1305 По словам Иосифа, Фёдор Борисович, прежде чем пытаться обирать его монастырь, обобрал уже три монастыря своей области, – послание к Борису Васильевичу Кутузову. 1306 Серапион поставлен в архиепископы новгородские из игуменов Троицких 15 Января 1506 года. По свидетельству жития преподобного Иосифа, принадлежащего неизвестному (собственно – некоторых списков последнего), на соборе 1503 года он был помощником Иосифа в ведении защиты монастырского вотчиновладения, – издание Невоструева стр. 44 начало. 1307 Об этой моровой язве, начавшейся осенью 1505 года и продолжавшейся три года, см. 3 и 4 Новгородские летописи в Собрании летописей III, 244, в IV, 136. 1308 Год указывается во второй разрешительной грамоте Иосифу, о которой и цитату которой см. ниже. По 2 Софийской летописи, Иосиф начал бить челом великому князю на Фёдора Борисовича зимой 1507 года, – Собрание летописей VI, 249. 1309 Что Иосиф, перейдя из-под власти волоколамского князя под власть великого князя, не переходил из-под власти архиепископа под власть митрополита, это видно из следующего: 1) в житии преподобного Иосифа, принадлежащем Савве, епископу Крутицкому, читается, что великий князь сказал помянутым посланным Иосифа относительно того, что переход совершился без благословения архиепископа: «о сем попечениа ни мало имейте, игумену же Иосифу рците: из предела еси от новгородскиа архиепископьи не отшел, аз взях монастырь от насилиа удельного», – издание Невоструева стр. 43; 2) митрополит Симон в разрешительной (второй) грамоте Иосифу говорит об его переходе из-под власти одного князя под власть другого и ничего не говорит о переходе из-под власти архиепископа под свою митрополичью власть, – цитата ниже; 3) Серапион в своей отлучительной грамоте на Иосифа выставляет виной его то, что он отказался от своего государя в великое государство, и ничего не говорит об отказе от него – архиепископа, см. послание Иосифа к митрополиту в Памятниках старинной русской литературы Кушелева-Безбородко, IV, 209; 4) Серапион предал Иосифа отлучению как своего чернца уже через два года после его перехода из-под власти одного князя под власть другого (совершенно ясно говорится, что в продолжение этих двух лет Иосиф оставался под властью архиепископа: послания Иосифа к Кутузову и Третьякову); 5) в послании Серапиона к митрополиту Симону, которое читается в житии Серапиона и которое на самом деле не принадлежит ему, а сочинено самим автором жития, ясно представляется дело таким образом, что Иосиф, перейдя в гражданском отношении из-под власти волоколамского князя, в церковном отношении остался под властью новгородского архиепископа.– Послание в отдельном виде напечатано в IV томе Памятников Кушелева-Безбородко, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В раннехристианских апокрифических текстах говорится о том, что избрание Иосифа среди других претендентов на руку Марии совершается по особому знамению. Но мы не встречаем упоминаний о процветшем посохе. Согласно Протоевангелию Иакова (IX), когда первосвященник Захария раздал посохи собравшимся, из посоха Иосифа вылетела горлица и «взлетела Иосифу во славу» В Евангелии Псевдо-Матфея (VIII) также говорится о том, что из посоха Иосифа вылетела белоснежная голубка Авторы этих текстов вводят в повествование об обручении Марии чудо с голубем не случайно. Тем самым отмечается участие в этом событии Святого Духа. Следуя традиции, художники изображали Иосифа с посохом, на котором сидит белый голубь. Однако часто живописцы вкладывают в руку Иосифа процветший посох. Что это значит? Процветший посох оказывается знаком богоизбранности обрученного мужа Марии. Истоки этого мотива уходят своими корнями в Ветхий Завет. Очевидно, что легенда о процветшем посохе Иосифа родилась под влиянием ветхозаветной истории об избрании первосвященника Аарона. Согласно библейскому