Маленькие бугры поросли травой. О.Василий вырвал траву на бугре и оказалось, что на этом месте остатки строений, где раньше по одному-два человека жили монахи. Только по памяти о.Серафим мог указать, где размещались строения и подсобные хозяйства. Сохранились остатки умершего фруктового сада. Выйдя из скита, все направились к Илиодоровскому источнику у реки Обесты. Из этого источника все пили воду. В одну из поездок о.Василий попросил о. Серафима (Романцова) показать им кладбище. Оно было недалеко от ограды, и сосновом лесу. От старых могил уцелел кое-где куски надгробных плит. Над могилами, поправленными уже теперь, возвышались одинаковые деревянные кресты. Сохранилась надпись только на одном из них, где был похоронен иеросхимонах Макарий. Старые кресты не уцелели, да и многие могилы тоже, что производило грустное впечатление. Теперь можно назвать преданием известие о том, что останки возобновителя Глинской пустыни игумена Филарета (он был похоронен под храмом Божией Матери) были тайно перезахоронены на братском кладбище, но где именно, уже никто не знал. Несомненно братия Глинской пустыни была очень разной. Были очень серьезные, высокодуховные личности. На всю жизнь остались в памяти встреча с о. Иоанном (Масловым) , тогда еще совсем молодым насельником Глинской пустыни. О.Иоанн, который считал своим небесным покровителем св.Иоанна Крестителя, рассказывал о себе следующее: он видел себя во сне спускающимся с горы на санках с мыслью, какую выбрать жизнь, затворническую или нет. Санки съезжали медленно, зигзагами и он понял, что затворничество не его путь. Беседа с о. Иоанном Масловым (записана о.Василием во время пребывания в Глинской пустыни) Как-то – кажется, в воскресенье – я возвращался с молебна, и в небольшом коридоре встретил свою матушку беседующую с незнакомым мне монахом; хотел пройти, но она меня остановила. Собеседник взял у меня благословение, как простой монах. Это был о. Иоанн Маслов . Матушка познакомила нас, и он пригласил меня зайти к нему. Мы прошли к нему в келью.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Москва. Церковь Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе. Сорокосвятская церковь, Церковь Сорока мучеников Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь построена в 1645 г. на месте старого деревянного храма. Колокольня возведена, по одним источникам в 1801 г., а по другим в 1838 г. В 1838 г. на средства купца Маслова построена трапезная. В 1812 г. церковь сильно пострадала от французов, была разграблена, священник отец Петр Гаврилович Святославский, защищавший храм, был умертвлен. Тело его было погребено в Новоспасском монастыре (надгробие не сохранилось). В церкви было два придела: во имя святителя Николая и Петра и Павла. 22 марта 1922 г. в этом храме последний раз в своей жизни совершил хиротонию Святейший Патриарх Тихон. В 1932 г. храм был закрыт. Колокольня разрушена до второго яруса, главка снесена. Сейчас богослужение возобновлено. История храма тесно соприкасается с историей Новоспасского монастыря, к которому он напрямую относится, хотя и расположен вне его ограды. По предположению одного из настоятелей храма, отца Клавдия Маркова, служившего в нём в начале ХХ века, его посвящение Сорока Севастийским мученикам, особо почитаемым в Греции, связано с родством московского великокняжеского дома и византийской императорской династии Палеологов. По предположению одного из настоятелей храма, отца Клавдия Маркова, служившего в нём в начале ХХ века, его посвящение Сорока Севастийским мученикам, особо почитаемым в Греции, связано с родством московского великокняжеского дома и византийской императорской династии Палеологов. Первое письменное упоминание о храме содержится в окладной книге церковных соборов за 1625 год. Вполне вероятно, что он был построен в XVI веке после переведения в конце XV века великим князем Иоанном III Спасского монастыря на «Новое» место и формирования в округе монастырской слободы. В 1642 году при царе Михаиле Федоровиче, одном из главных благоустроителей Новоспасского монастыря, на месте деревянного был воздвигнут каменный храм с приделом во имя святителя Николая. В том же году были освящены сначала придел, а позже – главный престол храма.

