( Фролов, Смирнов, Русакова. 2008. С. 104-105). В крипте собора под полом были обнаружены погребения XVI в. воеводы царевича Феодора Мелехдеяровича Долголядского, племянника казанского царевича Худий-кулы, крещенного с именем Петр. 31 окт. 2001 г. в аркосолии юж. стены Успенского собора обрели мощи прп. Иосифа Волоцкого, к-рые 12 июня 2003 г. были положены в раку и открыты для молитвенного поклонения. В июне 2004 г. из фондов музея «Новый Иерусалим» в мон-рь были возвращены вериги прп. Иосифа. В 2007 г. в И. В. м. состоялась торжественная встреча списка Волоколамской иконы Божией Матери, изготовленного с оригинала, хранящегося в ЦМиАР. По благословению Патриарха Московского и всея Руси с 15 по 17 сент. 2005 г. в обители пребывали мощи вмч. Георгия Победоносца. В 2010 г. в И. В. м. проживало 15 чел. братии, с дек. 2004 г. наместником является игум. Сергий (Воронков). В обители соблюдаются правила поминания, установленные прп. Иосифом Волоцким. Каждый день начинается с братского молебна у мощей прп. Иосифа, ежедневно читается поминальная Псалтирь. Особенно торжественно отмечаются престольный праздник - Успение Пресв. Богородицы, дни празднования памяти прп. Иосифа Волоцкого - 22 сент. и 31 окт., а также день основания мон-ря - 14 июня. 14 июня 2004 г. и 22 сент. 2006 г. И. В. м. посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 5 окт. 2004 г. И. В. м. посетил митр. Токийский и всея Японии Даниил . 17 сент. 2006 г. в мон-ре побывал первый заместитель Председателя Правительства РФ Д. А. Медведев (со 2 марта 2008 Президент РФ). 17 сент. 2009 г. в монастырь приезжала делегация РПЦЗ. 31 окт. 2009 г. И. В. м. посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Рака прп. Иосифа Волоцкого. Фотография. 2003 г. Перенесение мощей прп. Иосифа Волоцкого из нижнего храма в Успенский собор. Фотография. 13 июля 2004 г. Рака прп. Иосифа Волоцкого. Фотография. 2003 г. Перенесение мощей прп. Иосифа Волоцкого из нижнего храма в Успенский собор. Фотография. 13 июля 2004 г.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Преосвященный архиепископ Филарет Черниговский высоко превозносит все творчество и особенно покаянные каноны преподобного Иосифа Песнописца и говорит, что они «исполнены самого глубокого сокрушения о грехах и одушевлены чувством твердой надежды на Милосердаго: нельзя ни одного из них прочесть, не почувствовав умиления» 24 . Как бы в подкрепление своих суждений о канонах преподобного Иосифа преосвященный Филарет приводит очень подробную ссылку на мнение о трудах Преподобного его жизнеописателя Иоанна, где свидетельствуется о величии и сладости творений преподобного Песнописца 25 . То живое чувство, которое творчество преподобного Иосифа вызывает и в наши дни, понуждает нас вникнуть в строки его божественных писаний, чтобы обрести в них стояние и мудрование церковное. Образный строй творений преподобного Иосифа Песнописца Переходя к разбору произведений преподобного Иосифа, остановимся как на оценке внешней формы канонов Преподобного, на тех дарах слова, которые делают его каноны произведением поэтического искусства, так и на том смысле, на том внутреннем содержании, который он развивает в своих творениях как церковный песнописец, как учитель духовной жизни и покаяния. Воспевая подвиги святых, преподобный Песнописец вдумывался в условия и обстоятельства их жизни, находя для каждого только ему соответствующий образ слова. Следовательно, попытка изучить внешнюю форму творений преподобного Иосифа является существенной частью разбора его творений. Каноны преподобного Иосифа отличает продуманность образов, положенных им в основу каждого своего произведения, исключительное изящество выражения, часто особая форма изложения той идеи, которую он хочет подчеркнуть в каноне. Работая над формой, святой Песнописец часто обращался к тем стилистическим приемам, которые были разработаны еще древнегреческой риторикой. Мы кратко остановимся на тех из них, которые, по нашему мнению, чаще всего встречаются в канонах святого Гимнографа и красоту которых читающий эти каноны может оценить даже без обращения к греческому оригиналу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

