(Груич Милутин; 1.12.1810, с. Липово (ныне Липпо, обл. Баранья, Венгрия) - 8.04.1887, г. Пакрац (ныне в Хорватии)), еп. Пакрацкий. Род. в семье серб. свящ. Прокопия, к-рый не имел образования, но считался ученым и пользовался большим уважением. Милутин окончил школу в родном селе. Позже учился в гимназиях в городах Мохач и Печуй (ныне Печ, Венгрия). В Печуе также прослушал курс философии и правоведения, но из-за своей национальности не смог найти работу. В это время написал свои первые произведения - стихи на лат. и серб. языках, к-рые публиковал в разных журналах под псевдонимом Милутин или Серб Милутин. По совету отца поступил в Карловацкую семинарию (богословию), к-рую окончил в 1840 г. В 1841 г. на Петров день в мон-ре Кувеждин принял монашество с именем Никанор. В том же году 19 дек. рукоположен во диакона и назначен преподавателем Карловацкой семинарии, где работал до 1844 г. В 1843 г. стал сотрудником консистории и помощником митр. Карловацкого Иосифа (Раячича) . 26 мая 1846 г. рукоположен во иерея, 6 дек. получил должность протосинкелла. 1 янв. 1848 г. назначен настоятелем мон-ря Кувеждин, затем - протосинкеллом и вскоре получил сан архимандрита. В 1848 г. выступление Н. на Майской скупщине (церковно-народный собор сербов, проживавших в Австро-Венгрии, на к-ром сербы поставили вопрос о предоставлении им автономии и создании области Сербская Воеводина) способствовало избранию митр. Иосифа патриархом Сербским. Именно Н. на Майской скупщине зачитывал список прав серб. народа на ряд привилегий в Австро-Венгерской империи (см. в ст. Карловацкая митрополия ). С молодых лет Н. отличался пламенной любовью к сербам, в своих выступлениях всегда поддерживал представителей своей национальности и способствовал решению их проблем в Австро-Венгерской монархии. Под псевдонимом Православный родолюб (всего исследователям известны 18 псевдонимов Н.) он опубликовал небольшие книжки «Народная сербская скупщина» (Народна српска скупштина. Београд, 1848) и «Развитие сербской народной скупщины» (Наставак народне српске скупштине. Београд, 1849) с описанием истории сербов в Придунавье, начиная с т. н. великого переселения сербов (1690) до 1848 г.

http://pravenc.ru/text/2565308.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР [серб. Благовештенски сабор], проходил в Сремски-Карловци под председательством Патриарха Карловацкого Иосифа (Раячича) с 21 марта по 8 апр. 1861 г. Был созван для обсуждения вопросов, связанных с изменившимся положением воеводинских сербов в Австрийской империи (см. ст. Белградско-Карловацкая митрополия ). Представителем австр. имп. Франца Иосифа на Б. ц. С. был генерал-майор И. Филипович; в работе Собора приняли участие епископы Темишварский Самуил (Маширевич), Вршацкий Емилиан (Кенгелац или Кенджелац), Бачский Платон (Атанацкович). Своих делегатов (мирян и священнослужителей) прислали протопресвитериаты Кикиндский, Бечкерекский, Темишварский, Вршацкий, Чанадский, Чаковецкий, Нови-Садский, Сомборский, Суботицкий, Карловацкий, Шидский, от мон-рей Фрушка-Горы присутствовали архимандриты Крушедолский Никанор (Груич), Беочинский Лукиан (Николаевич), Герман (Анджелич), архидиак. Феофан (Живкович). Основным из требований Б. ц. С. было восстановление в рамках Венгерского королевства автономии серб. Воеводины, включающей Срем, Бачку, Банат и Военную границу, где проживало ок. 300 тыс. сербов. В решениях Собора, переданных имп. Францу Иосифу, выдвигалось предложение по новому территориальному устройству автономной Воеводины с центром в Темешваре. Делегаты требовали, чтобы все школьные и церковные вопросы находились в ведении сербов. Собор принял конституцию и устав, предусматривавшие равенство вероисповеданий, создание собственной администрации с воеводой во главе, утверждение герба, знамени, введение кириллической азбуки. Однако предложения Б. ц. С. не были приняты императором, и в результате австро-венг. (1867) и венгеро-хорват. (1868) соглашений воеводинские сербы остались без автономии, оказавшись подданными Венгрии и Хорватии. Лит.: Д. J. Срби у Bojboдuhu. Нови Сад, 1990. 3. С. 310-314; Ucmopuja. 2. С. 169-170; Р. , jepej, д-р. Српска Црква у мисао. [и др.], 1997. С. 97. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/149297.html

