В «Симфонии» указывается также на главное условие и средство совершения подвига: «Подвиг без помощи Божией невозможен». Предупреждается о трудностях на этом пути: «Подвиг без брани, без врагов не бывает». Таким образом, учение о спасении служит источником расширения, уточнения и обогащения категорий и понятий современной педагогики, способствует формированию и обогащению ее лексикона. 1.3.3. Содержание педагогических понятий в контексте православного учения о спасении «Симфония» включает целую группу специальных педагогических терминов, таких, как внимание, воспитание, дети, знание, познание, родители, семья, самопознание, совершенствование, учение и др. Если проанализировать их значения, данные отцом Иоанном (Масловым) , то можно увидеть, что они значительно углублены по сравнению с их «чисто» педагогическим смыслом. Но важно не только это. «Симфония» позволяет вернуть «чистый смысл» каждому педагогическому понятию, глубоко, полностью и до конца раскрыть его содержание благодаря широкому и, вместе с тем, догматически выверенному контексту, в который они вписаны. Проследим это на примере слова «воспитание». Воспитание В педагогической литературе значение этого слово не закреплено, оно меняется в зависимости от социального контекста. Как правило, его значение значительно сужено. Это понятие, чаще всего, ассоциируется с понятием «образование» или – в современных словарях – «социализация». Обратимся к примерам. Так, С.Т.Шацкий понимает под воспитанием, прежде всего, «организацию детской жизни и деятельности» (382, 32). Известный современный педагог и ученый В.А.Караковский считает воспитание управляемой частью процесса социализации (172, 5). Взгляд на воспитание как на приобщение к современной культуре отстаивает Н.Е.Щуркова (591, 38). Обратимся теперь к «Симфонии» схиархимандрита Иоанна (Маслова) (121,186-193): Какие будут дети, все зависит от воспитания. Чему в юности научимся, то и останется. Чему научен будет ребенок, таким он и будет до смерти. Чему смолоду научится человек, того в жизни и держится.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Здесь же раскрыта губительная опасность подмены благодатного духовного пастырства естественным и душевным. Лекции архимандрита Иоанна, обладая неотразимой внутренней благодатной силой, содержат и много конкретных практических советов, касающихся всех сторон жизни пастыря. По отзывам студентов, отец Иоанн умел посеять в их сердцах истинный дух пастырства – аскетический, самоотверженный, дышащий любовью. Его лекции служат и будут служить для студентов Духовных школ и для всех будущих пастырей верным руководством на избранном пути. Отец Иоанн преподавал столь интересно и вдохновенно, что к нему на лекции приходили студенты с других курсов. С 1974 года он начал преподавать литургику в Семинарии. И здесь уроки отца Иоанна были очень интересными. Он не только знакомил учащихся с Богослужебным уставом, но и вводил в курс литургического богословия, историю формирования чина Богослужения. Отец Иоанн был строгим и требовательным преподавателем, студенты очень его уважали и к его занятиям готовились серьезно. Уроки его проходили в напряженном энергичном темпе, но когда он видел, что слушатели устали, то мог пошутить, снять с них внутреннее напряжение. Сила его духовного слова и мудрость учителя возбуждали ревность в студентах, и они, как правило, очень хорошо знали литургику. Отец Иоанн – признанный замечательный литургист. Это подтверждают отзывы и воспоминания многих его учеников, например, иеромонаха Сергия (Данкова).  «Об архимандрите Иоанне (Маслове) я впервые услышал в стенах Московской Духовной Академии. Он был известен как один из последних монахов Глинской пустыни, приехавших в Троице-Сергиеву Лавру после закрытия пустыни. Для нас, семинаристов, он представлял воплощенную живую традицию, преемственно связывающую Глинских старцев с нашим временем. Поэтому мы с благоговением и трепетом смотрели на него как на авторитет в духовно-аскетической жизни. Более близкое знакомство с отцом Иоанном у меня состоялось в 3-м классе Семинарии, где архимандрит Иоанн вел курс литургики, то есть тот ее раздел, который освещает историю и уставное совершение служб двунадесятых праздников. Первый урок запомнился на всю жизнь. Когда отец Иоанн вошел в аудиторию, все пространство сразу же заполнилось необычайно светлой личностью отца Иоанна, точно кто-то невидимый включил свет, и мы сразу почувствовали, что происходит что-то необычное, неординарное, и сразу из «сонливых мух» мы превратились в активно внимающих его боговдохновенному слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

