Мы тем более считаем себя вправе поступить таким образом, что Преподобный Иов и Иосафат Кунцевич во первых были современники. Первый из них, родившийся около 1551 года, скончался на сотом году жизни, в 1651 г., а второй убит Полочанами сорока трех лет от роду в 1623 г., следовательно как родился, так и умер в течении жизни преподобного, и оба они жили и действовали на Западе России в период самого лютого господства унии и латино-унитского преобладания в Литве и на Волыни, так что, заговоривши об одном, по самой исторической необходимости, нельзя умолчать в тоже время о другом. Во вторых, как Иов, так и Иосафат были земляки как по месту рождения, так и по месту служения своего. Иосафат родился во Владимире-Волынском в 1580 году и здесь проводит первые годы юности своей, когда преподобный Иов состоял уже игуменом ближайшего к г. Владимиру Честно-Крестскаго монастыря в г. Дубне, той же Волынской области, куда переведен был из Угорницкого галицийского монастыря, по просеьбе князя Константина Острожского (около 1582 г.). К тому же и само место рождения преподобного Иова в Покутской области в Галиции не менее родственно Волыни, как и город Владимир-Волынский, место рождения Иосафата. Это та самая область, которая, по первому разделу Польши в 1773 г., отошла к Австрии и в настоящее время составляет так называемый Коломыйский Повет между Днестром и Молдавой. Там и доселе уцелели остатки древнего Угорницкого Преображенского монастыря, что ныне селение Угорники, в котором преподобный принял монашество на 12-м году жизни и где потом возведен был в сан иеромонаха и принял схиму. Кому же неизвестно, что Галиция и Волынь издревле составляли одно, как по народности, так и по вере. Тем более это было во времена Иова, когда Волынь и Галиция были под одной властью Речи Посполитой, и в особенности когда преподобный жил и действовал в монастыре Почаевском, откуда с высот Почаевских Галиция и теперь открывается, как мы уже говорили, даже простому, не вооруженному глазу. Но, что всего для нас важнее, преподобный Иов и Иосафат Кунцевич, будучи современниками и земляками, в тоже время считаются святыми, каждый в своей церкви, вследствие чего дают нам полнейшее основание для сравнения их между собою, тем более, что и посмертная судьба их и само прославление во многом сходствуют между собою, хотя и не с одинаковыми последствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Лит.: Говорский К. А. Иосафат Кунцевич - униат. архиепископ. Вильна, 1865; Guépin A. Un apôtre de l " Union des Églises au XVII siècle: Saint Josaphat et l " Église gréco-slave en Pologne et en Russie. P., 1897. T. 1; Жукович П. Н. Сеймовая борьба западнорус. дворянства с церк. унией (с 1609 г.). СПб., 1904. Вып. 2: 1615-1619; 1906. Вып. 3: 1620-1621;1908. Вып. 4: 1623-1625; он же. О неизд. сочинениях Иосафата Кунцевича//ИОРЯС. 1909. Т. 14. Кн. 3. С. 199-231; Urban J. wity Jozafat, biskup i mczennik. [Kraków, 1921]; Св. сщмч. Йосафат Кунцевич: Mamepiялu i poзbiдku з нагоди юbiлeю/Зiбpab: о. Й. Cлinuй. Льbib, 1925; Cлinuй Й. Богословське образування i письменицька mbopчicmь св. Йосафата Кунцевича//Там же. С. 232-252; Дороцький М. Життя св. сщмч. Йосафата архиеп. Полоцького. Перемишль, 1932; Czerniewski L. w. Jozafat Kuncewicz, 1580-1623. Pozna, 1935; Ю. Огляд бorocлobcьko-лim. дiяльhocmu Йосафата Кунцевича. Торонто, 1960; Назарко I. Cnobiдhuku св. Йосафата//Miscellanea in honorem S. Josaphat. R., 1967. P. 66-74. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2; Vol. 6. Fasc. 1/4); Балик Б. I. З icmopiï культу св. Йосафата в Nepeмucьkiй (XVII/XVIII ст.)//Analecta OSBM CCL anno a Martyrio S. Iosaphat vertente. R., 1973. P. 47-61. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2; Vol. 8. Fasc.1/4); Ozorowski E. Jozafat Kuncewicz//Sownik Polskich teologów katolickich/Pod red. H. E. Wyczawskiego. Warsz., 1982. T. 2. S. 474-475; ychiewicz T. Jozafat Kuncewicz//Znak. Kraków, 1984. R. 36. N 351/352. S. 221-257; N 353. S. 497-536; Senyk S. The Sources of the Spirituality of St. Josaphat Kuncevy//OCP. 1985. Vol. 51. P. 425-436; та apxib Павла Доброхотова/Уклад.: В. I. Ульяновський. К., 1992. С. 91-94, 165-166; Kumak K. Jozafat Kuncewicz//Encyklopedia Katolicka. Lublin, 2000. T. 8. Kol. 105-106; Верниковская Е. А. Иосафат Кунцевич (1580-1623), Полоцкий архиеп. Греко-католической Церкви//Слав. альм., 2000. М., 2001. С. 20-41; она же. Витебское восстание 12 нояб. 1623 г.//Там же, 2001. М., 2002. С. 108-132; Nahyцэbiч В.

