И никто теперь уже не думал, что это была последняя его песнь. На третьей седмице его здоровье ухудшилось, и он перестал принимать пищу. 17 марта, в воскресенье, в половине шестого утра, он был в забытьи. Это состояние продолжалось до 10 часов вечера, когда он внятно произнес слова: «Милость Божия все покроет», а затем начал кого-то благословлять. По-видимому, за строгую подвижническую жизнь Господь сподобил его узреть отшедших своих собратий по духу. После этого он пришел в сознание, тихо сказал: «Я буду умирать», закрыл глаза и уже ни с кем не говорил, хотя все понимал и оставался в полном сознании. Силы старца слабели, и 21 марта, в четверг, в начале шестого часа утра он в мирной и безболезненной кончине предал дух свой Богу. 29 До наших дней сохранилось около 80 писем старца Андроника. Многие из них адресованы схиархимандриту Иоанну (Маслову) . К старцу Андронику обращались с самыми разнообразными вопросами люди различного общественного положения и различного духовного развития. Старец всем давал необходимые ответы и при этом неизменно старался направить внимание вопрошающих к устроению своего спасения и духовной жизни. Большая часть писем предназначена для монашествующих, но в них найдут ответы все нуждающиеся в указаниях и советах относительно христианской жизни. Письма Андроника дают полную и ясную картину внутренней духовной жизни человека. Они раскрывают перед читателем закон этой жизни, условия, при соблюдения которых каждый, стремящийся к спасению, сподобляется вечного блаженства в общении с Богом. Отец Андроник оставил также труд: «Наставления старца Андроника инокам ученикам», написанный в 1950–1966г. (хранится в Архиве Глинской пустыни, собранном схиархимандритом Иоанном (Масловым)) . После краткого вступления, где сказано о том, что без страха Божия невозможно жить, старец Андроник наставляет во всех случаях, обстоятельствах и отношениях поступать так, как прилично христианину и как учит Слово Божие. Свои наставления старец чередует с выдержками из творений святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Курск, 1910. С. 19. 913 Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собранное игуменом Иассоном. М.,1906. С. 3. 914 Там же. С .4. 915 Там же. С. 191. 916 Там же. С. 3. 917 Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора. подвизавшегося в Глинской пустыни Собранное игуменом Иассоном. М., 1887. 918 Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собранное игуменом Иассоном. М.,1906. С. 3. 919 Отец Иассон пишет, что «в этот долгий промежуток времени некоторые неблагоприятные причины препятствовали довершать наш труд». Там же. С. 4). 920 Курские епархиальные ведомости. 1892. 17. С. 73. 921 Церковные ведомости. 1905. 1. С. 15. 922 Там же. 1906. 18. С. 217. 923 Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 39. С. 1—8; 40. С. 9—16; N° 41. С. 17—24; 1894. 4. С. 25 32; 5. С. 33—40; 6. С. 41—43. 924 Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота. (С портретом). Сост. иеромонахом Иассоном. Курск, 1894. 925 Краткое сказание о жизни монаха Досифея Сост. иеромонах Иассон//Курские епархиальные ведомости. 1894. N° 7 С. 45—54. 926 Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. С. 31. 927 Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец схимонах Евфимий Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. 928 Подвижник Глинской Богородицкой пустыни монах Феодот. Издание Глинской пустыни. Одесса, 1909. С. VI. 929 Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Почаев. Лавра, 1970. С. 52. 930 ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89, л. 19 об,—20. 931 Там же. 932 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 18 об.—19. 933 Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись 1966. 934 ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 21 об.—22. 935 ГАСО. ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 14. 936 Там же, л. 13 об,—14. 