В день пятидесятницы, в православном Витебском соборе, построенном по повелению польского правительства, на счет Витебских граждан, на том самом месте, на котором был убит, за отступление от православия и за принятие унии, Витебский Епископ Иосафат Кунцевич, как бы в наказание за убиение Иосафата, было совершено торжественное богослужение Митрополитом Филаретом, совместно с Преосвященным Исидором и униатским Епископом Василием, при начале которого был прочитан указ Святейшего Синода, с Высочайшей резолюцией Императора Николая Павловича: «благодарю Бога и принимаю», о воссоединении униатов с православной церковью. Замечательно, что это умилительное зрелище братской любви и христианского единения совершилось в тот день, когда Св. церковь поет кондак: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятого Духа». На другой день, в понедельник, совершено было также совместное богослужение в униатской Петропавловской церкви. He смотря на опасения враждебного отношения униатов, подстрекаемых католиками, богослужения совершились торжественно и в громадной массе собравшихся униатов не было заметно ни малейшаго знака неприязни; напротив, все богослужение отличалось особенным торжественным величием и спокойствием, ясно было, что единение совершалось совершенно непринужденно! Тоже доказательство искренних и радостных чувств униатов Преосвященному Исидору пришлось увидать в Велиже, Полоцке, Минске, Жировицах и в Вильне, куда он, вскоре после совместного служения в Витебске, отправился и где совершал также торжественные богослужения с другими архипастырями. Всюду он был встречаем униатами в высшей степени радушно, с хлебом солью и убедился, что вместе с уничтожением унии, как бы снято было тягостное и чуждое бремя. Таким образом, мудрое, миролюбивое, с особенным тактом и мерой во всем, управление епархией, близкое, живое и деятельное участие в деле воссоединения униатов, помогли совершить это великое дело единения спокойно, в мире и любви! Но, проявив в высшей степени способность объединить древне-православных и воссоединенных, Архипастырь много помог укреплению и величию православия в своей епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

В эту же бытность в Полоцке, 30 июня, Петр посетил базилианский Софийский монастырь. Тамошние монахи, дав полный простор своей грубости и своему фанатизму, не только не отдали ему подобающей чести, но еще оскорбили своим дерзким злоречием, за что и получили достойное возмездие. 913 В объяснение настоящей причины этого возмездия, в Вильне, по приказанию Государя, напечатано было объявление об этом. Но по ложным доносам Полоцких базилиан в Рим, оттуда разослано было по епархиям иное объявление, повидимому с совершенно искаженным изложением этого события. Патриархи московские и Св. Синод содержали Полоцкий монастырь под своим особым покровительством. 914 Полоцкий и Витебский Марков монастыри имели привиллегию, данную им коллятором этих монастырей, мечником в. к. Литовского, князем Карлом Огинским, отправлять своих монахов в Ригу для совершения богослужения и треб тамошним православным. Эту привиллегию весьма часто нарушали монастыри Дисненский и Друйский. В 1687 г. Полоцкий монастырь жаловался на это киевскому митрополиту и митрополит запретил игуменам названных монастырей делать это под угрозой клятвы (А. 3. Р. V, 171 ср. 278). Но угроза не сдерживала их. В 1722 г. игумен Полоцкого монастыря Гедеон Маркевич жаловался Св. Синоду, что «в том их поезде (в Ригу) творят обиду и немалый убыток малых монастырей, по Двине живущии, дисненский игумен Сумуил, да друйский игумен Гервасий, которые де ездят и посылают собою, без позволения своих пастырей, своих старцев в тот город Ригу, а им туда ездить не велено. Св. Синод утвердил за означенными (Богоявленским и Марковским) монастырями право на отправление в Риге божественных треб по-прежнему, в чем и дал им патент. 915 Борисоглебский монастырь захвачен был униатами при самом начале унии. Православные старались возвратить его себе и успели было в этом: но Иосафат Кунцевич снова отнял его у православных. После завоевания Полоцка царем Алексеем Михайловичем, Борисоглебский монастырь возвращен был православию и в 1660 г. соединен был под одним управлением с Богоявленским монастырем, но, по возвращении Полоцка Польше в 1686 г., опять сделался достоянием базилиан. После воссоединения униатов с православием обращен в заштатный. 916

