472 Васильевский, Очер. ист. Вильны, Памят. стар. в зап. губ. вып. VI, глав. 6, стр. 18, примеч. 80; Акт. юго-зап. России, II, 45. 473 Виленский Троицкий монастырь оставался униатским до 1839 года, и в описываемую эпоху (1614–1620 г.) управлялся такими фанатически настроенными архимандритами-униатами, какими были: Иосафат Кунцевич и Лев Кревза, известный своим сочинением, изданным в Вильне, «Оборона церковной унии» (напечатана в Рус. Ист. Биб. т. IV стр. 137–312). 474 Учёная братия Троицкого монастыря и семинарии писали и издавали против православия брошюры, которые в большинстве остались нам известными только по своим заглавиям, каковы: «Уния», «Разговор брестского мещанина с Виленским братчиком», «Воскресший Наливайко», «Политика, называемая невежеством», и др.; см. Макарий, Ист. рус. цер., т. X, стр. 428. 475 См., например, жалобу братства, поданную на Рутского во время сейма 1615 г., в Вилен. Арх. Сбор, т. VII, стр. – В просьбе к Вилен. воев. Христоф. Радзивилу о защите, братство, между прочим, писало (в 1616 году): «He только вам, князь, но и почти всему свету известно, что мы в продолжение 20 лет подаём в каждый сейм и съезд слёзные просьбы на оскорбления главнейшего нашего права – свободы совести и веры», ibid, стр. 76. См. также просьбу братства от 1618 г., где говорится о стачке городского суда с униатами против православных ibid. 58 и 62. 476 Бантыш-Каменский, Истор. извест. об унии, 1864 г., стр. 64, 65. См. также о прибытии Рутского с 1615 году во Львов: братство его выгнало из Онуфриевского монастыря, куда он забрался, но эта смелость дорого стоила братству впоследствии, так как оно должно было выдать большие суммы денег польским властям, чтобы затушить дело: см. Лет Льв. брат. под 1615 годом: см. также Вилен. Акт. VIII, стр. 97–100 и Вилен. Арх. Сбор., X, стр. 233. 477 «Перечень обид, насилий и гонений, претерпеваемых от униатов, в особенности св. Духовским Виленским братством», в Вестн. юго-запад. и запад. России., 1864 г., октябрь, см. Вилен. Акт., VIII, стр. 101.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

50 Иосафат Кунцевич (1580–1623), униатский архиепископ Полоцкий (1618). Получив образование в иезуитском коллегиуме, перешел из православия в униатство и стал проповедовать необходимость единства Западной и Восточной Церкви под началом Римского Папы. Был настоятелем ряда униатских монастырей. Жестокими мерами насаждал церковную унию в Белоруссии, что вызвало всеобщую ненависть к нему. Убит горожанами Витебска. В 1641 г. декретом папы Урбана VIII провозглашен блаженным, а в 1867 г. папой Пием IX причислен к католическим святым. 52 «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся...» – начало первой стихиры из цикла стихир, поемых на Крестопоклонной неделе и в праздник Воздвижения на 1-м часе, на который переносится елеопомазание. Ранее, в конце утрени, совершается вынос Креста и поклонение ему, а во время елеопомазания верующие прикладываются к Кресту. 53 Желудков Сергей Алексеевич (1909–1984), священник. В 1928–1929 гг. вольнослушатель обновленческой Московской духовной академии. В 1946 г. рукоположен во иерея. В 1952–1954 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии. Служил в г. Пскове, по настоянию властей в 1960 г. уволен за штат. Впоследствии был активным участником правозащитного движения. Автор многих популярных в самиздате сочинений по апологетике и церковной реформе. 63 Большой Евхологий (греч.). Евхологий (или Евхологион) – богослужебная книга, принятая в греческих поместных Церквах и представляющая собой соединение Служебника и Требника. 75 См.: Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885. 78 «И обычай и долг требуют от нас чтити всякий воскресный день, и праздновати оный: понеже в сей день Господь наш Иисус Христос проявил нам воскресение из мертвых. Почему и первым нарицается день сей в священном писании, яко составляющий для нас начало жизни, и осмым, яко пришедший по субботе иудейской. Но когда случилось в сей день быти посту пред святым богоявлением: то благоучредим оный разсудительно применяясь к обоим случаям. Употребив несколько фиников, мы не поступим по обычаю ересей, не почитающих дня воскресения Господа нашего Иисуса Христа, и купно воздадим должное постному дню, ожидая вечерняго собрания, которое в сей день, по изволению Божию, совершается. И так в сей день да собираемся в час девятый» (Никодим (Милаш), еп. Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями. М., 1996).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

