О диалоге и заботах 27.04.2023 17:43:40 Алексей Рогожин На Украине власти продолжают войну с собственным населением. Вот, например, из сообщавшегося буквально в последние дни: городской совет украинских Черновцов принял решение лишить каноническую Украинскую православную церковь права пользования земельными участками в городе. А власти Бродов Львовской области 24 апреля 2023 года объявили о закрытии Владимирского храма УПЦ, единственного в городе. Глава райсовета даже назвал день, когда опечатали храм, " великим днем для Бродовщины " . " Сегодня церковь московского патриархата прекратила свою работу. … Слава Украине – героям слава " , – закончили свое выступление украинские чиновники. Ну, да, какие герои – такая и слава, и величие… Впрочем, это еще не предел мерзости. В той же Черновицкой области храм преподобного Иова Почаевского в селе Милиево Вижницкого района (построенный, кстати, вместо захваченного ранее раскольниками т. наз. " Киевского патриархата " ) несколько дней назад просто сожгли. " Подожгли храм этой ночью – профессионально, без шансов на спасение " , – говорится в сообщении епархии. На кадрах видео с места происшествия можно заметить, что церковное здание оказалось охвачено огнем со всех сторон одновременно, что свидетельствует именно о поджоге, а не случайном возгорании. Продолжаются захваты храмов канонической Церкви – и сообщения об этом поступают едва ли не ежедневно. 22 апреля 2023 года произошел захват Покровского храма в городе Бориславе Львовской области. Сначала, 8 апреля, захватчики заблокировали подход к храму и изобразили голосование о " переходе " общины канонической Церкви в раскольническую " ПЦУ " . При этом ни один из прихожан не поддержал незаконное голосование. Городские власти опечатали церковь " до решения проблемы " . Волю прихожан представители " ПЦУ " просто проигнорировали. Как говорится в сообщении епархиального сайта, " 22 апреля произошел захват храма. Представители ПЦУ сорвали печати и сменили замки " . А в Каменце-Подольском в Хмельницкой области педагогический коллектив лицея вдруг обнаружил, что " один из самых главных и красивых соборов города назван в честь российского святого " . И мудрые педагоги сочли этот факт недопустимым. В связи с этим они просят городской совет " переименовать собор Александра Невского... и в дальнейшем называть его собором святого Иосафата " . Правда, Иосафат Кунцевич униат, грекокатолик, но это для светочей укропедагогики несущественная деталь.

http://radonezh.ru/2023/04/27/o-dialoge-...

Одним из главных ревнителей унии в этот период был Полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. Его трагическая история – одно из многочисленных свидетельств взаимной ненависти православных и униатов. Получив от короля грамоту на подчинение своей власти всех православных монастырей и храмов, Кунцевич стал требовать присоединения к унии от всех священников епархии. Кунцевич не только отнимал храмы у православных, но даже запрещал совершать православное богослужение в частных домах и шалашах, а непокорных священников отлавливал и сажал в тюрьму. 12 ноября 1623 года Кунцевич был зверски убит жителями Витебска, его труп был изуродован и брошен в Двину. Король ответил на убиение Кунцевича жестокой карой: девятнадцати гражданам были отрублены головы, около сотни других жителей города, успевших бежать, были приговорены к смерти заочно. Папа Урбан VIII, не зная о том, что казнь уже состоялась, в письме от 10 февраля 1624 года требовал расправы над виновными в убийстве Кунцевича: " Жестокость убийц не должна остаться ненаказанной. Там, где столь тяжкое злодеяние требует бичей мщения Божия, да проклят будет тот, кто удержит меч свой от крови. И ты, державный, не должен удержаться от меча и огня; пусть ересь почувствует, что жестоким преступникам нет пощады " . В 1643 году Папа Урбан VIII беатифицировал Кунцевича, а в 1867 году Пий IX причислил его к лику святых, провозгласив духовным покровителем Руси и Польши. Таковы печальные страницы истории. К сожалению, то собрание, которое в одной традиции называется " собором " , в другой воспринимается как " псевдособор " : католики считают Львовский Собор 1946 года псевдособором, а для нас псевдособор – это Брестский Собор 1596 года. И человек, который в одной традиции воспринимается как гонитель Православия, в другой провозглашен святым. Не будем забывать и о том, что к внутренним разногласиям всегда примешивался политический фактор. " Идеологический и политический контекст " , о котором говорит Папа, имел место не только в 1946 году: он имел место и в 1274, и в 1439, и в 1596 годах. В своих попытках подчинить себе Православную Церковь Рим опирался на политическую власть, и именно при ее помощи на протяжении многих веков униаты осуществляли жестокие гонения против православных.

