Ин. 1, 18



  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031

Любовь – сущность христианства, Глава 2 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и вера в бытие Божие всех народов мира служат несомненным доказательством этого – разве только безумный скажет, что «нет Бога» () Нам кажется, что самое верное, доступное для человека богопознание могут дать нам имена Божии, которыми Он именуется в писаниях свв. пророков и особенно во Св. Евангелии Христа Спасителя, ибо Евангелие есть слово воплотившегося Сына Божия, Который говорит: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца никто не знает, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть» ( Мф. 11: 27 ) . И еще: «Бога никто не видел нигде, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1: 18 ) . Однако же Святая Церковь Христова исповедует, что и через пророков говорил Дух Божий и Слово Его по воле Отца Бога. А потому и через пророков данное богопознание так же истинно, как истинно боговедение, принесенное человечеству Сыном Божиим, Иисусом Христом. Имена Божии, если человек стремится познать Бога, имеют важное значение, потому что в них выражаются свойства жизни непостижимого для нас Существа Божия. Правда, относительно Божества мы должны помнить, что никакое наименование Его не может полностью выразить Существа Его и свойств жизни Его. Тем не менее человечество – ... далее ...
Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Великого мы встречаем подлинный манифест христианского антропоморфизма: «какое понятие приобрел ты о различии сущности и личности (ипостаси) в нас, перенеси его и в божественные догматы – и не погрешишь» [390]. Да, христиане изображают Бога в образе человека. Это не то недомыслие язычников, которое высмеивал Ксенофан [391]. Бог стал человеком во Христе. Не переставая быть тем, чем Он был, Он стал тем, чем не был. Бог в Своей любви и свободе шагнул к нам. После того, как было усвоено, что «Бога ни видел никто никогда», следует возвещение: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1: 18 ) . Итак, ни персонализм при понимании Бога, ни изображение Бога Сына в образе человека [392] не нарушают и не принижают величие Истока всяческого бытия. Правда и ложь пантеизма Христианское мышление о Боге и мире не ущербно по сравнению с любой другой онтологией. Напротив, оно вбирает в себя те положительные стороны, которые есть в иных моделях. «Все другие онтологические доктрины представляют из себя лишь отдельные моменты в последовательном развитии онтологического мышления, и потому ни одна из них всецело не отрицается теизмом, а напротив, все они включаются им как неполные ... далее ...
Сумма теологии. Том I, Вопрос 12 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... что там есть; 9 (знает ли он то, что знает, посредством некоторого уподобления; 10) дано ли сотворенному уму сразу познать всето, что он созерцает в Боге; 11 (может ли кто-либо, находясь в состоянии этой жизни, созерцать сущность Бога; 12) можем ли мы познать Бога в свете естественного разума [еще] в этой жизни; 13 (можно ли [еще] в этой жизни каким-либо образом познать Бога в свете естественного разума при посредстве благодати.) Кажется, что ни один из сотворенных умов не может созерцать сущность Бога. Так, Златоуст, комментируя слова евангелиста Иоанна «Бога не видел никто никогда» ( Ин. 1, 18 ) , говорит: «Не только пророки, но даже ангелы и архангелы не видели Бога. Ибо как может тварь видеть Несотворенного? » 175. И Дионисий, рассуждая о Боге, замечает, что Бог не воспринимаем ни чувством, ни воображением, ни мнением, ни суждением, ни познанием 176. Возражение 2. Далее, все бесконечное как таковое непознаваемо. Но Бог, как было показано выше (7, 1) , бесконечен. Следовательно, Сам по себе Он непознаваем. Возражение 3. Далее, сотворенный ум знает только те вещи, кои существуют [в действительности]. Ведь первое, что постигается умом, [это именно] сущее. Но Бог не есть ... далее ...