I. Краткое сказание о Почаевской Лавре. II. Воспоминание о святых угодниках Киево-печерской Лавры, из среды коих вышли блаженные иноки, основавшие обитель Почаевскую. III. Святая, чудотворная икона Божией Матери Почаевская, как памятник векового общения нашего с южными славянами. IV. Православие и уния в лицах, или Преподобный Иов, Игумен Почаевский, и глаголемый униятский святой, Иосафат Кунцевич, в качестве представителей своих церквей, как земляки и современники. V. Богородично-Почаевский приход в местечке Полонном Волынской губернии, Новград-Волынского уезда, как первый в России приход, посвященный с церковью в честь чудотворной Иконы Божией Матери Почаевской, – в назидание грядущим родам, как, при помощи Божией, совершать подобные дела во имя родной святыни. Похваляему праведнику, возвеселятся людие; бессмертие бо есть память его; яко от Господа прославляется и от человеков. ( Npumч. XXIX , Пр. Солом. IV, 1) 1 Предание относит явление этой стопы к первой половине XIII века (1240 г.). след. к самому разгару удельных усобиц на Волыни. Сказание о Почаевской Лавре архимандрита Амвросия. Почаев 1870 г. стр. 13. Сравн. ниже часть вторая: «Краткое сказание о Лавре Почаевской». 3 Более обстоятельные сведения об отношении священномученика Макария в земле Волынской смотр, ниже, в житии самого Макария, Отд. IV, жизнеописание 2, в примечании на конце. 5 Преосвящ. Филарет в своих жизнеописаниях Русских святых называет св. Макария Овручского Каневским (Русские святые, изд. 2-е отд. 3, стр. I, в оглавлении). Но наименование это стоит слишком одиноко в сравнении с наименованием этого святого Овручским, каковое дают ему не только на Волыни, но в русской литературе, напр. в «Истории Российской Иерархии» (т. III, стр. 593), в жизнеописаниях святых Российской церкви Муравьева (м. сентябрь, стр. 163), в Словаре Историч. о святых, прославленных в Российской церкви (Изд. 2, стр. 153) и т. п. 6 Сравн. Симона Суздальского и Владимирск. Памятники Росс. Словесн. XII в. стр. 253, 257. Житие Нифонта Новгородского, Меркурия Смоленского и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Obrona оканчивается так: «О насилии наша сторона не мыслит: господу Богу и справедливому королевскому декрету дело свое поручает. Научились мы в церкви Божией терпеть насилие, не производить его. Изгнания наших из рады городовой, из цехов, лишение вольности право не допустит. Не думай, что с падением вашей унии права в отчизне нашей и справедливость света упасть должны: Теренциев дурень Тразон думал, что когда он упадет, то и небо с ним вместе упасть должно. Если б так начали делать, как ты говоришь, то это повело бы не к успокоению Руси, но к отнятию покоя, сделало бы русских изгнанниками из отчизны. Тогда отплатила бы Литва русскому народу, а Польша греческому (от которых светом веры христианской просвещены, как в отделе шестом доказано), как злой сын доброй матери за хорошее воспитание, воткнувши нож ей в сердце». В упомянутом шестом отделе говорится, что Святополк моравский, принявший греческую веру от Мефодия, обратил в христианство Буривоя чешского и жену его Людмилу, а через чешскую княжну Дубровку принял православие и Мечислав польский; в Литве Олгерд, женатый на двух русских княжнах, принял русскую веру и сыновей своих в ней окрестил. Так религиозная полемика повела к историческим розысканиям. Но одною книжною борьбою не ограничились. Когда патриарх Феофан поставил в Полоцк епископом Мелетия Смотрицкого, то почти все жители перешли на его