http://sobory.ru/article/?object=02992

Богородичные праздники Рождество пресвятой Богородицы (8 сентября) История праздника Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (например, в творениях блаж. Иеронима, Епифания Кипрского и др.). Св. Андрей Критский в своем слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам св. Иоанна Дамаскина , «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновится и печаль праматери Евы пременилась в радость» 6 . «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется» 7 . Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы. Другие сведения можно найти в писаниях св. Иоанна Златоуста , св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами: в V в. – Анатолием, архиеп. Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским, в VII в. – св. Андреем Критским , в VIII в. – св. Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. – Иосифом Студитом; их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты». Особенности всенощного бдения праздника Возглас: «Слава Святей...», предначинательный псалом, «Блажен муж...». На «Господи, воззвах...» 8 стихир, гл. 6-й. «Слава, и ныне» стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня. На великой вечерни после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники. Первая паремия из кн. Бытия (28, 10–17) – о лестнице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и воплотился Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Переславль-Залесский. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная церковь была построена в 1788 на средства А. И. Масловой. Второй престол Рождества Предтечи. Представляла собой образец переславского барокко - здание типа восьмерик на четверике с небольшой трапезной и колокольней. Закрыта в 1929, сломана в 1935, на её фундаменте построен винный магазин. В 1998 магазин разобрали. На старом месте выстроена новая Знаменская церковь, освященная в 2004. Современный храм возведён в русском стиле, состоит из пятиглавого четверика, трапезной и шатровой колокольни. Второй престол - Царя-Страстотерпца и Новомучеников Российских. http://znamenie-yar.cerkov.ru/ Знаменская церковь В патриарших окладных книгах в числе переславских церквей не упоминается Знаменской церкви, но так как ни одна из церквей не пропускалась в книгах, в которых делались отметки об уплате церковной дани в патриаршую казну, то Знаменская церковь должна там быть записанной, только под другим именем. Под каким же именно? В патриарших окладных книгах значится с 136 (1628) по 1746 год не существующая ныне в Переславле церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Но некоторые из церквей, бывших в Переславле в XVII веке и ныне не существующих, напоминают о себе в виде приделов при церквах, в которых главный престол уже иной, так, например, святого апостола Филиппа при Успенской церкви, Козьмы и Дамиана при Рождество-Богородицкой церкви. Если теперь принять во внимание, что только в Знаменской церкви издревле существует придел в честь Рождества Иоанна Предтечи, то с достаточным основанием можно предположить, что под церковью Рождества Иоанна Предтечи нужно разуметь нынешнюю Знаменскую церковь. О существовании же церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи известно и ранее XVII века. Так, в житии преподобного Даниила Переславского рассказывается, что преподобный ходатайствовал пред великим князем Иоанном Васильевичем IV о возобновлении обветшавшей церкви Рождества Иоанна Предтечи, следовательно, церковь существовала ещё в начале XVI века и тогда была уже ветхой. В XVII веке она платила дани в патриаршую казну в 1628 году четыре алтына с деньгою, а в 1653 году 1 рубль 2 алтына 2 деньги.