http://religare.ru/2_108608.html

25 июля 1609 г. Жировичский монастырь по требованию Виленского трибунала принял унию и перешел под управление униатского митрополита Ипатия Потея. Первым игуменом монастыря стал Иосафат Кунцевич. В 1613 г. монастырь с церквями перешел в руки униатскому ордену базилиан, создавшим здесь духовно-политический центр. В этот период значение Жировичского монастыря в жизни униатской церкви было очень велико. В монастыре проходила пятая конгрегация под руководством митрополита Иосифа Рутского, а позднее и другие униатские соборы. В 1644 г. монастырь посетил король Владислав IV, который 21 июня 1652 г. даровал Жировичам магдебургское право. Это положило начало веренице королевских паломничеств к чудотворной иконе. Так, короли Речи Посполитой не единожды приезжали в Жировичи: Ян III Собесский – перед битвой под Веной (1683 г.), второй раз, вместе с королевичем Якубом – в 1688 г.; также здесь были Август II Сильный и Станислав Август Понятовский. Не минули Жировичи и многочисленные войны. Так, в ходе русско-польской войны в 1655 г. 20-тысячное казацкое войско Богдана Хмельницкого сожгло монастырь. Многие насельники были убиты, монахи-базилиане спаслись бегством, некоторые из них были замучены. После этого, к концу XVII в. Жировичи были отстроены заново. Новые разрушения принесла Северная война. И снова, после ухода войск шведского короля Карла XII, монастырь быстро восстановили. Начала работать типография, предназначенная для печатания наряду с богослужебной литературой молитвенников на польском языке. Благодаря монастырю Жировичи превратились в крупный торговый центр. С 1795 г. Жировичи в составе Российской империи. В 1810 г. Успенский собор монастыря стал кафедральным собором всей Брестской епархии. В ограду монастыря было перенесено находившееся раньше в Новогрудке епархиальное управление. Так Жировичский монастырь до 1828 г. стал резиденцией брестского униатского епископа. 14 июля 1839 г. митрополит Иосиф Семашко вместе с другими униатскими священниками подписал акт о ликвидации унии и передаче принадлежащих ей церквей Московской патриархии. С этого времени Жировичский монастырь стал центром православной Литовской епархии. К этому времени в монастырский комплекс входили: Свято-Успенский собор, Явленская и Крестовоздвиженская церкви, деревянная Георгиевская церковь, трехэтажный монастырь с семинарией, кельи, трапезная, часовня и многочисленные подсобные постройки. За оградой монастыря находился сад и пруды на небольшой речке Викне (левом притоке Щары), куда спускались монастырские сады.

http://sobory.ru/article/?object=09617

304-346 КУМУРДО кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник груз. средневек. зодчества 346-348 КУМУРДОЙСКАЯ ЕПАРХИЯ (V-XVII вв.) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви с кафедрой в соборе Кумурдо 348-350 350-351 351-353 КУНИГУНДА [Кунигунда Люксембургская] (†1033 или 1039), супруга имп. Генриха II, св. (пам. зап. 3 марта) 353-354 КУНИГУНДА [Кунигунда Польская, Венгерская], св. Римско-католической Церкви (пам. 24 июля), супруга вел. кн. польск. Болеслава V Стыдливого (1243-1279) 354-355 КУНЦЕВИЧ Иосафат (в миру Иван (Ян) Гаврилович Кунчиц) (1580/1584-1623), униатский архиеп. Полоцкий (1618-1623), святой греко-католической Церкви 355-359 КУПЕЛЬ бассейн или большой сосуд, наполненный водой, который используется для совершения христ. таинства Крещения 359-363 363-367 КУПОЛ архитектурная конструкция сводчатого покрытия, по форме близкая к полусфере и образованная вращением кривой вокруг вертикальной оси 367-379 379-380 КУРБАТОВ Георгий Львович (1929-2003), советский и российский историк, д-р исторических наук, специалист в области византиноведения 380-381 КУРБИНОВО (Македония), село с ц. вмч. Георгия Победоносца вблизи оз. Преспа и горного массива Баба (гора Пелистер) в Преспанско-Пелагонийской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви 381-384 КУРБСКИЙ Андрей Михайлович (ок. 1528 - 1583), князь, рус. и польско-литов. военачальник, писатель, переводчик, деятель правосл. просвещения 384-391 391-392 392-394 394-399 399-400 КУРДАНАИ груз. гимнограф (X в.), подвизался в груз. общинах Саввы Освященнного лавры в Иерусалиме и Екатерины вмц. монастыря на Синае 400-401 401-402 402-403 403-404 КУРИЦЫН Федор Васильевич (сер. XV в. (?) - 1500 (?)/нач. XVI в.), великокняжеский дьяк, дипломат, книжник 404-407 407-410 КУРМУХСКАЯ ЕПАРХИЯ (ок. 506 - XVI в.), одна из древнейших епархий Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви 410-414 414-415 415-419 КУРСИ место на вост. побережье Тивериадского оз. (Израиль), где Иисус Христос совершил чудо исцеления бесноватого, жившего в пещерах

