Ин. 1, 18



  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Жизнь и учение св Григория Богослова, Глава 3 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 17: 23 ) , не с Богом молчащим, но с Богом, открывшимся человеку как воплощенное Слово. Поэтому жертвой Богу со стороны человека должно стать прежде всего слово, которое «священнее и чище всякой бессловесной жертвы»; 565 благодарение Богу должно воздаваться тоже «посредством слова»; 566 прежде всяких других приношений следует почтить Бога словами – «плодоношением праведным и общим для всех, причастившихся благодати». 567 Воплощение Слова дает право человеку говорить о Боге, Которого «не видел никто никогда», но Которого воплотившийся Сын Божий «явил», «изъяснил» (exēgēsato) людям ( Ср. Ин. 1: 18 ) . С тех пор, как Слово Божие изъяснило «неведомого Бога» роду человеческому, на служителей Слова возложена задача продолжать это изъяснение и говорить людям о Боге. Иначе говоря, богослов есть продолжатель проповеднического дела Христа. Человеческое слово не может выразить Бога, однако может вести к Нему; и человеческий разум не способен постичь Бога, однако способен приближаться к Нему. Именно поэтому Григорий считал слово своим единственным богатством, и служение слову – своей главной миссией: Это приношу я Богу, это посвящаю Ему – то единственное, что я сохранил для себя, ... далее ...
Пространный Православный Катeхизис Православной ...Искать в Источникеazbyka.ru
... своего Послания к евреям: «Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори» ( Евр. 1, 1–2 ) . Тот же Апостол пишет к коринфянам: «Глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме... нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия» ( 1Кор. 2, 7–8, 10 ) . Евангелист Иоанн пишет в Евангелии: «Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Ин. 1: 18 ) . Сам Иисус Христос говорит: «Никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти» ( Мф. 11, 27 ) . 15. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПОЗНАВАТЬ БОГА БЕЗ ОСОБОГО ЕГО ОТКРОВЕНИЯ? 1 (исследования) из рассматривания сотворенного Богом мира, но это познание бывает несовершенным и недостаточным и может служить только приготовлением к вере или некоторым пособием к познанию Бога из Его Откровения. «Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество» ( Рим. 1, 20 ) . «Сотворил же есть от единыя крове ... далее ...
Настольная книга священнослужителя, Раздел 13 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... начинается и заканчивается словами о Евангелии и о Предании Церкви, утверждая этим исконную принадлежность иконописного образа Христовой вере и Церкви. В деяниях VII Вселенского Собора есть слова: «Иконописание вовсе не живописцами выдумано, а напротив того, оно есть одобренное законоположение и предание Католической Церкви и существовало еще во времена апостольской проповеди». Такая связь внешнего иконного образа с сущностью православной христианской веры объясняется Лицом Самого Господа Иисуса Христа: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в ведре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ) . В Лице Иисуса Христа было явлено миру «сияние Славы и образ Ипостаси» (Бога Отца) ( Евр. 1, 3 ) . Когда апостол Филипп просил Иисуса Христа: «Господи, покажи нам Отца», Христос ответил: «Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14, 8–9 ) . В Иисусе Христе был дан миру видимый образ невидимого – его икона, Христос восстановил в человеческом естестве тот образ Божий, по которому был изначала сотворен человек: «Слово стало плотью» ( Ин. 1, 14 ) , и в видимых, земных чертах этой плоти запечатлело, явило невидимые духовные ... далее ...
Символика и устройство провославного храмаИскать в Источникеazbyka.ru
... Господа Саваофа, Бога-Отца. Его изображение появляется у нас в Церкви примерно в конце XVI в. в виде композиции «отечество», где в лоне Бога-Отца, имеющего облик седовласого старца, изображены Господь Иисус Христос и Святой Дух в образе голубя. Основываясь на догматах Православия, на апостольских посланиях, на творениях святых отцов, Церковь не признала этого образа. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. было запрещено изображать Бога Отца, ибо Он не имеет никакого тварного вида, или образа, — «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ) . Нельзя изображать в Церкви того, что никогда не принимало вещественного образа, не являло себя в тварном виде. И тем не менее вплоть до наших дней широкое распространение имеют образы Бога-Отца отдельно и в композициях «отечества» и новозаветной Троицы, где в том же облике старца представлен Бог-Отец, и справа от него с Крестом Бог Сын, Иисус Христос, между ними в виде голубя — Дух Святой. Эта композиция пришла к нам из западного искусства, где очень развито произвольное символотворчество, основанное на человеческой фантазии. Первые три ряда иконостаса, начиная с нижнего, ... далее ...
