Очевидно, что значение слова «подвиг» в зоне приведенной словарной статьи не только значительно шире (сравним: подвиг как единовременный акт, как поступок – у С.И.Ожегова и других авторов и подвиг как постоянное состояние человека в «Симфонии» схиархимандрита Иоанна, выражающееся в терпеливом перенесении жизненных испытаний: «Смысл христианского подвига – постоянное терпение искушений и скорбей», «Христианину следует всю жизнь бороться с врагом», «Не ослабевать, но ревностно трудиться до конца» [подчеркнуто нами – Н.М.]), но и многообразнее, глубже. Одно из приведенных в «Симфонии» значений слова «подвиг» связано с победой человека над самим собой, собственными несовершенствами, слабостями, дурными сторонами характера: «Подвиг в том состоит, что победить себя», «Для перемены внутреннего состояния необходим подвиг». Следуя святоотеческой традиции, отец Иоанн вводит понятие «духовный подвиг». Таким образом, выявляется общая особенность составленного отцом Иоанном (Масловым) энциклопедического словаря. В словарных статьях, посвященных характеристике внутреннего устроения, нравственного состояния человека, он не только дает точное толкование того или иного понятия, но и – что особенно значимо для образовательной практики – показывает, как можно достичь этого состояния. Еще раз продемонстрируем это на примере слова «подвиг»: «принуждать себя ко всякому доброму делу», «постоянно бороться с плотью», «ревностно идти вперед, не оглядываясь», очищать совесть» и т.д. При этом – что представляется также весьма значимым для оценки педагогического потенциала «Симфонии» – автор, раскрывая значение того или иного понятия, постоянно, но как бы исподволь напоминает, для чего нужны человеку постоянные нравственные усилия, какова их цель: «Желающим спастись необходим подвиг», «Необходимо трудиться ради будущего блаженства», «От подвига зависит, в каком состоянии будет находиться человек в жизни вечной». То есть любое слово духовно-нравственной сферы, входящее в «Симфонию», незримыми нитями неразрывно связывается с истинным предназначением человека, с целью его земной жизни.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

В 1969 году отец Иоанн защитил кандидатскую диссертацию по кафедре Патрологии на тему: «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие», за которую ему была присуждена степень кандидата богословия. Диссертация состоит из трех разделов: жизнеописание отца Амвросия, учение о спасении (по его письмам); избранные из разных источников и систематизированные изречения старца. Жизнеописание отца Амвросия, составленное отцом Иоанном, по праву считается одним из самых ярких повествований о его деятельности как старца. Недостатка в историческом материале для полной и всесторонней биографии отца Амвросия не было. Но не было и биографии, которая бы одухотворила весь этот материал, сконцентрировав его в одно целое вокруг единой идеи, представления образа живой личности. Именно эту идею воплотил в своем труде схиархимандрит Иоанн (Маслов) . Сопоставляя труд отца Иоанна с сочинениями других авторов о старце Амвросии, нельзя не отметить замечательное жизнеописание батюшки Амвросия, отличающееся прекрасными духовными характеристиками, составленное протоиереем Сергием Четвериковым (381). Вместе с тем, в этом труде, к сожалению, не раскрыто учение Оптинского старца о спасении, поэтому сложно говорить о том, что образ этого праведника передан во всей полноте. Кроме того, отец Иоанн впервые исследовал эпистолярное наследие старца Амвросия и представил его учение в стройной, доступной любому читателю системе. В этом – особое значение его труда. Раскрывая учение о спасении Оптинского старца Амвросия (о покаянии, о смирении, о молитве, о страхе Божием, о страстях и т. д.), отец Иоанн сопоставляет его с учением отцов Церкви, показывая непрерывающуюся преемственность старческого делания. В этом своем труде он дает четкое определение старчества, прослеживает его историю с момента возникновения и до времени старца Амвросия. По отзывам специалистов, большой интерес представляют также приведенные в систему избранные изречения Оптинского старца, которые в краткой форме также воспроизводят основные черты его учения. Этот труд отца Иоанна был дважды издан полностью (в 1990 и 1993 гг.), а этот раздел (избранных изречений) переиздавался к тому же отдельно в 1996 году.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Если праздник Сретения случится: а) в Неделю блудного сына, понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы; б) в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, то отдание празднуется в сырный четверг; в) во вторник или среду сырной седмицы – отдание в сырную субботу; г) в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, то отдание празднуется в Сыропустную Неделю; д) в Сыропустную Неделю, то празднуется один день и попразднства не имеет. Второй день праздника – 3 февраля – Церковь посвящает памяти участников события – святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестеричная). Успение Божией Матери (15 августа) История праздника Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима , Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным. Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах – в январе месяце, в других – в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «кончина Девы Марии», а 14 августа – «взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве Восточных и Западных Церквей устанавливается в VIII–IX в. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V в. присоединяется и другая – обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и ее телесную кончину). В V веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке – два канона Космою Маиумским и Иоанном Да маскиным. Особенности богослужения Праздник Успения Пресвятой Девы Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верующие приготовляются двухнедельным постом, который называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 15 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без масла, кроме суббот и воскресений). Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе был уже в V веке. В 1166 г. на Константинопольском Соборе постановлено было поститься две недели перед праздником Успения (и только в праздник Преображения разрешать мирянам вкушение рыбы) 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св. Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари в честь творца его – св. Андрея Критского . В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы). Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим. Служба св. вмч. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни (соединяющейся с литургией Преждеосвященных Даров). В конце литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется молебный канон св. Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен состоит из чтения 142-го псалма, пения на «Бог Господь...» тропарей и затем – канона святому. (Апостол и Евангелие не читаются.) 143 В субботу утреня совершается по чину вседневной утрени с пением «Бог Господь...», но без пения великого славословия. Канон в честь святого, составленный Иоанном митрополитом Евхаитским. Первый канон – храма на 6 и святого на 8. Катавасия: «Отверзу уста моя...». На литургии в субботу положено читать два Апостола и два Евангелия: дня и святого; прокимен поется один, 7-го гласа: «Возвеселится праведник о Господе...». Первая Неделя Великого поста называется Неделей Православия – от совершаемого в этот день торжества Православия, установленного в Греции в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь , и особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной на 7-м Вселенском Соборе в 787 году. Из Греции чин Православия перешел вместе с христианством и в Русскую Церковь . Победа Православия в самой Константинопольской Церкви первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В из­дании опубликованы иллюстрации святителя Тихона Задонского , подобранные отцом Иоанном к своему сочинению. Алфавитная систематизация и смысловые заголовки делают работу с «Сим­фонией» простой и эффективной, доступной не только для научных и богос­ловских изысканий, но для личного пользования, поскольку такая организация книги позволяет быстро найти ответ на любой возникающий вопрос. Особо актуальным аспектом работы с «Симфонией» является возможность обратиться к истинному, исконному смыслу важнейших понятий духовно- нравственной сферы. Характерной чертой нашего времени является искажение, сужение и даже потеря смысла важнейших понятий, без точного понимания которых невозможно развитие и нравственное совершенствование человека. Этому труду отца Иоанна присвоен гриф «Рекомендовано Министер­ством образования Российской Федерации: книга для учителя по духовно- нравственному воспитанию». Ее называют «фундаментом современной педагогики», «педагогической энциклопедией». В 2000 и 2003 годах по пред­ставлению министра образования Российской Федерации этот труд включен в Федеральную программу книгоиздания России. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского » уже не один год находит применение на занятиях во множестве средних и высших учебных заведений страны. Этот труд схиархимандрита Иоанна был издан в 1993, 1996, 2000, 2003, 2008 годах. Книга переведена на болгарский язык, в настоящее время осуществляется перевод на английский язык. Существенную часть творческого наследия схиархимандрита Иоанна составляют труды о Глинской пустыни. История знаменитой Глинской пустыни, ее духовно-просветительная деятельность, жизнь ее старцев до отца Иоанна были мало изучены. Его труды восполняют этот пробел в истории России и Русской Православной Церкви, на примере Глинской обители раскрывают великую воспитательную, просветительную деятельность Церкви и монастырей. «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках». В 1991 году отец Иоанн закончил уникальный труд «Глинская пустынь История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках», который он писал как докторскую диссертацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Особенно важно, что, будучи сам выдающимся подвижником Глинской пустыни, отец Иоанн об­ладает даром раскрыть духовный мир ее насельников, приподнять завесу их сокровенного внутреннего делания, ввести читателя в атмосферу той высокой духовной настроенности, которой была проникнута вся жизнь монастыря. Автор использовал много эпизодов из собственной жизни, являясь духовным другом и сотаинником славившихся святостью жизни Глинских схиархимандритов Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцова) . Этот труд позволяет на примере