сторону; тогда униатский полоцкий владыка Иосафат Кунцевич, человек страстный, фанатик, решился поддержать себя и унию средствами отчаянными, которые вызвали ему сильный упрек со стороны канцлера литовского, Льва Сапеги; Сапегу нельзя заподозрить в пристрастии к православию, но он прежде всего видел неполитичность мер Кунцевича с братиею. «Бесспорно (писал Сапега Кунцевичу 12 марта 1622 года), что я сам хлопотал об унии и покинуть ее было бы неблагоразумно; но мне никогда на мысль не приходило, чтоб вы решились приводить к ней такими насильственными средствами. Уличают вас жалобы, поданные на вас в Польше и Литве. Разве неизвестен вам ропот глупого народа, его речи, что он лучше хочет быть в турецком подданстве, нежели терпеть такое притеснение своей вере? По словам вашим, только некоторые монахи епархии Борецкого (нового православного киевского митрополита) и Смотрицкого и несколько киевской шляхты противятся унии; но просьба королю подана от Войска Запорожского, чтоб Борецкого и Смотрицкого в их епархиях утвердить, а вас и товарищей ваших свергнуть; и на сеймах мало ли у нас жалоб от всей Украйны и от всей Руси, а не от нескольких только чернецов! Поступки ваши, проистекающие более из тщеславия и частной ненависти, нежели из любви к ближнему, обнаруженные в противность священной воле и даже запрещению республики, произвели те опасные искры, которые угрожают всем нам или очень опасным, или даже всеистребительным пожаром.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

„При бичевании он взывал, пишет один из его биографов: „Господи, истреби схизму и дай унию свенту“... и этой молитвы он не забывал даже тогда, когда сделался епископом“... 33 . Вот так настоящая латино-иезуитская молитва , чуждая всякого духа любви и снисхождения христианского, молитва тем более грешная и богопротивная, что Иосафат сам же, даже в качестве латинянина восточного обряда, должен был научиться молиться устами святой православной церкви: „о мире             всего мира, благосостоянии святых Божьих церквей и соединении всех “... Но он, видно, более читал книги латинской церкви, чем православные служебники, и оттуда, из первых из них проникся духом римской молитвы: „да Господь католическую церковь умиротворит, сохранит, объединит и удостоит сделать вместе с папою правительницею всего мира, regere toto orbe terrarum“.., и т. д. 34 . Каким неизмеримым величием дышит сравнительно со всем этим кроткая молитва преподобного Иова даже не о преуспеянии православной церкви, а только „о благосостоянии света, возле лежащего“... Насколько цельною, святою и бескорыстною представляется молитва преподобного Иова, настолько поистине благородною и богомудрою является и вся нравственная жизнь его вообще. В этом отношении нельзя не согласиться с г. Кулишом, что „настоящая сфера блаженного угодника была не административная, не практическая, а духовная и идеальная“ – и хотя по мере надобности он „ни отчего не уклонялся, входил в соприкосновение с папскими семействами, когда того требовали нужды православия или выгоды монастыря, и являлся даже на суде в виде челобитчика, когда иноверцы (Фирлей) захватывали монастырское имущество», – но он по преимуществу „был, велик своим богомыслием, влиял на умы святостью жизни своей“. Таким Иов выступает на поприще жизни с 10-летнего возраста, когда „уклонившись от очей любимых родителей“, он удалился в угорницкий монастырь, и здесь просил игумена „дозволить ему служить братии“. Когда же на 12-м году жизни, его постригли „за его добрые нравы, кротость и глубокое смирение“ в сан иноческий, то с того времени, по словам Досифея, он стал „иноком зело искусным”, украшенным не столько летами, сколько добродетелью, „живя как ангел Божий посреди братии“...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