http://sobory.ru/article/?object=03239

Рождество Христово История праздника и идейное содержание Богослужения (в литургическом освещении 25 декабря (cm.cm.) Церковные песнопения и каноны, посвященные прославлению Рождества Христова, составлены знаменитыми песнопевцами Церкви, святыми Константинопольскими архиепископами Григорием Богословом , Анатолием и Герма­ном, святым Андреем, архиепископом Критским; св.преподобным Иоанном Дамаскиным , св.Космою, епископом Маиумским, инокиней Кассией и други­ми. Произведения названных богословов прекрасны поэтическими образами, безграничной глубиной богословского умозрения и силой чувства. Идейное содержание этих творений в целом представляет историко- богословское изображение тайны Рождества Христова. Песнопения праздника упоминают также о переписи иудеев кесарем Октавианом Августом, о путешествии Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии в Вифлеем, излагают некоторые подробности Рождества Христова и кратко замечают о бегстве Святого Семейства в Египет от царя Ирода. Основываясь на Евангельском повествовании о Рождестве Спасителя, святые песнопевцы подчеркивают исключительное значение этого мирового события для спасения всего человеческого рода и вдохновенно призывают к торжеству и ликованию. По сравнению с Евангелием, литургическое раскрытие истории настоящего праздника закономерно отличается некоторыми особыми свиде­тельствами. Например, здесь мы встречаем слова Богоматери к родившемуся Богомладенцу и Ее разговор при встрече с волхвами. Другой пример. В Евангелии не поясняется, какова была буря смятения в душе Иосифа Обручника при виде Пресвятой Девы непраздною. В богослу­жебных же песнопениях приводится диалог на эту тему Иосифа и Преблагословенной Марии. Соответственно порядку постепенного литургического раскрытия историко- богословских идей в службе праздника Рождества Христова изложим это событие в хронологической последовательности. Для песнопевцев Церкви основой литургического освещения Рождения на земле Спасителя мира служит упоминание в Евангелии о переписи населения Иудеи римским кесарем Августом. Подчиняясь распоряжению властей, правед­ный Иосиф Обручник и Пресвятая Дева Мария, как потомки Давида, должны были отправиться на перепись в Давидов отечественный город Вифлеем и там внести свои имена в государственные списки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Отец Иоанн знал природу человека не по отвлеченным рассуждениям, не по нескольким учебникам и философским исследованиям, но через изучение своего внутреннего человека, через внимательное наблюдение за собой и дру­гими, а также через созерцание окружающей природы. Вот почему его мысль и слово всегда назидательны и действенны. Особенностью слова старца является редкий дар действовать на ум и серд­це христианина не силой богословских рассуждений, но внутренней силой христианского учения, которое само свидетельствует о своем Божественном достоинстве и покоряет ум и сердце человека. Все многочисленные сочинения отца Иоанна проникнуты евангельским и святоотеческим духом и потому представляют собой богатую сокровищницу духовной мудрости для каждого человека, какого бы умственного и нрав­ственного развития он ни был, какое бы социальное положение ни занимал. Эти труды служат духовным руководством во всех случаях жизни, утешая в скорбях, останавливая от грехов, поучая нравственному христианскому долгу, раскрывая обязанности в семье и обществе и указывая верный путь к Царству Небесному. «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие» В 1969 году отец Иоанн защитил кандидатскую диссертацию по кафедре Патрологии на тему «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие», за которую ему была присуждена степень кандидата богословия. Диссертация состоит из трех разделов: жизнеописание отца Ам­вросия; учение о спасении (по его письмам), избранные из разных источников и систематизированные изречения старца. Жизнеописание отца Амвросия, составленное отцом Иоанном, по праву считается одним из самых ярких повествований о деятельности этого святого как старца. Недостатка в историческом материале для полной и всесторонней биографии отца Амвросия не было. Но не было и биографии, которая бы одухотворила весь этот материал, сконцентрировав его в одно целое вокруг единой идеи – представления образа живой личности старца. Именно эту идею воплотил в своем труде схиархимандрит Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Михаил вовсе не думал тогда о женитьбе, но все же, уступив уговорам родителей, которые сами нашли ему невесту, женился. Однако пара не прожила совместно и одного месяца – они быстро разошлись. Уже тогда Михаил понял, что семейная жизнь не для него. Однако родители настаивали на женитьбе и даже подыскали ему другую невесту. Тогда молодой человек заявил им, что поедет за советом к блаженной старице в Ставрополь, и так, как она скажет, он и поступит. Старица не благословила его обзаводиться семьей, и на этом вопрос был решен. Духовные наставники Схиархимандрит Иоанн (Маслов) В это время Михаил Потапов очень полюбил паломнические поездки: как только появлялась такая возможность, он спешил посетить какое-либо святое место. Он побывал тогда и в Почаеве, и во Псково-Печерском монастыре , Киево-Печерской лавре, Глинской пустыни, Троице-Сергиевой лавре. В последней из названных обителей он познакомился со своим первым духовным наставником – схиархимандритом Иоанном (Масловым). Сам отец Иоанн был воспитанником Глинских старцев и отличался исключительной духовной мудростью и опытом. Однако, провидя в Михаиле будущего великого подвижника, позже он отправил его под непосредственное духовное руководство к последним Глинским старцам, находившимся тогда в Тбилиси. Так молодой человек вновь оказался в Святой Иверии – том месте, где он некогда проходил воинскую службу. В то время в Тбилиси, при храме в честь благоверного князя Александра Невского, образовался настоящий цветник Глинского старчества. Его представителями были митрополит Тетрицкайройский Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Андроник (Лукаш) и схиархимандрит Виталий (Сидоренко) . Двое первых уже прославлены в лике святых. Под непосредственное руководство митрополита Зиновия (в схиме Серафима) и был отправлен с письмом от отца Иоанна Михаил Потапов. После смерти владыки Зиновия его духовником станет отец Виталий (Сидоренко). «Быть тебе священником» Священник Михаил Потапов Тогда Михаил еще работал на рыбокомбинате. Однако со временем ему все сложнее становилось совмещать свое открытое вероисповедание с мирской работой. В то время за всеми, кто посещал храм, следили люди из КГБ и докладывали руководству. Из-за этого Михаилу часто приходилось выслушивать от своего начальства жалобы, угрозы, а порой и открытый шантаж. Случалось, что ему без объяснений снижали зарплату.

