К кон. XVII в. практически все правосл. братства прекратили свое существование. Число правосл. духовенства сильно сократилось, вынужденное обращение православных за рукоположением к униатским епископам стало одной из причин постепенного сближения с унией. К концу жизни Рутского базилианам на территории Б. и Литвы были переданы 18 правосл. мон-рей, среди них - виленский Свято-Троицкий, минский Вознесенский, жировицкий Успенский и др., для монахов-униатов были построены новые мон-ри - Черлионский и Бытеньский. При виленском, жировицком, минском и новогрудском мон-рях существовали школы как для монахов, так и для мирян. При Рутском шла активная латинизация унии: в униатских церквах начали уничтожать иконостасы, заводить органы и т. п. Ревностным насадителем унии в нач. XVII в. был иером. виленского Троицкого мон-ря, с 1618 г. униатский архиеп. Полоцкий, Иосафат Кунцевич . Надругательство над Православием в Полоцкой епархии стало причиной народных возмущений и убийства Иосафата (1623), вскоре причисленного папой Урбаном VIII по ходатайству Сигизмунда III к лику блаженных мучеников. Мелетий (Смотрицкий), архиеп. Полоцкий. Гравюра XIX в. с портрета 1620 г. Мелетий (Смотрицкий), архиеп. Полоцкий. Гравюра XIX в. с портрета 1620 г. После кончины в 1607 г. еп. Гедеона (Балабана) и в 1612 г. еп. Михаила (Копыстенского) в Речи Посполитой действовал только один правосл. иерарх - Львовский еп. Иеремия (Тиссаровский). Существовала опасность, что правосл. иерархия Киевской митрополии исчезнет. Эта опасность была устранена, когда в 1620 г. Иерусалимский Патриарх Феофан, посетивший Киев, поставил правосл. митрополита Иова (Борецкого) и 6 епископов, в т. ч. на архиепископию Полоцкую - Мелетия (Смотрицкого), на епископию Пинскую и Туровскую - грека Авраамия Лецида, бывш. еп. Стагонского, проживавшего с 1612 г. в Дерманском мон-ре и рукополагавшего священнослужителей. Поставление правосл. епископов встретило резко враждебную реакцию со стороны королевской власти, были изданы универсалы об их аресте.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Кондак, глас 8 Взбранной Воеводе, избравшей гору Почаевскую в место селения своего, похвальная восписуем Ти, раби твои, Богородице: яко от лет древних прославила есн место сие Богоносное явлением цельбоносныя Стопи твоея и твоего Божественнаго Образа чудодействием. Темже, яко избавльшая иногда обитель твою от нашествия Агарянскаго, от всяких нсс бед и напастей свободи, да всегда твоею помощию избавляеми, из глубины душевныя вопием Ти: радуйся похвало Почаевская, надеждо наша и утешение. Примечание. Полная служба и акафист в честь чудотворной иконы Почаевской издание Почаевской лавры, по благословению Св. Синода, в воспоминание бывших на горе Почаевской юбилеев 10 октября 1830 – 1880 г. и 13 октября 1833 – 1833 г., последний в 1882 и первая в 1889 году. IV. Православие и уния в лицах, или преподобный Иов, игумен Почаевский, и глаголемый Униатский святой, Иосафат Кунцевич, в качестве представителей своих церквей, как земляки и современники. Покажи ми веру твою от дел твоих ( Uak. II, 18 ). Известно, что до последнего времени сравнивали унию и православие с самых разнообразных сторон, и, как и следовало, всегда не в пользу унии. Но сколько мы знаем, никто еще не пробовал поставить унию, если так можно выразиться, лицом к лицу с православием в образе и деятельности лучших представителей обеих церквей, православной и униатской, каковыми, без сомнения, могут и должны считаться святые, признаваемые в той и другой церкви их последователями. Совершившийся пятидесятилетий юбилей со времени присоединения Почаевской Лавры из унии в православие со всею Почаевскою заветною святынею, состоящей, как известно, из цельбоносной стопы Богородичной, чудотворной иконы Божией Матери Почаевской и нетленных мощей преподобного Иова, игумена и чудотворца Почаевского, а также и включения ее в семью отечественных лавр, дает нам основание и повод привести эту попытку, по мере сил своих, в исполнение, взявши для сравнения жизнь и блаженные подвиги Иова Почаевского с жизнью и деятельностью унатского святого, Иосафата Кунцевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Кроме перечисленных русских священников «восточного обряда» на нем присутствовали митрополит барон Ропп, архиепископ Цепляк, ксендз Иосиф Боцяно, каноник С.Лозинский, настоятель Мальтийского костела при Пажеском корпусе, и другие – С.