рассказу, процветший жезл Аарона послужил доказательством богоизбранности левитов и их священном назначении: «На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Числ. 17: 8). Аналогия избранничества Иосифа с богоизбранностью Аарона еще более подчеркивает большое значение личности Иосифа в Священной истории. В изображении процветшего посоха усматривается и аллюзия на пророчество Исайи: «изыдет жезл из кореня Иессеева, и цвет от кореня его взыдет» (Ис. 11: 1). В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» богослов и гимнограф начала VIII века Андрей Критский (660–740) говорит такие слова: «ныне – по пророчеству – произросла отрасль Давидова, которая, став вечно зеленеющим жезлом Аарона, процвела нам жезл силы Христа» Такую же мысль выражает Иоанн Дамаскин (675–753): «Исполнилось пророчество [Исайи]… Дева есть жезл, из которого присшел вечный цвет – неискусобрачный Христос» Из этого следует, что богословы Раннего Средневековья отождествляли ветхозаветный образ процветшего жезла с Богоматерью.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Учреждение пенсий для духовенства и увольнение на покой престарелых иереев. Всемилостивейшее награждение митрополита Иосифа посохом, украшенным драгоценными камнями. Письмо Иосифа по этому поводу к своему брату и к архиепископу Рижскому Платону. Обращение в православие католического прихода. Письмо Иосифа к Государю. Особенное значение богослужений митрополита Иосифа и теплое его отношение к прибывшим в край русским. Усиленные занятия преосвященного Иосифа епархиальными делами, Массовое движение католиков в православие; значение в этом событии личности митрополита Иосифа: характер и причины массового возвращения католиков в православие; осторожность Иосифа. Учреждение 19 новых приходов в Литовской епархии, Учреждение нового Шумского благочиния в Виленском уезде из шести церквей. Радость митрополита Иосифа в виду массового движения католиков в православие; письмо к преосвященному Игнатию и поощрение наиболее ревностных деятелей воссоединения. Освящения 15-ти обновленных православных церквей. Неожиданное увольнение К. П. фон-Кауфмана и назначение на его место графа Э. Т. Баранова. На основании Высочайшего повеления, с 1 января 1866 года Святейший Синод стал назначать пенсии всем священникам, прослужившим беспорочно тридцать пять лет, по семидесяти рублей, а с 1867 года – по 90 рублей в год. Со времени издания этого, благодетельного во всех отношениях, постановления, митрополит Иосиф, не стесняясь, мог увольнять за штат некоторых престарелых священников. До сего времени многие из них оставались на службе, к соблазну некоторых приезжих русских людей, хотя были признаны и епархиальным начальством не вполне способными к ней, оставались только потому, что епархиальное начальство не имело никаких способов обеспечить последние годы жизни увольняемых старцев, оказавших некогда немалую услугу церкви и отечеству. В неделю Православия 12 февраля, митрополит Иосиф совершал богослужение в своей крестовой церкви, а в день Святой Пасхи 27 марта служил всенощное бдение и литургию, в 12 часов ночи, в большой церкви Свято-Духова монастыря, в сослужении епископа Ковенского Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1974. Т. 28. С. 350-352). Анонимный автор в ответ на призыв к участию в преследовании лжеучителей пишет о Божием долготерпении, приводя примеры из ветхозаветной истории, и советует своему адресату возложить надежды на Бога ( Алексеев. 2008. С. 36-38). Сочинением, направленным против позиции прп. Иосифа в вопросе об отношении к еретикам, является «Ответ кирилловских старцев» ( Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. С. 510-513), который исследователи датируют кон. 1504 г. ( Казакова. 1960. С. 176-179) или временем не ранее 1507 г. ( Лурье. 1960. С. 424; Он же. Рец. на кн.: Казакова Н. А. Очерки//История СССР. 1972. 