X. Сборник XVI в. , малого формата, Москов. дух. академии (из собрания Волоколам. Рукописей) 235/661. л. 128. Два послания инока Нила Полева к старцу Герману. Оба написаны в оправдание Иосифа и всей братии, которых Герман обвинял за то, что отлученные архиепископом Серапионом причащаются св. тайн. XI. Жития Стефана Махрищенского и Серапиона, архиепископа Великого Новагорода и Пскова. Рукопись XVII в., из библиотеки Троицк. Лавры, 637, в лист, писана красивым уставом. В конце приписка: «В лето от создания Мира 7185; от рождества... 1677 написася сия книга жития иже во святых отца нашего Серапиона и преподобнаго Стефана, иже на Махрищи, в дому пресвятыя и живоначальныя Троицы и преподобных и богоносных отец наших Сергия и Никона, Радонежских чюдотворцев убогим архимандритом Викентием». XII. Сборник конца XVI в. , в 4-ку, из библиот. Москов. дух. академии (из собрания Волоколам. рукописей), 158/522. л. 457. Послание Иосифа Волоцкого к архимандриту Вассиану (неизвестному). Напечатано в Древней Росс. Вивл. (т. XIV, стр. 218). л. 542. Его же: Послание к Борису Васильевичу Кутузову. Издано там же (стр. 177). В рукописи те же самые пропуски, что и в печатном; поэтому можно полагать с достоверностью, что Новиков печатал памятник с этого самого списка. XIII. Сборник XVI в. , в 4-ку, Моск. дух. акад. 186/573, с надписью: «сиа книга Иосифова мнтря соборник». л. 53. «Послание преподобного старца Иосифа благоверному имрк просившего у него прислать к себе полезного поучения». Издано в Памятниках стар. Русской литер, (вып. IV). л. 207. «Преподобного игумена Иосифа о еже не исходити мнихом без благословения из обители, в ней же постригохомся, никаможе». л. 300. «Предание преподобного отца нашего игумена Иосифа некоему о Христе брату, еже сохранити сия заповеди Царствия ради Небесного». Издано в Дополн. к Актам Ист. (т. I, 211). л. 302 об. «Того же преп. игумена Иосифа опитемья». Остальные источники будут нами указаны в примечаниях к тексту сочинения. Здесь же остановимся несколько на Жизнеописаниях Иосифа Волоцкого .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

У Иудеев был обычай вести записи, кто у кого были отцы, деды и прадеды, и т.д. Записи эти переходили от отцов к детям, велись и хранились из рода в род в каждом семействе. Каждое новое семейство запасалось ими от того, от которого отделялось и начинало жить отдельным домом. Такого рода запись была и в доме Иосифа. Евангелист Матфей взял ее у Матери Божией, или у Иакова, сына Иосифа, или у кого-то другого из семьи, и поместил в своем Евангелии. В царском роде Давидовом каждого побуждала к этому надежда видеть именно в своей семье исполнение обетования Божия о рождении Христа Спасителя. ИАКОВ РОДИЛ ИОСИФА, МУЖА МАРИИ, ОТ КОТОРОЙ РОДИЛСЯ ИИСУС, НАЗЫВАЕМЫЙ ХРИСТОС. У евангелиста Луки вместо Иакова отцом Иосифа назван Илий, и родословие от Салафиила ведется не через Авиуда, а через Рисая; причина этого тот же закон сродства, о котором было сказано раньше: Илий умер бездетным, а жена его вышла за сродника его, Иакова, от которого и родила Иосифа. Так объясняют разницу в именах родословия Христова древнейшие толкователи, ссылаясь на предание, дошедшее до них от сродников Спасителя по плоти. Иосифом не закончил евангелист Матфей родословие Христово, но присоединил и имя Марии, дабы показать, что для Марии он привел и родословие самого Иосифа, что Иисус Христос родился не от Иосифа, а от Марии Приснодевы. Это видно уже из слов евангелиста; он не сказал: «Иосиф же родил Иисуса от Марии», а говорит: от Которой родился – Сам родился, от Духа Святаго, без семени мужа – Иисус, называемый Христос. Апостол Матфей называет Иосифа мужем Марии в том же смысле, в каком и мы можем назвать обрученного жениха мужем обрученной невесты, хотя их брак еще и не совершен. В конце родословия евангелист производит общий счет родам и, чтобы удобнее запомнить их, делит на три равные части: ИТАК ВСЕХ РОДОВ ОТ АВРААМА ДО ДАВИДА ЧЕТЫРНАДЦАТЬ РОДОВ; И ОТ ДАВИДА ДО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В ВАВИЛОН ЧЕТЫРНАДЦАТЬ РОДОВ; И ОТ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В ВАВИЛОН ДО ХРИСТА ЧЕТЫРНАДЦАТЬ РОДОВ. Так можно разделить всю историю народа Божия от Авраама до Христа: от Авраама до Давида Евреи управлялись старейшими в роде и судиями; от Давида до плена Вавилонского – царями; от плена Вавилонского до Христа – первосвященниками. Явился Христос – истинный Судия, Царь и Первосвященник, и прекратилось у Евреев всякое правление. Достойно замечания, что евангелист причисляет к родам и Самого Христа, везде совокупляя Его с нами (без имени Христова выходит в третьей части родословия только тринадцать родов). Следует также заметить, что евангелист записал родословие Господа нашего еще в то время, когда происхождение Его из рода