По отзывам оппонентов, большой интерес представляют приведенные в систему избранные изречения Оптинского старца, которые в краткой форме воспроизводят основные черты его учения. Если труд отца Иоанна о старце Амвросии трижды был издан полностью (в 1990, 1993 и 2000 гг.), то этот раздел переиздавался еще отдельно в 1996 году. В 1983 г. отец Иоанн защитил магистерскую диссертацию: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». Тема этого исследования исключительно актуальна. В России не было другого духовного писателя, чьи труды были бы столь читаемы, столь популярны (отдельные его творения переиздавались свыше 60 раз), но со дня преставления святителя и до труда отца Иоанна (т. е. в течение 200 лет) Русская Православная Церковь не имела полного жизнеописания этого святого. Составленное отцом Иоанном житие святителя Тихона, охватывая все стороны его жизни и деятельности, отличается исключительной полнотой. Но ценность и особенность этого труда состоит в том, что автор не просто пересказывает события жизни святителя, а раскрывает перед читателем сокровенное святилище его души. В труде схиархимандрита Иоанна святитель Тихон, как живой, предстает перед нами. Образ его передан столь ярко, что невольно приходит мысль о том, что, не зная святителя лично во время его земной жизни, схиархимандрит Иоанн знал его духом. Он пишет о таких подробностях духовной жизни святого отца, о которых не сообщали ни келейники святителя, ни его ближайшие друзья. Недаром в рецензиях на этот труд отмечается: «При чтении книги наступает благостное соединение с двумя могучими душами русских подвижников – святителя Тихона и отца Иоанна. Такое ощущение, что именно такого исследователя ждало житие и наследие Задонского святого. Перед нами не только научный труд – перед нами учебник жизни, духовного роста и прозрения, написанный двумя выдающимися русскими умами... Перед нами книга из семейства настольных. Она являет собой духовное единение пастырей прошедшего времени и нашего, отличается простотой и ясностью»!. 32

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Рецепты Петрова поста от Максима Сырникова скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Юлия 15 июня 2023, 23:28 Я живу в Германии. Здесь очень вкусный хлеб готовят. Он считается достоянием немецкой культуры и кухни как и пиво. Конечно, пекарня пекарне рознь, но чисто ржаной из цельнозерновой муки на закваске найти можно. Ольга 6 июня 2020, 12:54 Да, я давно уже готовлю гречневую кашу в духовке. Со сваренной на плите не сравнить! В глиняном горшке, со сливочным маслом, а сверху запечёная корочка получается. Валентина Григорьевна 7 сентября 2019, 21:13 Обращаюсь к Максиму Сырникову- мне очень понравился рецепт представленного вами пасхального Кулича Рождество-Богородицкого монастыря в Брестской крепости (благословлен старцем Глинской Пустыни архимандритом Иоанном (Масловым)) 1 литр молока, 1 кг сахара, 10 яиц, 1 кг сливочного масла, 50 г сухих дрожжей, мука высшего сорта, соль, изюм, ванильный сахар и эссенция (миндальная, ванильная или лимонная). А вот сколько муки , к сожалению не указано. будьте так любезны ответьте пожалуйста, хотелось бы в точности вложить все продукты в рецепт. Заранее благодарна вам за ответ. Мой эл адрес указан при регистрации на сайт Андрей 31 июля 2018, 21:35 Кстати, всякого рода язычники ныне не редко действуют через вегетарианские магазины, кафе и рестораны. Отдадим должное их изворотливости, особенно на фоне пандемии лишнего веса. В этом контексте базовый набор простых блюд русской кухни с высоким содержанием белков был бы очень и очень полезен. Понятно, что это будет горох да соя, а так же рыба, но ведь на то и существуют православные повара и медики, что бы отражать духовную экспансию через область чрева. Ольга 3 июля 2018, 00:21 Прочитала и сразу всего попробовать захотелось: и щец, и каши из печи, и пирогов! А Максим, как видно, не только кулинар замечательный, но и эрудит! С удовольствием смотрю передачи с его участием на телеканале Спас: и показывает, и рассказывает красиво, и много цитирует классиков русской литературы. Посмотрите! Очень интересно! Максим, спасибо вам большое за возрождение русских традиций, а автору за интересное интервью!

