Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Костёл в Беларуси поднял на знамёна изувера Кунцевича Конец межконфессионального спектакля 11.01.2024 271 Время на чтение 17 минут Источник: Наука Вера Культура Светильником светлым явился ты, священномучениче Иосафате,/ибо как пастырь добрый положил ты душу твою за овец,/ роздоролюбивыми врагами убит ты,/и вошёл во святая святых, с ангелами пребывая. Тропарь Униатской церкви «святому» Иосафату Кунцевичу. Долгое время над Белой Русью (как, впрочем, и над Великороссией) нависал толерантный морок. От самых времен богоборца Хрущева произошло уравнение в государственных правах всех конфессий. И речь не о гражданских правах представителей конфессий, а именно об онтологических правах – правах на истинность, праве претендовать на духовные корни народа и на духовное руководство его в настоящем, в его историческом самосознании, ценностях и целях. Данное духовное «равноправие» (равенство относительно друг друга, которое означает неравенство относительно исторического благотворения народу) было унаследовано и постсоветской эпохой. Более того, в Белоруссии польско-католический Костел воспользовался решениями II Ватиканского собора и, задвинув в тень свою извечную польскость и далее латинскость, напористо стал изображать из себя главного хранителя «национальной идентичности» белорусов, в частности, полностью перейдя на беларускую мову, составленную во второй половине XIX века поляком Франциском Богушевичем и его последователями поперек действительного белорусского наречия. Также польско-католический Костел хватко цеплялся за эпоху позднего ВКЛ, Речи Посполитой и отчасти Российской Империи, когда всё высокородное и грамотное население было католическим (умалчивая, что оно говорило по-польски и, главное, считало себя польским), – предлагая себя – да еще с униатством в придачу – государству в качестве «национальной белорусской веры». К тому же, «благодаря» особенностям советской гуманитарной политики, в среде гуманитарной интеллигенции (особенно исторической, литературной, художественной), в том числе в чиновнических кабинетах, ко времени обретения независимости большинство составили либо католики, либо люди формально разных конфессий, но душой погруженные в католическую культуру.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/11/kostel...

Сагайдачный , Петр Кононович или Конашевич (впоследствии отчество в этой форме сделалось как бы составной частью или приставкой к фамилии), гетман запорожских казаков, происходил из дворянской семьи; род. в с. Вишеньке близ Самбора (в Прикарпатской Руси). Родовое прозвание гетмана – Сагайдачный – по-видимому, восточного происхождения; сагайдак – слово татарское, значит в прямом смысле – дикий козел, а в переносном – лук, обтянутый кожей дикого козла. О жизни С. до выступления его в роли предводителя малороссийских казаков не сохранилось почти никаких известий; хронологические даты остаются невыясненными и даже важнейшая – год рождения – не установлена хотя бы с приблизительною точностью. Известно только, что С. обучался в знаменитом Острожском училище, по окончании которого, весьма вероятно, продолжал свое образование в одном из западных рассадников просвещения. Последнее предположение находит себе некоторое основание в том, что С. считался образованнейшим человеком своего времени; между прочим его перу принадлежит полуофициальное сочинение «Объяснение об унии», о котором канцлер Лев Сапега в письме 12 марта 1622 г. к Иосафату Кунцевичу отзывается с высокою похвалою, называя этот труд «предрагоценным сочинением». Когда С. поступил в ряды запорожского войска, в точности неизвестно; время это определяют приблизительно – конец XVI в. Во всяком случае с достоверностью можно предположить, что С. быстро выдвинулся среди рядовых казаков своим умом, образованностью, а также теми качествами, которыми прославлена его деятельность в роли предводителя казацкого войска – именно отвагой, предприимчивостью и политической дальновидностью. По свидетельству Конисского в «Истории Руссов», С. уже в 1598 г. сосредоточивает в своих руках власть главы казацкого войска; по мнению Максимовича, С. был выбран в гетманы казацкой общиной вскоре после 1601 г., когда запорожскому войску были возвращены некоторые права и привилегии; в новейших же исследованиях эта дата отодвигается к более позднему времени, но точно определить ее невозможно ввиду отсутствия прямых указаний в источниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Отступник «святой» Кунцевич и подлинные мученики и исповедники Белорусские По всем признакам готовится очередная попытка «примирения православных с униатами». 