Из пожертвованных напрестольных крестов следует отметить следующие: сребропозлащенный крест с резьбой и чеканью, пожертвованный князем А. Н. Голицыным 645 , который выносился на праздник Воздвижения Креста Господня 646 ; серебряный крест (весом 5 фунтов) с шестью финифтями, пожертвованный в 1821 году титулярным советником Максимом Ливенцовым 647 и сребропозлащенный с шестью финифтями крест (весом 1 фунт 20 золотников), подаренный в 1831 году московским купцом Иваном Лобковым 648 . Среди всех напрестольных Евангелий в «Историческом описании Глинской Богородицкой пустыни…» особо выделены три. Одно из них – Московской печати, в сребропозлащенной оправе с финифтью (весом 6 фунтов), было устроено попечением о. Филарета на средства ревностного благотворителя обители А. С. Анненкова 649 . Второе – также в сребропозлащенной оправе (весом 16 фунтов), Московской печати 1821 года – пожертвовано в 1825 году графом С. П. Потемкиным 650 . И третье – Московской печати 1829 года, с золотым обрезом в сребропозлащенной оправе (весом 16 фунтов), с финифтью по малиновому бархату – пожертвовано в 1830 году купцом И. Лобковым 651 . Из дарохранительниц, пожертвованных о. Филарету, следует отметить две сребропозлащенные гробницы чеканной работы (весом 4 фунта 75 золотников каждая), которые выносились диаконами при каждении в дни великих праздников. Они были пожертвованы в 1823 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской 652 . В числе риз было 13 особенно дорогих, с бархатными оплечьями, унизанными жемчугом. Лучшая из них, пожертвованная в 1825 году княгиней Е. С. Кудашевой, была вышита по темно-зеленому бархату золотыми и серебряными цветами. На оплечье из красного бархата помещалось шитое золотом изображение Спасителя на престоле с предстоящими Матерью Божией и св. Иоанном Предтечей 653 . В 1832 году о. Филарет впервые отвел для ризницы определенное место (в верхнем храме Вознесения) и устроил для ее размещения 4 отдельных шкафа 654 . Духовные и внешние преобразования, осуществленные в период настоятельства игумена Филарета, положили начало систематической и плодотворной благотворительной деятельности Глинской пустыни, которая развивалась во все последующие периоды, вплоть до закрытия обители. Благотворительная деятельность была столь непреложным законом для монастыря, что о ней было записано в уставе Глинской пустыни 655 . В соответствии с этим уставом все приезжавшие в обитель на богомолье получали бесплатно питание, временное жилье, а также пользовались бесплатным медицинским обслуживанием. Курский епископ Илиодор докладывал в 1834 году в Св. Синод, что «богомольцы и посетители… всегда имеют открытое монастырское продовольствие для себя и для лошадей» 656 . Расчет необходимого обители хлеба всегда производился с учетом бесплатного довольствия богомольцев 657 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Агиография в «Б. т.» представлена публикациями таких житийных памятников, как «Волоколамский патерик» 10), «Житие и жизнь Преподобного отца нашего игумена Сергиа» прп. Епифания Премудрого 11), житие эфиоп. святого прп. Яфкерана Эгзиэ 10). Статьи В. А. Никитина «Русское благочестие и святость» 27) и прот. Александра Державина о Четиих-Минеях свт. Димитрия Ростовского 15, 16) являются общими исследованиями по рус. агиографии. В связи с 1100-летием преставления равноап. Мефодия в 26, 27 помещена ранее не издававшаяся работа Е. Е. Голубинского «Святые Константин и Мефодий - апостолы славянские (Опыт полного их жизнеописания)». Истории почитания виленских мучеников посвящена статья Огицкого 25), А. И. Ивановым представлен цикл статей о прп. Максиме Греке 11, 12, 16), архим. Макарием (Веретенниковым) - статьи о преподобных Александре Свирском 23), Серапионе Кожеезерском 32), митр. Иоанном (Вендландом) - о ярославском св. блгв. кн. Феодоре Ростиславиче Чёрном 11) и др. Публиковались жизнеописания новопрославляемых рус. святых: прп. Амвросия Оптинского (схиархим. Иоанн (Маслов), 30), Патриарха Иова (игум. Феофилакт (Моисеев), 30), свт. Феофана