Глава II. Угодники Божии, жившие в первой половине XVII века, преподобные: Дионисий, архимандрит Лавры Сергиевой, – ученик его блаженный Дорофей, – Иринарх, игумен Соловецкий, – Диодор Юрьегорский, – Прокопий Вятский,– Вассиан Тотемский, – Симеон Верхотурский, – Симон Воломский. – Упадок иночества и просвещения. – Семена будущего раскола. 478 Глава III. Страдания южнорусского народа от унии. – Иосафат Кунцевич. – Восстановление православной иерархии. – Архипастыри Киевские: Иов Борецкий и Исаия Копинский. 487 Глава IV. Благотворное правление митрополита Петра Могилы. – Киевская коллегия. – Преподобные Афанасий Брестский и Иов Почаевский. 497 Глава V. Первые годы правления царя Алексия Михайловича. Никон до патриаршества. – Преподобный Елеазар Анзерский. – Бунт в Новгороде. – Перенесение в Московский Успенский собор мощей святителей, пострадавших за веру и отечество. – Никон Патриарх. – Присоединение Малороссии и счастливая война с Польшей. – Моровая язва. – Церковная деятельность Никона. – Основанные им монастыри. – Заботы о просвещении. – Исправление богослужебных книг. – Сношение с Востоком. – Соборы 1654 и 1655 г. – Судьба расколоучителей. 511 Глава VI. Охлаждение дружбы царя с Патриархом. – Козни врагов Никона. – Удаление Никона в Воскресенский монастырь. – Прибытие Паисия Лигарида. – Вопросы Стрешнева Паисию. – Обыск в тайном архиве Патриарха. – Дело Бобарыкина. – Дело Зюзина. – Прибытие двух восточных Патриархов. – Собор 1666 г.; одобрение книжного исправления; суд над расколоучителями и их последователями. 536 Глава VII. Преемники Никона, Патриархи Иоасаф II и Питирим. – Патриарх Иоаким. – Соловецкий бунт. – Кончина царя Алексия. – Никон в заточении. – Царь Феодор Алексеевич. – Возвращение и кончина Никона. – Деятельность Патриарха Иоакима. – Собор 1681 года. – Заботы о просвещении. – Московское училище. – Состояние духовного просвещения на юге. – Дела южной митрополии. – Митрополиты: Дионисий Болабан и Иосиф Нелюбович-Тукальский. 557 Глава VIII. Уничтожение местничества. – Кончина царя Феодора. – Цари Иоанн и Петр под опекою царевны Софии. – Стрелецкий и раскольничий мятежи в Москве. – Строгие меры против раскола. – Усиление раскола и разделение его на толки. – Борьба Патриарха Иоакима с расколом и папизмом. – Развитие устной проповеди. – Заиконоспасская академия. – Братья Иоанникий и Софроний Лихуды. – Споры о " пресуществлении» в таинстве Евхаристии. – Подчинение Киевской митрополии Московскому Патриарху. – Виды Патриарха Иоакима относительно южных Славян. 574

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Внутреннее убранство свято-Успенского собора По требованию Виленского трибунала обитель в 1609 году приняла унию. Первым игуменом монастыря стал печально известный Иосафат Кунцевич – тот самый, который в 1623 году был убит восставшими витебчанами за чрезвычайные притеснения православных. Так история Жировичского монастыря оказалась связанной с именем одного из самых главных хулителей Православия в Белой Руси. В 1613 году монастырь и его храмы стал духовно-политическим центром униатского ордена базилиан. Здесь проходили униатские соборы и конгрегации. А что же знаменитый образ Божией Матери? Он по-прежнему был главной святыней обители, к которой приходили многочисленные паломники. Чтобы уберечь образ, к которому каждый молившийся перед ним прикладывался, от истирания и защитить от воздействия света, его в 1638 году закрыли стеклом. В 1644 году Жировичский монастырь посетил король Владислав IV. Икона произвела на него столь сильное впечатление, что он даровал Жировичам статус города. А в 1652 году Жировичам, хоть они и не были сколько-нибудь значительным по числу жителей населенным пунктом, было дано магдебургское право. В 1655 году 20-тысячное войско гетмана Богдана Хмельницкого, боровшегося против польско-литовской экспансии, заняло монастырь. Деревянные постройки были сожжены, а монахи-базилиане, которых казаки считали вероотступниками, разогнаны, а многие и убиты. И на то имелись свои причины: базилиане были в особой милости у королей Речи Посполитой, неоднократно посещавших Жировичи и сам монастырь, что – и это понятно – не могло встретить сочувствия и никоим образом быть одобрено православными казаками, боровшимися за освобождение Малой и Белой Руси от польского владычества. Но казаки ушли – и в монастырь вновь вернулись униатские монахи. Обитель была восстановлена, и сюда еще не раз приезжали польские короли. А со временем она стала и польским «просветительским» центром: в монастырской типографии стали печатать молитвенники и другую богослужебную литературу на польском языке.

