В 1609 году у православных в Вильне отняли Троицкий монастырь. Поцей решился образовать при нем униатское братство, назначив настоятелем монастыря ревностного униата Велямина Рутского. Этому избраннику Поцея суждено было впоследствии играть весьма важную роль в униатской церкви. Сын московского воеводы Вельяминова, передавшегося Литве после сражения при Уле в 1568 году, он увлекся господствовавшим тогда в Литве стремлением к нововерию и стал кальвинистом. Но иезуиты возвратили его в латинство и, заметив в нем большие способности, отправили его в Рим для образования. В Риме убедили его, после окончания курса в греческой коллегии сделаться униатом, чтобы через него действовать на соотечественников его в Литве. В 1605 году Рутский прибыл в Вильну. Митрополит Поцей весьма охотно принял юного борца унии, постриг его в монашество и, надеясь иметь в нем ревностного помощника себе, назначил его в 1608 году своим наместником, 514 с подчинением ему всего духовенства митрополичьей епархии, а затем поставил архимандритом Троицкого монастыря. Рутский усердно помогал митрополиту в упрочении унии, заведовал виленской униатской школой и троицким братством и обнимал быстрым и широким взглядом положение дел во всей униатской церкви. Между тем, еще до прибытия его из Рима, в Троицкий монастырь вступил другой будущий деятель унии – Иосафат Кунцевич. По происхождению из низшего сословия (он был сын сапожника), Кунцевич получил невысокое образование; но влияние иезуитов развило в нем фанатизм, не имевший границ. В 1604 году митрополит Поцей постриг его в монашество. Таковы были передовые деятели в Вильне, пособники митрополита Поцея. Леонтий Карпович и Мелетий Смотрицкий Теснимое униатами православное братство перебралось из Троицкого монастыря на противоположную сторону улицы к недавно построенной там же Свято-Духовской церкви. Плац под постройку этой церкви дан был панами Воловичами, которые и в сооружении оной помогали своими средствами. Здесь вождем православных был свято-духовский архимандрит Леонтий Карпович. Карпович, одно из многих уважаемых лиц западно-русской церкви, еще будучи светским, ревностно действовал в пользу церкви и перенес тяжкие испытания, страдал в темнице и в оковах. Около 1614 года он посвящен был в духовный сан и избран в настоятели Свято-Духовского монастыря. Труды его и произноснмые им красноречивые и энергичные поучения приобрели ему всеобщее уважение. Во время его настоятельства вступил в монастырь Мелетий Смотрицкий. 515

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В условиях гонений, когда быть православным епископом уже никакой выгоды не представляло, произошло значительное оздоровление Церкви и ее епископата. Принимались и меры по активной защите православия. Так, в 1621 г. поместный Собор духовенства и мирян, созванный специально для консолидации защиты православия от латинства, разработал программу по усилению антилатинского и антиуниатского проповедничества, публикации книг апологетического содержания, устройству и улучшению сети православных училищ, усилению братств, более частому созыву соборов, улучшению контактов с православным Востоком, отправке монахов на Афон, являющийся практической школой православия. Открытая в 1615 г. киевская коллегия превращается в подлинную академию университетского типа, в которой выходят серьезные апологетические труды из-под пера таких ее профессоров, как Мелетий Смотрицкий (позднее перешедший в униатство), Симеон Полоцкий , Лаврентий Зизаний и другие. Да и польское правительство не могло себе позволить длительную конфронтацию с православием . Надвигалась угроза войны с Турцией, а казаки грозили не участвовать в ней, если Православная Церковь не будет легализована в Речи Посполитой. На генеральном сейме 1623 г. Корона вынуждена была признать Православную Церковь православные владыки наконец смогли занять свои кафедры, в некоторых епархиях параллельно с униатскими. Это вскоре поведет к роковому конфликту. Униатским епископом Полоцко-Витебской епархии был униатский фанатик Иосафат (Кунцевич). В ту же епархию с центром в