Иноки сохранили письменное наставление отца Иоанна священнослужителям Жировицкого монастыря: «По святоотеческому учению все насельники монастыря должны как можно чаще очищать свою совесть посредством таинства Покаяния перед братским духовником. А это в свою очередь будет способствовать духовному росту и нравственному перерождению души. Иноки, ставшие на этот спасительный путь, обрящут в своем сердце благодатную силу, которая будет помогать им не только распознавать козни диавольские, но и возводить их ум и сердце к Престолу Божию. Особенно священнослужители алтаря Господня обязаны каждый раз очищать свою совесть посредством спасительного таинства Покаяния перед братским духовником, когда они заступают в седмичное богослужение (25. 05. 1987 г.)». Отец Петр вспоминает:  «На всю жизнь запомнилось общение с отцом Иоанном на исповеди, его теплое отеческое обращение: «Друг мой...». Один диакон считал, что это формальность – часто ходить на исповедь («Что одно и то же повторять!»), но, поисповедовавшись у батюшки, он изменил свое мнение, и, спускаясь из его келлии по лестнице, вслух говорил: «Ух, как полегчало!» Многие быстро почувствовали великую пользу откровения помыслов и жизни, в которой каждый шаг освящен благословением старца. Они часто приходили к нему за наставлением, а когда батюшка выходил на улицу, шел в храм или в сад, всегда к нему по очереди подходило много людей: разрешить какие-либо вопросы, получить благословение, исповедать грех. Богомольцы, узнав о благодатном старце, съезжались в монастырь. И прежние духовные чада отца Иоанна ехали сюда со всех концов страны. Часто в один день приезжали люди из самых разных городов Союза. Но время было трудное, старались все-таки ездить по одному, чтобы не так был заметен приток богомольцев в монастырь. Когда у батюшки спрашивали разрешение приехать к нему, он иногда отвечал: «Меня на казнь поведут, а вам все дай», – так как местные власти знали, что в монастырь стало ездить много людей именно к батюшке. Еще говорил: «Это тебе не семнадцатый век» .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

Старец напоминал: «Господь Бог наш видит все. Главное, по воле Его жить». Еще батюшка объяснял, что мы слабы, сам человек никогда не может знать волю Божию (враг может его в сторону увести), а только духовник (батюшка добавлял: «Тот, кто несет подвиг») откроет. При общении со старцем люди чувствовали большую внутреннюю силу его слов и что при ответах на их вопросы он говорил не от себя. (Преподобный Варсонофий Великий учит: «Отцы говорят не сами от себя, но Бог подает им, что сказать для пользы каждого»). В одном из писем своим духовным чадам отец Иоанн писал: «Дело еще осложняется тем, что не все прислушиваются к голосу и благословению нашему, а значит, и голосу Божию». Духовная дочь старца, профессор Е. Р. вспоминает:  «Это было более четверти века тому назад. Один человек, знавший мою благочестивую семью и мою ревность к вере православной, как-то заметил: «Тебе бы надо к отцу Иоанну (Маслову) . Он духовник Московских Духовных школ». С тех пор я неотступно напоминала, когда же он познакомит меня с отцом Иоанном. Наконец, настал этот долгожданный день и час. Я в ризнице Московской Духовной Академии. Открывается дверь, и энергично с молитвой на устах входит высокий стройный батюшка в подряснике. Весь внешний вид и его внутренняя молитвенная настроенность говорят о его высокой духовной, подвижнической жизни. Именно таким я и представляла себе раньше духовного отца... Стремительно подхожу к нему за благословением и, не зная, как сказать о своей просьбе, говорю первые пришедшие в голову слова: «Батюшка! Возьмите меня в свои духовные дочери!». Ожидала, что он ответит «да» или «нет». А батюшка многозначительно, спокойно, не спеша ответил: «Надо молиться, чтобы открылось». Эти слова на всю жизнь запомнила я из первой беседы с батюшкой. Такая короткая, но емкая фраза: «Надо молиться, чтобы открылось» – поведала мне о многом. О том, что передо мной батюшка-молитвенник, что он ничего не решает без молитвы и благословения Божьего и, наконец, о том, что этому батюшке-подвижнику Господь открывает Свою волю...»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