937 ГАСО, ф. 454, оп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля, слово «симфония» означает «свод, указание мест, где поминается одно и то же слово». Симфония – справочная книга энциклопедического типа, в которой изложены в алфавитном порядке все слова какого-либо сочинения или всех сочинений одного автора, объединенные одной темой. Такие полные и подробные указатели прилагаются преимущественно к большим произведениям, в них точно указываются страница, том (или книга) и дается контекст, в который данное слово помещено. Такое расположение позволяет истолковывать не только ключевой смысл данного понятия, но и оттенки смысла, показывая слово во всей палитре его значений, связей, ассоциаций. «Симфония», составленная отцом Иоанном (Масловым) , представив все многообразие содержащихся в трудах святителя Тихона Задонского понятий, касающихся процесса спасения, стала, по своей сути, крупнейшей педагогической энциклопедией, содержащей основные категории и понятия православной педагогики. Можно выделить три основополагающих значения «Симфонии» в формировании, сохранении и укреплении словаря православной педагогики. Обратимся к каждому их этих аспектов. 1.3.1. Словарный состав учения о спасении, представленный в «Симфонии», как методологическая основа категорий и понятий православной педагогики Учение о спасении направляет педагога к его главной цели – способствовать возвращению человека (ребенка) из состояния неестественного в состояние естественное, обновленное. В соответствии с этой целью (о чем подробно пойдет речь в главе 3) определяются все позиции православного воспитания, ее понятийный аппарат: он «задан», сформулирован, определен основными положениями учения о спасении. Каким образом это происходит? Прежде всего, учение о спасении позволяет иерархизировать все понятия, выделить лавные и второстепенные из них, понять, что от чего зависит, что чем определяется. Кроме того, положения учения о спасении дают возможность упорядочить все явления и факты православной педагогики и представить их в виде системы. Наконец, учение о спасении задает направленность содержанию понятий, служит онтологическим фундаментом в раскрытии как их внешнего, «назывного», так и внутреннего, духовного смысла, дает возможность глубоко проникнуть в их суть.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

М.,1906. С. 3.    Там же. С .4.    Там же. С. 191.    Там же. С. 3.    Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора. подвизавшегося в Глинской пустыни Собранное игуменом Иассоном. М., 1887.    Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собранное игуменом Иассоном. М.,1906. С. 3.    Отец Иассон пишет, что «в этот долгий промежуток времени некоторые неблагоприятные причины препятствовали довершать наш труд». Там же. С. 4).    Курские епархиальные ведомости. 1892. 17. С. 73.    Церковные ведомости. 1905. 1. С. 15.    Там же. 1906. 18. С. 217.    Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 39. С. 1—8; 40. С. 9—16; N° 41. С. 17—24; 1894. 4. С. 25 32; 5. С. 33—40; 6. С. 41—43.    Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота. (С портретом). Сост. иеромонахом Иассоном. Курск, 1894.    Краткое сказание о жизни монаха Досифея Сост. иеромонах Иассон//Курские епархиальные ведомости. 1894. N° 7 С. 45—54.    Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. С. 31.    Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец схимонах Евфимий Собрал игумен Иассон. Курск, 1910.    Подвижник Глинской Богородицкой пустыни монах Феодот. Издание Глинской пустыни. Одесса, 1909. С. VI.    Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Почаев. Лавра, 1970. С. 52.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89, л. 19 об,—20.    Там же.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 18 об.—19.    Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись 1966.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 21 об.—22.    ГАСО. ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 14.    Там же, л. 13 об,—14.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 13 об.—14.    Спасо-Илиодоровский скит... С. 39.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л.4.    Спасо-Илиодоровский скит... С. 29.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 6.    Личный архив автора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Н.В.