Затворника (архим. Георгий (Тертышников), 30), равноап. Николая Японского (митр. Антоний (Мельников), 14). Зап. святым неразделенной Церкви, прп. Венедикту Нурсийскому 21) и норвеж. кор. Олафу 28), посвящены работы архим. Августина (Никитина). Значительное место «Б. т.» уделяет наследию свящ. П. Флоренского, на страницах сборников были опубликованы: «Иконостас» 9), цикл работ по философии культа под общим названием «Из богословского наследия» («Страх Божий», «Культ, религия и культура», «Культ и философия», «Таинства и обряды», «Дедукция семи таинств», «Освящение реальности», «Свидетели», «Словесное служение. Молитва», «Философия культа» - 17), статьи «Макрокосм и микрокосм» 24), «Эмпирея и Эмпирия» 27). Публикации о самом о. Павле и его творчестве принадлежат игум. Андронику (Трубачёву) 23, 28, сб. МДА),иерею Иоанну Свиридову (сб. МДА). О творчестве др. рус. религ. философов на страницах «Б. т.» писали диак. А. Мумриков («Воскрешение чаемое или восхищаемое? (О религиозных воззрениях Н. Ф. Фёдорова )», 24), С. С. Хоружий (о Вл. С. Соловьёве , 33; о А. С. Хомякове , 37). Проблематика влияния античной философии на святоотеческую мысль представлена в статьях М. А. Старокадомского («Неоплатонизм и христианство», 12) и свящ. Георгия Зяблицева («Плотин и святоотеческая литература», 31; «Платон и святоотеческое богословие», 32).

http://pravenc.ru/text/149565.html

Глас 5. В Чермнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. Тамо Моисей – разделитель воды: зде же Гавриил – служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль; ныне же Христа роди безсеменно Дева. Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно; Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна. Сый и прежде сый, явлейся яко человек, Боже, помилуй нас. Глас 6. Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего пречистаго Рождества? Безлетно бо от Отца возсиявый Сын Единородный, Тойже от Тебе Чистыя пройде, неизреченно воплощься, естеством Бог сый и естеством быв Человек нас ради, не во двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый. Того моли, Чистая, Всеблаженная, помиловатися душам нашим. Глас 7. Мати убо позналася еси паче естества, Богородице, пребыла же еси Дева паче слова и разума, и чудесе рождества Твоего сказати язык не может, преславну бо сущу зачатию, Чистая, непостижен есть образ рождения; идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин. Темже Тя вси Матерь Божию ведуще, молим Ти ся прилежно, моли спастися душам нашим. Глас 8. Царь Небесный за человеколюбие на земли явися, с человеки поживе: от Девы бо чистыя плоть приемый и из Нея прошедый с восприятием; един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасию. Темже совершенна Того Бога и совершенна Человека воистинну проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего: Егоже моли, Мати безневестная, помиловатися душам нашим. Статья словаря литургических терминов лекций по литургике для 1-го класса семинарии архим. Иоанна Маслова . ДОГМАТИКИ – богородичные гимны, названные так составившим их святым Иоанном Дамаскиным (+745 г.) потому, что в них с похвалою Божией Матери соединяется догматическое учение о Лице Иисуса Христа, преимущественно о Его воплощении и о соединении в Нем двух естеств. Догматики распределяются по гласам. Они поются в конце стихир на «Господи воззвах» (на «… и ныне»): а) в воскресные дни; б) на службах с великим славословием и выше; в) по пятницам в дни отдания гласа.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