http://pravoslavie.ru/113902.html

Библиотека Глинской пустыни состояла тогда лишь из 30 книг (в основном богослужебных). Здесь были: Толковое Евангелие, Псалтири, Служебники, Апостол, Минеи месячные, Октоихи, Триоди, Ирмологии, Требники и Пролог 275 . В описании трапезной сказано, что справа в ней стоял резной позолоченный киот с образом Рождества Пресвятой Богородицы, слева был образ Живоначальной Троицы (на полотне). Перед ними теплились лампады (медные) и стояли два жестяных больших подсвечника 276 . Опись 1764 г. подписана строителем Глинской пустыни монахом Арсением и духовником – иеромонахом Иоанном. Обширное землевладение, налаженное монастырское хозяйство позволяли пустыни в то время существовать безбедно и независимо от Молченского Путивльского монастыря. О процветании духовной жизни в обители и ее богатстве свидетельствует и тот факт, что в 1764 году при распределении монастырей по штатам Глинская обитель «ярко обширнейшая» официально была отделена от Путивльского монастыря, получила полную самостоятельность и оставлена за штатом в числе состоявших на своем содержании монастырей 277 , тогда как другие, менее обеспеченные монастыри Севской епархии были упразднены, например Борисоглебский монастырь, приписной к Путивльскому Молченскому 278 . Главное же, в Глинской пустыни процветала духовная жизнь, о чем свидетельствовал умножающийся год от года приток богомольцев. Паломники посещали пустынь с целью укрепить свои духовные силы, получить благословение от старцев и с их благословением начинать новую духовную жизнь. Со всех концов России их влекло в эту обитель не что иное, как Божественная благодать, преизобильно обитавшая в сердцах Глинских старцев, о чем апостол Павел говорит: «Не аз же, но благодать Божия, яже со мною» ( 1Кор. 15, 10 ). Именно этим объясняется тот факт, что Глинская пустынь в этот период была, как и прежде, связующим звеном между Церковью и народом. 147 Острог – деревянное укрепление в пограничной полосе русских княжеств (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 957).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В правом приделе во имя Святителя Николая царские врата были деревянные, резной работы, под позолотой. «Над царскими вратами помещалось в кругообразном сиянии изображение Духа Святого» 911 . Справа от царских врат были икона Спасителя и южные двери с изображением первосвященника Аарона, слева – икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, северные двери с изображением первосвященника Мелхиседека и храмовая икона Святителя Николая Чудотворца с серебряным позлащенным венцом. Во втором ярусе иконостаса правого придела в центре была икона Святой Троицы, по сторонам – две иконы с изображением двунадесятых праздников. В третьем – в центре изображение Христа Спасителя, сидящего в славе с предстоящими: Божией Матерью и св. Иоанном Крестителем, а по сторонам – две иконы с изображением апостолов. В четвертом – в центре изображение Бога Отца с Архангелами и Ангелами, а по сторонам – св. первосвященников Мелхиседека и Аарона. В пятом ярусе – одна икона Положения Христа Спасителя во гроб. Вверху иконостаса – «Всевидящее Око», резное изображение под позолотой, с позлащенными лучами вокруг 912 . В правом приделе у южной стены находилась большая икона Святой Троицы 913 . В левом приделе над царскими вратами было изображение Духа Святого резной деревянной работы, под позолотой. Справа от царских врат находились: местная икона Спасителя, южные двери с изображением св. архидиакона Лаврентия, храмовая икона св. великомученицы Варвары с серебряным позолоченным венцом и короной (весом 72 золотника). Слева от царских врат – местная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, северные двери с изображением св. первомученика архидиакона Стефана. Во втором ярусе – две иконы с изображением двунадесятых праздников и одна икона Святой Троицы со св. патриархом Авраамом. В третьем – икона Божией Матери, окруженной Ангелами, и две иконы святых апостолов. В четвертом – Тайная Вечеря, а по сторонам – иконы святых пророков Илии и Даниила. В пятом – икона Положения во гроб Христа Спасителя. Вверху иконостаса – «Всевидящее Око» резной работы, под позолотой 914 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Старец Софроний постоянно ободрял, поддерживал пасомых духовно, водворял в их сердца стремление к небесной жизни, побуждал их к высшим подвигам и мужеству. Сам будучи строгим исполнителем церковных установлений, отец Софроний старался внедрить церковность в сердца всех, кто к нему обращался. И это старцем делалось с той целью, чтобы привить вопрошавшим любовь к церковным установлениям и приучить их быть послушными сынами Церкви. Кроме духовного окормления братий и богомольцев, старец Софроний совершал чредное священнослужение в Спасо-Илиодоровском скиту. Последний раз сведения о нем встречаются в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год 934 . Время кончины его неизвестно. Архивные документы Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 год//ГАКО. ф. 20, оп. Зл, д. 89, л. 19 об,–20. Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках, указных и неуказных Глинской и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 год//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 109, л. 17 об.–18. Послужные списки настоятеля с братиею Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 18 об.–19. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 14 об.–15. Послужной список Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни настоятеля с братией за 1911 год//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 21 об.–22. Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым) . Магнитофонная запись. 1966. ИЕРОМОНАХ ФЕОКТИСТ, СКИТОНАЧАЛЬНИК Иеромонах Феоктист (в миру Филипп Бородин) родился в в семье мещан г. Козлова Тамбовской губернии. В Глинскую пустынь он поступил при игумене Иннокентии в 1866 году. С первых дней жизни Филиппа в монастыре проявились такие его качества, как беспрекословное послушание, молчаливость, скромность и самоукорение. В обители, благодаря правильному духовному руководству, эти добродетели получили дальнейшее развитие. Через 8 лет после поступления в монастырь настоятель отец Иннокентий (Степанов) постриг его в мантию с именем Феоктист и поручил послушание пономаря, которое считалось в Глинской пустыни весьма ответственным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 год//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 89. л. 29 об,–30. Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках, указанных и неуказанных Глинской и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 год//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 109, л. 26 об.–27. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 40 об.–41. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 32 об,–33. Послужной список Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни настоятеля с братией за 1911 год//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 174, л. 40 об,–41. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1918 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, л. 3 л, л. 34 об.–35. Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым) . Магнитофонная запись. 1966. ИЕРОМОНАХ ИУЛИАН Иеромонах Иулиан (в миру Иосиф Гагарин) родился в 1853 году в семье мещан г. Мещовска Калужской губернии. Утвердившись в намерении посвятить свою жизнь иноческим подвигам, в 1882 году он поступил в Глинскую пустынь 953 . После общих послушаний он был назначен на послушание при больнице, которое проходил с большим усердием 954 . В монашество Иосиф был пострижен в 1889 году с именем Иулиан. В 1893 году его перевели в Курский Знаменский монастырь, где в 1896 году он был рукоположен во иеродиакона, а в 1897 – во иеромонаха. В 1902 году отец Иулиан был награжден набедренником, а в 1907 году по прошению переведен на покой в Глинскую пустынь 955 . По отзывам современников отец Иулиан был ревностным хранителем истинно монашеских заветов и вел строго подвижнический образ жизни. Настоятель обители вверял его попечению многих новоначальных и новопостриженных. Отец Иулиан убеждал их в том, что чрезвычайно трудно правильно проходить монашеский путь. Чтобы безбедно шествовать по этому пути, иноку необходимо вручить себя руководству опытного наставника. Старец советовал живущим в монастыре отсекать свою волю и навыкать послушанию. Сам опытно постигший этот трудный, но безопасный путь монашеского делания, отец Иулиан много заботился об искоренении своеволия и самолюбия в своих духовных чадах. Указывая на вредные последствия всякого начинания без благословения, он искоренял самочиние. Старец требовал от учеников полнейшего отречения от своей воли, чем успешно достигал исцеления их душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Богослужения, совершаемые о. Иоанном, своей благоговейностью, красотой, духовностью и величием потрясали человеческую душу, влекли ее к небу. Отношение к священнодействию было у него духовное, благоговейное, святое. По отзывам сослуживших старцу, в священнодействии он являлся в ореоле всеобщего ходатая и предстоятеля перед Богом. Сам о. Иоанн учил, что «душевность и духовность пастыря паства узнает по дару молитвенности. Когда говорят о священнике, то первый отзыв о нем касается того, хорошо или плохо он служит. Под хорошим служением разумеется не