Лозинский, впоследствии епископ Пинский, был одним из главных деятелей униатского движения в Польше. Епископ С.Лозинский умер накануне Пасхи 1932 года в г. Пинске. Независимо и вопреки своим личным качествам человека религиозного и преданного своей церкви и своему народу, он остался в памяти православного народа в Польше как один из организаторов судебной борьбы с православным народом, организуя предъявление от имени католической иерархии в Польше в 1929 г. 724 исков к Православной Церкви в Польше об отобрании святынь. Это ложится тенью на имя этого человека как христианского пастыря. К нашему глубокому удивлению, мы прочли в журнале «Slowo Katolickee» заметку об этом епископе с указанием, что это один из будущих польских святых. Описывая его подвижническую жизнь и его христианское терпение во время болезни и спокойное ожидание смерти, автор заметки К.Беркан отсюда делает вывод, что епископ Лозинский обладает качествами святого. Совершенно непонятно, каким образом католические церковные деятели могут надеяться на соединение Западной и Восточной церквей в любви и согласии, если Западная церковь высоко возносит таких гонителей Православия, как Иосафат Кунцевич, который уже признан святым, и таких соблазнителей и нарушителей церковного мира среди православных, каковым является епископ Лозинский, имеющий, по мнению католических общественных деятелей, право на особое внимание со стороны католической церкви. Постановления Синода заключают в себе 68 параграфов и в общем сводятся к следующему: признается примат папы и отдельный обряд, причем воспрещается принятие какой-либо латинской формы. Догматических вопросов, кроме примата и непорочного зачатия Пресвятой Богородицы, Синод не касался. Изменения в культе могут быть допущены только по желанию подавляющего числа верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Люди, понимающие так глубоко веру Христову, и согласующие всю свою жизнь с таким пониманием, конечно, являются «не от мера сего». Нет такой силы на земле, которая была бы в состоянии от них отнять их духовное имущество, а потому за дальнейшую участь православия можно быть спокойным. – Вернемся к рассказу. В то время, как в Киеве возгоралась заря нового светлого будущего, на севере скоплялись грозные тучи, которые разразились страшным громом. Мелетий Смотрицкий, поселившись в св. Духовом монастыре, стал писать послания, в которых извещал о радостном событии восстановления иерархии, и призывал к себе, как истинному пастырю, народ русский. При помощи братства эти послания распространялись по всем городам и селам Литвы. 892 Кроме того, Смотрицкий при готовил для сейма 1623 года обширную записку «Justificacia Niewinnosci». На этом сейме православные приготовились сделать отпор самым единодушным образом. Митрополит Иов препроводил названную записку королю, а от православного дворянства ему, чрез послов, была представлена «супликация (Supplicacia)», в которой картина насилия над православием была начертана яркими красками и указано было на бесчеловечные поступки Полоцкого архиепископа Кунцевича. 893 Сейм на этот раз отнесся благосклонно к православным, и постановил, чтобы все судебные приговоры, направленные против православных, были преданы забвению, но тут для мирного разрешения дела явилось большее препятствие. В —178— ноябре 1623 года в г. Витебске был убит униатский епископ Иосафат Кунцевич, намеренно искавший, для доставления унии окончательной победы, смерти и славы мученика, а потому раздраживший народ своими жестокими мерами, клонившимися к полному искоренению православия. 894 За смертью Кунцевича последовали страшные казни, которых требовал от короля папа Урбан VIII, давая королю, в письме от 10 февраля 1624 года, бесчеловечные советы, и указывая, со слов Рутского, на весь вред, проистекающий для католических интересов от православных братств. 