«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкования на Псалмы, 1 Во вторую книгу четвёртого тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошла первая часть его толкований на Псалмы (3-130 Псалмы). «Толкования на Псалмы» свт. Иоанна Златоуста принадлежат к лучшим его творениям и происхождение их относится к наиболее цветущему периоду его проповеднической деятельности в Антиохии (с 393 по 397 гг.), хотя окончательная форма этим беседам могла быть придана и позже. Можно думать, что великий учитель последовательно дал в своих Беседах толкование на всю Псалтирь, но до нас дошли они не все, так что и начинаются они прямо с изъяснения 3–го псалма. ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ  ТОМ ПЯТЫЙ КНИГА ПЕРВАЯ   Набор и обработка текста Константина Варламова, Ульяновск   1. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 3. Значение надписания: «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего». — Почему Давид был гоним Авессаломом? — Что бывает источником греха, то служит и бичом наказания. — У большинства людей домашние бывают врагами по причине грехов; подтверждение этого примером Давида, Израильтян во времена Судей, Адама, Даниила и пророка из Иудеи. — Увещание — истреблять источник зол — грех. Гибель Авессалома и печаль Давида о погибающих. 2. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 4. Чью молитву слышит Бог? — Под правдою разумеется вся добродетель всецело; от неправды — и надменность. — И при праведности нужна молитва, как приносящая великие блага. — Мы не столько умоляем Бога чрез других, сколько чрез самих себя. — С каким расположением души нужно приступать к молитве? Распространение в скорби и слова апостола о плодах перенесения скорбей. Не смотря на свою правду, Давид молит о помиловании. — Свойства угодной Богу молитвы, которую Он слышит. — Кто разумеется под сынами человеческими тяжкосердыми и отчего происходит жестокосердие? — Зачем любите суету и ищете лжи. — Как события из жизни праведников ведут к Богопознанию? — Уверенность Псалмопевца в том, что Господь услышит его молитву и почему многие бывают не услышаны? — Вредное действие несправедливого гнева и польза — справедливого. — Благотворность каждодневного суда совести. — Что называется жертвой правды? — Безрассудство сомнений в Божественном промысле и сердечная уверенность Псалмопевца в получении духовных, а также и земных благ. — Не Зевс и другие боги язычников посылают дождь и другие земные блага, и что такое Зевс. — Свидетельство богодухновенных пророков о Боге откровения. — Мудрое распределение благ земных в мире; внутренний мир у людей, преданных Богу, и тяжкие бедствия внутренней борьбы, испытываемые теми, кто предан страстям. — Что значат слова: в мире вкупе усну и: единого на уповании вселил мя еси ? — Увещание избегать общества порочных людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

П.К. Доброцветов Скачать epub pdf Содержание 1. Властолюбивые устремления 2. Ответственность за принятие священного сана при неготовности и негодности к нему 3. Неумелое или недостойное попечение над душами пасомых 4. Значительно большая мера наказания для священников за одни и те же по сравнению с мирянами грехи 5. Священство подразумевает ответственность пред Богом не только за личные грехи священника, но и за грехи его пасомых 6. Ответственность за допуск ко Св. Причащению неготовых и нераскаянных людей     Как писал дореволюционный исследователь В. Гладкий, «в пастырских воззрениях св. Иоанна Златоуста нашел себе выражение взгляд лучших людей его времени, взгляд, основанный на глубоком знании Священного Писания , слова которого так часто повторяются в беседах св. Златоуста, и на глубоком понимании задач и целей служения пастыря. Поэтому-то