обязан ли Бог творить | Страница 43Искать в Источникеazbyka.ru
... Дамаскин. Отец рождает Сына и изводит Святого Духа от вечности, совершенно духовно и непостижимо для тварного бытия. Иоанна Дамаскина, из сущности рождаемого. Ни Божественная Ипостась единородного Сына Божьего ( Ин. 3: 16, 18; 1: 14 ) , ни Божественная Ипостась Отца не умаляются рождением Сына: «Совершен Родивший, совершенно Рожденное. Родивший Бог, Бог и Рожденный» (св.) Кирилл Иерусалимский (. Рождение Сына есть рождение вечное и неразлучное. Оно никогда не начиналось и не заканчивалось, не означает отделения Сына от Отца. Нераздельно и неразлучно рожденный Сын всегда существует) Ин. 1: 18 пребывает в Отце) Ин. 10: 38 (. Исхождение Святого Духа от Отца) Ин. 15: 26 (есть вечное и ипостасное исхождение. В изведении Святого Духа Отец «сопривнес от Себя все силы, какие в Нем») св. Василия Великого, во всем неотлучен и неотделим от Него. Посредством исхождения от Отца Святой Дух является «собственным» Духом Сына. Он собственен Ему по существу, единосущен Ему через Ипостась Отчую. Ипостасные отношения Сына и Духа явлены опосредованно, чрез Ипостась Отца. Ипостаси Сына и Духа не имеют непосредственного ипостасного отношения. «Отец – Родитель и Изводитель, рождающий и ... далее ...
Евангельская история, Книга 3 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Его ( Евр. 1, 3 ) , – а ты говоришь: покажи нам Отца? Познание отца через воплотившегося сына вполне согласовалось с состоянием учеников, которые, будучи облечены плотью, по немощи человеческого естества не могли созерцать того, кто во свете живет неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может ( 1Тим. 6, 16 ) . и между тем, такое познание не есть только познание образное, потому что и сын не есть только видимый образ отца; напротив, оно есть познание существенное, потому что сын и отец единосущны: в них одна природа, и как сын от века пребывает в лоне Отчи ( Ин. 1, 18 ) , так и отец от века являет себя в сыне. изрекаемые сыном слова и совершаемые дела столько же принадлежат отцу, как и сыну, при единосущии их природы. Не веруеши ли, – продолжал спаситель вразумлять в лице Филиппа своих учеников, – яко Аз во Отце и Отец во Мне есть? глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю; Отец же, во Мне пребываяй, Той творит дела. Господь говорил это не к умалению своего Божественного величия, а для выражения совершеннейшего единения лиц в единстве Божеского существа, и убеждал своих учеников воспринять великую тайну Божества твердою и несомненною ... далее ...
Учение Евангелиста Иоанна о Слове - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... прибавлять свои слова к словам Предтечи? Неужели нужно было подтверждать свидетельство Предтечи своим отзывом? Напротив, Предтеча имел причины продолжить речь. Доселе он не сказал еще, почему надлежало предпочитать Христа Иоанну? Кто таков Иисус сын Марии? Это недосказанное очень нужно было знать ученикам его, и особенно неспокойным. Ст. 31. Грядый свыше над всеми есть... Преимущество Иисуса, недоступное ни для кого, состоит в Его происхождении неземном. Он низшел с неба, – не то, что получает наставление с неба, – Он сам по своему естеству принадлежит не к созданиям: он сый в лоне Отчи ( Ин. 1: 18 ) . Потому Он выше всех, ни в ком и ни в чем не имеет нужды, и может удовлетворять нужды всех. Как сшедший с неба, Он преподает учение небесное, в котором все богатства премудрости и знания ( Кол. 2: 3 ) , тогда как произошедший от земных родителей путем естественного рождения, каков он, Иоанн, принадлежит к земным людям и учение его земное, неважное. Ст. 32. И еже виде и слыша, сие свидетельствует; и свидетельства Ею никтоже приемлет. Новое преимущество Иисуса в твердости и непреложности учения Его. Что видел и слышал Он на небе, то возвещает Он. «Так как – считаем себя ... далее ...
