К сожалению, это правило почти забыто современными родителями и педагогами. Однако его польза неоспорима. Во-первых, соблюдение его учит добродетелям смирения и послушания. Во-вторых, обучает быть внимательным. Многословие не дает возможность правильно сделать вывод о ситуации, об окружающем мире, потому что человек более видит себя, чем других и мир; это мешает принять правильное решение. Наши предки всегда считали важным не только умение говорить, но и умение выслушивать собеседника. Это отражено в многочисленных поговорках, пословицах и афоризмах; – логике изложения и красноречию. Учитель должен обогатить речь ученика. Ребенок часто затрудняется выразить свою мысль потому, что запас слов у него еще очень мал. Учитель должен помогать детям обогащать словарный запас и объяснять значение слов, чтобы с ними связывалось определенное понятие в сознании детей. Не нарисовать даже и талантливому художнику роскошного пейзажа, если нет в его распоряжении богатого запаса красок или если нет умения пользоваться ими. Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть богатство высоких состояний человеческой души (честь, достоинство, ликование, благоговение, милосердие, кротость, благородство и т.д.). Словарный запас современных людей обеднел и постепенно утрачивает эти слова, оттого, видимо, что сами эти состояния уходят из жизни современ­ного человека. Учителю обязательно нужно развивать интерес ученика к указанным духовно-нравственным понятиям. Богатство языка свидетельствует и о богатстве внутреннего мира человека. Человек с грубой душой и говорит грубо, речь его примитивна. Следовательно, помогая ученикам обогащать свой словарный запас, учитель способствует и обогащению их внутренней жизни. Богатство языка говорит о богатстве души и внутреннего мира народа, который его сформировал. Духовность и нравственность русского народа, стремление к святости выразились в его языке, ибо язык есть хранилище не только практического, но и духовного опыта. Очень важно в деле духовно-нравственного воспитания сохранить богатство языка, а значит, и богатство внутренних состояний. Методы, средства работы со словом, собранные и описанные схиархимандритом Иоанном (Масловым) , безусловно, помогут в решении этой задачи. Читать далее Источник: Педагогический аспект учения о слове схиархимандрита Иоанна (Маслова)/Н.В. Маслов. – Москва : Самшит-издат, 2012. - 31 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

  От издателей Патериками называются сборники жизнеописаний и изречений святых подвижников. Эти книги передают духовный опыт угодников Божиих и представляют собой то духовное наследие, которое мы должны благоговейно изучать и бережно хранить. Благодаря молитвам и трудам великого Глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова) русская агиографическая литература обогатилась сборником жизнеописаний подвижников Глинской пустыни – Глинским Патериком. Глинская обитель в течение столетий была для наших соотечественников олицетворением высшего христианского подвижничества и нравственного мужества. Наряду с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврами Глинская пустынь служила всенародному духовнопросветительному делу и была своеобразным университетом старческого окормления на Руси. В 1961 г. обитель была закрыта. Вновь она открылась лишь в 1994 г. И интерес к этому очагу духовного совершенствования постоянно возрастает как в нашей стране, так и за рубежом. Впервые всестороннее исследование истории обители, ее духовно-просветительной деятельности за весь период существования монастыря было проведено великим светильником веры и благочестия конца XX века магистром богословия схиархимандритом Иоанном (Масловым) . Среди его работ о Глинской пустыни выделяются следующие: Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках. (Приложение: «Архив Глинской пустыни»). Без приложения издана в Москве в 1994 г. Глинский Патерик. Загорск (Ныне Сергиев Посад. – Примеч. изд.) (Машинописный текст находится в библиотеке Московской Духовной Академии). Глинская пустынь. Издана в Москве в 1992 г. Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы//Журнал Московской Патриархии. 1992. 6. Глинская пустынь//Мегаполис-Континент. 1992. 30. Благотворительная деятельность Глинской пустыни//Мегаполис-Континент. 1993. 30. Глинская пустынь. Ее история и благодатные исцеления от иконы Рождества Пресвятой Богородицы//Схиархимандрит Иоанн (Маслов) . Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. М., 1993. С. 499–507.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Глинские старцы учили, что скорби руководят человеком на пути ко спасению. Так, схиархимандрит Серафим (Романцов) учит: «Тяжело нести крест находящих скорбей, но это наш удел. Поэтому, если хочешь быть в числе Христовых овец, то принимай все встречающиеся скорбные обстоятельства, как от руки Божией. Скорби пусть будут тобой руководить, как старец». 381 Отец Серафим учит, как сам человек может облегчить бремя скорбей: «Только ты сам и никто иной не может облегчить бремя скорбей; всегда старайся обвинять самого себя и Боже сохрани – других, ибо Бог устрояет все обстоятельства только по твоему сердцу». 382 Схиархимандрит Иоанн (Маслов) во всех скорбных случаях призывает к их мужественному перенесению, напоминая слова Спасителя: «В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» ( Ин.16:33 ). Отец Иоанн объяснял: «Эти слова означают, что никакая скорбь, как бы тяжела она ни была, никогда не одолеет верующего во Христа и пребывающего в Нем исполнением Его Заповедей». 383 7. О страстях и борьбе с ними Для того чтобы достичь спасения, христианин в своей земной жизни должен освободить свою душу от всякой греховной скверны. Грехи – это препятствия на пути ко спасению, причиной совершения грехов являются скрытые в человеке страсти, с которыми нужно вести борьбу. В наследии глинских старцев XIX – середины XX веков есть наставления лишь о тех страстях, о которых спрашивали их лица, обращавшиеся в них за духовным советом. Поэтому в эпистолярном наследии старцев нет полного исследования каждой страсти в отдельности. Однако труды схиархимандрита Иоанн (Маслова) восполнили этот пробел. Подробное богословское исследование о грехе и страстях, их причинах, развитии и борьбе с ними дано отцом Иоанном в магистерской диссертации «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» (М., 1995. С. 306 – 377). О страстях и борьбе с ними пишет отец Иоанн также в трудах «Лекции по Пастырскому богословию» (Москва. 2001), «Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие» (Москва, 2000), «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI – XX веках» (Москва, 1994), в многочисленных статьях и проповедях.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В 1991 г. старец закончил уникальный труд – докторскую диссертацию «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках» (издана в Москве в 1994 г.). Это книга о старчестве. Однако произведение выходит далеко за рамки какого-то одного частного вопроса и представляет читателям широкую панораму событий отечественной истории и многих явлений русской духовной жизни XVI–XX вв., которым дана точная богословская оценка. Без преувеличения можно сказать, что в русской церковно-исторической литературе до сих пор не было описания ни одного монастыря, где бы со столь всеобъемлющей полнотой и духовной целенаправленностью раскрывалась вся многогранная жизнь обители, влияние ее на историю нашей страны, на духовно-нравственное воспитание народа и в целом на русскую культуру. Собранный отцом Иоанном архив Глинской пустыни (приложение к диссертации) – труд, не имеющий аналогов в российской исторической науке. В 1991 г. отцом Иоанном был закончен трехтомный «Глинский Патерик», включающий 140 