Маслов Часть 1 «В память вечную будет праведник» ( Пс. 111, 6 ) Схиархимандрит Иоанн (в миру Иван Сергеевич Маслов, в монашестве Иоанн) принадлежал к тем редким исключительным людям, которые соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие и ясновидящую мудрость, основанную на глубокой вере. Магистр богословия, автор множества богословских работ, он являет собой образ духовника, к которому люди обращались и обращаются, как к источнику спасения. Это был пастырь с адамантовой душой, он брал каждого из своих духовных чад за руку и вел узким спасительным путем ко Христу. Родился Иван Сергеевич Маслов 6 января 1932 года в деревне Потаповка Сумской области в крестьянской семье. В одной из тех державшихся строгих христианских обычаев и нравов семей, в которых вырастали на Русской земле великие праведники – столпы православной веры и благочестия. Промыслительно было само рождение будущего старца в великий день навечерия Рождества Христова. Крещен младенец был 9 января в селе Сопич в храме во имя святителя Николая Мирликийского и наречен Иоанном. Его родители Сергей Феодотович и Ольга Савельевна были людьми глубоко религиозными и благочестивыми, что отражалось в укладе семейной жизни (о матери своей старец впоследствии говорил, что она свято прожила жизнь). Работали они в колхозе. Отец был бригадиром. Детей у них было девять человек, но четверо умерли в младенчестве. Сергей Феодотович очень любил Ивана и выделял его среди других своих детей (у Ивана было две старшие сестры и два младших брата). Уже в детские годы Иван обладал высокой духовной зрелостью. Друзей у него было много, однако он избегал детских игр. Часто ходил в храм Божий, к чему детей приучала мать. Старшая сестра его рассказывала: «Иван рос добрым, тихим, спокойным. Родители никогда его не наказывали. От матери попадало всем, а ему никогда. Всегда он был смиренный, никого не обижал». Все, кто знал его в эти годы, говорили, что Иван отличался от других детей: «Его сразу было видно». Он обладал редкой рассудительностью, отзывчивостью и стремлением помочь ближним. В его душе смирение сочеталось с той силой духа и воли, которой подчинялись все его друзья. Ивана все слушались, даже те, кто был старше по возрасту. В драки он никогда не вступал, а, наоборот, останавливал драчунов, говоря: «Зачем ты бьешь его? Ему же больно».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

1 января 1976 г. благодатный старец мирно предал дух свой Богу. 30 Схиархимандрит Иоанн (Маслов) собрал письма отца Серафима. Сейчас они хранятся в «Архиве Глинской пустыни». Сохранилось 108 писем отца Серафима. Как и всякое эпистолярное наследие, эти письма представляют собой законченные послания, иногда многотомные, кроме случаев, когда несколько писем писалось к одному лицу и каждое последующее с целью продолжить предыдущее. Несмотря на то, что письма написаны по различным поводам, все они содержат нравоучительные наставления. И даже в тех случаях, когда старец обращается к кому-либо с просьбой и поручением, он не упускает возможности, чтобы высказать что-либо на пользу души. Все вопросы и наставления даются просто и доступно, но чем больше в них вчитываешься, тем глубже раскрывается их смысл. Письма адресованы к разным лицам, монашествующим и мирянам, но для всех «духовная жизнь», «духовное делание» – нечто близкое, глубоко волнующее их души. Наставления старца проникнуты глубоким пониманием жизни; они полны мудрых практических советов и согреты горячей любовью к человечеству. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) (†1991) Схиархимандрит Иоанн (в миру Иван Сергеевич Маслов) родился 6 января 1932 года в деревне Потаповка Сумской области в крестьянской семье. В одной из тех державшихся строгих христианских обычаев и нравов семей, в которых вырастали на Русской земле великие праведники – столпы православной веры и благочестия. Промыслительно было само рождение будущего старца в великий день навечерия Рождества Христова. Крещен младенец был 9 января в селе Сопич в храме во имя святителя Николая Мирликийского и наречен Иоанном. Его родители Сергей Феодотович и Ольга Савельевна были людьми глубоко религиозными и благочестивыми, что отражалось в укладе семейной жизни (о матери своей старец впоследствии говорил, что она свято прожила жизнь). Работали они в колхозе. Отец был бригадиром. Детей у них было девять человек, но четверо умерли в младенчестве. Сергей Феодотович очень любил Ивана и выделял его среди других своих детей (у Ивана было две старшие сестры и два младших брата).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   Документы АСЕУ, АУПЦ и личного архива автора. Н.В.