Иоанна Златоуста



  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029

Воздушные мытарства. Мытарство девятое: «А судьи ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1 Кор. 4: 5 ) . Сам христианин не должен бояться человеческого осуждения и клеветы. Апостол Павел писал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» ( 1 Кор. 4: 3 ) . О святителе Иоанне Златоусте известно, что злые клирики из зависти стали распространять об архиепископе Иоанне худую молву, хулили того, который достоин был одних похвал. Святитель Иоанн знал о клевете, но как он к ней отнесся? Не обращал на нее никакого внимания, предоставив суд Богу. И вышло так: чем более хулили Иоанна Златоуста его враги, тем более разрасталась добрая слава о нем. До клеветы он был славен лишь в своем отечестве, а после прославился и в дальних странах, и многие люди из этих стран приходили в Царьград, чтобы видеть его и насладиться слушанием его высокого учения. Мы должны учиться прощать и проявлять милость, потому что сами нуждаемся и в милости, и в прощении Клевета и лживые осуждения могут нравственно охарактеризовать только самих клеветников. Воры будут говорить, что вы не чисты на руку; блудники будут говорить, что вы не целомудренны; клеветники будут говорить, что вы сплетник; ... далее ...
Церковь во второй половине V – начале VI века. ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... сказывалось на нравственном состоянии общества, но религиозно-нравственный уровень самих церковных общин, наполнившихся вчерашними или позавчерашними язычниками, которые принимали новую для себя веру часто не по причине сердечного обращения, а подчиняясь потоку жизни – майнстриму, неизбежным образом понизился в сравнении с эпохой гонений. «Огромные толпы народа, присутствовавшего на службе, – писал протоиерей Иоанн Мейендорф, – состояли из христиан только по названию, и эти люди вряд ли были способны удовлетворить требованиям, предъявляющимся к регулярно причащающимся. Начиная с Иоанна Златоуста духовенство стало проповедовать приуготовление, пощение и самоиспытание как необходимые предусловия причащения» [7]. Это верно подмеченная перемена в литургической жизни Церкви эпохи, но, как кажется, получившая в этом пассаже не сбалансированную, негативную оценку. Между тем при многократном росте числа христиан, когда главным стимулом обращения не были религиозные искания, это было действительно неизбежным явлением. Альтернатива, то есть отказ Церкви принимать обратившихся язычников, вера которых не выдержала бы строгой экзаменовки, значила бы отказ от того союза с ... далее ...
«Бог да я, это уже большинство, причём ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама [1] ( Быт. 14, 22, 23 ) . Также в 14-й главе мы встречаем первый прообраз Святой Евхаристии, когда царь Салимский – Мелхесидек – выходит навстречу Аврааму и преподносит ему хлеб и вино. Авраам принимает дары и благодарит Мелхиседека, отделяя ему десятую часть от своего имущества. Итак, перейдем к рассмотрению 15 главы. Пятнадцатая глава начинается словами: После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика ( Быт. 15, 1 ) . По слову свт. Иоанна Златоуста, Бог утешает этими словами Авраама, отказавшегося принять богатство из рук развратного царя, обещая защиту и награду надеющимся на Него. « Я твой щит. И это изречение многозначительно. Я, который возвел тебя из земли халдейской; Я, Который привел тебя сюда; Я, который освободил тебя от опасностей в Египте; Я, Который несколько раз обещал дать тебе и семени твоему эту землю, – Я защищаю тебя. Я, который каждый день более и более прославляю тебя перед всеми, – Я защищаю тебя, то есть Я подвизаюсь за тебя. Я побеждаю за тебя, Я промышляю о тебе и все тяжелое превращаю для тебя в ... далее ...