http://pravenc.ru/vol/xxxix.html

В 1620 г., во время пребывания в Киеве, Патриарх Иерусалимский Феофан утвердил Устав Виленского братства, который потом стал образцом для уставов вновь образовавшихся братств. Но активная деятельность братства постепенно была ослаблена влиянием распространявшейся унии. После 1632 г. почти не встречаются сведения о его деятельности. Но Свято-Духов монастырь, оставшийся верным Православию во время господства унии, был опорой для православных христиан всего северо-западного края и в настоящее время успешно продолжает свое служение. Что же касается деятельности Виленского братства, то его борьба с унией и протесты против изменивших Православию архипастырей, богословская полемика с униатскими деятелями и труды на пользу просвещения являют собой одну из важных страниц в истории не только литовского края, но и всей западнорусской Церкви. Могилевское и Брестское братства Число православных братств особенно увеличилось с начала 1590-х годов. Причиной этого процесса было стремление противостоять намерению некоторых местных епископов принять унию с Римом, а затем и их участию в принятии акта о заключении Брестской унии (1596 г.). В то время образовались братства: Могилевское (1589 г.), Брестское (1591 г.), Минское (1592 г.), Бельское и Люблинское (1594 г.). Возникновение Могилевского Спасского братства совпало по времени с пребыванием в западной России Патриарха Константинопольского Иеремии, от которого в июле 1589 г. братство получило Благословенную грамоту. К 1602 г. относится грамота Сигизмунда III, также утверждавшая в Могилеве братство при храме «Светого Въехания Господня» (т. е. «Входа Господня в Иерусалим». — Ред.). В 1618 г. на кафедру архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского вступил ярый униат Иосафат (Кунцевич). Он начал с того, что отобрал у братства Спасский монастырь, но имевшуюся при нем школу православные отстояли и удерживали за собой до 1624 г. В 1633 г. Могилевское братство приступило к сооружению новой церкви и монастыря. С историей этих построек связывается дальнейшее существование братской школы, которую Владислав IV (1632—1648) разрешил строить на этом месте.

http://sedmitza.ru/lib/text/436372/

В 1992 году Г. А. Лаврецким был разработан проект восстановления церкви в первоначальном, древнейшем виде. Работы начались в 1993 году. Первая служба в восстановленном храме прошла 7 января 1999 года. К 7 апреля 2006 года была завершена роспись стен. В Свято-Благовещенском храме находится образ Божией Матери Оршанская, почитаемый на витебской земле. С сайта: www.evitebsk.com/wiki/Храмы Витебска и окрестностей/Благовещенская церковь В 1961 г. церковь была взорвана, однако фундамент и часть кладки уцелели. В 1990-х г.г. реконструирована Г.А. Лаврецким. Эта церковь сегодня по праву считается самым «намоленным» из действующих православных храмов Витебска. Расположена на площади Тысячелетия Витебска. Исследования археологов (И. Хозеров, П. Барановский, Г. Штыхов, П. Раппопорт, А. Трусов) по ряду особенностей строительной техники и на основе анализа архитектурных форм определили приблизительное время возведения Благовещенской церкви - вторая четверть XII века, 1120-30 г.г. Существует мнение, что церковь построена балканским зодчими, которых в 1140-х гг. привезли ранее сосланные в Византию полоцкие князья. У церкви необычная, уникальная для Беларуси кладка: тесаные известняковые блоки чередуются с прослойками плоского кирпича. Храм этот был соборным, и здесь хранились королевские грамоты и городские книги. Витебская Благовещенская церковь неоднократно перестраивалась и меняла облик. В 1619 г. по приказу короля Сигизмунда III Вазы церковь с отдельно стоящей колокольней были переданы униатам. По преданию, Иосафат Кунцевич распорядился забелить фрески известью. Решением комиссарского суда по делу об убиении архиепископа Кунцевича от 22 января 1624 года, у церкви Благовещения были отняты колокола, а священника Давида, «старого Благовещенского попа заочно приговорили к смертной казни». Фактически фрески были спрятаны под наслоениями штукатурки и росписями разных времен. В XVII в. аутентичные покрытия закомар сменились двускатными крышами, однако купол сохранился, что отражено на известном чертеже Витебска 1644 г.