http://pravoslavie.ru/56335.html

Церковь в честь Благоещения Пресв. Богородицы в Витебске. Гравюра К.Вейермана. XIX в. Церковь в честь Благоещения Пресв. Богородицы в Витебске. Гравюра К.Вейермана. XIX в. Литов. правители в XIV-XV вв. «надали» на 5 древнейших витебских церквей (Благовещенскую, Успенскую, арх. Михаила, Св. Духа (см. Витебский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов жен. мон-рь ), Св. Троицы) пожалования со своих владений и установили в их пользу ряд налогов с тягловых людей. Кроме того, эти храмы имели старинное право на часть рыбы, выловленной в озерах перед большими церковными праздниками (АЗР. Т. 2. 65. С. 54-55). В посл. четв. XV в. брянский кн. С. И. Можайский пожаловал ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Орше бортные земли в своей гомельской вотчине (Там же. Т. 3. 9. С. 21-22), на Никольскую ц. шло также пожалование кн. И. Ю. Мстиславского - кадь меда и полтина грошей (Там же. Т. 2. 190. С. 344). Все пожалования впосл. подтверждались литов. вел. князьями и правителями Речи Посполитой. В 1563-1579 гг. Полоцк был занят войсками царя Иоанна IV Васильевича Грозного , Полоцкий архиеп. Варсонофий (Влах), подчинявшийся Киевскому митрополиту, в эти годы находился в Витебске. В 80-х гг. XVI в. в ВКЛ при поддержке правителей Речи Посполитой агрессивно насаждался католицизм, после 1596 г.- уния (см. Брестская уния ). В 1596 г. Полоцкий архиеп. Григорий (Загоровский) перешел в унию. Правосл. иерархов здесь не было до 1620 г., когда Иерусалимский Патриарх Феофан IV хиротонисал во архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского Мелетия (Смотрицкого) , к-рого униаты не пустили в епархию. После перехода архиеп. Мелетия в унию (1627) новый правосл. епископ на кафедру не был назначен. В 1-й трети XVII в. в Витебске были закрыты все правосл. храмы. В 1618 г. привилей на Полоцкую кафедру получил униат Иосафат Кунцевич . В 1621 г. Витебск отказался признать Кунцевича своим епископом. 12 нояб. 1623 г. жители Витебска, возмущенные насилиями, к-рые чинили в городе униаты, убили Кунцевича. Король жестоко наказал город: более 100 жителей были приговорены к казни, Витебск лишился пожалованного ему в 1597 г. магдебургского права (возвращено королем в 1634), была разрушена городская ратуша. В 1-й трети XVII в. в Орше также были закрыты все правосл. храмы. В 1623 г. на земле правосл. шляхтичей Статкевичей был основан кутеинский оршанский в честь Богоявления муж. мон-рь , с 1630 г. в мон-ре действовала типография Спиридона Соболя . В 1627 и 1637 гг. обитель посещал прп. Афанасий (Филиппович) , в 1635 г.- митр. св. Петр (Могила) , к-рый освятил монастырский Богоявленский собор. 2-я треть XVII - 1-я треть XIX в