Давидова можно было всякому Иудею доказать по подлинным документам, и тогда действительно всякий мог увидеть их сам, если хотел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Одним из святых, канонизированных на Соборе в связи с 1000-летием Крещения Руси, был выдающийся иерарх Московской Руси – святитель, митрополит Макарий († 1563; память 30 декабря). Это собиратель духовных ценностей на Руси, много потрудившийся в деле прославления русских святых, патриот своего Отечества, дипломат, государственный деятель, писатель, богослов, подвижник. Исследователи отмечают большую духовную близость святителя Макария и преподобного Иосифа Волоцкого († 1515; память 9 сентября). В «Настольной книге священнослужителя» читаем: «Учениками и последователями Преподобного (Иосифа – а. М.) были Митрополиты Московские и всея Руси Даниил († 1539) 1 и Макарий († 1563)». 2 «Кроме основателя монастыря, Пафнутия, на молодого инока имел сильное влияние Иосиф Санин, который пробыл в Пафнутьевом монастыре 17 лет и после смерти Пафнутия был в нем игуменом. Макарий сделался ревностным последователем его учения и всю жизнь оставался таким», 3 – пишет К. Заусцинский. И преподобный Иосиф, и святитель Макарий были пострижениками одного монастыря, основанного преподобным Пафнутием Боровским († 1477; память 1 мая). Правда, будущий Святитель, придя в обитель, не застал уже здесь инока Иосифа, но он мог видеть в монастыре могилу отца преподобного Иосифа. Свидетельств же о том, что два великих святых когда-либо виделись или встречались, у нас нет. Однако их духовные связи очевидны, свидетельством чего служат различные стороны деятельности святителя Макария, начиная с новгородского периода его жизни. В 1534 году архиепископ Великого Новгорода и Пскова Макарий (1526–1542) дарит в монастырь своего пострижения рукопись, содержащую «Просветитель», полемический труд преподобного Иосифа против жидовствующих еретиков. 4 «В 1538 г. по инициативе Макария пострижеником Пафнутиева монастыря Аркадцем была составлена Четья Минея за июль, в которой находился Просветитель Иосифа Волоцкого », – пишет советский исследователь А. Зимин. 5 А еще раньше по благословению Святителя племянник преподобного Иосифа, инок Досифей, будучи в Великом Новгороде, работает над исправлением текста Синайского Патерика, который вошел затем в состав Великих Макарьевских Миней. 6 Анализ содержания рукописных сборников Иосифо-Волоколамского монастыря позволяет говорить о его тесных литературных связях с Новгородской кафедрой времени архиепископа Макария. 7 В своих посланиях святитель Макарий использует творения Иосифа Волоцкого . 8

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

То же следует сказать и о канонах преподобного Иосифа в Октоихе. О них очень ярко высказался преосвященный Филарет Черниговский, в основном весьма сдержанный на похвалы. “Покаянные каноны Иосифа, — пишет он, — превосходны: они дышат глубоким сокрушением о грехах и надеждою на Гос­по­да Иисуса: ни одного из них нельзя читать без того, чтобы не чувствовать умиления; все вообще недельные каноны песнопевца таковы, что если читать их каждый день, то и каждый день могут они доставлять душе обильную пищу” 20 . Подобная оценка трудов преподобного Иоси­фа выдающимся иерархом и духовным писателем нашей Церкви представляет большую ценность. Святой Иосиф Песнописец действительно писал каж­дый свой канон как законченное целостное произведение, вме­щая в рамки песней канона развитие своей идеи о каждом святом или каждом событии, которому он посвящал свой труд. Как правило, все каноны преподобного Иосифа, за редким исключением, в заключительной девятой песни акростихованы именем своего создателя. Это укрепляет нас в высказанной выше мысли о том, что преподобный Песнописец вкладывал в свое дело мно­го старания и любви и потому всегда отмечал свое имя в конце произведения. Профессор Санкт-Петербургской Духовной академии И. А. Ка­ра­бинов, ис­следователь Постной Триоди, высказал мнение, что трипеснцы, приписывае­мые преподобному Иосифу, брату преподобного Феодора Студита, на основании изучения рукописей следует считать принадлежащими перу преподобного Иосифа Песнописца 21 . Он же говорит о том, что в рукописи имеются, кроме того, акростихованные трипеснцы преподобного Иосифа Песнописца на Четыредесятницу 22 . Вопрос, поднятый проф. И. А. Карабиновым, представляется нам весьма серьезным, решение его выходит за пределы наших возможностей и может представить значительный интерес для последующих углубленных литургических исследований. Мы же, до появления таковых, придерживаемся в этой работе мнения тех ученых, которые приписывают авторство канонов Пост­ной Триоди, надписанных именем Иосифа , преподобному Иосифу Студиту, и не включаем их в наш разбор произведений святого Иосифа Песнописца 23 .