http://sobory.ru/article/?object=05605

гетмана Сапеги. Накануне тезоименитства в день апостолов Петра и Павла царь Петр I пришел в Софийский кафедральный собор Полоцка, занятый униатами после Брестской унии , но василиане не пустили царя в алтарь, как «схизматика». Увидев икону Иосафата Кунцевича, царь спросил об изображенном на ней святом, и василианин мон. Феофан Колбечинский ответил Петру, что это «священномученик Иосафат», добавив, что он умерщвлен единоверцами российского монарха. После этого с Петром I случился приступ ярости, во время к-рого царь ударил Колбечинского и, по словам З., якобы проткнул его и прибежавшего на шум мон. Иосафата Анкудовича шпагой. Митрополит утверждает, что затем Петр вошел в алтарь придела, посвященного Кунцевичу, где сбросил с престола Святые Дары. Пытавшийся собрать их с пола иером. Константин Заячковский, согласно З., по приказу царя был арестован и повешен. Затем Петр и его приближенные проследовали в здание василианского мон-ря, где были убиты иеромонахи Климент Рожнятовский и Иаков Кнышевич, иеродиаконы Михаил Ковалевский и Мелетий Кондратович, мон. Гавриил Коленда. По словам З., по приказу царя Петра после пыток был повешен выпускник Греческой коллегии в Риме, д-р богословия мон. Иаков Кизиковский. Остальные монахи Полоцкого василианского мон-ря спаслись бегством. В то же время Петр изгнал монахинь жен. василианского мон-ря в Полоцке из их обители. При этом З. полагал, что погром униат. мон-ря якобы был спровоцирован монахами правосл. мон-ря в Полоцке, к-рый Петр I посетил накануне. Как видно из документов Кабинета Петра I (РГАДА. Ф. 9. Кабинет Петра I. Отд. I. Кн. 30. Л. 16 об.- 18), происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униат. монахов. Российский источник указывает, что гибель василиан последовала в результате того, что в ответ на приказ Петра арестовать надерзивших ему монахов последние подняли шум, на к-рый сбежались вооруженные послушники. В начавшейся потасовке погибли 4 униата, а неск. человек из свиты Петра получили ранения.

http://pravenc.ru/text/182535.html

Гонения на Церковь и геноцид русского народа на западе России Итак - Киев, Львов, Вильно, Москва - всё это Русь, в греческом произношении - Россия. Деловой и литературный язык этого пространства - русский, живёт здесь - русский народ. Что касается Северо-западной Руси, то, если бы не польско-католическое вмешательство, процесс естественной русификации литовских племен был бы доведён да конца, и литовское племя было бы также ассимилировано русскими, как и многие угро-финские племена - чудь, меря, весь, пермяки, которые естественным образом растворились в русском море. Однако династический брак литовского князя Ягайло с польской королевой Ядвигой и принятие им католичества в корне изменил ситуацию. Обратив в католичество правящую верхушку Литвы, поляки постепенно подчинили ее себе, и перешли к геноциду православного русского большинства. После Люблинской государственной и Брестской церковной уний этот геноцид начался в полную силу. Православные жители Литвы и Польши лишены всех гражданских прав. Наиболее показательным деятелем антиправославного, антирусского террора стал полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. Кроме обычных в Речи Посполитой убийств и пыток противников унии, он запрещал хоронить православных на христианских кладбищах, приказывал разрывать могилы православных, выкапывать трупы и т.д. О страданиях, которые переносило православное население в Польше в 17 веке, свидетельствует речь волынского депутата Л. Древинского, произнесённая в 1620 году на сейме в присутствии короля. " …Каждый видит ясно, какие притеснения терпит этот древний русский народ относительно своей веры. Уже в больших городах церкви опечатаны, имения церковные расхищены, в монастырях нет монахов - там скот запирают: дети без крещения умирают, тела умерших без церковного обряда из городов как падаль вывозят… Не говоря о других городах, скажу, что во Львове делается: кто не униат, тот в городе жить, торговать и в ремесленные цехи принят быть не может. Монахов православных ловят на вольной дороге, бьют и в тюрьму сажают. В чины гражданские людей достойных и ученых не производят потому только, что не униаты. Простаками и невеждами, из которых иной не знает, что такое правосудие, места наполняют в поношение стране русской " .