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Во главе религиозной жизни Могилёва становится Богоявленское братство. Кафедра митрополита Киевского находилась в Новогрудке, Вильно и Варшаве (с XVIII в.). Позиции унии были упрочены усилиями Ипатия Потея, поставленного в митрополита после кончины Михаила (Рогозы; † 1599), к-рый повел активное наступление на правосл. Церковь: правосл. священнослужители, не желавшие принять унию, лишались сана, мирян отлучали от Церкви, храмы или уничтожались, или отбирались под унию, или отдавались на откуп евреям, правосл. богослужение преследовалось, у мон-рей отнимались земли, православные не допускались на гос. должности, подвергались физическому насилию. Потей широко практиковал «запечатание» церквей, когда православные оставались без богослужения, а священники - без приходов. От униатского же духовенства было взято письменное обязательство верности унии и повиновения униатскому митрополиту. Обязательство было подписано архимандритами виленским, минским, гродненским и браславским; протопопами гродненским, царисским, торчанским, любартовским и новогрудским; священниками жировицким, лесокским, марковским, бабицким, мозырским, новогрудским, 2 минскими и др. В 1607 г. унию принял Супрасльский мон-рь. Еще энергичнее наступление на Православие повел преемник Потея Иосиф Рутский, учредивший в ВКЛ орден базилиан (1617), главной задачей к-рого было укрепление и пропаганда унии на территории ВКЛ. Время пребывания Рутского на митрополичьем престоле ознаменовалось латинизацией унии, проводившейся первоначально базилианами: в униатских церквах начали уничтожать иконостасы, заводить органы и т. п. На конгрегации, состоявшейся в Бресте в 1666 г., униатский еп. Иаков Суша жаловался, что базилиане многое изменили в обрядах вост. Церкви и вмешиваются в юрисдикцию епископов. Кроме Потея и Рутского, наиболее ревностным проводником унии был униатский иером. Вилен. Троицкого мон-ря, с 1618 г.- униатский архиеп. Полоцкий Иосафат Кунцевич. Насильственное насаждение унии и бессмысленное надругательство над Православием в Полоцкой епархии вызвало негодование жителей Витебска и привело осенью 1623 г.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Всех превосходил, своими гонениями на православных, архиепископ Униатский Полоцка Иосафат Кунцевич, который ругался даже над телами погребаемыми и до такой степени ожесточил народ, что сам был убит в Витебске; он причтен Римлянами к лику своих мучеников. В то же время и казаки Запорожской сечи, которая одна только стояла твердо за православие и укрощала в Киеве насилия Униатов утопили в Днепре игумена Выдубецкого Антония, наместника Униатского Митрополита Иосифа. Несчастная кончина Иосафата стоила Церкви православной одного из самых просвещенных ее пастырей, Мелетия Архиепископа Полоцкого, который отличался своими писаниями в ее защиту. Неправильно обвиняемый правительством Польским, будто бы подал повод к умерщвлению Иосафата, он принужден был бежать в Грецию, где скитался три года, думая, что между тем утихнет молва; наконец, движимый страхом, он передался малодушно на сторону Унии и написал свою апологию в укоризну Восточной Церкви. Митрополит Иов созвал в Киеве собор (1622 г.) и, обличив Мелетия, заставил его принести в церкви торжественное покаяние и даже изорвать свою книгу. Но Мелетий Смотрицкий, возвратясь в епархию, в Дерманский монастырь, где основался по соседству Польши, издал вторично первую апологию, решительно отступил от православия и даже ездил в Рим для поклонения Папе, который дал ему сан архиепископа Иерапольского; с тех пор епархия Полоцкая перестала числиться в списке православных. Оба Митрополита, Киевский Иов и Униатский Иосиф, созывали в Киеве и Львове соборы единомышленных себе Епископов, один для охранения терзаемой паствы, другой для расширения собственной; а сейм коронный в Варшаве, подтвердил, права каждого исповедания, более на словах, нежели на деле. Смерть гонителя Сигизмунда и воцарение Владислава IV, объявившего при вступлении на престол свободу всем вероисповеданиям, подали только краткие надежды, скоро изменившие. Между тем, пользуясь временем перемирия с Польшею, государство Московское оправлялось в делах гражданских и церковных, под единодушным блюстительством Михаила и Филарета, которому предоставил любящий сын самое титло Великого Государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Вследствие сего решения отправлены чиновники во все места из поляков. Малороссия