411 Герасим Черный – монах Пафнутьево-Боровского монастыря, один из ближайших сподвижников Иосифа Волоцкого . Он поддерживал Иосифа, хотевшего ввести в боровском монастыре строгий общежительный устав, сопровождал его в путешествии по русским монастырям (1478–1479), вместе с Иосифом участвовал в основании волоколамского Успенского монастыря. По свидетельству Жития Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога, Герасим Черный какое-то время «вне обители отшельническый живяше» и «толико постящася, яко и внутренняя исхожаше ему и повредити зело утробу». Герасим Черный был профессиональным книгописцем. Иосиф Волоцкий считал его рукописи книгами «мастерского письма». Лев Филолог указывал, что книжное «трудоделие» Герасима Черного «мниси в церкви доныне как богатство некое храняще имеют». По Описи 1545 г. в монастырской библиотеке было 16 рукописей работы Герасима Черного, причем одно из Евангелий он переписал совместно с Иосифом Волоцким, другое Евангелие хранилось «В большей церкви на престоле» (см.; Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 24, 26–31, 33, 35). Герасим Черный защищал интересы монастыря на переговорах с волоцким князем Федором Борисовичем. Иосиф Волоцкий в Послании Борису Васильевичу Кутузову упоминал, что князь Федор, не желая возвращать деньги, взятые им из монастырской казны, «хотел черньца Герасима Чернаго кнутием бити», когда тот напомнил о долге. Когда волоцкий князь захотел отобрать у монаха «Псалтырю добру», то Герасиму пришлось переправить книгу в Троице-Сергиев монастырь. По определению Евфимия Туркова, Герасим Черный, подобно Иосифу Волоцкому , Кассиану Босому и Ионе Голове, является «начальником» и «учителем» русского монашества. 412 Монастырь был основан Кириллом Белозерским в 1397 г. на берегу Сиверского озера. В конце XV-XVІ в. он был одним из центров религиозно-политического течения «нестяжателей». Монастырь славился своим скрипторием, имел богатейшее собрание рукописных книг и икон. По данным Жития Иосифа Волоцкого редакции Саввы Крутицкого, в конце 70-х годов XV в. только в нем сохранялся строгий общежительный устав: монастырь был «не словом общий, но делы». В Житии Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога сообщается, что Иосиф, скрывая свой высокий сан игумена, жил в Кирилло-Белозерском монастыре больше года, работая в «хлебне», но после разоблачения был вынужден уйти из монастыря, избегая славы. Странствуя по другим русским монастырям, Иосиф убедился, что «един же Кирилов монастырь общества уставы соблю– дати неврежены» Традиции монашеского общежития в Кирилло-Белозерском монастыре, восходящие к греческому Студийскому уставу, принятому в Киево- Печерской лавре, были развиты Иосифом Волоцким в краткой редакции Устава, действовавшего в основанном им монастыре в конце XV в. Этот Устав предполагал личное «нестяжание» монахов, строгую дисциплину, обязательность «рукоделия».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За монастырской оградой на месте колодца, вырытого, по преданию, преподобным Иосифом, находился скит с храмом Всех Святых (1856-60), при котором находились больница и богадельня. Для приезжающих паломников к юго-западу от монастыря в 1865 была выстроена двухэтажная каменная гостиница. Монастырь располагался на трех прудах: большом, среднем и малом. Иосифов монастырь, 2 класса, в 18 верстах от города Волоколамска. Основан в 1479 году пр. Иосифом Волоколамским (см. 9 сентября). Над его почивающими здесь мощами устроена сребропозлащенная рака и при ней хранятся его предметы: мантия, четки, вериги, 2 посоха, шуба; здесь же находится его икона двунадесятых праздников, а в монастырской ризнице — икона Одигитрии, которой пр. Пафнутий благословил пр. Иосифа. В монастыре также хранится привезенная пр. Иосифом из Москвы икона Божией Матери — Волоколамская, прославившаяся 3 марта 1677 года. В монастыре был в заточении некоторое время Максим Грек. При монастыре школа с приютом и странноприимный дом. В 1 версте от монастыря находится скит с храмом во имя Всех Святых; здесь имеется колодец, вырытый пр. Иосифом, больница и богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) был пострижен в монахи прп. Пафнутием Боровским. Он стал его преемником по игуменству и попытался ввести в Пафнутиевом монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии. Тогда он ушел странствовать по монастырям вместе со старцем Герасимом, а в 1479 г. вернулся в родные волоколамские пределы, испросил и получил согласие волоколамского кн. Бориса Владимировича устроить мужской монастырь, в который сразу стали стекаться пожертвования. На месте, указанном свыше, Иосиф поставил крест и часовню с образом Богоматери Одигитрии, подаренным прп. Пафнутием. Вскоре Иосиф и кн. Борис заложили здесь деревянный Успенский храм (освящен в 1479 г.). В 1486 г. в новом монастыре выстроили каменный собор, расписанный знаменитым Дионисием, а в 1490-м - каменную колокольню. При жизни основателя в монастыре был особый строжайший устав. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. В. О. Ключевский писал: «Ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа». В Иосифовом монастыре иночествовали Гурий и Герман, будущие просветители Казани.