музыкальность голоса или его громкость, а то, что в нем слышится, дух искренней молитвы». «Деятельность пастыря, – писал старец, – является наиболее... таинственной и ответственной частью его служения». Живой пример молитвенного церковного духа о. Иоанна заставлял людей ценить богослужение, прививал усердие к посещению его, внушительнее слов увлекал пасомых на добрый, спасительный путь. Дней, когда служил о. Иоанн, всегда особенно ждали. Отец Иоанн пользовался огромным авторитетом у священнослужителей, монахов, мирян и вообще у всех, кто когда-либо к нему обращался. Многие иерархи Русской Православной Церкви (и не только Русской) понимали, какое большое духовное влияние оказывал о. Иоанн на воспитанников Московских духовных школ. Митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга) (в схиме Серафим), например, писал батюшке: «Берегите себя, берегите для будущих пастырей». Святейшие Патриархи Aлekcuй I и Пимен высоко ценили его заслуги. В 1967 году о. Иоанн был возведен в сан игумена, а в 1972 году – в сан архимандрита. Он был награжден двумя орденами преподобного Сергия, удостоился права служения литургии с открытыми Царскими вратами до молитвы «Отче наш» 1403 , имел два креста с украшениями и высшую церковную награду – Патриарший крест 1404 . Святейший Патриарх Aлekcuй II назвал о. Иоанна выдающимся подвижником XX века 1405 . Всем было известно огромное трудолюбие старца, но то, сколько он успевал сделать, было поистине удивительно. Он совершал богослужения, преподавал, обновлял ризницу, заботился о благолепии храма, окормлял многочисленную паству, отвечал на множество писем. Непостижимо, когда он успевал обдумывать и писать духовные сочинения, которые теперь питают Церковь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

С. Девятова Скачать epub pdf Схимонахиня Феодосия (1917–2007) Схимонахиня Феодосия (в миру Анна Леонтьевна Яковлева) родилась в  апреле 1917 года в благочестивой многодетной семье в деревне Бунино Фатежского района Курской области. Весь Курский край знал и сейчас помнит  подвижницу.  Приезжали к ней из Москвы, из Санкт-Петербурга, из многих мест России. Ее называли Курской старицей.  Матушка тайно молилась и помогала многим людям. Подвижница сподобилась побывать у великих старцев, ныне прославленных: преподобного Амфилохия Почаевского (1897–1971), преподобного Кукши Одесского (1875–1964),  преподобного  Лаврентия Черниговского (1868–1950), преподобного Серафима (Амелина) (1874–1958). Матушка была знакома со схиархимандритом Ипполитом (Халиным) (1928–2002),   со схиархимандритом  Иоанном (Масловым) (1932–1991) и другими Глинскими старцами, с Белгородским старцем архимандритом  Серафимом (Тяпочкиным) (1894–1982)). схиархимандрит Ипполит (Халин) (1928–2002) начинал в Глинской пустыни, в 1991 году был назначен настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958) был прославлен в 2008 году.) Прислушивался к духовным советам  схимонахини Феодосии ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (в юности он вместе с матушкой пел на клиросе). Часто посещали матушку монахи Курско-Коренной обители, и она любила  эту обитель. Наместник Курско-Коренной Пустыни игумен Вениамин (Королев), очень почитал матушку, он ни раз предлагал ей переехать в обитель. Приезжал к старице и настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников). С большим теплом  вспоминают подвижницу сестры из монастыря Казанской иконы Божией Матери  (с. Большегнеушево Рыльского района, Курской обл.). Матушка часто приезжала к ним.  Схимонахиню Феодосию посещали духовенство из разных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания. У Леонтия  и Акулины Яковлевых, проживавших в деревне Бунино, было десять детей, самую младшую дочь, родившуюся на праздник святых жен Мироносиц,  назвали Анной. Семья была дружная и трудолюбивая. Яковлевы имели большое хозяйство, дом был хлебосольный.  Родители с детства прививали детям любовь к труду. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре после окончания Духовной академии (в конце 1957 г. или в 1958 г.) новая милость Божия была явлена на мне – я встретился с духовным сыном последнего оптинского старца (перед закрытием обители) Нектария (Тихонова ,†1928), исповедником протоиереем Сергеем Никитиным (впоследствии Стефан, епископ Можайский, затем Калужский) (†1963). Тогда же состоялась беседа и с матушкой Евфросинией (кажется, из района Павлова Посада, † после 1958) в московской квартире моих знакомых (Ольги и Татьяны Крюковых). – Разные личности, но обе высочайшей духовной жизни, обладавшие даром мудрости и совета. Именно их молитва и совет определили мое будущее. К тем же годам относится и мое сближение со схиархимандритом