Эта статья имеет особенно большое значение для патриотического воспитания. Некоторые свои статьи отец Иоанн посвятил тем русским подвижникам, которые духовно были особенно близки ему. Прежде всего это – статья о старце Амвросии. «Преподобный Амвросий Оптинский и русская интел­лигенция второй половины XIX века». Эта статья написана отцом Иоанном через двадцать лет после кандидатского сочинения об Оптинском старце и отличается от него. Здесь использованы иные наставления и изречения старца, в другом аспекте изложены его идеи. Если первая работа отца Иоанна была посвящена в большей степени вопросу о том, кто такой старец Амвросий, то в этой статье приводятся практические методы духовного руководства старца, рассматривается то, как он это делает. Еще одна статья отца Иоанна – «Настоятель Оптиной пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов) и его пастырская деятельность» – посвящена другому Оптинскому старцу. В ней отражены те христианские принципы, которыми должен руководствоваться каждый пастырь в своей духовной и воспитательной деятельности. Статья «Святой Иоанн Кронштадтский – светильник праведности земли Русской» написана с необыкновенной любовью и глубоким пониманием внутреннего духовного мира Кронштадтского пастыря. Она раскрывает духовное значение служения праведного отца Иоанна, его роль в сохранении и развитии Православия накануне революции, значение его служения в деле духовного воспитания русского человека. Наконец, две статьи посвящены настоятелю Глинской пустыни отцу Филарету. «Игумен Филарет – возобновитель Глинской пустыни» и «Игумен Глинской пустыни Филарет и его эпистолярное наследие» (к 150-летию со дня блаженной кончины). Кроме двух этих последних из указанных нами статей о Глинской пустыни (ее истории, чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы, жизнеописанию ее подвижников), отец Иоанн посвятил ей еще девять статей. Одна из них – «Глинская пустынь как центр духовного просвещения и возрождения старчества» – освещает период жизни обители в 40–60-е годы прошлого столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись. 1966. МОНАХ ГЕРАСИМ     Старец монах Герасим (в миру Гавриил Рунский) родился в 1844 году в семье мещан г. Конотопа Черниговской губернии. С ранних лет он был проникнут любовью к Богу и горел желанием всего себя посвятить Ему.    Посетив Глинскую пустынь, он сразу почувствовал здесь особую близость Божию, благодатность духовной атмосферы обители и бесповоротно решился остаться в монастыре. Так шестнадцатилетним юношей поступил Гавриил в Глинскую обитель.    В монастыре подвизались тогда такие светочи старческого окормления, как схиархимандрит Илиодор (Голованицкий), иеросхимонах Макарий (Шаров), о. Иннокентий (Степанов), впоследствии Глинский настоятель. Молодой послушник был очевидцем дивных подвигов и таких известных Глинских старцев, как схимонах Евфимий (Любимченко), монах Мартирий (Кириченко), схимонах Архипп (Шестаков), схимонах Лаврентий, схимонах Артемий, монах Досифей благоговейный и других.    Воодушевленный их подвигами, Гавриил внимательно заботился о своем спасении, ревностно исполнял послушания и под руководством старцев постигал науку из наук — монашескую жизнь. Невидимая брань со страстями, келейная молитва, чтение слова Божия и творений святых отцов, ежедневное внимательное самоиспытание и откровение помыслов — вот те духовные делания, в которых возрастала и крепла его душа.    В 1878 году после 17 лет подвижнических трудов в обители он был пострижен в мантию с именем Герасим и назначен на послушание трапезного .    Впоследствии, видя его стремление к строгой духовной жизни, настоятель о. Исаия (Гомолко) назначил его пономарем при церкви Ближнего скита . Более 20 лет благоговейно исполнял это послушание о. Герасим, входя всегда в храм первым и выходя из него последним. Для отдыха у него почти не оставалось времени. Такая подвижническая жизнь вошла у него в привычку, стала его жизненной потребностью.    