Витебске был теперь назначен епископ Мелетий Смотрицкий, с появлением которого началось массовое возвращение целыми приходами униатов в православие. Кунцевич ответил кровавыми погромами православных дворов и храмов, используя для этого правительственные войска, находившиеся в его распоряжении. Даже униатский митрополит Иосиф Рутский безрезультатно призывал Кунцевича к умеренности. Православный народ Витебска взбунтовался, забил Кунцевича насмерть и бросил тело в Днепр. Выловив его тело, униаты провозгласили Кунцевича мучеником за веру, Ватикан канонизировал его в качестве официального святого Католической Церкви, каковым он почитается по сей день, особенно униатами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как вы думаете, понравилось ли бы это нашим рогожцам? Но здесь этим, разумеется, никто не соблазняется. Пришедши домой, я стал читать бывшее у меня под руками нравственное богословие, и там нечаянно отыскал рассуждение именно о табаке. Римский моралист толкует, что нюхание и курение табаку пред приобщением св. таин вовсе не составляет нарушения поста (так же, как если бы пришлось кому нечаянно проглотить частицу ногтя, металла или другую какую-нибудь неперевариваемую желудком вещь) и потому не может называется даже легким грехом, а только разве делом не совсем приличным. Соображая прошедшее с настоящим, я подумал только, что, если бы и правду говорил этот казуист римский, все же мудрено предположить; что папа молился от глубины души и во время молитвы вовсе отрешился от мира и земных попечений, когда не мог забыть своей пустой прихоти на 40 только минут, которые требовались для 2-х его мисс. Известны ли вам ответные письма газеты Le Monde газете S. Pétersbourg об Иосафате Кунцевиче? Мне сильно хвалили их иезуиты, и я на днях отыскал эти – 90, 94 и 101 ответ на них, кажется, незатруднителен; автор русский оказался всего более виновным в искажении или неверном переводе письма Льва Сапеги, но здесь вина падает кажется исключительно на Бантыш-Каменского 353 , который вместо слов, приписанных Иосафату: «я властен гнать и рубить головы», должен был будто бы читать: «он дозволил им (сиречь православным раскольникам) топить и обезглавливать униатов»; и еще говорить вместо слов: «должно лишать должностей и изгонять из королевства всех тех, которые не принимают унии» – Иосафат говорил будто бы: «ужели должно оставить сию (т. е. латинскую церковь ) и изгнать ее из государства». Мало вероятное и неудобообъяснимое изменение! Но Мартынов иезуит хвалится, что в отысканном им списке письма Сапеги остаются слова также, как пишет его друг Бенедиктинец в Le Monde. Ужели у Кояловича 354 нет верного списка? При отьезде из Рима сей друг Аксакова, (Мартынов) объявил мне, что он хочет также писать статью об И. Кунцевиче на русском, французском и итальянском языке, в виде письма на имя русского архимандрита. Я с своей стороны сказал, что я не боюсь мирной полемики, если только здоровье позволить мне писать, но просил его не издавать своего письма на мое имя на итальянском языке, так как православный ответ никогда не может читаться в римской папской области. Еще я поставлял условием, чтобы мне дозволено было читать те рукописи, которые были у него под руками, и из коих он черпал то новые чтения, то новые известия, но сомневаюсь, чтобы он исполнил эту просьбу. Ожесточение его против России и русского правительства очень велико, как видно из частных бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Между тем насилия и мучения, Униатами причиняемые, возбуждали между народом частые восстания – Поцей едва не потерял жизни от разъярённого народа, а Иосафат Кунцевич воспринял, наконец, мзду за свои гонения. Это единственный святой Униатской Церкви – достоин быть причтённым к лику святых Церковью, удостоившею сего Григория VII. Сострадательная душа не прочтёт сухими глазами тех выражений, коими светский муж, канцлер Литовский Лев Сапега, хотя и ревнитель Унии, уличает и усовещает сего архиерея, из границ человечества вышедшего, – поставляет на вид пастырю Христову, что насильственные и соблазнительные