http://pravenc.ru/text/158850.html

14) Преемник его, львовский епископ Лев Шептицкий , управлял митрополией всего один год и скончался 24 мая 1779 года. Полоцкая епархия Полоцкая епархия, начинаясь от границ Курляндии и Ливонии, обнимала воеводства Полоцкое, Витебское (с поветами витебским и оршанским) и Мстиславское. В 1664 году она имела до 1,000 церквей. 1138 Полоцкие епископы именовались: архиепископами полоцкими, епископами витебскими, мстиславскими, оршанскими, могилевскими и всей Белоруссии. 1) Григорий Загоровский , протопотарий митрополии киевской, принявший при посвящении имя Германа , с 1595 г. 1139 2) Гедеон Брольницкий , из настоятелей лавришевских, получил епископию в 1601 г. при содействии чиновников королевской канцелярии. 1140 Гедеон хотя и принял унию, но не был особенно ревностным ее распространителем вследствие чего ему назначен был коадъютор. 3) Иосафат Кунцевич. Посвященный в Вильне 12 ноября 1617 г. Иосафат прибыл в Полоцк 9 января 1618 года и принялся горячо за дело унии. По смерти Брольницкого (в конце 1618 г.), Иосафат немедленно получил утвердительную грамоту на полоцкую архиепископию и затем выпросил привиллегии на подчинение себе всех православных церквей епархии. Судьба Кунцевича известна. Он был убит 2 ноября 1623 года. 4) Антоний Селлява , из настоятелей виленского Свято-троицкого монастыря с 1624 г.; с 1640 г. администратор митрополии; с 1645 г. митрополит. Коадъютором его, по управлению полоцкой архиепископией, был жидичинский архимандрит Никифор Лозовский, а после смерти Лозовского Гавриил Коленда. 5) Гавриил Коленда , сын виленского писаря Яна Коленды, с 1656 г. полоцкий архиепископ; в одно время со вступлением в управление епархией, занял и управление (администрацию) митрополии; с 1665 г. митрополит. Но так как Полоцк находился под властью русских, то Коленда долгое время имел пребывание в Супрасльском монастыре, по званию архимандрита оного. Монастырю эта честь стоила очень дорого, так как во все время жизни его в Супрасле совершались беспрестанные угощения, с трубами и криками, при постоянных съездах, что приносило монастырю нищету и тесноту; а наибольшее мучение монастырь имел от того, что он всегда пребывал в нем со всем своим двором, очень редко выезжая из него. Коленда умер в Полоцке 18 февр. 1674 г. 1141

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

София 13 мая 2011, 04:25 Страшно все это... о. Олег, позволю себе Вас поправить-- Не Иосиф, а Иосафат Кунцевич... Есть еще (тех же вемен) Андрей БобОля (Баболя), полесский иезуит, тоже " святой " ... Есть свидетельства, что мощи св. Андрея, иерея Пинского в свое время были отобраны у православных, ПОБРИТЫ и отосланы в Рим как Боболины. Ложь гнусная, подтасовки исторических свидетельств разных времен католической церковью далеко не единичны... увы... и в таком кощунственном контексте. Если тьмя олепила глаза, то Света не видят. Не все католики крамольны и " подонки " , нельзя обобщать, конечно... Перед многими достойными христианами и Людьми католиками шляпу просто снимаю... Это должны все понимать.... Но, Господи, как же гнусна идеология этой системы -- РКЦ... Из века в век одно и тоже... Татиана 19 апреля 2011, 15:30 Тяжело читать и принимать такое,Спаси нас всех Господи! игумен Петар (Драгойлович), Черногория 29 ноября 2010, 18:44 Архибискуп Загребаский Алойз Степинец, в 1945 году, после освобождения Югославии от фашистов, предлагал английским разведчикам сбросить две ядреные бомбы. Одну на Белград, а вторую на Москву. Папа Пий XI не толко знал, что делается в Хорватии, но он после Второи мировой войны тайными каналами и способами организировал переезд в Южную Америку Анте Павелича и многих самих активных участников геноцида из усташей. Павелич и умер в римокатолическом монастыре в Испании. иерей Олег 24 ноября 2010, 11:49 Чисто " по человеческим " меркам,по политическим оправдать можно все что угодно. Даже эти зверства. Действительно,папа не мог сделать ничего против того режима,который тогда был. Но разве Иоан-Павел II не знал кого беатифицировал?(Еще один " святой " -Иосиф Кунцевич. Беатифицирован во время визита папы в Украину.) Сомневаюсь. И какая была логика в его дейсвиях? Ведь было множество католических священников которые пострадали от фашистского режима,прятали людей? Чье житие простой католик может взять за образец подражанию? Думаю это просто двойственность стандартов.(Иными словами-раздвоение личности,шизофрения.) " Святые " на разные случаи жизни.