Катехизис — священник Борис ЛевшенкоИскать в Источникеazbyka.ru
... же Бог открыл есть Духом Своим; Дух бо вся испытует, и глубины Божия» ( 1Кор. 2: 7–85 10 ) . «Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал… А нам Бог открыл это Духом Своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божий». С нами говорит именно Бог Дух Святый, а Дух Святый есть Бог всезнающий, знающий все глубины и наши возможности восприятия. Сейчас на нашей стадии развития мы можем воспринять очень много. «Бога никтоже виде нигдеже; единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда» ( Ин. 1: 18 ) . «Бога не видел никто никогда, единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». «Мы знаем, что мы от Бога… Знаем также, что сын пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного…» ( 1Ин. 5: 19-20 ) . «…никто же знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и Емуже аще волит Сын открыта» (Мф. 11. 27) . О Боге мы узнаем из Божественного Откровения, но есть мир, окружающий нас, есть наш разум, есть наша деятельность в этом мире. Спрашивается, неужели у нас нет других способов узнавать что-нибудь о Боге, кроме как из самого Откровения. Конечно, такие способы ... далее ...
Христианская традиция: История развития ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Никее символа, сколько вычленить сделанные собором добавления. Первоначально собор, по-видимому, хотел держаться буквы Писания, например, что Сын «от Бога»; но, когда в качестве доказательства того, что «все от Бога», в смысле сотворено Им, были приведены стихи 1Кор 8и 2Кор 5: 17, епископы на соборе «были вынуждены более отчетливо выразить слова «от Бога " " . Они сделали это двумя формулами: «Единородный, то есть из сущности Отца» и «единосущный [homoousios]». В Евангелии от Иоанна и в Первом Послании Иоанна – особенно если, как полагали многие богословы IV века, правильно другое прочтение Ин 1: 18: «единородный, Бог» – этот термин напоминает техническое наименование; во всяком случае, он подчеркивает уникальность «порождения» Христа Богом. Однако в своем исповедании веры, адресованном Александру, Арий объяснял его, в частности, и так: «совершенное творение Божие, а не один из тварей». Астерий заявлял, что хотя Христа называют «силой Божией», тем не менее «есть много сил, одна за другой сотворенных Им [Богом], среди которых Христос – первородный и единородный». Поэтому в Никейском символе Сын назван «единородным, то есть из сущности Отца» совершенно не в таком смысле, в каком ... далее ...
Знание отчасти и самопознание - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... было бы вообще не в обычае Апостола и не соответствует строю разсуждений его по данному предмету и в данном месте. Но и при таком толковании разъяснение Апостола не имеет надлежащей силы, общепонятности и наглядности. Возникает необходимый и неразрешимый вопрос: какое же познание Бог имеет о человеке? С библейской, и в частности Павловой точки зрения, ближайшего и ясного ответа на этот вопрос не может быть дано. В том же послании выше Апостол выразительно утверждает, что Божиего никто не знает, кроме Духа Божия... ибо кто познал ум Господень (2, 11, 16 ср. Рим. 11: 34 из Ис. 40: 13; Ин. 1: 18, 6: 46 др.) . О дне и часе второго пришествия Христова не знают даже Ангелы и Сын ( Мф. 24: 36; Мк. 13: 32 ) . Приходится поэтому довольствоваться лишь общим и отвлеченным понятием совершенства познания Бога о человеке, как частного проявления совершенств Верховного Существа. Но тогда Апостол ничего бы не сказал нового в этом третьем предложении сравнительно с темою, – он только повторил бы тему, но в менее понятном выражении ( «как и Я познан» вместо: «совершенно» ) . Такое явление – совсем не в характере психологии разсуждений Апостола. Да и мог ли Апостол думать, что его ... далее ...

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Ин. 1, 18
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"