Пастырь также должен и духовно окормлять свою паству, а так как это есть особенный дар благодати, то он обязан молиться об этом Богу – Подателю всех даров духовных. «Для того ты вместе и телесен, и духовен, – пишет Игнатий Богоносец , – чтобы ласково принимать и то, что является тебе наружно, но молись, чтобы тебе открыто было и сокровенное, дабы не иметь ни в чем недостатка, напротив, с избытком обладать всяким дарованием» 166 . «Как кормчим нужны ветры или обуреваемому пристань, – говорит св. Игнатий Богоносец , – так настоящему времени нужен ты – для того, чтобы достигнуть Бога» 167 . «Будь бдителен как подвижник Божий» 168 Наградой будет нетление и жизнь вечная, в которой и сам ты уверен. «Люди, которые кажутся достойными доверия, а между тем учат иному, не должны смущать тебя. Стой твердо, как наковальня, по которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать. Особенно же для Бога мы должны все терпеть, потому что и Сам Он потерпел нас. Будь еще усерднее, нежели каков теперь» 169 . Для того, чтобы исполнить эти увещания св. Игнатия Богоносца , епископ или пресвитер должен воплотить в своей душе следующие добродетели – молитву, бдительность и рассудительность. «Пребывай в непрестанных молитвах. Проси большего разумения, нежели какое имеешь. Бодрствуй, чтобы стяжать неусыпный дух» 170 . В своих наставлениях к епископу св. Игнатий Богоносец также увещает его ревностно заботиться о вдовицах и рабах. «Вдовицы не должны быть пренебрегаемы, – пишет святитель. – После Господа, ты будь попечителем их. Рабов и рабынь не презирай» 171 . Затем святитель советует пастырям быть внимательными и мужественными, неутомимо бороться против врагов Церкви – еретиков, которых он называет «зверями, отравляющими ядом учения». Вот против них и должен пастырь быть неустрашимым и не допускать в себе колебаний. Учение св. Поликарпа Смирнского (†166) Имя св. Поликарпа было тесно связано с ап. Иоанном Богословом и Игнатием Богоносце м. Святитель Поликарп управлял Смирнской Церковью и был ревностным защитником апостольских преданий. Он писал много, но до нас дошло только послание к Филиппийцам, где он касается вопроса Богоустановленности пастырского института, а также рассуждает о качествах пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

