Быт. 37 . Зависть братьев и продажа Иосифа в Египет. В начале настоящей главы сообщается о том, что Иосиф был самым любимым сыном Иакова. Это предпочтение, скорее всего, было связано с тем, что Иосиф был похож на свою мать (его внешность в 39:6 описывается теми же словами, что и внешность его матери в 29:17), так что Иаков всю силу любви, которую он питал к Рахили, перенес на ее первенца. Кроме того, в нравственном отношении юноша Иосиф также выгодно отличался от своих жестоких и злобных братьев. Любовь и покровительство, которыми Иаков окружил Иосифа, раздражали других сынов Израиля; когда же юноша неосторожно рассказал им о своих вещих снах, братья его откровенно возненавидели. Однажды, когда братья пасли скот в отдалении от дома, отец послал к ним Иосифа. Их ненависть к брату была столь сильна, что как только они увидели его издали, сразу замыслили расправиться с ним. Однако, вняв совету Рувима (который хотел спасти Иосифа), братья не стали своими руками убивать Иосифа. Сняв с него разноцветную 30 одежду, видимый символ отцовской любви, братья бросили юношу в ров 31 и тем самым обрекли несчастного на медленную и мучительную смерть. Впоследствии мы узнаём, что Иосиф умолял братьев о пощаде (42:21), но их безжалостные сердца остались непреклонными. Совершив это злодеяние, братья спокойно сели есть хлеб ( Быт. 37:25 ). Учитывая, что недалеко от них находился ров, в котором томился Иосиф, их поведение наглядно свидетельствует о бессердечии и жесткости. Увидев вскоре караван измаильтян, которые также называются мадианитянами 32 , братья решили вытащить Иосифа из ямы и продать в рабство. Таким образом, они не только избавились от ненавистного соперника, но и извлекли из этого материальную выгоду. Вместе с тем, в этом наглядно проявилось действие Промысла Божия, ибо продажа Иосифа в рабство стала для него избавлением от смерти и в будущем послужила спасению всего семейства. Быт. 39 . Иосиф в доме Потифара. В Египте купцы продали Иосифа царедворцу Потифару, начальнику телохранителей 33 , в обязанности которого входил также надзор за темницей для царских узников. Можно заметить, какая разительная перемена произошла в жизни этого юноши: если прежде он был любимым сыном у богатого отца и имел все, что только мог пожелать, то теперь он оказался совершенно бесправным рабом в доме иноплеменника. Святитель Иоанн Златоуст , описывая состояние Иосифа, обращает внимание на то, что в своем скорбном положении праведник не впал в отчаяние, не роптал на Бога, но хранил твердую веру в Яхве, а посланные ему испытания «переносил с кротостию и благодушием» с. 666]. По милости Яхве Иосиф вскоре стал домоправителем Потифара, причем благословение Божие через Иосифа распространилось на все имущество этого египетского чиновника (ст. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Содержание Предисловие к первому изданию Предисловие ко второму изданию От составителя Часть I. Жизнеописание митрополита Иосифа (Петровых) Детство и годы учебы Научная и преподавательская деятельность в Академии Монашеский постриг Духовный дневник «В объятиях Отчих» Принятие священного сана Магистерская диссертация Возведение в сан архимандрита Настоятель Яблочинского монастыря Настоятельство в Юрьевом монастыре Архиерейская хиротония и назначение настоятелем Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря 1917 год Начало гонений О патриаршем «местоблюстительстве» и его «заместительстве» Митрополит Петроградский Заместитель Местоблюстителя и дело о выборах Патриарха Декларация митрополита Сергия Политика митрополита Сергия и ее неприятие в Петроградской епархии Горячий декабрь 1927 года – напрасные увещевания и отход от митрополита Сергия Январь 1928 года Ярославская декларация Митрополит Иосиф и иосифлянское движение Гонения на иосифлян Митрополит Иосиф в деле «Всесоюзной организации ИПЦ» В ссылке Последний арест и мученическая кончина Послесловие Михаила Сахарова Часть II Приложение I. Архипастырские документы и письма митрополита Иосифа Письмо митрополита Иосифа инокам Александро-Невской Лавры Обращение ярославских архиереев к митрополиту Сергию (Страгородскому) Резолюция митрополита Иосифа Указ митрополита Иосифа о возведении в сан архиепископа епископа Димитрия Гдовского Письма митрополита Иосифа иерею Николаю Прозорову Письмо-обращение иерея Николая Прозорова к митрополиту Иосифу Письмо митрополита Иосифа петроградскому протоиерею. 