отдельной обители увидеть ту огромную и разностороннюю просветительную и воспитательную работу, которую вели русские монастыри на протяжении веков. Архив Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Уникален по своему составу и полноте архив Глинской Рождество Богородицкой пустыни, восстановленный схиархимандритом Иоанном на основании документов, хранящихся в различных архивах страны и в личном архиве автора (изначальный архив Глинской пустыни утрачен в 1917 году). Архив Глинской пустыни содержит более 500 единиц хранения объемом около 4000 машинописных страниц. Архив охватывает практически всю историю существования одной из самых прославленных русских обителей периода с начала XVII и середины XX века. Архив содержит богатый изобразительный материал: это карты и чертежи, фотографии храмов и скитов Глинкой пустыни ХИХ – начала XX века, а также фотографии и портреты ее известных подвижников. Практически ни один из собранных документов ранее не публиковался. Эти материалы не только освещают историю Глинской пустыни, но и позволяют лучше понять историю России и судьбы Русской Православной Церкви. Разнообразие документов и материалов, охватывающих многие стороны взаимоотношений внутри обители и связей ее с миром, делает архив чрез­вычайно информативным не только для интересующихся историей Церкви. В жизни обители на протяжении четырех веков отражается история нашего Отечества и духовно-нравственная жизнь русского народа. Материалы архива дают новые сведения по истории церковного и гражданского права, литературе, этнографии и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Сокурсники часто просили, чтобы отец Иоанн поисповедовал их. Они рассказывали, что будучи простым, смиренным и общительным (часто мог пошутить) в повседневной жизни, отец Иоанн как бы преображался, когда исповедовал. Становился строг, проникал в самые потаенные глубины души исповедуемого, так что студенты поверяли ему всю свою душу. Они чувствовали, что не могут относиться к своему сокурснику иначе как к старцу, духовному отцу, многоопытному наставнику. Полностью отдал себя в послушание отцу Иоанну его соученик из Болгарии иеромонах Иоанникий, впоследствии митрополит Болгарской Православной Церкви. Он очень любил батюшку и трепетал перед ним. Однажды, совершив какой-то проступок, от страха и стыда перед отцом Иоанном он залез под кровать и спрятался там (они жили в одной келлии). Батюшка очень строго его вел: так, в наказание за что-то на Пасху батюшка разрешил ему съесть при разговении только кусок ржаного хлеба и выпить стакан воды. Отец Иоанникий очень долго упрашивал батюшку отменить этот «приговор», так как он был приглашен на прием в посольство, и ему стыдно было за праздничным столом есть только хлеб и пить воду, но батюшка остался непреклонен. Придя с приема, отец Иоанникий рассказывал, что все хорошо обошлось, никто и не заметил, что он ел. Этот случай еще больше укрепил его любовь к батюшке. После возвращения отца Иоанникия на родину его прежний духовник написал из Болгарии отцу Иоанну письмо. В самых теплых словах он выражал свою благодарность батюшке за мудрое духовное окормление своего чада и писал: «Спасибо тебе за сынку». Глубокое чувство христианской любви и преданности к отцу Иоанну митрополит Иоанникий пронес через всю свою жизнь. Об этом ярко свидетельствуют его письма к батюшке. Вот одно из них:  «Ваше Высокопреподобие, дорогой незабываемый отец Иоанн! Самая возвышенная и самая великая христианская добродетель никогда не проходит, потому что основана на Божией неизменной любви. Последняя никогда не проходит, потому что вечна, как вечен Всемогущий Бог . Буду откровенным: немало помучился и много выстрадал после Вашего отказа посетить Болгарию. Так долго подготавливал свою душу и так ждал Вас и после всего этого прочитал в Вашем письме, что в этом году Ваше посещение невозможно по причине болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

Он ответил: «Пусть придет ко мне эта старица». Старушка пришла к батюшке, но когда уходила от него, кричала на весь храм: «Иоанн поломал мне ноги!» Оказывается, старица была мнимой и находилась в духовной прелести. После беседы с батюшкой бесовское наваждение по молитве отца Иоанна исчезло, и старушка была вынуждена признать, что обманула многих. Имя отца Иоанна передавалось из уст в уста. Все более и более расширялся круг лиц, которые пользовались его духовными советами и руководством: монахи и монахини, священники, известные ученые, рабочие, деревенские жители, студенты, школьники, врачи, учителя... Беседы с отцом Иоанном искали и епископы, и министры. И для каждого у него находилось соответствующее слово «на пользу». Протоиерей отец Владимир Кучерявый в своих воспоминаниях об отце Иоанне пишет, что его всегда удивляла «редкая способность батюшки говорить с каждым человеком на языке его уровня, исходя из духовной зрелости. Такой индивидуальный подход к каждому и получаемая помощь привлекали к отцу Иоанну множество людей.., так что слух о нем, можно сказать, проходил по всей Руси Великой». Как в свое время к старцу Андронику в Глинскую пустынь, так теперь к батюшке Иоанну потянулся народ Божий со всех концов России. Отцу Иоанну было тогда лишь 33 года, но он был духоносным старцем и мог окормлять огромную российскую паству, к чему был подготовлен старческим