В Оптиной пустыни и в скиту духовная иноческая жизнь была основана на ежедневном откровении помыслов старцу-духовнику. Имея к старцу Макарию сердечную веру и сыновнюю любовь, Иоанн стремился как можно чаще исповедовать перед ним не только все свои дела и поступки, но и тончайшие помыслы и умственные приражения. Вскоре он стал одним из ближайших учеников и помощников старца. Многие письма от отца Макария его духовным чадам написаны рукой Иоанна Половцева 478 , некоторые подписаны как о. Макарием, так и Половцевым 479 . Духовную переписку с Иоанном Половцевым вел святитель Игнатий (Брянчанинов) 480 . В деле духовного возрастания Иоанна весьма важным было его участие под руководством старца Макария в переводе святоотеческих творений, которые начала издавать Оптина пустынь. Иеросхимонах Макарий сплотил вокруг себя группу помощников, имевших богословское или высшее светское образование, которые самоотверженно помогали ему в издательской деятельности обители. В эту группу входили: о.  Амвросий (Гренков) , о.  Леонид (Кавелин) и Иоанн Половцев 481 . Под руководством о. Макария они трудились над приготовлением к печати славянских переводов старца Паисия Величковского : делали подстрочные пояснительные примечания, объясняли труднопонимаемые слова и выражения. Некоторые из книг они переводили на русский язык. Прекрасную характеристику этой деятельности дает непосредственный ее участник, впоследствии наместник Троице-Сергиевой Лавры о. Леонид (Кавелин) : «Как щедро были награждены мы за малые труды наши! Кто из внимающих себе не отдал бы несколько лет жизни, чтобы слышать то, что слышали уши наши? Это объяснение старца на такие места писаний отеческих, о которых, не будь этих занятий, никто из нас не посмел бы и вопросить его, а если бы и дерзнул на это, то несомненно получил бы смиренный ответ: «Я не знаю сего, это не моей меры, может быть, ты достиг ее; а я знаю лишь, даруй ми, Господи, зрети моя прегрешения! Очисти сердце – тогда и поймешь!» 482 Труд над творениями святых отцов явился для Иоанна как бы школой систематического изучения аскетической литературы под руководством умудренного большим опытом иеросхимонаха Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Келейно отец Андроник и постриг Ивана в монашество. Произошло это 8 октября 1957 года, в канун памяти апостола Иоанна Богослова, в честь которого и был наречён постриженик. Этот случай был исключительным для обители, где обычно перед постригом послушники проходили более длительный период искуса. Однако об этом начальном периоде иночества своего духовного сына отец Андроник говорил: «Он всё прошёл». Без молитвы и «от себя» он никогда ничего не советовал Исключительным для Иоанна было и ещё одно обстоятельство – почти сразу же, ещё до пострига, ему доверили нести послушание письмоводителя. Это послушание состояло в том, что он должен был отвечать на все письма, приходящие в обитель, в большинстве из которых люди просили помощи и наставления. Удивительно было, что такое серьезное дело было вверено совсем молодому послушнику. Однако настоятель, подписывая эти письма, отмечал глубину и правильность всех ответов и восклицал: «Вот так и надо наставлять!» Когда же самого Ивана спрашивали, кто ему говорит, что писать вопрошающим, он отвечал: «Бог». Без молитвы и «от себя» он никогда ничего не советовал. Этого правила он придерживался и во всей последующей своей духовной практике. Духовное образование Отец Иоанн (справа) в Троице-Сергиевой лавре после поступления в Московскую духовную семинарию После закрытия Глинской пустыни в 1961-м году отец Иоанн по благословению своего духовника, схиархимандрита Андроника, поступил в Московскую духовную семинарию. Сам отец Андроник вместе с другими Глинскими старцами был вынужден переехать в Тбилиси, однако с отцом Иоанном они поддерживали переписку. В духовной семинарии отец Иоанн учился блестяще, к нему очень тепло и уважительно относился ректор семинарии, протоиерей Константин Ружицкий – также выдающийся старец тех времён. 4 апреля 1962 года отец Иоанн (Маслов) был рукоположен в иеродиакона, а уже 31 марта 1963 года – в иеромонаха. После семинарии последовало обучение в Московской духовной академии. В это время отец Иоанн нёс ещё послушание ризничного в академическом храме, что тоже было случаем исключительным, поскольку ранее на эту должность назначались лишь архимандриты. Также благодаря своему прекрасному слуху отец Иоанн был назначен звонарём в том же храме. Духовную академию он закончил в 1969-м году со степенью кандидата богословия.

