«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Беседы на книгу Бытия, 2. Другие творения Во вторую книгу четвёртого тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошла вторая часть бесед на книгу Бытия (42-67 беседы), а также другие толкования свт. Иоанна Златоуста на Ветхий Завет: «Восемь слов на книгу Бытия», «Пять слов об Анне», «Три беседы о Давиде и Сауле». ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО БЕСЕДЫ НА КНИГУ БЫТИЯ ТОМ ЧЕТВЕРТЫЙ КНИГА ВТОРАЯ   БЕСЕДА 42. Различные добродетели Авраама и призыв слушателей к подражанию ему. Подтверждение Аврааму прежних обетований и божественное откровение о неизбежной гибели нечестивых городов. Ходатайство за них Авраама и пример Сарептской вдовицы. БЕСЕДА 43. Добродетели Лота среди развращенных жителей и применение этого к жизни христиан. Страннолюбие Лота, достойное подражания. Беззаконное намерение Содомлян и самоотверженная защита Лотом странников. Избавление Лота ангелами от гибели. Увещание к страннолюбию. БЕСЕДА 44. Увещание — с полным внимание принимать божественное учение. Сострадательность Авраама; значение ходатайства праведных за нас: нужно прежде всего заботиться о самих себе и молиться, а затем уже обращаться к ходатайству Святых. Ни Лота, ни дочерей его не нужно осуждать. Увековечивание памяти в потомстве добродетельною жизнью: достопамятный пример целомудрия Иосифа. БЕСЕДА 45. Важное значение для проповедника доброго расположения к нему слушателей. Поселение Авраама в Герарской земле и страх смерти; истинное супружество. Божественное избавление Сарры от бесчестия и оправдание Авраама перед Авимелехом. Исполнение божественного обетования о рождении у Сарры сына. Увещание к твердому упованию на Бога. БЕСЕДА 46. Необычайная радость Сарры по рождении Исаака и удаление Агари с Измаилом. Божественное промышление об изгнанных. Сила и безопасность того, кто пользуется божественною помощью. Гибельные действия зависти и увещания к ее искоренению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Блаженны милостивые. По творениям святителя Иоанна Златоуста Данная работа представляет собой сборник изречений святителя Иоанна Златоуста о милосердии, взятых из его многочисленных творений. Святитель именует добродетель милосердия «царицей добродетелей», а его собственная жизнь дает нам подлинный идеал деятельной христианской любви, которая исходит от живой и глубочайшей веры. Само понятие «милосердие» в творениях святителя многогранно. Подчеркивая, что Бог есть источник и пример милосердия для человека, святой отец обстоятельно и доступно разъясняет, каким образом конкретный человек может исполнять в жизни заповедь Божию. Издание рассчитано на широкий круг православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Блаженны милостивые. По творениям святителя Иоанна Златоуста Составитель: Людмила Исправникова Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС13-317-2386) Предисловие В наше время, когда в отношениях между людьми все чаще господствуют жесткий прагматизм и эгоцентризм, а само слово «милосердие» кому-то кажется безнадежно устаревшим, наставления святых отцов, неустанно напоминающих нам о великой силе и ценности милосердия, приобретают необыкновенную актуальность и остроту. Эти наставления обращены к каждому из нас. Важно помнить, что среди всех христианских добродетелей добродетель милосердия занимает совершенно особое место. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). В евангельской притче о Страшном Суде ясно сказано, какие дела необходимы, чтобы мы были приняты в Царство Небесное: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить больного и заключенного, принять странника (см. Мф. 25, 35–36). Господь наш Иисус Христос обращается к нам со словами: Давайте, и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6, 38).