жизнеописаний Глинских подвижников. Благодаря своим богословским трудам отец Иоанн известен не только как старец-духовник, но и как духовный просветитель. В 1985 году отец Иоанн был направлен из Троице-Сергиевой Лавры духовником в Жировицкий Свято-Успенский монастырь. Один из жировицких иноков отец Петр вспоминает: «С приездом к нам отца Иоанна в жизни обители началась новая, можно сказать, эпоха. Он возродил духовно-нравственную жизнь, наладил хозяйство монастыря. В первую же весну после приезда отца Иоанна дополнительно вскопали много земли. Из Москвы духовные чада старца привезли много саженцев черной смородины, кусты клубники (очень хороших урожайных сортов). Сажали все вместе: и монашествующие, и приехавшие московские духовные чада батюшки. Старец стал учить инокинь шить церковные облачения, вышивать и делать митры. И вскоре в обители появились свои искусные мастерицы. Но главное внимание уделял старец духовной жизни обители. Часто проводил общие исповеди отдельно для иноков и инокинь. Его вдохновенное слово перед исповедью подвигало к покаянию, сокрушению о грехах. Он учил монашествующих чистосердечному откровению помыслов, послушанию, смирению. Отец Петр вспоминает: «На всю жизнь запомнилось общение с отцом Иоанном на исповеди, его теплое отеческое обращение: “Друг мой…” – говорил он».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть Стоять в центре живого дела 07.02.2019 572 Время на чтение 6 минут 17 января этого года исполнилось 80 лет со дня преставления священномученика Николая Маслова - угодника Божия, служившего некогда на Саратовской земле. Обстоятельства этого служения были выяснены благодаря недавней публикации архимандритом Дамаскином (Орловским), автором жития святого, статьи о нем в «Православной энциклопедии», а также благодаря труду саратовского краеведа Евгения Леонидовича Лебедева. В 1874 (либо в 1875) году в семье псаломщика Ильинской церкви г. Твери (при которой была также Знаменская церковь) Иоанна Николаевича Маслова родился сын Николай. Повзрослев и поступив в Тверское духовное училище, юноша проучился в нем только один учебный год. В 20летнем возрасте, в мае 1894 года, Николай был поставлен псаломщиком к Никольской церкви погоста Никольского в Пенье Калязинского уезда Тверской губернии, а через год, 29 июня 1895 года, переведен в Михаило-Архангельскую церковь села Михайловского Тверского уезда - недалеко от губернского города. Служение молодого псаломщика, очевидно, было замечено, и 4 декабря 1900 года архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) переместил его в главный храм епархии - Спасо-Преображенский кафедральный собор Твери. Супруга Николая - Надежда - была моложе его на семь лет. Она тоже была дочерью псаломщика - Капитона Арсеньевича Введенского, служившего в селе Котово. 16 августа 1905 года Николай был рукоположен в сан диакона, но с оставлением на должности соборного псаломщика. Известно также, что он много лет состоял учителем пения. В то время в Москве будущим священномучеником протоиереем Иоанном Восторговым были организованы пастырско-миссионерские курсы для подготовки священников. Программа включала посещение лекций, участие в богослужениях, произнесение проповедей, беседы с сектантами, паломнические поездки. Десятки слушателей, окончивших курсы, приняли священный сан и были направлены в отдаленные епархии Русской Православной Церкви. Отец Иоанн видел в этих пастырских курсах путь к возрождению церковной жизни. «Надо собирать чад Церкви, скреплять их, единить пасомых, вооружать духовным оружием, и тогда мы будем пастырями, а не требоисполнителями, не формальными лекторами-проповедниками с церковной кафедры, а будем стоять в центре живого дела, окруженные живыми людьми, близкими нам, верующими и ревностными,- и тогда посрамится всякое сектантство»,- говорил он.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/7/sto...