http://pravoslavie.ru/114693.html

Построенная «с большим вкусом», как отмечал автор начала века, она имела «очень красивый внутренний вид». На дубовом необлаченном престоле находился желтый атласный антиминс, освященный в 1802 г. Преосвященным Павлом. Одежду на престол пожертвовал бывший профессор С. - Петербургской Духовной Академии Дим. Вершинский. Резной фигурный вызолоченный запрестольный крест имел в пяти вызолоченных клеймах финифтяные изображения Воздвижения, Введения во Храм, Христа Спасителя, Преп. Сергия с Божией Материю и Апостолами Петром и Иоанном и свят. Алексия, митрополита Московского. На Горнем месте на стене помещалось живописное изображение Христа Спасителя на престоле, окруженного девятью Ангельскими ликами, выше был изображен Господь Саваоф. По другому описанию, запрестольный образ был двусторонний и изображал Казанскую икону Божией Матери и Св. Варвару, в вызолоченной овальной рамке с короной наверху. Над жертвенником помещалась живописная икона с изображением Положения во гроб Христа Спасителя. В метрике 1887 г. описан двухъярусный иконостас «с колоннами, выше колонн проведен карниз, выше его есть украшения в виде кружков, большей частью поле ею гладкое и всё вызолоченное». Резной деревянный иконостас с образами, написанными на холсте, устроила А. А. Полторацкая, а вызолотила помещица Анна Николаевна Ермолаева. Вызолоченные решетчатые Царские врата украшали традиционные изображения Благовещения и Евангелистов, с Треугольником в сиянии и словом " БОГ " над ними. Большей оригинальностью отличались другие иконы. Например, Спаситель в местном ряду был изображен благословляющим правой рукой и держащим в левой глобус. Божию Матерь с Предвечным Младенцем окружали лики Ангелов. На южных вратах располагалась икона Св. Симеона Богоприимца с Богомладенцем на руках, на северных - Св. Пророка Моисея со скрижалями. Над вратами помещались образа Рождества Христова и Введения. В первом ярусе также находились изображения Свят. Николая и Свят. Димитрия Ростовского. В верхнем ярусе над Царскими вратами было изображение Отечества, окруженное иконами 12 Апостолов и Пророка Давида. Поверх всего иконостаса помещалось Распятие с предстоящими. С южной стороны у дверей храма находилась богато украшенная плащаница, справа - икона Св. Иоанна Предтечи в позолоченной ризе, почитавшаяся чудотворной и явленная в д. Маслове Красновского прихода. Выделялись «очень ценное паникадило» - хрустальное с медными шандалами, старинные два напрестольных креста и образы Св. Николая Чудотворца и Свят. Тихона Задонского в алтаре. Из других икон известны образы Спасителя и Божией Матери греческого письма, огненного восхождения на небо Пророка Илии, Вмч. Георгия и Свят. Николая, хоругви с изображениями 1) Богоявления и Свят. Николая и 2) Воскресения и Божией Матери. Среди старинных книг храма находились Апостол 1699 г., Минеи 1754 и 1796 гг., Требники 1698 и 1754 гг., творения Свв. Отцов.