В разделе книги «Частные наставления мирянам» отец Иоанн раскрывает отношение преподобного Амвросия к детям, на воспитание которых старец обращал особое внимание, считая, что очень многое зависит от того, как младенец будет воспитан в детском возрасте. Нашим современникам полезно будет узнать чему в первую очередь нужно учить детей, какие книги следует им читать в младенчестве (и затем в отрочестве и юности), какими методами воспитать детей послушными, а само воспитание сделать плодотворным и результативным. «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» В 1983 году отец Иоанн защитил магистерскую диссертацию «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». Тема этого исследования исключительно актуальна. В России не было другого такого духовного писателя, чьи труды были бы столь читаемы, столь популярны (отдельные творения святителя Тихона только в XIX веке переиздавались свыше 60 раз!). Но со дня преставления святителя и до появления труда отца Иоанна (т.е. в течение 200 лет) Русская Православная Церковь не имела полного жизнеописания этого святого. Обращение отца Иоанна к жизни и трудам этого выдающегося церковно­го иерарха и духовного писателя не является случайным. В предисловии к работе он пишет о необходимости не только объединить, сконцентрировать весь доступный материал, связанный с именем великого подвижника, но и «одухотворить его (1.7). Составленное схиархимандритом Иоанном житие святителя Тихона, охватывая все стороны его жизни и деятельности, отличается исключительной полнотой. Ценность и особенность этого труда состоит в том, что автор не просто пересказывает события жизни святителя, а раскрывает перед читате­лем «сокровенное святилище его души». В труде схиархимандрита Иоанна святитель Тихон предстает как живой. По отзывам рецензентов, «путь свя­тителя Тихона описан так ярко, что будто видишь его детство и отрочество, будто присутствуешь при его пастырских беседах, вместе с ним переживаешь гонения и наветы» (2.116). Образ его передан столь ярко, что невольно приходит мысль о том, что, не зная святителя лично во время его земной жизни, схиархимандрит Иоанн знал его духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Преподобномученик Филарет родился 29 августа 1880 года в селе Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Трофима Пряхина. И в крещении был наречен Иоанном. В 17 лет поступил в Спасскую Пронскую пустынь. В обители, кроме обязательных для всех хозяйственных послушаний, проходил послушание на клиросе. 21 апреля 1913 года был пострижен в монашество с именем Филарет и 18 августа рукоположен в иеродиакона. 16 ноября 1914 года он был рукоположен во иеромонаха. Главной святыней пустыни был чудотворный список иконы Божией Матери «Споручница грешных», с которым братия совершала крестные ходы по селам и деревням. После закрытия пустыни в 1919 году, отец Филарет перенес этот образ в храм Казанской иконы Божией Матери в село Срезнево Спасского уезда, где он тогда стал служить. Архиепископ Рязанский и Зарайский Вениамин (Муратовский) благословил отца Филарета возобновить монастырский обычай. 29 мая (11 июня) в приходе было установлено празднование в честь иконы «Споручница грешных». В этот день в село сходилось до восьми тысяч богомольцев и служило до двадцати священников. В 1926 году отец Филарет был возведен в сан игумена. В июле 1930 года Рязанский отдел ОГПУ сообщил в Москву, что 11 июня имел место массовый наплыв богомольцев в селе Срезнево, где служит священник Филарет, который, имея «чудотворную икону», проводит молебны с привлечением большого числа священнослужителей и монашествующих, с паломничеством крестьян из окружающих мест. Были приняты срочные меры... 31 мая 1931 года игумен Филарет был арестован и 12 ноября того же года приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Его отправили на строительство Беломорско-Балтийского канала. По окончании в 1936 году срока заключения отец Филарет по совету архиепископа Рязанского Иувеналия (Масловского) не вернулся на прежнее место службы, где был слишком заметен для местных властей. Он отправился в Тверь, где знакомый священник помог ему найти квартиру, в которой он прожил около двух лет, а затем перебрался к дальнему родственнику Ивану Зотову, приспособившему под жилье бывшую деревенскую баню около станции Кулицкая.

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-215-...

В творения свт.Тихона особое отражение нашло смирение святого подвижника. «Когда человек, - писал он, - посмотрит внутрь своего сердца и рассмотрит свое внутреннее состояние, то увидит душевную нищету, горшую паче телесной. Ничего бо в себе кроме бедности, окаянства, греха и тьмы, ничего не имеет. Не имеет истинной и живой веры, истинной и сердечной молитвы, истинного и сердечного благодарения, своей правды, любви, чистоты, благости, милосердия, кротости, терпения, покоя, тишины, мира и прочего душевного добра. Так нищ и убог человек!» «Это были не отвлеченные слова уединенного писателя, составляющего поучения. Вся жизнь святого подвижника была воплощением Христова смирения, милосердной любви к людям и через них к Богу», - отмечал схиархимандрит Иоанн Маслов. Быстро распространялась слава о подвижнике, много народу стекалось в Задонский монастырь. Каждый получал здесь полезное ко спасению: утешение, наставление, милостыню, исцеление. «В искушениях, - говорил святитель, - Бог показывает нам каковы мы суть сами по себе и к чему склонна природа наша... что сокрыто в сердце нашем». За три года до кончины ему было явлено время упокоения, после чего свт.Тихон ушел в затвор. Задонский подвижник почил о Господе 13/26 августа 1783 года. Перед последним целованием усопшего было прочитано его духовное завещание: «Слава Богу о всем!..». Спустя восемьдесят лет святитель Тихон был прославлен, его мощи обретены церковью Задонского монастыря для поклонения. Необходимо отметить, что полное жизнеописание свт.Тихона, составленное в наше время схиархимандритом Иоанном (Масловым) [явившееся его магистерской диссертацией], с помощью архивных документов, свидетельств современников особенно подробно описывающее духовный подвиг святителя на Воронежской кафедре, не может не затронуть даже очерствевшее сердце. Слабое здоровье, нередкие приступы болезни, мучавшей святителя Тихона с юности, никак не сказались на объеме и количестве его забот и попечений по управлению епархией. Хочется вслед за одним из жизнеописателей Воронежского епископа воскликнуть: «Почти непонятно, как у одного человека сил доставало для такой многообразной деятельности, принесшей столько благотворных действий для целого края! Только четыре года и семь месяцев правил святитель Тихон Воронежской епархией - и столько добра и пользы успел он сделать во всех отношениях и для всех».