895 896 Рутский со своей стороны, воспользовавшись Витебскими замешательствами, намеревался нанести смертельный удар Виленскому братству, и в судебном позыве от 1624 года прямо обвинял наместника братского монастыря Гавриила Дудка, священника Варлаама, ректора братской школы Иосифа Левоновича, и кроме того еще 25 человек (из которых 22 были Виленскими купцами) – в бунте и в прикосновенности к Витебскому убийству, но это обвинение не имело вредных последствий для поименованных лиц. Мелетий Смотрицкий, после убийства Кунцевича,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На службах бывали тучи солдат. Бесконечная вереница исповедников и причастников без числа… Храм хоть отчасти удовлетворял религиозным нуждам солдат — до этого не было ни одного православного храма (кроме маленького генерал–губернаторского и походных церквей в лазаретах). Бедняги солдаты, шедшие на фронт, а потому почти на верную смерть, не имели возможности причаститься, ходили к униатам, там молились и причащались. Мне рассказывали, как в униатском монастыре они вместе с униатами восклицали: «Святой Священномучениче Иосафате, моли Бога о нас» (это тот Иосафат Кунцевич, который был известным гонителем православия). С этим явлением я примириться не мог и написал письмо протопресвитеру Шавельскому. Указание на эти непорядки он счел личной для себя обидой. Однако мое письмо имело доброе последствие: спешно была организована военно–походная церковь в огромном военном манеже; он вмещал до 7000 человек. Такой большой храм был необходим. Львов сделался распределительным пунктом для «маршевых рот», т. е. для тех солдат, которые, обученные и подготовленные, отправлялись на позиции для пополнения поредевших после боев войсковых частей. В этом храме мне случалось служить. Выйдешь со Святыми Дарами — море голов. Солдаты стоят покорные, безропотные, смиренные, некоторые из них тихо плачут… Ах, какая трагедия — война!.. Но было отрадно сознавать, что теперь удовлетворяются духовно–религиозные потребности людей, жертвенно отдающих свою жизнь для защиты своей родины. Число православных приходов все увеличивалось. Их было около ста. Теперь на очереди была другая забота, в которой и приходы могли принять участие. В оккупированных областях на театре военных действий появилось множество сирот, беспризорных, брошенных детей. Положение их было бедственное, оставить без внимания это ужасное явление — последствие войны — было нельзя. Я разослал в приходы инструкцию — подбирать детей и направлять их ко мне во Львов. Будучи еще в Петрограде, я обратился в Татьянинский комитет с просьбой выдать мне подотчетно необходимые денежные средства для организации помощи детям.

http://azbyka.ru/fiction/put-moej-zhizni...

На службах бывали тучи солдат. Бесконечная вереница исповедников и причастников без числа… Храм хоть отчасти удовлетворял религиозным нуждам солдат — до этого не было ни одного православного храма (кроме маленького генерал–губернаторского и походных церквей в лазаретах). Бедняги солдаты, шедшие на фронт, а потому почти на верную смерть, не имели возможности причаститься, ходили к униатам, там молились и причащались. Мне рассказывали, как в униатском монастыре они вместе с униатами восклицали: «Святой Священномучениче Иосафате, моли Бога о нас» (это тот Иосафат Кунцевич, который был известным гонителем православия). С этим явлением я примириться не мог и написал письмо протопресвитеру Шавельскому. Указание на эти непорядки он счел личной для себя обидой. Однако мое письмо имело доброе последствие: спешно была организована военно–походная церковь в огромном военном манеже; он вмещал до 7000 человек. Такой большой храм был необходим. Львов сделался распределительным пунктом для «маршевых рот», т. е. для тех солдат, которые, обученные и подготовленные, отправлялись на позиции для пополнения поредевших после боев войсковых частей. В этом храме мне случалось служить. Выйдешь со Святыми Дарами — море голов. Солдаты стоят покорные, безропотные, смиренные, некоторые из них тихо плачут… Ах, какая трагедия — война!.. Но было отрадно сознавать, что теперь удовлетворяются духовно–религиозные потребности людей, жертвенно отдающих свою жизнь для защиты своей родины. Число православных приходов все увеличивалось. Их было около ста. Теперь на очереди была другая забота, в которой и приходы могли принять участие. В оккупированных областях на театре военных действий появилось множество сирот, беспризорных, брошенных детей. Положение их было бедственное, оставить без внимания это ужасное явление — последствие войны — было нельзя. Я разослал в приходы инструкцию — подбирать детей и направлять их ко мне во Львов. Будучи еще в Петрограде, я обратился в Татьянинский комитет с просьбой выдать мне подотчетно необходимые денежные средства для организации помощи детям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Несмотря на развитие деятельности католич. миссионеров (иезуитов, капуцинов, францисканцев) в Египте, не удалось склонить к унии с Римом копт. Александрийского патриарха Иоанна XVI (1676-1718). В 1702-1705 гг. по поручению папы Римского переговоры с ним вели маронитские монахи Ибрагим Ханна и Габриэль Ева. 25 июня 1701 г. К. подтвердил принятие в общение с католической Церковью Трансильванского митр. Афанасия (Ангела) и утвердил решения Соборов в Дьюлафехерваре (Алба-Юлии) от 24 окт. 1698 г. и 4 сент. 1700 г. о заключении духовенством правосл. Трансильванской митрополии унии с католич. Церковью. 