архимандрит Серапион, управлявший в качестве администратора белорусской епархией, получил было от короля грамоту на епископию, но в 1699 г., по настоянию полоцкого униатского архиепископа, король объявил эту грамоту недействительной. Церкви и монастыри в большом количестве отходили от православных к униатам. Так, в Киеве они овладели Софийским собором и Выдубицким монастырем, хотели было отобрать Киевопечерский монастырь, но не успели в этом; во Владимире и в Бельске Поцей отнял у православных все храмы, разогнал православное брестское братство и его школу обратил в униатскую; он же в Вильне отобрал Троицкий братский монастырь, устроив при нем униатское братство; в его время православные Вильны имели в своем распоряжении только одну церковь (Св. Духа). В начале XVII в. православные жители Луцка совсем оставались без церкви и только в 1619 г. получили от короля позволение выстроить одну. Иосафат Кунцевич отобрал у православных все церкви и монастыри в Полоцке, Могилеве, Орше и Витебске, одни опечатав, другие отдав униатам. В конце правления Сигизмунда это было не редкостью и в других местах (например в Пинске, Мстиславле и др.). Со времени Владислава IV было решено возвратить православным принадлежавшие им церкви и имущества (1632, 1635,1638, 1641, 1647 и др.), для этого разосланы были комиссары; действительно, некоторые церкви и монастыри были отняты у униатов (Софийский собор, Выдубицкий монастырь и др.), многие распечатаны (в Могилеве все); но православные возвратили себе далеко не все. Униаты оказывали сопротивление комиссарам и удерживали у себя отнятые прежде церкви. Такою неуступчивостью особенно отличился тогда холмский епископ Мефодий Терлецкий: комиссары отводили православным церкви, а он отнимал их силою и за сопротивление привлекал к суду. При том же, когда совершалась передача православных церквей, все – таки православным в Витебске, Полоцке и Новогрудке не было дозволено иметь ни одной церкви и они собирались за городом в шалаше (пока не был построен Марков мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Богословский диалог, который начался в 80-х годах, продолжается до сих пор. В ходе него мы обсуждаем, в том числе, и разделяющие нас вопросы — такие, например, как власть Римского епископа, прерогативы его, учение о непогрешимости и т.д. Этот диалог пока не привел ни к каким видимым результатам. Правда, в ходе него со стороны католиков были сделаны дополнительные шаги навстречу православным. Например, в течение десяти лет мы с католиками обсуждали тему унии (что это такое, насколько она приемлема), и католики в 1993 году признали и подписали вместе с православными документ, в котором признается, что уния не является путем к единству, что она была исторической ошибкой. Это не предполагает, что униатские церкви надо упразднить — они существуют и будут существовать. Однако такое признание означает, что ошибки прошлого не надо повторять в будущем, то есть, иначе говоря, никаких новых уний Католическая Церковь православным в дальнейшем предлагать не должна, а путем к сближению должен быть путь богословского диалога. А вот будет ли такое сближение, будет ли восстановление евхаристического единства — это вопрос, на который сегодня, я думаю, никто ответа вам дать не сможет. Я лично как многолетний участник православно-католического диалога на разных уровнях думаю, что при моей жизни этого воссоединения не произойдет. Слишком много накопилось разногласий — не только вероучительных, но и тех, что возникли в ходе истории, — и их будет очень трудно уврачевать. Достаточно сказать, что у нас очень разные святые. Есть люди, которые в Православной Церкви почитаются как святые, а в Католической Церкви к ним отношение отрицательное. Есть и такие, кто канонизирован католиками, а мы воспринимаем их как гонителей Православия. Например, был такой католический архиепископ Иосафат Кунцевич, который действовал в Беларуси и впоследствии плохо кончил; в памяти православных он остался именно как гонитель, а в Католической Церкви почитается как святой. Все эти вопросы делают восстановление, скажем так, административного единства, а следовательно, и восстановление евхаристического общения между православными и католиками труднодостижимым.