1929 год Ответ митрополита Иосифа на письмо архимандрита Льва (Егорова) Письмо митрополита Иосифа духовным чадам Приложение II. «В объятиях Отчих». Дневник инока О внутренней жизни и Богообщении О молитве О плаче и сокрушении Об аскетизме О милостыне О монашестве О Святом Причастии Святых Таин О вере и благочестии О природе О России и русском народе О Церкви Приложение III. Проповеди и назидательные труды иеромонаха, архимандрита, епископа Иосифа (Петровых) Ночь на Голгофе и у Гроба Господня (Из воспоминаний о поездке в Палестину) От крупиц Евангельских.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В конце 1865 года вышла книга: «Преподобный Иосиф Волоколамский. Церковно-историческое исследование придворного священника Булгакова». В предисловии автор говорит о значении монастырей русских во время татарского ига и позднее, и вслед за тем представляет крапай очерк нравственного состояния русского общества в конце XV столетия. Сама книга разделена на две части. В первой из них рассматривается жизнь Иосифа, изложенная автором на основании источников. История деятельности Иосифа в борьбе с еретиками есть свод всего того, что написано об этом предмете. Вторая часть содержит исследование о сочинении преподобного Иосифа. В первой главе автор старается определить время появления слов Иосифа на еретиков Новгородских и приходит к заключению, что первые одиннадцать слов написаны ранее Сказания и других пяти слов. Автор не соглашается с автором статьи Православного Собеседника в том, что Просветитель не есть оригинальное сочинение Иосифа. Священник Булгаков обстоятельно знакомит читателя с тем, как Иосиф опровергал еретическое учение о святой Троице и каким образом доказывал необходимость казни еретиков. Изо всех 16-ти слов он пересказывает содержание и состав только одного 11-го (о монашестве). Затем следует оценка Просветителя, между прочим, как произведения весьма важного в истории догматического богословия. Что касается до посланий Иосифа, то удовлетворительно разобраны в отношении историческом два послания: к Митрофану, архимандриту Андрониковскому и Василию Андреевичу Челяднину. Обстоятельно рассмотрена Духовная грамота (Устав) и в конце её обзора помещено сопоставление Устава Иосифа с Уставом Нила Сорского . Различие во взглядах Казанского и Булгакова на преп. Иосифа состоит в том, что первый говорит об Иосифе точно также, как говорят о святом древние авторы житий; второй же берет на себя защиту Иосифа, объясняя строгие поступки его духом времени, словом, относится к Иосифу критически. Иосиф, основатель и устроитель монастыря на Волоке-Ламском Со второй половины XIV века значительно увеличивается число иноческих обителей северо-восточной Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Феодора Студита . Переписчик «даже не потрудился, – замечает проф. Карабинов, – собрать в одно место однородные песнопения свв. Иосифа и Феодора», 297 как они теперь расположены в нашей Триоди. Составитель Синайской Триоди 734–735 (Х в.) весь материал распределяет по-другому: сначала идут произведения св. Феодора Студита , далее св. Иосифа и, наконец, св. Климента. Гротто-Ферратская Триодь Δ. β. 1 (XII в.) сначала помещает мелкие произведения (седальны и подобны) свв. Иосифа и Феодора, а за ними четыре группы трипеснцев в таком порядке: сначала св. Климента, потом два цикла трипеснцев св. Иосифа и, наконец, трипеснцы св. Феодора Студита . 