Преподобный Макарий Оптинский считает, что «помыслы исповедовать надобно те, в которых воля наша участвует и соизволяет на них, укосневая, и делается мыс­ленною преступницею пред Богом. Десятая заповедь ясно показывает нам сие; все заповеди запрещают делать зло, а оная и желать мысленно, но те помыслы, которые только приражаются, а мы с ними не согласуемся, не соизволяем на них и отвергаем, не нужно исповедовать» . Также «страстные помыслы или деяния должно говорить со смирением, а не скрывать их; явление свет, а не явление тьма. Одно воспоминание о том, что надобно сказать, удерживает нас от грехов» . Отец Иоанн (Маслов) считал: «Без частого откровения помыслов очень трудно устроять свою духовную жизнь. Приучившие себя к откровению помыслов со временем бывают способны помогать ближним в их душевных смущениях» . «Постоянная готовность человека решительно пресекать греховные мысли в самом их зародыше, – учит глинский старец Варсонофий, – чистосердечное их исповедание могут привести к полной победе над искусителем» . Особенно сильное и спасительное средство для отражения и искоренения помыслов святые отцы придавали Святому Причащению Пречистых Христовых Таин.Они находили в нём врачевство против смущения различных страстей, помыслов, мечтаний и всех наваждений дьявольских. Всем известны слова второй молитвы ко Причащению, составленные святителем Иоанном Златоустом: «Да будет ми угль Пресвятаго Твоего Тела и Честныя Твоея Крови во освящение и просвещение… в соблюдение от всякого диавольского действа… во умерщвление страстей» . Также и оптинские и глинские старцы считали Святое Причащение как необходимую заповедь Божию и необходимое средство, без которого мы не можем жить духовной жизнью. Например, преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Причащение истинного Тела и Крови Христовых дает нам силы перерождаться духовно» . «Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинст­ва Тела и Крови Христовых, – учит преподобный Амвросий Оптинский, – то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и празд­ны» . «Святое Причащение, – говорит схиархимандрит Иоанн (Маслов), – не только служит сохранению веры, но и является самым действенным средством её совершенствования» . А вера, по мысли отца Иоанна, оказывает большое влияние на волю человека , также возвышает разум и освящает чувства .

http://bogoslov.ru/article/3220495

4 января, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец, митрополит Илия в сослужении многих клириков совершил Божественную литургию и отпевание почившего инока. Митрополит сказал сердечное надгробное слово, в котором охарактеризовал старца как человека подлинно христианской души, смиренного труженика и благодатного молитвенника. После продолжительного прощания гроб с телом почившего при погребальном звоне был обнесен священниками вокруг престола и всего храма и доставлен на Михайловское кладбище в городе Сухуми. У ворот кладбища процессию встретил притч кладбищенской церкви во главе с настоятелем протоиереем Иоанном Андрющенко, который после литии сказал надгробное слово, назвав благодатного старца светильником, горящим на подсвечнике Христовом. При пении «Вечной памяти» тело о. Серафима было предано земле. 9 февраля 1976 г., на сороковой день по кончине схиархимандрита Серафима (это был день празднования перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста ), в кафедральном соборе Сухуми митрополит Илия с прибывшими из разных мест священниками – духовными чадами о. Серафима совершил панихиду и произнес слово. Обращаясь к почившему, как к живому, Владыка Илия сказал: «Молись за нас, отче, Богу, потому что ты приобрел пред Ним дерзновение». После панихиды в кладбищенском храме была совершена заупокойная литургия. До поздней ночи совершались панихиды на могиле старца. Верующий народ долго не расходился. Для многих православных была очень ощутима потеря о. Серафима. Но они утешались мыслью, что он не умер, а лишь отошел в тот мир, о котором тайнозритель говорил: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» ( Откр.14:13 ). Литература Иоанн (Маслов) , архимандрит. Схиархимандрит Серафим//ЖМП. 1976. 10. С. 29–30. Памяти митрополита Зиновия//Там же. 1985. 6. С. 60. Архивные документы Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 г.//ГАСО, ф. 454, оп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Преобразования о. Филарета положили начало систематической благотворительности монастыря, которая стала здесь непреложным законом. Обитель содержала несколько странноприимниц и больницу, Дом трудолюбия для обучения ремеслам и грамоте крестьянских детей-сирот, щедро жертвовала на нужды народного образования. С 1891 г. монастырь издавал духовно-нравственную литературу, в 1908 г. открыл миссионерский кружок св. ап. Иоанна Богослова для противодействия сектантству. В 1922 г. пустынь была закрыта, в 1942 г. — возродилась. Ее духовные традиции были восстановлены: «ядро» братии составляли иноки, жившие здесь до 1922 г.; посредством старческого окормления они воспитали новое поколение подвижников. Невзирая на крайние лишения военного и послевоенного времени, братия пустыни оказывала материальную помощь богомольцам, семьям погибших воинов и детям-сиротам. В 1961 г. последовало 2-е закрытие монастыря, о котором его старцы сказали: «В обитель не все люди могли приехать по немощи, из-за далекого расстояния, недостатка денег. Богу угодно было, чтобы мы разъехались по всей стране, чтобы глинские иноки были для всех маяками духовной жизни». В 1994 г. пустынь вновь возродилась. 12 сент. 1996 г. Свящ. Синод УПЦ одобрил присвоение обители ставропигии Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. Ввиду особого значения Глинской пустыни в истории православного монашества ей посвящена огромная литература. Выдающееся место в историографии монастыря принадлежит фундаментальному труду глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова) († 1991) «Глинская пустынь» (печать — 1994), где систематизированы данные из тысяч различных источников (в частности, документов восстановленного о. Иоанном архива обители). Все направления жизнедеятельности Глинской пустыни описаны и проиллюстрированы автором с академической полнотой. Избранный о. Иоанном литературный стиль вдохновляет читателя на подвиг борьбы с грехом и убеждает в подлинности опыта, о котором свидетельствует книга. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Рождества_Бого...