Многое сербам удавалось отстоят и через подкуп правящих сфер. Вследствие тяжелых условий, как политических, так особенно религиозных, сто тысяч австрийских сербов переселилось в 1751 году в южную Россию, названную „Новая Сербия“, после того как русская императрица Елизавета Петровна утвердила условия, предложенные Хорватом и назначила сербам „земли плодоносные, обширные и для житья человеческого выгодные“. С воцарением императора Иосифа II (эпоха „просвещения») настали лучшие времена для православных сербов. Император Иосиф II говорил, что „большия по возможности переселения сербской нации из Турции гораздо желательнее, нежели всякие другие» и что „сербы и другие православные, ради торговли, заслуживают всякого поощрения и защиты от притеснений, ибо они занимаются самыми полезными производствами». Но император-преобразователь умер, не успевши осуществить своих планов, а жизнь государственная пошла своим естественным путем. Император Франц I опять начинает действовать против православной церкви и в 1814 г., в письме к митрополиту карловецкому Стефану Стратимировичу, предлагает – в интересах большего сближения народов австрийской империи – оставить юлианский календарь и принять грегорианский. Встретив отказ со стороны митрополита, правительство возобновило пропаганду в пользу унии в Тожите горне-карловацкой епархии в Хорватии, но и эта попытка в конце концов осталась без успеха. В 1848 году, во время восстания мадьяр против Австрии, сербы под руководством своего митрополита Иосифа Раячича пришли на помощь Австрии, за что император Франц Иосиф I, по требованию сербов, утвердил сербское „воеводство» и митрополит карловецкий получил титул „патриарха». Когда же миновала опасность и когда мадьяры признали австрийского императора своим королем, тот же Франц Иосиф I в 1860 году упразднил сербское воеводство и оставил только карловецкому митрополиту титул „патриарха“. В шестидесятых годах, под влиянием западно-европейского либерализма, среди австрийских сербов началось брожение, направленное против церкви и ее иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Он прекрасно знал и собирателей преданий славянства, и воскресителей народного языка — Штура, Гая, Вука Стефановича, и славянских героев и вождей — князя Милоша Сербского, патриарха Иосифа (Раячича) , Черногорского князя Петра и других. Через него русские профессора и ученые (Погодин, Срезневский, Бодянский) вступили в сношения со всеми известными деятелями в области славянской литературы и науки. Деятельность протоиерея Раевского всегда отличалась самым миролюбивым характером, и, поддерживая сношения с политическими деятелями славянства, он никогда не вмешивался в политические дела Балканских народностей. Этим только и объясняется его продолжительное пребывание в Вене, где австрийское правительство очень зорко следило за всеми мало-мальски причастными к освободительным замыслам на Балканском полуострове. Раевский пользовался даже некоторой популярностью у австрийских властей и имел австрийские ордена. Впрочем деятельность о. Михаила как-то дала повод Австрии выразить свое неудовольствие российскому правительству. Николай I , узнав, что министр юстиции граф В.Н. Панин знаком с братом венского священника - Н.Ф. Раевским , сказал: " Передайте же нашему Раевскому, чтобы он предупредил своего венского брата быть осторожнее. Иначе он попадет из Вены в Якутск " . К счастью, на помощь венскому протоиерею пришла великая княгиня Елена Павловна , которая по случаю болезни дочери жила в Вене, где познакомилась с Раевским и приняла живое участие в заботах о помощи нуждающимся славянам. Среди тех людей, кого жизнь свела с протоиереем Раевским, были Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) - князь, сенатор, известный поэт; Г.В. Жомини - один из крупных теоретиков военного искусства; князь Вл. Одоевский (1804-1869), писатель и музыкальный критик; Ф.И. Тютчев (1803-1886), поэт; А.Н. Островский (1823-1886), драматург; А.Х. Востоков (1781-1864), российский филолог; Н.А. Попов (1833-1891), историк. В числе его корреспондентов были знаменитый филолог И.А. Бодуэн де Куртенэ и композитор М.А.

http://drevo-info.ru/articles/13675909.h...

