По толкованию карловацкого митрополита Иосифа Раячича, императорский комиссар на заседаниях конгресса обязан все видеть и слышать, но ничего не должен говорить. Заседания конгресса происходят открыто и доступ публики на них свободен. По закону, конгресс должен быть созываем по истечении двух лет. Первоначально круг действий народно-церковного конгресса не был определен законом. Не подлежало сомнению только право конгресса избирать карловацкого митрополита,-и по этому поводу до последнего времени народно-церковный конгресс в карловацкой митрополии был созываем 19 раз. Но были открываемы заседания конгресса и для решения различных церковно-общественных дел. Так, в 1744 г. народно-церковный конгресс постановил, чтобы при карловацком архиепископе была учреждена консистория, чтобы архиепископ ежегодно созывал собор епископов и чтобы была установлена такса за требоисправления и норма сборов в пользу духовенства. Эти постановления, по неизвестной нам причине, не были, впрочем, утверждены правительством. В 1769 г. заседания конгресса продолжались более четырех месяцев. Этот конгресс сделал постановления о сокращении числа священников в карловацкой митрополии и об определении точного штата их, о понижении размеров и установлении нормы различного вида даней, платимых епископам священниками и мирянами (а, дыленица-подать с домов или дымов; б) сидокия-ежегодная подать от священников; в) сиггел и я или синделия-плата за ставленную грамоту; г) плата за возведение в сан архимандрита, игумена или экзарха); д) за освящение церкви; е) за антиминс; ж) милостыня (?): з) конак-квартирный налог; и) подвозы и работы; i) право наследования после священников, не имеющих наследников, об урегулировании платы священникам за требоисправления, об ограничении! некоторых прав apxieniicKona (напр., права о наследовании после умерших епископов), об усилении контроля над административно-судебною деятельностью епископов. Правительство не утвердило и этих постановлений, и в 1770 году 27-го сентября издало упомянутый нами выше регламент, который был отвергнут конгрессом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Подтверждена XXVII-й статьей закона 1790–1791 г. и статьей IX-й закона 1868 г. Печский патриарх Каллиник 18 марта 1710 г. утвердил ее как митрополию сербскую. До перехода патриарха Арсения III в Венгрию, тамошние сербские епископы ставились печскими патриархами и подпадали под их власть. В половине 1694 г. император Леопольд I признал и подтвердил своим указом всех сербских епископов в Венгрии, коих предложил ему в своем прошении патриарх Арсе­ний III. А дипломом от 4 марта 1695 г. император Лео­польд дал патриарху Арсению III в пользование целый пожежский и сремский округ с тем, чтобы он основал свою резиденцию в одном из монастырей: Ореховице или Верднике. Но он не имел постоянной резиденции, а проживал в различных местах (Св. Андрее, Ковине, Хопове и Печуе) и скончался в Вене 27 октября 1706 г. 1708 года народный конгресс избрал в митропо­лита сербского Исаию Дьяковича, а митрополичьей резиден­цией назначен был монастырь Крушедол. При митропо­лите Викентии Поповиче (1713–1725) резиденция митропо­лита перенесена в Карловцы, где находится и ныне. По пожаревацкому миру от 10 июля 1718 г. под власть импе­ратора Карла VI подпали не только нижний Срем и Банать, но и Сербия до Моравы и Валахия до реки Алуты. Тогдаш­ний митрополит белградский Моисей Петрович утвержден архиепископом и митрополитом в Сербии, а после смерти митрополита карловецкого Викентия Поповича (23 октября 1725 г.) избран был на конгрессе 7 февраля 1726 г. Моисей и в архиепископа и митрополита карловецкого и белград­ского, а равно и после его смерти (27 июля 1730 г.) и его преемник Викентий Иоаннович 22 марта 1731 г. После смерти Викентия Иоанновича 6 июня 1737 г. управлял митро­полией перешедший из Печи патриарх Арсений IV Иоанно­вич Шакабента, которого Мария Терезия от 21 октября 1741 г. признала патриархом и митрополитом над всем духовенством и народом сербским в её землях. Его преемники не носили титула патриарха. Только 1 мая 1848 г. сербская скупщина в Карловцах избрала архиепископа и митрополита Иосифа Раячича сербским патриархом, и 3 декабря 1849 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