19 марта 1701 г. дипломом имп. Леопольда I уния была легализована: православная Трансильванская митрополия упразднялась, вместо нее 18 мая 1721 г. папа Иннокентий XIII учредил еп-ство Фэгэраш - новую структуру Румынской греко-католической Церкви. При К. продолжился численный рост греко-католич. Церкви в Речи Посполитой; папа побуждал к активной униональной политике польск. кор. Августа II, призывая его оказывать покровительство униат. духовенству. В 1702 г. униат. митр. Лев Заленский принял в католицизм Дионисия (Жабокрицкого), что завершило переход в унию Луцкой епархии. В авг. 1705 г. К. призвал кор. Августа II оказать помощь униатам Полоцка, пострадавшим от русского царя Петра I, на действия которого жаловался униат. митр. Лев Заленский. В июне в Полоцк вошли рус. войска под командованием царя Петра I, направлявшиеся на помощь польск. кор. Августу II (Северная война, 1700-1721). В Полоцке местные василиане отказались пустить Петра I в алтарь Софийского кафедрального собора как «схизматика», а на вопрос об иконе Иосафата Кунцевича царь получил ответ, что это убитый единоверцами рус. монарха «священномученик Иосафат». Впав в ярость, Петр I приказал арестовать надерзивших ему монахов; в стычке погибло несколько монахов-василиан, а иером. Константин Заячковский был повешен за оскорбление государя. Софийский собор был передан правосл. общине Полоцка, но православные не решились его принять, опасаясь репрессий со стороны польск. властей после отъезда рус. царя. В 1709 г. был схвачен и передан рус. войскам еп. Дионисий Жабокрицкий, к-рого доставили в С.-Петербург, где за переход в унию осудили на ссылку в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь .

http://pravenc.ru/text/Климент XI.html

Нечего уже говорить о городских судах и магистратах, которые были завалены жалобами и протестами православных и однако ничего не делали в пользу их. Православным приходилось терпеть одинаково от католиков и униатов. Сам папа иногда благословлял и побуждал к насилиям над ними (Урбан VIII). Иезуиты, доминиканцы и др. ревностные католики подстрекали школяров, магнатов, шляхтичей и чернь к буйству над православными и к издевательству над православной верой. Из униатов особенною ревностью к унии и суровою нетерпимостью к православным отличились униатские митрополиты: Ипатий Поцей (1599 – 1613), Иосиф Вельямин – Рутский (1613 – 1637) и Киприан Жоховский (1674 – 1693), епископы: Афанасий Крупецкий перемышльский (1610 – 1656), Иосафат Кунцевич полоцкий (1618 – 1623), Мефодий Терлецкий холмский (1626 – 1649), Лев Кревза – Ревузский (1626 – 1640) и Андрей Кваснинский – Золотой (1640 – 1654) смоленские. Начиная с брестского собора, объявившего унию, и во все последующее время православные подвергались всевозможным стеснениям и насилиям, в одних местностях больше, в других меньше. Самые тяжелые стеснения выпали на время правления Сигизмунда III. Вскоре после брестского собора экзарх Никифор, по своему влиянию опасный для униатских владык, был объявлен турецким шпионом, предан суду и заключен в Мариенбургской крепости, где и скончался, как предполагают, от голода. Кирилл Лукарис, чтобы избежать такой же участи, удалился из пределов России. Митрополит и епископы, принявшие унию на соборе, объявили по своим епархиям, что духовные лица, не желающие последовать им, лишаются сапа, а миряне подвергаются отлучению. Многие священники, чтобы не лишиться мест и средств к содержанию, принимали унию и свои приходы обращали в униатские. Другие, не желавшие уступить, изгонялись силою, подвергались побоям и истязанию, заключались в оковы и тюрьмы, а места их передавались униатам; некоторые даже поплатились жизнью 693 . Так же поступали нередко с настоятелями и иноками монастырей. «В Вильне, говорил на варшавском