После освобождения Которского зал. от франц. властей рус. эскадрой под командованием адмирала Д. Н. Сенявина (Вторая архипелагская экспедиция) в 1807 г. восстановить М.-П. хотел свт. Петр I (Негош) , митр. Цетинский. Но из-за передачи этих земель Франции, а затем Австрийской империи его желание не исполнилось. В 1833 г. по благословению еп. Далматинского Иосифа (Раячича ; впосл. патриарх Сербский) гр. Елена (в монашестве Екатерина) Властелинович, сестра архим. Спиридона (Сундечича), настоятеля мон-ря Савина , близ развалин Михайловского храма возвела ц. Св. Троицы. Она поселилась в М.-П., в 1845 г. была ранена из огнестрельного оружия, скончалась в 1847 г. (предположительно от отравления свинцом). Свои владения она завещала Троицкому храму и митр. Черногорскому Петру II (Петровичу Негошу) . В 1893 г. над зап. фасадом Троицкого храма была построена звонница. После второй мировой войны на территории М.-П. открылся пансионат «Остров цветов». В 1956-1959 гг. Й. Ковачевич и В. Корач из Археологического ин-та Сербской АН провели раскопки в ц. арх. Михаила. Во время гражданской войны в бывш. Югославии в нач. 90-х гг. ХХ в. в пансионате поселились серб. беженцы из Боснии и Герцеговины. Тогда же в Троицком храме были возобновлены богослужения. С 1996 г. ведутся археологические исследования монастырского комплекса объединенной группой специалистов Центра археологических исследований Черногории и философского фак-та Белградского ун-та во главе с Дж. Янковичем. В музее М.-П. хранятся найденные в ходе раскопок фрагменты декора IV-VI вв. Кроме того, в Михайловском храме были обнаружены многочисленные захоронения: в юж. апсиде - останки, как полагают, пострадавшего здесь раннехрист. мученика ( 2007), в сев. апсиде - могила епископа. Также в храме был найден гроб XV в. с многочисленными останками. Было высказано мнение о том, что это мощи отравленных монахов. Отчасти это предположение было подтверждено в 1997 г., когда химико-токсикологический анализ показал повышенное содержание в них мышьяка. На костях были обнаружены множественные повреждения, нанесенные еще при жизни людей. С этого периода началось почитание Превлакских преподобномучеников. С 2000 г. по улицам г. Тивата впервые прошел крестный ход с их мощами. В 2001 г. были установлены дни памяти Превлакских святых - 27 апр. (в день сожжения мощей свт. Саввы I Сербского) и 4 янв.

http://pravenc.ru/text/2563842.html

Особое внимание уделял просвещению: выступал за открытие семинарии для священников, за повышение статуса гимназий в Сремски-Карловци и г. Нови-Сад и за улучшение состояния учительских школ. Однако ему удалось открыть лишь типографию. Для основания в Сремски-Карловци «Сербского Банатского Франца Иосифа университета» (Serbische Banater Franz Jozeph Universität) И. обратился к императору с прошением, а к пастве с просьбой о пожертвованиях, но власти не поддержали эту идею. После начала революции в Австрийской империи 1848-1849 гг. для защиты прав сербов 1 мая 1848 г. в Сремски-Карловци собрал общесербскую скупщину, в которой приняли участие несколько тысяч делегатов, приехавших в т. ч. из-за границы. Несмотря на требования властей прекратить работу, скупщина провозгласила И. патриархом Сербским, а австрийский имп. Франц Иосиф I 15 дек. 1848 г. подтвердил это решение. Однако титул И. был только почетным, т. к. не получил признания др. правосл. Церквей. И. не только защищал веру и народ, но и следил за решением ряда военных вопросов, требовал передачи обл. Воеводина в управление сербам, добился создания 18 нояб. 1849 г. автономного Воеводства Сербии и протестовал против его ликвидации в 1860 г. Переписывался с настоятелем рус. ц. во имя Св. Троицы в Вене прот. Михаилом Раевским и с рус. консулом в Белграде. В 1850 г. обратился к Свящ. Синоду РПЦ с просьбой оказать помощь в восстановлении разрушенных в 1848-1849 гг. правосл. храмов в Воеводине: на собранные в России деньги было восстановлено более 100 церквей, а также несколько школ. Похоронен в соборной ц. свт. Николая Чудотворца в Сремски-Карловци. Ист.: Попов Н. Письмо сербско-австр. патр. Иосифа Раячича к рус. консулу в Белграде//РА. 1868. 1. С. 120-123; за ucmopujy српског покрета у Bojboдuhu: 1848-1849. Београд, 1952; Зарубежные славяне и Россия: Док-ты архива М. Ф. Раевского, 40-80-е гг. XIX в. М., 1975. С. 8, 49, 53, 356, 518, 547. Лит.: J. благовештенског сабора народа србског у Сремским Карловцима 1861. Нови Сад, 1861; Народни конгреси овостраних срба//ЛетМС. 1864. 107. С. 80-90; J. Nampujapx Jocuф Нови Сад, 1938; он же. Aymoбuorpaфuja nampujapxa Jocuфa Критичка оцена. Београд, 1951; J. Nampujapx Jocuф у Српском покрету, 1848-1849. Нови Сад, 1954; Бошков Ж. лик nampujapxa 1972. 20. Св. 2. С. 307-318; Д. Jocuф Buзumaцuja Далматинске enapxuje 1832-1833 гг.//Зб. о Србима у Xpbamckoj. Београд, 1991. Бр. 2. С. 485-496; Ucmopuja. 2. С. 137, 153-155, 159-160, 540-542; Азбучник. С. 215-216; Српски jepapcu. С. 259-261; Р. Majcka скупштина у мемоарским учесника. [Б. м.], 2002; П. Nampujapx Jocuф и наше доба. Сремски Карловци, 2008.