Храм — дом Божий, в нем все Божие, все святое, все имеет глубокий духовный смысл. Отец Герасим с ревностной ненасытностью жил и дышал постоянно атмосферой церковных песнопений, молитвенных воззваний, сделавшихся стихией его души. Подвиг непрерывного внимания себе и самоукорение много способствовали старцу в приобретении умной молитвы и созерцании Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Схиархимандрит Андроник (Лукаш) говорит: «Те, кто причащается каждый день, - эти люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться нужно только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причастию, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не в осуждение. Каждый день причащаться может схимник, больной монах, седмичный священник» (Схиархимандрит Иоанн Маслов. Глинская Пустынь. М., 1994. С. 467). А ныне живущий старец архим. Иоанн (Крестьянкин) отсылает нас к свт. Феофану. Он издал сборник «Настольная книга для монашествующих и мирян» (Псково-Печерский м-рь, 1998), где собрал наставления разных лиц высокой духовной жизни, и в предисловии к ней пишет: «Вопросов мне, пастырю, было много, и у пастыря-монаха их возникало не меньше. А ответы, получаемые в писаниях Отцов, проверялись моей длительной монашеской жизнью во времени на личном опыте и на опыте других. И вот теперь, как крупицы живого опыта, хочу оставить этот сборник в завет и назидание и практическое руководство инокам и в научение мирянам: всем, в чьем сердце затеплится любовь к таинственному монашескому житию в Боге» (с. 3). Приведенное о. Иоанном в этой книге письмо свят. Феофана, написано им некоей монахине за три недели до его кончины. Вот оно: «Милость Божия буди с Вами! Положив говеть в настоящий пост, Вы прописали, что недовольны бываете своим говением, хотя любите говеть и желали бы чаще совершать это дело благочестия христианского. Как Вы не указали, в чем не довольны своим говением, то ничего про это не скажу... только приложу: старайтесь довесть свое говение до того, чтобы оно удовлетворяло Вас. Можете у духовника спросить, как поправить свое говение. Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимает немалую часть благоговения к сему величайшему делу... разумею говение и причащение. Я, кажется, уже писал Вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех. А в посты перед Пасхой и Рождеством по два раза... А больше не ищите...» (с. 341-342).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Да соединит Господь Бог всех верующих и да спасет мир наш. Поверьте, Ваше Высокопреосвященство, в мою искренность и преданность. Полина Малькевич-Кошелева. 1933-го года Март месяц». Случай был в 1931 году; а рассказан он был мне в 1933 году; потому что в этом году было столетие со дня кончины преп. Серафима; и я начал печатать житие его. И просил всех, знавших что об о. Серафиме, сообщить. Вот Полина Кошелева и пришла с подругою. Следующий случай мне был описан и прислан в письме. Переписываю его тоже точно. «Рассказ об исцелении о. Иоанном Кронштадтским сестры моей, Лидии Петровны Стахович в 1918году в г. Ливнах, Орловской губернии. Сестра мне писала: теперь поговорю с тобою об отце Иоанне и великой милости Божией, из-за которой я исцелела от воспаления легких в 1918 году в г. Ливнах. Я рассказываю это немногим, так как проникнута великою благодарностью Богу и дорогому Батюшке, а только тем, которые прославляют Бога в делах Его. Я лежала уже 6 недель с воспалением легких и начинала поправляться, но компресса согревающего еще не снимали. Был ноябрь, очень холодный, а дров у нас не было; пришлось лежать в нетопленной комнате. Приехал доктор Маслов, велел снять компресс для консультации; пока он меня выслушивал, у меня зуб на зуб не попадал, так я озябла. На следующий день температура была 40, и доктор объявил, что захвачена вся правая сторона, то есть началась вся болезнь сначала, только с другой стороны. Я решила, что, конечно, не выживу, так как, лежа 6 недель, совсем потеряла силы, – где же их набрать еще на 6 недель? Мать моя ухаживала за мной день и ночь, и никогда даже не отдыхала днем. Я была ужасно эгоистична, никогда о ней не думала, ничем не щадила; из-за слабости сердца мне не велели двигаться; я поминутно ее тревожила и днем, и ночью, не заботясь о ее сне: «Мама, поверни подушку», «Мама, покрой меня» и т.д. Наступила ночь с 19 на 20 ноября – после того, что доктор объявил о возобновлении болезни. Я проснулась ночью: мне мешал слишком затянутый компресс. Я не задумалась разбудить маму, попросить у нее ножницы, разрезать бинт. Я говорю это для того, чтобы показать, что ни о чем возвышенном не думала-, а только о ножницах и бинте.