Особое воздействие оказывали на людей совершаемые отцом Иоанном богослужения. В своих лекциях по Пастырскому богословию он учил: «Иисус Христос установил в Церкви пастырство для того, чтобы пастыри были провозвестниками и исполнителями Его Божественной воли. Воля же Божия состоит в том, чтобы Его учение – Евангелие было проповедано всей твари, чтобы плоды Его Голгофской жертвы были усвоены всеми людьми и чтобы во всем мире все верующие в Него постепенно достигали совершенства ( Ин. 17, 20–21 ). Из этого вытекают три основные обязанности пастыря: 1)  учительство  – распространение евангельского учения (проповедь Слова Божия), 2)  священнослужение  – усвоение верующими заслуг Искупителя, 3)  духовное руководство  – нравственное усовершенствование христиан...». По мысли отца Иоанна, деятельность пастыря в качестве совершителя богослужения является наиболее специальной, таинственной и ответственной частью его служения. «Поучать и руководить другими может и мирянин, но священнодействовать может только пастырь, который получает для этого благодать при хиротонии». Богослужения, совершаемые отцом Иоанном, своей благоговейностью, красотой, духовностью и величием потрясали человеческую душу, влекли ее к Небу. Отношение к священнодействию было у него духовное, благоговейное, святое. Он учил, что «душевность и духовность пастыря паства узнает по дару молитвенности. Когда говорят о священнике, то первый отзыв о нем касается того, хорошо или плохо он служит. Под хорошим служением разумеется не музыкальность голоса или его громкость, а то, что в нем слышится дух искренней молитвы». Те, кто сослужил старцу, всегда бывали потрясены его служением. Протоиерей Владимир Кучерявый вспоминает:  «Во время совершения Святой Евхаристии своей молитвенностью, истовостью, выразительностью произносимых возгласов отец Иоанн вводил нас, молодых священников, сослуживших ему, в неизреченный мир непостижимой Тайны – принесения в жертву Агнца Божия, в Тайну преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый. Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся», – звучало в его устах с такой внутренней силой, что всем, кто слышал эти слова, нельзя было оставаться равнодушными» . По отзывам сослуживших старцу, в священнодействии он являлся в ореоле всеобщего ходатая и предстоятеля пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

История праздника Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо усвояет ему апостольское установление. Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу . Особенности богослужения Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе. На великой вечерни «Блажен муж...» не поется. По «Ныне отпущаеши...», на «Бог Господь...» и в конце утрени поется тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира». На утрени – полиелей и величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение». Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Евангелие от Мф., зач. 71. После Евангелия поется: «Воскресение Христово видевше...» (один раз). Канона два. Ирмосы по дважды. Тропари на 12. Каноны составлены Иоанном Дамаскиным и Иосифом Студитом. Катавасия – св. Пятидесятницы: «Божественным покровен...». «Честнейшую...» не поется, но поются тропари праздника. Первый припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца». И хор поет ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии, единомудренно величаем». Ко второму канону – свой припев: «Ангели восхождение Владыки зряще, ужасахуся, како со славою взятся от земли на горняя». Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия – ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010