Маслов ОБ АВТОРЕ «ГЛИНСКОГО ПАТЕРИКА»     Схиархимандрит Иоанн (в миру Иван Сергеевич Маслов, в монашестве Иоанн) принадлежал к тем редким исключительным людям, которые соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие и ясновидящую мудрость, основанную на глубокой- вере. Магистр богословия, автор множества богословских работ, он являет собой образ духовника, к которому люди обращались и обращаются, как к источнику спасения. Это был пастырь с адамантовой душой, он брал каждого из своих духовных чад за руку и вел узким спасительным путем ко Христу.    Родился Иван Сергеевич Маслов 6 января 1932 года в деревне Потаповка Сумской области в крестьянской семье — в одной из тех державшихся строгих христианских обычаев и нравов семей, в которых вырастали на Русской земле великие праведники — столпы православной веры и благочестия.    Промыслительно было само рождение будущего старца в великий день навечерия Рождества Христова. Крещен младенец был 9 января в селе Сопич в храме во имя св. Николая Мирликийского и наречен Иоанном.    Его родители Сергей Феодотович и Ольга Савельевна были людьми глубоко религиозными и благочестивыми, что отражалось на укладе семейной жизни (о матери своей старец впоследствии говорил, что она свято прожила жизнь). Работали они в колхозе. Отец был бригадиром.    Детей у них было 9 человек, но 4 умерли в младенчестве. Сергей Феодотович очень любил Ивана и выделял его среди других своих детей (у Ивана было 2 старших сестры и 2 младших брата).    Уже в детские годы Иван обладал высокой духовной зрелостью. Друзей у него было много, однако он избегал детских игр. Часто ходил в храм Божий, куда детей приучала ходить мать. Старшая сестра его рассказывала: «Иван рос добрым, тихим, спокойным. Родители никогда его не наказывали. От матери попадало всем, а ему никогда. Всегда он был смиренный, никого не обижал».    Все, кто знали его в эти годы, говорили, что Иван отличался от других детей: «Его сразу было видно». Он обладал редкой рассудительностью, отзывчивостью и стремлением помочь ближним. В его душе смирение сочеталось с той силой духа и воли, которой подчинялись все его друзья. Ивана все слушались, даже те, кто был старше по возрасту. В драки он никогда не вступал, а, наоборот, останавливал драчунов, говоря: «Зачем ты бьешь его? Ему же больно».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

схиархимандрит Иоанн (Маслов) (6.01.1932–29.07.1991) Апологетика Догматическое богословие История Русской Православной Церкви Литургика Нравственно-аскетические труды Нравственное богословие Пастырское богословие Письма и проповеди Русская патрология Статьи, доклады, беседы схиархимандрит Иоанн (Маслов) Духовный писатель, церковный историк, магистр богословия, старец. Биография 6 января 1932 года в деревне Потаповка Сумской области в благочестивой крестьянской семье у Сергея и Ольги Масловых родился сын. При крещении младенца нарекли Иоанном.Масловых было девять детей, но четверо умерли в младенчестве.) Старшая сестра Иоанна рассказывала: «Иван рос добрым, тихим, спокойным. Родители никогда его не наказывали. От матери попадало всем, а ему никогда. Всегда он был смиренный, никого не обижал». Иван отличался от других детей редкой рассудительностью, отзывчивостью и стремлением помочь ближним. Следует отметить, что родной брат деда Ивана – прозорливый иеромонах Гавриил, подвизался в Глинской пустыни с 1893 года, после закрытия монастыря в 1922 году отец Гавриил вернулся в деревню Потаповка. Он предсказывал родственникам: «Поверьте, я умру, а в нашем роду будет еще монах». (Пророчество старца Гавриила исполнилось через три десятилетия.) В 1941 году отца забрали на фронт — Иван остался в семье за старшего. Он помогал матери во всём: шил, прял, ткал, вязал, готовил, исполнять все сельскохозяйственные работы. Старец как-то рассказывал своим духовным детям, что плел на всю семью лапти из лыка, а из тонких веревочек – чуни, занимался и пчеловодством. С 12 лет Иван начал работать в колхозе. Пас коров, пахал, сеял, косил, собирал плуги, научился делать повозки. В школу ходил за 6 километров в село Сопич. Благодаря природной одаренности Иван учился очень хорошо. В 1951 году Ивана призвали в армию. Старец Иоанн рассказывал, что и в армии не скрывал своей веры –«над койкой повесил икону, и никто его не ругал, наоборот, все уважали». В 1952 по болезни Иван был уволен из армии и вернулся домой. В то время он сподобился Божественного откровения, после которого и принял решение посвятить себя служению Богу. (Впоследствии, когда старца спрашивали, почему он ушел в монастырь, он отвечал: «Это Бог призывает. Не от человека зависит, влечет такая сила, что не удержишься, — она и влекла меня. Великая сила».)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/