http://pravoslavie.ru/42394.html

Но еще выше и досточтимее становится для православных святая личность преподобного, когда вспомним, что одна из величайших заслуг приснопамятного князя Острожского Константина Константиновича, – издание Первой Славянской Библии относится именно ко времени пребывания блаженного угодника Божия в Дубенском монастыре. Сами поляки рассказывают, что великолепный вельможный из князей, князь Константин – Василий был так набожен, что с наступлением каждого великого поста переселялся на Дубенский остров (к преподобному Иову) и здесь, сбросив с себя мирскую одежду и одетый по-монашески, затворялся на всю первую седмицу, пребывая в посте и благочестивых размышлениях 13 . Само собою, разумеется, что при таком положении дела св. угодник Дубенский, „всяческими образами“ вымоленный набожным князем для поселения на Дубенском Острове, был всегда непосредственным советником и поверенным всех его княжеских дум, намерений и действий. Какое же дело могло быть ближе для ведающего сердца преподобного Иова, особенно среди библиографических его трудов по части распространения полезных книг, как на издание Св. Библии , этой книги книг на родном отечественном языке для утверждения св. веры и благочестия? Потому мы думаем, не обинуясь, что преподобному Иову принадлежит не только соизволение и благословение на издание известной Острожской славянской Библии 1580–81 года, но и самая инициатива этого дела, его процедура и окончание. Мы тем более считаем себя вправе, думать таким образом, что в те времена лучшие из князей и бояр как на Востоке, так и на Западе Руси никогда не осмеливались делать что-либо без совещания и участия отцов своих духовных. А таким-то именно отцем и был преподобный Иов для князя Константина Острожского во все время служения своего в звании игумена Дубенского до самой смерти боголюбивого князя. Невольно представляется при этом, как был рад существованию Острожской Библии Иосафат, хотя он и родился только за год до ее издания, но за то, без сомнения, знал об ее происхождении в последующие годы своей жизни, если, – что, несомненно, он до мозга костей был проникнут всеми идеями латинской церкви, которая одним из основных законоположений поставляет запрещение Библии для народа, чтобы удобнее держать своих последователей во тьме невежества и заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Подобное отношение к инославию постепенно проникает в среду монахов и мирян. И вот уже монахини Вировского монастыря во главе с игуменьей Анной приветствуют «несущего Святые Дары ксендза низким поклоном и с горящими свечами» провожают «его до постели больной» . А русские воины во время Первой мировой войны не останавливаются и перед участием в евхаристическом общении с униатами: «Бедняги солдаты, шедшие на фронт, а потому на верную смерть, не имели возможности причаститься, ходили к униатам, там молились и причащались. Мне рассказывали, – вспоминал митрополит Евлогий, – как в униатском монастыре они вместе с униатами восклицали: “Святой священномучениче Иосафате, моли Бога о нас” (это тот Иосафат Кунцевич, который был известным гонителем Православия)» . В это время русские богословы подводят идейную базу под действия такого рода. «Так, протоиерей П.Я. Светлов утверждает, что западные христианские вероисповедания, наравне с православным, суть христианские Церкви и принадлежат к Церкви Вселенской, а не внецерковные общества, отделенные от Церкви, – что существующие христианские Церкви на Западе и Востоке суть поместные Церкви или части Вселенской Церкви, и потому присвоение какою-либо из них прав Церкви Вселенской незаконно» . В атмосфере отмеченных идей и нравов, всё более захватывающих русских людей, отстаивание традиционных взглядов на Церковь, как уже было сказано выше, стало для Владимира Троицкого началом исповеднического подвига, который он с честью пронес через всю жизнь. В 1910 году Владимир Алексеевич заканчивает академию первым магистрантом в степени кандидата богословия. Кандидатское сочинение В. Троицкого (объемом в 1306 страниц) под названием «История догмата о Церкви» вызвало более чем положительные отзывы рецензентов. Профессор А.Д. Беляев, не сделавший ни одного отрицательного замечания в своем отзыве, дает следующую характеристику работе молодого богослова: «При первом взгляде на огромный объем сочинения Владимира Троицкого и принимая во внимание краткость времени, назначенного для его написания, можно подумать, что оно нагружено сырым материалом, однако на самом деле этого нет.