наводнена войсками. Начались открытые грабежи и насилия. Польские солдаты с обнаженными саблями принуждали в храме народ преклонять колена и ударять себя в грудь по обычаю римскому, и по обычаю же римскому читать символ веры о Св. Духе. Храмы насилием отнимали и объявляли униатскими. Духовенство латинское переезжало от храма к храму в повозках, в которые впрягали до 20 и более человек, на место скотов. Те храмы, которых прихожане никаким насилием не могли быть вынуждены к унии, отданы в аренду жидам; ключи храма и колокольни перешли в жидовскую корчму. Нужно совершать требу: иди торговаться с жидом, для которого золото идол, а вера Христова предмет злобных насмешек и ругательств. Приходилось платить от одного до 5 талеров за каждую литургию, от одного до 5 злотых за крещение и погребение. Только магнаты польские и духовенство Рима могли принять такие меры для веры. В 1607 г. конституцией варшавского сейма запрещено было делать насилия православию; права казаков были признаны. Но это только потому, что гетманом был храбрый Сагайдачный и в казаках видели тогда нужду для войны с соседями. При Сагайдачном с 1607 г. в Малороссии уния несколько утихла. Не то было и при жизни Сагайдачного на Волыни, в Червонной Руси и Литве, когда умерли один за другим князь Острожский († 1608 г.), епископы львовский Гедеон († 1607 г.) и перемышльский Михаил († 1612 г.). Православные оставлены страдальцами без утешения и подпоры, паствой без пастырей. Польское правительство дозволяло обращаться за посвящением низшего духовенства только к львовскому епископу, Иеремии Тиссаровскому, т. е. иным за 600 и 700 верст, а жители Галиции до того были теснимы, что просили у короля позволения переселиться в Молдавию. Правительство льстило на сеймах обещаниями. Но Поцей и другие с конвоем солдат разгоняли собравшихся во мраке ночи на молитву и запечатывали храмы, то сами по себе, то по именной воле короля. Всех более отличался бесчеловечной жестокостью полоцкий униатский епископ, Иосафат Кунцевич. Он запечатал (1618) православные храмы по всей Белоруссии и открыто требовал выгнать православных вон из государства; мучил следствиями и судами, домогаясь одного перехода в унию; ругался над совестью и над самыми мертвецами. «У нас, писал ему латинянин Лев Сапега, полны земские суды, полны магистраты, полны трибуналы, полны ратуши, полны владельческие канцелярии позывов, тяжб, доносов».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Грамматика эта была принята для преподавания в школах и служила для распространения знания старославянского языка между русскими 8 . Когда Феофан восстановил русскую иерархию, Смотрицкий был посвящен им в сан архиепископа полоцкого и написал по-польски: «Оправдание невинности», где доказывал право русского народа восстановить свою церковную иерархию и опровергал взводимые на него клеветы, будто он хочет изменить Польше и предаться туркам. Против этого сочинения тотчас же появилось на польском языке сочинение: «Двойная вина»; а вслед затем началась на польском языке сильная полемика между обеими сторонами. Когда в 1622 году был умерщвлен униат фанатик Иосафат Кунцевич, враги Православия распространяли слухи, что главным поджигателем этого убийства был Смотрицкий. Жизнь его была в опасности; он уехал на Восток, странствовал три года, приехал в Рим и там принял унию. Возвратившись на родину, он написал по-русски «Апологию» своего путешествия, где оправдывал свое отступление и старался доказать, что в Православной Церкви существуют заблуждения. Митрополит Иов Борецкий созвал собор в 1628 году и пригласил на него Мелетия Смотрицкого. Мелетий приехал в Киев, уверял, что он хотел только подвергнуть критике некоторые неправославные мнения, вкравшиеся в сочинения православных защитников Веры, как равно и злоупотребления, поддерживаемые невежеством духовенства, что игумен Дубенского Преображенского монастыря, Кассиан Сакович, которому он поверил печатание своей книги, прибавил туда лишнее без его ведома, и что он остается по-прежнему в ведомстве православной иерархии. Вскоре, однако, после этого собора, Мелетий снова объявил себя униатом и стал распространять свою «Апологию». Это вызвало со стороны православных горячую полемику. Иов Борецкий написал против Смотрицкого опровержение под названием «Аполлия» (погибель). Протоиерей слуцкий Андрей Мужиловский написал против «Апологии» Смотрицкого дельное сочинение на польском языке, называвшееся «Антидот». Были