http://sobory.ru/article/?object=00394

Возводя большие церковные постройки, Иосиф особенно заботился о порядке и благолепии богослужения. Владея даром отлично читать и петь, он всегда читал и пел в церкви; грамотных обучал петь церковные песни по граням. Ризы священничества украшал жемчугом и церковь лучшею утварью. За всенощной в монастыре, в большие праздники, не только монахам, но и мирянам раздавались свечи. Крестные ходы совершались в монастыре с особенным благолепием и кроме обычных для них повсюду дней, они бывали ещё в Благовещенье, в Сретенье и в вербное Воскресенье, по московскому обычаю 96 . Одной из главных забот Иосифа было приобретение книг, нужных для богослужения и назидания. При нём положено начало богатой библиотеки его монастыря, которая отчасти сохранилась, в последнее время разделенная на 3 части. Лучшая и самая богатая по числу книг, досталась на долю Московской духовной академии. Вторая часть вошла в состав Московской епархиальной библиотеки, третья, самая бедная по числу книг и содержанию, хранится до сих пор в монастыре Иосифа. Несколько рукописей, близких к Иосифу по времени, поступили в Императорскую публичную библиотеку. Большая часть книг Иосифова монастыря относится ко времени митрополита Даниила, одного из главных её вкладчиков. Из множества книг, которыми владел Иосиф, дошли до нас очень немногие. Сохранились написанные самим Иосифом и принадлежавшие ему книги: 1) Евангелие , в 4-ку, с надписью: «евангелие старца Иосифа» на бумаге; без всяких украшений; заглавные буквы киноварью; в Московской епархиальной библиотеке. 2) Синодик , в 4-ку, написанный самим Иосифом «Сие поминание во обители Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и присно девы Марии в монастыре благоверного и благочестивого князя Бориса Васильевича. Начато писати сие поминание грешным и непотребным иноком Иосифом в лето 6987». В той же библиотеке. 3) Богородичник, написанный преподобным Иосифом, в 1489 году . 4) Триодь постная с интересной подписью: «триодь постная писмо самого отца нашего преподобного старца Иосифа чудотворца составльшаго святую великую обитель сию, и была много лета у государя царя великого князя Ивана Васильевича Всея Руси в государевой казне. И Божьим повелением и судбами и царским повелением прислана во обитель его никому же просящу. Труды его ко многотрудному телеси его возвратишася. И многие бе книги написал преподобныя ж и до ныне сут в монастыри его благодатию Христовою. И положити сия книга с его книгами вместе в коробью, а по кельям ея не дават держат; и на свидетельство и на намять святого». Эта рукопись доселе хранится в монастыре Иосифовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Видимо, решение прп. Иосифа в деле изменения завещания кн. Ивана Рузского, согласно к-рому выморочный удел поступал во владение вел. князя, испортило отношения И. В. м. с его братом волоцким кн. Федором Борисовичем ( Черепнин Л. В. Русские феод. архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1. С. 217-219). Князь постоянно требовал от мон-ря подарков, отказывался возвращать долги, отбирал имущество, переданное в качестве вкладов, выкупал отданное в мон-рь за половину стоимости, отбирал у старцев ценные иконы и книги, угрожал расправой монахам и бранил прп. Иосифа. Особую опасность для монастыря как для образцового центра поминания усопших представляли покушения кн. Федора на вклады «по душе» ( Иосиф Волоцкий. 1959. С. 210, 211). В февр. 1507 г. прп. Иосиф обратился к вел. кн. Василию III и к митр. Московскому Симону с просьбой принять И. В. м. от «удельного насильства» «в великое государство» (ПСРЛ. Т. 24. С. 216). Решением вел. князя и Архиерейского Собора под председательством Московского митр. Симона просьба прп. Иосифа была удовлетворена и верховным патроном обители стал вел. князь. При этом в церковном отношении И. В. м. остался подведомственным Новгородскому архиепископу и продолжал платить налоги с земель волоцкому князю. Новгородский архиеп. Серапион в этом конфликте принял сторону волоцкого князя и отлучил прп. Иосифа от Церкви. Но решением Собора под председательством митр. Симона с прп. Иосифа было снято отлучение, а архиеп. Серапион сведен с кафедры (АФЗХ. Ч. 2. 