Волоцкого с его обширной хозяйственной деятельностью. Но к мистическому богосозерцанию невозможно приступить, не утвердившись в начальной форме монашеского подвижничества — строгой аскетике, очищении от страстей через телесное утруждение, молитвенные усилия, послушание и монастырскую дисциплину. Начальное деятельное подвижничество — единственный путь восхождения к созерцанию, на этом настаивает учение исихастов. Все это — труды, школу сурового воздержания, жесткую дисциплину дает общежительная форма монашества, поборником которой был преп. Иосиф. Он создавал в своем монастыре условия, необходимые любому, кто впоследствии встанет на путь молитвенного безмолвия, таинственного соединения человека с Богом в созерцательном подвижничестве. А Нил Сорский не принимал в свой скит монахов, не прошедших через эту начальную подготовку в общежительном монастыре. Оба монастырских устроения, олицетворенные Иосифом и Нилом, — просто разные этапы одного пути. Аскетика Иосифова монастыря — это личная нищета монахов, строгий пост, ветхие «плачевные» одежды, постоянный труд на благо ближнего. Кроме того, «один панцирь носил на голом теле под свиткою, другой — железа тяжелые», и «своей волей сами себя мучили». Не все выдерживали: «Жестоко сие есть житие, и в нынешнем роде кто может таковое снести?» Но сердцевиной монастырской жизни было богослужение — «соборное дело». Устав преп. Иосифа предписывал неукоснительно и безотлагательно являться в храм на соборную молитву, оставляя все дела. В этом  волоцкий игумен расходился даже с уставом Василия Великого, разрешавшим монаху отсутствовать на богослужении, если он занят монастырской работой. Тем страннее претензии к Иосифу в пренебрежении литургической жизнью (у Смолича). Впрочем, в своих творениях преп. Иосиф заведомо отвечал критикам. К примеру, тем, кто видел в его Уставе «удушение» внутренней человеческой свободы, утеснение духа. Тех, кто считал, что «лучше есть житие, где закон и правила не жительствуют, и нет никакой тягости, ни понуждения, ни запретов, но кто как захочет, как соизволит, так и живет», волоцкий игумен смиренно наставляет: это «лучшее житие» позволительно лишь для совершенных и преуспевших в духовном делании подвижников, «нам же сие чуждо». Ибо монахи нынче уже не те, что прежде: «только образ иночества в нас есть, дел же никаких», «ныне же поистине изнемогли… возлюбили сладость мира сего из-за своей лености, нерадения и оскудения добродетелей». Однако судить о всех монашествующих преп. Иосиф не волен: «глаголю и пишу не о всех, но о себе и сущих подо мною».

http://radonezh.ru/analytics/iosif-volot...

   Постановления Собора 1503 г., подтверждавшие, вопреки предложению Нила, права монастырей на владение землей, послужили для Вассиана хорошим поводом, чтобы выступить за иноческое нестяжательство, чтобы оружием публицистики защитить аскетические воззрения Нила. Вассиан достаточно хорошо разбирался в тогдашней ситуации, чтобы понимать безнадежность борьбы с иосифлянами, если вести ее из удаленной от мира пустыни. Лишь Москва могла быть подходящим местом для полемики с торжествующими иосифлянами. Неясно, присутствовал ли Вассиан на заседаниях Собора 1503 г., как считают некоторые, сам Вассиан не высказывался прямо о своем участии в деяниях Собора. Вероятно, он прибыл в Москву после смерти великого князя Ивана (октябрь 1505 г.). Очень скоро у Вассиана наладились хорошие отношения с великокняжеским двором: он не только сумел снискать благоволение нового великого князя, Василия, но и оказывал на него влияние в делах правления. В этой связи правомерен вопрос, не сыграл ли Вассиан определенную роль в поставлении нового митрополита Варлаама (1511—1521). Это поставление совершено было без собора епископов, по приказу великого князя, который выдвинул Варлаама на митрополичью кафедру. Интересно не только это обстоятельство, но и тот факт, что Варлаам сочувствовал нестяжателям и был настоятелем Симонова монастыря, где в ту пору жил Вассиан, хорошо знавший честн€ого игумена. Возможно, Вассиан предложил великому князю Василию выдвинуть Варлаама на митрополичий престол. Если все обстояло именно так, то это — большая заслуга Вассиана, ибо Варлаам принадлежит к лучшим представителям церковной иерархии Московской Руси.    