http://sobory.ru/article/?object=00013

Архимандрит Иоанн (Маслов) приехал к нам в Жировичи в 1985 году. Он стал духовником не только братии, но и сестер. Батюшка перенял духовный опыт старцев Глинской пустыни. Он имел великий дар рассуждения. И братия, и сестры расположились к нему, как к духовному отцу. С матушкой игуменией Евфросинией (Максимчук) у отца Иоанна было настоящее духовное единение и полное взаимопонимание. Конечно, это оказывало благотворное влияние на насельниц монастыря. Отец Иоанн стал поистине опорой для матушки игумении и для всех нас.   Проповеди отца Иоанна были глубокими и сильно воздействовали на души сестер. Батюшка не раз нам говорил, что в духовной жизни нет мелочей. Даже на исповеди, казалось бы, назовешь самое важное, а он обратит внимание именно на то, чему ты вовсе не придавала значения. Знания отца Иоанна были всесторонними. Он прекрасно разбирался в истории, экономике, сельском хозяйстве и многих других сферах. Господь настолько просвещал его ум, что батюшка мог без затруднения ответить на любой вопрос. Все сестры, кто лично общался с отцом Иоанном, говорят о необычайном влиянии духовника на их жизнь и с радостью вспоминают ни с чем не сравнимое благодатное время возле старца.      Чувствуете ли Вы помощь преподобной Евфросинии Полоцкой? Ее невозможно не чувствовать. Преподобная Евфросиния – наша игумения, наша мать, помощница и небесная покровительница. Мы не сомневаемся ни на один миг, что она здесь всем и всеми управляет. Расскажите, пожалуйста, о случаях помощи преподобной Евфросинии? Как, например, Вам она помогает руководить монастырем? Одна сестричка как-то пошла к Преподобной, говорит: «Матушка Преподобная, я больше не пойду к игуменье, она меня не понимает, и всё…» А ей голос: «И ко мне тогда не приходи больше». Она сразу прибежала ко мне и все рассказала. Что бы Вы посоветовали молодым игумениям и сестрам, которые сегодня возрождают обители? Вы столько всего пережили, прошли… Как не отчаиваться, не унывать тем, кто в наши дни строит монастыри? В первую очередь в обители необходимо установить богослужебный суточный круг. Будет молитва в монастыре, будет монашеская жизнь, будет монашеское делание, и Бог всё даст.

http://pravoslavie.ru/115111.html

Я имел у себя и его письмо, подписанное его святою рукою, но оно утеряно уже в г. Лубнах во время революции. Письмо Владимира Масловского, старейшины Среского (уездного) Суда из г. Лазаревца в Сербии, от 31 октября 1939 г. В нашей семье в России обращались телеграммой к о. Иоанну и, после его молитв, моментально наступило облегчение от скарлатины. О. Иоанн телеграммой же ответил – «будет здоров». Воспоминания Марии Павловны Шатиловой, вдовы генерала, проживающей в Сербии, в г. Белграде, Вождовац, Авальский Друм, Русский Дом. Это было в 1891 году. Я с моей маленькой дочерью гостили у моей матери в Сухуме, где местность лихорадочная и климат субтропический. Был июнь месяц, следовательно, начало жары и лихорадок. Моей дочери тогда было полтора года и она «делала зубы», как тогда выражались. Сухум город маленький и тогда медицинская помощь сводилась к военным врачам стоявшего тал батальона. При таких условиях моя дочь заболела сильнейшим воспалением кишок. Лучшим средством было вывоз ребенка; мы и так были на отъезде в Каджары – дачное место под Тифлисом. Мы выехали. В Тифлисе больную видел наш домашний врач и потребовал немедленного переезда в Каджары» Мы привезли в Каджары девочку в таком виде, что тогдашний светило Кавказа, д-р Малинин признал положение безнадежным, что и было ясно по состоянию ребенка. Тогда моя бабушка посоветовала послать срочную телеграмму о. Иоанну Кронштадтскому , о котором я услышала тогда в первый раз. Телеграмма была послана, и первый луч надежды на улучшение, а затем и постепенное выздоровление совпал с минутой получения телеграммы о. Иоанном и его молитвы за болящую. С тех пор я почитаю о. Иоанна. II. Вот, что я слышала об о. Иоанне Кронштадтском от Константина Васильевича Рукавишникова, бывшего городским головой Москвы в 90-х годах. У К. В. Рукавишникова было подмосковное имение, которое посещал о. Иоанн. В одно из таких посещении о. Иоанн служил, что именно сейчас не припомню, литургию ли в храме или молебен в школе, но дело в том, что ученики школы прикладывались ко кресту. Среди детей был один мальчик чрезвычайно ленивый. Подходил ко кресту и он, и когда он еще не дошел до креста и до него было еще 3–4 мальчика, о. Иоанн вдруг поднял крест и через подходящих мальчиков протянул крест «ленивому» со словами: «а ты не ленись».