298 В Славянской рукописной Триоди (XII-XIII века), сохраняющейся в г. Битоле (в Македонии), находятся трипеснцы лишь св. Климента и анонимные, трипеснцев же свв. Феодора и Иосифа нет. 299 В греческой триоди (бывш. Московской Синодальной Библиотеки) 217 (XII в.) указывается такой порядок трипеснцев: сначала Андрея (т. е. Андрея Критского ), потом Иосифа и, наконец, Феодора Студита . Подобные выписки можно бы еще продолжить. Но и приведенные весьма характерны. Если бы Триодь представляла один коллективный труд свв. Феодора Студита и его брата Иосифа, архиепископа Солунского, то едва ли можно допустить такое разнообразие. И проф. И. А. Карабинов вполне прав, предполагая на основании рукописного материала отдельную триодь только св. Феодора Студита , такую же св. Климента, и сравнительно с первыми поздний отдельный труд св. Иосифа, но не брата Святого Студита, а другого, Иосифа Сицилийца. Если мы обратимся к самым предписаниям древних рукописных Греческих и Славянских Триодей, то картина станет еще яснее: здесь нет эпитета Студит или брат Феодора при слове Иосиф. Греческие и наши славянские древнейшие рукописи имеют обычно в начале книги Триодь краткое надписание: ωσ, или το ωσ и το Θεοδρου Στουδτου, без прибавления, что Иосиф есть брат Феодора. Мы можем указать на ряд древнейших Триодей. 300 В Синайской Триоди 736 (1028 г.) читаем такое заглавие: Τριδιον σν Θε ρχμενον π το αρισαου κα το τελνου μχρι τν γων πντων χων ποιητ δο ωσ κα Θεδωρον στουδτου.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Максимиана (Архиепископский музей, Равенна): цикл И. на боковых стенках соотносится со сценами детства и чудес Иисуса Христа на спинке трона, поскольку И. считали одним из ветхозаветных прообразов Спасителя (сопоставление истории И., проданного братьями за 20 сребреников и затем спасшего от голодной смерти свой народ, с жизнью Иисуса Христа, а также истолкование полученного Иаковом и его сыновьями хлеба в евхаристическом смысле основаны на святоотеческой традиции). Миниатюры из Венского Генезиса (Vindob. theol. gr. 31, VI в.), такие как «Прощание Иосифа с Вениамином», на к-рой И. представлен в сопровождении ангела, или «Жена Потифара навещает Иосифа в темнице», свидетельствуют о знании иллюстраторами комментированных текстов истории И., что отразилось в иконографии миниатюр. В визант. искусстве цикл с историей И. появился в IX в. На миниатюре из рукописи Гомилий Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 69v, 879-882 гг.) в 5 регистров расположены сцены истории И. Миниатюра предваряет Слово 10, «защитительное, по возвращении св. Григория Богослова из уединения, говоренное им отцу своему и Василию Великому». В это время устанавливается празднование памяти И. в Неделю св. праотец перед Рождеством Христовым. На миниатюрах Октатевхов может быть представлено от 40 до 55 сцен из истории И. (Vat. gr. 747, 2-я пол. XI в.; Vat. gr. 746, 2-я четв. XII в., и др.); их иконография обнаруживает сходство с миниатюрами Венского Генезиса. Жена Потифара клевещет на Иосифа. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Мастера Белоусовы. 1882 г. Жена Потифара клевещет на Иосифа. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Мастера Белоусовы. 1882 г. В ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани (ок. 1265, Сербия) цикл посвященных И. сцен включен в символическую программу росписи нартекса и занимает 4 регистра зап. стены. Композиции следуют одна за другой без разделения: «Иаков посылает Иосифа к братьям»; «Иосиф находит братьев в Сихеме; братья бросают Иосифа в колодец»; «Иакову показывают окровавленную одежду Иосифа»; «Иосиф едет с измаильтянами в Египет»; «Иосиф у гроба Рахили» (апокрифический эпизод); «Иосифа продают Потифару»; «Иосиф убегает от жены Потифара»; «Иосиф в темнице»; «Иосиф покидает темницу»; «Фараон назначает Иосифа правителем»; «Иосиф раздает зерно братьям»; «Братья сообщают Иакову об Иосифе»; «Иаков едет в Египет»; «Иосиф встречает отца»; «Иаков благословляет сыновей Иосифа»; «Кончина Иакова».