4. С. 165-166). В «Ответе...» опровергаются аргументы прп. Иосифа в пользу необходимости казни еретиков. Не исключена вероятность того, что инициатором «Ответа...» был живший на покое в Кирилловом Белозерском мон-ре митр. Зосима , к-рого обвиняли в причастности к ереси жидовствующих и у к-рого поэтому были основания опасаться за свою судьбу в случае применения к еретикам смертной казни. Ответом прп. Иосифа Волоцкого на выступление его противников стало «Послание о соблюдении соборного приговора 1504 г.» 1504/05 г. ( Казакова, Лурье. Антифеодальные еретические движения на Руси. 1955. С. 503-510). Не позднее 1511 г. в полемику с прп. Иосифом вступил Вассиан (Патрикеев), ставший «великим временным человеком» при дворе вел. кн. Василия III. Из Послания прп. Иосифа дворецкому В. А. Челяднину следует, что Вассиан составлял послания, в которых уподоблял Иосифа еретику Навату (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 227). Сочинением, в котором Иосиф сравнивался с еретиком Наватом, является «Слово на «Списание Иосифа»», где опровергаются аргументы 13-го Слова «Книги на новгородских еретиков» о необходимости казнить еретиков ( Анхимюк Ю. В. Слово на «Списание Иосифа» - памятник раннего нестяжательства//Зап. ОР РГБ. М., 1990. Вып. 49. С. 115-146). Подробное опровержение взглядов Иосифа в связи с конфликтом по делу Новгородского архиеп.

http://pravenc.ru/text/673717.html

Окончив очерк внутренней жизни русского общества, историк переходит собственно к литературе времени Ивана III. Здесь он помещает из Просветителя одно из доказательств о Св. Троице, а именно то, которое встречается на первой странице первого слова на еретиков Новгородских. Вслед за тем автор говорит, что от Иосифа Волоцкого остались и дошли до нас и другие сочинения, в пример которых предлагает содержиние послания к вельможе о миловании рабов. В том же томе своей Истории (стр. 452–456) профессор Соловьёв рассказывает об Иосифе, как о благодетеле Волоцкой страны, по житию его, составленному Саввою Черным и предлагает вкратце, послание Иосифа к Дмитровскому князю Юрию. Далее он упоминает о полемике Вассиана Патрикеева с Иосифом и потом пересказывает дело распри Иосифа с князем Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом, придерживаясь исключительно послания Иосифа к Кутузову, как источника. Сведения о писаниях преподобного Иосифа находим также у Филарета, архиепископа Черниговского, в сочинении его «Обзор Русской духовной литературы» (Харьков, 1859). Здесь в статье: «Преподобный Иосиф» между прочим перечислены неизданные сочинения Иосифа с указанием на рукописи, в которых они находятся. Это перечисление встречается в первый раз с такою полнотою. В статье: «Св. Геннадий» также перечислены сочинения Геннадия. В Православном Собеседнике 1859 г., часть III, помещена статья: «Просветитель, Иосифа Волоколамского». В ней доказывается, что Просветитель – плод чтения преп. Иосифом святоотеческих творений и не есть сам по себе оригинальное произведение. Автор статьи сделал свод имён церковных писателей, о которых упомянуто в Просветителе. Шевырев, в своих лекциях, изданных под заглавием: «История Русской словесности», говорит об Иосифе во многих местах. В 17-й лекции (т. IV): 1) по поводу рукописей его монастыря; 2) при обозрении житий русских святых – о житиях Иосифа; 3) при объяснении отношений наших преподобных к семье; 4) по поводу любви к уединению; причем Иосиф на основании одного предания представляется пустыннолюбцем; и 5) при рассказе о веровании в кончину Мира с истечением седьмой тысячи. В 19-й лекции, передавая жизнь Иосифа, Шевырев упоминает о его рождении и духовном воспитании, приводит свидетельство об обителях ему современных и указывает на главные черты его деятельности: на общежительный устав, на основание Волоколамского монастыря (неправильно отнесенное к 1469 году) и т. д. О Геннадии говорится в том же томе, в 17-й лекции, по поводу Библии и Пасхалии; в 19-й описана жизнь его и упомянуто об его посланиях с указанием на их содержание. В Истории Русской словесности перечислены все напечатанные до того источники об Иосифе.