45, 55; Житие. 1903. С. 41; Иосиф Волоцкий. 1959. С. 186). В последние годы жизни кн. Федор примирился с прп. Иосифом, в нояб. 1509 г. освободил купленное мон-рем в Волоцком у. сельцо Раменейце от дани с правом суда во всех делах, «опричь душегубства». В 1511-1512 гг. И. В. м. получил от волоцкого князя жалованные грамоты с освобождением почти от всех налогов и с широкими иммунитетными привилегиями на деревни Антушево, Бородино, Овсянниково, Шульгино и др. в Рузском у. (АФЗХ. Ч. 2. 45, 50, 55). В мае 1513 г. кн. Федор Волоцкий был погребен в мон-ре.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Осуждение жидовствующих на Соборе 1504 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 2 я пол. XVI в. (РНБ. ОР. F.IV.232. Л. 644) Разгром влиятельного московского кружка Ж. стал следствием разрешения кризиса престолонаследия в семье вел. князя. 11 апр. 1502 г. «князь велики Иван положил опалу на внука своего великаго князя Дмитреа и на его матерь Елену, и от того дни не велел их поминати в октеньях и в литиях, ни нарицати великим князем, посади их за приставы» (Иоасафовская летопись/Ред.: А. А. Зимин. М., 1967. С. 144; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 367; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255). 14 апр. соправителем вел. князя стал княжич Василий. Приблизительно в это же время Иоанн III призвал к себе прп. Иосифа Волоцкого для беседы о церковных делах, в ходе к-рой правитель покаялся в том, что «ведал новогородцких еретиков», и просил у волоцкого игумена прощения. В ответ прп. Иосиф просил начать розыск еретиков, и вел. князь послал его на какое-то «дело» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 175-176). Есть основания полагать, что этим делом являлся «обыск» еретиков. В 1502 г. архимандритом Симонова мон-ря, являвшегося в предыдущие годы оплотом сторонников митр. Зосимы, стал брат прп. Иосифа Вассиан. Как следует из Иосифо-Волоколамского патерика , какое-то время в Симоновом мон-ре находился и сам прп. Иосиф (Волоколамский патерик//Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик, Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 105). Предположительно в Симоновом мон-ре преподобный получил негативные сведения о Зосиме, ставшем главным объектом обвинений в ереси в посланиях прп. Иосифа еп. Нифонту, брату Вассиану, архим. Евфимию. Во время 2-го свидания с прп. Иосифом Иоанн III признался в том, что «ведал ереси их», «которую дръжал Алексей протопоп ересь и которую ересь дръжал Феодор Курицин», а также что «Иван-деи Максимов и сноху у мене мою в жидовство свел» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 176). Вел. князь дал обещание начать преследование еретиков, но до 2-й пол. 1504 г. никаких карательных мер не последовало. По свидетельству прп. Иосифа, при 3-м свидании вел. князь допытывался: «Како писано, нет ли греха еретиков казнити?» С целью повлиять на правителя Иосиф написал послание его духовному отцу архим. Андроникова мон-ря Митрофану. По-видимому, на решение вел. князя покончить с еретиками оказали влияние тяжелая болезнь, начавшаяся 28 июля 1503 г. (ПСРЛ. Т. 12. С. 257), и неудачный для него исход Собора 1503 г., на к-ром правитель безуспешно пытался добиться передачи гос-ву земель мон-рей и архиерейских домов с назначением им содержания из казны ( Бегунов Ю. К. «Слово иное» - новонайденное произведение рус. публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 351-354).