06.10.2023 1282 Время на чтение 7 минут Фото: wikipedia.org Униаты и католики готовятся пышно отметить 400-летие гибели гонителя православных христиан – отступника Иосафата Кунцевича (1580-12 ноября 1623). Праздновать начали ещё в марте, когда папа римский лично приветствовал некую украинскую общину, «прибывшую по случаю 400-летия мученичества святого священномученика Иосафата, отдавшего жизнь за единство христиан». А недавно глава украинских униатов Святослав Шевчук назвал в Ватикане Кунцевича «героем, способным любить так, как любит Бог». Как же именно «любил» Кунцевич и как, по мнению С. Шевчука, любит Бог, да и вообще, к чему все это ватиканские восторги? О злодеяниях Кунцевича мы имеем представление из разных источников, – как из переписки официальных лиц Речи Посполитой, так и из жалоб в сейм русского населения (тогда белорусов и украинцев как особые этносы ещё не придумали). В одной из жалоб читаем: «В Белоруссии, в Орше и Могилеве владыка полоцкий (Иосафат Кунцевич) запечатал церкви и уже пять лет держит их так…». Можно сравнить с нынешними захватами церквей в пользу ПЦУ, чья аббревиатура прочитывается как «пустые церкви Украины». «Но что всего хуже, – читаем в жалобе, – что составляет варварство и зверство выше вероятия, в том же белорусском Полоцке, тот же отступник владыка полоцкий (Кунцевич), чтобы досадить тамошним мещанам, приказал вырыть недавно похороненные подле церкви христианские тела умерших и бросить на съедение собакам, как какую падаль. О нечестие! О невыносимая неволя!» Возглас «О невыносимая неволя!» – это, конечно, уже политический выпад. Дальновидные государственные деятели Польши это понимали. Канцлер велико-литовский Лев Сапега пытался вразумить Кунцевича. Цитируем по «Истории» С. Соловьёва: «Уличают вас жалобы, поданные на вас в Польше и Литве.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/06/ot...

Православие и уния в лице двух своих защитников, преподобного Иова Почаевского и Иосафата Кунцевича Источник 10-го Октября 1831 года, следовательно, ровно пятьдесят лет пред сим, на горе Почаевской совершилось событие, сразу порешившее историческую судьбу Почаевской обители. То было возвращение, или сказать вернее, воссоединение Почаевской Лавры из унии в православие. В этот день православные приемщики, принимавшие Лавру от базилиан Почаевских, служили первую православную литургию в успенском соборе Лавры, после чего обитель Почаевская снова вошла в семью православных обителей русских, как было сто лет до этого, в течение пяти веков, от основания монастыря Почаевского до завладения его униатами (1200–1720 г.). Теперь, когда взоры наши и мысли невольно обращаются к прошедшему Лавры, служившей в течение веков центром религиозной жизни на Волыни и в соседней Холмщине и Галиции, следующие вопросы напрашиваются сами собою: чем же заявила себя уния в сравнении с православием как в Лавре Почаевской, так и вообще в истории и жизни западного края России? Что сделала она и что принесла для утверждения церкви и славы Божией? Известно, что до последнего времени сравнивали унию и православие с самых разнообразных сторон, и, как и следовало, всегда не в пользу унии. Но сколько мы знаем, никто еще не пробовал поставить унию, если так можно выразиться, лицом к лицу с православием в образе и деятельности лучших представителей обеих церквей, православной и униатской, каковыми, без сомнения, могут и должны считаться святые, признаваемые в той и другой церкви их последователями. Совершившейся пятидесятилетний юбилей со времени присоединения Почаевской Лавры из унии в православие со всею Почаевской заветною святынею, состоящею, как известно, из цельбоносной стопы Богородичной, чудотворной иконы Божией Матери Почаевской, и нетленных мощей преподобного Иова, игумена и чудотворца Почаевского, дает нам основание и повод привести эту попытку, по мере сил своих, в действие, взявши для сравнения жизнь и блаженные подвиги Иова Почаевского с жизнью и деятельностью униатского святого, Иосафата Кунцевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Пятый крестовый поход 20.11.2017 1872 Время на чтение 14 минут 25 ноября 2013 г. впервые в истории службу в