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

Несмотря на это, личность Иосифа занимает видное место среди праведников Ветхого Завета, а его история имеет важное религиозно-нравственное и прообразовательное значение. Очевидным подтверждением этого является то, что памяти праведного Иосифа посвящаются многие песнопения Великого Понедельника, одного из дней самой важной седмицы в годичном круге богослужения. Религиозно-нравственное значение повествования об Иосифе имеет несколько аспектов. Во-первых, история Иосифа объясняет нам, как и почему произошло переселение евреев в Египет. Во-вторых, в житии Иосифа самым наглядным образом «открывается непрестанное действие Промысла на судьбу человека, среди труднейших замешательств всегда премудрое и точное, среди тягчайших несчастий благодетельное и спасительное» с. 562]. Известно, что одним из важнейших аспектов Промысла Божия является ограничение злых намерений и действий людей и обращение их к добрым последствиям. И как раз эта идея ясно выражается в словах Иосифа, адресованных братьям: вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы… сохранить жизнь великому числу людей ( Быт.50:20 ). Кроме того, в Быт.45 дважды (ст. 5 и 7) говорится о том, что именно ради спасения жизни Иакова и его семьи (то есть ядра избранного народа) Господь направил Иосифа в Египет и попустил ему претерпеть скорби. В-третьих, в истории Иосифа присутствует идея воздаяния за верность Богу и стойкость в перенесении искушений (здесь можно провести параллели с жизнью пророка Даниила). Иосиф, находясь среди иноплеменников, продолжал чтить только Единого Бога, смиренно перенес все тяготы рабства и отверг домогательства жены Потифара, сохранив честь и целомудрие. В результате Господь прославил Своего раба, даровав ему свободу, богатство и почет в земной жизни, а также «венец нетленный» в будущем веке, как об этом говорится в кондаке Великого Понедельника: «…египтяныни бо тогда сластем не поработав, воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца, и Посылающаго венец нетленный». Наконец, Святая Церковь историю Иосифа рассматривает как прообраз страданий и прославления Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Известно, что Вардан бросил воинов, сподвижников своих, и постригся в устроенном им монастыре с именем Саввы. Император Никифор был, конечно, доволен исходом восстания и желал отблагодарить эконома Иосифа. Быть может последний подсказал, какую благодарность он желает получить. Как бы то ни было, только император Никифор в 803 году обращается к новому патриарху Никифору с просьбою снять отлучение с эконома Иосифа. Замечательно, император не обращался с такою просьбою к патриарху Тарасию, хотя государственные услуги Иосифа совершены были во дни патриаршества Тарасия. Кажется, справедливо будет допустить, что император Никифор достаточно понимал затруднительное положение последнего в случае, если бы он снял отлучение с Иосифа. Сам Тарасий применяясь к обстоятельствам временно терпел эконома, не подвергая его суду церковному. После низвержения императора Константина VI, патриарх по требованию императрицы, монахов и других лиц на соборе осудил Иосифа. Восстановить последнего значило бы осудить свое дело, суд собора. Государственная заслуга Иосифа не умаляла его церковной вины, за которую он и понес церковное наказание. Государственную услугу должна была наградить государственная власть своими средствами, не вторгаясь в область церковную. Что представлялось затруднительным для патриарха Тарасия, то едва ли менее затруднительно было и для его преемника. Однако император просит патриарха Никифора разрешить эконому Иосифу священнослужение. Патриарх предвидит следствия разрешения. Против него вооружатся все те, которые нападали и на Тарасия по тому же делу, пока он не осудил Иосифа 132 . Против него восстанут и все почитатели памяти покойного патриарха Тарасия. Восстановить Иосифа значило оскорбить честь усопшего патриарха и собора, осудившего эконома. Но с другой стороны отказать императору в его просьбе, значило вооружить его не лично только против непослушного первосвятителя, но и быть может против всей церкви. Патриарх предположил разрешить Иосифу священнодействие. В городе стали ходить слухи о том, что далеко не все одобряют решения патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Принесение Исаака в жертву было прообразом смерти и воскресения Христа Спасителя. Видение Иаковом таинственной лестницы У Исаака было два сына: Исав и Иаков, названный Израилем. Исаак перед своею смертью благословил младшего сына – Иакова и предсказал, что из его потомства произойдет Спаситель мира. За это Исав возненавидел брата и даже хотел убить его, так что Иаков должен был бежать из родительского дома. На пути Иаков остановился в поле ночевать, подложил под голову камень и уснул. И вот он видит сон: стоит лестница на земле, а верх ее касается неба. Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а на верху стоит Господь. Господь сказал Иакову: «не бойся! Землю, на которой ты спишь, Я дам тебе и твоему потомству. И будет потомство твое так многочисленно, как песок земной, и в Семени твоем благословятся все племена земные». Лестница, виденная во сне Иаковым, прообразовала Божью Матерь, от которой Сын Божий родился на земле. Иосиф У Иакова было двенадцать сыновей. Из них он больше всего любил Иосифа за кротость и послушание и сшил ему разноцветную одежду. Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его. Однажды Иосиф видел сон, что он с братьями был в поле и вязал снопы. И вот его сноп встал посредине прямо, а снопы его братьев окружили его сноп и поклонились ему. В другой раз Иосиф видел во сне, что солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему. Когда он рассказал свои сны, отец заметил ему: «Что за сны? Неужели я и твоя мать, и братья твои будем кланяться тебе?» Братья же еще больше стали ненавидеть Иосифа. Вскоре после этого братья пасли стада далеко от дома, и отец послал Иосифа навестить их. Братья еще издали увидели Иосифа и стали говорить: «Вот идет сновидец; давайте – убьем его и тогда посмотрим, как исполнятся его сны». Но Рувим, старший из братьев, сказал: «Не проливайте крови; бросьте его лучше в ров». Братья послушались и бросили Иосифа в глубокий ров, в котором не было воды. В это время проезжали купцы. Один из братьев Иуда посоветовал продать Иосифа, и они продали его за двенадцать серебряников. Затем они взяли одежду Иосифа, вымазали ее кровью козленка, принесли к отцу и сказали: «Мы нашли эту одежду, не Иосифова ли она? Иаков узнал одежду. «Верно, дикий зверь растерзал Иосифа!» с горестью воскликнул он и долго оплакивал своего любимого сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

130 У древних восточных царей виночерпий, подававший им вино, имел большое значение и исполнял важные государственные обязанности. Хлебодар заведовал продовольствием при дворе 133 И ныне в Египте от одного зерна иногда произрастает семь, девять, четырнадцать, даже восемнадцать стеблей, и на каждом стебле бывает колос 134 Тайноведцев, толкователей иероглифов, то есть священных письмен. Фараон призвал толкователей иероглифов, потому что сновидение его имело характер иероглифический. Египетскими иероглифами называются символические знаки, которыми писали египетские жрецы и мудрецы 136 Виссон – самый тонкий, мягкий, белый египетский лен, употреблявшийся вместо шелка. Некоторые полагают, что виссоном называли хлопчатую бумагу 137 Только земли жрецов Иосиф не купил фараону. Кроме жрецов, без обложения податями владели полями воины; но поля эти не были их собственностью, потому что владельцы менялись каждый год 138 Хлеб, без сомнения, продавался египтянам в разных местах и разными начальниками под главным управлением Иосифа, но иностранцам, вероятно, продавался только с разрешения Иосифа 139 Первый сон Иосифа исполнился теперь буквально: сноп Иосифа – это хлеб, запасенный Иосифом; поклонение снопов братьев снопу Иосифа – это оскудение хлебных запасов братьев и испрашивание братьями хлеба из хлебных запасов Иосифа 140 То есть мы не посланы от какого-либо царства или народа; мы принадлежим к одному малочисленному племени, как можем быть опасными для Египта 141 Симеон имел характер жестокий, поэтому можно думать, что он был главным виновником несчастий Иосифа. Иосиф поступил так не по мщению, но чтобы возбудить угрожающим бедствием совесть братьев к раскаянию в сделанном ими преступлении, чтобы получить верное сведение об отце и единоутробном брате и прежде открытия тайны о себе привести в совершенную безопасность Вениамина, против которого братья могли обратить свою зависть и злобу. Поведение Иосифа по отношению к братьям составляет предмет 64-й беседы Иоанна Златоуста на книгу Бытия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Г.