http://pravenc.ru/text/578394.html

401 Протоиерей Яхонтов, издавший, с дозволения митрополита, на свой счет, его «Слова» в 1860 году, называет их превосходными духовно-литературными произведениями. «Каждая мысль в них, говорит этот бывший издатель “Духовной Беседы”, запечатлена печатью глубокого, обширно-образованного ума, великого характера и христиански доброго сердца и заключена в зрело обдуманные, как бы стальные формы слова». Приложения I. Соборный протоиерей Иосиф Семашко. (Географическая заметка) Скоро после смерти митрополита Иосифа, протоиерей Александр Мацкевич, в благочинии которого находился приход Павловка, родина Семашки, собрал уцелевшие на родине почившего иерарха письменные и устные сведения о нем и о его роде. Сведения эти тем драгоценнее для биографии Иосифа, что они были собраны на месте, по свежей памяти, и притом лицом, близко знавшим родителей Иосифа. В записке протоиерея Мацкевича встречаются, впрочем, сведения не совсем точные и несогласные с свидетельством других современников Иосифа. Более же всего грешит против истины сомнение протоиерея Мацкевича в искренности православия протоиерея Иосифа Семашки. По поводу замечания архимандрита Модеста (ныне архиепископа Волынского), что «родитель Иосифа охотно принял православие», протоиерей Мацкевич возражает: «Знав его лично, и при том близко, могу утверждать лишь противное; лишь переехав в Литву... он стал православным и то более по имени». Далее бывший Липовецкий благочинный говорит, что фанатизм и ненависть к православию особенно выразились в сыне протоиерея Семашки, священнике Иоанне Семашке. Последний, как известно (стр. 8), причинил своему знаменитому брату Иосифу не мало огорчений и забот. Если бы означенное свидетельство современника о православии Семашки-отца было справедливо, то оно могло бы бросить некоторую тень на величие заслуги Иосифа, который, присоединив к православию более тысячи пастырей, по-видимому, не сумел или не успел повлиять на религиозные убеждения своего старца отца и младшего брата Иоанна. Невольно рождается также вопрос, не сделались ли, подобно отцу Иосифа, православными только по имени и многие другие из старых воссоединенных пастырей? Настоящая биографическая заметка имеет целью доказать, что родитель Иосифа был не только искренний христианин, но и примерный православный пастырь церкви, ревновавший об умножении своей паствы посредством присоединения к православию местных прихожан, совратившихся некогда, по проискам ксендзов, в католичество, и заботливо распространявший свет православного учения среди всех своих пасомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Кроме этих обширных посланий Иосиф писал еще третье подобное к Ивану Володимировичу Голове, тому дяде Третьякова, которого он считал искуснейшим в Божественном Писании. Послание к Голове не сохранилось. Свидетельство о нем в послании сына Головы, Ивана к Иосифу 221 . Послание Ивана Головина полно излияний, духовной любви и благоговения к Иосифу. Со страхом Иванец (как он себя называет) исповедает духовному отцу свой грех , что он дерзал сомневаться в его правоте: то казалось ему, что Серапион прав, а Иосиф виноват, то наоборот. Головин просит Иосифа исцелить его от «мнения». (Смиренный и благоговейный тон этого послания, украшенного к тому же текстами Священного Писания, заслужил ему название «послания некоего мудра мирянина ко игумену Иосифу», в сборнике, составленном в Иосифове монастыре. Это послание свидетельствует, что и самые искренние друзья Иосифа не вполне были удовлетворены его объяснениями по делу распри. Однако «тетради» должны были произвести свое действие. Летописное известие о сведении Серапиона с архиепископского престола распространило ещё более мнение о правоте Иосифа и виновности Серапиона 222 . Только Новгородская летопись отозвалась об этом деле глухо «свели владыку за то, что не благословил старца Иосифа на Волоке-Ламском» 223 . При известии о смерти Серапиона ясно выражен взгляд новгородцев на Иосифа и его сторонников 224 . Из жития Иосифа (Саввы Черного) узнаем, что по смерти его злобно отнеслись к его памяти иерей и сын боярский– оба из Новгорода. Благочестивая жизнь Серапиона произвела свое действие. Великий князь однажды приказал сказать Иосифу, через его чернеца, чтобы он отписал ему мысль свою, нельзя ли ему, Иосифу, бить челом архиепископу Серапиону. В ответ Иосиф написал великому князю краткое послание 225 . «Аз еще толды, коли Серапион меня отлучил, писал о том тебе государю и ко иным кои меня жалуют. Да послал есми с своими старцы тетратку к тебе государю. А ныне... моя мысль, как Бог да Пречистая Богородица тебе на сердце положит, как