пастырь Златоуста остался на все времена идеалом пастыря, и его отдельные характерные черты повторяются всеми писавшими о пастыре; и, кажется, ни одна книга по этому предмету не могла и не может обойтись без выписок и цитат из творений этого великого отца Церкви» 1 . Сразу оговорюсь, что найденные мной высказывания свт. Иоанна не исчерпывают всей полноты данной тематики в корпусе его сохранившихся произведений, и прошу прощения, если что-то окажется упущенным, однако я постарался обратить внимание на наиболее важные его сочинения, и конечно же в центре найденных у него мыслей на эту тему стоит его трактат «Шесть Слов о священстве», написанный по разным предположениям или в период диаконства (381 г.) или в период пресвитерства (386 – 387 гг.). Перед тем как перейти к теме ответственности священства, стоит сказать о высоте его Божественного предназначения. Свт. Иоанн Златоуст много говорит о величии священства как особого вида служения Богу и Церкви. Священники христианские выше ветхозаветных, ближе к пасомым, чем родители, т.к. рождают через Крещение для вечной жизни и питают Телом и Кровью Христовыми, им дана власть вязать и решить грехи, которая выше царской, они становятся посредниками между Богом и людьми и примирителями людей с Богом и т.д. 2 Что может сравниться с такою честью, – спрашивает св. Иоанн Златоуст . – Какая власть может быть более этой? «Священство столько выше (всякой) власти, сколько дух превосходнее плоти» 3 . Однако Златоуст говорит и об ответственности пред Богом всякого представителя церковной иерархии за свое служение и дарованные ему для этого дары. Эта ответственность подразумевает как награды, так и наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пенза. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты Является архитектурным памятником г. Пензы. Вокруг Храма раньше находилось кладбище. Располагается на площади Куйбышева. Как следует из клировых ведомостей Введенской церкви, каменная церковь построена в 1767 г. стараниями коллежского регистратора Гаврилы Назаровича Клеменова, освящена в 1768 г. «Церковь во имя Введения в храм Пресвятыя Богородицы с приделами: 1-й во имя Архангела Михаила, а 2-й во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста… двоештатная, каменная… сосуды серебряные и позолочены двое, а третий простой, без позолоты. Дароносица серебряная позолошена, книги церковного круга все имеются, ризница хорошая. Трапеза с 2-мя приделами и колокольня…». Придел во имя Архангела Михаила располагается справа, во имя трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – слева. Церковь была построена в Пешей Слободе в 1767 году. Располагалась она на площади между Верхней Пешей (Куйбышева) и Средней Пешей (Богданова) улицами. До того здесь стояли две ветхие деревянные церкви – кладбищенская во имя Архангела Михаила, первое упоминание относится к 1677 году, и располагавшаяся рядом с ней Введенская. Приделы: в честь Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и во имя Архистратига Михаила. Известно, что в 1680 году Архангельская церковь была разорена ногайцами во время их набега на Пензу, но вскоре её вновь отстроили. К 1721 году она обветшала. И вместо неё солдатам Пешей слободы было велено построить новую. Когда же появилась деревянная Введенская церковь неизвестно. Но так как первой по времени являлась Архангельская церковь, именно это название и прижилось в народе. Поэтому после постройки каменной Введенской церкви её чаще называли не по главному престолу, а по придельному – Архангельской. В 1831-1832 годах приделы каменной Введенской церкви были распространены и заново освящены, а 1851 году была увеличена в длину её трапезная за счет примыкавших к колокольне помещений сторожки и кладовой.