и другие сочинения против Смотрицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Грамматика эта была принята для преподавания в школах и служила для распространения знания старославянского языка между русскими Когда Феофан восстановил русскую иерархию, Смотрицкий был посвящен им в сан архиепископа Полоцкого и написал по-польски: " Оправдание невинности " , где доказывал право русского народа восстановить свою церковную иерархию и опровергал взводимые на него клеветы, будто он хочет изменить Польше и предаться туркам. Против этого сочинения тотчас же появилось на польском языке сочинение: " Двойная вина " ; а вслед за тем началась на польском языке сильная полемика между обеими сторонами. Когда в 1622 году был умерщвлен униат фанатик Иосафат Кунцевич, враги православия распространяли слухи, что главным поджигателем этого убийства был Смотрицкий. Жизнь его была в опасности; он уехал на восток, странствовал три года, приехал в Рим и там принял унию. Возвратившись на родину, он написал по-русски " Апологию " своего путешествия, где оправдывал свое отступление и старался доказать, что в православной церкви существуют заблуждения. Митрополит Иов Борецкий созвал собор в 1628 году и пригласил на него Мелетия Смотрицкого. Мелетий приехал в Киев, уверял, что он хотел только подвергнуть критике некоторые неправославные мнения, вкравшиеся в сочинения православных защитников веры, как равно и злоупотребления, поддерживаемые невежеством духовенства, что игумен дубенского Преображенского монастыря Кассиан Сакович, которому он поверил печатание своей книги, прибавил туда лишнее без его ведома и что он остается по-прежнему в ведомстве православной иерархии. Вскоре, однако, после этого собора, Мелетий снова объявил себя униатом и стал распространять свою " Апологию " . Это вызвало со стороны православных горячую полемику. Иов Борецкий написал против Смотрицкого опровержение под названием " Аполлия " (погибель). Протоиерей слуцкий Андрей Мужиловский написал против " Апологии " Смотрицкого дельное сочинение на польском языке, наз. " Антидот " . Были и другие сочинения против Смотрицкого.

http://sedmitza.ru/lib/text/435648/

Для других же, особенно людей побогаче и познатнее, не жалели лести, обманов, обещаний, обольщений, распуская разные книжки, грамотки с проповедью об унии и латинстве, заводя для их детей школы, где иезуиты и учили их своей вере. Панам и ксендзам горячо помогали во всем этом свои отступники, перекинувшиеся на унию, каков напр. заядлый мучитель православных, душехват Иосафат Кунцевич. Такими-то способами часть православных отщепилась от православия. Но эта часть и сама распалась на две части. Все отщепившиеся князья, паны русские пошли прямо в полное отщепенство, в польское католичество, где скоро ополячились, и в этом двойном отщепенстве – родной вере и родному племени – пребывают их правнуки доселе. Напротив народ не поддавался на полное отщепенство, слишком любя старую веру с ее обрядами, порядками церковными. Ему-то и накидывали унию, – тем более, что и ксендзы римские гонялись более за панами и не очень-то лакомились на бедный народ, да и паны-то не хотели уж слишком скоро брататься с простым народом, чрез принятие его в свою веру. Вообще те и другие хотели более добивать православие, чем гладить унию. Они расширяли ее, жаловали ее, чтоб потеснить православие: но как только сама уния становилась на ноги, хотела жить сама собой, они тотчас прижимали и ее, отнимали у нее церкви, монастыри, церковные доходы. Уния эта заубожала вместе с державшимся ее народом; паны и ксендзы польские стали кликать ее верою хлопскою, мужицкою, как кликали прежде веру православную. Долго не знала несчастная уния, что сделать с собою. Но ее вывела на дорогу, на свет – более ее счастливая – церковь Православная, так нерассудно оставленная ею. Православная церковь , сколько ни теряла сынов своих, все стояла крепко и твердо. Защищала ее и знать русская этого края, доколе была верна праотцовской вере; еще дружнее защищали братства или братчики, бывшие при монастырях и церквах в городах и селах. Они защищали ее в судах и в книгах, в церквах и школах, списывались с собою с разных мест, городов, давая друг другу советы, помощь в борьбе с общим врагом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Для того, чтобы решить этот вопрос в положительном или отрицательном смысле, я постараюсь представить нравственную и служебную характеристику моего