История Жировицкого Свято-Успенского монастыря. По письменным источникам, преданиям и свидетельствам современников, – М., 2004, С. 113–116. Как воспитать свою душу. – М.: «Ковчег», 2013. 173 с. Кисель В.Ю. Архивные материалы по истории Глинской пустыни, собранные схиархимандритом Иоанном (Масловым) /Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования, – М., 1999. С. 113. Климент Харизанов, Дарин Алексиев. Предговор на Пастырско богословие. – София, 2009. С. 3. Комарова Елена. Педагогическая симфония/Учительская газета. 2000. 10 мая (9788). С. 16–17. Костикова М.Н. Впервые в отечественной педагогической литературе Глинские чтения. 2006. Май. С.10–13. Крупин В.Н. «Русские Златоусты»/Москва, 1994, С. 140–142. Лебедев Ю.В. Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) в университетском курсе истории русской литературы XIX века/Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. С. 135–142. Маслов Н.В. Основы русской педагогики. – М., 2006. 504 с. Митрофанова Т.И. Умная книга «Домострой»./Отечественные традиции образования, духовного и нравственного воспитания школьников. Научно-методический сборник. РАО. – М., 1998. С. 82–96. Михайлов В. А свеча сгорает дотла/Московский Церковный вестник. 2001. С. 12. Монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова). Труд иконописца. Текст, иллюстрации, Н.Е. Алдошина, А.Е. Алдошина. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 30. Московской Духовной Академии 325 лет/Юбилейный сборник статей. Т. 1. – М.: СТСЛ, 2010. С. 416–417. Петракова Т.И. Педагогическая симфония/Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования, – М., 1999. С. 196–200. Письма Глинских старцев/сост. доктор педагогических наук, магистр богословия Н.В. Маслов. – 2е изд., М., 2007. – 328 с. Православная энциклопедия. Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Том XXIII. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2010. С 421–422. Презентация книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Пастырское богословие» в Болгарии/Глинские чтения. 2009. Январь-июнь. С. 44–46.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись. 1966.    Очерк жизни схимонаха Луки, подвижника Глинской пустыни. Одесса, 1907. С. 44.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 12 об.—13.    ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 174, л. 18—19об.    Там же.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89, л. 29 об,—30.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 41.    Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись. 1966.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 41.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 35.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 16.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89, л. 56.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 16.    Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 1883. С. 219.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 22.    Ведомость мужским и женским монастырям и общинам за 1901 г. СПб., 1902. С. 71. ГАКО, ф. 750, оп. 2л, д. 1974, л.1.    ГАКО, ф. 750, оп. 2л, д. 1974, л. 2.    Там же.    Церковные ведомости. 1895. 9. С. 341.    ГАКО, ф. 750. оп. 2л, д. 1974, л. 1.    Там же, л. 1 об.    Там же, л. 2.    Монастырь находился в Козмодемьянском уезде Казанской губернии, недалеко от устья реки Суры при впадении ее в Волгу, среди дремучего дубового леса. Основан в 1868 году. Имел миссионерское значение в среде чувашей и черемисов. Черемисы — до 1918 года название марийцев.    Черемисский Михаило-Архангельский мужской общежительный монастырь. Казань, 1897. С. 92.    Там же. С. 154.    Там же. С. 138.    Там же. С. 150—151.    Волынские епархиальные ведомости. 1909. 46. С. 945—946.    Там же.    Там же. С. 947.    Там же. С. 945.    Церковные ведомости. 1918. 7—8. С. 36.    В ночь на 26 января 1918 года в Киево-Печерскую Лавру ворвались большевистские отряды (Там же. 5. С. 179). Том III АРХИМАНДРИТ НЕКТАРИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ ГЛИНСКОЙ ПУСТЫНИ (1912—1922; 1942—1943)     Архимандрит Нектарий (в миру Николай Нуждин) родился в 1863 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010