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Итак, по мысли приведенного места, Иисус был Обетованный Мессия-Христос. Спрашивается, что значило это на языке Иосифа и к чему обязывало его? Какие данные представляет его Археология для обрисования звания Мессии более подробными чертами, и в каком отношении эти данные стоят к нашему свидетельству, выделяющемуся из всех трудов Иосифа своими обстоятельно-определенными чертами? Ответ на эти вопросы идет положительно вразрез всякому признанию подлинности рассматриваемого свидетельства, и дело скажет само за себя, когда мы представим его так, как оно есть. Как ни старается Иосиф маскировать свои Мессианские убеждения, как ни игнорирует ими при всяком случае, чуткому исследователю все же остается возможность уловить важнейшие оттенки этих убеждений, по которым – хотя бы с немалым трудом и риском «a là Кювье» можно восстановить характер самых убеждений в более или менее определенных положениях. Специальный исследователь Мессианских воззрений Иосифа – Gerlach, после усиленно-кропотливых экскурсий в область всего, имеющего связь с этими воззрениями, выносит то простое убеждение, что Мессианские воззрения Иосифа не могли быть иными, как те самые, которые в то время вообще разделялись всем Израилем. Ожидавшийся Иосифом Мессии – есть светский Царь, имеющий быть послан от Бога, чтобы освободить Иудеев от их свирепых притеснителей, отмстить разрушение города и храма, ниспровергнуть Римское владычество и на развалинах его воздвигнуть все пределы земли обнимающее Мессианское царство. Это «Святое-Святых» души Иосифа, разумеется, тщательно сокрыто от глаз Рима, но следы его для хорошо вооруженного глаза разглядываются ясно. Таковы прежде всего несколько глухих обмолвок Иосифа в его Археологии, в коих проглядывают неясные указания на сильно распространенные ко времени Иосифа 1012 «ожидания» Мессии. Gfrörer 1013 находит эти указания уже в простой отсылке Иосифа 1014 «удостовериться» во вдохновенности пророка Исаии по «его удивительным предсказаниям, о справедливости которых может судить потомство по самым их событиям», – разумея здесь именно Мессианские предсказания Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

прот. Владимир Рыбаков III. Жизнь св. Иосифа Место и время рождения прп. Иосифа. Родители. Семейная атмосфера. Детские наклонности Иосифа. Варварское нашествие и переселение в Пелопоннес и Солунь. Принятие монашества и монашеские подвиги. Иосиф-пресвитер. Встреча с Григорием Декаполитом . Пребывание в Константинополе и общественная деятельность Преподобного в иконоборчестве Феофила. Посольство в Рим. Плен и тюрьма на Крите. Освобождение и возвращение в Константинополь. Жизнь на месте подвигов Григория Декаполита . Жизнь у храма св. Иоанна Златоустог о. Свой монастырь и получение песнотворческого дара. Изгнание при Варде. Возвращение при Патр. Игнатии. Иосиф-скевофилакс. Патр. Фотий. Его отношение к Преподобному. Иосиф-духовник. Кончина Иосифа. Родиною преподобного Иосифа был один из городов Сицилии. Первый биограф Иосифа его ученик Феофан не называет по имени родного города Преподобного, но отмечает его как город знаменитый, дававший и прежде немало даровитых и знаменитых людей. 37 Может быть, это были Сиракузы – центр тогдашней культурной жизни Сицилии. Может быть, поэтому некоторые из последующих жизнеописателей Преподобного и прилагали к его имени эпитеты Сицилийца-Сиракузянина, определенно называя местом рождения Сиракузы. 