http://patriarchia.ru/db/text/3277221.ht...

Борисоглебский монастырь, искони православный, в 1596 г. обращен был в унию; но вскоре владельцами имений сего монастыря, Корсаками, он снова возвращен был в православие; а в 1618 г. пресловутый гонитель православия, архиеп. полоцкий Иосафат Кунцевич, силою отнял у православных этот монастырь и населил его униатскими монахами. —484— 1866 г. С 1654 г., по случаю завоевания Полоцка царем Алексеем Михайловичем, Борисоглебский монастырь опять стал православным; а в 1686 г., с возвращением Полоцка Польше, он снова сделался достоянием униатских монахов – Базилиан, и был управляем сначала архимандритами, а затем, так как Борисоглебский монастырь был имениями богаче всех других монастырей полоцкой епархии, Полоцкие архиепископы испрашивали для себя у польских королей привилегию на звание архимандрита этого монастыря. И это продолжалось до присоединения Белоруссии к Российской империи, т.е. до 1772 г. – С этого времени снова настоятелями монастырей были архимандриты, а с 1822 г. даже иеромонахи 1791 . В 1834 г., по указу бывшей униатской коллегии, Борисоглебский монастырь поступил в ведение Оршанского униатского епископа Василия Лужинского и состоял в его распоряжении по 1842 г., до передачи принадлежащих сему монастырю населенных имений в казну. – Здесь с ним жила и воспитывалась под его бдительным надзором его мнимая племянница Тереза, и отсюда, не окончивши полного курса в Полоцком польском пансионе, она поспешила, вследствие особенных нравственных причин, выйти в замужество за польского помещика Глазко, принявши в то же время, с соизволения своего высокого патрона, римско-католическую веру. С 1847 по 1859-й г., за неимением на лицо монашествующих лиц, Борисоглебским монастырем заведовал, с употреблением разумеется, в свою пользу монастырских доходов, протоиерей Полоцкого Софийского собора Андрей Юркевич, женатый, как известно, на родной племяннице архиепископа Лужинского. В летнее время, в настоятельских обширных, но безобразных по архитектуре, покоях, обитало обыкновенно многочисленное семейство Юркевича; и здесь нередко собирались веселые компании гостей обоего пола и давались пирушки с музыкою и танцами. – И это продолжалось даже до 1865 г. «В настоящее время (т.е. в 1865 г.), замечает в своей статье о Борисоглебском монастыре г. Сементовский, в Борисоглеб-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Борисоглебский монастырь, искони православный, в 1596 г. обращен был в унию; но вскоре владельцами: имений сего монастыря, Корсками, он снова возвращен был в православие; а в 1618 г. пресловутый гонитель православие архиеп. полоцкий Иосафат Кунцевич, силою отнял у православных этот монастыре населил его униатскими монахами. С 1654 г., по случаю завоевания Полоцка царем Алексеем Михайловичем, Борисоглебский монастырь опять стал православным; а в 1686 г., с Полоцка Польше, он снова сделался достоянием униатских монахов – Базилиан, и был управляем сначчала архимандритами, а затем, так как Бориисоглебский монастырь был имениями богаче всех других монастырей полоцкой епархии, Полоцкие архиепископы испрашивали для себя у польских королей привиллегию на звание архимандрита этого монастыря. И это продолжалось до присоединения Белоруссии к Российской империи, т. е. до 1772 г. – С этого времени снова настоятелями монастырей были архимандриты, а с 1822 г даже иеромонахи 558 . В 1834 г., по указу бывшей униатской коллегии, Борисоглебский монастырь поступил в ведение Оршанского униатского епископа Василия Лужинского и состоял в его распоряжении по 1842 г., до передачи принадлежаших сему монастырю населенных имений в казну. – Здесь с ним жила и воспитывалась под его бдительным надзором