gr. 1613, 1-я четв. XI в.). Большие иконографические циклы, посвященные протоевангельским событиям, содержатся в рукописях Гомилий Иакова Коккиновафского (Vat. gr. 1162; Paris. gr. 1208) 2-й четв. XII в. («Иосиф слышит призыв глашатаев», «Иосиф оставляет свою работу», «Иосиф присоединяется к толпе», «Чудо с посохом Иосифа», «Вручение Марии Иосифу», «Богородица прощается с Захарией», «Мария и Иосиф, покидающие Иерусалим», «Мария, следующая за Иосифом», «Возвращение Иосифа домой», «Иосиф сообщает Марии о своем уходе», «Возвращение Иосифа в свой дом», «Иосиф, размышляющий о беременности Марии», «Стенания Иосифа», «Иосиф, сомневающийся в Марии», «Оправдание Марии», «Анна удостоверяет беременность Марии», «Взятие под стражу Марии и Иосифа», «Марию и Иосифа ведут в храм», «Анна обвиняет Марию», «Испытание Иосифа водой обличения», «Иосифа выводят из храма», «Прощание Марии с Захарией после признания Ее невиновности»). В палеологовскую эпоху протоевангельский цикл дополняется сценой «Перепись населения», где также изображен И. О. (мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Редким примером включения И. О. в композицию «Введение Богородицы во храм» является новгородская икона XIV в. (ГРМ), на к-рой И. О. изображен стоящим за прав. Захарией ( Смирнова. 1976. С. 210). По мнению Ж. Лафонтен-Дозонь ( Lafontaine-Dosogne. 1964. P. 161-162), на эту иконографию могла повлиять сцена «Обручение Марии», поскольку обе композиции имеют сходную схему (ср. с «Обручением Марии» на эпистилии из мон-ря Ватопед). Одиночное изображение И. О. представлено на иконе «Богоматерь Киккская, с пророками и избранными святыми» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Образ И. О. помещен в центре нижнего ряда святых, непосредственно под образом Богоматери на троне. Он представлен фронтально, в левой руке держит развернутый свиток, правая рука молитвенно поднята к груди. Слева от И. О. изображены в молении праведные Иоаким и Анна, справа - прародители Адам и Ева. Надпись под троном Богородицы комментирует эту необычную композицию: «Иоаким и Анна зачали, Адам и Ева были спасены» ( Лидов.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

Иосифу Песнописцу. В Греческой рукописи 797 Иверского Афонского монастыря он надписан – Θεονου. В Афонском Прологе 769 и Евергетидском Типике он не надписан. 721 Таков он и в Славянской Печатной Минее. Но отсутствие акростиха в IX песни и целый ряд надписаний солидных древних рукописей, приписывающих его Феофану, дают заключать, что как канон в честь св. Панкратия по Греческой и Славянской Печатным Минеям, так и приводимые у болландистов строфы не Иосифовы. Замечательно, что Ипполит Мараччи в своих Mariale совершенно не приводит ни одного отрывка из этого канона, а он это бы сделал, если бы строфы не возбуждали сомнения, тем более что Октавий Кайетан в житиях Сицилийских святых, изданных в 1657 году (а Mariale – 1761 г.), уже указывает на канон Иосифа этому св. Панкратию Тавроменийскому. 722 д)     Протоиерей Флоринский считает творением св. Иосифа канон в честь св. Космы Маюмского (12 октября) по Славянской Печатной Минее и приводит доказательства: 1) сходство канона с другими песнями Иосифа; 2) особенную любовь преподобного Иосифа к преподобному Косме Маюмскому, которому он старался подражать. Для преподобного Иосифа весьма естественно было выразить похвальною песнью свою любовь своему наставнику в песнотворчестве. 