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Об архимандрите Иоанне (Маслове) я впервые услышал в стенах Московской Духовной семинарии. Он был известен как один из последних монахов Глинской пустыни, приехавших в Троице-Сергиеву Лавру после ее закрытия. Для нас, семинаристов, он представлял воплощенную живую традицию, преемственно связывающую Глинских старцев с нашим временем. Поэтому мы с благоговением и трепетом смотрели на него как на авторитет в духовно– аскетической жизни. Более близкое знакомство с отцом Иоанном у меня состоялось в 3-м классе Семинарии, где архимандрит Иоанн вел курс литургики, тот ее раздел, который освещает историю и уставное совершение служб двунадесятых праздников. Первый урок запомнился на всю жизнь. Когда отец Иоанн вошел в аудиторию, все пространство сразу же заполнилось его необычайно светлой личностью, точно кто-то невидимый включил свет, и мы сразу почувствовали, что происходит что-то необычное, неординарное, и сразу из «сонливых мух» мы превратились в активно внимающих его боговдохновенному слову. Следует сказать несколько слов об отце Иоанне как об опытном преподавателе и педагоге, духовном наставнике и мудром учителе. Дело в том, что у него был свой преподавательский метод, он никогда не читал долгих и скучных лекций, что, на первый взгляд, кажется свойственным предмету литургики. Он умел так интересно подать материал, так увлечь темой урока, что в аудитории не оставалось равнодушных. Он старался каждого семинариста включить в процесс познания истины, пробудить в нем интерес к предмету, растормошить, заставить думать и активно обсуждать тему урока. Отец Иоанн вообще изменил образ преподавания. Он разрушил стену, разделяющую преподавателя, читающего с кафедры лекцию, и пассивно воспринимающую аудиторию. Мы были очень удивлены, когда отец Иоанн стер все преграды и объединил нас в одно целое, в стадо Христово, по образу Иисуса Христа и Его учеников, где сам отец Иоанн выполнял роль доброго пастыря, ведущего нас к познанию истины. Уроки отца Иоанна – это всегда активный мыслительный процесс, это возможность самому докопаться до сути преподаваемой дисциплины, активно включиться в процесс постижения сложных богослужебных последований.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Промыслительным было само рождение будущего старца в великий день навечерия Рождества Христова. Крещен младенец был 9 января в селе Сопич в храме во имя святителя Николая Мирликийского и наречен Иоанном. Его родители, Сергей Феодотович и Ольга Савельевна, были людьми глубоко религиозными и благочестивыми, что отражалось на укладе семейной жизни (о матери своей старец впоследствии говорил, что она свято прожила жизнь). Работали они в колхозе. Отец был бригадиром. Детей у них было девять человек, но четверо умерли в младенчестве. Сергей Феодотович очень любил Ивана и выделял его среди других своих детей (у Ивана было две старших сестры и два младших брата). Уже в детские годы Иван обладал высокой духовной зрелостью. Друзей у него было много, однако он избегал детских игр. Часто ходил в храм Божий, куда детей приучала ходить мать. Старшая сестра его рассказывала: «Иван рос добрым, тихим, спокойным. Родители никогда его не наказывали. От матери попадало всем, а ему никогда. Всегда он был смиренный, никого не обижал» (196, 6). Все, кто знал его в эти годы, говорили, что Иван отличался от других детей: «Его сразу было видно». Он обладал редкой рассудительностью, отзывчивостью и стремлением помочь ближним. В его душе смирение сочеталось с той силой духа и воли, которой подчинялись все его друзья. Ивана все слушались, даже те, кто был старше по возрасту. В драки он никогда не вступал, а, наоборот, останавливал драчунов, говоря: «Зачем ты бьешь его? Ему же больно» (196, 6). У деда Ивана – Феодота Александровича Маслова – было три родных брата. Один из них – Григорий Александрович, известный своей прозорливостью иеромонах Гавриил, – с 1893 года подвизался в Глинской пустыни. После закрытия Глинской пустыни в 1922 году отец Гавриил, родной брат его деда, вернулся в деревню Потаповка. Он предсказывал родственникам: «Поверьте, я умру, а в нашем роду будет еще монах», и они невольно размышляли о том, кто же им станет. Одна из родственниц Ивана, наблюдая за детьми, говорила: «Уже если не Сергиев Иоанн будет монахом, тогда не знаю, кто и будет».

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010