38 Но ни Феофан, ни диакон Иоанн не дают подобной подробности. Время рождения Преподобного точно неизвестно и может быть определено только приблизительно. Если мы постараемся восстановить его на основании указанных выше житий, то получим такую дату, которая с данными позднейших историков и исследователей расходится почти на полстолетия. Такая большая разница заставляет нас рассмотреть вопрос более подробно. Самую позднейшую дату времени рождения преподобного Иосифа указывает Георгий Παπαδπουλο, говоря, что Иосиф γεννθη τ 840 ν Σικελ. 39 На каком основании Г. Παπαδπουλο придерживается этой даты – неизвестно. Равным образом он не сообщает никаких исторических данных из жизни преподобного Иосифа, чтобы по ним можно было хотя бы сколько-нибудь проверить его хронологию. Но принять эту дату встречаются самые решительные препятствия. Несомненно известно, что преподобный Иосиф скончался в 883 году и, как увидим, в почтенном возрасте, в глубокой старости. 40 Какой же почтенный возраст в 43 года?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот последнее слово двусмысленной папской политики по отношению к униатам! Пана говорит, по словам епископского послания, о неприкосновенности греческих старых обрядов, и в то же время требует введения чуждых латинских новшеств. Между тем как папа и преданные ему униатские епископы произносят вышеприведенные льстивые речи и пишут успокоительные послания к взволнованному галицкому народу, посвященные в тайны папской политики иезуиты деятельно продолжают разрушать унию. Так, недавно они совратили из унии в латинство целое сельское общество в Тучапах. Это, без сомнения, не последний подвиг верных исполнителей заветов Поссевина и Скарги накануне 300-летнего юбилея унии в Галиции, «к достойному празднованию которого уже теперь делаются приготовления по словам, преданного польско-католикам униатского митрополита С. Сембратовича. Глава первая. Рождение, воспитание и образование Иосифа Семашки. 1798–1820 I. 1798–1809 Время и место рождения Иосифа Семашки. Его родители. Участие Иосифа в хозяйственных и полевых работах. Его дед, униатский священник, Первоначальное воспитание и образование Иосифа в доме родителей. Его привязанность к православному богослужению: чтение и пение на клиросе в православной церкви. Любовь к чтению книг, созерцанию природы, к пению и слушанию сказок. Среда и обстановка, окружавшие Иосифа в детстве. Его родственники, Влияния детства, развившие в нем любовь к России и православной церкви: православный храм он предпочитает латинскому костелу. Замечательное воспоминание из детства Иосифа. 25 декабря 1798 года, в селе Павловке, Киевской губернии, Липовецкого уезда, у небогатого дворянина Иосифа Семашки родился сын и в тот же день крещен, по униатскому обряду, под именем Иосифа, своим дядей, священником Николаем Семашкою. 11 Рождение ребенка последовало в тот момент, когда в местной православной церкви, недавно переделанной из униатской, раздался благовест, призывавший к заутрене православных павловцев, по случаю праздника Рождества Христова. Этому обстоятельству отец новорожденного придавал особенное значение и впоследствии, когда, неожиданно для него, совершилось воссоединение униатов, сказал: «видно не даром родился сын в тот день, что Иисус Христос , должно быть правда на его стороне».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