средства, им употребляемые, противны духу религии, противны политике, противны пользе государства, междоусобными мятежами колеблемого. Кто читал письмо сего канцлера к оному архиерею, не может не согласиться, что Сапега исполнял долг пастыря, а Кунцевич гонителя. За частными восстаниями народа последовало восстание казаков. Они под избранными собою гетманами Косинским и Наливайком мстили Польше ужасною войною, и хотя часто были покоряемы, но оставили семя тех народных за веру браней, которые впоследствии столь сильно дали восчувствовать государям польским неблагоразумную политику Сигизмунда III. Сын сего монарха Владислав IV первый прекратил действия отца своего – он дозволил Православным иметь архиереев и возвратил казакам их привилегии. Но уже было поздно – зло слишком вкоренилось. Униатская партия была уже сильна сама собою; принявшие Римский обряд почти всё знатнейшее дворянство мощно поборало как Римскому, так и Униатскому духовенству; помещики не щадили издержек для совершения предпринятого плана, – и русская земля наполнилась иезуитскими и прочих Римских орденов монастырями. Сии монахи были главною пружиною угнетения Православных – над ними не имело власти ни гражданское, ни духовное польское правительство, и жалобы на них приносить было нужно или папскому нунцию или в самый Рим. Недаром, одним из важнейших требований победоносных казаков было удаление жидов и иезуитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Но тяжелое время для православных Белоруссии настало с посвящением в полоцкие архиепископы известного фанатика и гонителя православных Иосафата Кунцевича. В октябре 1618 г. он решился посетить Могилев. Но когда православные узнали, что он подъезжает к городу, то зазвонили в вечевой колокол на ратуше, подняли тревогу и заперли городские ворота, а на валах вокруг города расставили народ с оружием. Члены магистрата, бургомистр, райцы и лавники и прочие горожане во множестве, с разным оружием и цеховыми хоругвями, вышли из города навстречу Иосафату, вооружась как бы против неприятеля и, ругая его, с великим криком возбраняли въезд в Могилев и угрожали убийством. Видя такое народное нерасположение, Иосафат принужден был удалиться от города и возвратился в Полоцк; а по прибытии затем в Варшаву, лично подал королю жалобу на могилевских мещан. Дело это поступило на королевский суд и решено тем, что главные зачинщики бунта, обвиненные в оскорблении власти, осуждены были на смертную казнь. Неизвестно, было ли действительно это решение исполнено. Но могилевские монастыри, церкви и духовенство, отданы под управление Кунцевича и, так как в Могилеве мало было униатов, все запечатаны, кроме одной Спасской церкви, в которой униатские монахи совершали богослужение. В то же время православным строжайше запрещено было строить и поновлять церкви во всех местах бывшей полоцкой епархии. В 1623 г. православные, в поданной на сейм суппликации, жаловались: «в Белоруссии полоцкий архиепископ пять уже лет держит запечатанными православные церкви Орши и Могилева. Граждане полоцкие и витебские, не имея в городе даже простого дома для отправления богослужения, принуждены по воскресным и праздничным дням выходить для того за заставы в поле, и то без священника, так как ни в городе, ни близ города им не позволено иметь священника. Бедные люди, не привыкшие к иной вере, кроме той, в которой они родились и выросли, принуждены возить своих детей для крещения за десять миль и более, а во время такого дальнего пути многие дети умирают не крещенными». Также далеко принуждены ездить и для получения благословения на брак. – В суппликации выражается, далее, горькая жалоба на то, что епископ апостат приказал в Полоцке выкопать из земли недавно погребенные в церковной ограде тела православных и выбросить на съедение псам. 897 Этим он выразил свою месть православным полочанам за то, что они не хотели признать его власти. Но даже и тогда, когда православные совершали богослужение в частных домах или в плетеных шалашах за городом, они и там не были оставляемы в покое, подвергались нападениям и привлекаемы были к суду. Однажды, во время праздника Пасхи, униаты напали на православного священника Могилевской крестовоздвиженской церкви Зарю, совершавшего литургию в плетеном шалаше на выгоне по виленской дороге, людей разогнали, а священника захвативши, мучили, и неведомо куда завезли или убили. 