ЭКЗЕГЕЗА БИБЛЕЙСКАЯ ( от греч. толкование, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Выделяются два типа использования канонического текста в этих произведениях. При неявном «композиционном» использовании библейские модели как бы воссоздаются на новом материале. В текст вплетаются библейские эпизоды, подвергшиеся изменениям (подразумевающим определенную интерпретацию) в духе традиционной легенды (аггады) . В качестве примера такой композиции рассматривается 1 книга Еноха. Новый Завет Ветхий Завет в толковании Спасителя. Иисус, прежде всего – последний и истинный экзегет Отца: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (exegesato) » ( Ин. 1: 18 ) . Именно в Иисусе Христе вечно существовавшее Слово Божие сделалось плотью и историей человеческой, в Нем всецело – в Его личности, в Его жизни, Смерти и в Воскресении -Царствие Божие сделалось присутствующим и актуальным, т. е. открылось нам в Откровении. Из этого нового события, которое есть личность Иисуса, происходит вся новизна экзегезиса, осуществленного Им Самим в Ветхом Завете. Евангелие наглядно показывает это, потому что, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук 24, 27) . Иисус не объясняет Писание пусть в своеобразной, ... далее ...
О вечности — игумен Нестор (Кумыш)Искать в Источникеazbyka.ru
... Христово носит характер воспитательный, нацеленный исключительно на преображение человека, обожение, а не наполнение его рассудка информацией о том мире» [2]. Это утверждение вызывает недоумение. С первых же своих страниц Благовестие Христово ставит нас перед лицом божественной тайны. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», – пишет св. Иоанн Богослов в своем Евангелии ( Ин. 1: 1 ) , и эти поразительно дерзновенные строки вводят нас в сокровенную область божественного бытия. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1: 18 ) . Христианство призвано утолять духовный голод человечества, насыщать алчущий дух человека Божеством, отвечать глубокой потребности личности знать и любить своего Творца. Неожиданность христианства в том и заключается, что оно преподает человечеству не истины воспитательного свойства, но являет человеку Живого, вочеловечившегося Бога. Ограничивать Евангелие педагогическими соображениями – значит унижать тайну боговоплощения, низводить любовь Божию до уровня человеческого понимания и подчинять ее законам тварного существования. Во Христе Иисусе, с Его пришествием в мир, человеку ... далее ...
Дневник. Том III. 1859-1860, Раздел 1 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... сила Вышнего ( сила Вышняго осенит Тя [ Лк. 1, 35 ] ) . Теперь понятны слова Спасителя: никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть [ Мф. 11, 27 ]. Видишь? Только Сын открывает людям Отца, как наше слово сокровенную в душе мысль нашу. Вот какое теснейшее единение между Отцем и Сыном! И каждому Лицу свойственно владычество и Свое, так сказать, дело. Потому Спаситель говорит ученикам: ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам [ Ин. 16, 7 ]. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын... Он явил [ Ин. 1, 18 ]: мы опираемся в познании Бога на Сына Божия – говори диаволу. Слава Тебе, Сыне Божий, открывый нам Таинство Пресвятой Троицы – Отца, Сына и Духа Святого. Слово Твое – истина; всеми и каждым порознь словесами Твоими мы живем. Они – наши сладость, покой, жизнь; особенно же – слова об Утешителе. Сегодня воззвал я с верою дома к образу Спасителя о прощении грехов и ослаблении, и Господь помиловал меня: стало легко, легко. Укрепляйся в несомненном призывании Утешителя Духа: Он весьма хорошо известен тебе. Ты так часто призываешь Его на Святые Дары, и Он по твоей молитве ... далее ...
Влияние восточного богословия на западное в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... собственном смысле, равно как и вообще какие бы то ни было предикаты когда прилагаются к Божеству, то прилагаются не в собственном, а в переносном смысле, когда же отрицаются по отношению к Нему, то отрицаются уже в собственном смысле, а не переносном 707. Таким образом, никакие понятия и наименования не выражают для человеческого ума бесконечной сущности Божества, и ни одна из категорий не приложима к Нему. Единый имеющий бессмертие, по апостолу, во свете живет неприступном ( 1Тим. 6, 16 ) , и кто может уразуметь ум Господень ( Рим. 11, 34; 1Кор. 2, 16 ) ? Бога никтоже виде нигдеже ( Ин. 1, 18 ) , и, непостижимый Сам в Себе, Он может быть познаваем только в Его проявлениях, теофаниях. И когда в будущей жизни узрим Его, якоже есть, лицем к лицу ( 1Ин. 3, 2; 1Кор. 13, 12 ) , как созерцают Его ангелы, всегда видящие Лице Отца Небесного ( Мф. 10, 18 ) , и иногда созерцают святые, то и тогда узрим не самое существо Его, но лишь наиболее ясное его проявление 708. Каким образом нужно представлять знание о Себе Самого Бога, если Он совершенно недоступен для знания конечных существ? В основании этого вопроса, как и всей системы Эригены, лежит представление тождества по природе ... далее ...
Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 | Сайт ...Искать в Источникеazbyka.ru
... библейской доктриной: «Бога не видел никто никогда» ( Ин. 1: 18 ) . И это так и есть, ибо и сами Ангелы не видят лика Господа Бога. Сказано: «И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их» ( Иез. 1: 11 ) . Этот пророческий текст описывает страх Ангелов в присутствии Бога, когда «крылами» они скрывают от него «лики» и «тела» свои. И все же есть возможность узреть Бога. Прочитаем стих из Иоанна 1 -я глава 18-й стих целиком: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1: 18 ) . Только как Божественный Логос (Слово) Бог может и общается со всем Своим творением. В Законе Божием сказано: «и сказали: вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое, и глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы, что Бог говорит с человеком, и сей остается жив» ( Втор. 5: 24 ) . Господь Бог не просто собеседует со Своим творением, Он ни на мгновение не прекращает этот диалог. Как и сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, ... далее ...
Толкование Евангелия от Матфея, Часть 2 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... что люди праведные имеют Ангелов хранителей; ибо Давид говорит: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» ( Пс. 33: 8 ) , «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их». А тех, которых охраняют Ангелы, имеющие пред Богом такое дерзновение, что всегда созерцают на небе Бога, – тех, конечно, не должно презирать, если не ради их собственной добродетели, то, по крайней мере, ради их хранителей. «Лице Отца Моего», т. е. Отца Моего (Видят Его не так, как Он есть по Своей сущности, но насколько им возможно. Бога, – говорит, – «никтоже виде нигдеже») Ин. 1: 18 (, не только телесная тварь, но и бестелесная) . Далее представляет и другую основательную причину, почему не должно их презирать. Мф. 18: 11. Прииде бо Сын Человеческий (взыскати и) спасти погибшаго. Пришел Я, говорит, в мир, или вочеловечился, чтобы спасти тех, которые погибли прежде. И если Я так заботился, то каким образом вы будете презирать их? Затем предлагает и притчу, которая показывает величие Его любви. Притча о заблудшей овце Мф. 18: 12. Что вам мнится? Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесят и девять в горах и шед ищет ... далее ...
Воскресные беседы - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... ибо она выветрится, но вера есть – встреча, реальная встреча чего-то самого глубокого в человеке, некоего присущего ему ожидания с тем, на что это ожидание направлено, даже если и не знает этого человек. Об этой встрече, об этом осуществлении ожидаемого и уверенности в невидимом лучше всего сказал блаженный Августин: «Для себя создал Ты нас, Господи, и не успокоится сердце наше в нас, пока не найдет Тебя». А это и подводит нас к третьему, самому таинственному слову нашего исповедания веры: «Я верю в Бога», – это подводит нас к слову Бог. 4 Бога никто никогда не видел ( 1Ин. 4: 12, ср. Ин. 1: 18 ) . Это сказал не атеист и не сомневающийся в своей вере верующий, и не так просто – обыватель, занятый своими делами и для тем возвышенных не имеющий времени. Это сказал апостол Павел, чья страстная, огненная вера сквозь тысячелетия опаляет всякого, берущего в руки его послания. Бога никто никогда не видел. Но что же тогда означает эта извечная вера? На что, на кого она направлена? Что вкладывает человек в это таинственное, самое логически необъяснимое из всех созданных человеком слов? До сих пор, говоря об утверждении «я верю в Бога», я говорил о двух первых словах этого ... далее ...

  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031

Постоянная ссылка на эту страницу: Ин. 1, 18
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"