http://pravoslavie.ru/5195.html

Другою, не менее существенною заботою преподобного Иова на острове Дубенском было, как пишет Досифей, распространение церковных книг, которые в те несчастные времена составляли, можно сказать, единственную опору для православия против латино-униатских притязаний Папизма. С этой целью преподобный собрал вокруг себя многочисленное братство, которое под его непосредственным наставлением и руководством занималось изучением и переводом писаний отеческих. Избранные писцы, по указанию св. угодника, переписывали лучшие книги и распространяли оным между православными. „Такожде и писанием книг церковных упражняшеся“ 9 . В этом отношении латино-униаты также могут указать нам, что Иосафат со своей стороны тоже „заботился для возвышения просвещения между подведомым ему духовенством о переводе на русский язык богословских книг“... и даже, как говорят, сам издал „краткий катехизис, который, по его поручению, прочитываем был в церквах еженедельно“ 10 . Но замечательно, что даже такой поклонник Иосафата, как автор „истории Унии русской церкви с церковью Римскою“, упомянувши об Иосафатовском переводе „богословских книг“, не указывает при этом ни одной, которая была бы переведена в действительности, хотя бы из серии тех переполненных историческою ложью и фанатическими нападками на православие латино-униатских книг, которыми изобиловала антиправославная литература западной церкви. А о пресловутом катехизисе Иосафата тот же автор замечает в примечании, под чертою, что только „некоторые части этого катехизиса сохранилась до наших времен“, и что еще курьёзнее, „помещены только неким Итальянским биографом Иосафата, ксёндзом Контьери в приложении к его Итальянской Vita di s. Giosafat, Roma 1867“ 11 . Напротив того со времен самого Иова сохранилась подливная, написанная в его время в Дубенском монастыре известная книга „Диоитра мирозрительная“, переведенная по замечанию ученых исследователей неким Виталием, иеродиаконом Дубенского монастыря при преподобном Иове, именно в то самое время, когда св. угодник „упражнялся писанием книг церковных“. Есть основание думать, что Виталий этот был одним из лучших учеников преподобного Иова; иначе, за что же он удостоился, по удалении блаженного, сделаться его преемником, „многогрешным Виталием игуменом честного креста в Дубне“, как читаем в заглавии его рукописной Диоитры 1604 г. находящейся ныне в библиотеке Волынской духовной Семинарии? – Как бы то впрочем ни было, но современники высоко ценили труд Виталия, так что перевод его Диоитры издавался несколько раз, и в первый раз напечатан даже при жизни самого преподобного Иова в Евье, в 1612 году 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Но пока еще иезуиты не успели обратить в католичество всего русского высшего класса, у православия оставались защитники между шляхетством. За православие стояли казаки. В 1620 году совершилось важное событие, несколько задержавшее быстрые успехи католичества. Через Киев проезжал в Москву иерусалимский патриарх Феофан. Здесь казацкий гетман Петр Конашевич-Сагайдачный и русские шляхетские люди упросили его посвятить им православного митрополита. Феофан рукоположил митрополитом Иова Борецкого, игумена киевского Золотоверхо-Михайловского монастыря, и, кроме того, посвятил еще епископов: в Полоцк, Владимир, Луцк, Перемышль, Холм и Пинск. Король Сигизмунд и все ревнители католичества были сильно раздражены этим поступком. Сначала король, по жалобе униатских архиереев, хотел объявить преступниками и самозванцами новопоставленных православных духовных сановников, но должен был уступить представлениям русских панов и против своего желания терпеть возобновление иерархического порядка православной церкви, так как в Польше, по закону, все-таки признавалась свобода совести, по крайней мере для людей высшего класса. Это не мешало происходить по-прежнему самым возмутительным притеснениям там, где сила была на стороне католиков и униатов. Тогда в особенности прославился нетерпимостью к православию униатский полоцкий епископ Иосафат Кунцевич; он приказывал отдавать православные церкви на поругание и мучить священников, не хотевших приступить к унии. Ожесточение народа против него дошло до такой степени, что в 1623 году толпа растерзала его в Витебске. Папа, узнавши о таком случае, убеждал короля Сигизмунда наказать епископов, не признающих унии, и самыми решительными мерами истреблять " гнусную, чудовищную, схизматическую ересь " (православие). Но все старания римско-католической пропаганды, несмотря на блестящие успехи, не могли, однако, скоро достигнуть конечной цели, за православие с одной стороны ополчались казаки, с другой - поддержало его возрождавшееся русское просвещение. Братства были главнейшим орудием такого возрождения.

http://sedmitza.ru/lib/text/435648/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010