Литературно-полемическая деятельность Вассиана приходится, главным образом, на период между 150809 и 151517 гг. Сохранились следующие сочинения Вассиана: 1) «Предисловие Нила и Вассиана, ученика его, на Иосифа, Волоцкого игумена, собрано, о еже разумети и внимати Богови и молитве»; 2) «Слово ответно противу клевещущих истину евангельскую и о иноческом житии и устроении церковном»; 3) «Собрание Васьяна, ученика Нила Сорского, на Иосифа Волоцкого, от правил святых Никонских от многих слов»; 4) «Того же инока-пустынника Васьяна на Иосифа, игумена Волоцкого, собрание от святых правил и от многих книг собрано, и на его ученики, и различные меж себя ответы от книг» (это сочинение представляет собой диалог между Вассианом и Иосифом и является своего рода послесловием к сочинениям 2 и 3). Особый «трактат», который Вассиан составил в качестве послесловия к своей «Кормчей», — совсем краткое сочинение 5) «Собрание некоего старца на воспоминание своего обещания от Святаго Писания на отвержение мира». И, наконец, 6) его «Кормчая», критическая обработка важнейшей церковно-правовой книги, которой пользовалась Церковь Древней Руси; Вассиан считал, что она должна окончательно подтвердить его взгляды, изложенные в других сочинениях, и доказать бесспорную правоту нестяжателей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иосифов Волоколамский мон-рь. Фотография. 2010 г. И. В. м. был основан в 1479 г. прп. Иосифом Волоцким. Постриженик Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , в 1477 г. прп. Иосиф сменил прп. Пафнутия на посту игумена этой обители. Очевидно, решение основать собственную обитель на месте родовой вотчины - в пределах Волоцкого удельного княжества появилось у прп. Иосифа в нач. 1479 г., когда он из-за конфликта с боровской братией покинул Пафнутиев мон-рь и совершал паломничество по рус. обителям. Возможно, в этот период преподобный получил приглашение от волоцкого кн. Бориса Васильевича основать мон-рь в его уделе (Надгробное слово. 1865. С. 168-169; Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 462-463; Житие. 1903. С. 18-19). В мае 1479 г. прп. Иосиф окончательно оставил пост боровского игумена и 1 июня того же года вместе с последовавшей за ним частью братии прибыл в столицу Волоцкого княжества. По сведениям анонимного Жития, прп. Иосифа сопровождали старцы прп. Герасим Чёрный , Кассиан Босой , родной брат Вассиан II (Санин), племянники Вассиан и Досифей (Топорковы), Кассиан Младый (по-видимому, племянник) и Иларион. Прп. Иосиф решил основать пустынь в месте, хорошо знакомом с детства: «Зная пустыню лесну зело, сущу близ достоаниа отец его» (Житие. 1903. С. 20, 31). Поскольку эти земли являлись излюбленными охотничьими угодьями, волоцкий кн. Борис Васильевич выделил в помощь Иосифу своего ловчего. На месте, выбранном для закладки обители, рос дремучий лес. В первое время основные усилия братии во главе с прп. Иосифом были сосредоточены на расчистке лесной чащи. 6 июня того же года на поляне на берегу р. Струги была заложена деревянная церковь. В закладке принимали участие кн. Борис Васильевич и его бояре (Надгробное слово. 1865. С. 169; Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 464, 465). Повелением князя всем окрестным жителям предписывалось оказывать содействие в строительстве храма. По просьбе прп. Иосифа и волоцкого князя благословение на освящение новой церкви и антиминс прислал Новгородский архиепископ (Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 465). 15 авг. в присутствии кн. Бориса и его свиты церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы (Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 465; Житие. 1903. С. 21). В обители были также построены деревянные трапезная с хлебопекарней и поварней, кельи, монастырь обнесли оградой. В период строительства прп. Иосиф с братией жили в скиту, расположенном на расстоянии ок. 1 км от мон-ря. По преданию, в скиту преподобный вырыл колодец, над к-рым впосл. была поставлена часовня.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИГНАТИЙ СИМОНОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Игнатий, иконописец Симоновский (справа). Фрагмент перевода с иконы " Собор Московских святых " (Россия. 