ты, государь, велишь, занеже надежа и упование – ты государь». Митрополит Симон, почувствовав приближение смерти, раскаялся перед Серапионом и просил у него прощения. Великий князь также оказал милость Серапиону незадолго до его кончины 226 . Образ Серапиона осенился по смерти его венцем святости и составленное в Троице-Сергиевой обители житие его донесло до нас взгляд на дело его с Иосифом – противоположный тому, который имели на это же дело сторонники Иосифа. Списатели житий Иосифа мягче относятся к Серапиону, нежели списатель жития Серапиона к Иосифу. Первые говорят о примирении, последовавшем через несколько времени по сведении Серапиона; последний повествует о том, как Серапион заочно простил Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Указав на источники, послужившие материалом для предпринятого мною труда, считаю нужным упомянуть о новейших писателях, которые разбирали сочинения Иосифа и сообщали сведения как о них, так и о жизни автора, а равно и о его литературных современниках. Карамзин, в своей Истории (т. VI, гл. IV), обозревая литературу времени Uoahha III , говорит о соборе на еретиков «жидовствующих» и излагает историю появления ереси. Он придерживается «Сказания Иосифа о ереси Новгородской». Местами приводит из этого сочинения меткие выражения Иосифа о еретиках, самого Иосифа называет историком, может быть, не совсем беспристрастным, но смелым, неустрашимым противником ереси (там же, стр. 200) и тут же говорит об обличительном послании Иосифа к Нифонту, епископу Суздальскому. Кроме этих двух памятников Карамзин упоминает о послании Иосифа к Митрофану, духовнику великого князя, откуда (в примечании 320) приводит замечательное место – слова, сказанные великим князем Иосифу о еретиках. Карамзин пользовался книгою Иосифа о ереси по списку синодальному, а «Сказанием» по напечатанному в Древней Российской Вивлиофике, m. XII. Другие литературные памятники, современные Иосифу, известны были историографу по напечатанным в Древней Росс. Вивлиофике. В указанном выше примечании он приводит замечательное место из послания Геннадия к Зосиме (о Курицыне, как о покровителе еретиков); в примечании 324 приводит отрывки из послания митрополита Геронтия к Геннадию. Митрополит Евгений в «Словаре писателей духовного чина» (2-е изд., М. 1827 г.) излагает вкратце главные события в жизни Иосифа. В своём сочинении он перечисляет Просветителя, Устав или духовную грамоту и два наиболее важных послания (к Митрофану, Андрониковскому архимандриту и к Нифонту, епископу Суздальскому); сверх того, приводит надпись на триоди, переписанной Иосифом и говорит о житии его, составленном Саввой Черным и о надгробном слове Досифея Топоркова. Митрополит Евгений удивляется памяти Иосифа и его «начетливости». Говоря о деятельности Геннадия, автор Словаря упоминает о писанной им Пасхалии, но не объясняет, к кому писал этот архиепископ свои грамоты и какое их содержание. По поводу соучастия в ереси бояр великого князя, митрополит Евгений приводит любопытное выражение о них довольно близкого к ним по времени писателя, инока Зиновия Отенского . – В статье «Серапион, архиепископ Новгородский» автор Словаря говорит о послании, написанным Серапионом к митрополиту Симону, по поводу распри с Иосифом, и указывает, что это послание находится между рукописями библиотек Иосифова Волоколамского монастыря и Новгородского Софийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Граф Блудов, рассматривавший записку Иосифа по поручению Государя, был от неё в совершенном восторге. По его словам, он нашел в записке не только любопытные, отчасти новые сведения об унии (сам Блудов был весьма мало знаком с униатским вопросом), но и поразительно верное изображение зловредного направления умов в присоединенных к России областях, с историческим изложением причин этого явления и способов к его устранению. «И что всего лучше и важнее, в сей бумаге, говорит далее Блудов, виден человек, который по своим способностям, чувствам и самому званию может быть употреблен правительством с великою пользою для великого и святого дела (уничтожения унии. 56 Государь твердо решился взять в свои мощные руки это святое и великое дело. Сам автор записки был призван служить исполнителем воли Государя, главным орудием воссоединения униатов. Вопрос о воссоединении, мелькая в будущем, в данное время никак не мог быть поставлен целью для задуманных реформ: один только намек на это мог бы повредить благим намерениям Императора Николая I, которому вверяли судьбу свою греко-униаты. Обличительная записка с проектами должна была оставаться в величайшей тайне. Одиноко стоял молодой член униатской коллегии, в глубоко