723 Конечно, эти соображения возможны, но за собою они не имеют твердой почвы. Один первый признак, слишком обще выраженный, мало уловим. Что касается второго, то нужно сказать, что, руководствуясь им, с равным же правом можно считать Иосифовыми и многие другие каноны, так как он подражал не только прп. Косме, но и прп. Феодору Студиту и др., и по чувству благодарности должен был воспеть и им, как своим учителям, особые каноны. Так, Иосифовым мы должны были бы признать и канон прп. Феодору Студиту (11 ноября), тем более что в Славянской Печатной Минее дониконовского издания и в Софийской рукописи 191 над этим каноном стоит надписание: «творение Иосифово». 724 Но другие данные: отсутствие акростиха, различие в языке, – делают сомнительным это предположение. В отношении же канона св. Косме Маюмскому мы не имеем ни этого обычного надписания, ни традиций предания, ни акростиха, ни других признаков. И поэтому думаем, что он не есть творение Иосифа. е)     Высокопреосвященный Сергий указывает еще по рукописной Греческой Минее 448 Московской Синодальной библиотеки канон св. Иосифа на отдание Богоявления 14 января. 725 Но мы не нашли там этого канона; под 14-м числом января нет никакой службы; там только указывается, что отдается праздник и поется все последование (т. е. праздника Богоявления), как прежде написано (κα ψλλεται κολουθα πσα προεγρη). Мы описали по доступному нам рукописному и печатному материалу все минейные каноны прп. Иосифа Сицилийца, которые он написал «друзьям Божиим» – апостолам, пророкам, мученикам, подвижникам и подвижницам, и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лука же, писавший не для евреев, по-видимому, взглянул на дело иначе. К чему было приводить родословную Иосифа, если Евангелие утверждает, что Иисус не был сыном Иосифа, а родился от Девы Марии и Духа Святого? Не лучше ли привести родословную Самой Марии и тем доказать происхождение Ее и рожденного Ею Иисуса от царя Давида? Ведь это будет несравненно убедительнее, чем основанное на еврейском обычае предположение о непременном происхождении Марии из того же рода, к которому принадлежал Иосиф. Так, вероятно, думал Евангелист Лука, когда приступал к описанию происхождения Иисуса Христа. Он зная, что все современники Иисуса, в особенности же жители Назарета, считали Иисуса сыном Иосифа и что Сама Богоматерь однажды назвала Иосифа отцом Иисуса (см. Лк. 2, 48); он узнав о сверхъестественном рождении Иисуса не иначе, как от Самой Марии, Которая до Воскресения Своего Сына никому не доверяла тайну Его рождения; поэтому он, то есть Евангелист Лука, должен был в родословной Иисуса и Его Матери оговориться, что Иисус не был сыном Иосифа, но что Его только считали таковым, думали , что Он сын Иосифов (Лк. 3, 23). Так он и поступил. Поступая же так, он не имел никакого основания приводить родословную Иосифа, постороннего Иисусу человека. Если бы он хотел привести родословную Иосифа, то должен был бы повторить или переписать ту, какую записал у себя Евангелист Матфей; а так как он привел иную родословную, и так как, кроме родословной по женской линии, он никакой другой и не мог привести, то следует признать, что Евангелист Лука доказывал происхождение Иисуса от Давида кровным родством Пресвятой Девы Марии с Давидом. Но почему же он не говорит, что Иисус был Сын Марии, Илиев и т. д.? Да потому, что у древних (евреев, греков) дети именовались по отцу, а не по матери, подобно тому, как и мы называем друг друга по имени и по отчеству. Ведь и Евангелист Матфей, начиная изложение родословной Иосифа, не говорит, что Сарра, жена Авраама, родила Исаака, а Ревекка, жена Исаака, родила Иакова; он говорил: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова...» Поэтому и Лука, предлагая родословную Иисуса через Матерь Его, Марию, не упоминает Ее имени, а, сделав оговорку об Иосифе, называет Иисуса Сыном Илия, Матфата и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Вот имена князей и бояр, за которых ходатайствовал Даниил: Вас. Вас. Шуйский, Дмит. Феод. Бельский, Ив. Феодор. Бельский, Ив. Мих. Воротынский, Фед. Мих. Метиславский. Мих. Андр. Плещеев… 327 Карамз. т. VII, 152–153 и примеч. 