2-я пол. XVII в.) Игнатий Симоновский, Московский (+ ок. 1442 ), иконописец, преподобный Память в Соборе Московских святых Впервые упоминается прп. Иосифом Волоцким в " Духовной грамоте " в связи с уставными неурядицами в московском Симоновом монастыре , возникшими после поставления игум. Феодора на Ростовскую кафедру (1388/89) и ухода из обители прп. Кирилла Белозерского (до 1397). Волнениям противостояли насельники прп. Варфоломей , Иоанн Златый , Игнатий, названные старцами, а также буд. митр. Киевский и всея Руси Иона . Во второй редакции Жития свт. Ионы, входящей в 14-ю степень " Книги степенной царского родословия " (1560-1563), в связи с приходом будущего митр. Ионы на иночество в Симонов монастырь также приводятся имена насельников: " …и тамо подвизашеся… со блаженными Варфоломеем и со Иваном Златым и Игнатием иконником " . В компилятивном сб. " Сказание о святых иконописцах " (кон. XVII - нач. XVIII в.) Игнатий ошибочно назван Златым, очевидно, по причине смешения с другим старцем Симонова монастыря, упоминаемым прп. Иосифом Волоцким вместе с Игнатием, Иоанном Златым: " Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, сопостник прп. Кирилла Белозерского, писаше многия святыя иконы чудныя " ; там же он назван собеседником буд. митр. Ионы . Е. Е. Голубинский отождествлял Игнатия с архим. московского Преображенского монастыря (Спаса на Бору) Игнатием, упоминаемым В. Н. Татищевым, полагая, что до 1404 года он был монахом Симонова монастыря. Утвердившееся в науке с сер. XIX в. именование Игнатия Греком и приписывание ему авторства росписи собора Симонова монастыря в 1338 году (монастырь основан ок. 1370) были опровергнуты Н. П. Собко ; эти сведения относятся к Исаии Греку (Гречину), расписавшему в 1338 году новгородскую церковь в честь Входа Господня в Иерусалим .

http://drevo-info.ru/articles/13679753.h...

Как и его предшественник по новгородской кафедре архиепископ Геннадий (Гонзов, † 1504; память 4/17 декабря), архиепископ Серапион отстаивал право монастырей на крупные земельные владения и спорил в связи с этим с Иваном III на Соборе 1503 года, обсуждавшем этот вопрос. Назначенный архиепископом на место сосланного архиепископа Геннадия, архиепископ Серапион продолжал его политику. С этим, очевидно, связано столкновение архиепископа Серапиона с Иосифом Волоцким († 1515; память 9/22 сентября), начавшим после расправы великого князя над еретиками в 1504 году сближаться с великокняжеской властью. Когда Иосиф Волоцкий , столкнувшись с удельным князем Волоколамским, покушавшимся на монастырские земли. отдал свой монастырь под власть великого князя Василия III, архиепископ Серапион не признал этого акта (совершённого без его ведома) и отлучил в 1509 году Иосифа от Церкви. В ответ на это церковный Собор во главе с митрополитом Московским и всея Руси Симоном († 1511) отлучил и лишил сана самого архиепископа Серапиона; он был сослан в Андроников, затем в Троице-Сергиев монастырь. В Послании митрополиту Симону, сохранившемуся до настоящего времени, архиепископ Серапион писал: «Что, господине, сказываете, что аз не назнаменал вины прехвальному нашему Иосифу? Ино ему первая вина, что из моего предела от святыя церкви Божия Премудрости изскочил... Вы же, господине, что усмотрели? Какову правду его обыскали?..» Архиепископ Серапион обвинил Иосифа Волоцкого в том, что «в его лжах злых мнози от государя в темницах заключены», имея в виду, очевидно, бесчисленные аресты лиц, заподозренных в сочувствии разгромленной в 1504 году новгородско-московской ереси жидовствующих. Опала святителя Серапиона вызвала горячие споры даже среди лиц, покровительствовавших Иосифу Волоцкому . В 1511 году Василий III повелел митрополиту Симону примириться с архиепископом Серапионом и снять с него отлучение от Церкви. Собором святителей архиепископ Серапион был освобожден из заточения и остаток дней провел в Троице-Сергиевом монастыре. Митрополит Симон перед своей смертью по воле великого князя пригласил архиепископа Серапиона, благословил его, принял от него прощение и отпустил его в Сергиеву лавру. Новый митрополит Варлаам не был связан с Иосифом Волоцким. Василий III выразил желание, чтобы Иосиф «бил челом» архиепископу Серапиону, но примирение между ними не состоялось: в 1515 году умер Иосиф Волоцкий, а вскоре и архиепископ Серапион.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010