его мнимая племянница Тереза, и отсюда, полного курса в Полоцком польском пансионе, она поспешила вследствие особенных нравственных причин, выйти в замужество за польского помещика Глазко, принявши в то-же время, с соизволения своего высокого патрона, римско-католическую веру. С 1847 по 1859-й г., за неимением на лицо монашествующих лиц, Борисоглебским монастырем заведывал, с употреблением разумеется, в свою пользу монастырских доходов, протоиерей Полоцкого Софийского собора Андрей Юркевич женатый, как известно, на родной племяннице архиепископа Лужинского. В летнее время, в настоятельских обширных, но безобразных по архитектуре, покоях, обитало обыкновенно многочисленное семейство Юркевича; и здесь нередко собирались веселые компании гостей обоего пола и давались пирушки с музыкою и танцами. – И это продолжалось даже до 1865 г. «В настоящее время (т. е. в 1865 г.), замечает в своей статье о Борисоглебском монастыре г. Сементовский, в Борисоглбском монастыре, и в монастырском доме, кроме временно помещающегося там семейства прот. Юркевича, живет вдовый священник в качестве управляющего монастырскою фермою» 559 . В начале 1866 г., при удалении архиеп. Василия от управления Полоцкою епархиею, он произвел эконома своего архиерейского дома иеромонаха Тихона в сан игумена и определил настоятелем Борисоглебовского монастыря. При игумене Тихоне было два послушника – и вот на этот раз все братство древнего Борисоглебского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 1969 г. подготовлен и утвержден папой новый богослужебный календарь. Изменение календаря преследовало две цели. Во-первых, в календаре накопилось много праздников святых, и праздники, необходимые для спасения, затенялись. Во-вторых, были введены новые святые из национальных областей (не итальянцы) и вычеркнута часть старых святых (23 папы и многие римские святые). Были вычеркнуты и святые, о которых нет достоверных исторических сведений и жития которых не могут являться надежным источником назидания. Так были вычеркнуты из календаря, но не деканонизированы, влмц. Варвара, влмц. Екатерина, сщмч. Георгий, св. царица Александра, сщмч. Киприан и св. Иустин. Все календарные дни были разделены на 4 категории. I. Sollemnitates - торжественные праздники: — Пасха, — воскресные дни, — Рождество Христово, Богоявление, Вознесение, Пятидесятница, День Св. Троицы (следующее воскресение по Пятидесятнице), — праздники тела Иисуса, сердца Иисуса, — память Иосифа Обручника, — память Апостолов Петра и Павла, — праздник непорочного зачатия Богоматери, В эти праздники в самый день праздника совершается вечерня. II. Festa - праздники (их 25). К ним относятся общехристианские - Сретение, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение, память ап. Иакова, архидиакона Лаврентия, ап. Андрея, первомученика Стефана - и некоторые специальные католические праздники (праздник Святого Семейства, праздник Латеранской базилики). III. Memoriae - обязательные памятные праздники (их 62). К ним относятся: — память древних святых (Василия Великого, Григория Богослова, Кирилла и Мефодия и др.); — память католических святых (Фома Аквинат, Франциск Ассизский, блаженная Тереза, Иосафат Кунцевич, папа Пий X (XX в.) и др.); — ряд почитаемых икон Богоматери, например, Мария Розарная (в обрамлении цветочного венка). IV. Памяти необязательные (их 94). Их может быть сразу несколько в один день. К ним относятся: — память свт. Николая Чудотворца, св. Иоанна Дамаскина, Космы и Дамиана, Марии Магдалины; — память некоторых католических святых (Ансельм Кентерберийский, Игнатий Лойола, кардинал Кайетан (XVI в.), кардинал Белармий (XVI в.) и др.);

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010