http://pravenc.ru/text/2462261.html

Весной 1620 года в Киев прибыл патриарх Иерусалимский Феофан III, возвращавшийся из Москвы на родину. Вскоре после приезда он издал благословенную грамоту «всем в Православии сияющим, иже в Малой России, изряднее же обывателем Киевским». Осенью того же года, по многочисленным просьбам священников и мирян, он начал рукополагать для Малой России епископов. Сначала на Перемышльскую кафедру был рукоположен игумен Исаия Копинский, затем на Киевскую и Галицкую митрополию игумен Иов Борецкий, и, наконец, в сан архиепископа Полоцкого был рукоположен Мелетий Смотрицкий (спустя несколько лет автор «Фриноса» и знаменитой «Грамматики славянского языка» присоединится к униатству). Восстановление православной иерархии Киевской митрополии стало причиной новых притеснений со стороны королевской власти и униатских епископов. Одним из главных ревнителей унии в этот период был Полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. Его трагическая история – одно из многочисленных свидетельств взаимной неприязни православных и униатов. Получив от короля грамоту на подчинение своей власти всех православных монастырей и храмов, Кунцевич стал требовать присоединения к унии от всех священников епархии. Кунцевич не только отнимал храмы у православных, но даже запрещал совершать православное богослужение в частных домах и шалашах, а непокорных священников отлавливал и сажал в тюрьму. 12 ноября 1623 года Кунцевич был зверски убит жителями Витебска, его труп был изуродован и брошен в Двину. Король ответил на убиение Кунцевича жестокой карой: девятнадцати гражданам были отрублены головы, около сотни других жителей города, успевших бежать, были приговорены к смерти заочно. Папа Урбан VIII, не зная о том, что казнь уже состоялась, в письме от 10 февраля 1624 года требовал расправы над виновными в убийстве Кунцевича: «Жестокость убийц не должна остаться ненаказанной. Там, где столь тяжкое злодеяние требует бичей мщения Божия, да проклят будет тот, кто удержит меч свой от крови. И ты, державный, не должен удержаться от меча и огня; пусть ересь почувствует, что жестоким преступникам нет пощады». В 1643 году папа Урбан VIII беатифицировал Кунцевича, а в 1867 году Пий IX причислил его к лику святых, провозгласив духовным покровителем Руси и Польши.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тем не менее, народ из последних сил удерживался от того, чтобы воздать униату за его жестокость. Иосафат по сути сам спровоцировал взрыв народного гнева тем, что велел арестовать православного священника Илию, совершавшего богослужения в шалаше за городом. Этого православные уже не стерпели. Раздался звон набатного колокола, призвавший жителей Витебска положить конец бесчинствам униатского архиерея. Толпа ворвалась в дом Кунцевича, и архиеп был убит. Его тело долго влачили по всему городу, а затем бросили в Двину. Бесспорно, убийство, совершенное доведенными до отчаяния православными жителями Витебска, было преступлением и тяжким грехом, за которым незамедлительно последовало воздаяние: наметившееся было потепление в отношении польских властей к Православной Церкви сменилось новыми гонениями и репрессиями. Жители Витебска были жестоко наказаны, а униаты получили в лице Иосафата Кунцевича " мученика " за дело унии, который мгновенно стал использоваться ими в целях пропаганды униатства и дискредитации Православия. Расправа над Витебском и его жителями была жестокой. Папа Урбан VIII прямо призвал короля Сигизмунда покарать виновных в смерти Кунцевича. 