составляет ок. 30 посланий, почти все датированы лишь предположительно. Послание монахам Пафнутиева монастыря - 1478 - май 1479 г. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 144-145; Плигузов. 1992. С. 1047); Послание о расстригшемся чернеце - предположительно 1482-1485 гг. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 145-148; Плигузов. 1992. С. 1047-1048); Первое и Второе послания князю о постригшемся «человеке» представляют собой ответ некоему князю, запрещающему своим рабам принимать монашеский постриг - 90-е гг. XV в.- 1515 г. (Плигузов предложил датировать 1508-1511 гг. ( Плигузов. 1992. С. 1055)); в Послании некоему вельможе о его рабах имеется общий фрагмент с посланиями о постригшемся «человеке» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 152-154); Послание кнг. Голениной - 1506-1510 гг. (Там же. С. 179-183; Плигузов. 1992. С. 1052); 4 послания И. связаны с его конфликтом с волоцким кн. Федором Борисовичем и с Новгородским архиеп. Серапионом: Послание митр. Симону - предположительно апр. 1509 г. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 185-186; Плигузов. 1992. С. 1052); Послание И. И. Третьякову - до янв. 1510-1511 г. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 187-208; Плигузов. 1992. С. 1053); Послание Б. В. Кутузову - 1511 г. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 208-227; Плигузов. 1992. С. 1054); Послание Василию III - апр.-май 1511 г. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 229; Плигузов. 1992 С. 1054); Послание В. А. Челяднину - после 3 авг. 1511 г., поскольку в нем упоминается митр. Варлаам (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 227-228; Плигузов настаивает на 1512 г.: Плигузов. 1992. С. 1057). Антиеретических посланий И. насчитывается 7. Ранее предполагалось, что 1-е - Послание архим. Вассиану (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 139-144) И. написал в бытность монахом Пафнутиева мон-ря. Адресат Послания был отождествлен с архим. тверского Отроча мон-ря Вассианом (Стригиным-Оболенским), занимавшим свой пост до 6 дек. 1477 г. ( Булгаков. 1865. С. 149-150). В Послании И. именует себя «глупым» и «в учимом чину живущим», из чего был сделан вывод, что к этому времени преподобный еще не был игуменом мон-ря ( Лурье Я.

http://pravenc.ru/text/578410.html

О занятии Иосифа плотническим ремеслом свидетельствуют все почти апокрифы 73 , а история Иосифа перечисляет и самые его занятия, представляя его делателем дверей, столов и даже целых зданий. Так как Иисус помогал своему мнимому отцу в его ремесле 74 , то с вероятностью можно заключить, что Он также был обучен ему, ибо по обычаю иудеев отец обязан был выучить своего сына какому-нибудь ручному ремеслу 75 . Обратимся к свидетельствам. Святой евангелист Марк от лица иудеев, называл Иисуса Христа плотником, сыном Марии (οχ οτς στιν τκτων υς τς Μαρας 6, 3). Этим же именем называет Его и св. Иустин в своем разговоре с Трифоном 76 . Гораздо больше расходятся свидетельства касательно предания о священстве Иосифа. Сомнение в этом подает сама история Иосифа. Согласно с евангелием о рождении Марии (гл. 8) и с историей о её рождении (гл.11:13), она производит его из племени Иудина, а если так, то Иосиф не мог быть священником, потому что священство усвоено было потомкам Левииным. Правда, некоторые ученые, желая доказать, что Иосиф был священником, производили его рождение из смешения потомков Иуды и Левия, а прежде, действительно, было такое смешение их чрез браки 77 , но подобное объяснение слишком искусственно и нам нет нужды прибегать к нему, тем более, что сам писатель истории Иосифа скоро совершенно забывает о священстве Иосифа, так как в четвертой уже главе он представляет его не священником храма Господня, а обыкновенным человеком, происшедшим из племени Иудина. Имя его жены неизвестно по апокрифическим евангелиям, однако мы можем догадываться, что она называлась Саломией и была в родстве с семейством Иоанна Крестителя 78 , так как она была дочерью Аггея, брата Захарии, отца Иоанна Крестителя. Но еще больше разногласий при определении сыновей и дочерей Иосифа. Автор истории Иосифа упоминает, как мы видели, четырех сыновей. В некоторых кодексах протоевангелия упоминаются два сына Иосифа, Иаков и Симон, в других один, по имени Самуил (in Vulg. Simon), а по тексту Тило имена их вовсе не упоминаются (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010