http://pravenc.ru/text/578457.html

Исчезновение А. из К-поля вызвало беспокойство и в Патриархии, и в офиц. тур. кругах, о чем свидетельствуют донесения австр. посла в Турции. Предполагая, что А. мог бежать в Австрию, К-польский Патриарх Анфим VI отправил неск. посланий (от 11, 14 окт., 5 нояб. 1846, 12 марта 1847) Карловацкому серб. митр. Иосифу (Раячичу) - Первоиерарху всех православных, проживавших на территории Австрии, в к-рых уведомлял о самочинном отъезде А. из Стамбула, о невозможности А. совершать в Австрии архиерейское служение и просил помощи Карловацкого митрополита в поисках А. и возвращении его в лоно К-польской Церкви. Ответа от митр. Иосифа не последовало. Рус. правительству о появлении архиерея у старообрядцев и совершенных им рукоположениях стало известно после ареста 28 мая 1847 г. настоятеля Белокриницкого мон-ря Геронтия, к-рый по подложному паспорту приехал к старообрядцам в Москву с сообщением о событиях в Белой Кринице и для сбора средств. Российское правительство потребовало удаления А. из Белокриницкого мон-ря, Святейший Правительствующий Синод Русской Церкви обратился с каноническим посланием к К-польскому Патриарху, прося его принять меры к возвращению А. или подвергнуть его церковному осуждению. 20 авг. 1847 г. через российское посольство в Вене Патриарх Анфим VI отправил еще одно послание Карловацкому митр. Иосифу и одновременно - обращение к А. В посланиях говорилось, что А. совершил канонические преступления, отпав от Церкви и совершая архиерейские священнодействия, в т. ч. рукоположения, не имея на то разрешения своего Первоиерарха. (Этими действиями А. преступил 34-е и 35-е правила святых апостолов, 15-е прав. I Всел., 13, 16, 22-е правила Антиох., 5-е прав. IV Всел.) Патриарх вновь просил посредничества Карловацкого митрополита в возвращении А. и угрожал извержением А. из сана, если тот будет упорствовать. Митр. Иосиф не пожелал заняться поисками бывш. Боснийского митрополита, о чем сообщил в письме Патриарху Анфиму VI от 25 февр. 1848 г. Одновременно в австр. гос. канцелярию через российское посольство в Вене поступали все более решительные заявления российских офиц.

http://pravenc.ru/text/114398.html

1401 г.), знаме­нитую Путну, женский монастырь Петрацу, а между более поздними Сочавицу и Драгомирню. Что состояние радовецкой епархии было относительно очень хорошее, доказы­вает и то обстоятельство, что в правление епископа Варлаама она имела (1735–1744) и свою собственную типо­графию. Но 1775 г. Порта уступила Буковину императрице Марии Терезии, и тогда, естественно, православная буковинская церковь подпала Австрии, а молдавский митрополит потерял (1781) всякое влияние на радовецкую епархию, ко­торая в течение двух лет, до 1788 г., была самостоя­тельной, а в этом году император Иосиф II как буковинскую епископию подчинил ее в догматическом и отчасти духовном отношениях (in dogaticis et mere spiritualibus) карловецкому митрополиту. Вместе с сим из девяти больших и двенадцати малых монастырей остав­лено только три: Путна, Сочавица и Драгомирня, а из остальных церковных имуществ образован т. н. рели­гиозный фонд, на счет которого ныне содержится вся бу­ковинная церковь. Одновременно и епископская кафедра перенесена из Радовец в главный город австрийской Буковины, в Черновцы. Тогда же буковинская церковь получила и лучшее устройство: консисторию, богословское училище и общежитие, значительно преобразованы и при­ходы... Но уже при епископе Евгении Гакмане (1835–1873) оказалось недовольство тогдашним положением дел. Осо­бенно от правительства требовалось, чтобы управление ре­лигиозным фондом возвращено было епископу и конси­стории, равно и право избрания епископа: тогда же находил большое сочувствие в Буковине и план ердельского (германштадтского или сибиньского) митрополита Андрея Ша­гуны, который хотел соединить под своей юрисдикцией всю румынскую православную церковь в Австро-Венгрии. Успешное развитие буковинской церкви и недовольство го­сударственным управлением с одной стороны, и стремле­ние карловецкого митрополита Иосифа Раячича поставить в зависимость от карловецкой митрополии православную церковь в Далмации, Ердели и Буконине с другой сто­роны, сделали состояние буковинской епископии невыноси­мым, и правительство в 1801 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