http://pravoslavie.ru/111782.html

Так, вскоре после окончания академии со степенью кандидата богословия он оставляется профессорским стипендиатом Московских духовных школ и начинает свою преподавательскую деятельность. За все время своей деятельности в качестве преподавателя отец Иоанн преподавал различные дисциплины, среди которых — пастырское богословие, практическое руководство для пастырей и литургика, преподавание которой было начато им в 1974 году. Им опубликовано более 100 исследований в различных изданиях. Преподавание схиархим. Иоанна особенно ценилось студентами. По воспоминаниям, преподавал он увлекательно, так что на его лекции приходили студенты из других классов. На основании курса, читанного отцом Иоанном для 3 класса семинарии в 1984 г., и был создан тот конспект, рассмотреть который мы здесь намереваемся. Изучение его прольет свет на уставные особенности и богослужебную практику, которая существовала в данный период и которая преподавалась будущим пастырям. Для каждого студента духовной школы богослужение и храм — это главная аудитория, в которой происходит формирование облика церковно-священнослужителя. В начале конспекта, как и полагается для всякого подобного учебного пособия, приводится краткий экскурс в понятие литургики как науки. В учебном пособии подобного рода невозможно было полностью избежать определения предмета изучения. Рассмотрим, как свой предмет определяет здесь автор. Во введении, озаглавленном «Литургика как наука. Понятие, предмет изучения, задача литургики», воспроизводится стандартное определение литургики как науки о богослужении Православной Церкви . Далее следует объяснение названия предмета, как происходящего от греч. «λειτουργεα». Впрочем, в тексте конспекта греческий термин дается в русской транскрипции. Далее определяется предмет изучения литургики как «содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает Православная Церковь» . Определяются основные задачи литургики, среди которых называется демонстрация истории христианского богослужения, раскрытие содержания и значения обрядов и чинопоследований, а также объяснение этимологии и назначения священных мест и принадлежностей.