19 человек, признанных виновными в гибели униатского архиерея, были казнены через отсечение головы (в их числе бургомистры: два витебских и один полоцкий). Около ста человек, бежавших из Витебска до прибытия туда карательного отряда, были приговорены к смертной казни заочно. Город Витебск был лишен Магдебургского права самоуправления, и даже городская ратуша в нем была разрушена. Папа Римский потребовал от короля отменить все прежние сеймовые акты, направленные на смягчение положения православных. Мелетий Смотрицкий, которому после смерти Кунцевича угрожала расправа, бежал в Киев, а оттуда отправился на Ближний Восток. Жестокое наказание православных жителей Витебска так вдохновило униатов, что они повсеместно перешли в новое наступление на Православную Церковь. Даже в Киеве греко-католики весьма осмелели, тем более, что после кончины гетмана Сагайдачного в 1622 позиции казачества ослабели, и это также вселяло в униатов уверенность в своей безнаказанности.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

Не зная, что случится, но зная, что падение исполина может грозить опасностями и для окружающих его, мы, православные, ничего пока не можем, как только препятствовать пропаганде латинской веры среди православных народов, ревностнее распространять православную веру среди нехристианских народов и усерднее молить Бога, чтобы Он внял нашему церковному прошению о соединении церквей, которое должно состоять в принятии инославными церквами, исповеданиями, церковными обществами и сектами истинной, православной веры, так чтобы на земле было одно стадо, т. е., одна Православная Церковь, и один Пастырь ее, т. е., Иисус Христос, Глава Церкви, Которому да будет слава, честь и поклонение во всем мире. 1 Это теперешний Брест-Литовск, большой уездный город Гродненской губернии, имеющий до 50 т. жителей, преимущественно евреев. Два года тому назад он почти весь выгорел. Близ него сильнейшая крепость того же названия. Брест составляет пограничный пункт между собственно Россией и так называемым теперь Царством Польским. Но должно сказать, что в этнографическом отношении Брест и в старину находился и теперь находится не на границе с собственно польскими областями, а внутри России, потому что пограничная с ним с запада губерния Седлецкая и лежащая на юг от него губерния Люблинская искони были населены Русскими. Это – Забужная Русь. Занимая выгодное положение при реке Западном Буге, Брест и в старину был значительным городом. О Бресте и его древних храмах написал исторический очерк священник Л. С. Паевский под заглавием: Город Брест-Литовск и его древние храмы. Гродно. 1894 г. 2 В настоящем случае Западной Россией мы называем Белоруссию и Литву, а Юго-западной – заднепровские губернии России и Галицию, или Червонную Русь. 3 В настоящее время униаты есть только в Галиции. В газетах сообщалось, что они собираются торжественно отпраздновать трехсотлетний юбилей унии с Римом. Мы можем только молить Бога, чтобы и для Галицких Русских настал когда-нибудь час воссоединения с Православной Церковью, к которой принадлежали их предки. Тяжел для них неестественный политический союз под одною короной с Поляками, Мадьярами и Немцами; и эта тяжесть, к несчастью, увеличивается еще неестественным церковным союзом с Римом. 5 О Кунцевиче была помещена в Страннике, 6–9, за 1896 г., статья И. Ф. В-ла под заглавием: Латино-униатский святой Иосафат Кунцевич (По поводу трехсотлетия Брестской унии). Еще есть брошюра священника Льва Наевского: Лжемученик Иосафат Кунцевич (Униатский Полоцкий архиепископ). 1895 г. Гродно. 6 Академическая речь, произнесенная с сокращениями на годичном акте Московской Духовной Академии 1-го октября 1895 года. 11 Так изображают достоинства папы сами латиняне, которым даже при всем желании быть беспристрастными в оценке личности папы и его деятельности трудно удержаться от преувеличений в похвалах ему. Но, по-видимому, действительно, Лев XIII может быть причислен к лучшим папам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