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Литургия свт. Иоанна Златоуста (рус) Литургия свт. Иоанна Златоуста на русском языке, перевод иером. Амвросия (Тимрота). Текст литургии свт. Иоанна Златоуста на русском языке Перевод иером. Амвросия Тимрота http://wertograd.narod.ru В положенное время входит священник в храм и вместе с диаконом совершают три поклона перед святыми вратами и читают входные молитвы. Войдя же во святилище облачаются и совершают проскомидию. По окончании проскомидии, диакон, покадив святилище и весь храм, и, став вместе с священником перед святым престолом, трижды поклоняются, молясь в себе. Священник, воздевая руки, произносит: Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. (2) Господи, Ты отверзешь уста мои, — и уста мои возвестят хвалу Твою! И целует священник святое Евангелие, а диакон святой престол. Затем диакон, склонив пред священником голову и держа орарь тремя перстами правой руки, говорит: Время действовать Господу; владыка, благослови. Священник, благословляя его, произносит: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Диакон: Помолись обо мне, владыка святой. Священник: Да направит Господь стопы твои. И снова диакон: Помяни меня, владыка святой. Священник: Да помянет тебя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон же: Аминь. И, поклонившись, выходит северными вратами, так как Царские врата до входа не отверзаются. И, став на обычном месте перед Царскими вратами, трижды поклоняется с благоговением, произнося в себе: Господи, Ты отверзешь уста мои, — и уста мои возвестят хвалу Твою. Литургия оглашаемы х Диакон: Благослови, владыка! Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда и во веки веков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкования на Псалмы, 1 Во вторую книгу четвёртого тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошла первая часть его толкований на Псалмы (3-130 Псалмы). «Толкования на Псалмы» свт. Иоанна Златоуста принадлежат к лучшим его творениям и происхождение их относится к наиболее цветущему периоду его проповеднической деятельности в Антиохии (с 393 по 397 гг.), хотя окончательная форма этим беседам могла быть придана и позже. Можно думать, что великий учитель последовательно дал в своих Беседах толкование на всю Псалтирь, но до нас дошли они не все, так что и начинаются они прямо с изъяснения 3–го псалма. ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ  ТОМ ПЯТЫЙ КНИГА ПЕРВАЯ   Набор и обработка текста Константина Варламова, Ульяновск   1. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 3. Значение надписания: «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего». — Почему Давид был гоним Авессаломом? — Что бывает источником греха, то служит и бичом наказания. — У большинства людей домашние бывают врагами по причине грехов; подтверждение этого примером Давида, Израильтян во времена Судей, Адама, Даниила и пророка из Иудеи. — Увещание — истреблять источник зол — грех. Гибель Авессалома и печаль Давида о погибающих. 2. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 4. Чью молитву слышит Бог? — Под правдою разумеется вся добродетель всецело; от неправды — и надменность. — И при праведности нужна молитва, как приносящая великие блага. — Мы не столько умоляем Бога чрез других, сколько чрез самих себя. — С каким расположением души нужно приступать к молитве? Распространение в скорби и слова апостола о плодах перенесения скорбей. Не смотря на свою правду, Давид молит о помиловании. — Свойства угодной Богу молитвы, которую Он слышит. — Кто разумеется под сынами человеческими тяжкосердыми и отчего происходит жестокосердие? — Зачем любите суету и ищете лжи. — Как события из жизни праведников ведут к Богопознанию? — Уверенность Псалмопевца в том, что Господь услышит его молитву и почему многие бывают не услышаны? — Вредное действие несправедливого гнева и польза — справедливого. — Благотворность каждодневного суда совести. — Что называется жертвой правды? — Безрассудство сомнений в Божественном промысле и сердечная уверенность Псалмопевца в получении духовных, а также и земных благ. — Не Зевс и другие боги язычников посылают дождь и другие земные блага, и что такое Зевс. — Свидетельство богодухновенных пророков о Боге откровения. — Мудрое распределение благ земных в мире; внутренний мир у людей, преданных Богу, и тяжкие бедствия внутренней борьбы, испытываемые теми, кто предан страстям. — Что значат слова: в мире вкупе усну и: единого на уповании вселил мя еси ? — Увещание избегать общества порочных людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