http://pravoslavie.ru/67049.html

Тогда-то и появляется слой русских коллаборантов, перешедших на польско-униатскую сторону, таких как сын полоцкого сапожника Иосафат Кунцевич. Чтобы доказать свою лояльность полякам, они пуще других упражнялись в ненависти к православной вере и своему русскому народу. Это тоже исторический и политический урок. Современные униатские историки обычно любят противопоставлять фанатику И. Кунцевичу " просвещённого " канцлера Льва Сапегу. Однако следует помнить, что Сапега в Смутное время стоял во главе польско-литовских войск, бравших штурмом нашу великую святыню - Свято-Троице Сергиеву Лавру. Если бы тогда они победили, подчинив себе всю Православную Церковь и Восточную, Московскую Русь, то русское самосознание было бы уничтожено. Первыми " попали бы под нож " жители Западной Руси, в том числе и предки нынешних " самостийников " . По выражению выдающегося белорусского историка М.О. Кояловича, " Московская Русь - это вооруженный орден по защите Запада от азиатов и западной Руси от воинствующего католицизма " . Действительно в период с середины XV по середину XVI в.в. 50 лет из ста Московское государство провело в войнах за свободу угнетаемых православных христиан Речи Посполитой, а в XVII - и того более. Результатом всех переговоров о мире с Речью Посполитой были обязательства Польши прекратить преследования православных, и по мирному договору 1686 года Русское правительство оставляло в Польше доверенных лиц, призванных следить за соблюдением прав и свобод православных русских людей. Мысль о единстве Запада и Востока Руси всегда жила во всех её частях. Воссоединение восточной и западной России Следует особенно подчеркнуть, что идеологическая база общерусского воссоединения разрабатывалась в одинаковой степени на Западе и на Востоке Руси. На Востоке - это, в первую очередь, выдающийся иерарх и богослов патриарх Никон, благословивший войну с Польшей и установивший праздник всех Русских Святых, а на Западе подготовку к воссоединению осуществляли православные братства, киевская и виленская интеллигенция - ученое православное монашество. Так, около 1680 года Киево-Печерский архимандрит Иннокентий Гизель создает апологетический труд " Синопсис или повесть о начале словенского рода " . " Синопсис " выдержал более 30 изданий в России и использовался как единственное учебное пособие по русской истории вплоть до времени Ломоносова. Особенно следует подчеркнуть роль Южной и Западной Руси в формировании общерусского литературного языка. Основная лексическая, грамматическая и орфографическая база русского языка создана в Киеве . Это - " Лексикон словенско-росский " киевского монаха Памвы Берындры, первый русско-латинский словарь, составленный киевскими монахами Епифанием (Славеницким) и Арсением (Сатановским), Церковно-славянская грамматика, созданная архиепископом Мелетием (Смотрицким); первая " Русская риторика " создана белорусом Симеоном Полоцким. Из этого следует очевидный факт, что коренной язык для всей Руси, Великой, Белой и Малой - русский.