Здесь следует особо отметить, что отец Иоанн выступал не только как одаренный свыше преподаватель, но и в то же время как опытный педагог, внимательный пастырь и непревзойденный по силе влияния духовник. Каждое занятие – это прежде всего урок внутреннего духовного самопознания. Отец Иоанн раскрывал перед нами необозримый мир духовной жизни, учил нас обличать свои недостатки, тактично показывал нам наши греховные страсти и с нашей помощью их исправлял. На каждом уроке шла напряженнейшая духовная работа, причем с каждым индивидуальная. Вот один такой случай, происшедший со мной, когда я был еще семинаристом. Я попал в Семинарию после светского гуманитарного вуза, и предметы семинарского курса мне давались легко. Не без ощущения превосходства над другими соклассниками я готовился к литургике, чтобы блеснуть своими познаниями перед отцом Иоанном – таким авторитетным монахом-педагогом. Перед ним мне не хотелось ударить лицом в грязь. Как сейчас помню и тему, которую мы тогда проходили: это был первый двунадесятый праздник в литургическом году – Рождество Пресвятой Богородицы. Имея за плечами светское образование, я отлично выучил урок и настраивался на хорошую оценку, быть может, слишком даже надменно вел себя. И вот какой урок внутреннего самопознания и смирения преподнес мне отец Иоанн. Он вызвал меня к доске и попросил рассказать что-то из богослужебного последования, что для меня не представляло особой трудности. В какой-то момент рассказа я замешкался, чтобы перевести дыхание, потому что, как обычно при волнении, нужное слово выпало из головы, и только я настроился продолжать свой ответ, как отец Иоанн произнес свой приговор: – «Садись, ничего не знаешь». Я попытался оправдываться, стал доказывать, что я все выучил, и получил в ответ: «Садись, колесо!» Через плечо я увидел, что напротив моей фамилии рука отца Иоанна вырисовывала огромный нуль. Краска обиды полыхнула в лицо. Удар по самолюбию был такой чувствительный, что в первую минуту хотелось просто взбунтоваться. Но я смирил себя – все-таки 3 класс – и сел на место, опозоренный, как я думал, перед всеми учащимися. Только впоследствии я оценил тот бесценный урок, который преподал мне отец Иоанн. Благодаря своей духовной опытности и даже просто какому-то пророческому предвидению, отец Иоанн увидел во мне все мои нравственные недостатки и духовные пороки: завышенную самооценку своих знаний, непомерное самолюбие и самолюбование, раздутую гордость и тщеславие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

Схиархимандрит Иоанн предоставил читателям редчайшую возможность близко познакомиться с подлинной жизнью обители. Особенно важно, что, будучи выдающимся подвижником Глинской пустыни, он обладал даром раскрыть духовный мир ее насельников, приподнять завесу с их сокровенного внутреннего делания, ввести читателя в атмосферу той высокой духовной настроенности, которой была проникнута вся жизнь монастыря. Автор использовал много эпизодов из собственной жизни. Он был духовным другом и сотаинником славившихся святостью жизни Глинских схиархимандритов Андроника и Серафима. Архив Глинской пустыни Уникальный по своему составу и полноте архив Глинской Рождество-Богородицкой пустыни, восстановленный схиархимандритом Иоанном на основании документов, хранящихся в различных архивах страны и в личном архиве автора (изначальный архив Глинской пустыни XVII – начала XX века был утрачен в 1917 году), содержит 480 единиц хранения объемом около 4000 машинописных страниц. Архив охватывает практически всю историю существования одной из самых прославленных русских обителей – период с начала XVII до середины XX века. Наиболее древние документы, относящиеся к истории Глинской пустыни, представлены фондами РГАДА. Здесь – выпись из писцовых и дозорных книг Молченского Рождественского монастыря (1621 г.), в состав которого вначале входила Глинская пустынь, и древнейшая из сохранившихся описей Глинской пустыни (1764 год); подробные Межевые книги на земли в Крупецкой волости Севского уезда за 1685 год с приложением древнего плана монастыря и его земельных угодий и Жалованная грамота императора Петра I украинскому гетману И.