Я. Киприанович Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западно-русских униатов с Православной Церковью в 1839 г. Источник Предисловие В текущем году исполнится 25 лет со дня кончины, а в 1898 году – 100 лет со дня рождения знаменитого западнорусского иерарха, митрополита Литовского Иосифа, неразрывно связавшего свое имя с одним из величайших событий отечественной истории – воссоединением униатов с православною церковью. Мы находимся также накануне двух не менее важных юбилеев. Через два года исполнится ровно 50 лет со времени перенесения митрополитом Иосифом епархиального управления в г. Вильну из места Жировиц и ровно 100 лет со времени окончательного присоединения к России Западного края. В течение этого столетия более 40 лет неутомимо трудился великий святитель над восстановлением веками попранного православия в этом крае и над возвышением русской народности. «За последнее столетие нет в Западном крае более выдающейся личности, более русского государственного человека, как митрополит Иосиф», писал в 1869 году граф Д. А. Толстой, бывший министр народного просвещения и президент Академии Наук. А профессор Коялович говорит, что «жизнь митрополита Иосифа есть история всей западной России новейшего времени». По поводу предстоящих знаменательных юбилеев, мы считаем благовременным издание давно начатого нами сочинения, представляющего возможно полное, в настоящее время, обозрение жизни и деятельности митрополита Иосифа. При составлении настоящего труда мы пользовались «Записками» митрополита Иосифа, изданными Академией Наук в 1883 году, в 3-х томах, «Записками» его современников и сподвижников и всеми, доступными нам, письменными и печатными источниками, а также – сообщениями современников и нашими личными воспоминаниями. Мы обратили особенное внимание на разработку богатого событиями последнего периода жизни митрополита Иосифа (1861–1868), отсутствующего в его «Записках» и начинающегося эпохою последнего польского мятежа. С Божией помощью, приняв на себя грудную задачу изобразить возможно полную картину жизни и трудов митрополита Иосифа, мы старались быть вполне беспристрастными и объективными, будучи уверены, что никакие темные штрихи не могут омрачить блеска и великолепия изображаемой нами личности, к которой все истиннорусские и православные люди всегда относились не иначе, как с изумлением, благоговением, любовью и признательностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Но здесь ли конец ереси жидовствующих? Нет. Не было после открытых еретиков, которые бы держались вполне Новгородской ереси; но ее начала, иногда несколько очищенные, а иногда и в том же виде, обнаруживались и после. Еретики, низложив, как мы видели, одного из своих противников – Архиепископа Геннадия, враждовали более всех на Иосифа; в строгости, с которой преследовали их, они нашли себе средство к защите и возбудили к себе сочувствие других. Самым жарким поборником их оказался инок князь Вассиан. Он рассылал обличительные письма против Иосифа, называл его последователем Новата и задумывал даже разрушить его монастырь 130 . Он успел склонить на свою сторону и многих которые под его руководством сильно восставали против Иосифа, не только до собора, во время его, но даже и после за его строгий приговор над жидовствующими. Враги Иосифа настаивали, что заключенных еретиков нужно выпустить из темницы. Когда Иосиф просил князя не делать этого 131 ; тогда от имени иноков Кириллова и других монастырей Вологодских написано было колкое осуждение на мнения Иосифа. Наши историки думают 132 и довольно правдоподобно, что это осуждение вышло из под пера Вассиана. Василий Иоаннович не отступал от мнений Иосифа, но не низложил окончательно и врагов его. Вассиан из монастыря Белозерского переехал в Москву, приблизился ко двору и постоянно вредил Иосифу 133 . Эта борьба между Пр. Иосифом, истребителем ереси, и Вассианом Косым, его противником, – борьба, быть может, начавшаяся из-за личных отношений, скоро выяснила два противоположных направления, которые развились после до громадных размеров. Прибывший в 1516 г. в Россию ученый грек Максим, к сожалению, сблизился с Вассианом и чрез это поставил себя в ложное отношение к ученикам Преподобного Иосифа. Возникла новая борьба между учеником Пр. Иосифа М. Даниилом и Максимом греком , – борьба имевшая после большое значение в истории Русского раскола. 3. Участие Пр. Иосифа в других делах Русской Церкви и последующая частная его жизнь Глава I

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010