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/24/...

С детства Сергей был верующим, тем более что в роду Халиных были и священники, и монахи, а его родной дядя – отец Михаил – служил в церкви соседнего села. Родственники вспоминают, что, когда Сергей был еще юным, у него под кроватью лежал чемодан с книгами духовного содержания, и он постоянно их перечитывал, особенно Библию , хотя, видимо, внешне он ничем не выдавал своей веры в Бога. Отец Ипполит позже вспоминал: «Бывало, еще в армии, когда все лягут спать, укроешься одеялом и читаешь «Отче наш»… А вообще я любил наблюдать за священниками несмотря на то, что все вокруг подсмеивались над ними, а молодые ребята пели частушки про попов. Я же внутренне хотел стать священником». В 1957 году Сергей уходит монастырь. Родители его не были против, они фактически благословили сына, сказав: «Сынок, мы уже прожили жизнь, а ты выбирай свой путь, как тебе нравится». Братья отца Ипполита погибли на фронте будучи неженатыми, но благочестивые родители не стали настаивать, чтобы их младший сын создал семью и тем самым продолжил их род. Отец Ипполит потом шутил: «Никто замуж за меня не пошел, и пришлось идти в монастырь». Но Сергей Халин был видным и красивым парнем и, конечно же, завидным женихом. Поэтому, что по-настоящему подвигло стать его на иноческий путь, остается тайной. Батюшка, когда ему задавали подобный вопрос, отвечал: «Господь призывает Своих людей служить Богу». В Глинской пустыни Сергий становится духовным чадом знаменитого старца схиархимандрита Андроника (Лукаша) , на которого, как говорят, батюшка был похож характером. Старца Андроника называли «печальником душ человеческих». Про него писали, что смирение и кротость безраздельно царили у него в душе, что был он послушлив и любвеобилен. Эти-то качества своего старца, видимо, и взял как пример к подражанию послушник Сергий, они-то потом и проявились особо в период общественного служения старца Ипполита. В книге «Глинская пустынь и ее старцы» есть не большой рассказ о том, как отец Андроник своей молитвой исцелил от крупозного воспаления легких послушника Сергия Халина. В этой же обители Сергий жил в одной келье с молодым послушником Иваном Масловым, который впоследствии стал известным старцем и богословом, схиархимандритом Иоанном, а тогда был просто Ваней. Очень больным и слабым был Ваня Маслов, и его друг, Сергий Халин, ухаживал за ним как медбрат, делал ему примочки, ставил компрессы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После окончания срока заключения отец Филарет в 1936 году вернулся в Рязань , пришел к архиепископу Иувеналию (Масловскому) , и тот посоветовал ему уехать из города, где его могут снова арестовать, и отправиться в Тверь , где он, как человек новый, будет не столь заметен для местных властей, и там ему будет спокойней. Игумен Филарет выехал в Тверь, где познакомился со о. Иоанном Ерошкиным, священником единоверческого храма – второго из незакрытых тогда храмов города, тот помог ему найти в городе квартиру, в которой он прожил около двух лет, а затем перебрался к дальнему родственнику, жившему в селе Трубино Медновского района Тверской области. Пока отец Филарет жил в Твери, он посещал храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» , где тогда служил архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) , а после его ареста и закрытия храма отец Филарет приезжал из села Трубино в Тверь помолиться в последний незакрытый храм города, располагавшийся на Волынском кладбище, где служил сменивший арестованного архиепископа Фаддея епископ Палладий (Шерстенников) . В 1938 году епископ Палладий предложил игумену Филарету занять освободившееся место священника в селе Конаково , куда он тут же отправился, но конаковские власти отказались выдать ему регистрацию, и он возвратился в Трубино. По некоторым данным, игум. Филарет принял схиму с именем Серафим. В августе 1939 года сотрудники НКВД провели аресты в Твери, был арестован и епископ Палладий. 28 августа, когда игумен Филарет пришел на праздник Успения Божией Матери помолиться в храм, к нему подошел диакон Христофор и сообщил, что приезжали сотрудники НКВД, которые хотели его арестовать, и диакон посоветовал ему немедленно бежать. Отец Филарет вместе с родственником, у которого жил и который также пришел помолиться, через перелесок вышли из города и пришли в село Трубино. В тот же вечер отец Филарет был арестован и доставлен в тюрьму в город Тверь . Допросы продолжались в течение трех месяцев. На всех допросах отец Филарет категорически отказывался признать себя виновным. И тогда следователи представили ему выдержки из показаний епископа Палладия, который, войдя в тесное сотрудничество со следователями, согласился подписать лжесвидетельства и показать на очной ставке, что игумен Филарет является участником антисоветской монархической группировки.