сейме 1620 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Никаких католических мучеников, которых принуждали принять православие, никогда не было. Если вы про тех людей, которые силой насаждали униатство на западной Украине в XVI – XVIII веках, таких, как Иосафат Кунцевич, то он был убит вовсе не за то, что отказывался принять православие, а за злодеяния над православным населением Украины. Справедливости ради: в распаде семьи далеко не всегда виноваты двое. Есть такое высказывание: «Седина в бороду, бес в ребро». А в отступничестве от Бога уж точно виноват не Бог и Его Церковь, а только греховное человеческое естество, а еще те самые бесы. Ваш муж, очевидно, задолго до нашей полемики принял свое решение. На наш ресурс вы пришли для того, чтобы получить здесь подтверждение своего мнения. Но вы не смогли его нам навязать, и поэтому сердитесь и готовы устроить здесь словесное аутодафе. Напрасно! Мы вовсе вас не ненавидим, иначе мы бы не тратили на вас время. Но мы вас по-христиански любим, и поэтому старались предостеречь. А уж ваше дело самим решать, как вам поступить. Вы уже все и так решили, так зачем вы тогда спрашивали совета? Бог любит вас, и надеюсь, что Он когда-нибудь вразумит вас и всей семьей приведет к Своему спасительному учению – православному, то есть правильному, христианству. В Церковь святых, а не иезуитов; Спасительных Таинств, а не красивых ритуалов. И не номинально приведет, а по-настоящему. Тогда вы получите Божие благословение вашему браку и спасете свои души. Слушайте, уважаемый, хватит навязывать мне вашу веру и пугать приходом, по вашим, словам к правильному христианству. Мы с мужем и так живём в правильном христианстве. Точка! Обсуждению больше не подлежит! Что касается благословения на брак, оно нами получено ещё 3 года назад — мы венчаны! Заключён брак перед Богом! И это тоже больше обсуждению не подлежит! Как же быстро вы забываете свои слова… особенно про полное отречение от Христа… что Вы имели ввиду под этими словами? Я даже процитировала вам вас же… а теперь вы говорите, что не имели ввиду, что католики отрекаются от Христа, и соответственно (по вашим словам я делаю вывод) становятся не христианами…

http://azbyka.ru/vopros/javljaetsja-li-g...

Он писал 23 июня Государю, затронув сначала вопрос о губернаторстве. «Распорядительный, честный и разумный губернатор, действующий и не боящийся ответственности за каждый шаг свой, служит именно теперь главною и единственною опорою порядка в губернии. Напротив того, человек неспособный, равнодушный, канцелярист на этой должности может принести громадный вред, станет орудием в руках ловких и недобросовестных эксплуататоров, коих всюду развелось много, и в самый короткий срок может произойти при нем такая деморализация местного управления, которую потом крайне трудно поправить... Необходимы теперь более, чем когда-нибудь дельные и при том прочные губернаторы. К несчастью, вошло в обычай переводить их из губернии в губернию часто, иногда через год. А губернатору для того, чтобы вглядеться в свою губернию, мало одного года…» Хвалил он Смоленского губернатора В. Сосновского. Про Витебск он пишет: «Успенский собор исторический замечателен. Здесь православные мещане убили мучителя фанатика Иоасафата Кунцевича. За это казнён был целый город. Иосафат возведён в святые, а мещане присуждены разломать старый собор и на место его построить новый громадный...». Б.П. Мансуров, однокашник Победоносцева, в письме к нему от 3 января 1889 г. из Риги, радуется назначению членами Государственного Совета Владимира Мих. Менгдена и Петра Ив. Саломона и тому, что тот был виновником первого назначения»: «... Любопытно заметить, что и на Саломоне и на Менгдени рельефно выражается истинно великое государственное значение прежних твёрдых и крепких законов о смешанных браках. Посмотри, в какой степени православие и влияние церковного духа сделало их обоих вполне до мозга костей русскими людьми. И как это сделалось просто и естественно. В Менгдене и Саломоне сколько не ищи – не найдёшь и атома, прежде принадлежавшего их семьям, немецкого элемента». Мансуров тоже был членом Гос. Совета. В 1890 г. обозревая в июне в Перми и Екатеринбурги церковно-приходские школы, он попутно побывал на золотых приисках и на заводах, отмечая некоторые нужды; хвалит губернатора Лукошкова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010