http://sobory.ru/article/?object=23270

По страницам богословских трудов архимандрита Иустина (Поповича) Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем сербском городе Вране в благочестивой семье священника, которая дала Сербской Церкви семь поколений клириков. При Крещении получил имя Благое — в честь праздника Благовещения. 1 мая, 2010 Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем сербском городе Вране в благочестивой семье священника, которая дала Сербской Церкви семь поколений клириков. При Крещении получил имя Благое — в честь праздника Благовещения. В Православных Поместных Церквах большой известностью пользуется имя доктора богословия архимандрита Иустина (Поповича; † 1979). Архимандрит Иустин родился 7 апреля 1894 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в древнем сербском городе Вране в благочестивой семье священника, которая дала Сербской Церкви семь поколений клириков. При Крещении получил имя Благое — в честь праздника Благовещения. В 1905-1914 годах Благое Попович учился в Семинарии святого Саввы Сербского в Белграде. В годы обучения юношу особенно интересовали вопросы современной литературы и философии. Наибольшее внимание привлекали произведения Ф. М. Достоевского, о котором он написал впоследствии два исследования: «Философия и религия Ф. М. Достоевского» и «Достоевский о Европе и славянстве». Решающее влияние на формирование духовной личности архимандрита Иустина оказали святоотеческие творения. Святые отцы явились для него и до конца жизни оставались неизменными учителями и наставниками. Он всецело руководствовался их назиданием. Архимандрит Иустин особенно любил святого Иоанна Златоуста, которому с детской искренностью непрестанно молился. «Чувствую какую-то милостивую близость святого Иоанна Златоуста ко мне, грешному, — писал он. — Поднимается душа моя к нему с молитвой: осени меня твоей молитвенностью… удостой меня подвизаться твоим подвигом…» В 1916 году Благое Попович принял монашеский постриг с именем Иустин, в честь священномученика Иустина Философа († 166; память 1 июня). Действительно, подобно ему, архимандрит Иустин был подлинным мыслителем, усвоившим истину христианства. В основу своего богословия положил смиренномудрие, следуя в этом примеру святителя Иоанна Златоуста, которому, как известно, принадлежат замечательные слова: «Основа нашей христианской философии есть смиренномудрие, ибо без него истина слепа». Именно поэтому богомыслие отца Иустина — это не рассуждения о Христе как об обычном человеке (или «исторической личности»), но как о Богочеловеке, Спасителе мира. Подлинным богомыслием о Христе во Святом Духе отец Иустин считал такое богословствование, при котором ум и сердце (мысль и чувство), соединяясь в молитву, переходят в созерцание и боговедение. Он часто говорил: «Тяжело всякой моей мысли, которая, поднявшись, не преобразится в молитву».

http://pravmir.ru/po-stranicam-bogoslovs...

Псевдо-Мартирий Антиохийский. Житие во святых отца нашего, архиепископа Константинопольского, Иоанна Златоуста Вступление. Хотел я, воистину, о мужи, никогда не выступать на таковое словесное поприще, не быть провозвестником словесного глада ( Ам. 8:11 ), не отверзать уст и не приводить в движение язык для такого рассказа, в котором слова тонут во множестве слез. Но поскольку многим кажется, и воистину так дело и обстоит, что было бы крайним неразумием, если бы чадо сопровождало отца в могилу молчанием, се, мы совместно пошлем ему через ваш слух малые начатки плодов из тех слов, которые он сам собрал для нас трудом и молитвой. Ибо если отцам, преимущественно, подобает от детей, испытавших на себе плоды отцовского воспитания, эта последняя почесть, то для меня еще более справедливо было бы сделать это, поскольку он был для нас служителем вхождения не во временную жизнь, но возрождения в Боге 791 и, дав нам на заре юности власть проповедовать, сам дал и силу слова 792 . И я устрашился, о мужи, чтобы не показать в своих словах того, кто был велик делами, незначительным, да не наведу на себе проклятие, а не благословение ( Быт. 27:12 ), Но поскольку всем известна выдающаяся добродетель этого мужа, а также само существо его слов, то они убедили и меня дерзнуть, так как если кто-либо, соединив даже эти два, положит основание для его прославления с подобающим расположением, то, подобно вдове, которая положила две лепты ( Мк. 12; 41–44 , Лк. 21:1–4 ), отойдет увенчанным, ибо его совершенство выразить словами невозможно, разве только если бы кто-то взял взаймы его живой язык. Ибо только тот мог и прибегать к силе, и наставлять словом, кто прожил вот такую жизнь. У нас же ум приземленный, язык немощный, слова лишенные радости, ничтожные и