достопочтенного предметника на основании тех данных, какие имеются у меня под руками. Преосвященный Василий Лужинский родился в 1791 г. от отца-униата и матери-католики. Оставшись в младенчестве сиротою, он воспитан был дядею, помещиком Кельчевским, без сомнения, также католиком. Образование получил сначала в Белорусской семинарии затем в Полоцкой академии бывших иезуитов, и, наконец, в Виленском университете, где изучал богословские предметы, преподаваемые по учению Галликанской церкви. Само собою разумеется, что при таких условиях воспитания и образования Лужинский не мог не проникнуться чувством глубокой ненависти к православной – схизматической, по понятиям римских католиков, церкви. – Впоследствии, он служил в должности префекта при главной Виленской семинарии с званием кафедрального каноника. Когда ему исполнилось 40 лет от роду, униатский митрополит Иосафат Булгак († в феврале 1838 г.) 529 , не отличавшийся особенным расположением к православию, избрал его своим викарием – епископом, с наименованием Оршанского. При тесных взаимных отношениях между митрополитом и викарием, естественно было ожидать, что и последний проникнуть был такими же чувствами в отношении к православию, какие питал первый 530 . После сего можно ли допустить, что бы переход преосвящ. Василия из унии в православие был результатом его глубокого, сердечного убеждения в правоте последнего и в несостоятельности первой? Иное дело – в Бозе почивший преосвященный митрополит Иосиф (Семашко) ... И если бы преосвящ. Василий действительно проникнуть был чувством и сознанием превосходства православия пред униею, то он, без сомнения, постарался бы в многолетнее управление свое Полоцкою епархию, изгладить, по возможности, следы бывшей унии. Между тем, что оказывается на деле? Богослужение в некоторых монастырях и во многих приходских церквах до последнего времени совершалось по прежним униатским книгам; сохранились при богослужении многие не только униатские, но даже чисто латинские обряды; продолжалось торжественное чествовать лютого врага православия Иосафата Кунцевича; имелись в каждой церкви, начиная с кафедрального собора 531 , его изображения, и только со времени прибытия в Вильну М.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Итак, в Руси литовской возникли вместо одной, греко-русской, три иерархии: греко-русская, греко-унитская и римско-католическая. Поляки, одушевляемые иезуитами, стремились к уничтожению греко-русской церкви посредством перевода ее в унию. Операция эта продолжалась в течение целого XVII и большей половины XVIII столетия; цель оправдывала в этом случае всевозможные средства: обман, насмешка, поругание и разного рода насилия, по уверению иезуитов, не могли считаться преступлением, а служили лишь вернейшим средством к возвеличению славы Божией, ad majorem Dei gloriam. Насильно забирались в ведение греко-униатов монастыри и церкви, изгонялись из храмов Божиих священники православные; где крепче держалось православие, не поддаваясь пропаганде униатской, там запрещали строить новые церкви православные и починять старые; иногда усердные к славе Божией паны, не признававшие над собою никакой власти (общей государственной власти в Польше почти не было), отдавали православные церкви вместе с корчмами в аренду жидам; у арендаторов хранились и ключи от церквей, выдававшиеся священникам только для совершения богослужения, по внесении положенной платы. Жалобы православных бессильному правительству против самоуправства и насилия ксендзов и панов ни к чему не вели, так что король польский Владислав IV следующими словами принужден был отвечать на жалобы казаков: «Имеете сабли, защищайтесь сами». И потому православные давали отпор насилию тем же насилием: так пал его жертвою 26 Иоасаф (Иосафат Кунцевич), архиепископ Полоцкий, притеснявший православных разными жестокостями, о которых упоминает в своем к нему письме католик, канцлер литовский Лев Сапега. В письме этом Сапега предсказывал ему, что он погибнет от того оружия, которым сам воюет. Юго-западная Русь оборонялась от панов и ксендзов при помощи казаков, опустошительные набеги которых настолько ослабили Польшу, что дали им возможность отложиться от нее и войти в состав восточной Руси. 27 Настойчивость распространителей унии, не пренебрегавших никакими средствами, была столь велика, что к концу XVIII столетия уже немного оставалось православных в Литве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010