http://pravenc.ru/text/182289.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН II (Санин; † 28.08.1515, Москва), архиеп. Ростовский и Ярославский. Сын мелкого волоцкого землевладельца И. Г. Санина († между 1475-1479), младший брат прп. Иосифа Волоцкого . В. от «юности сопребывал» с прп. Иосифом. Монашеский постриг принял от руки прп. Пафнутия Боровского († 1477), после пострига для духовного руководства был вручен, очевидно, прп. Иосифу, впосл. вспоминавшему об этом. В. поддержал брата в его намерении ввести общежительный устав в Пафнутиевом боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре . Поскольку планы прп. Иосифа встретили сопротивление со стороны братии, преподобный вместе с неск. иноками, среди к-рых был В., покинул обитель. Вместе с прп. Иосифом В. подвизался в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , где произошло разлучение братьев; позднее В. неск. раз посещал волоцкого игумена в его обители. О расставании прп. Иосифа и В. известно из письма Иосифа брату, написанного в период пребывания на первосвятительской кафедре митр. Зосимы , «осквернивъшаго святительский великий престол», т. е. в 1491-1494 гг. Прп. Иосиф призывал брата к совместной борьбе против ереси жидовствующих . Из послания становится известно, что В. в Москве говорил о еретиках с Суздальским еп. Нифонтом и вел. кн. Иоанном III Васильевичем . (Будучи в столице, В. узнал о чудесной помощи мч. Никиты «некоему человеку-поселянину», свидетельство об этом сохранил Иосифо-Волоколамский Патерик .) Не позднее 1502 г., когда влияние покровителей еретиков (снохи вел. князя Елены Волошанки и внука Димитрия Иоанновича ) при дворе вел. князя стало ослабевать, В. был поставлен игуменом Симонова Нового в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В июле того года В. получил новую жалованную грамоту от Иоанна III на владения обители. В. настоятельствовал в Симоновом мон-ре 4 года и за это время получил также жалованные грамоты на земли, находившиеся в уделах близких к прп. Иосифу князей - Юрия Иоанновича Дмитровского и Иоанна Борисовича Рузского. При В. в мон-ре подвизался его племянник, духовный писатель и книгописец инок Досифей (Топорков) .

http://pravenc.ru/text/149889.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ВАССИАН (САНИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Вассиан (Санин), архиепископ Ростовский Вассиан II (Санин) (+ 1515 ), архиепископ Ростовский , святитель Память 25 января (Ростово-Ярослав., Греч. ) и в Соборе Ростово-Ярославских святых Родился в семье мелкого волоцкого землевладельца И. Г. Санина (+ 1475-1479), младший брат прп. Иосифа Волоцкого . Вассиан от " юности сопребывал " с прп. Иосифом. Монашеский постриг принял от руки прп. Пафнутия Боровского (+ 1477), после пострига для духовного руководства был вручен, очевидно, прп. Иосифу, впоследствии вспоминавшему об этом. Вассиан поддержал брата в его намерении ввести общежительный устав в Пафнутиев-Боровском монастыре . Поскольку планы прп. Иосифа встретили сопротивление со стороны братии, преподобный вместе с несколькими иноками, среди которых был Вассиан, покинул обитель. Вместе с прп. Иосифом Вассиан подвизался в Иосифовом Волоколамском монастыре , где произошло разлучение братьев; позднее Вассиан несколько раз посещал волоцкого игумена в его обители. О расставании прп. Иосифа и Вассиана известно из письма Иосифа брату, написанного в период пребывания на первосвятительской кафедре митр. Зосимы , " осквернивъшаго святительский великий престол " , т. е. в 1491-1494 гг. Прп. Иосиф призывал брата к совместной борьбе против ереси жидовствующих . Из послания становится известно, что Вассиан в Москве говорил о еретиках с Суздальским еп. Нифонтом и вел. кн. Иоанном III Васильевичем . В столице Вассиан узнал о чудесной помощи мч. Никиты «некоему человеку-поселянину», свидетельство об этом сохранил Иосифо-Волоколамский Патерик. Не позднее 1502 года, когда влияние покровителей еретиков (снохи вел. князя Елены Волошанки и внука Димитрия Иоанновича) при дворе вел. князя стало ослабевать, Вассиан был поставлен игуменом Симонова Нового Успенского монастыря . В июле того года Вассиан получил новую жалованную грамоту от Иоанна III на владения обители. Вассиан настоятельствовал в Симоновом монастыре 4 года и за это время получил также жалованные грамоты на земли, находившиеся в уделах близких к прп. Иосифу князей - Юрия Иоанновича Дмитровского и Иоанна Борисовича Рузского. При Вассиане в монастыре подвизался его племянник, духовный писатель и книгописец инок Досифей (Топорков) .