Ватикане вел глава Украинской греко-католической церкви. Богослужение было посвящено 50-летию перенесения мощей Иосафата Кунцевича, известного карателя и душителя Святого Православия. Война против православия Для православных людей на Украине не является секретом, что происходящая на территориях Малороссии и Новороссии в настоящее время Гражданская война является войной религиозной. Войной против православной христианской веры. И началась она не в 2013 году, когда обезумевшие униатские священники открыто призвали свою паству к убийствам на святом для православной церкви Крещатике. И даже не тогда, когда один из высших иерархов русской православной церкви Михаил Денисенко (Филарет) устроил раскол церкви, и из части раскольников создал привластную украинскую националистическую секту, подражающую православной обрядности. Началась эта война больше четырех веков тому назад. И, по большому счету, никогда не прекращалась, лишь временами затухая. Со времени объявления православных в Речи Посполитой вне закона в конце XVI века и до сегодняшних кровавых событий, война против православия, и за сохранение его в том месте, откуда оно и пришло на Русь, является перманентной. Более того, сегодняшняя война имеет вид, ни больше, ни меньше, официально объявленного крестового похода на истребление православных и русских на Украине. И проходит этот крестовый поход под именем униатского «подвижника» Иосафата Кунцевича, канонизированного католической церковью в статусе «святого». Католический «покровитель Руси» Родился будущий униатский святой Иосафат в 1580 году во Владимире-Волынском в семье православных, в крещении был назван Иоанном. Ещё подростком вскоре вместе с родителями переехал в Вильно, нынешний Вильнюс. В то время в православном мире происходило острое противостояние относительно Брестской унии, заключенной 9 октября 1596 года в Бресте. Тогда некоторые епископы Киевской митрополии Константинопольской православной церкви приняли решение о принятии католического вероучения. Они выступили за переход в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/21/py...

В поисках материалов, касающихся Могилева, откуда происходит род Бурачков, довелось познакомиться с " Записками игумена Ореста " , напечатанными в качестве приложения ко второму тому " Археологического сборника документов " , изданного в Вильно в 1867 году. Этот источник содержит факты из истории Православия в Белоруссии, и в частности, православного Могилева, упорно и порой героически сопротивлявшегося внедрению католицизма и унии. Уния, или соединение церквей греко-восточного обряда с Римом под юрисдикцией папы римского, была проведена на территории Речи Посполитой в 1596 году. Полоцкая православная епархия, существовавшая с 1104 года, формально была присоединена к унии. Могилев тогда входил в состав Полоцкой епархии. Игумен Орест сообщает о бунте жителей Могилева, когда они не впустили в город униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в 1618 году. Дело, возбужденное Иосафатом против могилевских мещан, было отослано на реляцийный королевский суд, по решению которого зачинщики бунта должны были быть преданы смертной казни. Но из дальнейшего течения сего дела не видно, что осужденные были действительно казнены. Этим же декретом велено, " дабы могилевские церкви и монастыри с утварью... наданиями и фундушами, а также духовенство могилевское... православного вероисповедания были под управлением Полоцкого униатского архиепископа Иосафата " . В противном случае им грозил штраф в 20 000 польских злотых и отобрание всех церквей. " Но поелику в Могилеве униатов жителей не было вовсе, - продолжает игумен Орест, - а православные не соглашались принять унию, то отобранные церкви все были запечатаны, кроме одной Спасской церкви, в которой униатские монахи ежедневно отправляли богослужение... до 1674 года... Могилевские мещане, не имея ни одной православной церкви, принуждены были в праздничные дни собираться на молитву в состроенные за городом из плетня шалаши; но и в оных католики не позволяли собираться... Когда Крестовоздвиженской церкви священник Захарий Заря в день Пасхи за Виленскими воротами на выгоне в плетневом шалаше совершал литургию, то во время причащения народа отряд польских жолнеров (солдат) бывших в шалаше разогнал, а священника, схватя, неизвестно куда завезли или убили " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/354/...