П.К. Доброцветов Скачать epub pdf Содержание 1. Властолюбивые устремления 2. Ответственность за принятие священного сана при неготовности и негодности к нему 3. Неумелое или недостойное попечение над душами пасомых 4. Значительно большая мера наказания для священников за одни и те же по сравнению с мирянами грехи 5. Священство подразумевает ответственность пред Богом не только за личные грехи священника, но и за грехи его пасомых 6. Ответственность за допуск ко Св. Причащению неготовых и нераскаянных людей     Как писал дореволюционный исследователь В. Гладкий, «в пастырских воззрениях св. Иоанна Златоуста нашел себе выражение взгляд лучших людей его времени, взгляд, основанный на глубоком знании Священного Писания , слова которого так часто повторяются в беседах св. Златоуста, и на глубоком понимании задач и целей служения пастыря. Поэтому-то пастырь Златоуста остался на все времена идеалом пастыря, и его отдельные характерные черты повторяются всеми писавшими о пастыре; и, кажется, ни одна книга по этому предмету не могла и не может обойтись без выписок и цитат из творений этого великого отца Церкви» 1 . Сразу оговорюсь, что найденные мной высказывания свт. Иоанна не исчерпывают всей полноты данной тематики в корпусе его сохранившихся произведений, и прошу прощения, если что-то окажется упущенным, однако я постарался обратить внимание на наиболее важные его сочинения, и конечно же в центре найденных у него мыслей на эту тему стоит его трактат «Шесть Слов о священстве», написанный по разным предположениям или в период диаконства (381 г.) или в период пресвитерства (386 – 387 гг.). Перед тем как перейти к теме ответственности священства, стоит сказать о высоте его Божественного предназначения. Свт. Иоанн Златоуст много говорит о величии священства как особого вида служения Богу и Церкви. Священники христианские выше ветхозаветных, ближе к пасомым, чем родители, т.к. рождают через Крещение для вечной жизни и питают Телом и Кровью Христовыми, им дана власть вязать и решить грехи, которая выше царской, они становятся посредниками между Богом и людьми и примирителями людей с Богом и т.д. 2 Что может сравниться с такою честью, – спрашивает св. Иоанн Златоуст . – Какая власть может быть более этой? «Священство столько выше (всякой) власти, сколько дух превосходнее плоти» 3 . Однако Златоуст говорит и об ответственности пред Богом всякого представителя церковной иерархии за свое служение и дарованные ему для этого дары. Эта ответственность подразумевает как награды, так и наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пенза. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты Является архитектурным памятником г. Пензы. Вокруг Храма раньше находилось кладбище. Располагается на площади Куйбышева. Как следует из клировых ведомостей Введенской церкви, каменная церковь построена в 1767 г. стараниями коллежского регистратора Гаврилы Назаровича Клеменова, освящена в 1768 г. «Церковь во имя Введения в храм Пресвятыя Богородицы с приделами: 1-й во имя Архангела Михаила, а 2-й во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста… двоештатная, каменная… сосуды серебряные и позолочены двое, а третий простой, без позолоты. Дароносица серебряная позолошена, книги церковного круга все имеются, ризница хорошая. Трапеза с 2-мя приделами и колокольня…». Придел во имя Архангела Михаила располагается справа, во имя трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – слева. Церковь была построена в Пешей Слободе в 1767 году. Располагалась она на площади между Верхней Пешей (Куйбышева) и Средней Пешей (Богданова) улицами. До того здесь стояли две ветхие деревянные церкви – кладбищенская во имя Архангела Михаила, первое упоминание относится к 1677 году, и располагавшаяся рядом с ней Введенская. Приделы: в честь Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и во имя Архистратига Михаила. Известно, что в 1680 году Архангельская церковь была разорена ногайцами во время их набега на Пензу, но вскоре её вновь отстроили. К 1721 году она обветшала. И вместо неё солдатам Пешей слободы было велено построить новую. Когда же появилась деревянная Введенская церковь неизвестно. Но так как первой по времени являлась Архангельская церковь, именно это название и прижилось в народе. Поэтому после постройки каменной Введенской церкви её чаще называли не по главному престолу, а по придельному – Архангельской. В 1831-1832 годах приделы каменной Введенской церкви были распространены и заново освящены, а 1851 году была увеличена в длину её трапезная за счет примыкавших к колокольне помещений сторожки и кладовой.