305; Соловьев, V, 435–436, изд. 3 е. Москва. 1864 г. Большая часть фактов печалования митр. Даниила сведена в статье: Печалование духовенства за опальных. Чт. в Общ. Ист. и Др. Рос. 1876 г., кн. 1, 174–176. 329 П. С. Р. Л. т. VI, вторая Соф. лет., 264., Никонов, лет., VI, 228. Строев, Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви, изд. Археогр. Комиссия. СПб. 1877 г., 441–442. Акакий хиротонисан был 30 марта 1522 г. Хрущев. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, 26, 38. Невоструев впрочем отвергает, чтобы Акакий был брат Иосифа Волоцкого . См. его рассмотрение книги Хрущова: «Исследование о сочинениях Иосифа Санина», стр. 13–14. Однако Невоструев не всегда верен себе: в другом месте он называет Акакия братом пр. Иосифа. Житие И. Волоцкого, составленное неизвестным, стр. 94 в сноске. Чт. в Общ. Любит. Дух. Просв. 1865 г. т. 2й, Приложение. Несомненно одно: Акакий был близким родственников пр. Иосифа, так как его имя в волоколамских синодиках встречается в списке; «рода» пр. Иосифа. Рукоп. Волокол. монастыря, наход. в монастыр. ризнице (не разборчиво) л. 35, (не разборчиво) и многие другие монастырские синодики. 336 П. С. Р. Л. III. 178 VI, 282. VIII, 241; Никон. лет. VI, 232. Строев. Списки иерархов, 35–36. 337 Чт. в Об. Любит. Дух. Просвещ. 1877 г. Сентябрь. Статья Лебедева: «Макарий митр. Всероссийский», 392–406. 339 В некоторых своих посланиях м. Макарий пользуется сочинениями Иосифа и делает из них буквальные выдержки. Срав. послание Макария к Василию Иоанновичу и послание к нему же. Д. к А. И. I, 25, 22–23 и рук. Имп. П. Библ. Q. XVII, 64, л. 202–204. 341 П. С. Р. Л. VIII, 291. Строев. Списки иерархов, 589–590. Рукоп. Моск. Синод. Библ. 183 но стар. катал. л. 81–82. 343 Досифей Крутицкий, он же и Сарский, святительствовал с 1508 но 1544 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Герасима 1214 . Ефрема. Феодора. Ельферия. Евфимия 1215 . Козма. Алексея. Иоанна. Симона. Григория. Евфимия. Иова. Александра. Вавила. Иона. Феодорита. Игнатия. Логгина. Паисия. Дионисия. Кирила. Данила. Павла. Васиана. Варлама. Никодима. Гавриила. Дионисия. Иосифа. Афонасия. Симона. Васиана. Ефрема. Илию. Васиана. Дионисия. Александра. Серапиона. Иона. Никита. Симеона 1216 . Парамона. Боголепа 1217 . Порфирия 1218 . Гавриила. Тихона 1219 . Иона 1220 . Иоасафа. Иакова. Сергия. Галасию. Исаию 1221 . Павла 1222 . Серапиона. Зосима 1223 . (1700) Аммония. Капитон. Силиван 1224 . Сосипатра. Павла. Васиана. Васиана. Серапиона. Тихона 1225 . Петра 1226 . Аггея. Нифонта 1227 . Леонида. Иосифа 1228 . Александра. Матфея. Варсонофия 1229 . Серапиона. Филарета 1230 . Фиофила. Стахию. Никона. Акакия. Иосифа. Геронтия 1231 . Феодосия. Исаию. Иосифа. Генадия. Нифонта. Кирила. Феодосия. Иоакима. Иосифа 1232 . Иоаникия 1233 . Трифона 1234 . князя инока Боголепа 1235 . Марка. Викентия 1236 . Симена. Пахомия. Порфирия. Никита. Гурия 1237 . Меркурия. Филарета. Феофила. Никодима. Паисею. Исака. Иоаникия. Давида. Ферапонта. Иова. Иосифа. Нила. Арсения. Доментиана. Тихона. Феодосия. Евфимия. Феодосия. Мисаила. Сергия. Амфилохия. Феофила. Симеона. Сергия. Игнатия. Феодосия. Иоакима. Мисаила. архимандрита Силивестра. Протасия. Варсонофия. Геронтия. Илариона. Иова. архимандрита