С. Мазепе на вотчину в Крупецкой волости Севского уезда (где находилась пустынь); карты и чертежи Глинской пустыни и прилегающих к ней земель (вторая половина XVIII века) и другие уникальные материалы. Сведения о Глинской пустыни второй половины XVIII века содержатся также в документах из Государственного архива Брянской области (ГАБО). Значительная часть документов, относящихся к разным периодам в истории Глинской пустыни, представлена фондами РГИА. Это ежегодные отчеты в Священный Синод о состоянии Курской епархии за период со второй половины XIX по начало XX века, содержащие сведения о деятельности Глинской пустыни, послужные списки монашествующих обители, ведомости о ее настоятелях, подробные описи церковного имущества, документы о наделении монастыря землями и лесом, о пожертвованиях, постройках в монастыре, а также внутренние документы монастыря – прошения братии и распоряжения монастырского начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Особого внимания заслуживает стиль и язык, которым написано это выдающееся произведение. Высокие истины Православия изложены просто, четко, ясно и доступно. Язык же отличается удивительной красотой и образностью. Например, раскрывая роль благодатной помощи Божией в деле спасения человека, отец Иоанн пишет: «Без благодатной силы Божией легко христианин поддается всевозможным соблазнам и греховным преткновениям. Человек на жизненном пути бывает подобен лодке, уносимой течением реки, и для движения против течения нуждается в сильных гребцах или в парусе с попутным ветром». 37 Или, призывая всегда помнить о вечности и стремиться ко спасению, отец Иоанн пишет: «Мысль о вечности, подобно горящей свече, станет показывать человеку, от чего удаляться и к чему стремиться». 38 Большое научное и практическое значение имеет составленная впервые схиархимандритом Иоанном и представленная в виде приложения к диссертации шеститомная Симфония 39 к творческому наследию святителя Тихона. Ее ценность заключается в том, что, помимо предметных рубрик, она включает цитаты – тексты из творений святителя Тихона, духовное наследие которого, благодаря труду отца Иоанна, гораздо плодотворнее может быть использовано как учащимися, студентами Духовных школ, богословами, пастырями, так и широким кругом читателей. «Заслуга отца Иоанна в том, что он обобщил и привел в систему высказывания святителя, разбросанные по разным источникам. Более того, он тонко и деликатно осовременил труды святителя Тихона. Это тот пример и образец умного и мудрого пересказа ценных мыслей, когда полностью сохранен смысл высказывания и оно сделано более доступным и доходчивым для понимания современников, более действует и впечатляет». 40 Ценность магистерской диссертации схиархимандрита Иоанна была отмечена уже во время ее защиты – магистерского диспута, проходившего в Московской Духовной Академии: «Архимандрит Иоанн в своем исследовании «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» выявил сотериологический аспект трудов великого русского святителя и подвижника». 41

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Отец Евпсихий был настоятелем Глинской пустыни совсем короткое время (очевидно, поэтому о нем и не упоминают другие авторы). Уже 29 мая 1800 года вместо него архиерей опять определил строителем иеромонаха Александра (Проворова), бывшего одновременно экономом при архиерейском доме 371 . На этот раз он управлял обителью почти четыре года. При нем в 1802 году по указу Курской Духовной Консистории была составлена описная церковная книга Глинской пустыни 372 . Этот документ изложен далее достаточно подробно, поскольку он содержит редкие сведения о храмах, иконах, церковной утвари, ризнице обители в самом начале XIX в., тогда как в литературных источниках сведений о Глинской пустыни этого периода, по существу, нет. В 1802 году в Глинской пустыни был один каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы иконостас был деревянный, резной, позлащенный. Справа от царских врат находилась икона Спасителя, слева – Иверской Божией Матери. На этих иконах были серебряные позлащенные венцы, а перед ними – медные лампады. Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы находилась справа от иконы Спасителя, была украшена серебряной позолоченной ризой, «с одним красным камушком вверху, а по сторонам 8 хрусталиков разного цвета» 373 . Лампада перед ней была серебряная. Перед образом Спасителя стоял резной аналой с иконой Воскресения Христова и двунадесятыми праздниками. В храме находились большой выносной крест с изображением Распятия с одной стороны и Рождества Богородицы – с другой; хоругвь на зеленой материи с образами Богоматери и Святителя Николая Чудотворца. Клиросы и амвоны были столярной работы, покрашены краской. Посреди церкви висело паникадило из желтой меди 374 . В алтаре храма Рождества Пресвятой Богородицы на горнем месте в киоте были иконы: Спаситель на престоле с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечей 375 ; справа – образ св. Иоанна Богослова, слева – св. Геннадия, Патриарха Цареградского; вверху – Распятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым) . Магнитофонная запись. 