«Oriens» видит в этом «новое свидетельство расположения св. отца к русским» и желает новому епископу «дождаться времени, когда свобода будет возвращена его отечеству и позволит ему работать в нем над религиозным возрождением соотечественников». Еще большее расположение св. отец оказал иезуитам. В арсенале средств, которыми располагали иезуиты для борьбы с Православием, для его разложения и ликвидации путем «восточного обряда, не хватало имени мученика, святого, которому можно было бы отдать под покровительство все это начинание. Иосафат Кунцевич, иезуит, епископ и враг Православия, в свое время канонизированный, для этой цели оказался неподходящим. Хотя он и родился во Владимире-Волынском, но там о нем не сохранилось никаких воспоминаний в народе. Униатская церковь в Галиции к канонизации Иосафата Кунцевича отнеслась отрицательно, и никакой популярностью имя это не пользуется среди униатов. Тогда вспомнили про другого иезуита, Андрея Боболу, личность малозаметную. В известном труде епископа Эдуарда Ликовского «Брестская уния» его имя не упоминается. А.Бобола был убит казаками в Якове около Пинска 10 мая 1637 года, 14 лет спустя после убийства И.Кунцевича. И.Кунцевич сразу оказался в центре внимания Рима, и 16 мая 1643 года Урбан VIII положил начало его канонизации декретом о признании его благословенным. О Боболе никто тогда не вспоминал. И.Кунцевич был канонизирован Пием IX 29 июня 1867 года. Об А.Боболе опять-таки никто не вспомнил и лишь при большевиках, подготовляя новоуниатское наступление на Православие, о нем вспомнили. Ценой каких-то уступок его гроб удалось перевезти из России в Рим, и 17 апреля 1938 года, в день католической Пасхи, он был канонизирован. Гроб его передали иезуитам для перевозки в Польшу, куда он и был доставлен с большой торжественностью и помещен в каплице Общества иезуитов в Варшаве впредь до сооружения особого храма в его честь. Примас Польши, кардинал А.Хлонд, говорит по этому поводу в своем послании к народу: «По примеру св. Боболы мы должны поддерживать работу для единства костела среди потомков героических униатов всенародно, искренне, бесстрашно. Фатальной ошибкой было бы создание польского православия на пепелище унии, орошенной кровью католических мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Многое и другое говорили они против православных и добились того, что король издал указ, которым поставленные патриархом Феофаном епископы признавались незаконными архипастырями. Самым жестоким преследователем православных в это время явился полоцкий униатский епископ Иосафат Кунцевич. Он отнимал у православных жителей своей епархии церкви, закрывал их, прогонял священников, бросал их и мирян в тюрьмы. Даже сами латиняне и униаты осуждали Кунцевича за его жестокости, какие он позволял себе в отношении к православным. Иные из них уговаривали его и советовали ему не раздражать православных. Кунцевич не унимался и дошел до крайнего безумия. Мало того, что он поотнимал у православных все церкви в городах своей епархии, но он не позволял им совершать богослужения даже в домах и в шалашах за городом. Изувер хвалился, что он не боится за унию даже и смерти, и сам напрашивался на смерть. Кунцевич, действительно, был убит. Он сам был главным виновником своей гибели. Он погиб не за веру, как думали его последователи, а за свои противохристианские жестокости и неистовства. Смерть его – не кончина христианского мученика, а нечто похожее на самоубийство. Православные сильно и горько поплатились за его смерть. Ожесточенные его смертию, латиняне, начиная с папы и короля, и униаты теперь с особенною жестокостью и силой набросилась на православных и стали преследовать их. Митрополит Петр Могила . Преследования православных латинянами и униатами несколько стихли только в 1632 г. В этом году умер польский король Сигизмунд III, причинивший, по внушениям и проискам иезуитов, особенно много зла русскому народу и православной церкви в Западной Руси. На его место был избран сын его Владислав. Этот Владислав одно время был кандидатом на царский престол в Москве. Он соглашался, в случае избрания его царем московским, даже принять православную веру. Владислав относился гораздо лучше к православным своим подданным, нежели его отец. В том же 1632 г., когда он сделался королем, при его участии были составлены особые «статьи успокоения русского народа» в Польше, или условия соглашения между православными и униатами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