Корнилия. Иоасафа. Арсения. Германа. Гавриила. Фалилея. Флора. Арсения. Симеона. Нектария. Леонида 1238 . Касиана 1239 . Феофилакта 1240 . Пахомия 1241 . Памва. Иоанна. Арсения. Игнатия. Нила. Досифея. инока, Павла б 1242 . (1800) Иова. Иосифа 1243 . Варлама. Пахнотия. Варсонофия. Варлама. Ефрема. Митрофана 1244 . Иринарха 1245 . Никона. Елеуферия. Васиана. Макария 1246 . Иона 1247 . Антония 1248 . Иосафа. Лаврентия. Иоанна. Трифона. Дионисия. Инокентия. Исидора. Вавила. Кирила. Сава. Иосафа 1249 . Варсонофия. Боголепа 1250 . Сосипатра. Вениамина. Боголепа. Саватию. Дионисия. Паисею. Марка. Димитрия. Иосифа. Измаила. Пимина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Моли Христа Бога спасти души наши». Ср. также стихиру 2–ю на Гос. Воз., в каноне: п. 1, тр. 2, п. 4, тр. 1, п. 5, тр. 1, п. 7, тр. 1, п. 8, тр. 1, и, наконец, подобен: «со Иаковом воспоим, славным богобратом Давида Богоотца, Иосифа же божественнаго. Богородицы Обручника: Христову бо божественному рождеству послужи во граде Вифлееме, боголепно со ангелы, волхвы же и пас–тырьми, тому песнь поюще, яко Богу и владыце». — Это и всё: Церковь как будто намеренно рассматривает Иосифа только в связи с рождеством Христовым, также, например, как и волхвов. Самостоятельной же службы Иосифу так и не дано. Вместе с тем, соединяя память «божественнаго Иосифа, Обручника Богородицы», с памятью двух других сродичей Господа, богобратом и богоотцем. Церковь тем самым высказывается против такого его выделения, какое произошло теперь в католичестве. Столь же мало проявлено почитание Иосифа в иконографии. Он изображается обычно на иконах Рождества Христова, обрезания Господня, сретения. 216 Чтобы возвеличить Иосифа, католики приискивают ему, за отсутствием настоящих пророчеств о нем, как есть они о Предтече (о которых, к слову сказать, при этом сопоставлении они обычно забывают), ветхозаветные прообразы: Иосиф, Авраам, Моисей. Это лишь новый пример безудержного произвола, проявленного в догмате об Иосифе. 217 Тем не менее, остается поминовение Иосифа, in litaniis sanctorum («в литаниях святым»), введенное папой Бенедиктом 13–м в 1726 году, после Предтечи, но это объясняют только более поздним введением поминовения Иосифа, а не сравнительной оценкой святости его. 218 Impeccabilitft [«Безгрешность»] (Diet, de theol. cat. [«Слов, катол. теол.»], t.7,2, 1273–4). 219 Вот для примера рассуждение о сравнительной святости богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа: Св. Иосиф поставляется выше богоотцев Иоакима и Анны по своей близости к Христу. «Место (ordo) их было случайным (per acci–dens), так как для Христа было случайно, что Мать Его была их дочерью. Сам же Он произошел от Марии, насколько Она была Его Материю, а не поскольку Она была дочерью св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Общение Иосифа с внешней неправославной средой тоже многим казалось очень странным. В 14 лет Иосиф принял Православие от русского зарубежного архиерея, архиепископа Леонтия Чилийского, и в то же время многие близкие ему католики (он вышел из католической среды) узнали только после его кончины о том, что он был православным. Иосиф, высокодуховный и тонкий человек, протягивал руку помощи так называемым «отбросам общества» – людям опустившимся, что также вызывало массу вопросов и недоумений. О приближающейся кончине брат Иосиф достоверно знал от старца Климента, который также предсказал и о посмертной клевете на брата Иосифа. Неизвестно, однако, кто были люди, следившие за Иосифом перед смертью , и почему он, зная о них, ничего не предпринимал для самозащиты? Наконец, существуют две даты рождения Иосифа ... Мы должны честно признать, что не можем, по крайней мере сегодня, разорвать завесу тайн, связанных с личностью