http://drevo-info.ru/articles/13678208.h...

Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (см. в книгах блаженного Иеронима , св. Епифания Кипрского и др.). Святой Андрей Критский в своем слове в день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам святого Иоанна Дамаскина , «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость». «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется». Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери. Другие сведения можно найти в творениях святого Иоанна Златоуста , св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами (в V в. – Анатолием, архиепископом Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским, в VII в. – святым Андреем Критским , в VIII в. – святым Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. – преп. Иосифом Студитом). Их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты». Особенности богослужения праздника Возглас: «Слава Святей...», предначинательный псалом, «Блажен муж...». На «Господи, воззвах» – 8 стихир, глас 6-й. «Слава, и ныне» – стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня. На великой вечерне после входа читаются три паремии , которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники. Первая паримия из книги Бытия (28, 10–17) – о лествице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снизшел на землю и воплотился Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

Отец Иоанн раскрыл ключевые во­просы учения о человеке (антропологии) и учения о спасении (сотериологии). Здесь им описаны состояния и свойства человека, законы развития его души, цель жизни и назначения человека, показана необходимость воспитания и совершенствования, развития всех духовных сил и способностей человека, определены средства духовно-нравственного воспитания, раскрыта необхо­димость личного участия человека в развитии своих духовных сил и указаны препятствия, мешающие в этом процессе человеку и др. Характеризуя в целом эту книгу, следует отметить и другие ее достоинства. Сочинения святителя Тихона, изданные на русском языке, содержали множе­ство архаичных древнерусских форм, что затрудняло их чтение. Величайшая заслуга отца Иоанна состоит в том, что он изложил систему взглядов святителя Тихона в более понятной и доступной современному читателю форме. Вы­сокие истины Православия изложены просто, четко, ясно и доступно. Язык отличается удивительной красотой и образностью. Труд схиархимандрита Иоанна написан высокодуховным, строгим слогом, но вместе с тем это – простое задушевно-теплое сердечное повествование, преисполненное любви и почитания к святителю. Так написать о святом мог лишь человек, имеющий с ним истинное духовное единение. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского » Особенно большое научное и практическое значение имеет составленная схиархимандритом Иоанном и представленная в виде приложения к диссерта­ции шеститомная «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского ». Отец Иоанн систематизировал высказывания святителя, разбросанные по разным источникам и разложил их в алфавитном порядке. К каждой такой ци­тате святителя отец Иоанн дал краткий подзаголовок, выражающий основную мысль цитируемого фрагмента. (Например, «Правда – это жертва, которую требует от нас Бог», «Где чистая совесть – там радость и вера»). Более того, он «тонко и деликатно осовременил труды святителя Тихона. Это – тот при­мер и образец умного и мудрого пересказа ценных мыслей, когда полностью сохранен смысл высказывания, оно сделано более доступным и доходчивым для понимания современников, более действует и впечатляет» (2.252).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Диссертация отца Иоанна «Иеросхимонах Амросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие» имеет большое значение не только для богословской науки, но и для педагогики, так как дает возможность понять сущность того духовно-нравственного воспитания, которое осуществлял великий подвижник Православия и выдающийся старец Амвросий (Гренков). В основе его отношения к ученикам лежала великая любовь к Господу и ближнему, знание каждого человека, понимание того пути, идя по которому человек будет спасен. Эта книга интересна и тем, что дает возможность понять, насколько индивидуальным был подход отца Амвросия к каждому. Она позволяет проследить тесную связь между духовным руководством и внутренним состоянием человека. «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» В 1983 году отец Иоанн (Маслов) защитил магистерскую диссертацию: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». Тема этого исследования исключительно актуальна. В России не было другого духовного писателя, чьи труды были бы столь читаемы, столь популярны (отдельные его творения переиздавались свыше 60 раз), но со дня преставления святителя и до труда отца Иоанна (то есть в течение двухсот лет) Русская Православная Церковь не имела полного жизнеописания этого святого. Составленное отцом Иоанном житие святителя Тихона, охватывая все стороны его жизни и деятельности, отличается исключительной полнотой. Но ценность этого труда состоит и в том, что автор не просто пересказывает события жизни святителя, а раскрывает перед читателем «сокровенное святилище» его души. В труде отца Иоанна (Маслова) святитель Тихон предстает, как живой. Образ его передан столь ярко, что невольно приходит мысль о том, что, не зная святителя лично во время его земной жизни, схиархимандрит Иоанн знал его духом. Он пишет о таких подробностях духовной жизни святого отца, о которых не сообщали ни келейники святителя, ни его ближайшие друзья. Недаром в рецензиях на этот труд отмечается: «При чтении книги наступает благостное соединение с двумя могучими душами русских подвижников — святителя Тихона и отца Иоанна. Такое ощущение, что именно такого исследователя ждало житие и наследие Задонского святого. Перед нами не только научный труд — перед нами учебник жизни, духовного роста и прозрения, написанный двумя выдающимися русскими умами… Перед нами – книга из семейства настольных. Она являет собой духовное единение пастырей прошедшего времени и нашего, отличается простотой и ясностью» (журнал «Москва», год?, с. 115).