«Чудесам Николая сплетаю похвалы» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... повсюду») . Andreas Cretensis. Encomium in s. Nicolaum PG. 97. 1196. [15] Редкое слово, обозначающее помощь. ἀῤῥωγή· βοήθεια] Hesychius. A 7744. [16] Cлово, употребительное в студийской среде. См. письмо Феодора Студита к Михаилу царю: ἡ κραταιὰ χεὶρ τοῦ θεοῦ σῴζοι σε, τὸν κοσμοπόθητον καὶ θεοφιλῆ, τὸν βασιλέα τῶν χριστιανῶν. («Крепкая рука Бога да спасет тебя, мировожделенного и боголюбивого царя христиан». – Epistula. 429, 45) . [17] Слово, нигде более не зарегистрированное. [18] Буквально – от обстояния. [19] Термин, типичный для Ареопагитик. Встречается также в кондаке на Иоанна Златоуста, приписываемом Роману Сладкопевцу: τοὺς πάντας φωταγωγῶν, ὁδηγῶν καὶ συνετῶν («Всех световодительствующий, наставляющий и вразумляющий») . Romanus (Dub.) . Hymn. 63. 4. 12. in Johannem Chrysostomum. [20] Аллюзия на 22-й псалом: «Если и пойду посреди тени смертной (ἐν μέσῳ σκιᾶς θανάτου) , не убоюcь зла». ( Пс. 22: 4 ) . Намек на избавление св. Николаем трех граждан и двух воевод от смерти. [21] Буквально – световодительствующий». Participium Praesentis Activi. [22] В Новом Завете образ звезды – христологический: «Я есмь звезда светлая и утренняя» ( Откр. 22: 16 ) ; в ... далее ...
Иеромонах Иов (Гумеров): «Без любви помочь ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... человека очищается и возрождается. Но даже просто беседа или ответ на письмо требуют особой внутренней собранности. Начиная отвечать на письма прихожан, вначале я не представлял всей трудности этого дела. Через какое-то время я понял, что если письмо написано с болью, то надо хотя бы часть этой боли пропустить через себя, иначе не поможешь. Можно написать ответ очень точно и правильно с богословской точки зрения, но оно не даст результата, если нет сопереживания. Для ответа на разнообразные вопросы приходилось обращаться к самым разным источникам. Часто обращался к творчеству святителей Иоанна Златоуста, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского и других. Во-вторых, я опирался также на те знания, которые у меня были. Меня можно назвать «вечным студентом». Я учился и учусь всю жизнь. В семнадцать лет у меня произошло очень важное событие: я сделал выбор жизненного пути. До этого мне приходилось принимать решения: с кем играть, куда поехать на отдых и так далее. Но ни один такой выбор не мог повлиять на мою жизнь. Окончание школы изменило коренным образом мое положение. Что делать дальше? Поскольку у меня был настоящий интерес к познанию, мне было ... далее ...
Заразительная открытость православных приходов / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... церковных Соборов, святых, но мы зачастую думаем, что не сможем достучаться до этих «новичков», если не прибегнем к растафарианству, хип-хопу, рэпу или светским молодежным мероприятиям, где порой мало истинно православного духа. Нам надо отвечать этим людям, но мы в то же время не должны «покупать их задешево». И вот что заставило меня подумать о том, как мы недооцениваем людей, – моя встреча с католическим священником из Ванкувера, который руководил там группой подростков 15–18 лет, занимавшихся изучением святоотеческой литературы. 30 подростков читали с ним святителей Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского… А одна китаянка из этой группы говорила мне, что такое чтение очень нравилось всей их группе, потому что «он (священник) оказался первым, кто стал воспринимать нас серьезно и относиться к нам как ко взрослым. Он помогает нам получить ответы на наши вопросы о смысле жизни, а не рассказывает нам о баскетболе и современной музыке». Другой случай: двое друзей – бывших растафарианцев, а сейчас православных – начали читать о сербских святых и затем отправились в поездку по Сербии, где были встречены не просто тепло, а с огромным энтузиазмом, чего они ... далее ...
Хочу стать фарисеем / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... ходить в брюках или нет " . Когда она переступила порог храма, то перестала чувствовать тело свое ниже пояса. Медленно передвигая ноги (они двигались) , она дошла до иконы, где должен был быть акафист. Всё выслушала, отстояла до конца, переживая ужас: ног своих она не чувствовала... Потом, тоже медленно, вышла из храма - и всё стало как прежде! С тех пор она никогда не надевает брюк (только в лес, за грибами и ягодами) - со страху, в память о том, что она тогда пережила. Та же женщина, в приличной юбке и блузке, но с очень короткими рукавчиками, идет в храм на уборку и вспоминает слова Иоанна Златоуста (цитирую приблизительно) : Как красива благородная женщина, когда она закрывает, идя в храм, всё свое тело, не как дома, а всё, надевая платье до самого полу, чтобы и часть ее тела не была видна. Она становится еще прекраснее. Входит женщина в храм и встречает священника. А он ей шутя говорит, показывая на руки: Ты что так оделась? Здесь же ремонт, надо было надеть халат какой-нибудь. Жалко, конечно, расставаться в жару с короткими рукавчиками. Но получается: надо поискать в магазине легкое платье с длинными рукавами. Елена 22 июля 2014, 09: 59 " Нередки сейчас в ... далее ...