Витебск. Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый). Карта и ближайшие объекты Успенская гора, на которой восстановлен Успенский собор, имеет, как минимум, тысячелетнюю историю использования в качестве места для культовых сооружений. Археологи предполагают, что до появления в Витебске, в XII веке, первых христианских церквей (Архангела Михаила и Благовещения) на Успенской горе существовало языческое святилище. Об этом говорит, характерное для культовых языческих мест, первоначальное название горы - Лысая. А также, найденные в ходе археологических раскопок в районе Успенской горы предметы, датируемые XII-XIII вв.: ритуальный костяной топор с магическими знаками, астрагал и др. Вероятно, что святилище было капищем славянской богини Макоши, покровительницы женского начала и плодородия. Первый исторический документ, говорящий о существовании христианской церкви на Лысой горе, написан в 1406 году. Это «Отступная запись Гридьки Дружиловича на землю и людей к церкви Пресвятой Богородицы», которая «писана у Витебску, в лето 6 900-ое 14». Из привилея (правовой акт) 1503 года на права и вольности боярам и мещанам Витебска, можно сделать выводы, что именно в церкви Пречистой Богоматери хранился Привилей Витебской земли. Предположение о том, что церковь была соборной можно сделать и из содержания привилея 1509 года. При соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы находился «двор его милости архиепископский». В 1619 году, с назначением Иосафата Кунцевича полоцким архиепископом, Пречистенская церковь передаётся униатам и становится архиерейской. Соседний церковный дом Кунцевич избирает своей резиденцией.12 ноября 1623 года, именно в этом доме происходит убийство униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, после чего тело сбрасывают с горы вниз, к рыбакам. Храм разоряется горожанами. По постановлению Комиссарского суда церковь была разобрана, и заново отстроена жителями, за свой счёт. Согласно другим сведениям, в 1629 году храм сгорает, и через несколько лет, в 1636 г., на его месте строится новая церковь. Именно этот храм изображен на Чертеже Витебска 1664 года. Однако, церковь быстро обветшала, и в 1682 году на средства витебского подкормия (судьи) Адама Киселя из Брусилово был построен новый деревянный храм св. Пречистой и основан базилианский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=52353

В 1633 г. Петр Могила назначил С. епископом на недавно перед тем учрежденную Мстиславскую кафедру, но хиротонисан он был в 1635 г., по смерти Мстиславского епископа Иосифа Бобриковича. В первый же год по вступлении в управление православною Белорусскою епархиею он издал два замечательных сочинения на польском языке: 1) «Сказание или справа о школах киевских и винницких», напечатанное в Киеве в 1635 г. (по-польски: «Exegesis to iest danie sprawy о szkolach kijowskich i winickich»), в котором защищает православные школы от нападок униатов, требовавших закрытия школ на том основании, будто в них преподаются еретические учения, и 2) «Патерик или Жития святых отец печерских», напечатанный в Киеве же в 1635 г. Последнее сочинение в 1661 г. издано было на русском языке с некоторыми отличиями от первого польского издания. С. ревностно охранял православие в новой епархии и в своей деятельности на пользу его встретил сильное противодействие со стороны полоцкого униатского архиепископа Антония Селявы, преемника Иосафата Кунцевича, и тогдашнего униатского митрополита Вельямина Рутского. Отстаивая интересы православия в епархии, С. часто ездил в суды и трибуналы по делам церковных имуществ и земель, которые были неправильно присвоены униатами; но все его жалобы и протесты редко достигали цели. При нем получила надлежащее развитие деятельность Крестоносного или Богоявленского братства, получившего привилегию на свое учреждение от Владислава IV и патриарха Кирилла в 1633 г. В 1636 г. С. торжественно освятил достроенную при нем церковь этого братства. Угнетаемый, но твердый в вере православный народ находил утешение и ободрение в пастырских словах С. Иногда сами униаты сближались с православными и возвращались в недра православия; в 1636 г. два униатских священника Барзиловский и Свита добровольно отреклись от унии и просили защиты у С. Для большего просвещения сельских пастырей он учредил епархиальные съезды, на которых давал собравшимся священникам полезные советы и наставления и читал катехизические поучения: «О седми сакраментах или тайнах». Катехизические уроки были впоследствии напечатаны