P. S. Считаю не излишним сообщить вашему высокопреосвященству некоторые заграничные известия. Униатский митрополит Михаил Левицкий, имеющий местопребывание в Львове (Лемберге), усиленно старается соединить богатое достояние буковинской епархии с бедным имением галицкой кафедры. Это соединение возможно только при совращении буковинских православных христиан в унию. Посему митрополит усиливается зазвать буковинского епископа Евгения Гакмана на сеймы галицкие, дабы лично склонить его в унию. Но этот епископ уклоняется от присутствия на этих сеймах, опасаясь потери значительной части церковного имения. Я слышал, что только одно это опасение предохраняет буковинскую епархию от распространения в ней унии. Карловицкий митрополит Станкович скончался в нынешнее лето. Место его еще не занято; даже поныне не назначен администратор 12 . Носятся слухи, будто избрание нового митрополита продлится года два 13 . Сербские христиане говорили мне, что выбор падет или на темешварского епископа Пантелеймона Живковича, или на бачкого Георгия Хранислава, или на вершацкого Иосифа Раячича, или на офенского Платона Афанацковича. Сей последний более прочих любим и уважаем. Дело не обойдется без происков между самими епископами. К сожалению, этим они унижают себя в глазах папистов. Нынешним же летом скончался архимандрит генерал-викарий далматинской епархии. И эта епархия остается без пастыря и, быть может, надолго останется сиротой. Австрийцы, обыкновенно, медлят выбором и утверждением епископов на праздные кафедры. Цель такой политики их очевидна. Паству без пастыря удобнее совратить в унию. Карлштадтский епископ Евгений Иоаннович, встретившись с одним русским путешественником в Триесте, говорил ему, что православные епископы венгерские намерены просить Фердинанда, чтобы он позволил им купить в России церковные книги. Ибо в Австрии они весьма дороги и не все печатаются. Если это удастся им, то нашей церкви предстоит случай оказать великое благодеяние единоверцам. Галиция, населенная большей частью русинами, вся совращена в унию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

С этих пор карловацкий митрополит стал подписываться на всех актах-„егзарх пекскаго фрона“, а митрополия получила каноническую самостоятельность, оставаясь только в духовной зависимости от печского патриарха. Такая зависимость продолжалась однако же до самого уничтожения печского патриархата, т. е. до 1766 г. За это полустолетие в 1724 году, при митрополите Викентии Поповиче, архиепископская кафедра была перенесена из Крушедола в нынешнюю столицу сербского королевства-Белград, а в 1739 году, по завоевании Белграда турками, она была перенесена из Белграда в городок Карловцы, в Среме, где находится и в настоящее время. В 1733 году, при архиепископе Викентии Иоанновиче была учреждена гимназия, в которой и первым префектом, и наставниками были ученые, вызванные из Киева. Все карловацкие митрополиты титуловали себя архиепископами, кроме Арсения Иоанновича Шакебента, бывшего пекского патриарха, который в 1737 году бежал из Турии в Австрию и, согласно желания сербов, был назначен правительством в архиепископы 1 октября 1741 г., с удержанием лично титула патриарха. Сербские историки и канонисты (например, епископ Никодим) утверждают, что когда печский патриарший престол был уничтожен, и карловацкий митрополит перестал быть его экзархом, то карловацкая митрополия объявила себя самостоятельною, причем ее самостоятельность (автокефалия) была будто бы признана и константинопольским патриаршим престолом. Хотя ни акта, ни патриаршей грамоты о даровании карловацкой митрополии автокефалии, по видимому, не существует, но утверждение австро-сербских писателей весьма правдоподобно, так как с 1766 г. карловацкие митрополиты управляют своею митрополией на правах архиепископов ни от какого патриарха независимых или автокефальных и против их поведения никогда не возражал патриарший константинопольский престол. В 1848 году, во время венгерского восстания, церковно-народный конгресс в Карловацах провозгласил карловацкого митрополита-архиепископа Иосифа Раячича даже патриархом. Австрийское правительство, растерявшееся перед восстанием венгров и заискивавшее преданности сербов, утвердило решение конгресса.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010