898 Образование православной Белорусской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Римский моралист толкует, что нюхание и курение табаку перед приобщением св. тайн вовсе не составляет нарушения поста (так же, как если бы пришлось кому нечаянно проглотить частицу ногтя, металла или другую какую-нибудь неперевариваемую желудком вещь) и потому не может называться даже легким грехом, а только разве делом не совсем приличным. Соображая прошедшее с настоящим, я подумал только, что, если бы и правду говорил этот казуист римский, всё же мудрено предположить, что папа молился от глубины души и во время молитвы вовсе отрешился от мира и земных попечений, когда не мог забыть своей пустой прихоти на 40 только минут, которые требовались для 2-х его мисс. Известны ли вам ответные письма газеты Le Monde газете S. Pétersbourg об Иосафате Кунцевиче? Мне сильно хвалили их иезуиты, и я на днях отыскал эти – 90, 94 и 101 ответ на них, кажется, незатруднителен: автор русский оказался всего более виновным в искажении или неверном переводе письма Льва Сапеги, но здесь вина —290— 1865 падает кажется исключительно на Бантыш-Каменского 963 , который вместо слов, приписанных Иосафату: «я властен гнать и рубить головы», должен был будто бы читать: «он дозволил им (сиречь православным раскольникам) топить и обезглавливать униатов»; и еще говорит вместо слов: «должно лишать должностей и изгонять из королевства всех тех, которые не принимают унии» – Иосафат говорил будто бы: «ужели должно оставить сию (т.е. латинскую церковь ) и изгнать ее из государства». Маловероятное и неудобообъяснимое изменение! Но Мартынов иезуит хвалится, что и в отысканном им списке письма Сапеги остаются слова также, как пишет его друг Бенедиктинец в Le Monde. Ужели у Кояловича 964 нет верного списка? При отъезде из Рима сей друг Аксакова (Мартынов) объявил мне, что он хочет также писать статью об И. Кунцевиче на русском, французском и итальянском языке, в виде письма на имя русского архимандрита. Я с своей стороны сказал, что я не боюсь мирной полемики, если только здоровье позволит мне писать, но просил его не издавать своего письма на мое имя на итальянском языке, так как православный ответ никогда не может читаться в римской папской области.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

136 Католики не без основания считали его своим до последних дней жизни и в погребении его в православном монастыре (в Сергиевской пустыни, близ Петербурга) увидели явное намерение правительства обратить униатов в православие, 137 а потому делали последние отчаянные усилия остановить дело воссоединения. К счастью для деятелей воссоединения, около того же времени скончался и второй опасный противник воссоединения, униатский Пинский епископ Иосафат Жарский, оставивший записку, в которой он объявлял себя не причастным всем действиям по греко-униатской церкви. Со смертью Булгака, преосвященный Иосиф сделан был председателем Греко-униатской коллегии, а преосвященный Василий Лужинский – самостоятельным начальником Белорусской епархии. 138 В это время униатское дело быстро пошло к своему окончанию, несмотря на противодействия сторонников унии из среды униатского духовенства, а также латинян. Некоторые представители старого униатского духовенства, не говоря уже о базилианах, и притом давшие подписки на присоединение еще в 1837 году, как например, профессор М. Бобровский, выказывали глубокую скорбь по случаю смерти последнего униатского иерарха, Иосафата Булгака, – смерти, фактически прекратившей существование дорогой для них унии. «Эту печальную катастрофу (т.