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

В трудах святителя во всей полноте раскрывается духовно-жизненный процесс спасения, который предстает одновременно делом и Бога, и человека. Факты его биографии помогают глубже понять дух и смысл его творений. В этих фактах во всей полноте обнаруживается внутреннее богатство высоконравственной личности, обращение к которой дает возможность яснее и полнее представить богословские воззрения святого отца. «Сводя подвиги святителя к общим чертам, – говорит один из его жизнеописателей, – мы находим, что в его жизни… раскрывается живое отношение догмата к жизни и взаимная их связь, т. е. как христианские догматы, живо и постоянно сознаваемые верующим умом, должны выражаться в соответственных им сердечных расположениях и свободных действиях воли» (185, 3). Схиархимандрит Иоанн (Маслов) , избрав темой своей магистерской диссертации житие святителя Тихона Задонского и его учение о спасении, исследовал огромный комплекс архивных, библиографических, а также устных источников и свидетельств, на основе которых создал научный труд, приобретший качество исторического источника. Если в первой части работы дано полное житие святителя Тихона с подробной характеристикой его жизни и деятельности, а вторая часть посвящена теме спасения человека, то в приложении к диссертации – «Симфонии по творениям святителя Тихона», которая при жизни автора не издавалась и хранилась лишь в машинописном несброшюрованном варианте, содержатся основные понятия, связанные с темой спасения. Составленное схиархимандритом Иоанном (Масловым) житие святителя Тихона, охватывая все стороны его жизни и деятельности, отличается исключительной полнотой. Ценность и особенность этого труда состоит в том, что автор не просто пересказывает события жизни святителя, а раскрывает перед читателем «сокровенное святилище его души». В труде схиархимандрита Иоанна святитель Тихон предстает как живой. Образ его передан столь ярко, что невольно приходит мысль о том, что, не зная святителя лично во время его земной жизни, схиархимандрит Иоанн знал его духом. Он пишет о таких подробностях духовной жизни святого отца, о которых не сообщали ни келейники святителя, ни его ближайшие друзья. Недаром в рецензиях на этот труд (в частности, в журнале «Москва») отмечается: «При чтении книги наступает благостное соединение с двумя могучими душами русских подвижников – святителя Тихона и отца Иоанна. Такое ощущение, что именно такого исследователя ждало житие и наследие Задонского святого. Перед нами не только научный труд – перед нами учебник жизни, духовного роста и прозрения, написанный двумя выдающимися русскими умами… Перед нами книга из семейства настольных. Она являет собой духовное единение пастырей прошедшего времени и нашего, отличается простотой и ясностью» (179, 115).

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010