служением в Глинской пустыни. Имя его стало известно не только в России, но и за ее пределами. С каждым годом число посетителей отца Иоанна возрастало, и можно только удивляться тому терпению, с которым он принимал ждавших его духовного утешения, наставления, а иногда и материальной помощи, – никого он не отпускал неутешенным. Митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий пишет:  «Будучи преподавателем Московских Духовных школ, отец Иоанн всегда находил время для беседы с людьми, не на словах, а на деле исполняя Господню заповедь: «Грядущего ко мне не изжену вон» . Какая же сила влекла к этому старцу людей всех званий и положений? Какой мощью он неверующих приводил к вере, в отчаявшихся вселял надежду, злых делал добрыми? Что помогало ему творить чудесные деяния: исцелять от болезней и душевных страстей, прозревать будущее и т. д.? На это можно ответить словами апостола Павла: «Не аз, но благодать, яже во мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

Больше всего в беседах наших батюшка говорил о вере, о покаянии, о молитве, о любви к ближнему: “Надо искать и просить у Бога живой веры, как нищая прости подаяния”. “Всякое дело надо начинать с молитвы Господу о помощи”. Батюшка учил нас на всякое дело брать у духовника благословение, что есть большая сила, стараться жить по послушанию, хранить тишину в сердце, утром на молитве просить об этом Бога, а все, что случается в течение дня, принимать спокойно по мере сил. “Не надо никого учить. Переделывать не надо. Переделывать надо себя. А они посмотрят (имея в виду моих близких) и либо возьмут что-то, либо нет. На все воля Божия. Даже дочке (ей было тогда 10 лет) надо делать замечания вскользь, объясняя, а не настаивая”. “Во время поста лучше съесть что-либо, кроме мяса, но не допускать скандалов в доме”. “Надо искать смирения, быть покорной воле Божией, иметь любовь к ближнему — на этих трех китах созидать себя” О моих домашних неурядицах батюшка говорил: “Скорби будут. Но все это Вам от Господа для выявления Ваших страстей. Покой и тишина в доме превыше всего. Смиряйтесь, терпите, ищите выход. Вы твердо должны знать, что страдаете за свои грехи. Нагрешили много, надо много пострадать”» 31 . Всю свою долгую жизнь отец Василий нес тяжелый крест физических страданий, которые особенно усилились после рукоположения. “Как только рукоположили в диакона, — признавался батюшка, — начал болеть в ту же ночь. И болел всю жизнь” 32 . Болезни действовали угнетающе на душевное состояние священника, и он неоднократно ездил за советом к духоносным старцам в Глинскую пустынь, открытую во время войны и вновь закрытую в 1961 году. Самые близкие духовные отношения сложились у отца Василия с иеродиаконом Ефремом и монахом Иоанном (Масловым). Приводим отрывки из его бесед с обоими насельниками пустыни: «Отец Ефрем спросил, как я себя чувствую. Я ответил, что очень тяжело душе и телу — боли, сильная слабость, молиться не могу; чувствую себя духовным трупом — зашел в тупик, сотрясает страх грядущих бед.

http://pravmir.ru/nashi-prihodskie-batyu...

В статьях «Значение каждения в Православной Церкви» и «Храм – место совершения богослужения и таинств» объясняется этимология и назначение храма и предметов христианского богослужения. Статья о каждении раскрывает глубокий духовный смысл этого действия и его значение в деле спасения. В статье «Обрядовая сторона праздника Крещения Господня в Древней Руси» раскрыты значение, содержание, цель праздника Богоявления, богослужебные обряды, чинопоследование, их эволюция и существующие формы. Некоторые важные литургические вопросы и вопросы церковной истории рассмотрены в статье «Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси». Вот один из отзывов на эту статью, пришедший в газету «Мегаполис-Континент»: «Статья о покаянной дисциплине христиан Древней Руси пробуждает желание исполнять древние обычаи на деле. Хочется возродить в душе путь к нравственному совершенствованию через покаяние и самоограничение». 46 Статья «Об епитимиях» – обширное отдельное богословское исследование о смысле, значении и роли епитимий в современной пастырской деятельности. Особое место занимает статья «Значение благодатного мира в деле преобразования общества». В ней отец Иоанн особо подчеркивает, что именно слова Спасителя «Мир вам» легли в основу внутренней жизни Христовой Церкви, именно они имели и имеют величайшее значение в деле перерождения огрубевших сердец в новое во Христе благодатное общество. Эта статья также неоднократно публиковалась (иногда с названием «Не поднимет народ на народ меча»). Беззаветной и беспредельной любовью к Родине полна статья «Вклад Русской Православной Церкви в победу над фашизмом». Именно в этой статье о. Иоанн написал свои слова, ставшие широко известными: «Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству». Свои статьи отец Иоанн посвятил и тем русским подвижникам, которые, вероятно, особенно духовно были близки ему. Прежде всего, это статья о старце Амвросии: «Преподобный Амвросий Оптинский и русская интеллигенция второй половины XIX века». Эта статья написана о. Иоанном через 20 лет после кандидатского сочинения об Оптинском старце и существенно отличается от него. Здесь использованы совсем иные наставления и изречения старца.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010