е. конец унии), пишет профессор Бобровский к своему другу, Клещелевскому протоиерею Антонию Сосновскому, решительному противнику воссоединения, предсказывали осенью минувшего 1837 года землетрясения на Волыне и Подолии. Смертность от холеры, суровость зимы, повсеместный неурожай – суть очевидные бичи, посланные Богом за отступничество от веры наших предков. Но избави нас Бог от чего-либо худшего!» 139 Наиболее ревностные униаты почувствовали теперь, что «скоро погибнет дело, запечатленное кровью блаженного Иосафата Кунцевича», т.е. унии, по выражению одного современного апологета унии. Заметив, что значительная часть священников отказываются дать подписки о готовности присоединиться к православной церкви (до 18 апреля было взято всего 300 подписок от священников Литовской епархии), преосвященный Иосифа, поручил епископу Антонию (от 20 мая) потребовать от всех благочинных удостоверения, о благонадежности и способностях подчиненных им священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1388 Арх. св. с., д. 1798 г., 538, л. 6–7. Это и нижеследующие сведения о затруднениях при воссоединении мы берем из донесения синоду преемника Афанасия, Анастасия, донесения, которое заключает в себе драгоценные известия о воссоединении в Белоруссии за время 1795–1798 г. 1394 Анастасий, перебирая эти случаи, каждый раз замечает в своем донесении, кончено ли дело или нет. Там же, д. 538. 1396 Там же, а также указ от 3 апреля 1797 г. губернаторам всех западных губерний. Выписки из собрания узаконений, относящихся к управлению духовных дел иностранных исповеданий, изд. 1818 г., стр. 588. 1399 Там же. Униаты, «считая себя подчиненными мне, всячески остерегались делать в присоединенных приходах развращения народу», писал Иов в 1799 г. 1415 Общественную беспомощность православия в Белоруссии чувствовал не один Анастасий. Выражение подобного же чувства мы имеем от лица, стоявшего вне волнений из-за воссоединения униатов, от гарнизонного священника г. Витебска Иоанна Сирохнова, который еще раньше Анастасия скорбел об унижении православия в г. Витебске. Эту скорбь он высказал предшественнику Анастасия, Афанасию, которому писал 17 июля 1797 г. «Истинно приверженный христианин к вере православной греческой, с каким душевным прискорбием должен видеть отправляемое здесь в город Витебск духовенством и разного звания жителями богослужение римской и находящихся с нею в унии церквей! Сообразив, что древний град сей, принадлежащий от веков России, исповедовал всегда веру благочестивую греческую, но по несчастному жребию доставшийся во владение бывшего королевства Польского, разными образами, а особенно наиболее подвизавшийся тогда полоцкий архиепископ униат Иосафат Кунцевич рачительно старался обратить благочестивых в унию с римлянами, но истинную и непорочную веру греческой церкви исповедующие граждане Витебска не только отвергли его усильные старании, но ревнуя ко благочестию, публично в 1623 году лишили его жизни за таковую противную благочестивой церкви проповедь. Сей случай был тогда елеем к погашению пламени, ибо с того времени все без изъятия страхом, насилием и

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

—384— 1866 г. тылку (sic!) водки совершенно полную. – Иеромонах Симеон-прусак, Св. Василия ордена инок». – Под подписью найдена бутылка, действительно почти полная, опечатанная печатью с изображением архимандричьей митры, крыжа, жезла и под щитом букв: «X. S. Р. В.», т.е. «ксендз Симеон-прусак Базилиан». – Антиминс, освященный униатским епископом Красовским. В таком виде найден мною 1-го минувшего июня второклассный Тадулинский монастырь 1289 , служивший во время оно столицею Белорусским Базилианам. Ризница Николаевского кафедрального собора в Витебске, переделанного из иезуитского костела, кроме предметов самого скудного вида, служащих для православного богослужения, обильно наполнена костельными принадлежностями; несколько таблиц от алтарей с частицами костей латинских святых, несколько каменных антиминсов от их алтарей, 8 процессионных фонарей бывшего иезуитского коллегиума, множество монстранций 1290 и т.