С этих пор карловацкий митрополит стал подписываться на всех актах-„егзарх пекскаго фрона“, а митрополия получила каноническую самостоятельность, оставаясь только в духовной зависимости от печского патриарха. Такая зависимость продолжалась однако же до самого уничтожения печского патриархата, т. е. до 1766 г. За это полустолетие в 1724 году, при митрополите Викентии Поповиче, архиепископская кафедра была перенесена из Крушедола в нынешнюю столицу сербского королевства-Белград, а в 1739 году, по завоевании Белграда турками, она была перенесена из Белграда в городок Карловцы, в Среме, где находится и в настоящее время. В 1733 году, при архиепископе Викентии Иоанновиче была учреждена гимназия, в которой и первым префектом, и наставниками были ученые, вызванные из Киева. Все карловацкие митрополиты титуловали себя архиепископами, кроме Арсения Иоанновича Шакебента, бывшего пекского патриарха, который в 1737 году бежал из Турии в Австрию и, согласно желания сербов, был назначен правительством в архиепископы 1 октября 1741 г., с удержанием лично титула патриарха. Сербские историки и канонисты (например, епископ Никодим) утверждают, что когда печский патриарший престол был уничтожен, и карловацкий митрополит перестал быть его экзархом, то карловацкая митрополия объявила себя самостоятельною, причем ее самостоятельность (автокефалия) была будто бы признана и константинопольским патриаршим престолом. Хотя ни акта, ни патриаршей грамоты о даровании карловацкой митрополии автокефалии, по видимому, не существует, но утверждение австро-сербских писателей весьма правдоподобно, так как с 1766 г. карловацкие митрополиты управляют своею митрополией на правах архиепископов ни от какого патриарха независимых или автокефальных и против их поведения никогда не возражал патриарший константинопольский престол. В 1848 году, во время венгерского восстания, церковно-народный конгресс в Карловацах провозгласил карловацкого митрополита-архиепископа Иосифа Раячича даже патриархом. Австрийское правительство, растерявшееся перед восстанием венгров и заискивавшее преданности сербов, утвердило решение конгресса.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Из приложенной патриархом таблицы видно, что в Бачке потери церквей простирались на сумму 898.239 флоринов, в Банате на сумму 273.400 флоринов, в епархии Вершацкой на сумму 103.747 флоринов, в Будимской на сумму 32.750 флоринов. Всех погорелых церквей было 44, а ограбленных и полуразрушенных 145. Что же выиграли сербы и волохи воеводства, и чем отблагодарила их Австрия? При этом вопросе поневоле вспоминается суждение Фесслера, что „за упорство в неповиновении римской церкви“ сербы и румыны преданы в рабство остальным народам. Едва миновала опасность, как звание воеводы было уничтожено (в 1851 году), власть вручена вице-воеводе, а наконец, и эта должность упразднена (в 1860 году), и все воеводство поделено на комитаты и присоединено к Венгрии, равно как и Трансильвания. Словом, национального управления лишены и сербы, и румыны 106 ). Что касается церковного состояния, то хотя у сербов и волохов есть свой патриарх (Самуил, избранный в 1864 году после умершего в 1864 году Раячича), вера их все-таки подвержена всяким стеснениям и не пользуется равноправностью не только с католичеством, но и с кальвинизмом 107 ); национальное же существование и развитие их отстаивается только непоколебимым терпением, долговременным выжиданием, бесчисленными жертвами труда, времени, лучших сил и ущербом в выгодах гражданского существования. Архимандрит Арсений. 1 См. выписки из нотария короля Белы у Керчелича в Notitiae de regnis Sclavoniae, Croatiae et Dalmatiae, стр. 85. О славянских князьях y Феслера в 1-й части Geschichte Ungarns (Leipsig, 1815), к коей приложена и географическая карта. 2 Fessler, Gesch. d. Ungarn, I, 323: «По крайней мере в известиях современников нет следа, чтобы Венгры грабили и обижали найденных ими мирных жителей или обращали их в рабство. Эти жители, большею частию уже христиане, численностию далеко превышали завоевателей». У Керчелича Hotitiae, стр. 99, выставляются Sclavi, et Regni socii.... 