хромые, но в надлежащем расположении духа мы не показались бы в сравнении с кем-то другим меньшими. Итак, в сколь великой печали находится наше собрание, я думаю, что столь же великая радость охватила сон святых, поскольку каждый с любовью принял его, вожделенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Рецензия на книгу Н. Ф. Красносельцева «Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоуста» Источник Проф. Н. Ф. Красносельцев не в первый раз является в печати с работами по изучению чинов литургии и в частности чина литургии св. Иоанна Златоуста . Работы его в этом направлении начались еще в семидесятых годах, когда им была напечатана обширная статья «О толковательных трудах отцов и учителей Церкви, относящихся к изучению православного богослужения» (Прав. Собеседн. 1878 г.), которая явилась в свете по поводу издания С.-Петербургскою духовною академиею в приложениях к академическому журналу в 1855–57 г.г. сборника под заглавием: «Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения» в трех томах. Названная статья привела почтенного профессора к убеждению, что в упомянутый сборник С.-Петербургской академии «вошло не все, что могло и что должно бы было войти в него из писаний отцов и учителей Церкви касательно толкования богослужения» ( Н. Красносельцева . Объясн. литургии еп. Ф. Андидск. К. 1884 г., стр. 4) и побудила его дополнить сборник самостоятельными изысканиями и переводами «некоторых сочинений древних греческих писателей, весьма важных для истолкования богослужения, доселе остающихся русской публике неизвестными» (Ibid.). Плодом его работ в этом направлении явилась в 1884 году брошюра под заглавием: «Объяснение литургии, составленное Феодором, епископом Андидским (памятник византийской духовной литературы XII в.). Казань». «Толкование это, по словам проф. Красносельцева, есть одно из наиболее древних греческих сочинений этого рода, и весьма замечательно, как по назидательности своей, так и по своей особенной полноте и стройности. Оно, кроме того, весьма важно и в историческом отношении, так как заключает в себе многие указания весьма ценные для истории литургии и ее толкования» (Ibid.). К переводу этого толкования в упомянутой брошюре автор присоединил в предисловии и краткие сведения об авторе его. В следующем 1885 году автор выпустил в свет капитальную книгу под заглавием: «Сведения о некоторых литургических рукописях ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся и с приложениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Святитель Иоанн Златоуст Жизнь В истории Церкви св. Иоанну Златоусту принадлежит место самого блистательного и популярного проповедника, которого когда-либо знал восточно-христианский мир. Его значение, разумеется, не исчерпывается проповеднической деятельностью: он был выдающимся церковным администратором, великим молитвенником и аскетом, плодовитым писателем. Но не столько его архипастырские труды, не столько составленные им трактаты и письма, сколько многочисленные проповеди , записанные стенографами прямо в момент их произнесения, принесли ему не меркнущую в веках славу. Житие Златоуста было составлено Палладием Эленопольским, автором «Лавсаика», спустя несколько лет после его кончины. Святой Иоанн родился между 344 и 354 гг. в Антиохии, в аристократической христианской семье. Его отец, Секунд, занимавший пост магистра армии, умер вскоре после рождения Иоанна. Мать, Анфуса, хотя и была лишь 20 лет от роду, когда лишилась мужа, не захотела вступать в брак вторично, а посвятила свою жизнь воспитанию двоих детей. Она позаботилась о начальном образовании сына, и сама стала его первой наставницей в изучении Священного Писания . В ранней юности Иоанн решил избрать карьеру адвоката и поступил в школу прославленного ритора Ливания, у которого прежде учились и с которым дружили святые Григорий Богослов , Василий Великий и Григорий Нисский . Ливаний, воспитавший несколько поколений великих христианских проповедников, но сам до конца дней оставшийся язычником, обучил св. Иоанна классическому греческому языку и ораторскому искусству. Иоанн был любимым учеником престарелого ритора; когда последнего незадолго до смерти спросили, кому бы он хотел передать управление своей школой после смерти, он ответил: «Иоанну, если бы не отняли его христиане» (Созомен. Церк. ист. 8,2). Другим учителем Иоанна был Андрагафий, преподававший ему философию. Окончив училище, Златоуст становится адвокатом. Вскоре Златоуст приобретает известность в Антиохии своим ораторским искусством. Однако его все более влечет внутренняя жизнь и христианское «любомудрие». Будучи около 22 лет от роду, он сближается со св. Мелетием, епископом Антиохийским, от которого принимает святое крещение. В это же время посещает христианских учителей, из которых наиболее знаменитым был Диодор Тарсийский, ставший его наставником в изучении Священного Писания . Он общается также с Феодором, впоследствии епископом Мопсуестийским, – ему св. Иоанн адресовал два трактата под общим названием «Увещания к Феодору падшему».