http://drevo-info.ru/articles/13674007.h...

В 1953 г. увидела свет ст. «О политической доктрине Иосифа Волоцкого» (ТОДРЛ. Т. 9. С. 159-177), впосл. были опубликованы статьи: «Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря» (Зап. ОР ГБЛ. Вып. 38. М., 1977. С. 15-29), «Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в.» (Из истории феодальной России: Статьи и очерки к 70-летию со дня рождения проф. В. В. Мавродина. Л., 1978. С. 77-84). В монографии, посвященной Волоколамскому мон-рю (Крупная феодальная вотчина. 1977), З. впервые рассмотрел основной состав вкладчиков, братии, слуг и «детенышей» обители с т. зр. их социального происхождения, в значительной степени повлиявшего на позицию духовной корпорации и в политической жизни, и в идеологической борьбе. З. подробно описал жизнь и творчество прп. Иосифа Волоцкого, историю строительства Волоколамского мон-ря ученый дополнил анализом 2 редакций общежительного устава, составленного прп. Иосифом. Переход Волоколамского мон-ря под патронат вел. кн. Василия III Иоанновича , как считал историк, привел к формулировке прп. Иосифом принципа: «Царь… властию… подобен есть вышнему Богу». Занесенная в чин венчания на царство, данная формулировка легла в основание идеологии самодержавия, как показал З. в монографии «И. С. Пересветов и его современники» на примере ученика прп. Иосифа митр. св. Макария . В этом же труде историк привел исчерпывающие биографии свящ. Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестра и его сына Анфима. Вместе с Я. С. Лурье З. издал «Послания Иосифа Волоцкого» (М.; Л., 1959). В связи с изучением истории Волоколамского монастыря З. написал статьи, посвященные спорам иосифлян и нестяжателей («Беседа валаамских чудотворцев» как памятник позднего нестяжательства//ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 198-208; Источниковедческие проблемы истории раннего нестяжательства//Вопросы историографии и источниковедения. Каз., 1974. С. 87-103. (УЗ Казанского пед. ин-та; Вып. 121) и др.). В монографиях «Опричнина Ивана Грозного» (М., 1964) и «Россия на пороге Нового времени: (Очерки политической истории России 1-й трети XVI в.)» (М., 1972) дана характеристика участия в гос.