брата Иосифа и ответить на все недоуменные вопросы, возникающие при исследовании нескольких вариантов его жизнеописания. Поэтому лучшее, что можно сделать – это предоставить слово самому Иосифу (из его бесед и интервью) и людям, его знавшим и оставившим воспоминания о нем и об Иверской Мироточивой иконе. Сия книга является сборником таких материалов. Пусть читатель не удивляется, встретив в книге различные субъективные оценки личности брата Иосифа и фактологические разночтения. Повторим, что жизнь этого праведника весьма таинственна. И все-таки попытаемся найти ключ к личности брата Иосифа и затем, используя этот ключ, попробуем обрисовать жизнь его души, а также осмыслить основные вехи служения этого удивительного человека. Ясно, что жизнь Иосифа невозможно объяснить, пользуясь обычной человеческой логикой. Но это не значит, что все, связанное с ним, нелогично. Иосиф, избранник Божией Матери, следовал логике, но не земной, а небесной, высшей таинственной логике в традиции православной мистики (тайнозрения, тайноведения), когда познание происходит не просто рационально или чувственно, но всегда как озарение, как акт Божественного откровения, являемого цельной личности. Именно такой цельной личностью сделался Иосиф благодатью Божией в годы его служения Чудотворной иконе. В этом смысле Иосифа можно назвать тайновидцем.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Ещё Карамзин обратил внимание на значение Иосифа. Ознакомившись ближе с его сочинениями, профессор Соловьёв разгадал его отношение к великому князю Василию и подробно рассмотрел деятельность Иосифа на страницах своей истории. Об этом преподобном писали и духовные ученые наши. За всем тем осталось место для историко-литературного исследования об этом писателе. Предприняв такого рода труд, я старался вывести наружу и те исторические обстоятельства, и те литературные явления, с которыми в прямой связи находилась жизнь и деятельность Иосифа, и, наконец, желал проследить его взгляды, направление и уразуметь его свойства. Жизнь писателя и личный характер его объясняют многое в его сочинениях, в особенности же, когда дело идет о писателе, чьи частные письма подлежат разбору исследователя. Поэтому и обращено мною внимание на жизнь Иосифа. Но он был монах и игумен-устроитель своего собственного монастыря. Явление же игуменов-основателей в то время было столько же народное, сколько и церковное – и я посвятил несколько страниц предлагаемого сочинения на обзор этого явления. Не касаясь ни в чём предмета с духовной точки зрения, я, вместе с тем, не внёс в труд свой личного взгляда на те или другие верования. 25 ноября 1867 года. Источники Источниками при составлении предлагаемого труда послужили сочинения самого Иосифа, писания его современников и, наконец, близкие к нему по времени памятники. Самым значительным сочинением Иосифа, по обширности и содержанию, должно считать Просветитель или обличение ереси жидовствующих. В начале его помещено: «Сказание о новоявившейся ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, и Дениса попа, и Федора Курицына и иных, то же исповедующих». За Сказанием следуют шестнадцать слов на еретиков новгородских. Эти слова вместе с Сказанием и составляют книгу, которая позднее, т.е. в половине XVI века, названа Просветителем. В сказании о соборе на Матвея Башкина 1554 г. читаем: «Касьян же начя хулити книгу преподобнаго Иосифа, еже сей преподобный списа на ересь Новгороцких еретиков, счини хитре и премудре от Божественных писаний; ей же тогда принесенней бывши на собор на обличение еретиком, и зело похвали ю боговенчанный царь, пресвещенный Макарей митрополит и весь собор священный, светилу ту нарекоша быти православию» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010