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сделанное, почтенной редакцией духовных журналов Спб. духовной академии, извещение о предпринимаемом ей «Полном собрании творений св. Иоанна Златоуста » 1 без сомнения должно обратить на себя общее внимание всех ревнителей и любителей святоотеческой литературы, и особенно, нашего православного духовенства. Творения св. отцов суть тот именно неисчерпаемый источник, из которого вытекает все православное богословие. Это рудник, в котором заключается вся сумма богословского миросозерцания в его непосредственной чистоте и целости. Вся последующая работа богословской мысли состоит лишь в том, чтобы разрабатывать этот богатейший рудник и добытыми в нем сокровищами возвышать и украшать духовную жизнь новейших поколений. Величайшие представители святоотеческой литературы были поистине духовные гении, которые, отличаясь необычайно высокими дарованиями, обширным и глубоким образованием, обнимавшим, как науки духовные, так и светские, равно, как и пламенной отзывчивостью чувства, притом жили и действовали в такие времена, и при таких обстоятельствах, когда требовалось необычайное напряжение мысли и чувства, которые и нашли себе выражение в творениях, отличающихся изумительным богатством и разнообразием содержания. И особенно в этом отношении замечательны творения св. Иоанна Златоуста , которые, как совершенно верно замечено в извещении, «составляют целую библиотеку богословской литературы ее золотого века». Не даром, его именно произведения составляли любимейшее чтение наших предков, с любовью и тщанием переписывавших эти творения, собиравших их в разные «Златоструи» и почерпавших из них невыразимую «книжную сладость». Это действительно всеобъемлющий гений и в его многотомных трудах может найти себе удовлетворение всякий ищущий духовной истины и глубокого назидания ум. Творения св. отцов уже рано, можно сказать, – с самого принятия христианства на Руси, сделались главным предметом чтения и письменности у наших предков. Но из всех святоотеческих творений действительно никакие еще не были так любимы и так распространены в нашей древней письменности, как именно творения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/po-pov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Храм святителя Иоанна Златоуста (Кострома) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Златоустовская церковь (Во имя святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского церковь) — православный храм в историческом центре Костромы. В советское время не закрывался и более 30 лет служил кафедральным собором Костромской епархии. Содержание История [ править править код ] Деревянный храм — предшественник кирпичной церкви стоял в Костроме c начала XVII века. По сохранившимся документам он был построен на деньги первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Рядом с этой церковью стояла другая, зимняя, названная в честь раннехристианских мучеников Фрола и Лавра. Как тогда было принято, она была небольшой по размеру, чтобы в холодное время года ее было удобней отапливать. Интересно, что на Руси такое посвящение христианских церквей типично в местах, где кочевники вели торговлю лошадьми. И улица, на которой стоит храм, по сей день носит название Лавровской. Кирпичную церковь возвели здесь в 1751 году, когда в городе возобновилось каменное строительство. Это стало возможным, благодаря пожертвованиям местного богатого торговца Ивана Семеновича Аравина. Как и в старой деревянной церкви, богослужения в новом храме совершали только летом. А зимой для церковных надобностей продолжали использовать старый теплый храм. В конце XVIII века новую церковь подвергли существенным переделкам. Местные купцы братья Дурыгины выделили деньги, и у церкви появились два придела, которые посвятили мученикам Флору и Лавру, Тихвинской иконе Богоматери, а также Димитрию Солунскому. Известно, что освещение новых теплых приделов произошло в 1791 году. Братья Дурыгины были очень богаты, они владели в Костроме большой полотняной мануфактурой, а старший из них – Дмитрий в те времена являлся городским головой. На их средства с западной стороны от церкви появилась высокая колокольня. А старый деревянный зимний храм за ветхостью и ненадобностью снесли. Тогда же срыли и прихрамовое приходское кладбище.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010