http://sobory.ru/article/?object=23270

По страницам богословских трудов архимандрита Иустина (Поповича) Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем сербском городе Вране в благочестивой семье священника, которая дала Сербской Церкви семь поколений клириков. При Крещении получил имя Благое — в честь праздника Благовещения. 1 мая, 2010 Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем сербском городе Вране в благочестивой семье священника, которая дала Сербской Церкви семь поколений клириков. При Крещении получил имя Благое — в честь праздника Благовещения. В Православных Поместных Церквах большой известностью пользуется имя доктора богословия архимандрита Иустина (Поповича; † 1979). Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем сербском городе Вране в благочестивой семье священника, которая дала Сербской Церкви семь поколений клириков. При Крещении получил имя Благое — в честь праздника Благовещения. В 1905-1914 годах Благое Попович учился в Семинарии святого Саввы Сербского в Белграде. В годы обучения юношу особенно интересовали вопросы современной литературы и философии. Наибольшее внимание привлекали произведения Ф. М. Достоевского, о котором он написал впоследствии два исследования: «Философия и религия Ф. М. Достоевского» и «Достоевский о Европе и славянстве». Решающее влияние на формирование духовной личности архимандрита Иустина оказали святоотеческие творения. Святые отцы явились для него и до конца жизни оставались неизменными учителями и наставниками. Он всецело руководствовался их назиданием. Архимандрит Иустин особенно любил святого Иоанна Златоуста, которому с детской искренностью непрестанно молился. «Чувствую какую-то милостивую близость святого Иоанна Златоуста ко мне, грешному, — писал он. — Поднимается душа моя к нему с молитвой: осени меня твоей молитвенностью… удостой меня подвизаться твоим подвигом…» В 1916 году Благое Попович принял монашеский постриг с именем Иустин, в честь священномученика Иустина Философа († 166; память 1 июня). Действительно, подобно ему, архимандрит Иустин был подлинным мыслителем, усвоившим истину христианства. В основу своего богословия положил смиренномудрие, следуя в этом примеру святителя Иоанна Златоуста, которому, как известно, принадлежат замечательные слова: «Основа нашей христианской философии есть смиренномудрие, ибо без него истина слепа». Именно поэтому богомыслие отца Иустина — это не рассуждения о Христе как об обычном человеке (или «исторической личности»), но как о Богочеловеке, Спасителе мира. Подлинным богомыслием о Христе во Святом Духе отец Иустин считал такое богословствование, при котором ум и сердце (мысль и чувство), соединяясь в молитву, переходят в созерцание и боговедение. Он часто говорил: «Тяжело всякой моей мысли, которая, поднявшись, не преобразится в молитву».

http://pravmir.ru/po-stranicam-bogoslovs...

Псевдо-Мартирий Антиохийский. Житие во святых отца нашего, архиепископа Константинопольского, Иоанна Златоуста Вступление. Хотел я, воистину, о мужи, никогда не выступать на таковое словесное поприще, не быть провозвестником словесного глада ( Ам. 8:11 ), не отверзать уст и не приводить в движение язык для такого рассказа, в котором слова тонут во множестве слез. Но поскольку многим кажется, и воистину так дело и обстоит, что было бы крайним неразумием, если бы чадо сопровождало отца в могилу молчанием, се, мы совместно пошлем ему через ваш слух малые начатки плодов из тех слов, которые он сам собрал для нас трудом и молитвой. Ибо если отцам, преимущественно, подобает от детей, испытавших на себе плоды отцовского воспитания, эта последняя почесть, то для меня еще более справедливо было бы сделать это, поскольку он был для нас служителем вхождения не во временную жизнь, но возрождения в Боге 791 и, дав нам на заре юности власть проповедовать, сам дал и силу слова 792 . И я устрашился, о мужи, чтобы не показать в своих словах того, кто был велик делами, незначительным, да не наведу на себе проклятие, а не благословение ( Быт. 27:12 ), Но поскольку всем известна выдающаяся добродетель этого мужа, а также само существо его слов, то они убедили и меня дерзнуть, так как если кто-либо, соединив даже эти два, положит основание для его прославления с подобающим расположением, то, подобно вдове, которая положила две лепты ( Мк. 12; 41–44 , Лк. 21:1–4 ), отойдет увенчанным, ибо его совершенство выразить словами невозможно, разве только если бы кто-то взял взаймы его живой язык. Ибо только тот мог и прибегать к силе, и наставлять словом, кто прожил вот такую жизнь. У нас же ум приземленный, язык немощный, слова лишенные радости, ничтожные и хромые, но в надлежащем расположении духа мы не показались бы в сравнении с кем-то другим меньшими. Итак, в сколь великой печали находится наше собрание, я думаю, что столь же великая радость охватила сон святых, поскольку каждый с любовью принял его, вожделенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Сделанное, почтенной редакцией духовных журналов Спб. духовной академии, извещение о предпринимаемом ей «Полном собрании творений св. Иоанна Златоуста » 1 без сомнения должно обратить на себя общее внимание всех ревнителей и любителей святоотеческой литературы, и особенно, нашего православного духовенства. Творения св. отцов суть тот именно неисчерпаемый источник, из которого вытекает все православное богословие. Это рудник, в котором заключается вся сумма богословского миросозерцания в его непосредственной чистоте и целости. Вся последующая работа богословской мысли состоит лишь в том, чтобы разрабатывать этот богатейший рудник и добытыми в нем сокровищами возвышать и украшать духовную жизнь новейших поколений. Величайшие представители святоотеческой литературы были поистине духовные гении, которые, отличаясь необычайно высокими дарованиями, обширным и глубоким образованием, обнимавшим, как науки духовные, так и светские, равно, как и пламенной отзывчивостью чувства, притом жили и действовали в такие времена, и при таких обстоятельствах, когда требовалось необычайное напряжение мысли и чувства, которые и нашли себе выражение в творениях, отличающихся изумительным богатством и разнообразием содержания. И особенно в этом отношении замечательны творения св. Иоанна Златоуста , которые, как совершенно верно замечено в извещении, «составляют целую библиотеку богословской литературы ее золотого века». Не даром, его именно произведения составляли любимейшее чтение наших предков, с любовью и тщанием переписывавших эти творения, собиравших их в разные «Златоструи» и почерпавших из них невыразимую «книжную сладость». Это действительно всеобъемлющий гений и в его многотомных трудах может найти себе удовлетворение всякий ищущий духовной истины и глубокого назидания ум. Творения св. отцов уже рано, можно сказать, – с самого принятия христианства на Руси, сделались главным предметом чтения и письменности у наших предков. Но из всех святоотеческих творений действительно никакие еще не были так любимы и так распространены в нашей древней письменности, как именно творения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/po-pov...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Иоанн Кассиан Римлянин Профессиональные интересы: История Церкви, Богословие Краткая биографическая справка: Иоанн Кассиан Римлянин (ок.350–ок.435) [лат] – преподобный, память 29 февраля. Отец Востока и Запада. Один из основателей монашества на Западе и теоретик монашеской жизни. С юных лет предавался аскетической жизни, много странствовал, побывал в Палестине и Египте. В Константинополь И.К.Р. приехал специально для того, чтобы поучиться у свят. Иоанна Златоуста, который посвятил И.К.Р. в сан диакона. После высылки св. Иоанна Златоуста, И.К.Р. в составе специальной делегации прибыл в Рим просить о защите изгнанного св. Иоанна Златоуста. В дальнейшем И.К.Р. пребывал на Западе – он уехал в Массилию (Марсель), где был посвящен во пресвитера и основал два монастыря – мужской и женский – по правилам палестинских и египетских киновий.      Творения И.К.Р. представили Западу полнейшее изложение Восточной аскетики, познакомили с опытом и воззрениями подвижников Востока. Их использовал св. Бенедикт Нурсийский Уставе. Из сочинений И.К.Р. сохранились следующие: " О постановлениях киновитян " (в 12  книгах),  " Собеседования египетских подвижников " (24 собеседования) " О воплощении Христа против Нестория " . Последнее из названных сочинений содержит также полемику с Пелагием.  Библиография работ о персоне: Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. LXI, LX1II, LXXXIV).

http://bogoslov.ru/person/2861319

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010