и выдержали несколько изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Вклад иеромонаха Илиодора (Труфанова) в создание Почаевского отдела Союза русского народа 23.10.2018 1483 Время на чтение 58 минут Другие публикации астраханской исследовательницы Яны Анатольевны Седовой о скандально известном церковном и общественном деятеле предреволюционной поры иеромонахе-расстриге Илиодоре (Сергее Михайловиче Труфанове): « Непонятая фигура »; « Детство и юность Илиодора (Труфанова) »; « Преподавательская и проповедническая деятельность иеромонаха Илиодора (Труфанова) »; « Царицынское стояние» иеромонаха Илиодора (Труфанова) . Вынужденный сменить место служения, о.Илиодор вспомнил об одном архиерее, с которым познакомился еще в январе 1904 г., будучи студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Тогда только что постриженного и рукоположенного иеродиакона повели в гости к «большому другу и покровителю ученого монашества» архиепископу Волынскому Антонию (Храповицкому). Перессорившись с духовенством Ярославской епархии на политической почве, о.Илиодор наверняка надеялся обрести взаимопонимание с архиереем-монархистом. Потому, видимо, и объяснял свой выбор Почаева возможностью там «свободно говорить правду». О.Илиодор сообщил о своем желании преосвященному Антонию и 28.VII.1906 был зачислен в состав братии Почаевской Успенской лавры . Край, где отныне предстояло подвизаться молодому священнику, в Российской Империи именовался «Западным». Двести лет эти исконно русские земли принадлежали Речи Посполитой, подвергаясь тяжким испытаниям. Католическое государство стремилось искоренить в своих границах православную веру. Насмешками, притеснениями, угрозами, подчас зверствами (епископ-униат Иосафат Кунцевич) насаждалась уния. Православные храмы сдавались в аренду евреям, которые, как кассиры, взимали плату за вход. В Галичине, разделявшей с правобережной Украино й эти мытарства, во времена о.Илиодора еще была в ходу пасхальная песенка: Иде, иде Зельман. Иде, иде его брат. Он растворит церковь Божу,

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Нарышкин прав: американцы сознательно подставляют католиков» По словам Александра Щипкова, нужно приложить максимальные усилия, чтобы не допустить втягивания религиозных организаций Белоруссии в политическое противостояние 01.10.2020 998 Время на чтение 3 минуты Опасность втягивания религиозных организаций в Белоруссии в политическое противостояние реальна, у страны уже есть трагический опыт столкновения католиков и православных, заявил РИА Новости замглавы Всемирного русского народного собора (ВРНС), первый замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков. Ранее директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин заявил , что США бесцеремонно вмешиваются в религиозную ситуацию в Белоруссии, стремясь столкнуть представителей православной и католической ветвей христианства. По словам Нарышкина, пытаясь втянуть пока проявляющий сдержанность Ватикан в белорусские события, США ведут работу по более активному подключению католических священников к участию в антиправительственных выступлениях. «Заявление Сергея Нарышкина абсолютно соответствует той ситуации, которая сегодня складывается в Белоруссии. Нужно приложить максимальные усилия, чтобы не допустить втягивания религиозных организаций в политическое противостояние, чтобы политическое противостояние не переросло в религиозное. И это не пустые слова: в Белоруссии есть история трагического противостояния православных и католиков», - сказал Щипков. Он напомнил, что в XVI-XVII веках белорусов насильно переводили из православия в греко-католическую (униатскую) церковь, что сопровождалось большим притеснением народа в Речи Посполитой. По словам Щипкова, «народная религиозная память намного глубже, чем политическая память», и поэтому «в белорусском народе хранится память о тех зверствах, которые сопровождали этот насильственный перевод в униатство». Собеседник агентства привел в пример печально известного униатского епископа Речи Посполитой Иосафата Кунцевича (1580-1623), который был одним из тех, кто осуществлял насильственный перевод православных белорусов в униатство. «По его приказу из могил выкапывали тех, кто был погребён по православному обряду, покойников бросали на земле и запрещали хоронить. Подобные вещи народ помнит почти на генетическом уровне», - отметил эксперт.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/01/na...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010