133 «Записки Василия Лужинского , архиепископа Полоцкого», стр. 143. – Около того времени униатский Иеромонах Иосафат Шавровский написал к митрополиту униатскому Иосафату Булгаку два письма самого оскорбительного содержания. Первое письмо, писанное на польском языке на трех листах, начиналось так: «не удивляйся, что я пишу к тебе; я не решался на это, но мне три раза явился святой Иосафат Кунцевич и велел сказать тебе: “ты продал унию; ты не пастырь, а волк”. Письмо заключалось так: “не даром ты называешься Булгак, – это на буллу гак”. Содержание второго письма начиналось так: “ты меня наказываешь, но на кого ты вооружаешься? не на меня, а на святого Иосафата”». «Вестник Европы», 1872 год, август, стр. 558. 135 «Записки Иосифа, митрополита Литовского», I, стр. 111; II, 56–60; «Холмская Русь», Батюшков, стр. 168, 174. 137 На похоронах митрополита Булгака присутствовали: Д. Н. Блудов, М. Н. Муравьев, Протасов и другие сановники. Похоронную процессию, во главе с епископом Василием Лужинским , встретило у Сергиевского монастыря православное духовенство. 138 В том же году Иосиф награжден орденом Владимира II-й степени, а епископ Антоний Зубко – орденом Анны I степени, Важнейшие их сподвижники из духовенства, в виду близкой развязки униатского дела, также получили разные награды. Государь прислал Иосифу через Протасова, за отличие произведенного тогда из полковников в генерал-майоры, рясу, клобук и мантию, которые Иосиф надевал с тех пор в торжественных случаях. 139 Письмо писано от 21 февраля 1838 года – «А. Сосновский», сочинение Бобровского. – «Нельзя сказать с уверенностью, что обнаруживают действия М. Бобровского в виду вопроса о православии – простую ли пассивность, слабохарактерность или философское равнодушие, говорит профессор Филевич, этот бывший профессор Иосифа Семашки, сильно ратовавший некогда о приведении унии к её первобытной чистоте и только что давший (в 1837 году) подписку на воссоединение, теперь горько жалуется на погибель унии своему другу Сосновскому, который также некогда был ревностным сторонником реформ в греко-униатской церкви, – реформ, казалось, направленных в сторону православия. Сосновские, Бобровские и Куземские (последний отстаивал унию в Холмской епархии) представляют олицетворение той странной амальгамы, какая начала вырабатываться в унии под влиянием тяжелых исторических условий. Состояние западнорусского униата было трагическое. В нем постоянно боролись две души: русская и римская. Одна тянула его к родной земле, к её родным историческим заветам, ничего общего с унией не имеющим; другая уносила его далеко от них и, выхватывая из-под ног почву, ставила над бездной». – «Варшавские Университетские известия», 1891 год, книга 7, стр. 27–30.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

„И если бы эта каменная пещера имела уста, то она, как пишет Досифей, о сем совершенно известила бы нас, как иногда через три дня, иногда же через целую седмицу, один в ней затворенный и питаемый только слезами, изливаемыми от чистого сердца, он молился о благосостоянии света, во зле лежащего“ 31 . Вот настоящая христианская молитва, не ровня тем молитвам, которые творил хоть бы Иосафат, „при этом остро бичуя себя до крови“, как говорят о нем его панегиристы. Во-первых, как истинно верующие, мы не можем не отнестись с предубеждением против самого этого бичевания, которым вообще латино-униатские подвижники любят сопровождать свои молитвенные подвиги. Настоящею молитвою может быть только та, которая совершается из глубины души, без всякого внешнего развлечения. От того такие св. угодники, как преподобный Иов, и старались по преимуществу избирать для своей молитвы места уединенные, не представляющие никаких развлечений для слабой натуры человеческой. И сам Спаситель в числе важнейших наставлений своих о