1966. МОНАХ ГЕРАСИМ Старец монах Герасим (в миру Гавриил Рунский) родился в 1844 году в семье мещан г. Конотопа Черниговской губернии. С ранних лет он был проникнут любовью к Богу и горел желанием всего себя посвятить Ему. Посетив Глинскую пустынь, он сразу почувствовал здесь особую близость Божию, благодатность духовной атмосферы обители и бесповоротно решился остаться в монастыре. Так шестнадцатилетним юношей поступил Гавриил в Глинскую обитель. В монастыре подвизались тогда такие светочи старческого окормления, как схиархимандрит Илиодор (Голованицкий), иеросхимонах Макарий (Шаров), о. Иннокентий (Степанов), впоследствии Глинский настоятель. Молодой послушник был очевидцем дивных подвигов и таких известных Глинских старцев, как схимонах Евфимий (Любимченко), монах Мартирий (Кириченко), схимонах Архипп (Шестаков), схимонах Лаврентий, схимонах Артемий, монах Досифей благоговейный и других. Воодушевленный их подвигами, Гавриил внимательно заботился о своем спасении, ревностно исполнял послушания и под руководством старцев постигал науку из наук – монашескую жизнь. Невидимая брань со страстями, келейная молитва, чтение слова Божия и творений святых отцов, ежедневное внимательное самоиспытание и откровение помыслов – вот те духовные делания, в которых возрастала и крепла его душа. В 1878 году после 17 лет подвижнических трудов в обители он был пострижен в мантию с именем Герасим и назначен на послушание трапезного 948 . Впоследствии, видя его стремление к строгой духовной жизни, настоятель о. Исаия (Гомолко) назначил его пономарем при церкви Ближнего скита 949 . Более 20 лет благоговейно исполнял это послушание о. Герасим, входя всегда в храм первым и выходя из него последним. Для отдыха у него почти не оставалось времени. Такая подвижническая жизнь вошла у него в привычку, стала его жизненной потребностью. Храм – дом Божий, в нем все Божие, все святое, все имеет глубокий духовный смысл. Отец Герасим с ревностной ненасытностью жил и дышал постоянно атмосферой церковных песнопений, молитвенных воззваний, сделавшихся стихией его души. Подвиг непрерывного внимания себе и самоукорение много способствовали старцу в приобретении умной молитвы и созерцании Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В 1991 г. отец Иоанн закончил уникальный труд — докторскую диссертацию «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках». В 1991 году отцом Иоанном был закончен «Глинский Патерик», включающий 140 жизнеописаний Глинских подвижников. Благодаря своим богословским трудам, отец Иоанн известен сейчас не только как старец-духовник, но и как духовный просветитель. В 1985 году магистр богословия, один из лучших наставников Духовных школ был направлен из Троице-Сергиевой Лавры духовником в Жировицкий Свято-Успенский монастырь. Сырой климат Белоруссии был ему категорически противопоказан и представлял большую опасность для здоровья. Однако чашу скорбей праведнику пришлось испить до дна. Один из жировицких иноков, отец Петр, вспоминает: — С приездом к нам отца Иоанна в жизни обители началась новая, можно сказать, эпоха. Он возродил духовно-нравственную жизнь, наладил хозяйство монастыря… В первую же весну после приезда отца Иоанна дополнительно вскопали много земли. Из Москвы его духовные чада привезли много саженцев черной смородины, кусты клубники (очень хороших урожайных сортов)… Старец стал учить инокинь шить церковные облачения, вышивать и делать митры. Но главное внимание уделял старец духовной жизни обители. Часто проводил общие исповеди отдельно для иноков и инокинь. Его вдохновенное слово перед исповедью подвигало к покаянию, сокрушению о грехах. Он учил монашествующих чистосердечному откровению помыслов, послушанию, смирению, а также строгому соблюдению монастырского устава. Вот одно из наставлений отца Иоанна жировицким инокам: «На инока со всею злобою нападают и мир со своими обманчивыми прелестями, и плоть со своими требованиями, и диавол, который ищет, как лев, кого бы поглотить. Но с нами Бог и Его Пречистая Матерь. И поэтому нам не следует унывать и падать духом, но вступать в борьбу, иногда и в жестокую, и выйти из нее победителями. У нас имеется для этой борьбы сильнейшее оружие — Крест Христов, посредством которого разрушаются все стрелы вражии. Но чтобы победить все зло, набрасывающееся на нас, мы должны мобилизовать все свои силы, а особенно — свою свободную волю на борьбу с искушениями».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010