задуманном им деле, среди высшего униатского духовенства, не имея связей среди влиятельных русских, окруженный со всех сторон поборниками латинства и Польши и не опираясь на какую-нибудь сильную, способную поддержать его партию в западной России. Но за его дело горячо стоял сам Государь Николай Павлович, который своею самодержавною властью мог устранять многочисленные препятствия и затруднения и поддерживать энергию Иосифа в борьбе с многочисленными и сильными противниками воссоединения. Отзыв Блудова о записке Иосифа был возвращен Государем 8 декабря, а 6 декабря Иосифа, был всемилостивейше пожалован наперсным бриллиантовым крестом с назначением столовых по 100 рублей ассигнациями в месяц «за отличные способности, ревность и примерное благонравие». II. 1828–1829 Составленный при участии Иосифа проект 17 января 1828 года о преобразовании униатской церкви и указ 22 апреля того же года. Назначение Блудова главно-управляющим духовными делами 23 апреля 1828 года. Особенное назначение вновь учрежденной Греко-униатской коллегии. Руководительная деятельность в ней Иосифа Семашки. Учреждение двух епархий вместо бывших четырех. Преобразование консисторий. Назначение провинциалов членами консисторий. Недопущение латинян в базилианский орден. Учреждение Литовской семинарии в месте Жировицах в 1828 году. Торжество белого духовенства, негодование и жалобы базилиан. Составленное Семашкою возражение на две ноты из Рима. Преследование родителя Иосифа со стороны католиков и ревнителей унии. Негодование на Иосифа со стороны униатских иерархов. Иосиф назначается епископом Мстиславским и присутствующим в Греко-униатской коллегии 1829 года, апреля 21. Аудиенция Иосифа у Императора Николая I и письмо его к Антонию Зубке.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

3. житие, писанное не очевидцем, но очень хорошо знавшим жизнь Иосифа и его учеников; оно составлено вскоре после преставления Преподобного, и хотя короче первых двух, но более знакомит с духом Иосифа и его иноческими подвигами. Оно найдено между рукописями Волоколамского монастыря без начала. Рассказ о жизни Препод. Иосифа начинается так: «темже судихом о сем нашим письменем вспоминати житие и сего черноризца, Иосифа, глаголю, иже в пределах града Волоко-ламскаго». Прочие источники сведений о Пр. Иосифе указываются при самом жизнеописании. 208 Родители пр. Иосифа были происхождения благородного и вели род свой из Литвы. Прадед его Александр Саня перешёл оттуда в Россию, и получил от Вел. Князя в вотчину село Язвище-Покровское. Дед Иосифа Григорий Санин, отличавшийся благочестием, постригся в монахи и назван Герасимом. Известны трое братьев Иосифа: Вассиан Епископ Ростовский, Акакий и Елеазар. 209 Борис Кутузов, кажется, не вступил в иноческое звание. Он упоминается, как светский помещик (Соб. Госуд. Гр., т. 1, стр. 341. 368, 384.). Имея сан окольничего, он в 1493 г. был отправляем послом в Литву (Истор. Г. Российск. изд. Эйнерлинга VI. 159). Но во всю жизнь он сохранял к Иосифу дружеское расположение. Из описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г. видно, что Борис Кутузов много благодетельствовал Обители Иосифа. 210 Тверской Саввин монастырь находился недалеко от Твери на реке Тме, близ дороги из Твери в Торжок. Сей монастырь основан Саввою, вероятно, ещё в конце XIV в.; потому что в начале XV в. здесь уже был пострижен преподобный Савва Вишерский, основавший в 1417 г. свой монастырь близ Новгорода. Обитель Саввина во время его пребывания была уже устроена по правилам общежительных монастырей (см. житие препод. Саввы Вишерскаго, писанное Пахомием). Когда Савва удалился в Святую Гору, игуменом после себя он оставил Варсонофия (Неумоя). Из описания рк. Гр. Толстого (Отд. II. 174) видно, что Варсонофий был игуменом в 1416 г. После пятилетнего управления монастырём Варсонофий передал оное брату своему Савве, а сам удалился в пустыню в недальнем расстоянии от монастыря. Там он проводил время в чтении отеческих книг и молитве, сохраняя совершенное нестяжание. Слава о его добродетельной жизни и духовной мудрости привлекала к нему многих: иноки и миряне, вельможи и простолюдины стекались к нему за советами. Сам Митрополит Фотий не однократно письменно испрашивал у него разрешения в некоторых недоумениях. По свидетельству преп. Иосифа, Варсонофий имел и дар чудотворений. Под конец своей жизни, Варсонофий перешёл в монастырь, который брат его Савва со строгостью и мудростью управлял более пятидесяти лет. Иосиф, называет сего Савву великим и святым (Дух. грам. Иосифа г. 10.). К сему Варсонофий пришёл Иосиф в то время как он жил уже в пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010