молитве заповедует каждому из вас: Ты же егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя помолися и Отец твой небесный, видяй в тайне, воздаст тебе яве 32 . Какая же сосредоточенность может быть в молящемся, когда он, изливая чувства свои пред Господом, в то же время будет стараться наносить себе раны известного рода орудием. Напротив, такого рода истязание поневоле должно отвлекать его мысли от Господа, и отсюда и самую молитву его делать не вполне глубокою и совершенною. Ко всему этому нельзя не согласиться также, что так называемое бичевание, практикуемое подвижниками западной церкви, по сознанию самых лучших из них, во многих случаях вместо удручения плоти, производит в своих пациентах некоего рода удовольствие, род нравственной истомы, которая иных часто заставляет прибегать к бичеванию не как к спасительному средству покаяния, а скорее как к известному средству наслаждения, очевидно, совершенно противного духу истинного, христианского умиления и покаяния. Во-вторых, послушайте, о чем молится Иосафат, поражая свое тело бичами...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Замечательно, что самое прославление чудотворной иконы Божьей Матери в Почаевской обители, начинающееся, как известно с 1597 года, совпадает как раз с началом церковной Брестской унии 1596 года, и последовавших засим гонений на православную церковь со стороны самого Иосафата, так что надобно быть слишком невнимательным к судьбам Божьим, чтобы в этом совпадении времен не видеть действия десницы Божией, которая вместе с горькими искушениями со стороны унии, в тоже время уготовляла для православных и благодатное утешение в чудотворной иконе Пресвятой Девы, таким образом, избравшей гору Почаевскую в место селения своего на защиту народа православного, его ободрение и избавление 17 . Сам вызванный из Угорницкого монастыря на Дубенский Остров ради чести православия, поддерживаемого, как мы уже сказали, по преимуществу благочестивою жизнью иноков, преподобный Иов готов был воспользоваться всяким удобным случаем для распространения православных обителей на Западе России. И история свидетельствует, что благодаря его влиянию, как духовного отца, известная пани Ирина Ярмолинская в 1646 году особым завещанием основала богатый монастырь во имя святителя Иоанна Милостивого, в имении своем Загайцах на Волыни, причем преподобный сам собственноручно подписался на завещании Ярмолинской, яко духовник ее, и тем на веки скрепил свое непосредственное участие в устроении этого монастыря во славу св. церкви православной. Есть предание, что даже первые иноки для устроения Загаецкого монастыря были присланы, по просьбе Ярмолинской, преподобным Иовом из обители Почаевской 18 . Нельзя, конечно, отвергнуть, и того, что Иосафат со своей стороны тоже увлекал некоторых из вельможных даже панов русских в свою унию, как напр. Феодора Скумина, Тышкевича, сына его Януша, Яна Мелешко, Солтана и др., вследствие чего православные справедливо прозывали его „душехватом“ 19 . Но при этом Иосафат лишал своих клиентов самого дорогого, что есть для человека, их родной, православной веры, и мы слишком сомневаемся, чтобы таким образом он вносил святой мир в души отступников. Иначе, какой же смысл имеют следующие места из письма Сапеги к Иосафату? „Укажите, Ваше преосвященство, кого Вы приобрели, кого уловили суровостью Вашею, печатанием и запиранием церквей...? Из овец Вы превратили их (своих последователей) в козлищ, повергли в опасность государство, а может быть в погибель и всех нас католиков. Вместо радости пресловутая Ваша уния наделала нам только хлопот, беспокойств, раздоров, и так нам опротивела, что мы желали бы лучше остаться без нее: так много, по ее милости, мы терпим беспокойств, огорчений и забот. Вот плод Вашей пресловутой унии. Сказать правду, она приобрела известность только смутами и раздорами, который произвела она в народе и целом крае... “ и т. д. 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010