http://pravoslavie.ru/5195.html

По всем признакам в XXI веке готовится очередная попытка «примирения православных с униатами». Тем проще это организовать, что под мероприятие уже изготовлена ПЦУ, фальсификат православия. 400 лет назад у православных была надежда на Запорожское казачество и Россию. В известной мере ожидание для части населения оправдалось. Через четверть века после «дела Кунцевича», в 1648 году, Богдан Хмельницкий поднял восстание, что привело в 1654 году к Переяславской раде и воссоединению значительной части русских земель и русского нарда. Что сейчас? Дмитрий Иконников , наблюдатель Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Спасибо, качественная информация И, пожалуй, верно статья заканчивается вопросом: ЧТО СЕЙЧАС? А сейчас в Ружанском музее Белоруссии прямо на входной калитке висит (или висела) надпись " Здесь назначали ставленников на московский престол " . Вот так, оне, стало быть, гордятся тем, что смута произошла отсюда, их этого, ныне белорусского городка?! Картина в местном музее писана маслом: Иосафат Кунцевич, полоцкий униатский епископ, в левой руке держит «Статут ВКЛ», а правой пишет пером: «Узаемная згода» - обоюдное согласие. Ну не душечка ли? Но к чему ему булава по правую руку? Надпись слева: «Полоцкий архиепископ Иоасафат Кунцевич не находит взаимопонимания с православными верующими». Какой пример толерантности! Настолько сильного взаимпонимания, что православные избивают его до смерти. Ай-яяяй! Ещё немного и прямо страдалец за... предательство Веры. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 20.03.2024 28.02.2024 27.12.2023 23.12.2023 28.11.2023 Автокефалия на Украине 04.04.2024 04.04.2024 03.04.2024 02.04.2024 25.03.2024 Новости Украины 04.04.2024 04.04.2024 04.04.2024 04.04.2024 04.04.2024 Новости Белоруссии 04.04.2024 03.04.2024 03.04.2024 03.04.2024 03.04.2024 Последние комментарии 04.04.2024 18:16 04.04.2024 18:15 04.04.2024 18:09 04.04.2024 18:07 04.04.2024 18:05 04.04.2024 18:01 04.04.2024 17:00 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/06/ot...

Е. В. Калиниченко Василианский орден св. Иосафата (Ordo Basilianus S. Josaphat; O. S. B. M.), монашеский орден в униатской Церкви, созданный в нач. XVII в.; своим происхождением, развитием и дальнейшей историей полностью связан с греко-католич. Церковью, возникшей на западнорус. территориях в результате заключения Брестской унии (1596). Церковь Рождества Божией Матери мон-ря василианок в Гродно. 1720-1751 гг. Церковь Рождества Божией Матери мон-ря василианок в Гродно. 1720-1751 гг. Первоначально создание василианского ордена не входило в планы перешедших в унию правосл. епископов Зап. Руси. Напротив, они стремились к усилению своего контроля за мон-рями, расположенными на территории подчиненных им еп-ств. Однако большая часть правосл. монашества отказалась примкнуть к униатам. Даже принятые епископами в нач. XVII в. меры (преимущественно насильственные) по насаждению унии в ряде наиболее крупных и влиятельных мон-рей не дали результатов. Собственно униатское монашество было немногочисленным, малообразованным, практически неспособным оказать своей деятельностью поддержку епископату в деле распространения Брестской унии среди правосл. населения. В связи с этим возникла идея проведения реформы греко-католич. монашества с целью создания из него по образцу римско-католич. орденов наиболее сплоченной, организованной и хорошо образованной силы, способной стать инструментом распространения унии. Одним из первых инициаторов проведения реформы стал Иосиф Вельямин Рутский , получивший образование в рим. Коллегии св. Афанасия. Активную помощь ему оказал униатский митр. Ипатий Потей . Общим для них было стремление приблизить униатство к римо-католичеству, что во многом отразилось на деятельности василианского ордена, в к-ром все более распространялись лат. богослужебный обряд, входило в обычай употребление лат. и польск. языков, появлялись иные заимствования из римско-католич. традиции. В 1601 г. Ипатий Потей предоставил в распоряжение униатских монахов виленский Свято-Троицкий мон-рь, откуда были изгнаны правосл. иноки и члены Троицкого братства. Иосиф Вельямин Рутский, постриженный здесь в монашество 6 дек. 1607 г., вскоре стал архимандритом Троицкого мон-ря. Одним из наиболее деятельных помощников Иосифа в Троицком мон-ре стал Иосафат Кунцевич .

http://pravenc.ru/text/150475.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010