п. Здесь же в узелке, запечатанном двумя печатями архиепископа Василия (Лужинского) , частицы одежд, в которых будто бы убит был Иосафат Кунцевич, и между ними, как значится по описи, митра с драгоценными каменьями. Прилегающие к собору коридор с келлиями и покои для преосвященного преисполнены воспоминаниями об иезуитах: громадные круцификсы 1291 , образки патронов иезуитского ордена и, наконец, в самом зале несколько превосходных полотен художника Ксаверия Розы. Между ними замечательны следующие: смерть Ксаверия Сальского: благословляемый Св. Троицею Игнатий Лойола 1292 , которому из уст сына Божия виднеется следующее обетование: «Ego vobis Romae propitius его»; в двух медалионах поясные изображения женских лиц; еще образ трех иезуитов – (Продолжение следует). Протоколы заседаний [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1899 год//Богословский вестник 1900. Т. 2. 5. С. 257–288 (4-я пагин.). —257— ней довольно обширною отечественною литературой и, как практический знаток пения, пишет живо, по местам увлекательно, а главное с пониманием дела. Он убежденный поклонник церковного пения и, как опытный руководитель других в нем, думаем, был бы полезным деятелем в таком учебном заведении, которое, помимо общеобразовательных целей, преследует интересы желательного пения в православно-русских храмах. Степени кандидата богословия сочинение г. Крылова заслуживает вполне.»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 .В 1620 г., православная южно-русская церковь была утешена назначением нового православного митрополита на место отпадшего Михаила Рогозы. В этом году Иерусалимский патриарх Феофан, рукоположивший (15 августа) Иова Берецкого в митрополита киевского, поставил также особого епископа (Исаакия Борисковича) на епархию Луцкую, от которой Почаевская обитель искони зависела в епархиальном управлении. 579 Тем тягостнее было для православных последовавшее вскоре после этого отпадение известного поборника православной церкви Мелетия Смотрицкого, которого патриарх Феофан в числе других поставил также в архиепископа на епархию полоцкую, витебскую и могилевскую. Это случилось вскоре после того, как был убит (1623 года) известный гонитель православия, униатский витебский епископ Иосафат Кунцевич. Униаты и иезуиты объявили Мелетия соучастником в убийстве. Король велел казнить убийц... и Мелетий, неотличавшийся твердостью характера, упал духом. Вслед за сим он удалился на восток, где пробыл около трех лет. Отселе на возвратном пути Смотрицкий явился в Рим и там повергся к стопам папы, который буллою объявил его архиепископом (титулярным) иерапольским. После этого Мелетий поселился в дерманском монастыре (1627 г.), и вскор начал писать против православной церкви. Таким образом в 1628 году он поручил Дубенскому греко-униатскому архимандриту (спасскаго монастыря) Касиану Саковичу в дерманском монастыре свою «Апологию путешествия по восточным землям», в которой Мелетий не только выразил желание, чтобы восточная церковь соединилась с западною, но изложил разныя клеветы на церковь восточную и русских защитников православия. Здесь же он начал осуждать свои прежние сочинения, написанные в пользу православия 580 и т. п. Узнав об этом, митрополит Иов Борецкий поспешил назначить в Киев 1628 г. духовный собор, на который к 15 августа призывал всех православных западно-русских епископов, архимандритов и игуменов. Кроме этого теперь предстояло ему объявить полученное из сейма королевское (от Сигизмунда III 1587 – 1632 г.) предписание о собрании пожертвований на предстоящую войну с Россией за русское престолонаследство во времена Михаила Феодоровича (1613 – 1645 г.). Послушный голосу архипастыря, а еще более ревнующий о славе православной церкви, преподобный Иов вместе с другими не умедлил явиться в Киев к назначенному времени, и здесь в течении всего собора имел утешение быть свидетелем отречения Мелетеева от унии, как он в соборном печерском храме Успения Пресвятой Богородицы 15 августа в служении с митрополитом топтал своими ногами свою апологию, как вместе с сим было произнесено проклятие на издателя Мелетеевых латино-униатских сочинений архимандрита Кассиана Саковича и т. п. 581

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010