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Вместе с игуменом Марком отец Иоанн ездил в Тбилиси к старцу Андронику, который также очень полюбил отца Марка. Но последний был уже тяжело болен и скончался в 1973 г. на 34-м году жизни. Отец Иоанн очень тяжело пережил его кончину. С большой любовью рассказывает об отце Иоанне митрополит Рязанский и Касимовский Симон, который в 1965–1972 гг. был инспектором Московской Духовной Академии и Семинарии. «С отцом схиархимандритом Иоанном я был в очень близких отношениях. Часто у него исповедовался. Отец Иоанн – человек очень высокой духовной жизни. Я видел в нем старца-наставника. Не было дня, чтобы я не советовался с ним. Старался исполнять то, что он говорил. Слова его всегда сбывались, советы оказывались полезными, и это укрепляло доверие к нему. Отец Иоанн и лечил меня, врачом моим был. Вылечил от аллергии; приходил с мазями, натирал ноги, когда болели. Отец Иоанн- воплощенная кротость, очень скромный, смиренный, во всем имел послушание. Никогда никому ни в чем не отказал. Все знали, что он всегда поможет. Безотказный пастырь. Вот даже такой пример. Стал как-то ходить ко мне в келию один из монашествующих, но время проходило с ним в пустых разговорах. Вспомнил я наставление преподобного старца Амвросия монахиням о том, что если сестра приходит и мешает разговорами – пригласить ее вместе молиться. Когда в следующий раз пришел этот человек, я сказал: «Отец, давай помолимся». А он: «Да, ты что? Разве я без тебя не могу помолиться?» – и ушел. Больше уж он не приходил. А вот отца Иоанна приглашу к себе. Надо завтра служить. Попрошу: «Отец Иоанн, помоги мне правило читать» (а ведь знаю, что он уже прочитал правило). Он никогда не отказывал. Часто мы вместе с ним читали правило ко Святому Причщению. Отец Иоанн очень любил молитву. Жил молитвой. Каждое утро мы встречались с ним на полунощних в храме у преподобного Сергия. Его смирение, кротость – это, конечно, всегда передавалось окружающим, когда он священнодействовал. С такими людьми легко служить, легко жить. Такие люди являются украшением Церкви. Отец Иоанн – соль земли; свеча, которую ставят на подсвечник, чтобы всем светила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

В работе использованы также материалы личного архива автора: подлинные послужные списки насельников Глинской пустыни; собрания писем великих Глинских старцев схиархимандритов Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцова) ; схимитрополита Серафима (Мажуги), а также других Глинских иноков; магнитофонная запись бесед схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым) , рукопись наставлений схиархимандрита Андроника, воспоминания Глинских иноков и богомольцев, помогавших восстанавливать монастырь, фотографии Глинской пустыни, ее насельников и многие другие материалы. Почти все перечисленные документы, хранящиеся в различных собраниях, ранее не были известны исследователям истории обители и никогда не публиковались. Их изучение позволило не только значительно дополнить описание истории Глинской пустыни, ее духовно-просветительной деятельности, но и по-новому оценить значение этой обители в истории России, показать, какое высокое место занимала Глинская пустынь в духовной жизни, и раскрыть ее огромное значение как центра духовного просвещения. Таковы основные источники и пособия, использованные при написании этой работы. 2 Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской духовной миссии. Ч. 2. М., 1860. С. 153. Курские епархиальные ведомости. 1900. 10. С. 149. РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 639, л. 14. 4 История паломничества восходит к древним временам. Первой паломницей принято считать Божию Матерь, которая часто совершала путешествия, посещая все места, связанные с пребыванием в них Господа Иисуса Христа во время Его земной жизни. В России паломничество по святым местам, и в частности в Иерусалим, Палестину, начало развиваться в начале XII века. Первым, кто «зажег на Гробе Господнем лампаду за всю Русскую Землю», был писатель, широко известный в свое время игумен Даниил, о чем повествуется в книге архимандрита Леонида «Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV-XVI веков» (М., 1871. С. 1). 5 Первый Устав Афонский был написан преп. Афанасием, который пришел на Афон около 960 г. Его уставом на Афоне был впервые введен преимущественно киновиальный образ жизни в отличие от преобладавшего ранее анахоретского, или отшельнического образа жизни. Общежительное подвижничество, введенное св. Афанасием, в последующие века совершенствовалось прежде всего в духовно-нравственном отношении. Совершенствовался и устав Святой Афонской Горы, который стал образцом духовного подвижничества для всех других святых обителей (Афон//Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Т. 2. Пг., 1901. С. 189–236).