http://bogoslov.ru/article/5834094

Характеризуя в целом эту книгу, следует отметить и другие ее достоинства. Так, необходимо сказать, что сочинения святителя Тихона изданные на русском языке, содержали множество архаичных древнерусских форм, что затрудняло их чтение. Величайшая заслуга отца Иоанна состоит в том, что он изложил богословскую систему взглядов святителя Тихона в более понятной и доступной современному читателю форме. Высокие истины Православия изложены просто, четко, ясно и доступно. Язык отличается удивительной красотой и образностью. Труд схиархимандрита Иоанна написан высоко духовным, строгим слогом, но, вместе с тем, это – простое задушевно-теплое сердечное повествование, преисполненное любви и почитания к святителю. Так написать о святом мог лишь человек, имеющий с ним истинное духовное единение. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского Особенно большое научное и практическое значение для педагогики имеет составленная впервые схиархимандритом Иоанном (Масловым) и представленная в виде приложения к диссертации шеститомная «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского». Ценность «Симфонии» заключается в том, что, помимо предметных рубрик, раскрывающих понятия духовнонравственной сферы, она включает цитаты – тексты из творений святителя Тихона, духовное наследие которого, благодаря труду отца Иоанна, гораздо плодотворнее может быть использовано как специалистами (студентами Духовных школ, богословами, пастырями), так и широким кругом читателей. «Заслуга отца Иоанна в том, что он обобщил и привел в систему высказывания святителя, разбросанные по разным источникам. Более того, он тонко и деликатно осовременил труды святителя Тихона. Это – тот пример и образец умного и мудрого пересказа ценных мыслей, когда полностью сохранен смысл высказывания, оно сделано более доступным и доходчивым для понимания современников, более действует и впечатляет» (179,252). Значение магистерской диссертации схиархимандрита Иоанна было отмечено уже во время ее защиты – магистерского диспута, проходившего в стенах Московской Духовной Академии. Официальные оппоненты высоко оценили труд отца Иоанна. Так, профессор Б. А. Нелюбов подчеркнул, что исследование отца Иоанна является горячим откликом на призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена о необходимости изучения святоотеческой литературы и усердным вкладом в это благородное дело. Второй официальный оппонент, доцент И. А. Глухов, оценивая рассматриваемое диссертационное исследование, сказал, что оно представляет собой «труд опытного исследователя, отображающий глубины православного церковного сознания» (66, 20-21). [Подчеркнуто нами – Н.М.].

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Преподаватели Московской Духовной семинарии игумен Феодосий (ныне епископ Полоцкий и Глубокский) и протоиерей Владимир Кучерявый, ныне почетный настоятель Успенского храма в Сергиевом Посаде, вспоминали: «Почти 25 лет трудился отец Иоанн в Московских Духовных школах. За эти годы среди членов большой академической семьи он снискал всеобщее уважение и авторитет как глубокий богослов, опытный наставник и ревностный пастырь» (196, 106). Поистине, много трудов положил отец Иоанн, чтобы горячо любимая им Духовная школа действительно служила делу Христову. Профессор Московской Духовной академии, магистр богословия архимандрит Платон (Игумнов) в своей речи в день памяти отца Иоанна 29 июля 1996 года сказал: «Многие сотни, тысячи людей хранят светлую благодатную память о пастырских трудах, молитвенных воздыханиях, дерзновенной любви к Богу и людям, самоотверженном служении Православной Церкви, высоком смирении схиархимандрита Иоанна» (196, 108). Ревностное служение схимархимандрита Иоанна (Маслова) , русского пастыря и педагога, было направлено к духовному возрождению пастырей и пасомых. Он был истинным подвижником и учителем, посвятившим себя служению, обучению и руководству своей паствой, замечательным педагогом, тонко понимавшем человеческую душу. Его многогранная педагогическая деятельность помогает лучше уяснить смысл его трудов. 4.2.2. Совершитель священнодействий Особое воздействие оказывали на людей совершаемые отцом Иоанном богослужения. По мысли отца Иоанна, деятельность пастыря в качестве теля богослужения является наиболее специальной, таинственной и ответственной частью богослужения. «Поучать и руководить другими может и мирянин, но священнодействовать может только пастырь, который получает для этого благодать при хиротонии» (143, 367). Отец Иоанн учил, что в священнодействии пастырь предстоит пред Богом. Наиболее полное выражение это пред стояние находит в молитве пастыря за богослужением. «В храм люди несут страдания и скорби своего сердца, сознание заблуждения своего ума. Все это они выражают во вздохах и воплях о помощи. Но если все они молятся только за себя, то пастырь призван молиться за всех» (143, 366).

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010