11 Войтковский, «Об унии Венгерских Русинов»; Fessler, I, 703. Керчеличь замечает, что Ладислав Святой, несмотря на увещания папы Григория, не хотел отправлять послов от себя в Рим, ни принять венца королевского из Рима; см. Notitiae, 106. Сестра его Ирина была в замужестве за Иоанном, сыном Алексея Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15) Иосиф Раячич, бывший епископ вершецкий. Избран 11 сентября 1842 г., умер 1 декабря 1861 г. В 1848 г. вспыхнуло известное венгерское восстание, и сербы, питавшие к мадьярам ненависть за их всегдашние и особенно последнего перед тем времени политические угнетения, с воодушевлением поднялись против своих притеснителей и поспешно предложили свою помощь австрийскому правительству. Увидев время, когда при бессилии власти можно было делать все что хотели, они созвали в Карловцах, в мае 1848 г., народный конгресс, на котором, желая обособить себя от других народов империи, провозгласили, что «Сербы суть народ политически свободный и самостоятельно живущий под державой австрийских императоров, что провинции- Срем, Бачка, весь Банат и принадлежащая к ним Военная граница должны входить в состав особой правительственной территории, называемой Сербским Воеводством», и затем избрали воеводу (г. Шуиликаца) и провозгласили архиепископа Раячича патриархом. Правительство, имевшее величайшую нужду в сербах, поспешило утвердить эти самовольные решения; но конец этой, на посторонний взгляд несколько комической, истории был тот, что по миновании опасности правительство самым беззастенчивым образом их надуло, так что к 1860 г. не только не стало их Воеводины и они перестали быть политически самостоятельным народом, но и увидели себя попавшими из огня в полымя – из-под не очень опасного гнета Мадьяров в ловкие когти немцев (См. Духовный Вестник, издававшийся в Харькове, 1862 г. т. 3-й, стр. 282 sqq, Современн. Летописи Московск. Ведом., 1865 г. 28, стр. 11 и Н. Попова Россию и Сербию ч. 2, гл. 2). «В первые годы своего архиепяскопства Иосиф Раячич исходатайствовал у императора дозволение людям западного исповедания переходить свободно, не лишаясь прав, в православие, а также завел фонд для вспомоществования вдовам и сиротам священников, ввел в карловачской гимназии еще два класса к прежним шести, завел в Карловице типографию и совершил много других дел на пользу церкви и народа сербского» (архим. Арсений ibid. стр. 248).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В будапештском кафедральном соборе Московского Патриархата выступил сербский хор Москва, 7 ноября 2007 г. 3 – 4 ноября 2007 года по приглашению Венгерской епархии Московского Патриархата мужской хор Банатской епархии Сербской Православной Церкви под управлением М.Раячича посетил Будапешт. 3 ноября в Успенском кафедральном соборе венгерской столицы состоялся концерт хора. В первом отделении концерта были исполнены песнопения из «Божественной литургии» епископа Венского и Австрийского Илариона. Во втором отделении хоровой коллектив исполнил произведения сербских композиторов С.Мокраняца (1856 – 1914), С.Христича (1885 – 1958) и протоиерея Мирко Павловича. В заключение были исполнены произведение русского церковного композитора А.Ф.Львова (1789 – 1870) на слова В.А.Жуковского (1783 – 1852) «Боже, царя храни», которое было официальным гимном Российской империи с 1833 по 1917 год. На концерте присутствовал управляющий Венгерской епархией Московского Патриархата епископ Иларион, епархиальное духовенство, гости из других Поместных Православных Церквей, прихожане православных храмов Будапешта. Как сообщает пресс-служба Венгерской епархии Московского Патриархата, 4 ноября епископ Иларион совершил Божественную литургию в Успенском соборе в сослужении соборного духовенства и прибывшего из Сербии в составе хора Банатской епархии диакона Предрага Ненина. Литургия совершалась на церковнославянском, венгерском и греческом языках. За литургией хор Банатской епархии исполнил «Божественную литургию» епископа Илариона (Алфеева). По окончании литургии архипастырь, приветствуя гостей из Сербии, подчеркнул, что Русская Православная Церковь всегда, а особенно в дни скорбей и испытаний, проявляла солидарность с братским сербским народом и Сербской Православной Церковью: «В дни, когда авиация НАТО бомбила Сербию, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил эту страну и совершил Божественную литургию вместе со Святейшим Патриархом Сербским Павлом. И сегодня Русская Православная Церковь молится за Косово, где на глазах у всего цивилизованного мира исчезают с лица земли бесценные древние храмы, где десятки тысяч людей остались без крова и вынуждены покинуть родные места». 7 ноября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24733.html