http://pravenc.ru/text/199799.html

Общие вопросы церковной истории не входили в сферу научных интересов Зимина, что не помешало ему во многих статьях и монографиях исследовать отдельные аспекты церковной жизни, преимущественно в XVI в. Оставаясь в рамках советской исторической терминологии, Зимин в своих работах сумел нарисовать широкое полотно политической и духовной жизни России; всеобъемлющее использование научной литературы и источников придает мн. его наблюдениям фундаментальный характер. На протяжении всей научной деятельности в поле внимания Зимина находились вопросы, связанные с историей Иосифо-Волоцкого монастыря . Канд. диссертация (6 т. текста и приложений) была написана ученым по рукописным материалам пяти архивных хранилищ страны, а также по спасенным Зиминым двум хозяйственным книгам монастыря. В монографии, посвященной Волоколамскому монастырю (Крупная феодальная вотчина. 1977), Зимин впервые рассмотрел основной состав вкладчиков, братии, слуг и «детенышей» обители с т. зр. их социального происхождения, в значительной степени повлиявшего на позицию духовной корпорации и в политической жизни, и в идеологической борьбе. Зимин подробно описал жизнь и творчество прп. Иосифа Волоцкого, историю строительства Волоколамского монастыря ученый дополнил анализом двух редакций общежительного устава, составленного прп. Иосифом. Переход Волоколамского монастыря под патронат вел. кн. Василия III Иоанновича , как считал историк, привел к формулировке прп. Иосифом принципа: " Царь… властию… подобен есть вышнему Богу " . Занесенная в чин венчания на царство, данная формулировка легла в основание идеологии самодержавия, как показал Зимин в монографии «И. С. Пересветов и его современники» на примере митр. Макария, ученика прп. Иосифа. В этом же труде историк привел исчерпывающие биографии свящ. Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестра и его сына Анфима. Вместе с Я. С. Лурье Зимин издал «Послания Иосифа Волоцкого» (М.; Л., 1959). В связи с изучением истории Волоколамского монастыря Зимин написал статьи, посвященные спорам иосифлян и нестяжателей («Беседа валаамских чудотворцев» как памятник позднего нестяжательства//ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 198-208; Источниковедческие проблемы истории раннего нестяжательства //Вопросы историографии и источниковедения. Каз., 1974. С. 87-103. (УЗ Казанского пед. ин-та; Вып. 121) и др.). В монографиях « Опричнина Ивана Грозного » (М., 1964) и «Россия на пороге Нового времени: (Очерки политической истории России 1-й трети XVI в.)» (М., 1972) дана характеристика участия в гос. управлении митр. Даниила . Отдельную статью Зимин посвятил отношению к опричнине митр. Филиппа (Колычева) (Митрополит Филипп и опричнина//ВИРА. 1962. Т. 11. С. 269-292). В 1968 году вышла работа Зимина, посвященная борьбе дворянства с монастырским землевладением в кон. XVI - нач. XVII в. (Из истории Татарии. Каз., 1968. Сб. 3. С. 109-124. (УЗ Казанского пед. ин-та; Вып. 52)).

http://drevo-info.ru/articles/13677326.h...

Святейший Патриарх направил приветствие участникам научно-практической конференции «Преподобный Иосиф Волоцкий и его Обитель» 11 января 2006 г. 13:37 9 января в Волоколамском районе Московской области открылась научно-практическая конференция «Преподобный Иосиф Волоцкий и его Обитель». Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам конференции. Всечестные отцы, досточтимые братья и сестры, участники научно-практической конференции, посвященной теме «Преподобный Иосиф Волоцкий и его Обитель»! Приветствую всех вас, собравшихся ныне на конференцию, посвященную 5-летию обретения Святых мощей преподобного Иосифа Волоцкого и 520-летию освящения первого каменного соборного храма монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный Иосиф вошел в историю нашей страны как церковно-общественный деятель, яркий религиозный писатель, ревнитель чистоты Православия на Руси. Род Саниных, к которому принадлежал Преподобный, явил удивительный пример христианского подвига. Среди ближайших его родственников насчитывается 18-ть мужских и женских монашеских имен. Два его родных брата были епископского достоинства.  Это Ростовский архиепископ Вассиан и Тверской епископ Акакий. Два родных племянника Досифей и Вассиан (Топорковы), будучи иконописцами совместно со знаменитым Дионисием, учеником прп. Андрея Рублева, расписывали церковь Ферапонтова монастыря, а обитель, основанная преподобным Иосифом на Волоколамской земле прославилась как крупнейший духовно-культурный центр Российского государства. Ваше совместное участие и соработничество на ниве церковной истории должно способствовать оживлению интереса к изучению святой личности нашего великого предка и устроенной им обители, братия которой имеет честь принимать сегодня гостей из научного мира, ведущих специалистов страны. Призываю на вас благословение Божие. Считаю, что эта научно-практическая конференция станет значимым событием в истории не только Иосифо-Волоцкого монастыря и послужит делу духовно-нравственного просвещения нашего народа. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/76361.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010