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В 1969 году отец Иоанн защитил кандидатскую диссертацию по кафедре Патрологии на тему: «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие», за которую ему была присуждена степень кандидата богословия. Диссертация состоит из трех разделов: жизнеописание отца Амвросия; учение о спасении (по его письмам); избранные из разных источников и систематизированные изречения старца. Жизнеописание отца Амвросия, составленное отцом Иоанном, по праву считается одним из самых ярких повествований о его старческой деятельности. Недостатка в историческом материале для полной и всесторонней биографии отца Амвросия не было. Но не было и биографии, которая бы весь этот материал одухотворила, сконцентрировав его в одно целое и вокруг единой идеи – представления образа живой личности великого старца. Именно эту идею воплотил в своем труде отец Иоанн. В отзывах оппонентов на эту работу сказано, что сочинение отличается целостностью, законченностью, «читается легко и с неослабным интересом. Автор ярко показал основную черту духовного облика старца. В труде отца Иоанна старец Амвросий предстает как сама любовь». Сопоставляя труд отца Иоанна с сочинениями других авторов о старце Амвросии, нельзя не отметить замечательное жизнеописание старца, отличающееся прекрасными духовными характеристиками, составленное протоиереем Сергием Четвериковым («Описание жизни блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия», 1912). Но в этом труде, к сожалению, не раскрыто само учение Оптинского старца о спасении, поэтому сложно говорить о том, что образ этого праведника передан во всей полноте. Отец Иоанн впервые исследовал эпистолярное наследие старца Амвросия и представил его учение в стройной, доступной любому читателю системе. В этом – особое значение его труда. Раскрывая учение Оптинского старца о спасении (о покаянии, о смирении, о молитве, о страхе Божием, о страстях и т. д.), отец Иоанн сопоставляет его с учением отцов Церкви, показывая непрерывающуюся преемственность старческого делания. В этом своем труде он дает четкое определение старчества, прослеживает его историю с момента возникновения и до времени старца Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Гордость имеет разные проявления и формы. Есть гордость за Отечество, за победу и т.д. А есть люди, которые считают, что в них заключен, на них сосредоточен весь мир, что они никому ничего не должны. Это и с одиночеством связано. И на такие ложные мнения и совсем неправильные убеждения у вас, как будущих священников, должен быть весомый контраргумент. «Это были удивительные люди» – Отец Георгий, вы еще застали служение патриарха Пимена. Из тех, кто здесь присутствует, его, конечно, уже никто не знал… – Патриарх Пимен при внешней суровости и очевидной немногословности был, несомненно, добрым человеком. Ему была свойственна особая манера и темп речи, красивый тембр голоса. Как он служил и говорил – это уникально. Он всегда любил ребят-иподиаконов, никогда не обижал нас, всегда проявлял заботу. – Вы были знакомы с отцом Иоанном (Масловым) и игуменом Марком (Лозинским). Расскажите о них, пожалуйста. – Я был духовным сыном отца Иоанна (Маслова; 1932–1991), меня к нему определил игумен Марк. Отец Марк был его духовным последователем, беспрекословно послушным, он любил его и восхищался им. Эту любовь к последнему глинскому монаху (Глинской была та обитель, где подвизался смолоду отец Иоанн) игумен Марк старался привить и мне. О нем осталась память как об очень проницательном, по-отечески заботливом, но при этом строгом духовнике. Игумена Марка (Лозинского; 1939–1973), одного из основателей археологического музея МДС и заведующего кафедрой гомилетики, я знал еще до поступления в семинарию. С отцом Марком дружил мой дядя, и мне просто посчастливилось, что меня, как будущего семинариста, представили этому светлому человеку. Когда он был заведующим музеем, а я уже стал студентом, мне довелось ему помогать – делать титульные листы для подготовленных изданий: в то время он издавал книги, а делать типографический текст не было возможности. Иногда мы с ним засиживались за работой до глубокой ночи и так постепенно сблизились, хотя со многими людьми он держал дистанцию. Он болел диабетом, так что мне приходилось делать ему и уколы инсулина. Это был человек удивительных способностей, настоящий аскет, в своих представлениях и суждениях как чистый ребенок.