Сербский православный хор выступил в будапештском кафедральном соборе Русской Православной Церкви 6 ноября 2007 г. 12:51 3-4 ноября мужской хор Банатской епархии Сербской Православной Церкви под управлением М. Раячича по приглашению Венгерской епархии посетил Будапешт. 3 ноября в Свято-Успенском кафедральном соборе состоялся концерт хора. В первом отделении концерта были исполнены песнопения из «Божественной литургии» епископа Венского и Австрийского Илариона . Во втором отделении хор исполнил произведения сербских композиторов С. Мокраняца (1856-1914), С. Христича (1885-1958) и протоиерея Мирко Павловича. В заключение хор исполнил произведение русского церковного композитора А.Ф. Львова (1789-1870) на слова В.А. Жуковского (1783-1852) «Боже, царя храни», которое было официальным гимном Российской империи с 1833 по 1917 год. На концерте присутствовал управляющий Венгерской епархией епископ Иларион, духовенство епархии, гости из других Поместных Православных Церквей, прихожане православных храмов Будапешта. 4 ноября епископ Иларион совершил Божественную литургию в Свято-Успенском соборе в сослужении соборного духовенства и прибывшего из Сербии в составе хора Банатской епархии диакона Предрага Немина. Литургия совершалась на церковнославянском, венгерском и греческом языках. За Литургией хор Банатской епархии исполнил «Божественную литургию» епископа Илариона. По окончании Литургии епископ Иларион, приветствуя гостей из Сербии, подчеркнул, что Русская Православная Церковь всегда, а особенно в дни скорбей и испытаний, проявляла солидарность с братским сербским народом и Сербской Православной Церковью: «В дни, когда авиация НАТО бомбила Сербию, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил эту страну и совершил Божественную литургию вместе со Святейшим Патриархом Сербским Павлом . И сегодня Русская Православная Церковь молится за Косово, где на глазах у всего цивилизованного мира исчезают с лица земли бесценные древние храмы, где десятки тысяч людей остались без крова и вынуждены покинуть родину». Сайт Венгерской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/317930.htm...

3. АФВМ. 73031. Рукопись монаха Иосифа. Стихи. 1894 г. (продолжение). 4. АФВМ. 7302. Рукопись монаха Иосифа. О покаянии и девстве и др. 1894 г. 5. АФВМ. 7304. Рукопись монаха Иосифа. Выписки из творений свв. Отцов и стихи. 1896 г. 6. АФВМ. 8081. Рукопись монаха Иосифа. 1897—1900 гг. 7. АФВМ. 7306. Рукопись монаха Иосифа. 1901 г. 8. АФВМ. 7307. Рукопись монаха Иосифа. 1902 г. 9. АФВМ. 7305. Рукопись монаха Иосифа. 1902—1904 гг. 10. АФВМ. 7308. Рукопись монаха Иосифа. 1903—1906 гг. 11. АФВМ. 7309. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Спеши в объятия покаяния. 1905—1906 гг. 12. АФВМ. 8115. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Кончина схимонаха Авеля и др. 1906 г. 13. АФВМ. 7339. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. 1907 г. 14. АФВМ. 8279. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Ищи утешения в Господе и др. 1910 г. 15. АФВМ. 82791. Рукопись монаха Иосифа. 1911—1912 гг. 16. АФВМ. 8087. Рукопись монаха Иосифа. Мир Твой даждь нам, Сыне Божий. 1912 г. 17. АФВМ. Без номера. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Времена небывалых в истории войн многомиллионных армий европейских и прочих народов, в которые пролито море человеческой крови, поливает землю не без воли Божией. 1915 г. 18. АФВМ. 8088. Рукопись монаха Иосифа. 1916 г. 19. АФВМ. 80881. Рукопись монаха Иосифа. 1916 г. 20. АФВМ. 7314. Рукопись монаха Иосифа. 1916—1917 гг. О любви монаха Иосифа к книге говорит также иером. Сергий (Иртель), составитель краткого Валаамского патерика (См. Архив Казанского скита в Калифорнии. Валамский патерик /Сост. Сергий (Иртель), иером. Рукопись. Л. 20). Архив Казанского скита в Калифорнии. Валамский патерик /Сост. Сергий (Иртель), иером. Рукопись. Л. 20. Афанасий (Нечаев), архим. Старый Валаам: Воспоминания //Русский паломник. 2. 1990. С. 112—113. Иеромонах Иоасаф (в миру Иван Шабалин), из мещан города Вятки. Духовник Валаамского монастыря. Скончался 11 июня 1905 года. Погребен на старом братском кладбище. Сам монах Иосиф пишет о нем как своем духовнике в следующем дневнике: АФВМ. 8081. Рукопись монаха Иосифа. 1897—1900 гг. Л. 330.