Иоанном (Масловым) магистром богословия, доцентом Московской духовной академии, благодатным старцем (†1991) и протоиереем Александром Егоровым, добрейшим пастырем – служителем в храме святого пророка Божия Илии (Обыденного) г. Москвы (†2000). И еще: в сентябре 1958 г. я встречал в моей рабочей комнате в Московской духовной академии после богослужения в академическом храме Ольгу Серафимовну Дефендову (в тайном постриге монахиня Серафима, † 1960), всю свою жизнь посвятившую служению ближнему во славу Божию (в последние годы жизни митрополита Макария (Невского , †1926)) она в течение восьми лет преданно служила ему. Неоднократно молились мы вместе с ней у могилы святителя. А ведь митрополит Макарий прослужил Церкви Божией семьдесят один год, а ныне прославлен! Что здесь знаменательно? – И то, что монахиня Серафима была великой подвижницей, и то, что через своего отца, лично знавшего и встречавшегося с преподобным Серафимом Саровским , она восприняла РАДОСТЬ ПРЕПОДОБНОГО – никто не видел ее унывающей. Знаменательно в этой академической встрече было и то, что вместе с ней был Константин Константинович Апушкин (†1965), духовный сын отца Алексия Мечева (канонизован в 2001 г.), тоже человек Божий, заслуживающий только доброго слова: в суровые советские годы, когда стремились уничтожить все священство Русской Православной Церкви, он был тайно рукоположен во иерея, взят под стражу ГПУ, подвергся допросу, жестокому избиению (загнали под стол, сидевшие за столом произвольно – не глядя – били со всех сторон сапогами), в результате чего потерял здоровье и преждевременно скончался. Как же монахиня Серафима хвалила предложенный мной завтрак! Слушая ее, можно было подумать, что я самый искусный повар. А предложено было очень скромное угощение: на маленькой электрической плитке я поджарил несколько яиц... «Какая же вкусная яичница! Я никогда не ела такой вкусной! Как вы вкусно готовите!» – восторгалась матушка... Она и здесь – в этом незначительном событии умела утвердить «СЕРАФИМОВСКУЮ РАДОСТЬ»! И могилки их обоих совсем близко – почти рядышком – на Введенском кладбище в г. Москве. 9

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Таким образом, влияние Глинской пустыни распространилось не только по всей России, но и далеко за ее пределами. «Благодаря старческому окормлению в Глинской пустыни воспитался целый сонм выдающихся подвижников. Здесь были и великие молитвенники, и строгие постники, и юродивые, и беспрекословные послушники. Они были удостоены дарований Святого Духа: прозрения, предсказания, исцелений и т. д. Жизнеописания только наиболее известных Глинских подвижников включены в трехтомный Глинский патерик» 11 , составленный Глинским старцем схиархимандритом Иоанном (Масловым) . К настоящему времени в лике святых прославлены многие Глинские подвижники. Глинские старцы прославились и как чудотворцы, исцеляющие своими молитвами от телесных и душевных недугов многих обращающихся к ним. Эта книга рассказывает о тех благодатных Глинских старцах, которые особенно прославились чудесами исцелений. Преподобный Филарет (Данилевский) (1777–1841) настоятель и возобновитель Глинской пустыни Память 9/22 сентября «Выдающийся подвижник XIX века настоятель игумен Филарет 12 был своеобразным живым звеном, связывающим Глинскую пустынь с Киево-Печерской Лаврой, а через них с Афонским иночеством и заветами известного старца, преподобного Паисия (Величковского) . Игумен Филарет был лично известен императорам Александру I и Николаю I, в 1821–1825 гг. в Петербурге прославился как поборник Православия, выступая против еретических лжеучений и защищая устои монашеской жизни. Преподобный Филарет (Данилевский) Настоятель Глинской пустыни. Литография. Петербург. Литограф А. Радцих, 1856 г. Святость жизни преподобного Филарета, его духовная сила особенно укрепили то огромное влияние, которое оказывала в течение почти пяти веков эта обитель на историю нашей страны, духовно-нравственную жизнь народа и в целом на русскую культуру» 13 . Преподобный Филарет составил и ввел в обители Устав по чиноположению Святой Афонской Горы. Позднее этот Устав заимствовали многие другие монастыри в России и за рубежом. Преподобного Филарета называли в XIX веке «одним из самых искусных и лучших настоятелей, его уважали не только простые монашествующие, но и выдающиеся иерархи» 14 , такие, как святители Филарет Московский и Антоний Воронежский. «Его знал и питал к нему большую любовь во Христе преподобный Серафим Саровский , который просивших благословление на вступление в монастырь часто направлял к преподобному Филарету, указывая на его обитель как на великую школу иноческой жизни» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010