http://pravoslavie.ru/101235.html

По виду будто бы строгий, не опускавший случая заметить упущение или шалость молодых послушников, отец Иеремия, лишь только у него просили прощения, с любовью все прощал, всегда при этом еще обласкает, даст яблок, слив или бубликов. За пять месяцев до кончины семидесятипятилетний старец принял пострижение в схиму с именем Иоанн и, доселе прямой, бодрый, он сразу сгорбился. Полагают, что он стал носить на себе на железной цепи железный же тяжелый крест, который прежде надевал только при келейном правиле, совершаемом со многими земными поклонами. Молитва подвижника, конечно, не могла нравиться врагу спасения. Он не преминул устрашать молитвенника, но безуспешно. Однажды же во время совершения Иоанном правила, вошла в келлию кошка и по мантии влезла ему на плечи. Отец Иоанн не испугался и продолжал молитву, кошка исчезла. Близко знавшие старца замечали в нем дар прозрения. Близость своей кончины он также предузнал. Принятие схимы, частое причащение Святых Таин и постоянная молитва были его приготовлением к смерти, которая последовала 1 октября 1890 года, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Мы думаем не без значения душа его отозвана в такой день. Под покровом Царицы неба и земли она предстала престолу Нелицеприятного Судии – Бога, как усердно, потрудившаяся для братии и обители. На могильном кресте схимонаха Иоанна надпись говорит: «Он заслужил себе особенную память помощью больным. Его молитвами, лечением и неослабным уходом неизлечимо больные, иногда врачами приговоренные к смерти, получали полное выздоровление». Литература Глинский подвижник схимонах Иоанн. (Память 1 октября)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М., 1909. С. 3–5. Подвижники Глинской пустыни. (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 10. Схимонах Иоанн//Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х ч. Одесса, 1901. С. 45. То же. Одесса, 1904. С. 45. То же. Курск, 1912. С. 39. Архивные документы

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Кроме приведенных нами телеграмм, протоиереем о. Иоанном Ильичем Сергиевым в день 50-летнего юбилея получены поздравительные телеграммы еще от следующих лиц: Из Петербурга от Коджича, Дощинского, Романовских, Носановых, Федора и Александры Парфеновых, Надежды и Александры Щетелиновых, Новиковых, Жевержеевых, М. Стронского, Марии Домбровской, Василия и Марии Шустиных, Василия, Демина, Ивана и Палагеи Соколовых, от крестьянина Гавриила Кулебякина, Параскевы Барановой, Ивана Архипова, Кирикова, семейства Бреевых, Василия и Наталии Ярославцевых, Кокиных, Андреевых, Евдокии Масловой, Марасагиных, Гавриила Тягунова, Вергопуло, Петровых, Эльснер и Андреевых, Владимира Пирамидова, Чельцовых, Владимира Евстифеева, Павла и Анны Становых, Песоцкой, болящей Марии и Михаила. Из Царского Села от семейства Мансветовых и Павловых. Из Павловска от Трубенковых. Из Гатчино от Ефросинии и Анания Прокофьевых и Малышевых. Со ст. Елизаветино от Флорентия Маркина. Из Вышнего Волочка от Непокойчицкой. Из Екатеринбурга от Михаила, Алексея и Ольги Ивановых. Из Таганрога от И. В. Ситниченко. Из Раменского от Зотиковых. К юбилею Высокочтимого о. Иоанна Кронштадтского Впечатления приезжей Не могу не поделиться своими впечатлениями с благосклонными читателями, наипаче – почитателями Высокочтимого Батюшки. Воистину, эти дни – встречи, самый день торжества 50-летнего юбилея священнослужения о. Иоанна, и следующие за ним дни, – это дни великой радости, ликований, счастья видеть своего дорогого пастыря, великого учителя благочестия, покровителя страждущих. Одним словом, – нашего дорогого батюшки, – как привыкла называть Его верующая Россия, прибегающая к его святым молитвам. Да и не одна Россия, ибо к Высокочтимому пастырю часто приезжали иностранцы, которых любвеобильный о. Иоанн принимает с одинаковой любовью. Еще накануне торжественного дня мы чувствовали праздник; все предвкушали радость, и точно в Светлый Христов день обнимали друг друга, поздравляя с юбиляром. Пароходы переполнены были почитателями, или вернее сказать – духовными чадами великого и дорого пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010