http://bogoslov.ru/article/1091817

А.В. Мазырин Содержание 1. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 2. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 3. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 4. Собственноручные показания митрополита Иосифа (Петровых) о его отношении к современным ему церковным событиям 5. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 6. Продолжение протокола допроса митрополита Иосифа (Петровых) 7. Дополнительный протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 8. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 9. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 10. Показания митрополита Иосифа (Петровых) о Ярославской декларации 11. Показания митрополита Иосифа (Петровых) о лицах, посещавших его в Моденском монастыре 12. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 13. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 14. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 15. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 16. Собственноручные показания митрополита Иосифа (Петровых) о его отношении к современным ему событиям     В 1930–1931 годах усилиями органов ОГПУ СССР родилось одно из крупнейших церковных следственных дел – дело «Всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников Истинно-православная церковь » 1 . По версии следствия, организация имела два центра: «церковно-политический», во главе которого стояли А. Ф. Лосев 2 и М. А. Новоселов 3 , и «Церковно-административный», возглавлявшийся митрополитом Иосифом (Петровых) . Митрополит Иосиф был арестован в ссылке и привлечен к делу «Всесоюзной организации ИПЦ» 9 сентября 4 1930 года. Первоначально митрополит Иосиф допрашивался в Ленинграде, затем был доставлен в Москву. Его показания занимают в деле одно из центральных мест. По постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 3 сентября 1931 года митрополит Иосиф был приговорен к пяти годам заключения в лагере с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок. В 1937 году митрополит Иосиф был вновь арестован, приговорен к расстрелу и расстрелян (20 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Издание службы святым Виленским мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию. Последнее служение преосвященного Иосифа в крестовой церкви, в день Святой Пасхи, и письмо его к архиепископу Михаилу Голубовичу. Правительственные мероприятия к уменьшению латино-польской пропаганды в Западном крае. Заботы преосвященного Иосифа о народном образовании. Назначение и прибытие в Вильну генерала Потапова. Неудачные его попытки к примирению с поляками. Смутившая Иосифа высылка из Западного края иеромонаха Смарагда. Обратное движение в латинство воссоединенных поселян еще более увеличивается. Равнодушие гражданских властей и меры Иосифа против указанного обратного движения. Число воссоединенных в Литовской епархии в последний год жизни Иосифа. Назначение преосвященного Александра епископом Минским. Процветание местных епархиальных ведомостей при поддержке митрополита Иосифа. Вопрос об открытии православной духовной академии в Вильне и участие в этом деле митрополита Иосифа. Освящение Пречистенского, древнего митрополитального, собора, воздвигнутого из развалин. Торжество православно-русских начал в крае при закате жизни Иосифа. Занятие преосвященного Иосифа епархиальными делами. Кончина и погребение митрополита Иосифа. Ежегодное его поминовение 23 ноября. Крест-памятник. Всемилостивейше уволенный на покой, 23 января 1868 года, Минский архиепископ Михаил Голубович просил митрополита Иосифа дозволить ему проживать в Жировицком монастыре. Митрополит отвечал, что он ничего не имеет против помещения высокопреосвященного Михаила в указанном монастыре, только бы от этого не произошло никакого затруднения для монастыря и помещающегося в нем духовного училища. 364 Архиепископу Михаилу назначено было содержание ежегодно по 5 тысяч рублей. Он скончался в Жировицах в 1881 году. Другой знаменитый иерарх, архиепископ Василий Лужинский , также, как и Михаил, ближайший сотрудник митрополита Иосифа по воссоединению, уволен был от управления Полоцкой епархией еще 27 марта 1866 года, с назначением в члены Святейшего Синода и с содержанием по 7.114 рублей в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010