Крик о любви / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... (в сердце самой верующей подруги. Мариночка, простите Христа ради, за эти слова. Мы все только учимся... любить! ЛЮБОВЬ - это сам Господь! Любовь созидающая, всепрощающая, милостливая, выше и глубже человеческой любви! Послание к галатам: что значить поступать по духу Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Как исправлять другого?) толкование Иоанна Златоуста («Вы, духовные, исправляйте такового» — апостол не сказал «наказывайте», или осуждайте», но — «исправляйте». «В духе кротости» — не сказал просто «кротостью», но — «в духе кротости», показывая тем, что это угодно и Духу, и что способность исправлять кротостью согрешающих есть дар духовный. «Наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» — апостол предупреждает о духовной опасности: исправляющий другого должен наблюдать за собой, чтобы не возгордиться. «Носите бремена друг друга» — невозможно, будучи человеком, быть свободным от недостатков. Поэтому апостол убеждает не ... далее ...
А удобно ли бедному? / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... следует, что ее не надо лечить. Ни у одного православного автора вы такого не прочитаете: Церковь издревле благословляет врачей. С бедностью, как мне кажется, так же. Максимов. Больной муж. 1881. Один священник сказал мне недавно, что мы не должны «вставать на духовные цыпочки», иначе говоря – преувеличивать собственные духовные силы. Человек, считающий, что он готов во спасение собственной души принять любую нищету, находится – за редким исключением – в состоянии самообмана. Нищета материальная совсем не приводит автоматически к нищете духа: «Материальная нищета, – пишет ученик святителя Иоанна Златоуста преподобный Нил Синаит, – гораздо чаще толкает человека на всякого рода обманы и злоупотребления. Она не имеет ничего общего с нищетой духовной, потому что последняя принимается человеком добровольно, по воздержанию и свободному движению произволения». Наша бедность – это почти всегда и бедность наших близких тоже, тех, за кого мы в ответе. Не обеспечить всем необходимым своего ребенка, старость родителей не сделать сносной, лечения не оплатить, когда близкий человек в опасности, – это тяжелый камушек на совести! Итак, здесь нет никакого противоречия: с бедностью надо ... далее ...
Святой праведный Алексий Бортсурманский / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... о всех вразех моих, имена иже Ты веси Господи Духом Святым Наталия 4 мая 2014, 18: 34 спасибо огромное за это житие, удивительная жизнь! святый праведный отче Алексие, моли Бога о нас! Нина 10 июля 2013, 11: 56 Святый праведный отче Алексие моли Бога о рабах Божьих Виктора и Нины. Сергий 4 мая 2013, 15: 00 Святый праведный отче Алексие, моли Бога о нас, грешных! Дмитрий 8 мая 2012, 23: 14 Святый праведный отче Алексие моли Бога о нас! И все-таки вызывает недоумение, почему Комиссия по канонизации так упорно при прославлениях последнего времени именует святых пресвитеров только праведными, без указания их священного сана. Ведь, по мнению святителя Иоанна Златоуста, непрестанно трудиться ради спасения других значительно труднее, чем быть просто подвижником и заниматься собственным спасением. Larisa 4 мая 2012, 20: 11 Sviatiy pravedniy Aleksie, moli Boga o nas, greshnikh! Михаил 4 мая 2012, 19: 28 Святый праведный отче Алексие моли Бога о нас! Алексей 4 мая 2012, 17: 44 Великий святой! Скорый помощник и чудотворец! Алексей 4 мая 2012, 15: 01 Спаси Господи за статью А как семейная жизнь сложилась о. Алексия? Валентина 4 мая 2012, 14: 39 Преклоняюсь пред святым праведником ... далее ...

  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029

Постоянная ссылка на эту страницу: Иоанна Златоуста
Справочник - ПОИСКОВ.РФ